Jk начинал свою уеяшельноспгь как. экономной, но за/йем о опав ил эшу прогрессию, пойому что она слишком fnpyyna .
Макс Планк (1858-1947), основатель квантовой физики
Э/йо ойранно. Л бросил экономическую гйеорию из-за шло, что она слишком проапа.
Бертран Рассел (1872-1970), английский философ, основатель современной математической логики
Экономика - очаровывающая наука, она ууивительна тем, что ее фунуалгентальные принципы очень проайы, их можно записать на оуном листе бумаги, гнем не лгенее их по- нимаюгй немногие.
Милтон Фридмен (1912-2006), английский экономист, лауреат Нобелевской премии
Do niex noft, покуда pyсосал жизнь не вы- раво(пае(п своей национальной экономики, основанной на индивидуальных. особенностях русского грушка, мы будем находиться в процессе иикпания между различными модными учениями, увлекаясь поочередно (по одним, tno другим.
Сергей Юльевич Витте (1849-1915), видный государственный деятель России
Вопрос о роли экономической теории в высшем экономическом образовании вряд ли можно отнести к дискуссионным. Общепризнанно, что экономическая теория является фундаментальной, исходной и ведущей учебной экономической дисциплиной. Овладение ее материалом создает надежную теоретическую базу для изучения отраслевых экономических наук. Поэтому четкое, в современном понимании и сжатое изложение сложных и по большей части спорных положений экономической теории - необходимое условие усвоения понятийно-категориального аппарата экономики. В учебнике поставлена именно такая задача.
Предлагаемый учебник написан в первом десятилетии XXI в., в который человечество вступило, опираясь на потенциал, тенденции и традиции, сформировавшиеся в XX в. Это эпоха новых, кардинальных изменений во всех сферах человеческой жизни, и прежде всего в экономической. Экономическая теория как наука, связанная с практикой, отражает эти процессы.
Современная экономическая теория представляет собой определенный синтез идей различных экономических школ и направлений: это и классическая политическая экономия, и марксизм, и неоклассика, и кейнсианство, и институционализм. И это закономерно. Экономическая наука быстро развивается, как и весь экономический мир. В России в конце XX в. был осуществлен решительный прорыв в огромный мир экономических идей, накопленных мировой наукой после выхода работ К. Маркса. Отпала необходимость в обязательном осуждении всех буржуазных экономических теорий, наоборот, их стали глубоко изучать, а иногда даже превозносить. Однако быстро выявились и недостатки нового подхода к изучению экономики как науки, ибо западные учебники были написаны применительно к условиям развитой рыночной экономики, что не соответствовало экономике огромной реформируемой в то время страны. Исходя из опыта прошлого, авторы стремятся раскрыть современную концепцию экономической теории с учетом российской специфики, особенностей восприятия рыночного механизма людьми, выросшими в условиях неприятия западной идеологии рыночных отношений.
Кроме того, невозможно игнорировать и тот факт, что начало XXI в. характеризуется новыми процессами повсеместной трансформации экономических систем, возникновением постиндустриального, неоинформационного общества, экономики знаний, образования, переходной экономики. К таким процессам относятся глобализация, информатизация, компьютеризация, технологический взрыв и т.д., они еще не получили достаточного освещения в новейшей экономической теории. Данные трансформационные изменения экономики сопровождаются концентрацией исследований на проблеме человека, процессом постановки человеческих знаний, навыков, интеллекта и творческих способностей в центр экономической системы. Эти аспекты авторы рассмотрели в настоящем учебнике.
При этом сделан акцент на необходимость изменения мышления людей, мышления, корнями уходящего на несколько поколений в идеи планового хозяйства, формирования нового экономического мышления, присущего не просто рыночной экономике, а экономике нового типа, впитавшей в себя признаки указанных выше глобальных мировых трансформаций. В условиях «новой экономики» способность не просто к творческому мышлению, а к нестандартному видению, неординарным решениям и действиям, нововведениям, лидерству - вот главные требования к специалистам. Ведь не зря же основной характеристикой «новой экономики», отличающей ее от уже существующей, называют «власть гениев», «власть мозгов», т.е. власть новых идей. В этом случае на первое место выступают теоретические знания, способствующие развитию мыслительного аппарата. Научить размышлять самостоятельно на основе анализа различных учений, теорий и взглядов ученых-теоретиков становится первейшей задачей при изучении и преподавании курса экономической теории.
Одной из целей написания данного учебника является популяризация экономической науки в обществе. Учебник предназначен не только для студентов и преподавателей экономических вузов, он полезен всем, кому интересна экономика. Ведь цель этой науки состоит в том, чтобы расширить спектр возможностей и выбора, доступных каждому человеку в повседневной жизни, в том, чтобы помочь как можно большему числу людей в достижении благополучия. Экономика стремится обеспечить высокое качество жизни во всех аспектах, а не только в финансовом. Ведь экономический образ мысли является особым подходом к пониманию мира, который можно использовать практически в любой ситуации, затрагивающей как отдельных людей, так и компании, отрасли промышленности, государства. Каждому активному гражданину необходимо овладеть навыками экономического мышления. Чем больше людей смогут принимать решения в повседневной деятельности, тем выше будет уровень жизни каждого и тем богаче будет наша страна.
Авторы продолжают совершенствовать учебник и будут признательны всем, кто сочтет возможным высказать свои мнения, пожелания и замечания по адресу: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
Лекция 1Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук. Вместе с тем, как справедливо отмечал Дж. М.Кейнс, экономическая теория - не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям. В условиях становления и развития рыночных отношений возрастает интерес и потребность в познании теоретических основ рыночного механизма, мотивации поведения хозяйствующих субъектов, эффективного и рационального использования ресурсов, результативной деятельности отдельной фирмы, отрасли.
Данное учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс "Экономическая теория". Оно имеет следующую структуру: программа курса; проблемно-тематические и тестовые задания. Для того чтобы изучение курса было осознанным, чтение текста конспекта лекций должно сопровождаться выполнением проблемно-тематических и тестовых заданий. Их основное назначение - функция самоконтроля, что позволит студентам адекватно оценить собственные знания.
Изучение дисциплины «Экономическая теория» способствует формированию системы знаний о явлениях и процессах экономической жизни общества, о методах и инструментах исследования этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем.
Цель изучения дисциплины «Экономическая теория» - сформировать у студентов научное экономическое мировоззрение, умение анализировать экономические ситуации на разных уровнях поведения хозяйственных субъектов в условиях рыночной экономики.
Учебная задача. Теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей. Приобретение ими практических навыков анализа ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и денежной массы, а также решения проблемных ситуаций на микро- и макроэкономическом уровнях. Ознакомление с текущими экономическими проблемами России.
Зарождение экономических идей относится ко времени возникновения человека. Истоки же экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV-III вв. до н. э.), "Артхашастра" (II в. до н. э.), вавилонские "Законы царя Хаммурапи" (XVIII до н. э.), древнекитайская "Книга перемен" и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.
Вершина доклассического этапа развития экономической мысли связана с деятельностью античных мыслителей. Взгляды древнегреческих философов Ксенофонта (430-354 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) можно характеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Например, здесь рассматривались такие вопросы как стоимость и цена товара, полезность, меновые отношения, функции денег и др. Считается, что сам термин "экономика", обозначающий учение о ведении хозяйства, был введен в научный оборот Аристотелем. В Древнем Риме особое значение получили проблемы прикладного, прежде всего аграрного характера.
Христианство изменило оценку хозяйственной деятельности. Оно объявило труд необходимым и святым делом. Этические нормы поведения были перенесены схоластами в описание экономики. Поэтому экономическая доктрина средневековья оказалась скорее сводом норм и правил общественной жизни, чем обобщением реальной хозяйственной практики.
Как наука экономическая теория возникает в XVI-XVII вв. Истоками ее классического периода стало развитие меркантилизма (от итальянского «мерканте» - торговец), который, по утверждению Т.Негиши, представляет собой не теоретическую школу, а систематизированную политику, направленную на создание сильных централизованных национальных государств в условиях, сложившихся после развала средневековой системы организации промышленности и торговли. Главной заботой меркантилистов явилось нахождение способов, с помощью которых государство могло бы добыть себе золото и серебро, считавшиеся главными из богатств. Наиболее известными из них стали запрещение вывоза драгоценных металлов из страны и импорта товаров.
Особую популярность среди меркантилистов имели английский экономист Томас Ман , признававший единственным источником богатства торговлю, и французский исследователь Антуан де Монкретьен , который в 1615 г. ввел в употребление термин «политэкономия», что означало «управление государственным имуществом города».
В середине XVIII начинают формироваться собственно экономические школы. Физиократы (от греческого «власть природы») отвергали учение меркантилистов, считая, что источником богатства является превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Виднейшим представителем этой школы был Франсуа Кенэ (1694-1774), который в своих «Экономических таблицах» сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства. Переходным мостиком от меркантилистов и физиократов к классической политэкономии стали работы Вильяма Петти (1623-1686). Широкую известность получило его изречение «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать».
Адам Смит и Давид Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии. Ее основная идея - либерализм, минимальное государственное вмешательство в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции, которое А. Смит назвал «невидимой рукой». Классики политэкономии заложили основы трудовой теории стоимости и учения о доходах, постарались раскрыть экономические законы развития современного им общества.
Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки, поставив главные проблемы и предложив основные методы исследования. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К. Маркс и Ф. Энгельс в середине XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм . Их идеи, рассматривающие законы развития капитализма и концепцию социализма, оказывали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1980-х гг.
Параллельно с марксизмом была сформулирована теория маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914). Маржинализм в отличии от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.
В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX- начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кейнсианское и институционально-социологическое.
Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М.Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899-1992)).
Основателем кейнсианского направления является Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). В его работах было дано важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики.
Родоначальником институционально-социологического направления является Торстейн Веблен (1857-1929). Название концепции происходит от латинского «институтиум»- учреждение, организация, установление. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, включающую совокупность экономических и внеэкономических факторов и отношений.
Современная экономическая теория, являясь наследницей богатейшего знания, не отбрасывает ничего из того, что внесли в нее экономисты прошлых веков. Она продолжает их идеи, дополняя или уточняя научный анализ, поэтому этот этап развития экономической науки принято связывать с формированием новой парадигмы. Под ней понимается система основополагающих предпосылок, методов исследования, принятых в науке, а также представления ученых о способах решения поставленных проблем. Современная парадигма предусматривает возможность синтеза, а не противопоставления различных экономических школ и направлений анализа.
Многие современные экономисты сделали выдающиеся открытия в теории, которые нашли свое применение на практике и способствовали совершенствованию воздействия на экономическое развитие. Свидетельством тому является ежегодное присуждение Нобелевской премии - высшей научной награды. Нобелевские премии по экономике присуждаются с 1969 г., и в настоящее время их насчитывается свыше 30. Среди лауреатов премии - П.Самуэльсон, В.Леонтьев, М.Фридмен, Л.Канторович, К.Эрроу, Дж.Хикс, Г.Саймон, Р.Соллоу, Дж.Бьюкенен, Я.Тинберген, С.Кузнец и другие видные экономисты современности.
Элементы экономических знаний накапливались с глубокой древности. В трудах древнекитайских мыслителей: Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.), философ Сюнь Цзы (III в. до н.э.). Древнеиндийские «Законы Ману» (IV - III в. до н.э.). Древнегреческие мыслители Ксенофонт (ок. 430 - 355 гг. до н.э.), Платон (428 - 348 гг. до н.э.), Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.). Термин «экономика» в научный оборот был введен представителями древнегреческой экономической мысли (Ксенофонтом) в IV веке до нашей эры. Дословный перевод термина означает: искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. Под домашним хозяйством понималось частное хозяйство. Экономические знания древних мыслителей содержали представления о хозяйственном устройстве, методах управления хозяйством в условиях частного хозяйства. Но возникновение экономики как науки, т.е. систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономических систем, относят к XVII - XVIII в., периоду становления капитализма, характеризовавшегося:
Эти процессы вели к становлению рыночной системы хозяйствования, образованию народного хозяйства, что требовало научного исследования и систематизированного описания хозяйственной деятельности людей, вызвало появление первых научных экономических школ, к которым относятся: меркантилизм, школа физиократов, классическая школа, марксизм, маржи- нал изм.
Меркантилизм - первая экономическая школа (представители А. Мон- крстьсн, Т. Мен, Ж.Б. Кольбер, Дж. Локк). Теория возникла в период зарождающегося капитализма, раннего этапа первоначального накопления капитала. Начиная с XIV в. до начала XVII в. в экономике происходило постепенное вытеснение натурального хозяйства товарным. Решающее значение в обществе приобретает торговый капитал. Меркантилисты (XV - XIX вв.) выражали интересы торговцев.
Антуан Монкретьен ввел в научный оборот термин «политическая экономия» с выходом его книги «Трактат политической экономии» в 1615 г. Политическая экономия дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства (нс в отдельном рабовладельческом или городском хозяйстве, как у Аристотеля, а именно в государстве). Появление данного термина в то время обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и во внешней торговле. Меркантилисты обосновывали необходимость протекционистской роли государства по отношению к отечественному купечеству. Приток денег в страну на основе неэквивалентного обмена, по их мнению, требовал поощрения и поддержки со стороны государства, а их отток из страны - ограничения. Основными объектами исследования меркантилистов были сфера обращения, торговля, а экономика, хозяйство рассматривались как объект государственного управления. Источник богатства у меркантилистов - внешняя торговля, за счет неэквивалентного внешнеторгового обмена, т.е. сфера обращения. Само богатство они отождествляли с золотыми и серебряными деньгами. Отсюда и название данного учения, ибо меркантильный в переводе означает денежный. Меркантилисты - первооткрыватели категории капитал. Торговый капитал был первой обособленной свободной формой капитала, приносящей и товары и доход. Они отождествляли деньги и капитал.
Поздние меркантилисты уже понимали значение внутреннего производства (обрабатывающей промышленности) для процветания страны: стимулирование национального производства активизирует внешнюю торговлю.
С развитием капитализма торговый капитал перестал быть преобладающим в жизни общества, а торговля перестала считаться главным источником богатства. Ее место заняла сфера производства. С середины XVII века капиталистическая экономика переходит с мануфактурной на машинную основу развития. Не все мыслители-экономисты считали деньги единственной формой богатства, а их источником - сферу обращения, торговлю. Экономическая мысль стала обращаться к анализу производства.
Физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо, П. Буагильбер). «Физиократия» - власть природы. Школа физиократов сформировалась во Франции в середине XVIII в. Основатель этого направления Франсуа Кенэ (1694 - 1774), основная работа «Экономическая таблица» (1758). Источником богатства физиократы считают производство, а не обмен. Но сферу производства они отождествляли лишь с сельским хозяйством и перенесли исследование о происхождении прибыли из сферы обращения в сферу сельскохозяйственного производства. Сила природы и труд свободного крестьянина являются создателями богатства. Истинным богатством являются нс деньги, а сырые продукты, пригодные для пользования человека. Деньги для них выполняли лишь функцию обращения, сами по себе они «бесплодны». Ремесленников и промышленников они считали непроизводительным классом, т.к. тс лишь преобразовывали продукты сельского хозяйства и нс участвовали в создании «чистого продукта», т.с. нового богатства. Взгляды физиократов на капитал отражали эпоху раннего мелкотоварного производства при определяющей роли земли и сельскохозяйственного труда: это средства, вложенные в сельскохозяйственное производство.
Классическая политическая экономия окончательно и всеобъемлюще перенесла исследования в сферу производства, положила начало трудовой теории стоимости. Предметом исследования становится материальное производство и повышение его эффективности. Наиболее яркие представители - Уильям Петти (1623 - 1687), Адам Смит (1723 - 1790), Давид Рикардо (1772 - 1823). Их основные работы - У. Петти «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Кое-что о деньгах», «Политическая арифметика»; А. Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776); Д. Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) - сформировали экономику как науку, заложили основы современной экономической теории.
Учение Уильяма Петти является как бы переходным мостиком от меркантилизма к классической науке. Во второй половине XVII века Уильям Петти высказал мысль, что источником общественного богатства служит труд и земля, что богатство народа может возрасти и без увеличения денег. Он первым выдвинул трудовую теорию стоимости.
Адам Смит вошел в историю как основоположник классической политической экономии. Он превратил эту науку в стройную систему знаний: разработал важнейшие категории трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда, как условия повышения его производительности, создал учения о доходах, принципы построения налоговой системы. Ввел деление общества на классы - наемных рабочих, капиталистов, земельных собственников. А. Смит трактовал прибыль как «вычет из продукта труда рабочих». Капитал А. Смит характеризовал как накопленный труд, как запас вещей или денег. Производственный капитал - это капитал, занятый в материальном производстве вообще, а не только в сельском хозяйстве. Он считал богатством совокупность предметов, удовлетворяющих потребности людей, основным источником богатства - труд человека, а капитал - существенным условием для «применения труда». Основным двигателем экономической жизни А. Смит считал не деньги, не силы природы, а труд человека, приложенный к материалам, доставляемым природой.
Давид Риккардо показал, что в основе доходов различных классов (заработная плата, прибыль, процент, рента) лежит труд рабочего, раскрыл механизм дифференциальной ренты. Им предложены учения о благе, стоимости, издержках производства, ценообразовании, распределении доходов, сравнительных преимуществах международного разделения труда. Д. Рикардо определял капитал следующим образом: «Капитал есть та часть богатства страны, которая потребляется в производстве и состоит из пищи, одежды, инструментов, сырых материалов, машин и прочего. Необходимых, чтобы привести в движение труд». С точки зрения классиков английской политической экономии капитал трактуется как категория вечная, присущая всем временам и народам.
В трудах классиков объединены экономические и социальные аспекты общественного развития: исследования производственных отношений проводились в тесной связи с производительными силами - развитием земледелия, мануфактуры, промышленности.
Во второй половине XIX века политическая экономия распалась на два направления: марксистское (пролетарское) и буржуазное.
Пролетарская политическая экономия стала продолжением классической политической экономии. Карл Маркс (1818 - 1883) совместно с Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма или теория научного социализма (коммунизма). Главный труд К.Маркса «Капитал» (т.1 - 1867г.) сделал его одним из величайших экономистов мира, наряду с А. Смитом. К. Маркс сформулировал учение об общественных экономических формациях, причинах их смены, раскрыл законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения (противоречия). Маркс отводил решающую роль экономическим отношениям в формировании общества и государства. Он открыл определяющую роль материального производства в их развитии, исследовал сущность наемного труда. Разработал теорию воспроизводства и экономических кризисов, цены производства, учение о двойственном характере труда, воплощенном в товаре; сущности наемного труда, раскрыл сущность абсолютной ренты.
К. Маркс исследовал капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, экономические законы капитализма. Теория прибавочной стоимости - главное в учении Маркса. Ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата. Прибыль - это превращенная форма прибавочной стоимости, рассматриваемая как порождение всего авансированного капитала. Присвоение части неоплаченного труда наемных рабочих - один из важнейших законов функционирования рыночного хозяйства, источник увеличения богатства капиталистов. Марксистская теория трактует стоимость как результат только труда в его абстрактном выражении.
К. Маркс в работе “Капитал” так определяет богатство капиталистической формации: «Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, является огромным скоплением товаров, а отдельный товар - его элементарной формой. Товар есть внешний предмет - вещь, которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу се свойств».
Капитал неотделим от тех общественных отношений, в которых осуществляется предпринимательская деятельность. К. Маркс подошел к трактовке капитала как к категории социального характера. По Марксу капитал является стоимостью, приносящей прибавочную стоимость , т.с. представляет собой самовозрастающую стоимость за счет присвоения неоплаченной части рабочего времени наемных рабочих. Никакая ценность не является сама по себе капиталом. Чтобы стать им, она должна служить средством самовозрастания богатства в той или иной форме. Главным критерием са- мовозрастания богатства является его рост нс на основе личного труда владельца.
Процесс накопления капитала закончится гибелью капитализма в результате обострения классовой борьбы, т.к. противоречия капитализма столь серьезны (между пролетариатом и капиталистами, накоплением и потреблением, организацией труда на отдельном предприятии и анархией в масштабе общества), что рыночный механизм не сможет с ними справиться. Экономическое учение К. Маркса носит классовый характер, отстаивая и защищая интересы трудящихся.
Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия – наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Ее целью было воспитание достойных граждан. "Ойкос" (дом, хозяйство) и "номос" (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. Термин "экономия" впервые предложен Ксенофонтом . Встречается он и у Арис тотеля (384-322 гг. до н. э.) в рамках учения о справедливости (Аристотель. "Политика").
В современных условиях термин "экономика" имеет следующие значения:
народное хозяйство данной страны или его часть, включающая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства и т.д.); хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (региональная экономика, мировая экономика, экономика России и т.д.);
научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности людей, ее законов и закономерностей (теоретическая экономика, политическая экономия), некоторых условий и элементов производства (экономика народонаселения, труда, управления и т.д.), отдельных отраслей и видов хозяйственной деятельности (экономика животноводства, образования и т.п.).
учебная дисциплина, занимающаяся доведением до обучаемых при помощи методических приемов учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний.
Э кономика – это хозяйственная система, обеспе чивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.
Значение, экономической теории заключается не в том, что она является набором уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной практике и политике, а в том, что она, по словам Дж. Кейнса, служит методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогает тому, кто владеет ею, приходить к правильным выводам и заключениям.
Среди подходов к определению структуры экономической науки в XX веке можно отметить выделение «нормативной и позитивной экономической науки». Нормативные экономические исследования подразумевают создание определенных правил, норм, предписаний для практикующих экономистов и управляющих, т. е. отражение того, какой «должна быть» экономика.
Напротив, позитивный подход предполагает описание существующего положения в экономической сфере, констатацию того, «какова есть» экономическая система.
Современная учебная программа по «Экономической теории», исходя из требований государственного стандарта высшего профессионального образования РФ, включает в себя политическую экономию, историю экономических учений, микроэкономику, мезоэкономику, макроэкономику, переходную экономику и мировую экономику.
При этом основу программы составляет политическая экономия и экономикс.
Исторически сложилось, что под термином политическая экономия подразумевалось изучение социально-экономических отношений. Момент ее возникновения связывают с трудами представителей английской классической школы (А. Смит. Д. Рикардо и др.).
Экономикс возник в последней трети XIX в. Оно было создано усилиями ученых Австрии, США, Англии и др. стран (К. Менгер, О. Бем-Баверк и др.)
Социально-экономические отношения – это хозяйственные связи между большими социальными группами, отдельными коллективами и членами общества. Они имеют своим главным содержанием определение формы собственности на условия и плоды производственной деятельности. Они включают три значительных их вида: отношения собственности, социально-экономические отношения в производстве, социальные отношения распределения благ и услуг.
Экономикс представляет собой изучение организационно-экономических отношений.
Организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение, обмен и потребление невозможны без определенной организации.
В связи с этим организационно-экономические отношения подразделяются на три крупных вида (которые включают в свою очередь соответствующие конкретные формы): кооперация труда (совместное изготовление продуктов, укрупнение размеров предприятий, их постоянное сотрудничество и объединение) и разделение труда на его отдельные виды; формы организации хозяйственной деятельности (натуральное и товарно-рыночное хозяйство); управление экономикой (стихийно-рыночное и государственно-плановое регулирование).
Необходимо отметить, что социально-экономические и организационно- экономические отношения очень значительно отличаются друг от друга.
Так, социально-экономические отношения являются специфическими : они свойственны только одной исторической эпохе или одному общественному строю (например, первобытно-общинному, рабовладельческому, феодальному и др.). Поэтому они имеют исторически преходящий характер. Социально-экономические отношения меняются в результате перехода от одной конкретной формы собственности к другой.
В отличие от этого организационно-экономические связи существуют, как правило, независимо от социально-экономического строя. Они являются по существу общими элементами экономики всех стран. Например, в разных общественных устройствах могут успешно применяться одинаковые формы хозяйственной организации (фабрики, комбинаты, предприятия сферы услуг и др.).
В XX в. между политической экономией и экономикс развернулось острое противоборство, которое разрушило их единство и взаимодействие. Во многом это было вызвано использованием политической экономии в целях обоснования политического строя в СССР и других социалистических государствах и экономикс – для подкрепления капиталистической идеологии в странах Запада.
На сегодняшний момент, этого противоборства не существует. Это связано с исчезновением звеньев хозяйственных отношений, которые вели к противоборству политической экономии с экономикс. Одновременно возникли тенденции к их определенному сближению. Так, политическая экономия, оставаясь общественной наукой, пополнилась изучением организационных связей в экономике, а в экономикс стали дополнительно рассматриваться социально-экономические отношения между людьми.
Поэтому современную политэкономию и экономикс зачастую воспринимают как понятия синонимы.
В середине прошлого века под влиянием исследований англичанина Дж. М. Кейнса и американца П. Самуэльсона наиболее принятым в экономической теории стало выделение в ее рамках 2 основных разделов: микро- и макроэкономики.
Микроэкономика, как это видно из названия, занимается изучением экономической деятельности небольших хозяйственных субъектов: домашних хозяйств и предприятий.
Макроэкономика была задумана как раздел науки, посвященный анализу деятельности групп отраслей экономики и всего государства.
Разумеется, всякое деление, классификация являются делом в достаточной степени условным. В данном случае это проявляется в том, что многие проблемы оказались на пересечении «интересов» микро- и макроэкономики. Например, кейнсианский анализ склонности к потреблению и сбережениям может быть проведен в рамках как одного, так и другого раздела. Также неясно, почему рынок труда принято анализировать в рамках микроэкономики, а глава о безработице является атрибутом любого макроэкономического опуса.
Долгое время макроэкономика и микроэкономика являлись практически не связанными между собой отраслями экономического знания: «отсутствие ясной взаимосвязи между макроэкономикой и микроэкономикой долгое время было источником беспокойства среди экономистов; бесчисленные студенты жаловались на «шизофреническую» природу дисциплины, две основные ветви которой имели столь радикально различающиеся взгляды на мир».
Очевидным является и факт недостаточности подобного структурирования для охвата всех экономических проблем. Так, в последние годы в качестве промежуточного звена между микро- и макроэкономикой выделяется «ме зоэкономика», в рамках которой изучаются аспекты хозяйственной деятельности отдельного региона и отрасли.
В отдельный раздел обособляется « мегаэкономика», имеющая объектом исследования экономику мирового сообщества в целом.
В общей системе наук общая экономическая теория осуществляет определенные функции.
Прежде всего, она выполняет познавательную функцию , так как должна изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества.
Вторая функция общей экономической теории – практическая (прагматическая) – разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической стратегии осуществления реформ экономической жизни и т.д.
Третья функция общей экономической теории – прогнозно-прагматическая, предполагающая разработку и выявление научных прогнозов и перспектив общественного развития.
Эти функции экономической теории осуществляются в повседневной жизни цивилизованного общества. Экономической науке принадлежит огромная роль в формировании экономической среды в определении масштабов и направлений экономической динамики, в оптимизации отраслевых структур производства и обмена, повышении общего жизненного уровня населения в национальных масштабах.
От экономической теории следует отличать экономическую политику.
Экономические теории развивались в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной практикой, но они остаются лишь инструментом осмысления экономической действительности и прогнозирования ее динамики.
Экономическая политика – целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп, и направлена на укрепление национальной экономики.
Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономических проблем и приведением в действие их механизмов. Политики, пользуясь экономической теорией, должны считаться также с культурным, социальным, правовым и политическим аспектами решаемой проблемы, если хотят, чтобы проводимая ими политика была успешной. Осуществление задач экономической политики может привести к изменению экономической системы, ее совершенствованию, что находит отражение в последующем развитии экономической теории.
Выделение функций экономической теории позволяет определить ее место среди других экономических наук (рис.1).
Рис. 1. Место экономической теории в системе экономических наук
При определении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять: сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования – экономические явления; субъект исследования – человек, группа людей, государство; предмет исследования – жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства, их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся. При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории – не просто дать описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. представить систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.