Creativenn - Портал рукоделия

Александр Андреевич Проханов

Александр Проханов.

ПРОХАНОВ Александр Андреевич родился в 1938 году в Тбилиси. Окончил МАИ. Стал инженером-авиатором, но вскоре оставил профессию и «пустился в странствия». Был лесником, геологом... Его журналистский взлет пришелся на 60-е годы, время работы в «Литературной газете». Его романы - это личный опыт, оформленный в лите- ратурные метафоры. Они - о советской цивилизации, о войнах на всех континентах, о крушении Красной Им- перии и трагическом безвременье современной России. «Последний солдат Империи» - роман о ГКЧП, «Красно- коричневый» - о кровавом 93-м, «Чеченский блюз» и «Идущие в ночи» - о двух чеченских войнах. За роман «Господин Гексоген» получил премию «Национальный бестселлер», за книгу «Симфония Пятой империи» стал лауреатом Бунинской премии (2009).

"Роман-газета" № 3, 2010.

Проханов Александр Андреевич - прозаик, публицист, журналист, общественный деятель.

Родился в семье служащих. Вскоре после рождения стал москвичом. Его предки, молокане, были высланы в Закавказье во времена Екатерины II. «Из молоканского, а потом и баптистского рода Прохановых вышло немало известных проповедников, духовных учителей. <...> Они всегда знали цену слову и владели этим словом. Они были русскими, но с точки зрения православия - еретиками, вольнодумцами» (Бондаренко В. Мистерия Александра Проханова // День литературы. 1998. №2. С.1). Деды у Проханова - священнослужители, один из них умер в эмиграции в Берлине.

В 1960 Проханов окончил Московский авиационный иниститут, работал инженером НИИ. Уже на последнем курсе вуза стал писать стихи, начал пробовать себя в прозе.

В 1962-64 Проханов работал лесничим в Карелии, водил туристов в Хибины, принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы Проханов открыл для себя самобытное творчество А.П.Платонова, пережил увлечение В.В.Набоковым. Начал печататься в 1962, первые рассказы и очерки публиковались в «Литературной России», «Кругозоре», «Смене», «Семье и школе», «Сельской молодежи». Особый успех выпал на долю рассказа «Свадьба» (1967), повествующего о трагической любви и построенного на военном материале. Во второй половине 1960-х Проханов зарекомендовал себя талантливым журналистом, очерки и репортажи которого вызывали широкий читательский интерес.

Первая книга Проханова «Иду в путь мой» (М., 1971) открывалась предисл. Ю.Трифонова: «Тема России, народа русского для Проханова не дань моде и не выгодное предприятие, а часть души. Прозе молодого писателя присуща большая искренность» (С.8). В своей ранней прозе Проханов стремился выявить внутренний мир совр. человека, проследить духовные традиции русского народа. В центре сборника «Иду в путь мой» оказалась русская деревня с ее обрядами, старомодной этикой, самобытными характерами и неповторимыми пейзажами. В 1972 Проханов издал очерковую книгу «Неопалимый цвет», посвященную проблемам деревни, и был принят - при содействии Ю.В.Трифонова - в СП СССР.

С 1985 Проханов - секретарь СП РСФСР.

Как специальный корреспондент «Литературной газеты», в которую пришел в конце 1960-х, Проханов объездил едва ли не все «горячие» точки планеты (страны Латинской Америки, Ангола, Мозамбик, Кампучия, Эфиопия, Афганистан и др.), стал свидетелем крупных событий, о которых он оперативно рассказывал в своих многочисленных очерках и репортажах. Перемещение в пространстве сделалось важнейшей чертой Проханов как литератора: движение - метафора его творчество, инструмент писательского поведения. Изменилась проза писателя, который в начале 1970-х опубликовал немало рассказов: «Жестяная птица», «Красный сок на снегу», «Двое», «Стан 1220», «Машинист транссибирской» (все - 1974), «Огненная купель» (1975) и др.

В 1974 вышел его второй сборник повестей и рассказов «Желтеет трава». Проза Проханова стала «вытекать» из его очерков и репортажей (см. об этом: От репортажа - к роману // Писатель и время: сб. М., 1983. С.458-487).

В основу первого романа Проханов «Кочующая роза» (1975), имеющего полуочерковый характер, легли впечатления писателя от поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии. И в этом, и в трех последующих романах - «Время полдень» (1977), «Место действия» (1979) и «Вечный город» (1981) Проханов смело обращается к актуальным проблемам тогдашнего социалистического общества: человек и природа, человек и НТР, строительство и архитектура, стиль совр. руководителя, инженера, рабочего и т.д.

В начале 1980-х Проханов обращается к жанру военно-политического романа. Материалом для новых произведений служат его многочисленные командировки. В романе «Дерево в центре Кабула» (1982) особенно удался Проханову образ главного героя - советского журналиста Ивана Волкова. Через год Проханов опубликовал свою «кампучийскую хронику» - роман «В островах охотник...» (1983). Действие романа «Африканист» (1984) разворачивается на юге Африки. Роман «И вот приходит ветер» (1984) переносит читателей в Никарагуа. Эти романы Проханова образуют тетралогию «Горящие сады», созданную по горячим следам событий и характеризующуюся динамичным и напряженным развитием сюжета, остротой поставленных вопросов, достоверностью деталей, эмоциональностью слога и привлекательностью образа автора. К афганской теме (в самых разных ее аспектах) Проханов обращается вновь и вновь. В романе «Рисунки баталиста» (1986) писатель создает выразительный образ художника Веретенова, который по заданию редакции отправляется в Афганистан с тем, чтобы сделать серию рисунков советских солдат и которому очень хочется увидеть сына, воюющего где-то в гератских степях. О демобилизованных воинах-афганцах, ищущих свое место в жизни, рассказывает роман Проханова «Шестьсот лет после битвы» (1988).

Став известным романистом, Проханов не расставался с жанрами повести и рассказа. Большие романные «нагрузки» не помешали ему в 1970-90-е создать целый ряд заметных рассказов, новелл: «Полина» (1976), «Незримая пшеница», «По лунному лучу», «Снег и уголь» (все - 1977), «Седой солдат» (1985), «Оружейник» (1986), «Караван», «Родненький», «Мусульманская свадьба», «Кондагарская застава» (все - 1989) и многие другие - и повестей: «Адмирал» (1983), «Светлей лазури» (1986), «Знак Девы» (1990) и др. За рассказ «Мусульманская свадьба» (как лучший рассказ года) Проханов получил премию им. А.П.Чехова.

В 1989-90 Проханов - главный редактор журнала «Советская литература», выходившего на 9 языков. и распространявшегося более чем в 100 странах мира. Издание знакомило зарубежных читателей с лучшими произведениями тогдашней отечественной литературы, критики и изобразительного искусства.

Изображая «горящие сады», наблюдая и анализируя мировой ход событий, Проханов размышлял о судьбе СССР и России. У писателя было предчувствие трагических поворотов и конфликтов в собственном государстве. Приближался развал Советского Союза, беда приходила за бедой: катастрофы, межнациональные конфликты (то там, то здесь возникали «горячие точки»). П., оглядываясь назад, вспоминает: «...я стал свидетелем и участником конфликтов, которые никогда не должны были произойти на территории страны, победившей фашизм. Я был в Карабахе, Приднестровье, я знаю, что такое Абхазия. Я был в Чернобыле уже через 10-12 дней после аварии. В Чернобыле я получил боевую дозу облучения. То есть я прошел со своим народом, вместе с государством тернистый путь» (Трубадур Красной империи).

В дек. 1990 Проханов основал еженедельную газету «День», имевшую подзаголовок «Газета духовной оппозиции», и стал ее главным редактором. 15 июля 1991 на страницах «Дня» появилось «Слово к народу», «антиперестроечный» пафос которого послужил поводом к именованию авторов и сотрудников «Дня» «вдохновителями ГКЧП», «красно-коричневыми». В.Г.Бондаренко полагал: «"Слово к народу" - сейчас уже не секрет, что написал его Александр Проханов, написал убежденный в правоте всего заявленного. <...> Интуицией своего трагического дарования Проханов предвидел развал страны, деградацию экономики, гибель культуры, эскалацию войн. Жаль, что это слово не было услышано народом» (Бондаренко В.Г. Александр Проханов. С.17). Став одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х, газета регулярно выходила до трагических событий окт. 1993, когда была закрыта властями. Однако уже 5 нояб. 1993 зять писателя А.А.Худорожков учредил и зарегистрировал газету «Завтра», главным редактором которой стал Проханов (см. об этом: Завтра: [Беседа с А.А.Прохановым В.Кожемяко] // Советская Россия. 1995. №131. 4 нояб. С.4).

На страницах газеты «Завтра» проявился публицистический талант Проханова. Статьи, очерки, эссе, заметки, репортажи Проханов посвящены самым «больным» вопросам нашего времени. Международный, геополитический аспект занимает видное место, волнуют его и конфликтные ситуации на постсоветском пространстве. Излюбленные идеи писателя: союз «белых» и «красных», монархистов и коммунистов, деятелей Церкви и светской власти, необходимость глубинного слияния идеологий, мечта о «новой религии России» и др. Вновь и вновь Проханов обращается к дорогому для него понятию «империя» (см., например: Россия - империя света // Завтра. 2001. №24; Имя Империи - Россия // Завтра. 2004. №27). Вне контекста имперской идеологии он не мыслит будущего своего Отечества: «Только она хранит в себе национальную идею России» (Завтра. 2004. №13). Перу Проханов принадлежит множество статей и очерков, которые привлекли особое внимание читателей газета «Завтра», среди которых - «Псков земной и небесный», «Меж люлькою и гробом», «Убить отца» и др. Острая метафоричность проханов-ского слова, граничащая с эпатажем, проявляется, например, в заголовках редакторских передовиц («Сука Путина ощенилась» и др.). Едва ли не все материалы Проханова-публициста при всей их полемичности и дискуссионности направлены к восстановлению национального культурного и исторического самосознания. Вместе с тем публицистические произведения Проханова, характеризующиеся, как правило, ярко выраженным проповедническим началом, нередко грешат многословием и высокопарностью.

Проханов постоянно обращается к различным вопросам литературы и искусства. В своих мифологических, утопических построениях Проханова опирается на опыт русской и мировой философии. Особенно близки Проханову космисты, в частности теория Н.Ф.Фёдорова. Не без влияния трудов Л.Н.Гумилева Проханов стал сторонником и пропагандистом евразийской идеи, которая кажется ему спасительной для России. В имперской, «державной» модели развития он видит реальный выход из трагической ситуации.

Все, написанное Прохановым в 1990-е - начале 2000-х, можно назвать «литературой сопротивления». Едва ли не все важнейшие события новейшей российской истории нашли отражение в романистике Проханов этого периода, характеризующийся усилением политической, идеологической составляющей.

Роман-мистерия, роман-бурлеск «Последний солдат Империи» (1993) посвящен трагическим событиям авг. 1991. Его главный герой («конфликтолог»), всю жизнь служивший государственной идее, становится свидетелем того, как один президент боролся с другим и как в результате этого рушится великая Держава. Книга о ГКЧП, о схватке «демократов» и «государственников» не вписалась в политическую и литературную атмосферу 1990-х и не получила должного внимания критики. Спустя 10 лет Проханов подготовил и издал новую редакцию романа, где многое в корне переосмыслено и где члены ГКЧП перестали быть героями.

Свой роман «Красно-коричневый» (1999), воссоздающий расстрел Верховного Совета в 1993, Проханов расценивает как «катехизис сопротивления». Однако эта попытка создать своего рода Летопись русского сопротивления не вызвала большого читательского интереса.

Если в романах начала 1990-х гг. Проханов сосредоточивает свое внимание на поляризации российского общества, на столкновениях государственников-патриотов и «демократов», либералов, то в его творчестве второй половины 1990-х видное место занимают «чеченские события». Проханов ездил в Чечню, бывал в районе боевых действий, выступал перед солдатами. «Чеченские» романы привлекли внимание как читателей, так и критиков и выдвинули Проханова в число ведущих прозаиков современной России.

Высоко оценивая реалистический, антивоенный роман Проханова «Чеченский блюз» (1998), Ю.В.Бондарев счел необходимым подчеркнуть: «...вещь очень выделяющаяся в современной прозе, незаурядная, я бы сказал, щедростью изображения, скрупулезным знанием военного быта, тщательной литературной отделкой, соединением в письме суровости и нежности. "Чеченский блюз" - сильный и мужественный роман, на мой взгляд, лучшая вещь Проханова...» (Бондарев Ю.В. Выигранное сражение // Советская Россия. 1998. №150. 22 дек. С.4).

Произведение рисует картину России конца XX в.: преступная власть, бездарная война, богатеющие мерзавцы, геноцид народа, и т.д. Но есть в нем и ненависть к разрушителям, несломленный дух, подвиги мучеников и героев, верность долгу, другу, любимой, святая вера в великое возрождение Родины. «Я писал страницы и главы, как пишут фрески, где вместо святых и ангелов - офицеры и солдаты России, а вместо коней и нимбов - "бэтээры" и танки, и кровавое зарево горящих Кабула и Грозного», - признавался Проханов (Советская Россия. 1998. № 96. 18 авг. с.3).

Второй «чеченский» роман Проханов - «Идущие в ночи» (2001) посвящен второй чеченской кампании, битве за Грозный. События осени 1999 - зимы 2000 воспринимаются в широком контексте борьбы с международным терроризмом. Весьма выразительным получился у Проханова образ журналиста Литкина, служившего по найму французского телеканала и работавшего в стане Басаева: «Он был мастер интервью с полевыми командирами, проклинавшими Россию и русских. Литкин был смел, умен, удачлив. Был любим чеченцами». Для автора «Идущих в ночи» русские и чеченцы - братья, которые должны жить вместе. Под пером Проханова души и тех, и других обитают на небесах и удивляются тому, с каким рвением они на земле истребляли друг друга.

Следующий роман «Господин Гексоген» (2001) взбудоражил общественность и оказался в центре критических баталий. Роман повествует о заговоре тайного «ордена» спецслужб, олигархов и политиков разных направлений. Цель заговора - смена власти в стране и спасение страны: дряхлый Истукан должен передать власть молодому Избраннику. Для достижения поставленной цели используются любые средства: убийства, изощренные кремлевские интриги, взрывы домов, провокации и т.п. Свою мрачную, эсхатологическую книгу Проханов писал «босхиански», «гротескным языком как бы инфернального, адского зрения» (Талант русской мечты. С.3), в результате получился роман-памфлет с детективным сюжетом, сюрреалистическими образами, мистической символикой, магической метафористикой, конспирологической «начинкой». Из-за обилия в нем «антигероев» перестроечных и постперестроечных лет этот роман Проханова некоторые критики сравнивают с «Бесами» Ф.М.Достоевского. За роман «Господин Гексоген» 31 мая 2002 Проханов была вручена литературная премия «Национальный бестселлер».

В 2003 Проханов обнародовал новый роман «Крейсерова соната», отличающийся особой политической остротой и неординарностью. Он вышел в эксклюзивном издании тиражом всего 500 экземпляров. Своему решению включить в роман в качестве иллюстраций собственные лубки Проханов нашел сюжетное объяснение: по мнению Проханова, «с помощью этой наивной красоты» герой его произведения «спасает Москву-Содом, прикладывая картины, как горчичники, к больным местам города» (Кулик Ирина. Авангард подхватил Проханова // Коммерсантъ. 2003. №170. 19 сент. С.6). Кроме того, подобное «оформление» «Крейсеровой сонаты» вполне соответствует ее лубочно-карикатурной, заостренно сатирической стилистике. Роман, в котором так много «посмодернистского», «авангардного», фантасмагорического, галлюцинаторного, «бредового», писался по горячим следам событий и с оперативностью газетной передовицы.

Из интервью Проханова известно, что у него есть замысел издать «семикнижие»: серию романов (полемических, идеологических мировоззренческих, астрологических, романов-катастроф) с одним и тем же героем - генералом Белосельцевым, которому судьба дала уникальный опыт видения и созерцания. В состав этого «семикнижия» должны войти как старые (в переработанном виде, иногда очень существенно), так и новые произведения.

Проханов писал и пишет очень много и быстро, при этом он довольно редко дает основания упрекать себя в торопливости. Слово Проханова, и художественное, и публицистическое, всегда сочно, образно, напористо и остро. Критик И.Л.Гринберг давно подметил: «Последовательность, цельность прозы Проханова так ощутима потому, что она дает себя знать не только в выборе сюжетов, не только в умонастроении писателя, но и в словесной расцветке, очень броской, энергичной, красочной» (Гринберг И.Л. [Об Александре Проханове] // Мы - молодые. Вып.3. М., 1973. С.108). В «цветистой» прозе Проханов встречается половодье метафор, мышление этого писателя насквозь метафорично. Отдельные его произведения (даже романы) следует рассматривать как своего рода суперметафоры. Говоря о стиле Проханов, критики неоднократно обращали внимание на то, что в его прозе порой дает знать о себе некоторая избыточность красок (изобразительная расточительность) и излишняя патетика, что сверхвысокая концентрация метафор нередко оборачивается у этого писателя образными перехлестами и даже искусственностью.

Во всей своей многогранной деятельности Проханов тяготеет к народным, фольклорным формам, мистике и богоискательству. Он считает себя глубоко верующим человеком, ибо с детства находился в религиозной атмосфере и имеет опыт прозрений, видений и даже богоявлений (см.: Мистический опыт Александра Проханова: [Беседа с писателем] // НГ - религии. 2003. 16 июля). В среде читателей, критиков творчество Проханова рождает диаметрально противоположные оценки: для одних он является неприемлемой, одиозной фигурой, для других - несломленным, неподкупным оппозиционным лидером, одним из ведущих совр. прозаиков.

Проханов награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», лауреат премий им. К.А.Федина (1981), Ленинского комсомола (1983), Министерства обороны СССР (1988) и др.

П.В.Бекедин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 143-147.

Далее читайте:

Александр ПРОХАНОВ. Город золотых унитазов . Глава из книги "За оградой Рублевки".

М. ЕВДОКИМОВА. О жизни и творчестве Александра Проханова . 31.03.2008 (МОЛОКО)

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Виртуоз. "Роман-газета" № 3, 2010.

Неопалимый цвет. М., 1972;

Желтая трава: Повесть и рассказы. М., 1974;

Во имя твое: очерки. М., 1975;

Отблески Мангазеи. М., 1975;

Кочующая роза: роман. М., 1976;

Время полдень: роман. М., 1977;

Место действия: роман. М., 1980;

Не ошибиться в диагнозе // Литературная учеба. 1981. №3;

Время полдень: Роман и повести. М., 1982;

Место действия: Рассказы, роман. М., 1983;

В островах охотник: романы. М., 1984;

Горящие сады: романы. М., 1984;

Ядерный щит. М., 1984;

И вот приходит ветер: роман. М., 1985;

Иду в путь мой: Политический репортаж в 2 ч. / в соавт. с Леонидом Герчиковым // Театр. 1985. №3. С.25-50;

На дальних рубежах. М., 1986;

Светлей лазури: повести и рассказы. М., 1986;

Вечный город: роман, повести и рассказы. М., 1987;

Записки на броне: роман, повести. М., 1988;

Избранное. М., 1988;

Там, в Афганистане...: романы. М., 1988;

Рисунки баталиста: роман. М., 1989;

Шестьсот лет после битвы: роман. М., 1990;

Третий тост: новеллы. М., 1991;

Последний солдат Империи: роман. М., 1993;

Дворец: роман. М., 1995;

Чеченский блюз: романы. М., 1998;

Красно-коричневый: роман. М., 1999;

Война с Востока: Книга об афганском походе. М., 2001;

Идущие в ночи: романы. М., 2001;

Последний солдат империи: [новая ред.]. М., 2003;

Крейсерова соната: роман. М., 2003;

Иду в путь мой. М., 2003.

Проханов А. Дерево в центре Кабула. Роман. (Роман-газета № 15 (949).).

Литература:

Гринберг И.Л. Краски и смысл // Москва. 1970. №2. С.218-220;

Трифонов Ю.В. Страсть постижения Родины // Проханов А.А. Время полдень: роман. М., 1977. С.283-285;

Злобин А. Место действия Сибирь // Знамя. 1979. №9. С.243-245;

Бровман Г.А. Постигая связь времен // Новый мир. 1982. №12. С.227-234;

Гусев В.И. Кто видел небо // Литературная учеба. 1982. №1. С.89-93;

Бондаренко В.Г. В сражающемся Афганистане // Огонек. 1982. №19. С.28;

Ганичев В.Н. Между прошлым и будущим // Дружба народов. 1985. №1. С.262-265;

Вирен Г. Когда приходит ветер: О романах А.Проханова // Октябрь. 1985. №4. С.197-202;

Дедков И.А. Живое лицо времени:

Очерки прозы 70-80-х. М., 1986. С.259-285;

Матулявичюс В. Романы на конвейере // Нева. 1987. №10. С.158-164;

Иванова Н.Б. Точка зрения: О прозе последних лет. М., 1988. С.70-76, 359-360;

Личутин В.В. Семьдесят лет битвы: Заметка на полях // Москва. 1989. №4. С.174-183;

Бондаренко В.Г. «Московская школа» или эпоха безвременья. М., 1990. С.142-168;

Бондаренко В.Г. Александр Проханов: Последний солдат империи. М., 1992. (Жизнь замечательных россиян);

Парамонов Б.М. Конец стиля. СПб.; М., 1997;

День литературы [Весь номер газеты посвящен 60-летию Проханова]. 1998. №2;

Господин Гексоген: Обсуждаем новый роман Александра Проханова // Завтра. 2001. №48. Нояб. С.7;

«Господин Гексоген» национальный бестселлер!: [Мнение членов жюри] // Завтра. 2002. №24. Июнь. С.7;

Трубадур Красной империи / беседу вела Екатерина Глушик // Литературная газета. 2002. №24-25.19-25 июня. С.7;

Талант русской мечты: Писатель Александр Проханов в беседе с Виктором Кожемяко // Советская Россия. 2003. №17. 13 февр. С.3-6;

Бондаренко В.Г. Пламенные реакционеры: Три лика русского патриотизма. М., 2003.

Александр Проханов - известный отечественный писатель, политик. Известен в качестве главного редактора газеты «Завтра», в 1982 году был удостоен премии Ленинского комсомола. Уже в 2002 году получил премию «Национальный бестселлер» за роман «Господин Гексоген», в котором рассказывается о заговоре спецслужб с целью смены власти в России.

Детство и юность

Александр Проханов родился в 1938 году. Он появился на свет в Тбилиси. Его предки были молокане. Их вынудили переселиться из Саратовской и Тамбовской губерний в Закавказье. Дед героя нашей статьи был видным молоканским богословом, родным братом Степана Проханова, основавшего Всероссийский союз евангельских христиан.

Высшее образование Александр Проханов получил в Москве. В 1960 году он окончил авиационный институт, работал инженером в научно-исследовательском институте. Увлекся литературой на последнем курсе вуза, активно начал писать стихи и прозу.

Трудовая деятельность

При этом, поначалу Александр Проханов не помышлял о том, чтобы профессионально заниматься писательским ремеслом. Поэтому работал лесником в Карелии, экскурсоводом в Хибинах, участвовал в геологической партии на территории Тувы. В эти годы странствий по всему Советскому Союзу он особенно увлекся Владимиром Набоковым и Андреем Платоновым.

В 1968 году он устраивается на работу в «Литературную газету», решая больше времени уделять собственным писательским возможностям. Преимущественно его отправляют в заграничные командировки. Александр Проханов, фото которого есть в этой статье, пишет репортажи из Никарагуа, Афганистана, Анголы, Камбоджи. Говорить о нем стали после того, как в 1969 году он, одним из первых, описал вооруженный пограничный конфликт между Россией и Китаем на Даманском острове.

Член Союза писателей

Совсем скоро талант писателя Александра Проханова решили признать официально. В 1972 году его принимают в Союз писателей СССР.

Расцвет его публицистического таланта пришелся на перестроечное время. В 1986 году он начинает активно публиковаться в журналах «Наш современник» и «Молодая гвардия», продолжая сотрудничество с «Литературной газетой». С 1989 по 1991 годы он возглавляет журнал «Советская литература» в качестве главного редактора. Постоянно был членом редакционной коллегии журнала «Советский воин». При этом так и не стал членом коммунистической партии, что удивительно для человека, сумевшего построить такую карьеру в Советском Союзе.

Одним из первых он понимает, что обществу необходима новая площадка, на которой излагать мысли и идеи можно будет принципиально новым языком, не боясь цензуры и каких-либо ограничений. Поэтому в самом конце 1990 года он создает газету под названием «День». Автоматически становится в ней главным редактором.

«Слово к народу»

В середине лета 1991 года в ней публикуется знаменитое «антиперестроечное» обращение, известное как «Слово к народу». В первую очередь оно было адресовано армии. В нем советские политологи и деятели культуры критиковали политику, которую проводили Михаил Горбачев и Борис Ельцин. Они призывали остановить распад СССР, создать влиятельное оппозиционное движение. Сейчас многие рассматривают «Слово к народу» как идеологическую платформу для августовского путча, который состоялся спустя ровно четыре недели.

Газета «День» рассматривалась как одно из самых оппозиционных и радикальных изданий в России начала 90-х годов. Она регулярно выходила вплоть до октября 1993 года. После расстрела Белого дома и Ельцинского переворота издание было запрещено. Но оно тут же начала издаваться под названием «Завтра», в таком виде сохранилось и до сегодняшнего дня. Ее главным редактором по-прежнему остается писатель Александр Проханов.

Участие в политической жизни страны

В начале 90-х годов Александр Проханов, биография которого приведена в этой статье, принимал непосредственное участие в политической жизни страны не только через свою газету. В 1991 на выборах президента РСФСР он был доверенным лицом генерала Альберта Макашова. Представлявший на этих выборах КПСС Макашов занял пятое место, набрав менее 4% голосов избирателей. Во время августовского путча Проханов выступил на стороне ГКЧП.

В сентябре 1993 года герой нашей статьи на страницах своей газеты «День» призывал выступить против антиконституционных действий Бориса Ельцина, утверждая, что в стране фактически состоялся государственный переворот. Активным участником октябрьских событий стал Макашов, участвовавший в вооруженных столкновениях в Москве.

После запрета газеты Минюстом, по некоторым данным, редакция была разгромлена сотрудниками ОМОНа, работники избиты, а все архивы и имущество уничтожено.

Газету «Завтра» Александр Проханов учредил уже 5 ноября. Она до сих пор отличается радикальной позицией, часто материалы, которые в ней публикуются, обвиняют в профашистском, имперском, антисемитском характере.

В то же время Проханов остается верен себе, поддержав в 1996 году на президентских выборах Геннадия Зюганова. Однако и те выборы для лидера коммунистов завершились поражением. Как известно, он проиграл Борису Ельцину во втором туре.

При этом сейчас герой нашей статьи входит в состав Совета по общественному телевидению, созданного в 2012 году.

Особенности стиля

Многие знакомы именно по книгам с Александром Андреевичем Прохановым. Его стиль считается весьма колоритным, оригинальным и индивидуальным. На страницах романов героя нашей статьи можно встретить большое количество метафор, цветистых эпитетов, интересных персонажей, большое количество разнообразных деталей.

В его художественном творчестве и публицистике часто можно встретить симпатии к христианской религии, исконно русским традициям, при этом он регулярно критикует либерализм и капитализм. Не раз заявлял, что до сих пор считает себя советским человеком.

По мнению ряда критиков, как писатель Проханов является постмодернистом, а с идеологической точки зрения - имперским автором.

Ранние произведения

Первые труды Проханова были опубликованы в газете «Литературная Россия», затем выходили в журналах «Семья и школа», «Кругозор», «Олень», «Сельская молодежь». Из его ранних трудов можно выделить рассказ «Свадьба», увидевший свет в 1967 году.

Его первая книга называлась «Иду в путь мой», она были издана в 1971 году с предисловием Юрия Трифонова. Это сборник рассказов, в котором автор изображает настоящую русскую деревню с ее патриархальной этикой, обрядами и традициями, самобытными пейзажами и характерами. Вслед за этим в 1972 году он пишет очерк «Неопалимый цвет», где рассуждает о проблемах, с которым сталкивается советская деревня.

Из его рассказов, напечатанных в 70-е годы, нужно выделить «Двое», «Жестяная птица», «Машинист транссибирской», «Стан 1220», «Огненная купель», «Красный сок на снегу». В 1974 году выходит второй его сборник под названием «Желтеет трава».

На следующий год в печати появляется его первый роман, который носит название «Кочующая роза». Он написан в полуочерковом стиле, в его основе - впечатления автора от командировок на Дальний Восток, в Сибирь и Среднюю Азию. В нем он обращается к актуальным проблемам современного ему советского общества. Они же беспокоят Проханова в трех последующих романах: «Место действия», «Время полдень» и «Вечный город».

Военно-политический роман

Стилистика писателя кардинально меняется в 80-е годы. Он начинает творить в жанре военно-политического романа. Произведения основаны на его командировках в разные страны мира.

В этот период выходит целая его тетралогия «Горящие сады», которая включает в себя романы «Дерево в центре Кабула», «В островах охотник...», «Африканист», «И вот приходит ветер».

К афганской теме он вновь обращается в романе «Рисунки баталиста» 1986 года. Его главным героем становится художник Веретенов, который по заданию своей редакции едет в Афганистан, чтобы сделать серию рисунков советских военнослужащих. В то же время у него есть и личный интерес - увидеть своего сына.

О солдатах, вернувшихся из Афганистана, рассказывается в книге Александра Проханова 1988 года «Шестьсот лет после битвы».

"Семикнижие"

Популярной становится серия романов «Семикнижие». Ее объединяет главный герой генерал Белосельцев, выделяющийся уникальным опытом созерцания и видения.

В этот цикл входят «Сон о Кабуле», «И вот приходит ветер», «В островах охотник», «Африканист», «Последний солдат империи», «Красно-коричневый», «Господин Гексоген».

Последний роман из этого списка стал особенно популярен. Проханов его издал в 2002 году. В книге описываются события 1999 года в России. В частности, серия взрывов в жилых домах, которая привела к многочисленным жертвам, преподносится как заговор власти с целью передачи правления от действующего президента его преемнику.

Заговорщики, среди которых представители спецслужб, используют в романе Проханова интриги, убийства и всевозможные провокации. Сам автор отмечал, что изначально воспринимал Путина как последователя Ельцина, но затем пересмотрел свое отношение к нему, заявив, что тот остановил распад России, убрал из руководства страной олигархов.

В этом романе наглядно прослеживается излюбленный писательский прием, когда реальные события соседствуют с совершенно фантастическими вещами. Например, олигарх, в котором угадывается Березовский, в больнице буквально тает под капельницей и исчезает в воздухе. Избранник, в котором угадывается намек на Путина, просится наедине управлять самолетом и тоже исчезает, превратившись в радугу.

«Поступь русской победы»

В 2012 году Проханов выпускает новую книгу под названием «Поступь русской победы», в очень необычном для себя жанре. В ней рассказывается об идеологии современной России, а ее история условно делится на четыре временных периода. Это Киево-Новгородская Русь, Московское царство, Российская империя Романовых и Сталинская империя.

Вся книга состоит из четырех частей. В первой приводятся основные тезисы, посвященные идее «Пятой империи», она называется «Гимны русской победы». Во второй части уделено внимание промышленным предприятиям, в первую очередь оборонным заводам, ее название - «Марши русской победы». В третьей части, «Псалмы русской победы», рассказывается о русских приходах и монастырях, а в заключительной «Коды русской победы» - о Евразийском Союзе, который должен выполнить функцию предтечи «Пятой империи».

Кино и телевидение

Сразу несколько произведений Проханова были экранизированы или поставлены на театральной сцене:

  • В 1972 году вышел фильм «Отчизна» по его сценарию.
  • В 1983 году Анатолий Граник снял мелодраму «Место действия» по одноименному роману героя нашей статьи.
  • В 1988 году вышла драма Алексея Салтыкова «За все заплачено», для которой Проханов написал сценарий.
  • В 2012 году был запущен проект на телеканале «Россия-1». Цикл документальных фильмов «Солдат империи» подробно рассказывает о личности самого Александра Проханова.
  • «Страсти по государству» - документальная картина 2018 года, в которой автор анализирует последние коррупционные скандалы, взрывы в петербургском метро, демонизацию самой страны и ее руководителей на Западе и либеральную общественность.

Общественная жизнь

Проханов часто участвует во всевозможных политических ток-шоу, высказывает свое мнение о событиях, происходящих в стране. Он регулярный гость Владимира Соловьева в его ток-шоу «К барьеру» и новом проекте «Поединок». Является одним из ведущих рубрики «Реплика», которая выходит на канале «Россия 24».

О пенсионной реформе Александр Проханов высказал свое мнение. Он отметил, что обращение Путина к нации было безукоризненным, президент привел убедительные аргументы. Поэтому сам он поддерживает эту реформу.

Жена писателя

Можно сказать, что личная жизнь Александра Проханова сложилась успешно. Всю жизнь он прожил в браке с Людмилой Константиновой, которая после свадьбы взяла его фамилию.

У них родилось трое детей - дочь и двое сыновей. Один из них, Андрей Фефелов, стал публицистом. Сейчас он вместе с отцом работает редактором интернет-канала «День». Василий Проханов стал исполнителем авторской песни и фотографом.

В 2011 году Людмила Проханова ушла из жизни.

Известно, что в свободное время герой нашей статьи занимается коллекционированием бабочек и рисует.

Сергей Проханов – советский и российский актер театра и кино, а также театральный режиссер, художественный руководитель московского «Театра Луны» и преподаватель актерского искусства.

Сергей Проханов мог бы пополнить ряды актеров одной роли, но не захотел такой творческой судьбы и рискнул ее изменить. Однако и сегодня, спустя 40 лет, прохожие, встречая Сергея Проханова, называют его «Усатым нянем».

Сергей Проханов родился 29 декабря 1952 года в Москве, как сам говорит, в пролетарской семье. Правда, талантами природа ее не обделила. Дед прекрасно пел и передал внуку красивый голос, отец в любой компании был заводилой, мама и ее родственники хорошо рисовали.

В детстве парню пророчили музыкальную карьеру, но первый конкурс стал серьезным разочарованием для него. Проханов его проиграл – для психики подростка это стало серьезной травмой. К тому же в этот период у мальчика начал ломаться голос.

Сергей переключился на точные науки – он учился в школе с физико-математическим уклоном. Параллельно с учебой ходил в театральную студию. На сцене он чувствовал себя свободным от условностей и решил, что будет поступать в театральное училище.


Сергей Проханов подал документы в Щукинское училище, после успешной сдачи экзаменов и творческого конкурса стал студентом. Артист вспоминает студенческие годы как самые замечательные, ведь он вместе с сокурсниками часто бывал на телевидении, вел развлекательные программы, снимался в кино.

Театр

В 1974 году Сергей Проханов окончил театральное училище и начал работать в театре Моссовета. Он играл на одной сцене с мэтрами театра, и это был огромный опыт.


Серьезных ролей в первые несколько лет начинающему актеру не предлагали. Ситуация кардинально изменилась после спектакля «Саша», в котором Проханов сыграл главную роль. Режиссеры и коллеги увидели в нем серьезного актера. Карьера пошла вверх, но из театра Моссовета ушли и другие талантливые режиссеры. С их уходом в театральной карьере Сергея Борисовича начался застой.

В 1990 году актер организовал кооператив «Маскарад». Когда в театре Моссовета решили ставить мюзикл « – суперзвезда», кооператив Проханова финансировал кордебалет, а сам он выступил сорежиссером постановки. В 1992 году состоялась премьера мюзикла, прошла она с большим успехом. Нужно сказать, что и сегодня мюзикл идет на сцене театра.


Вдохновленный успехом Сергей Проханов начал работать над спектаклем «Византия». Он надеялся, что зрители родного театра вскоре увидят его новую режиссерскую работу. Но пробиться оказалось сложно – администрация театра без обиняков объяснила Проханову, что спектакль попадет в репертуар не скоро. Тогда он решил создать собственный театр, благо, деньги на это он заработал в кооперативе. «Театр Луны» находился в подвальном помещении на Патриарших прудах, а потом перебрался в центр столицы.

С момента открытия коллектив «Театра Луни» под руководством Проханова ставил каждый год новый спектакль, наращивая репертуар. В 1994 году появился спектакль «Мечты маленького » по пьесе О. Михайловой, а через год вышел спектакль, намекающий на продолжение сюжета - «Сны взрослого Робинзона». В 1996 году в «Театре Луны» состоялась премьера спектакля «Фанта-инфанта». В следующем году состоялись премьеры сразу двух постановок: спектаклей «Ночь нежна» и «Фауст». Через год появилась «Таис сияющая», а еще через год «Путешествие дилетантов».


Новое тысячелетие театр встретил сразу двумя постановками: «Чарли Ча…» и «Старый новый Фауст». С этого момента премьеры в театре перестали проходить ежегодно. Следующие две постановки коллектив представил зрителям в 2002 году - «Губы» и «Я… скрываю». В 2004 году «Театр Луны» поставил «Диагноз: », через год - «Лироманию».

2007 год принес премьеру постановки «Природный экстрим», затем новые спектакли снова стали ежегодными: «Коррида, или Роман с бессонной ночью», « – Next», «Прокурорская притча». Затем последовал годичный перерыв, и друг за другом были поставлены спектакли «Шантеклер», «Дали и испанская королева из Казани».

За 20 лет существования в спектаклях «Театра Луны» играло много знаменитых актеров. Постановки режиссера Проханова отличаются мечтательностью, чувственностью, режиссер стремится показать зрителю другой мир, в котором нет места нищете и обывательскому взгляду на жизнь. Особенность творческого подхода Сергея Проханова к постановке - это романтическая приподнятость и подчеркнутость театральной тайны.

Спектакли, поставленные Сергеем Прохановым, отличаются космическим мироощущением, где персонажи существуют между небом и землей. Такая стилистика спектаклей, а также лиричное музыкальное оформление создают притягательную и таинственную атмосферу, ставшую фирменным знаком «Театра Луны». Да и названия спектаклей возвышенные, например, «Ночь нежна», «Лиромания», «Таис Сияющая» и другие.

Фильмы

Сергей Проханов начал сниматься в кино еще в студенческие годы. Тот период был самым активным в его телевизионной карьере. Дебютировал он с маленькой роли в фильме «Семья как семья», затем снялся в «Юльке», «Ох, уж этой Насте».

Момент славы настал в 1977 году, когда на экраны вышел фильм «Усатый нянь», в котором Проханов сыграл главную роль. Советские зрители полюбили веселого и активного героя-няню, а режиссеры начали приглашать актера на похожие роли. Он сыграл пионервожатого в картине «Завтрак на траве».


Сергей Проханов на съемках фильма "Усатый нянь"

С 1981 года популярность Сергея Борисовича начала угасать, его приглашали в эпизоды или на роли второго плана. Так продолжалось 10 лет, до выхода на экраны картины «Гений», в которой он играл спекулянта Костика. Его партнером по съемочной площадке был .

Затем была небольшая роль в детективе «Привал странников». Тогда, как признается Сергей Проханов, он понял, что кино умерло, оно уже не такое, как раньше. Актер решил окончательно расстаться с кинематографом и сосредоточиться на театре.

Личная жизнь

Сергей Проханов разведен, живет один. Со своей супругой Татьяной он прожил 25 лет. Они познакомились на даче у друзей, ему тогда было 20 лет, ей – 16. Татьяна была внучкой маршалов и А. Василевского, поэтому актер опасался, что ее семья его не примет. Действительно, родители Татьяны восприняли парня с опаской, им хотелось, чтобы дочь вышла замуж за человека, который сможет обеспечивать семью. Постепенно отношение будущих тещи и тестя к Проханову изменилось, они приняли его как родного. Через два года после знакомства Татьяна и Сергей поженились.


Молодая супруга училась в университете, она – юрист-международник. Но учеба не мешала ей быть хорошей хозяйкой и заботливой женой. В этом браке родились двое детей – дочь и сын.

Татьяне Прохановой потребовалась женская мудрость и запас терпения, чтобы провожать супруга на гастроли и ждать возвращения мужа, не реагировать на молодых поклонниц. Немало публиковалось и слухов о романах актера с различными женщинами, которые были довольно далеки от реальной биографии артиста, поэтому супруга предпочитала не верить этому. Но и настоящие романы у Сергея Проханова случались.

Женщина шутя указывала Сергею на недостатки новой пассии, а со временем стала смотреть на его многочисленные увлечения сквозь пальцы. Увлечений у Проханова было много, в основном романы были с актрисами «Театра Луны».


Брак Татьяны и Сергея дал трещину. Артист с головой ушел в работу, не замечая никого вокруг. Однажды жена актера поехала в гости к подруге и осталась у нее ночевать. Актер решил, что Татьяна изменила ему, собрался и ушел из дома. Вскоре супруги официально оформили развод. Актер до сих пор считает развод ошибкой, говорит, хватило бы терпения и выдержки, семья сохранилась бы.

Сергей Проханов сейчас

В 2017 году Сергей Проханов отпразднует 65-летний юбилей. Сегодня артист уже не снимается в кино, но занимается преподавательской и режиссерской деятельностью. Сергей Проханов продолжает руководить собственным «Театром Луны». Также с 1999 года Проханов руководит курсом в РАТИ. Кроме того, при театре Проханова функционирует детский театральный центр под названием «Маленькая Луна». Учащиеся центра под руководством ряда педагогов постигают азы актерского мастерства и участвуют в спектаклях театра наряду с профессиональными актерами.


В 2016 году режиссер презентовал новый спектакль «Театра Луны» - «Казанова, или Путешествие в «Икосамерон».

Фильмография

  • 1976 – «Всего одна ночь»
  • 1977 – «Усатый нянь»
  • 1979 – «Ты помнишь»
  • 1981 – «Трижды о любви»
  • 1982 – «Оставить след»
  • 1985 – «Поживем - увидим»
  • 1985 – «Следствие ведут ЗнаТоКи. Полуденный вор»
  • 1986 – «Тайна Снежной королевы»
  • 1986 – «Размах крыльев»
  • 1987 – «Чехарда»
  • 1987 – «Мисс миллионерша»
  • 1990 – «Коррупция»
  • 1991 – «Привал странников»
  • 1991 – «Гений»
  • 2007 – «Театр Луны, или Космическая дурочка 13.28»

Александр Андреевич Проханов — известный советский и российский писатель. Александр Андреевич — политический и общественный деятель. Он член секретариата Союза писателей России. Главный редактор газеты «Завтра». Лауреат премии Ленинского комсомола (1982).

Ранние годы и образование Александра Проханова

Как сообщается в биографии Александра Проханова в Википедии, его предки, молокане, ушли из Тамбовщины и Саратовской губернии в Закавказье. Его дед Александр Степанович Проханов был молоканским богословом и приходился родным братом Ивану Степановичу Проханову , — основателю и руководителю Всероссийского союза евангельских христиан (1911−1931) и вице-президенту Всемирного баптистского альянса (1911−1928). Дядя А.А. Проханова, учёный-ботаник, остался в СССР после эмиграции И.С. Проханова, был репрессирован, но затем освобождён.

В 2013 году, давая интервью «Русскому вестнику», Александр Андреевич Проханов рассказывал о своем детстве:

«…родившись 26 февраля 38 года, через три недели вернулся в Москву, где проживали мои родители. Поехали рожать в Тифлис, потому что это родовой город моих пращуров-молокан. Там были молоканские слободы, и моя бабка решила, что рожать меня нужно в тепле, а не в лютой февральской Москве. Там я и родился в доме, который принадлежал моему прадеду Титу Алексеевичу Фефелову , который он купил, разбогатев на Военно-грузинской дороге, где он был ямщиком — гонял тройки, держал ямы. Туда он буквально спустился с гор — из молоканских деревень, из Ивановки — и сел на облучок. А тогда шли непрерывные русско-турецкие войны, и всё время требовалось перевозить фураж, офицеров, всевозможные грамоты, депутации. Однажды он вёз Великого князя и так ловко его промчал, и так ловко его забавлял по дороге — уж не знаю чем: может, песни пел или рассказывал всякие истории — что, когда он догнал свою тройку до Тифлиса, Великий князь подарил ему перстень: изумруд, окружённый небольшими бриллиантами. Этот перстень до сих пор находится у меня в семье: это моя семейная реликвия».

Александр Проханов учился в московской школе № 204. И опять, вспоминая школьные годы, Александр Андреевич рассказывал :

— Моя школа № 204 находилась около Минаевского рынка и Миусского кладбища. Она была построена на месте огромного кладбища при монастыре, который назывался «Всех скорбящих Радость», или Скорбященский монастырь. Когда мы сажали дерева, рыли ямы на нашей территории, вдруг проваливались в склепы, в могилы, а из этих могил на нас смотрели скелеты: некоторые — с золотыми коронками, были чиновничьи пуговицы с орлами и иногда даже ордена. И однажды, по-моему, в седьмом классе, строя футбольное поле и вырывая ямы для ворот — для штанг, мы отыскали череп и, достав его, мы, естественно, решили поиграть им в футбол. И мы гоняли этот череп с воплями и ахами, а потом он куда-то делся. Кажется, опять закопали в ту яму, куда вогнали эту штангу.

Спустя много лет, когда я увлёкся Николаем Фёдоровым и стал искать на плане кладбища местонахождение его могилы, она, как мне показалось, практически совпала с расположением той ямы, откуда мы вытащили череп. И, наверное, это было не так, наверное, это был другой череп, а, может, и тот же самый. И, может быть, я семиклассником гонял в футбол черепом нашего мистика Николая Фёдорова, чьё учение я очень остро воспринял и до сих пор считаю себя его учеником. Весь этот русский космизм в его развитии для меня ассоциируется с Фёдоровым — с его идеей о воскрешении из мёртвых, с Федоровским учением о кладбищах. И я, таким образом, своеобразно воспринял учение о кладбищах. Таким образом, я, наверное, «пытался воскресить» Фёдорова. И он меня извинил, потому что всё остальное время под этой луной я посвятил идее преодоления смерти — воскрешению, будь то страны, эры, эпохи, милые моему сердцу люди, ближние, предметы, книги и тексты.

После школы Александр Проханов поступил в Московский авиационный институт, который окончил в 1960 году. Но проработав два года инженером, Александр почувствовал, что это занятие не для него.

Два года — с 1962 по 1964 — Александр Андреевич был лесником в Карелии, водил экскурсии в Хибины и участвовал в раскопках в Туве. Тогда же познакомился с творчеством Владимира Набокова и Андрея Платонова .

Как утверждал Проханов, в нем «бродили гуманитарные энергии». Круто изменив свою жизнь, Александр Андреевич считает, что это был «радикальный» поступок: «В моей жизни такой поступок был повторен, может, только ещё один раз — в период перестройки, когда я выбрал такую радикальную тотальную оппозицию Горбачёву и сломал все предшествующие отношения. Два раза я ломал таким образом свою жизнь».

Карьере Александра Проханова в журналистике

Вернувшись в цивилизацию, Александр Андреевич Проханов, как он говорил, ощущал себя наполовину диссидентом. Он посещал эзотерические кружки, которые фактически находились в тотальной конфронтации с реальностью, со строем государства.

Александр Проханов начал печататься в 1962 году, рассказы и очерки публиковались в «Литературной России», «Кругозоре», «Смене», «Семье и школе», «Сельской молодежи».

С 1968 года Проханов начал работать в газете «Литературная Россия» на постоянной основе и почти сразу же молодого журналиста послали на остров Даманский. В биографии Александра Проханова говорится, что он первым в 1969 году описал в репортаже события на Даманском во время советско-китайского пограничного конфликта.

Александр Андреевич Проханов вспоминал, как он был потрясен такими внезапными переменами в своей жизни: «…Даманский бой заставил меня переосмыслить всё: историю, мою роль. Тогда я впервые почувствовал величие и трагизм государства. Тогда говорили о возможной большой войне Советского Союза и Китая. И я встроился в эту железную струю государственной идеологии. Потом много лет носился по заводам, стройкам, рудникам от Северного полюса до Южного, потом оседлал советскую атомную триаду: походы на лодках в Антарктику, полёты над полюсом, барражирование с мобильными ракетными системами, семипалатинский взрыв. Потом — многократные поездки в Афганистан. Горячие точки, практически все войны, которые вела Красная империя перед тем, как пасть, это были мои войны. Все континенты: Ангола, Мозамбик, Эфиопия, Кампучия, Никарагуа, Афганистан. Потом эти войны как-то совершенно логично перетекли в войны на территории моей страны. И тоже практически все: Карабах, Приднестровье, Абхазия. Все эти бесчисленные драмы, эти две революции: одна революция 1991 года, или контрреволюция, и восстание 1993 года, две Чеченские войны — и вот так я докатился до этих дней — не знаю, когда они оборвутся. Живу такой бешеной жизнью».

В 1972 году Александр Андреевич Проханов был принят в Союз писателей СССР. В 1985 году Проханов стал секретарем Союза писателей РСФСР.

С 1986 года Александр Андреевич активно публиковался в журналах «Молодая гвардия», «Наш современник», а также в «Литературной газете». С 1989 по 1991 год Проханов работал главным редактором журнала «Советская литература». Являлся членом редколлегии журнала «Советский воин». В КПСС не состоял.

В 1990—1993 году Александр Андреевич Проханов был главным редактором собственной газеты «День».

Приход Александра Проханова в политику

Когда в 1986 году Александр Проханов увидел, что его государство олицетворено Горбачёвым, он порвал с ним радикально и стал политическим деятелем, опубликовав резкую антиперестроечную статью «Трагедия централизма». Вокруг Александра Проханова, как он сказал, «завертелись вихри — и враждебные, и дружественные, и это сделало меня другим человеком».

В 1990 году Александр Проханов подписал «Письмо 74» *.

В декабре 1990 Александр Андреевич Проханов создал газету «День», стал ее главным редактором. 15 июля 1991 года газета опубликовала «антиперестроечное» обращение «Слово к народу». Газета «День» была одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х годов, но была запрещена Министерством юстиции после октябрьских событий 1993 года. В газете «День» антиконституционные действия президента Ельцина назывались государственным переворотом

В 1991 году, во время выборов президента РСФСР, Александр Проханов был доверенным лицом кандидата генерала Альберта Макашова . Во время августовского путча Александр Андреевич был на стороне ГКЧП.

На президентских выборах 1996 года Александр Андреевич Проханов поддерживал кандидата от КПРФ Геннадия Зюганова .

В июле 2012 года Владимир Путин издал указ, в котором утвердил членов Совета по общественному телевидению. Проханов был включен в его состав.

Александр Андреевич Проханов — председатель и один из учредителей Изборского клуба — сообщества экспертов, изучающих внутреннюю и внешнюю политику России. Александр Проханов — член Общественного совета при министерстве обороны РФ, является также заместителем председателя этого Совета.

Александр Андреевич стал соучредителем Международной литературно-медийной премии имени Олеся Бузины .

Александр Проханов награжден орденами Трудового Красного знамени, Дружбы народов, Знак Почета, отличительным знаком «За службу на Кавказе».

Книги Александра Проханова

В 1971 году Александр Андреевич Проханов опубликовал первую книгу «Иду в путь мой» о русской деревне. Ее проблемам Проханов посвятил и книгу «Неопалимый цвет» (1972).

В начале 1970-х годов Проханов опубликовал ряд рассказов: «Жестяная птица», «Красный сок на снегу», «Двое», «Стан 1220», «Машинист транссибирской» (все — 1974), «Огненная купель» (1975). В 1974 году вышел второй сборник повестей и рассказов Александра Проханова «Желтеет трава».

В 1975 году был опубликован первый роман писателя Проханова «Кочующая роза», посвященный его впечатлениям от поездок по Дальнему Востоку и Сибири. Затем вышли книги Александра Проханова: «Время полдень» (1977), «Место действия» (1979) и «Вечный город» (1981).

По мотивам одноименного романа Александра Проханова в 1983 году режиссером Анатолием Граником был снят двухсерийный художественный фильм-мелодрама «Место действия», поставленный на киностудии «Ленфильм».

В начале 1980-х годов Александр Андреевич Проханов обратился к жанру военно-политического романа, написал романы: «Дерево в центре Кабула» (1982), «В островах охотник…» (1983), «Африканист» (1984), «И вот приходит ветер» (1984). Также в 80-е годы вышли повести Проханова: «Адмирал» (1983), «Светлей лазури» (1986), «Знак Девы» (1990) и другие.

Тема Афганистана отражена в романах «Рисунки баталиста» (1986) и «Шестьсот лет после битвы» (1988).

Среди заметных рассказов и новелл советского периода у Александра Проханова выделяют следующие произведения: «Полина» (1976), «Незримая пшеница», «По лунному лучу», «Снег и уголь» (все — 1977), «Седой солдат» (1985), «Оружейник» (1986), «Караван», «Родненький», «Мусульманская свадьба», «Кондагарская застава» (все — 1989) и др. За рассказ «Мусульманская свадьба» Проханов получил премию им. А.П. Чехова , говорится в биографии Александра Андреевича на сайте РИА «Новости».

После распада СССР из-под пера Александра Проханова вышли романы «Последний солдат Империи» (1993), «Красно-коричневый» (1999), «Чеченский блюз» (1998), «Идущие в ночи» (2001), «Господин Гексоген» (2001).

Опубликованный в 2002 году роман Проханова «Господин Гексоген» стал сенсацией и был удостоен литературной премии «Национальный бестселлер». Книга, описывающая взрывы домов в 1999 году, как результат заговора власти с целью ее передачи от дряхлого Истукана молодому Избраннику, вызвала, в частности, такие отзывы:

«Через совписовскую и одновременно галлюцинаторную прозу Проханова неистовствует репрессированное политически, но притаившееся в языке, архитектуре, музыке имперское „советское“: Красная площадь, тело Ленина , сталинские проспекты и высотки, песни Пахмутовой и возможность ловить бабочек на берегах Рио-Коко. Проханов — единственный сохранившийся у империи ретранслятор, способный текстуально передать эту мощь» (Лев Данилкин ).

«Ландшафт Проханова — не ностальгический (совимперский), а футуристический. Те, кто полагал, что прохановская идеальная Аркадия — это бесконечная галерея иконных окладов, захватанных кумачовых лозунгов и полуистлевших ценников из захудалого сельпо, прочитав „Господина Гексогена“, будут потрясены его мощнейшим техногенным пафосом» (Иван Куликов ).

По мнению Захара Прилепина , «Господин Гексоген» в 2001 году «взломал» литературную ситуацию: «Тогда литература находилась во власти либеральной общественности, которая не пускала на книжные полки „негодяев“ вроде меня. Благодаря Проханову получили путевку в литературу не только я, но и Михаил Елизаров , Сергей Шаргунов и другие писатели со взглядами левого толка».

«Господин Гексоген» стал последней книгой серии «Семикнижие» Александра Проханова. Главный герой этих книг — генерал Белосельцев, обладающий уникальным опытом видения и созерцания.

В «Семикнижие» входят романы Проханова: «Сон о Кабуле», «И вот приходит ветер», «В островах охотник», «Африканист», «Последний солдат империи», «Красно-коричневый» и «Господин Гексоген».

В 2011 году вышли книги Александра Проханова «Путин, в которого мы верили» и «Русский». В 2012 году литератор издал «Поступь русской победы», что указало на появление нового жанра в творческой биографии Проханова.

В 2014 году автор написал роман «Крым». Герой книги Александра Проханова отождествляется с новой жизнью полуострова, которая началась у Крыма после присоединения к России. В 2016 году вышла книга «Новороссия, кровью умытая». Роман стал своеобразной летописью последних событий в стране. В феврале 2018 года Украина опубликовала список книг, запрещенных на ввоз из России. В него попал роман Проханова «Новороссия, кровью умытая».

В 2017 году вышли новые книги Проханова «Русский камень» и «Убить колибри».

По сценариям и произведениям Проханова были поставлены фильмы: «За все заплачено» (1988), «Шурави» (1988), «Ущелье Духов» (1991), «Охотники за караванами» (2010), «Убийство городов» (2016).

Александр Андреевич Проханов — лауреат многих литературных премий: «Бунинская премия» (2009), Всероссийская литературная премия имени Н.С. Лескова «Очарованный странник» (2011), премии «Белые журавли России» с формулировкой «За вклад в российскую мировую литературу» (2013) и других.

Стиль писателя Проханова называют оригинальным, колоритным, подчеркнуто индивидуальным. Язык Проханова, как полагают многие критики, изобилует яркими метафорами, оригинальными, цветистыми эпитетами, персонажи выписаны выпукло, наглядно, с обилием деталей, само описание имеет ярко выраженную эмоциональную и даже страстную окраску, чётко прослеживается отношение автора к тому или иному персонажу.

По мнению писателя Юрия Полякова , Проханова воспринимают только как главного редактора газеты «Завтра», но по эстетике Александр Проханов постмодернист, а по направлению, по идеологии — имперский писатель, и это достаточно редкое сочетание.

Взгляды и цитаты Александра Проханова

«Я два раза в жизни испытал ужас. Первый раз в 1991 году, когда погибла моя страна, я испытал ужас, не страх, а ужас. Ну страх вообще мы испытываем… Вот идешь, скользко, не упади… А вот такой мистический, кромешный, вселенский ужас, когда всё во мне орало и глаза вываливались из глазниц, — это в 1991 году. Кошмар. И второй раз, конечно, в 1993 году, когда всё погибло, и мне казалось, что за мной гонятся не люди в черной униформе, в масках, а бесы», — рассказывал Александр Проханов в интервью Сергею Шаргунову в «Свободной прессе».

«Я себя представляю огромной крысой величиной со слона. У меня такой длинный скользкий чешуйчатый хвост, и такое розовое рыльце, нюхающее всё, и такие белые седые усы, и такая очень острая колючая пасть с резцами. И вот эта крыса прогрызает все тверди. Она всё грызет, грызет и протачивает куда-то ход. Если бы я был бабочкой, я бы никуда бы не долетел, понимаешь? Я сел бы на цветке, и, дожидаясь зимы, уснул. Я — крыса, которую ничто не берет. Есть, говорят, крот истории, — есть такое выражение? Вот я крыса истории, я ее прогрызаю каждый раз».

«…я бы его (Ленина) никогда не отдал, я бы оставил его в недрах русской цивилизации, потому что Ленин положил начало красному веку — веку, который сотряс этот усталый ветхий мир».

«Сталин — это великий русский монарх. Одержав мистическую победу, он стал ещё и помазанником».

О событиях на Украине Александр Проханов говорил , что вся украинская реальность — финансовая, политическая — она представляет из себя нарастающий хаос: «Мы видим падение Украины. Кто-то может радоваться, кто-то может ликовать, но наблюдатель, знающий падение царств, видит, что падает украинское царство, не успев сформироваться, как государство. Оно летит в пропасть».

В ноябре 2014 года суд обязал «Известия» опровергнуть статью Александра Проханова «Певцы и подлецы» от 17 августа. В статье содержалась информация о том, что Андрей Макаревич дал концерт на Украине перед украинскими военнослужащими, «которые сразу же после концерта отправились на позиции и из тяжелых гаубиц долбили дома, школы и госпитали Донецка, разрывая на части донецких девочек».

О советском периоде: «…Это моя жизнь, это жизнь моей матери, умирая, она сказала, что это была великая эпоха, смысл советского периода в одержании победы — не военной и геополитической победы. Это, по существу, как Второе пришествие Христа, потому что, если бы не было этой победы, мир стал бы развиваться совершенно другими, страшными фашистскими путями, а победа выпрямила эту земную ось, и 30 миллионов русских, погибших на войне — это Христова жертва. Я считаю, что смысл советского периода в победе».

О перестройке: «Перестройка» — это «отворились врата адовы»".

О будущем России: «„Русское чудо“ — это действующий мощный фактор русской истории, каждый раз выхватывающий Россию из безнадёжной бездны. И меня на земле по-прежнему держит уверенность в том, что „русское чудо“ в очередной раз свершится и грядущая Россия будет чудесной».

Проханов очень переживает в связи с происходящими в мире событиями, отмечая рост русофобии.

«Совсем недавно черногорцы говорили, что они обожают Россию, и что если залезть на вершину гор в Черногории, оттуда можно увидеть Кремль, — цитирует Александра Проханова „Русская служба новостей“. — Черногорцы обожали Россию ещё в большей степени, чем белградские сербы. И что же произошло за это короткое время? Как перепахали сознание черногорцев, как присутствие там американских эмиссаров, американского правительства, американской культуры, американской доминаты, как они исковеркали сознание этого чудесного народа. Вот в чём горечь».

Личная жизнь и увлечения Александра Проханова

Александр Проханов овдовел в 2011 году. С женой Людмилой Константиновной он прожил счастливую жизнь. Имеет двух сыновей и дочь. Один из сыновей Александра Проханова — публицист Андрей Фефелов , другой — фотограф и автор-исполнитель Василий Проханов .

«Однажды я сказал сыну Васе: „Я чувствую свою вину перед вами, я очень мало вами занимался. И более того, я очень мало помню из вашего детства, потому что я всё время где-то болтался, был занят своими делами, романами, и вы как-то прошли, как в тумане, передо мной. Я вами не занимался. Простите меня за это“. А он мне сказал: „Отец, ты не винись, потому что ты нами очень много занимался. Мы смотрели на тебя, мы видели тебя. Мы видели твое отношение к матери, видели твое отношение к труду, к друзьям, к творчеству. Ты очень сильно на нас влиял“», — вспоминал Александр Проханов в интервью «СП».

Александр Андреевич Проханов увлекается коллекционированием бабочек. Рисует в стиле примитивизма.

* «Письмо семидесяти четырёх » — общее альтернативное название двух документов : «Письма писателей России Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР, делегатам XXVIII Съезда Коммунистической партии Советского Союза», подписанного 74 литераторами, а также его доработанного после избрания Президентом СССР М. С. Горбачёва варианта — «Письма писателей, деятелей культуры и науки России Президенту СССР, Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР, делегатам XXVIII Съезда Коммунистической партии Советского Союза».

Александр Проханов, биография которого приведена в этой статье, - известный отечественный писатель, общественный и политический деятель. Является главным редактором и издателем газеты "Завтра".

Биография политика

Александр Проханов, биографию которого вы можете прочитать в этой статье, родился в Тбилиси в 1938 году. Его предки были молоканами. Это представители отдельной ветви христианства, которые не признают креста и икон, не совершают крестного знамения и считают грешным есть свинину и пить спиртное. Они были родом из Саратовской и Тамбовской губерний. Оттуда перебрались в Закавказье.

Дед Проханов был молоканским богословом, являлся родным братом Ивану Проханову, основателю Всероссийского союза евангельских христиан. Хорошо знаком и дядя Проханова, который был известным в СССР ученым-ботаником, был репрессирован в 30-е годы, но позже реабилитирован.

Александр Проханов, биография которого есть в этой статье, в 1960 году окончил После пошел работать в НИИ инженером. Еще будучи студентом старших курсов, взялся за написание стихов и прозаических произведений.

В 1962-1964 годах трудился лесником в Карелии, работал экскурсоводом, водил туристов в Хибины, даже принимал участие в геологической экспедиции в Туве. Именно в те годы Проханов Александр Андреевич, биографию которого можно узнать из этой статьи, открыл для себя таких писателей, как Владимир Наборов и Андрей Платонов.

Литературная карьера

В конце 60-х герой нашей статьи решил для себя, что свяжет свою дальнейшую судьбу с литературой. В 1968 году он пришел в "Литературную газету". Уже через два года в качестве специального корреспондента отправился делать репортажи в Никарагуа, Афганистан, Анголу и Камбоджу.

Один из главных журналистских успехов Проханова - репортажи о событиях который произошел в то время на советско-китайской границе. Он стал первым, кто стал об этом открыто писать и говорить.

В 1972 году журналиста Александра Проханова, биографию которого вы сейчас читаете, приняли в Союз писателей СССР. В 1986 году стал публиковаться в толстых литературных журналах "Наш современник", "Молодая гвардия", продолжал сотрудничество с "Литературной газетой".

В 1989 году Проханов стал главным редактором журнала "Советская литература", входил в редакционную коллегию журнала "Советский воин".

Газета "День"

Во время перестройки занял активную гражданскую позицию. В самом конце 1990 года Проханов создает газету "День". Сам становится ее главным редактором. В 1991 году он опубликовал знаменитое антиперестроечное обращение, которое озаглавил "Слово к народу". В те времена газета становится одним из самых радикальных и оппозиционных средств массовой информации, выходит вплоть до октябрьских событий 1993 года. После этого власти закрыли издание.

В 1991 году Александр Проханов, биография которого содержится в этой статье, был доверенным лицом генерала во время выборов президента РСФСР. Макашов баллотировался от Коммунистической партии РСФСР. В итоге он занял только пятое место, набрав менее 4% голосов избирателей. Победил тогда Борис Ельцин, заручившийся поддержкой 57 с лишним процентов голосов россиян. Во время августовского путча наш герой открыто выступил на стороне ГКЧП.

В 1993 году Проханов в своей газете "День" назвал действия Ельцина государственным переворотом, призывая поддерживать членов Съезда народных депутатов и Верховный Совет. Когда танки расстреляли советский парламент, газету "День" запретили решением Министерства юстиции. Помещение, в котором располагалась редакция, разгромил ОМОН. Сотрудников избили, а имущество уничтожили, как и архивы. К тому времени запрещенную газету печатали в Минске.

Появление газеты "Завтра"

В 1993 году зять писателя Проханова по фамилии Худорожков зарегистрировал новую газету - "Завтра". Ее главным редактором стал Проханов. Издание выходит до сих пор, многие обвиняет его в публикации материалов антисемитской направленности.

Газета в 90-е славилась жесткой критикой постсоветского устройства, в ней часто публикуются материалы и статьи популярных оппозиционных деятелей - Дмитрия Рогозина, Владимира Квачкова, Сергея Кара-Мурзы, Максима Калашникова.

Газета фигурирует во многих современных художественных произведениях искусства. Например, в романе "Моноклон" Владимира Сорокина или в "Акико" Виктора Пелевина. Глеб Самойлов посвятил этой газете даже свою одноименную песню.

В последние годы издание изменило свою концепцию. В ней появились публикации государственно-патриотического содержания. Проханов провозгласил проект "Пятая империя", при этом он стал более лояльным к власти, хотя по-прежнему нередко критиковал существующее положение в стране.

В 1996 году Проханов вновь принял активное участие в президентской кампании. На этот раз он поддержал кандидатуру Решить судьбу победителя в первом туре не удалось. Ельцин набрал 35%, а Зюганов - 32. Во втором туре Ельцин одержал победу с результатом в 53 с небольшим процента голосов.

Политическая активность Проханова многих не устраивала. В 1997 и 1999 годах он подвергался нападениям неизвестных.

"Господин Гексоген"

В качестве писателя Проханов стал известен в 2002 году, когда издал роман "Господин Гексоген". За него он получил премию "Национальный бестселлер".

События развиваются в России в 1999 году. Произошедшая в то время серия взрывов в жилых домах представляется как тайный заговор власти. В центре повествования оказывается экс-генерал КГБ по фамилии Белосельцев. Его привлекают к участию в операции, конечной целью которой является приход к власти некоего Избранника.

Сам Проханов признавался, что в то время рассматривал Путина как человека команды Ельцина. Но со временем изменил свою точку зрения. Проханов стал утверждать, что именно Путин жестко остановил распад страны, убрал олигархов от непосредственного управления ею, организовал российскую государственность в ее современном виде.

В 2012 году вошел в состав Совета по общественному телевидению, который был сформирован указом президента Владимира Путина. В настоящее время занимает пост заместителя председателя совета при федеральном Министерстве обороны.

Икона со Сталиным

Проханова многие знают благодаря его эпатажным поступкам. Например, в 2015 году он пришел на заседание пленума Союза писателей России, которое проходило в Белгороде, с иконой "Богоматерь Державная". На ней был изображен Иосиф Сталин в окружении военачальников советского времени.

После этого икону принесли на Прохоровское поле во время торжеств по поводу знаменитого танкового сражения, во многом решившего исход Великой Отечественной войны.

При этом Белгородская митрополия официально сообщала, что на службе присутствовала не икона с генералиссимусом, а картина, которая была написана в иконописном стиле, так как никто из изображенных на ней персонажей не был причислен к лику святых Русской православной церковью. А некоторые и вовсе были гонителями церкви.

Также широко известно, что Проханов увлекается примитивизмом и коллекционирует бабочек. В его собрании уже около трех тысяч экземпляров.

Личная жизнь

Конечно же, рассказывая биографию Александра Проханова, о семье нельзя не упомянуть. Она у него большая и крепкая. Его супругу звали Людмила Константиновна. После свадьбы она взяла фамилию мужа.

В биографии Александра Проханова семья, дети всегда были в числе главных приоритетов. С женой он прожил в браке до 2011 года. Она скоропостижно умерла. У них остались дочь и двое сыновей. Дети в личной жизни Александра Проханова (биография его полна интересными событиями) играют важную роль.

Сыновья Проханова

Определенную известность в обществе заработали его сыновья. Андрей Фефелов стал публицистом, является главным редактором интернет-канала "День". Высшее образование получил в МИСИ, окончил инженерный факультет.

После вуза сразу отправился в армию, служил в пограничных войсках. Во время перестройки встал на путь отца, стал публицистом и писателем, начал публиковаться в политических журналах. В 2007 году получил пост главного редактора в газете "Завтра", где работал его отец. У него семья.

Второго сына зовут Василий Проханов, он автор-исполнитель. В биографии Александра Андреевича Проханова семья имеет важное значение. Он всегда ей уделял много внимания. Биографией, личной жизнью Александра Проханова интересуются все поклонники его творчества.

Судебные разбирательства

Неоднократно Проханов становился участником судебных разбирательств. В 2014 году он написал для "Известий" статью под названием "Певцы и подлецы". В ней рассказывалось о выступлении Андрея Макаревича перед украинскими военнослужащими. Проханов утверждал, что сразу после концерта солдаты отправились на позиции обстреливать мирных жителей Донецка.

Суд обязал опровергнуть эти факты, а также выплатить Макаревичу 500 тысяч рублей за моральный вред. Затем городской суд отменил решение нижестоящего суда и обязал разместить только опровержение.

Творчество Проханова

Русский по национальности Александр Проханов. В биографии его обязательно нужно об этом упомянуть. Его стиль отличается оригинальным и колоритным языком. В нем много метафор, необычных эпитетов, а каждый персонаж индивидуализирован.

У Проханова практически всегда реальные события соседствуют с совершенно фантастическими вещами. Например, в уже упоминавшемся в этой статье романе "Господин Гексоген" олигарх, похожий по описаниям на Березовского, попав в больницу, просто тает в воздухе. А Избранник, в котором многие угадывали Путина, сев за штурвал самолета, превращается в радугу.

Также в его творчестве можно заметить симпатию к христианству, всему русскому. Сам он до сих пор считает себя советским человеком.

Ранние произведения

Первыми произведениями Проханова стали рассказы, которые он публиковал в газетах и журналах. Многим запомнился его рассказ "Свадьба" 1967 года.

Его первый сборник под названием "Иду в путь мой" был опубликован в 1971 году. Предисловие к нему написал популярный в то время Юрий Трифонов. В нем Проханов описывает русскую деревню с ее классическими обрядами, самобытными персонажами и устоявшейся этикой. Спустя год он издает еще одну книгу о проблемах советской деревни - "Неопалимый цвет".

Его первый роман напечатали в 1975 году. Он назывался "Кочующая роза". Он имеет полуочерковый характер и посвящен впечатлениям автора от поездок по Дальнему Востоку и Сибири.

В нем, а также в нескольких последующих произведениях Проханов обращается к проблемам советского общества. Это романы "Место действия", "Время полдень" и "Вечный город".

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: