Creativenn - Портал рукоделия

Всем большой привет! Снова на страницах этого блога с вами Владимир Раичев. Друзья, как вы знаете, меня интересует тайна гибели Титаника. Я писал об этой мистической истории и . Но до сих пор во всей этой истории очень много странного.

Об этом корабле писалось уж столько, что, кажется, нет наверно журнала или газеты, которое возвращается к этой теме вновь и вновь... Легендарный «Титаник» до сих пор не обделён вниманием – о нём говорят, спорят, размышляют и выдвигают новые версии его гибели.

Одно известно точно – виновник гибели именно айсберг. Примерный ход событий тоже более-менее обывателям разъяснён, но есть ещё немало вопросов. К примеру, есть масса вопросов к тем, кто оказался не так далеко от места затопления.

Судебный процесс над капитаном корабля «Калифорния»

Если бы судна, которые были не так далеко прибыли бы к «Титанику» как можно быстрее, то наверняка было бы спасено намного больше пассажиров. Но всё случилось иначе. Один капитан судна «Калифорния» был осуждён за то, что не смог или не захотел оказать помощь тонущим. Правда, спустя практически пятьдесят лет, это обвинение было с него снято. Но только представьте, каково жить с таким обвинением.

Как же его оправдали? Просто смогли доказать, что капитан «Калифорнии» не смог бы даже при самом большом желании рассмотреть, что же происходит с «Титаником», по самой простой причине – они друг от друга были довольно далеки.

Именно доказав наличие этого большого расстояния капитан был оправдан. Но тут же была выдвинута новая странная загадка: всё дело в том, что оба эти корабля видели ещё одно судно!

Какое судно было рядом с «Титаником»?

Да, по документам суден выяснилось, что на «Калифорнии» глядя на это судно, думали, что это «Титаник», а на «Титанике» думали, что видят вдали именно «Калифорнию». Вот она путаница! И потому на «Калифорнии» слишком поздно поняли что «Титаник» тонет.

Кстати, наличие третьего судна между этими кораблями документально подтверждено. Но доказать этот факт никак не могут – вот ведь парадокс! В корабельных журналах обоих кораблей есть записи о том, что имеется наблюдение за неизвестным судном, но какое это судно и что оно там делало на момент катастрофы не понятно до сих пор.

Не понятно и поведение судна. По этим же журналам вычислили маршрут этого таинственного судна и он был весьма странен: то судно на полном ходу практически направлялось к месту бедствия, то вдруг вставало на дрейф и по факту уже и не торопилось спасать людей.

А потом и вовсе уплыло в совершенно другую сторону. Доказав наличие третьего судна, спустя 50 лет, оправдали капитана «Калифорнии», но остался вопрос о том, что же это был за таинственный корабль. Ответ на этот вопрос до сих пор не нашли.

А я сегодня с вами прощаюсь, желаю вам легкого трудового понедельника и хорошего настроения. Не забывайте оформить подписку на новости моего блога — впереди много интересного. Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях, уверен, что им будет интересна эта статья. До новых встреч, пока-пока.

Корабль, который прожил всего 4 дня, уже сто с лишним лет не может раскрыть тайну своей гибели. Какие только, на первый взгляд, безумные идеи не приходят в голову современных исследователей, начиная с нападения на корабль НЛО и заканчивая открытием временно-пространственных порталов.

Начнем с того, что множество гипотез сводится к одному и тому же: Титаник просто был обречен на свою гибель. И на это указывало сразу несколько предпосылок:

1. В первую очередь, название судно связано с могучими титанами, которые посмели пойти против богов Олимпа. Мало того, один из помощников капитана утверждал, что находится на корабле полностью безопасно, так как на тот момент он являлся самым непотопляемым кораблем.

Моряки сами по себе очень суеверны, поэтому многие из них считали, что это водяной дух или сам бог морей и океанов погрузил на дно гигантское судно. Бытует мнение о том, что и к кораблю, и к морю нельзя относиться пренебрежительно, иначе тот или другой обязательно вас погубит.


2. Ходили слухи, что во время ускоренного строительства «Титаника» в корпусе последнего был заживо замурован один из строителей, однако доказательства данного случая не были найдены.


3. Перед самым отплытием в одном из отделений судна начался пожар. Было принято решение о том, чтобы продолжить плавание. Появлялись заявления о том, что вспыхнувший пожар удалось потушить незадолго до столкновения с айсбергом (официальная и более популярная версия гибели корабля).


4. Совсем невероятным считается версия о том, что в серийный номер судна был вложен секретный антихристианский код. Это число состояло из следующих цифр. Если его прочитать на бумаге в зеркальном отражении, то явственно можно увидеть надпись «No Pope», что в переводе с английского означает «Нет Папе Римскому». Таким образом, «Титаник» стал жертвой божественного возмездия.

5. Некоторые из выживших пассажиров и членов экипажа утверждали, что за несколько дней до отплытия или во время рейса им снилось, что корабль пошел ко дну, а они пошли вслед за ним. По данной причине многие люди отказались от довольно дорогостоящей по тем временам поездки. Однако в числе везунчиков оказалось много очень состоятельных людей, знакомых друг с другом. Данный факт настораживает, и сама собой появляется мысль о чудовищном заговоре в кругу влиятельных людей.


6. Также есть предположение о том, что корабль попал во временно-пространственную дыру. О «кротовых норах» еще говорил легендарный физик Альберт Эйнштейн. Имелись также некоторые гипотезы, что именно в месте гибели «Титаника» могло возникнуть некое подобие Бермудского треугольника.


Пока что исследователи, поддерживающие подобную теорию, верят в такую возможность лишь по двум причинам: из-за появления фантома SOS-сигнала от «Титаника» и из-за неподтвержденных случаев о спасшихся пассажирах спустя несколько десятилетий. Одной из таких счастливчиков оказалась Винни Коутс, которую сняли с ледника в 1990 году.

Женщина утверждала, что она спаслась с Титаника этой ночью и нужно помочь остальным людям, потерпевшим бедствие. Однако, все источники, которые рассказывают эту историю, почему-то молчат, что на самом деле Винни Коутс умерла в 1960 году. Биографию женщины можно прочитать здесь.


7. Самая интересная версия гибели «Титаника» основана на том, что гигантский лайнер принял на свой борт опасный груз. По некоторым данным это было оружие и взрывчатка, из-за которых могли возникнуть взрывы, ускорившие затопление корабля.


Некоторые исследователи считают, что на самом деле «Титаник» перевозил драгоценности и золото. Джордж Морган, будучи руководителем американского банковского дома в последний момент отказался от поездки. В своих мемуарах последний описывал, что об опасном грузе знал капитан Эдвард Смит, несмотря на то, что в океанских водах ходили немецкие пираты.


А вот журналист Авраам Гольц согласился отправиться в рейс. Подозрительный товар был замаскирован оружием и боеприпасами. Во всех местных газетах сразу после трагедии писалось именно об этом виде груза. Однако Гольц в отличие от своих коллег заметил в письме капитана Смита небольшое упоминание о том, что груз обладал блеском, «навевающим смертельную тоску».

Что касается последнего пункта, то некоторые исследователи не согласны ни с оружием, ни с драгоценными металлами. Одни считают, что корабль перевозил урановую бомбу, созданную легендарным физиком Николой Тесла. Другие же придерживаются мнения о том, что возле капитанского мостика находилась гробница египетской жрицы-прорицательницы. Именно из-за ее чар капитан решил не снижать скорость в то время, когда все близлежащие суда твердили о приближении ледников.

Никола Тесла

Было ли это проклятье Египта или просто выдумка – мы об этом уже вряд ли узнаем. Только странно лишь одно: почему капитан, только что вышедший на пенсию, согласился идти в рейс на судне с таким странным названием. Да и еще решил погибнуть вместе с ним. Может это всего лишь дань традициям?


Если рассуждать о «кротовых норах», то данная гипотеза не совсем лишена смысла, так, например, на дне было найдено ружье капитана, которое было создано в 1928 году. Также был поднят чемодан, полный банкнот 1996 года выпуска. В 1991 году в водах Атлантики был поднят мужчина с седой бородой, называвший себя Эдвардом Смитом. Также в спасательном кругу с названием «Титаник» был спасен маленький ребенок. Однако насколько правдоподобны эти случаи – неизвестно.


Порой, выдвигаются версии о том, что судно было вспорото лазером инопланетян. Именно огни от прожекторов корабля пришельцев были видны спасшимся пассажирам. Однако кроме предположений мы не имеем никаких косвенных фактов о реальности этого случая.

Если самой популярной версией гибели «Титаника» является встреча корабля с огромным айсбергом, то вторым наиболее распространенным вариантом стоит считать атаку судна вражеской торпедой. Те, кто поддерживают такой исход событий, говорят о том, что если судно перевозило нечто ценное, то немецкие корабли именно по этой причине могли атаковать «Титаник». Кстати, что касается вышеуказанных огней, то они могли исходить от вражеского судна, скрывшегося во тьме. Тогда можно было бы объяснить ситуацию, в которой близлежащие корабли не пришли на помощь гибнущим людям.


В 2002 году после подводных исследований американцев было сказано о нескольких пробоинах в корпусе «Титаника», очень похожих на следы от торпед. Однако если вспомнить слова известного путешественника Жака Ив Кусто, то в них не было ни слова о таких повреждениях. Французский исследователь, наоборот, поставил под сомнение версию об атаке торпед, указав на характер нарушений корпуса. Края их находились снаружи, а не внутри. Тут больше нужно склоняться к взрыву, происшедшему изнутри судна.


Есть еще один момент, который стоит все-таки осветить в этой статье. Бытует мнение о том, что перед самой гибелью люди видели не только вещие сны, но и легендарный Летучий голландец, мирно дрейфующеий близ «Титаника». Как гласит легенда, тот, кто увидит этот корабль-призрак, очень скоро тоже погибнет в водной стихии. Еще раз отметим, что моряки, как правило, очень суеверны, поэтому многие из них подтверждают, что Летучий голландец для обреченных кораблей считается неким посланником смерти, и что появиться он может в любом районе морских путей.


Официальная версия о леднике также таит в себе немало тайн и загадок. Во время всего рейса опытными морскими офицерами было допущено столько роковых ошибок, что такое стечение обстоятельств можно смело назвать судьбой. Сначала рейс не отложили из-за возгорания, начавшегося перед самым отплытием. Такое решение было принято либо из-за ценности перевозимого груза, либо из-за приказа Джорджа Моргана, руководителя судоходной компании.

Д. Морган

Далее судно неслось на всех парах, нарушая все правила безопасности, даже в районе повышенного скопления ледников. Быть может, спешка была связана с пожаром, который в любой момент мог вызвать оглушительный взрыв на корабле. Возможно, столкновение было намеренным, чтобы скрыть бесчисленные нарушения членов экипажа.


Только недавно внучка Чарльза Лайтоллера – Луиз Паттен, выпустила свой роман под названием «Чистое золото». В нем она впервые раскрывает подробности гибели «Титаника». Исторически известно, что первым помощником капитана злополучного судна являлся Уильям Мердок, который не раз уже избегал столкновений с айсбергами на других крупных пассажирских судах. Именно он принял командование в ту решающую ночь. Лайтоллер, будучи вторым помощникам капитана, после дежурства находился в своей каюте в тот момент, когда произошло столкновение с глыбой льда.

Чарльз Лайтоллер

Правду о случившемся второй помощник узнал от капитана и Уильяма Мердока, когда те зашли за оружием, чтобы начать контролировать посадку людей в шлюпки. К сожалению, именно последних офицеров все эти годы винили в гибели непотопляемого лайнера и его 1517 пассажиров. На деле оказалось все совсем наоборот: Мердок, являясь очень опытным штурманом, отдал приказ повернуть налево от айсберга, чтобы избежать лобового столкновения с ним. Однако, рулевой Роберт Хитчинс, получивший команду, находясь в полной растерянности, повернул руль вправо, а не влево.

Роберт Хитчинс – рулевой

В принципе Мердок также допустил ошибку: он отдал приказ «на румпель», который использовался по всей Северной Атлантике. В этом случае руль поворачивается в обратную сторону названного направления. Рулевой же не работал на парусных кораблях, а был выучен на паровых теплоходах, поэтому по привычке выполнил приказ «на руль», в котором штурвал поворачивают в том направление, которое было озвучено капитаном.

У. Мердок – первый помощник капитана “Титаника”

Исправить ошибку было уже не возможно, хоть Мердок и пытался это сделать. На совершение нужного действия оставалось всего лишь 4 минуты. Но эта ошибка не была самой страшной.


Управляющий директор компании White Star Line Брюс Исмей не захотел портить репутацию детища его компании (или действительно, на борту был какой-то ценный груз), поэтому и приказал капитану не останавливать корабль и продолжать движение, не снижая скорости. Если бы экипаж отказался от выполнения такого губительного приказа, то корабль мог продержаться до прихода спасателей.

В итоге Мердок погиб, отрезая канаты последней спасательной шлюпки: его смыло в океан после удара огромной волной. Спасением людей первый помощник занимался вместе с Лайтоллером. Кстати, именно Мердок спас 75% всех выживших пассажиров, так как сажал в шлюпки не только женщин и детей, но и мужчин. Второй помощник капитана смог спастись и рассказать своим родственникам о тайне крушения лайнера.


Однако главной причиной гибели стольких людей нельзя назвать лишь нехватку спасательных шлюпок. Например, у впередсмотрящих не было биноклей, что помешало последним вовремя заметить айсберг, надвигающийся прямо по выбранному курсу. Бинокли были на корабле, но их не смогли достать из запертого ящика. Компания White Star Line при подготовке к рейсу сделала колоссальную пертурбацию всего состава экипажа. В результате офицер, у которого были ключи от ящика, остался на берегу.


Впередсмотрящим оставалось лишь надеяться на свои глаза. Однако надеяться на них было бесполезно. По данным исследователя Тима Малтина «Титаник» мог погибнуть из-за миража, возникшего на северных водах вследствие очень большой разницы в температурах.

Австралийский исследователь Т. Малтин

Все очевидцы происшедшего отмечают, что за полчаса до столкновения температура воздуха резко понизилась на 10-15 градусов. Это отметил даже Уильям Мердок, выйдя на вахту незадолго до начала трагедии. В это время Лабрадорское течение встретилось с теплым Гольфстримом.

В результате аномальной рефракции на горизонте прямо по курсу корабля образовалась густая дымка, которая и скрыла айсберг от глаз моряков, находящихся в «вороньем гнезде». Существует мнение о том, что айсберг оказался «черным», то есть перевернутым, в результате чего его темная нижняя часть оказалась на поверхности воды.


Если эта версия правдива, то близлежащие корабли тоже могли не заметить, как тонет самый гигантский лайнер в мире. В таких трудных погодных условиях было заметить сигналы SOS. Единственной надеждой корабля оставалась рация, однако радист «Титаника» – Джек Филлипс проигнорировал важное сообщение о приближении ледников, посланное радистом корабля «Калифорниэн». Джек сослался на занятость, и в итоге единственный шанс спастись был упущен.


Д. Филипс – радист

Как бы там не было, но при любом стечении обстоятельств, похоже, «Титаник» был на самом деле обречен на верную смерть. Взять хотя бы тот факт, что с завидной периодичностью в сто лет погибают пассажирские корабли. После «Титаника» на столетнюю годовщину напоролся на мель пассажирский лайнер Costa Concordia, и этот случай нелегко назвать простым совпадением. Складывается впечатление, что водная стихия требует от человечества все новых и новых жертв. Может быть, и правда в этом виновен Летучий Голландец, желающий поиграть с чужими судьбами.


Несмотря на это австрийский миллионер Клайв Палмер собирается построить практически полноценную копию погибшего лайнера и назвать свое творение «Титаник 2». Новый корабль спустится на воду к 2016 году, и отправится в то же время и по тому же маршруту, что его предшественник.


Исследователи убеждены, что эта идея ничем хорошим не кончится. Миллиардер вложил все свои сбережения в готовящийся проект. Предполагается, что будет снят новый фильм про гибель «Титаника». Но некоторые ученые сомневаются в искренности намерений Клайва Палмера. Обо всех догадках и предположениях последних вы можете узнать, просмотрев 3 серии документального фильма «Титаник: Секреты вечной жизни».

«Титаник», крупнейшее пассажирское судно начала XX века, принадлежавшее английской почтово-пассажирской пароходной компании «Уайт Стар Лайнз». Построено в 1911 году. Водоизмещение 46 328 тонн, длина 269 метров, скорость 25 узлов. Во время своего первого плавания из Саутгемптона в Нью-Йорк в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года «Титаник», столкнувшись с айсбергом, затонул в 800 километрах к юго-востоку от острова Ньюфаундленд.

Число погибших, по различным данным, составило от 1400 до 1517 человек (всего на борту было около 2200 человек). Страховые компании выплатили родственникам жертв катастрофы более 14 миллионов фунтов стерлингов, по тем временам — астрономическая сумма. Гибель «Титаника» — это одна из величайших морских катастроф XX века.

1 сентября 1985 года трое участников подводной экспедиции, возглавляемой профессором Робертом Баллардом, опустились в батискафе «Альвин» на глубину свыше четырех километров и впервые через 73 года после катастрофы увидели на морском дне разломившийся на две части корпус «Титаника». Однако его обследование не только не прояснило некоторых загадочных обстоятельств гибели гигантского лайнера, но и вызвало много новых вопросов.

Так, все эти годы считалось, что «Титаник» затонул оттого, что при столкновении айсберг распорол ему обшивку правого борта ниже ватерлинии на длине около 60 метров. Однако экспедиция Балларда обнаружила в обшивке корпуса только шесть сравнительно небольших разрывов, края которых были вывернуты наружу. Такие повреждения могли, например, возникнуть в результате взрыва (или взрывов) внутри корпуса судна. Но тогда отчего произошли взрывы и как они связаны с ударом об айсберг?

Возможно, события развивались так. Айсберг пробил бортовую обшивку ниже ватерлинии на уровне машинного отделения, и туда хлынула соленая морская вода, имевшая температуру — 2 градуса по Цельсию. Когда она стала заливать паровые котлы, в их раскаленных стенках из-за резкой разницы температур возникли колоссальные напряжения, металл не выдержал, стенки лопнули, и котлы, давление пара в которых достигало 150 атмосфер, начали взрываться. Взрывы увеличивали размеры полученных при столкновении пробоин и создавали новые, выворачивая их рваные края наружу...

Факт столкновения «Титаника» с плавучей ледяной горой сомнения не вызывает. Его засвидетельствовали многочисленные пассажиры и члены команды, которым посчастливилось остаться в живых. Но почему, опять-таки по свидетельствам очевидцев, ни пассажиры, ни члены команды не почувствовали ничего, кроме легкого содрогания корпуса и как бы отзвука далекого взрыва? А ведь о гигантскую ледяную глыбу, имевшую твердость скалы, ударилось тело массой 66 тысяч тонн, двигавшееся со скоростью 40 км/час!

Так, может быть, «Титаник» вовсе и не столкнулся с айсбергом, а лишь слегка коснулся его? А столкнулся он с чем-то совсем другим? Или это «что-то» намеренно столкнулось с лайнером, использовав айсберг в качестве «ширмы» и став истинным виновником гибели судна?

Ну а если все-таки виновник — айсберг, то почему вообще произошло это столкновение? Как могло случиться, что при ясной, безветренной погоде и полном отсутствии волнения — явлении удивительном для этих широт и этого времени года — вахтенным офицерам и матросам не удалось вовремя заметить опасность и принять меры к тому, чтобы избежать катастрофы? Тем более что, как выяснилось позже, на пути следования «Титаника» роковой айсберг был единственным в радиусе нескольких десятков миль.

Оказывается, столкновению предшествовала и сопутствовала цепочка весьма странных обстоятельств и событий. Некоторые из них иначе как сверхъестественными не назовешь...

История гибели «Титаника» в наши дни известна почти каждому, особенно после недавнего выхода на экраны очередного голливудского фильма об этой трагедии. Но мало кто знает, что она была с невероятной точностью предсказана во всех подробностях за 14 лет до того, как произошла. Предсказателем оказался писатель Морган Робертсон. В своем романе «Тщетность» он описал, как в один из апрельских вечеров 1898 года, столкнувшись с гигантским айсбергом, у берегов Америки затонул «Титан» — огромный пассажирский пароход, совершавший свой первый трансатлантический рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Поразительные совпадения на этом не кончаются. Реальный «Титаник» и придуманный Робертсоном «Титан» имели почти одинаковую длину — 269 и 252 метра, сопоставимым было и их водоизмещение: 46 тысяч и 66 тысяч тонн. Оба судна приводились в движение тремя гребными винтами и отправились в путь, имея на борту приблизительно по 2500 пассажиров, принадлежащих в основном к респектабельным и весьма состоятельным слоям общества. И «Титаник», и «Титан» столкнулись с айсбергами в одном и том же месте — в пятистах милях к юго-востоку от острова Ньюфаундленд, на обоих судах спасательных средств на всех не хватило, и около половины их пассажиров погибли, главным образом от переохлаждения, в ледяной воде Атлантики. Эти многочисленные и столь точные совпадения невозможно объяснить чистой случайностью. Напрашивается предположение о каком-то мистическом пророчестве...

Сохранилось немало свидетельств того, как еще в глубокой древности судьба жестоко карала грабителей и осквернителей усыпальниц знатных египтян. Широко известно, в частности, о внезапной и загадочной гибели многих из тех, кто принимал участие в исследованиях знаменитой гробницы фараона Ту- танхамона. Менее известно о таинственной и зловещей истории, связанной со вскрытием могилы жрицы бога Амона-Ра, которая около 3600 лет тому назад была похоронена в Долине Царей поблизости от Бибан Эль-Мулюка. Ее могилу разграбили в 60-х годах XIX века, мумия жрицы не сохранилась, но саркофаг с изображением женского лица демонической красоты остался неповрежденным. Говорят, что всех, имевших дело с этим саркофагом, настигала преждевременная и необъяснимая смерть. В том числе и всех его обладателей, последовательно сменявших друг друга. А фотограф, делавший снимки саркофага, на одном из отпечатков якобы увидел, будто живое, лицо прекрасной египтянки со зловещей улыбкой на устах. Последняя владелица реликвии спасла свою жизнь тем, что передала ее в дар Британскому музею. Но заклятие продолжало действовать. Когда стало очевидно, что после приобретения саркофага смертность среди музейных работников резко возросла, было принято решение упрятать его в подвальном помещении, а в зале выставить копию.

Тем временем саркофагом заинтересовались американцы, и в 1912 году была организована его тайная доставка в США. Реликвию упаковали в простой ящик, в таможенной декларации он был записан как «ящик с книгами», и 10 апреля 1912 года в Саутгемптоне его погрузили на самый современный и самый надежный пароход Королевской почтовой службы. Этим пароходом был «Титаник».

Если заклятие саркофага действительно имело убийственную (в прямом смысле слова) силу и дух египетской жрицы действительно мстил за ее поруганную могилу, то трудно представить себе более жестокое и несправедливое прояшгение такой мести, чем гибель сотен людей, непричастных к этому поруганию.

Не поддается объяснению и странная беспечность капитана Смита и его двух вахтенных помощников, Мэрдока и Лайтоллера. В свое время ее причиной были признаны ясная погода и полный штиль на море. Эта беспечность проявилась, в частности, в том, что матросов-наблюдателей в «вороньем гнезде» на мачте даже не снабдили биноклями, они следили за окружающей обстановкой невооруженным глазом! Не было и вахтенного-впередсмотрящего на носу корабля, когда неизбежность столкновения с айсбергом стала очевидной, роковую и непростительную для профессионала ошибку совершил старший помощник капитана Уильям Мэрдок. Если бы в тот момент он дал команду «Полный назад! Прямо руль!», то «Титаник» остался бы на плаву. Расчеты показали, что в этом случае при столкновении оказались бы разбитыми два носовых водонепроницаемых отсека, судно получило бы дифферент на нос, который легко устранялся заполнением забортной водой двух кормовых отсеков. Оставшиеся невредимыми остальные 12 отсеков обеспечили бы «Титанику» плавучесть, и если при этом он все же не смог бы своим ходом дойти до Нью-Йорка, то, по крайней мере, все пассажиры и члены команды были бы спасены.

К несчастью, Мэрдок скомандовал по-другому: «Полный назад! Лево руля!», подставив под удар айсберга весь правый борт лайнера. Результат этой ошибки опытнейшего морского офицера нам известен.

Комиссия, расследовавшая обстоятельства гибели «Титаника», пришла к заключению, что ближе всех от места катастрофы был пароход «Калифорниен» — единственное судно, которое, по мнению комиссии, могло бы прийти на помощь гибнущему лайнеру, тем более что оба они находились один от другого в пределах прямой видимости. Следственная комиссия признала Стенли Лорда, капитана парохода «Калифорниен», одним из виновников гибели более чем полутора тысяч человек, находившихся на борту «Титаника». Обвинение в умышленном неоказании помощи людям, терпящим бедствие на море, является столь тяжким для любого моряка, и тем более для капитана судна, что ставит крест на его профессиональной репутации и дальнейшей морской карьере.

В течение многих лет заключение комиссии не подвергалось сомнению, и лишь в 1968 году Американская ассоциация капитанов торгового флота, повторно изучив обстоятельства гибели «Титаника», пришла к выводу, что обвинение, выдвинутое против капитана Стенли Лорда пятьдесят с лишним лет тому назад, было ошибочным. «Калифорниен» находился слишком далеко, и с него не могли видеть тонущий «Титаник». Было доказано, что расстояние между этими двумя судами было настолько велико, что для них исключалась возможность видеть даже ходовые огни друг друга. Вместе с тем выяснилось, что между тонущим «Титаником» и лежащим в дрейфе «Калифорниен» оказалось еще какое-то судно, причем с «Титаника» его принимали за «Калифорниен», а с «Калифорниен» — за Титаник». Название и принадлежность этого судна-призрака остаются загадкой до сих пор. Характер маневров таинственного судна (назовем его «Икс») удалось достаточно точно установить по записям в вахтенном журнале «Калифорниен» и по показаниям членов его команды, а также людей, спасшихся с «Титаника». Эти маневры представляются достаточно странными.

«Икс», идущий курсом с северо-востока на юго-запад, попадает в поле зрения вахтенных на обоих упомянутых судах примерно в одно и то же время, в 22. 25. Ровно в 23. 40, то есть в тот момент, когда «Титаник» сталкивается с айсбергом, «Икс» стопорит машины и ложится в дрейф, а затем... разворачивается на 180°, словно намереваясь пойти обратным курсом! Однако он этого не делает и до 02.05 продолжает дрейфовать, словно бы издали — с расстояния около шести морских миль — наблюдая за развитием трагедии «Титаника». После этого «Икс» запускает машины, снова разворачивается на 180° и уходит на юго-запад. В 02.40 его ходовые огни пропадают из поля зрения вахтенных на «Калифорниен».

Так что же это был за «Икс» и почему он вел себя так странно? И если с него в течение двух с лишним часов безучастно наблюдали, как тонет «Титаник», то не причастен ли он к гибели лайнера? А может, «Икс» вовсе и не был судном в общепринятом понимании этого слова? В заключение еще одно удивительное совпадение или скорее предвидение.

На исходе воскресного дня преподобный Чарлз Морган, пастор методистской церкви в канадском городе Виннипеге, готовился к вечерней службе. Для регента он написал на грифельной доске названия гимнов, которые хор будет исполнять во время службы, сделал еще ряд приготовлений и прошел в свой кабинет. До начала службы оставалось несколько часов, и пастор, решив немного вздремнуть, прилег на диван. Он сразу же заснул и увидел сон: его окружала темнота, слышался громкий плеск волн, и на этом фоне хор пел старинный гимн, о котором преподобный Морган не вспоминал уже много лет.

Сон был таким ярким и тревожным, что пастор проснулся. Мелодия гимна продолжала звучать в его сознании. Взглянув на часы, Морган понял, что у него есть время поспать еще, и уверенный, что странный сон больше не повторится, снова расположился на диване и накрылся пледом. Но как только он заснул, видение вернулось. Теперь плеск волн был еще сильнее, а тот же гимн звучал громче и печальнее. Пастор снова проснулся с чувством какой-то непонятной тоски. В конце концов он встал, вошел в пустую церковь, стер с доски название первого из ранее выбранных гимнов и написал на его месте новое.

Когда началась служба, прихожане запели вместе с хором старинное песнопение, которое преподобный Чарлз Морган услышал во сне. Но под сводами церкви, стоящей за тысячи миль от моря, слова: «Внемли нам, Боже, мы молимся тебе за тех, кто в этот час рискует своей жизнью в море», — звучали как будто бы не совсем уместно. Пастор вдохновенно пел вместе со всеми, и при этом, к его удивлению, по щекам у него катились слезы.

То была та самая ночь 14 апреля 1912 года и тот самый час, когда в далекой Северной Атлантике тонул «Титаник»...

15 апреля 2012 года исполняется 100 лет со дня гибели знаменитого британского парохода «Титаник». Немногие знают, что эту страшную трагедию, унесшую жизни около 1,5 тысячи человек, можно было предотвратить. Так получилось, что на борту лайнера не было ключа от ящика, в котором находился бинокль впередсмотрящего. В момент смерти корабля этот ключ лежал в кармане офицера, которого в последний момент сняли с «Титаника» и перевели на другой корабль, а на его место поставили другого впередсмотрящего. Так вот, в сентябре 2007 года, когда на Западе уже вовсю бушевал кризис, этот ключ был продан анонимному покупателю за 180 тысяч долларов - сумму, которую мог позволить себе на тот момент любой обладатель однокомнатной квартиры в Москве.

Тайна и мистика гибели "Титатника"

Крушение легендарного "Титаника", унесшее жизни полторы тысячи человек, потрясло весь мир и стало одной из самых громких катастроф XX века. О роковом вояже люди помнят до сих пор, хотя с момента крушения скоро минет ровно 100 лет. Столетний юбилей крушения "Титаника" придется на ночь с 14 по 15 апреля - трагическую дату столкновения корабля с айсбергом, 2012 года.

О гибели Титаника писать достаточно трудно - с одной стороны, нет человека, который не знал-бы о этой трагедии, с другой - есть масса любопытнейших фактов, неизвестных даже специалистам.
Разумеется, после чуда 20-го века, фильма «Титаник», если кто в мире и не знал про Титаник, или знал только, что что-то такое было и вроде утонуло, то теперь все знают и считают, что там и знать больше нечего.
Здоровенное такое пароходище отплыло из Англии в Америку, имея на борту Кейт Уинслет, Леонардо Ди Каприо и кучу других актеров. Леонардо соблазнил Кейт и они-бы поженились, но тут случился на пути айсберг, и большую часть фильма герои шныряли по закоулкам тонущего Титаника, как крысы в лабиринте. Потом, наконец, Титаник с треском утонул, Ди Каприо не смог влезть на одну доску с Кейт и очень красиво погрузился в воды Атлантики, Кейт подобрали, и она осталась верна. Еще уцелели главный злодей и другие несущественные. Кейт дожила до наших дней и, дура старая, выкинула в океан драгоценный камень. История Титаника для большинства превратилась в историю ужасно красивой любви ужасно красивых героев на фоне компьютерных чудес современного фильмопроизводства.
Начну с общеизвестных фактов вкратце:
Лайнер Титаник:
валовая вместимость 46328 регистровых тонн, водоизмещение 66 тыс. тонн.
Размерения:
длина 268,98 м., ширина 28,2 м., расстояние от ватерлинии до шлюпочной палубы 18,4 м. или 53,3 м. от киля до верхушек четырех его огромных труб.
Короче говоря, Титаник был высотой с 11-этажный дом и длиной в четыре городских квартала.



Трехвинтовой Титаник был оснащен двумя четырехцилиндровыми паровыми машинами, работающими на наружные гребные винты, и паровой турбиной, приводящей в движение средний винт. Номинальная мощность этой энергетический установки составляла 50 000 л.с., но легко могла быть развита и мощность 55 000 л.с. При полном ходе Титаник мог идти со скоростью 24 - 25 уз.
Наиболее интересной конструктивной особенностью лайнера являлись его водонепроницаемые переборки. Титаник имел двойное дно и был разделен на 16 водонепроницаемых отсеков пятнадцатью водонепроницаемыми переборками. Странно, однако, что эти переборки простирались вверх не очень высоко. Первые две и последние пять переборок были доведены до палубы D, а средние восемь - только до палубы Е. Тем не менее непотопляемость лайнера обеспечивалась при затоплении любых двух отсеков, и, поскольку конструкторы не могли себе вообразить несчастья хуже, чем пробоина в районе стыка двух отсеков, Титаник был объявлен "непотопляемым".



Непотопляемый Титаник спустился на воду со стапеля белфастской верфи судостроительной фирмы "Харланд энд Вулф" 31 мая 1911 года Следующие десять месяцев он находился у достроечной стенки. Ходовые испытания Титаника были завершены 1 апреля 1912 года, а 3 апреля лайнер прибыл в Саутгемптон. Неделей позже он отправился в Нью-Йорк.


И в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года Титаник затонул, находясь в своем первом рейсе. Столкнулся с айсбергом. Из 2224 человек на борту спаслись 711, погибло 1513. Главной причиной таких больших потерь считается огромное несоответствие между местами в шлюпках и количеством людей. Шлюпки могли забрать только 1178 человек. Так то оно так, да не совсем. Об этом ниже.
Причины столкновения - прежде всего, полное игнорирование ледовой опасности, несмотря на многочисленные предупреждения о том, что впереди - лед и айсберги. Скорость не сбросили, вахту не усилили. Затем, бдительность впередсмотрящих. Несмотря на то, что были это люди со стажем, опытные моряки, в данном случае они сплоховали. Поздно заметили, что резко сократило возможность для маневра. Далее - если-бы на мостике стали не уклоняться от айсберга, а просто дали-бы машинам «Полный назад» и носом врезались в айсберг, лайнер сильно-бы пострадал, но - не затонул. Смяло-бы бак и находившиеся там каюты третьего класса, но судно осталось-бы на плаву.
Роковую роль сыграло и то, что в те времена не было единых общепринятых правил о подаче сигналов бедствия сигнальными ракетами и фальшфейерами. То есть красный цвет ракет не был принят, как сигнал бедствия. Палили, чем придется. С Титаника палили белыми ракетами. Ну пуляют, а зачем, кто их знает. Может, празднуют что. Именно так и решили на мостике находившейся на расстоянии всего 10 миль Калифорнии, и поэтому спокойно прошли мимо.
К месту гибели Титаника подошел пароход Карпатия, не сразу, а некоторое время спустя. Титаник погрузился в воду в 02.20, первые спасшиеся поднялись на палубу Карпатии в 04.10, а последних людей с последней шлюпки приняли в 08.30 утра. Разница во времени вроде небольшая, меньше двух часов, но дело в том, что она небольшая для тех, кто попал в шлюпки, хотя и там медлить было нельзя. Но для большинства - тех, кто оказался в воде, счет шел на минуты. Именно минутами определяется жизнь человека, попавшего в ледяную воду, да еще в экстремальных условиях внезапной гибели судна. 5 - 15 минут, и человека можно уже не вытаскивать, разве что для похорон.
А вот если-бы грузопассажирский пароход Калифорния распознал сигналы с Титаника, как сигналы бедствия, то он мог-бы оказаться на месте катастрофы еще даже до того, как Титаник погрузился в воду, и тогда количество спасенных было-бы несоизмеримо большим. Почти всех могли спасти.
Вот и вся история вкратце. А теперь - некоторые малоизвестные, любителям кино и не только, факты.

Шлюпки, посадка в шлюпки, кого и сколько спаслось, кто и как умирал.

В те годы строительство судов и оборудование их спасательными средствами регулировались дикими с нашей точки зрения правилами. Так, для судов водоизмещением более 10000 тонн требовалось максимум 20 спасательных шлюпок, то есть количество мест в шлюпках регулировалось не пассажировместимостью, а тоннажем.
Шлюпки Титаника: всего 20, из них 14 спасательных вместимостью 65 человек каждая, 2 рабочих вместимостью 40 человек каждая, и 4 типа Энгельгардт, вместимостью 47 каждая. Итого - 1178 мест.
Если строго следовать тогдашним правилам, то Титаник должен был иметь не более 962 спасательных мест, а было - больше. Компания "Уайт Стар Лайн" еще и посетовала, что никто не ценит ее заботливости и лишних расходов. Сетовала она до, а не после трагедии, когда расхваливала строящегося гиганта.
На воду были спущены все 14 спасательных шлюпок, обе рабочие и две типа Энгелгардт, общей вместимостью 1084 человека. Большинство шлюпок оказались загруженными НЕ ПОЛНОСТЬЮ. Причин тому было много. Например, большинство женщин и детей, особенно вначале, боялись переходить с борта все еще казавшегося им непотопляемым лайнера на хрупкие лодчонки раскичивающиеся над водой на высоте 20 метров доходило до того, что первыми в шлюпки спускались мужчины, чтобы убедить женщин в безопасности посадки. Интересно, что количество мест позволяло спасти ВСЕХ находившихся на борту женщин и детей, плюс еще 550 мужчин. Да, спаслись не все женщины и только половина детей - 74% женщин, 52% детей. Но по сравнению с процентом погибших мужчин, даже женщины,следовавшие третьим классом, имели больше шансов остаться в живых, чем мужчины из первого класса - а среди были люди, которых знал весь мир! Суммируя статистику полов, можно сказать, что у мужчин Титаника было куда меньше шансов выжить, чем у женщин и детей. На Титанике правил старинный морской закон «Женщины и дети - первыми»!
Перейдя к статистике спасшихся мужчин, также начинаем удивляться. Применим столь излюбленный публицистами и писателями, особенно нашими, классовый подход, и застынем в недоумении. Чему нас учили семья и школа, помните? Озверелый капиталист в смокинге, накрывшись собольей шубой и сжимая в потных жирных пальцах драгоценности, забился в угол шлюпки, его прикрывают, вооруженные пистолетами, верные слуги капитала, и стреляют без разбора по обезумевшим женщинам и деткам.

За исключением смокингов, все было как раз наоборот. Как гибли эти самые капиталисты? Вот вам пример - Гуггенхейм, один из богатейших людей своего времени.
«..Он был воистину неподражаем. Исчез свитер, который стюард Этчес заставил его надеть, исчез также и спасательный нагрудник. Теперь миллионер и его камердинер стояли в великолепных вечерних костюмах. - Мы облачились в наши лучшие одежды, - объяснял Гуггенхейм, - и приготовились умереть, как подобает джентльменам..»
На Титанике в числе пассажиров первого класса были «сливки» высшего света, и вот как они себя вели:
«..Эллисоны стояли, улыбаясь, на прогулочной палубе; миссис Эллисон обняла маленькую Лоррейн с одной стороны, ее супруг - с другой. Супруги Страусы прислонились к леерному ограждению шлюпочной палубы, обняв друг друга за талию. Неподалеку ожидала чего-то молодая супружеская чета с Запада США; Лайтоллер спросил у молодой женщины, не посадить ли ее в шлюпку, на что она бодро ответила:
- Ни за что на свете! Мы отправились вместе и, если нужно, вместе завершим свой путь.
Арчибальд Грейси, Клинч Смит и десяток других пассажиров первого класса работали вместе с экипажем, готовя к отправлению последние шлюпки. Когда эти мужчины помогали садиться в шлюпку миссис Уиллард из города Дулут, штат Миннесота, они улыбались ей и советовали не падать духом. Она заметила на их лицах крупные капли пота.
Члены высшего нью-йоркского и филадельфийского общества продолжали держаться вместе - небольшой кучкой стояли Джон Б. Тэйер, Джордж и Гарри Уайднеры, Дуэйн Уильяме; рядом бродили светила меньшей величины, такие как Клинч Смит и полковник Грейси. Астор почти все время оставался в одиночестве, а супруги Страусы сидели в палубных креслах..»
Большинство, мягко говоря, не совсем добросовестных публицистов, исследователей и писателей, не могло избежать соблазна впасть в классовый подход, и переставляли кубики статистики таким образом, чтобы максимально наглядно продемонстрировать человеческую несостоятельность пассажиров первого класса. Однако строгий подход к статистическим данным неопровержимо свидетельствует - определяющими при спасении были пол и возраст. Например, у женщин третьего класса шанс выжить был на 41% больше, чем у мужчин первого класса.
Джеймс Камерон в своем громоздком творении также не исбежал марксистского подхода. Ди Каприо был выходцем из народа с пролетарскими кулаками, а главный негодяй - подонком из высшего света. Статистика и показания очевидцев дают нам совсем другую картину.
Да и вообще главный вопрос в таких трагедиях был, есть и надеюсь, будет - кого первого спасали, женщин и детей, или правил сильнейший? В трагедии Титаника ответ однозначен, первыми спасали женщин и детей.
Любителям классового подхода придется удовлетвориться следующими выдержками из доклада лорда Мерсея - документа, наиболее полно и беспристрастно освещающего катастрофу:
«..было достаточно много инсинуаций и спекуляций на тему несправедливостей, совершенных в ходе спасения по отношению к пассажирам третьего класса. В них нет ни капли правды. Да, процент спасшихся пассажиров третьего класса значительно меньше такового для пассажиров второго и первого классов. Это обьясняется, прежде всего, значительно большим количеством пассажиров третьего класса, но кроме того, и такими факторами, как нежелание многих пассажиров бросить свое имущество (а там ведь, напомню, было много эмигрантов, плывущих в Америку на постоянное место жительством со всем имуществом, какое удалось забрать), отдаленность помещений третьего класса от шлюпочной палубы и рядом других. Защитник некоторых из пассажиров третьего класса в исковых заявлениях в суд по возмещению ущерба, г-н Гаррисон, однозначно заявил, что у него нет никаких ни доказательств, ни даже заявлений о том, что пассажиров третьего класса пытались силой удерживать в их помещениях для того, чтобы избежать паники, или не помешать эвакуации пассажиров второго и первого классов. Никакой дискриминации, и комиссия заявляет это с полной ответственностью, не было. Во время эвакуации все были равны.»


Причины трагедии, выводы, и мысли по поводу

Согласно докладу лорда Мерсея, судно погибло вследствии столкновения с айсбергом, а оно произошло потому, что судно следовало с недопустимо высокой, в данных обстоятельствах, скоростью. Вот и все. А дальше - многочисленные выводы. Сначала я приведу выводы, а уж потом некоторые мысли. Итак:
«..Никогда больше не станут люди направлять свои суда в ледяные поля, не прислушиваясь к предупреждениям, уповая только на прочность нескольких тысяч тонн склепанных стальных листов. С той достопамятной ночи на трансатлантических лайнерах будут серьезно относиться к ледовым предупреждениям, стараться обойти опасные места или идти умеренным ходом. Никто больше не будет верить в "непотопляемые" суда.
И айсберги не будут больше безнадзорно болтаться по морям. После гибели "Титаника" американское и английское правительства организовали международный ледовый патруль, и сегодня корабли береговой охраны следят за блуждающими айсбергами, которые дрейфуют в сторону морских путей. В качестве дополнительной меры предосторожности на зиму морские пути сдвигают к югу.
И нет больше лайнеров, на которых радиовахты несли бы неполные сутки. На каждом пассажирском судне обязательно предусмотрена круглосуточная радиовахта. Люди больше не будут гибнуть из-за того, что какой-нибудь Сирил Эванс в десяти милях от них закончил вахту и улегся спать.
"Титаник" был последним лайнером, вышедшим в море без достаточного количества спасательных шлюпок. Имевший валовую регистровую вместимость 46. 328 т., он был оборудован в соответствии с безнадежно устаревшими правилами обеспечения безопасности. Согласно этим правилам, потребность судна в спасательных шлюпках определялась по нелепой формуле: все британские суда валовой регистровой вместимостью свыше 10.000 т. должны были иметь на борту 16 спасательных шлюпок общим объемом свыше 155,7 м^3 плюс такое количество плотов и плавучих приборов, которое соответствует 75% объема спасательных шлюпок..»
Кроме того, в докладе Мерсея обращалось внимание на необходимость должного обучения экипажа, как в области несения вахты, так и в области организации и проведения шлюпочных тревог. Смешно сказать, но в докладе отмечалась необходимость контроля за зрением моряков, несущих ходовую вахту на мостике. Еще смешнее с высот современности требование к количеству биноклей на судах. На Титанике их было два или три на все судно. Впередсмотрящие, то есть, не только не отличались орлиной остротой зрения, но и биноклей не имели.

Капитан "Титаника" Эдвард Смит

Гибель Титаника стала переломным моментом в обеспечении безопасности мореплавания. Если говорить в общем, то до гибели Титаника мореплаватели еще не осознали и не прочувствовали, что они уже в 20-м веке, что парусники ушли в прошлое, что судоходство с каждым днейм становится все оживленнее, скорости - выше, размеры судов - больше. И что мерки 19-го века устарели и стали просто опасными. Титаник, можно сказать, стал жертвой менталитета 19-го века в приложении к технике века 20-го.
Современному судоводителю многие установки тех времен, царившие на мостике Титаника, покажутся просто чем-то диким. Как можно, зная о айсбергах и льдах по курсу, лететь в черную неизвестность ночи, не снижая скорости? А ведь радиолокаторов тогда и в помине не было, однако скорости и размеры уже определялись прогрессом 20-го века. Как можно было не снабдить впередсмотрящих биноклями? Как вообще можно водить лайнеры огромных размеров, не имея общепринятых международных сигналов бедствия, от радио до фальшфейеров до ракет? Как можно считать судно, на мостике которого ты находишься, непотопляемым - а ведь экипаж и общественность именно так и думали!
Тонет все, как ты его ни делай. Стихия есть стихия. Гибель Титаника вбила в гены мореплавателей следующих поколений здоровое недоверие к непотопляемости и постоянную, на мостике-ли, в каюте во время отдыха, готовность к худшему. Шок и последующие оргвыводы сделали очень и очень много для того, чтобы люди осознали - на дворе 20-й век, и чтобы избежать трагедий на море, необходимо пересмотреть существующие правила. И пересмотрели. Еще как пересмотрели, до сих пор многие из принятых после Титаника правил остаются в силе, их даже подправлять не надо.
За одно это Титанику памятник надо поставить. Его гибель не была напрасной.

Некоторые любопытные факты

Айсберг, отправивший на дно Титаник, отыскали через 90 лет

Почти через 90 лет после его гибели неутомимые исследователи и любители загадок отыскали… тот самый айсберг, который отправил Титаник на дно и дал возможность Камерону получить кучу «Оскаров». Фотографии этого негодяя находились в частной коллекции, и нигде, никогда не публиковались. Тщательное исследование фотографий установило, что запечатленный на них айсберг несет на себе следы повреждений, нанесенных столкновением с каким-то немалым плавучим обьектом соответствующей крепости - стали, то есть.
Итак, некий Стефан Регорек из Богемии совершал путешествие на борту лайнера Бремен, следовавшего из Бремерхафна на Нью-Йорк. 20 апреля Бремен проходил то место, где произошла катастрофа. Все присутствоващие на борту Бремена высыпали на палубу, наблюдая в воде многочисленные останки кораблекрушения, и нечто более страшное - десятки трупов. Бремен не стал подбирать тела только потому, что через несколько часов должен был подойти пароход Маккей-Беннет, отфрахтованный специально для этого. Ну, а герой этого рассказа сделал несколько фотографий и послал их из Нью-Йорка домой.
фото рокового айсберга с борта лайнера Бремен

Сфотографированный айсберг совпадал с его описанием, данным уцелевшими с Титаника.
В ближайшие после трагедии дни были сделаны фотографии нескольких айсбергов, однако после изучения фотографий Регорека, сопоставления их с описанием айсберга очевидцами, исследования ветра и течений, можно с достаточно высокой степенью вероятности предполагать, что искомый айсберг был сфотографирован только одним человеком, Стефаном Регореком, с борта лайнера Бремен. И обнаружились эти фото только в апреле 2000 года. Оригиналы фотографий в настоящее время хранятся в банковском сейфе в Мюнхене.

Действительно-ли оркестр Титаника играл до конца, и если это действительно так, то что именно?

Скорее всего, эта легенда соответствует действительности. Да, играли до конца. А что именно? Тут труднее, так как показания очевидцев очень отличаются. Согласно легенде оркестр тонул, исполняя, конечно, религиозный гимн "Ближе к тебе, о Господи". Многие из спасшихся утверждают, что это было именно так, и нет причин сомневаться в искренности их слов. Другие же уверяют, будто единственное, что играл оркестр - это рэгтайм. Один человек сообщает, что очень хорошо помнит последние минуты оркестра, но музыканты будто бы вовсе ничего не играли. В этой сумятице противоречивых показаний несколько выделяется рассказ младшего радиста Хэролда Брайда. Сама профессия требовала от него наблюдательности, скрупулезной точности. Кроме того, Брайд находился на "Титанике" до самого, что называется, конца. Он ясно запомнил, что оркестр играл мелодию "Осени" - одного из гимнов англиканской церкви.

Самый волнующий вопрос - а был-ли ди Каприо?

Реальный Джек Доусон был кочегаром на Титанике, и даже и не кочегаром, а угольщиком, то есть тем, кто шихтовал уголь в угольных бункерах для того, чтобы кочегарам легче было его подхватывать. Катастрофы Титаника он не пережил, но не утонул вместе с лайнером. Его тело было извлечено из воды вместе с десятками других, а опознали его по карточке члена профсоюза, которую он спрятал на груди. Останки настоящего Доусона не погрузились под звуки рыданий кинозалов всего мира в ледяные воды Атлантики, а были захоронены на кладбище Фэйрвью Лаун, в Галифаксе, могила номер 227.
Его любовью была не звезда высшего света в исполнении Кейт Уинслет, а сестра его приятеля, кочегара Джона Приста, который, кстати, и уговорил его стать моряком. Доусону было 23 года.
После выхода в свет фильма Титаник, фанаты ди Каприо и Уинслет осадили все возможные исторические инстанции с вопросом - были-ли прототипы звезд на самом деле, да или нет? Затем выяснилось, что если Уинслет под вопросом, то с Доусоном все в порядке, он был, и более того - его праху можно поклониться. Что поклонники немедленно и сделали. С тех пор и по сей день груды цветов на могиле ошалевшего от такой всемирной славы кочегара вянуть не успевают, их сменяют новые.
Камерон утверждает, что имя «Доусон» он взял, что говорится, «с потолка» и был искренне удивлен, узнав, что такой человек на Титанике был на самом деле. Мутит хитромудрый Камерон, дабы сотворить еще одну легенду, или говорит правду - кто его знает?


Заключение - мистика
Любители мистики и загадок всех мастей, от занимающихся спиритизмом до озабоченных вторжением инопланетян, накинулись на Титаник, как стервятники на дохлого осла. Разложили его по всем параметрам, от магии чисел до расположения звезд и комментариев по Апокалипсису, откровениям Иоанна Богослова и наставленям адептам черной магии. Все это достаточно смешно, но кое-что воистину мистическое действительно, имеет место быть. Это - история книги «Тщета», написанной в 1898 году, за 14 лет до трагедии.


Итак:
«..Некий Морган Робертсон, сочинил в 1898 году роман о трансатлантическом лайнере, который своими фантастическими размерами превосходил все построенные дотоле суда. Сказочный корабль Робертсон населил богатыми, самодовольными пассажирами. По ходу действия романа холодной апрельской ночью происходит столкновение лайнера с айсбергом и судно погибает. Кораблекрушение это, по мысли автора, должно было символизировать тщету всего земного. Книга Робертсона, выпущенная в том же году издательской фирмой "М. Ф. Мэнсфилд", так и называлась: "Тщета".
Спустя четырнадцать лет английская судоходная компания "Уайт Стар Лайн" построила лайнер, который удивительно походил на судно, описанное Робертсоном. Водоизмещение нового лайнера было 66 тыс. тонн, парохода из книги Робертсона - 70 тысяч. Длина реального лайнера составляла 269 м, литературного - 243. Оба лайнера имели по три гребных винта и могли развивать скорость порядка 24-25 узлов. Каждый из них был рассчитан примерно на 3000 человек, а спасательные шлюпки того и другого могли вместить лишь часть пассажиров и членов экипажа, однако никто не придавал этому значения, поскольку оба судна считались "непотопляемыми".
Робертсон назвал свое судно "Титаном", владельцы компании "Уайт Стар Лайн" окрестили принадлежащий им новый лайнер "Титаником".
10 апреля 1912 года реальный лайнер отправился в свой первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Помимо прочих грузов на его борту находился бесценный манускрипт "Рубайат" Омара Хайяма, а путешественники, внесенные в список пассажиров лайнера, "стоили" в общей сложности 250 миллионов долларов. Холодной апрельской ночью этот лайнер, как и его литературный "прототип", столкнулся с айсбергом и тоже пошел ко дну..»


Виолетта Джессоп

Она едва не пошла ко дну вместе с тонущим кораблем…трижды.

Традиционно считается, что присутствие женщины на корабле приведет к несчастью и будто женщины злят море. С другой стороны, поверье гласит, что вид обнаженной женщины успокаивает море. Если бы Виолетта Джессоп об этом знала, возможно, Титаник не столкнулся бы с айсбергом.

Но история Джессоп начинается не на Титанике, а на борту корабля-побратима Олимпика. В 1911 году Джессоп была стюардессой на этом роскошном лайнере.

тот самый Олимпик

20 сентября 1911 года Олимпик столкнулся с британским военным судном. К счастью, никто не пострадал, но Виолетта приняла решение перейти на службу на огромное непотопляемое судно, ее выбор пал на Титаник.

а это уже Титаник

С собой она принесла не только неудачу, но и «привела» капитана Олимпик Эдварда Смита. Впоследствии, как вы знаете, корабль столкнулся с айсбергом. Мы догадываемся, о чем вы подумали. Едва ли можно считать совпадением то, что она оказалась на борту во время двух крушений, при том, что капитан был один и тот же. Все дело в нем, да?

Это еще не все.

Джессоп сидела в спасательной шлюпке и наблюдала, как самый огромный в мире корабль скрывается под водой. Она спаслась, в отличие от капитана.

В 1916, после некоторого перерыва, Джессоп устроилась медсестрой на борт Британника. Вскоре судно наткнулось на мину и затонуло. Корабль, шедший ко дну, уже почти задел шлюпку, в которой сидела Виолетта, но она успела выпрыгнуть в воду… К счастью, женщина выжила и в третий раз вернулась на сушу.

Умерла она от сердечной недостаточности в 1971 году и была похоронена в море.

Гибель Титаника таит в себе еще очень много загадок, большинство из которых вряд-ли теперь удастся разгадать, разве что в далеком будущем, когда смогут считывать те неуловимые частицы, которые, как утверждают некоторые ученые, сохраняют в себе картины прошлого.


Войтенко Михаил
http://www.odin.tc/disaster/titanic.asp

Последняя ночь Титаника: http://www.titanic.infoall.info/

Исповедь, потрясшая мир: http://bibliotekar.ru/chip/1005-6.htm

13 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ТИТАНИКЕ

1. Теоретически Титаник был непотопляем, поэтому владельцы решили сэкономить на шлюпках и расширить полезное пространство. Корабль был оборудован только 20 спасательными шлюпками с общей вместимостью 1178 человек, то есть на половину пассажиров.

2. Судно было разделено на 16 водонепроницаемых отсеков, которые в случае разгерметизации блокировались в течение 25 секунд, предохраняя судно от затопления. «Титаник» был построен так, что мог оставаться на плаву при затоплении любых двух из его 16 водонепроницаемых отсеков, любых трёх из первых пяти отсеков, или же всех первых четырёх отсеков. Исследователи предполагают, что айсберг пропорол сразу не менее шести отсеков, что привело к гибели судна.

3. Стоимость билета первого класса составляла $ 4350, баснословные по тем временам деньги.

4. В момент трагедии на борту находилось 1 316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2 224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1 513. Большинство пассажиров умерло от переохлаждения в океанской воде.

5. Интересно, что из-за паники многие шлюпки отчаливали заполненными на половину.

6. Постройка Титаника обошлась в $ 7,500,000 и заняла три года. При строительстве Титаника было использовано 3 миллиона заклепок.

7. На момент постройки Титаник был самым большим пассажирским кораблем в мире, его длина составляла 268 метров. Вес "Титаника" при полной загрузке был 46328 тонн.

8. Корабль был оснащен 29 паровыми котлами, которые потребляли 825 тонн угля в день. Из четырех дымовых труб, только три работали по назначению, четвертая была для красоты и служила вентиляцией.

9. Титаник не крестили по морскому обычаю (разбить о борт бутылку шампанского на счастье), поскольку его владельцы не верили в приметы.

10. Титаник столкнулся с айсбергом в 11:40 вечера 14 апреля 1912 года, через 2 часа 40 минут после выхода в свой первый и последний рейс.

11. Титаник затонул на глубине 12600 футов (примерно 4 километра) на дне Атлантического океана недалеко от берегов Ирландии.

12. Оркестр продолжал играть во время гибели Титаника и утонул вместе с кораблем.

13. Снятый по мотивам трагедии фильм "Титаник" был номинирован на 14 Оскаров и выиграл 11 из них. Кассовый сбор составил более миллиарда долларов.


«Титаник» - в начале XX столетия крупнейшее пассажирское судно, которое принадлежало английской почтово-пассажирской пароходной компании «Уайт Стар Лайн» - был построен в 1911 году. Водоизмещением 46328 тонн, длиной - 269 м, скорость - 25 узлов. Совершая свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года «Титаник», столкнувшись с айсбергом, затонул в 800 км к юго-востоку от острова Ньюфаундленд. Численность погибших, по различным данным, составило от 1400 до 1517 человек (всего на борту было около 2200 человек). Страховые компании выплатили родственникам жертв катастрофы больше 14 миллионов фунтов стерлингов, в то время - астрономическая сумма. Гибель «Титаника» - одна из величайших морских катастроф XX столетия.

1985 год, 1 сентября – трое участников подводной экспедиции, возглавляемой профессором Робертом Баллардом, опустились в батискафе «Альбин» на глубину больше 4-х км и впервые через 73 года после катастрофы увидели на морском дне разломившийся на две части корпус «Титаника». Но его обследование не только не прояснило некоторых загадочных обстоятельств гибели Титаника, но и вызвало много новых вопросов.

Так, на протяжении всех этих лет считалось, что Титаник затонул оттого, что при столкновении айсберг распорол ему обшивку правого борта ниже ватерлинии на длину около 60 метров. Однако экспедиция Балларда обнаружила в обшивке корпуса лишь 6 сравнительно небольших разрывов, края которых были вывернуты наружу. Такие повреждения могли, к примеру, возникнуть в результате взрыва (или взрывов) внутри корпуса лайнера. Но отчего могли произойти эти взрывы и как они связаны с ударом об айсберг?

Может быть, события развивались так. Айсберг пробил бортовую обшивку ниже ватерлинии на уровне машинного отделения, и туда хлынула холодная морская вода, у которой была температура 2 градуса по Цельсию. Когда она начала заливать паровые котлы, в их раскаленных стенках из-за резкой разницы температур возникли колоссальные напряжения. Металл не выдержал, стенки лопнули, и котлы, давление пара в которых достигало 150 атмосфер, начали взрываться. Взрывы увеличивали размеры полученных при столкновении пробоин и создавали новые, выворачивая их рваные края наружу…

Факт столкновения «Титаника» с айсбергом сомнения не вызывает. Об этом свидетельствовали многочисленные пассажиры и члены команды, которым посчастливилось остаться в живых. Но почему, опять-таки по свидетельствам очевидцев, ни пассажиры, ни члены команды не почувствовали ничего, кроме легкого содрогания корпуса и как бы отзвука далекого взрыва? А ведь о гигантскую ледяную глыбу, имевшую твердость скалы, ударилось тело массой 66000 тонн, двигавшееся со скоростью 40 км/час!

Возможно, Титаник вовсе и не столкнулся с айсбергом, а только слегка коснулся его? А столкнулся он с чем-то совсем другим? Или это «что-то» намеренно столкнулось с лайнером, использовав айсберг в качестве «ширмы» и став истинным виновником гибели судна?


Ну а если все-же виновник - айсберг, то почему вообще произошло такое столкновение? Как могло случиться, что при ясной, безветренной погоде и полном отсутствии волнения на море - явлении удивительном для этих широт и этого времени года - вахтенным офицерам и матросам не удалось своевременно заметить опасность и принять меры к тому, чтобы избежать катастрофы? Тем более что, как выяснилось позднее, на пути следования «Титаника» роковой айсберг был единственным в радиусе нескольких десятков миль.

Не поддается объяснению и странная беспечность капитана Смита и его двух вахтенных помощников, Мэрдока и Лайтоллера. В свое время ее причиной были признаны ясная погода и полный штиль на море. Эта беспечность проявилась, в частности, в том, что матросы-наблюдатели в «вороньем гнезде» на мачте даже небыли снабжены биноклями. Они следили за окружающей обстановкой невооруженным глазом! Не было и вахтенного-впередсмотрящего на носу корабля. Когда неизбежность столкновения с айсбергом стала очевидной, роковую и непростительную для профессионала ошибку совершил старший помощник капитана Уильям Мэрдок. Если бы в тот момент он дал команду «Полный назад! Прямо руль!», то «Титаник» остался бы на плаву. Расчеты показали, что в этом случае при столкновении оказались бы разбитыми два носовых водонепроницаемых отсека, судно получило бы дифферент на нос, который можно было легко устранить заполнением забортной водой двух кормовых отсеков. Оставшиеся целыми остальные двенадцать отсеков обеспечили бы Титанику плавучесть, и если при этом он все же не смог бы своим ходом дойти до Нью-Йорка, то, по крайней мере, все пассажиры и члены команды были бы спасены.

К несчастью, Мэрдок скомандовал по-другому: «Полный назад! Лево руля!», подставив под удар айсберга весь правый борт лайнера. Результат этой роковой ошибки опытнейшего морского офицера известен…

Комиссия, которая расследовала обстоятельства гибели Титаника, пришла к заключению, что ближе всех от места катастрофы был пароход «Калифорниен» - единственное судно, которое, по мнению комиссии, могло бы прийти на помощь гибнущему гигантскому лайнеру, тем более что оба они находились один от другого в пределах прямой видимости. Следственная комиссия признала Стенли Лорда, капитана парохода «Калифорниен», одним из виновников гибели более чем 1 500 человек, находившихся на борту «Титаника». Обвинение в умышленном неоказании помощи людям, терпящим бедствие на море, является столь тяжким для любого моряка, и более того для капитана судна, что ставит крест на его профессиональной репутации и дальнейшей морской карьере.

На протяжении многих лет заключение комиссии не подвергалось сомнению, и только в 1968 году Американская ассоциация капитанов торгового флота, повторно изучив обстоятельства гибели «Титаника», пришла к выводу, что обвинение, выдвинутое против капитана Стенли Лорда 50 с лишним лет тому назад, было ошибочным. «Калифорниен» находился слишком далеко, с него не могли видеть тонущий «Титаник». Было доказано, что расстояние между этими двумя судами было настолько большим, что для них исключалась возможность видеть даже ходовые огни друг друга. Но вместе с тем выяснилось, что между гибнущим Титаником и лежащим в дрейфе «Калифорниен» оказалось еще какое-то судно, при этом с Титаника его принимали за «Калифорниен», а с «Калифорниен» - за Титаника. Название и принадлежность этого судна-призрака остаются загадкой до сих пор. Характер маневров таинственного судна (назовем его «Икс») удалось весьма точно установить по записям в вахтенном журнале «Калифорниен» и по показаниям членов его команды, а также людей, спасшихся с Титаника. Эти маневры представляются довольно странными.

«Икс», идущий курсом с северо-востока на юго-запад, попадает в поле зрения вахтенных на обоих упомянутых судах примерно в одно и то же время - в 22.25. Ровно в 23.40, то есть в тот момент, когда «Титаник» сталкивается с айсбергом, «Икс» стопорит машины и ложится в дрейф, а после… разворачивается на 180 градусов, будто намереваясь пойти обратным курсом! Но он этого не делает и до 02.05 продолжает дрейфовать, словно бы издали - с расстояния около 6-и морских миль - наблюдая за развитием трагедии «Титаника». После этого «Икс» запускает машины, вновь разворачивается на 180 градусов и уходит на юго-запад. В 02.40 его ходовые огни пропадают из поля зрения вахтенных на «Калифорниен».

Что же это был за «Икс» и почему он вел себя так странно? И если с него на протяжении двух с лишним часов безучастно наблюдали, как гибнет Титаник, то не причастен ли он к гибели лайнера? А может быть, «Икс» вовсе и не был судном?

(Материал В. Ильина)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: