Creativenn - Портал рукоделия

Седьмой Крестовый поход (1248-1254) был делом почти исключительно Франции и ее короля Людовика IX Святого. Объектом нападения снова стал Египет. В июне 1249 г. крестоносцы вторично взяли Дамиетту, но позднее были блокированы и в феврале 1250 г. сдались в плен в полном составе, включая короля. В мае 1250 г. король был отпущен за выкуп в 200 тыс. ливров, но не вернулся на родину, а переехал в Акру, где напрасно дожидался помощи из Франции, куда и отплыл в апреле 1254 г.

В 1270 г. тот же Людовик предпринял последний, восьмой Крестовый поход. Целью его был Тунис, самое сильное мусульманское морское государство Средиземноморья. Предполагалось установить контроль над Средиземноморьем, чтобы беспрепятственно отправлять отряды крестоносцев в Египет и Святую землю. Однако вскоре после состоявшейся 18 июня 1270 г. высадки в Тунисе в лагере крестоносцев вспыхнула эпидемия, 25 августа умер Людовик, а 18 ноября войско, так и не вступив ни в одно сражение, отплыло на родину, везя с собой тело короля.

Дела в Палестине шли все хуже, мусульмане отбирали город за городом, и 18 мая 1291 г. пала Акра – последний оплот крестоносцев в Палестине.

И до, и после этого церковь неоднократно провозглашала Крестовые походы против язычников (поход против полабских славян в 1147 г.), еретиков (см. Альбигойские войны, Гуситы) и против турок в XIV-XVI вв., но они не включаются в общее число Крестовых походов.

Историки по-разному оценивают итоги Крестовых походов. Одни считают, что эти походы способствовали контактам между Востоком и Западом, восприятию мусульманской культуры, науки и технических достижений. Другие считают, что все это могло быть достигнуто путем мирных связей и Крестовые походы останутся лишь феноменом бессмысленного фанатизма.

Крестовым походам современная история придает чрезвычайно большое значение. В реконструкции новой хронологии их роль вырастает еще больше. Они определили дальнейшие события в Европе и Азии на несколько столетий.

В традиционной истории крестоносцы стремятся освободить Гроб Господень, который находится якобы в Палестине, в Иерусалиме. Но дело в том, что во времена Крестовых походов в Палестине города Иерусалима не было. На месте современного израильского Иерусалима тогда был маленький городок Эль-Кудс. Иерусалимом в те годы называли Царьград на Босфоре. Потом его стали называть Константинополь, сейчас Стамбул. Помните, дорогой читатель, мы с вами в начале книге говорили о перенесении географических названий. Так вот, Иерусалимом был назван палестинский городок Эль-Кудс только в XVII в. Поэтому позднейшие историки отнесли события Крестовых походов в Палестину.

На самом деле Крестовые походы были направлены не в Палестину, а на столицу Византии Царьград. Именно там и находился Гроб Господень. В летописи прямо записано: "Пришел Добрыня Ядрейкович из Царьграда и привез с собою дерево от Гроба Господня, а сам постригся на Хутине у святого Спаса".

Реальная цель Крестовых походов – перехватить власть в Византии. Для идеологического обоснования военных походов на Восток – в Новый Рим выдвинута идея "освобождения Гроба Господня от неверных". Этот лозунг хорошо известен по документам средних веков. Сторонники новой хронологии лишь предлагают взглянуть на него по-новому. По их мнению, на Западе, в частности в фемах-провинциях Франции, Германии, Италии, первичное христианство приобретает черты культа, хорошо знакомого по описанию "античных" авторов. Это вакхический оргиастический культ, вакхические праздники и т. п. На Востоке, в частности на Руси, удерживается форма первичного христианства – более строгая, сдержанная, даже отчасти аскетичная.

С годами назревают противоречия между "восточным христианством" и "западным христианством". Восточные христиане объявляются "неверными". Запад объявил "неверными" своих недавних собратьев по вере – восточные фемы. А поскольку восточные фемы теперь контролировали Царьград (Константинополь), в пригороде которого находилась гора Бейное, а на вершине этой горы была могила Иисуса Христа ("Гроб Господень"). На Западе, естественно, зазвучала и нашла живой отклик главная мысль лозунга – пойти войной на "неверных" и освободить Гроб Господень.

Именно поэтому Крестовые походы направлялись в основном на Царьград, т. е. на столицу империи.

Таким образом, Запад ответил на усиление Востока Крестовыми походами – военно-идеологическими мероприятиями. Это была борьба за власть в слабеющем имперском сердце Византии. Так был сделан первый шаг и в направлении религиозного раскола внутри прежде единой христианской религии. Грубо говоря, на "восточные" и "западные" религии.

Накопившиеся противоречия между Западом и Востоком выливаются в кровопролитную и затяжную войну с далеко идущими последствиями для всей истории Европы и Азии.

История Крестовых походов сегодня представлена в виде различных войн, которые мы часто относим в глубокую древность. Так, Крестовые походы отражены в традиционной истории как легендарная древняя Троянская война. Во многих документах она известна также как Тарквинийская война, Готская война и т. д.

В изложении, например, Гомера, под именем "греки" в ней выступал Запад, а под именем "троянцы", ТРК, или ТРНК, – Восток, т. е. готы, "монголы", турки, татары.

Эта война XIII в. н. э. разбивается на целую серию отдельных кровопролитных войн, что и описано, например, якобы "античным" Гомером, средневековым Прокопием.

В XIII в. исход Троянской войны (Крестовых походов) еще не определен – в одних битвах побеждал Запад, в других – Восток.

Но в целом победа склоняется в пользу Востока. 13 апреля 1204 г. Константинополь был взят и жестоко разграблен западными армиями крестоносцев, но в 1261 г. под ударами восточных войск Константинополь переходит в руки армий Востока. На престол сажают никейского императора. В дальнейшем Никейская династия стала склоняться в сторону Запада. Восточным армиям снова пришлось брать Константинополь.

Восточные фемы Византийской империи стали объединяться вокруг Руси, получившей позднее на Западе название Ордынская Монгольская империя, или Монголия. Название "Монголия" в переводе с греческого означает "Великая". Монгольская империя означает "Великая империя".

Помимо русских в состав империи входили народы других национальностей. Формировалось многонациональное государство, превосходившее по своим размерам Российскую империю XX в.

Эта "битва народов" закончится в 1453 г. полным падением агонизирующей старой Византийской империи, захватом восточными войсками Константинополя. Таким образом, в итоге все-таки победил Восток.


| |

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Муниципальное образовательное учреждение

МОУ СОШ № 22

РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ НА ТЕМУ

«КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ»

«ЗАГАДКИ ИСТОРИИ»

Работу выполнил

Ученик 10 класса

Малышев Андрей

Научный руководитель

Цветкова Маргарита Аркадьевна

г. Тверь 2009г.

Введение………………………………………………………………...1

· Глава 1 Крестовые походы......................................................3

1.1Первый крестовый поход……………………………5

1.2Второй крестовый поход…………………………….6

1.3Третий крестовый поход…………………………….7

1.4Четвертый крестовый поход………………………...7

1.5Крестовый поход детей……………………………...8

1.6Пятый крестовый поход……………………..............8

1.7Шестой крестовый поход……………………………9

1.8Седьмой и восьмой крестовые походы……..............9

1.9Взятие Константинополя крестоносцами…..............10

· Глава 2 Альбигойские войны………………………………...12

· Глава 3 Судьбы орденов во времена крестовых походов …15

3.1 Тевтонский орден……………………………………15

3.2 Тамплиеры……………………………………………18

3.3 Иоанниты…………………………………………….19

Заключение……………………………………………… ……………..22

Список литературы……………………………………………………..23

ВВЕДЕНИЕ

Проследить становление и развитие крестоносцев и их влияние на исторический процесс.

1. Выяснить причины, цели и задачи крестовых походов на Западе и на Востоке, в том числе и в России до ХХ века.

2. Проследить за судьбой орденов в современном мире.

При изучении истории мы часто встречаем такие понятия как «тевтонский орден», «орден меченосцев», «крестоносцы». А в прошлом году появились нашумевшие бестселлеры Д. Брауна «Код да Винчи», «Иллюминаты», «Тамплиеры» и «Святая кровь», «Священный Грааль» Майкла Бейджента.

Кто же эти люди, что за загадки за ними стоят? Почему же наша история и литература связана с временами крестовых походов?

Целью этих военно – религиозных экспедиций, западных европейцев на Ближний Восток, стало завоевание Святых мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа – Иерусалима и Гроба Господня.

цели основных участников крестовых походов

Глава1 Крестовые походы

Заглянем в далекое прошлое…

Зальем поля потоком вражьей крови,

Иль наша честь навек посрамлена!

А славу, честь и счастье уготовит

Вернувшимся родимая страна.

Поэт – крестоносец так выражал веру в правоту крестьян и ненависть к иноверцам.

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ, походы (1096-1270) на Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Сев. Африку), организованные западно-европейскими феодалами и католической церковью под знаменем борьбы против «неверных» (мусульман), освобождения гроба Господня и святой земли (Палестины). 1-й Крестовый поход (1096-99) завершился захватом крестоносцами у сельджуков Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства. 2-й (1147-49, повод - взятие в 1144 сельджуками Эдессы) и 3-й (1189-92, вызван завоеванием в 1187 Иерусалима Салах-ад-дином) были безрезультатны. 4-й Крестовый поход (1202-04), организованный по инициативе Римского Папы Иннокентия III, был направлен (главным образом усилиями венецианского купечества) против Византии, на части территории которой после захвата крестоносцами Константинополя была создана Латинская империя (1204-61). Последние походы - 5-й (1217-21), 6-й (1228-29), 7-й (1248-54), 8-й (1270) - существенной роли не играли. С переходом к мусульманам Акры (1291) крестоносцы полностью утратили свои владения на Востоке.

Крестовыми походами часто называют походы немецких феодалов в 12-13 вв. против славян и других народов Прибалтики, а также Альбигойские войны.

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1096-1270), военно-религиозные экспедиции западных европейцев на Ближний Восток с целью завоевания Святых мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа - Иерусалима и Гроба Господня.

Предпосылки и начало походов

Предпосылками крестовых походов были: традиции паломничеств к Святым местам; изменение взглядов на войну, которая стала считаться не греховным, а благим делом, если велась против врагов христианства и церкви; захват в XI в. турками-сельджуками Сирии и Палестины и угроза захвата Византии; тяжелое экономическое положение Западной Европы во 2-й пол. 11 в.

26 ноября 1095 папа Урбан II призвал собравшихся на поместном церковном соборе в г. Клермон отвоевать захваченный турками Гроб Господень. Взявшие на себя этот обет нашивали на одежду кресты из лоскутов и потому именовались «крестоносцами». Отправившимся в Крестовый поход папа сулил земные богатства в Святой Земле и райское блаженство в случае гибели, они получали полное отпущение грехов, с них запрещалось на время похода взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались под защитой церкви.

1.1 Первый крестовый поход

В марте 1096 начался первый этап Первого крестового похода (1096-1101) - т. Н. поход бедноты. Толпы крестьян, с семьями и скарбом, вооруженные чем попало, под руководством случайных вожаков, а то и вовсе без них, двинулись на восток, отметив свой путь грабежами (они полагали, что, поскольку они воины Божьи, то любое земное имущество принадлежит им) и еврейскими погромами (в их глазах евреи из ближайшего городка были потомками гонителей Христа). Из 50-тысячного войска Малой Азии достигли всего 25 тысяч, и практически все они погибли в битве с турками под Никеей 25 октября 1096.

Осенью 1096 в путь двинулось рыцарское ополчение из разных частей Европы, вождями его были Готфрид Бульонский, Раймунд Тулузский и др. К концу 1096 - началу 1097 они собрались в Константинополе, весной 1097 переправились в Малую Азию, где совместно с византийскими войсками начали осаду Никеи, взяли ее 19 июня и передали византийцам.

Далее путь крестоносцев лежал в Сирию и Палестину. 6 февраля 1098 была взята Эдесса, в ночь на 3 июня - Антиохия, год спустя, 7 июня 1099 они осадили Иерусалим, а 15 июля захватили его, учинив в городе жестокую резню. 22 июля на собрании князей и прелатов было учреждено Иерусалимское королевство, которому подчинялись графство Эдесское, княжество Антиохийское и (с 1109) графство Триполи. Главой государства стал Готфрид Бульонский, получивший титул «защитник Гроба Господня» (его преемники носили титул королей). В 1100-1101 в Святую Землю отправились новые отряды из Европы (историки называют это «арьергардным походом»); границы Иерусалимского королевства установились лишь к 1124.

Выходцев из Западной Европы, постоянно живших в Палестине, было немного, особую роль в Святой Земле играли духовно-рыцарские ордена, а также образовывавшие особые привилегированные кварталы в городах Иерусалимского королевства переселенцы из приморских торговых городов Италии.

1.2 Второй крестовый поход

После того, как в 1144 турки завоевали Эдессу, 1 декабря 1145 был объявлен Второй крестовый поход (1147-1148), возглавленный королем Франции Людовиком VII и германским королем Конрадом III и оказавшийся безрезультатным.

В 1171 власть в Египте захватил Салах-ад-Дин, который присоединил к Египту Сирию и весной 1187 начал войну против христиан. 4 июля в длившейся 7 часов битве близ деревни итин христианское войско было разбито, во второй половине июля началась осада Иерусалима, и 2 октября город сдался на милость победителя. К 1189 в руках крестоносцев осталось несколько крепостей и два города - Тир и Триполи.

1.3 Третий крестовый поход

Поход возглавлял император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, короли Франции Филипп II Август и Англии - Ричард I Львиное Сердце. Немецкое ополчение 18 мая 1190 захватило г. Иконий (ныне Кония, Турция) в Малой Азии, но 10 июня при переправе через горную речку Фридрих утонул, и деморализованное этим немецкое войско отступило. Осенью 1190 крестоносцы начали осаду Акры - города-порта, морских ворот Иерусалима. Акра была взята 11 июня 1191, но еще до этого Филипп II и Ричард поссорились, и Филипп отплыл на родину; Ричард предпринял несколько безуспешных наступлений, в т. Ч. Два на Иерусалим, заключил 2 сентября 1192 крайне невыгодный для христиан договор с Салах-ад Дином и в октябре покинул Палестину. Иерусалим остался в руках мусульман, столицей Иерусалимского королевства сделалась Акра.

1.4 Четвертый крестовый поход. Взятие Константинополя

В 1198 был объявлен новый, Четвертый крестовый поход, состоявшийся много позднее (1202-1204). Предполагалось нанести удар по Египту, которому принадлежала Палестина. Поскольку у крестоносцев не хватило денег на оплату кораблей для морской экспедиции, Венеция, обладавшая самым мощным в Средиземноморье флотом, запросила в уплату помощь в завоевании христианского (!) г. Задар на Адриатическом побережье, что и произошло 24 ноября 1202, а затем побудила крестоносцев двинуться на Византию, главную торговую соперницу Венеции, под предлогом вмешательства в династические распри в Константинополе и соединения православной и католической церквей под эгидой папства. 13 апреля 1204 Константинополь был взят и жестоко разграблен. Часть завоеванных у Византии территорий отошла к Венеции, на другой части была учреждена т. Н. Латинская империя. В 1261 православные императоры, закрепившиеся в не оккупированной западными европейцами Малой Азии, с помощью турок и соперницы Венеции - Генуи - снова заняли Константинополь.

1.5 Крестовый поход детей

Ввиду неудач крестоносцев в массовом сознании европейцев возникло убеждение в том, что Господь, не давший победы сильным, но грешным, дарует ее слабым, но безгрешным. Весной и в начале лета 1212 в разных частях Европы стали собираться толпы детей, заявлявших, что они идут освобождать Иерусалим (т. Н. крестовый поход детей, не включаемый историками в общее число Крестовых походов). Церковь и светские власти отнеслись к этому спонтанному взрыву народной религиозности с подозрением и всячески препятствовали ему. Часть детей умерла в пути по Европе от голода, холода и болезней, часть достигла Марселя, где ловкие купцы, обещав переправить детей в Палестину, привезли их на невольничьи рынки Египта.

1.6 Пятый крестовый поход

Пятый крестовый поход (1217-1221) начался экспедицией в Святую Землю, но, потерпев там неудачу, крестоносцы, не имевшие признанного вождя, в 1218 перенесли военные действия в Египет. 27 мая 1218 они начали осаду крепости Дамиетта (Думьят) в дельте Нила; египетский султан пообещал им за снятие осады Иерусалим, но крестоносцы отказались, взяли Дамиетту в ночь с 4 на 5 ноября 1219, попытались развить успех и занять весь Египет, но наступление захлебнулось. 30 августа 1221 был заключен мир с египтянами, по которому воины Христовы возвращали Дамиетту и уходили из Египта.

1.7 Шестой крестовый поход

Шестой крестовый поход (1228-1229) предпринял император Фридрих II Штауфен. Этот постоянный противник папства был накануне похода отлучен от церкви. Летом 1228 он отплыл в Палестину, благодаря умелым переговорам заключил союз с египетским султаном и в качестве за помощь против всех его врагов, мусульман и христиан (!), получил без единого сражения Иерусалим, куда вступил 18 марта 1229. Поскольку император находился под отлучением, возвращение Святого Города в лоно христианства сопровождалось запретом богослужения в нем. Фридрих вскоре отбыл на родину, заниматься Иерусалимом ему было недосуг, и в 1244 египетский султан снова и окончательно взял Иерусалим, устроив резню христианского населения.

1.8 Седьмой и Восьмой крестовые походы

Седьмой крестовый поход (1248-1254) был делом почти исключительно Франции и ее короля Людовика IX Святого. Объектом нападения снова стал Египет. В июне 1249 крестоносцы вторично взяли Дамиетту, но позднее были блокированы и в феврале 1250 сдались в плен в полном составе, включая короля. В мае 1250 король был отпущен за выкуп в 200 тыс. ливров, но не вернулся на родину, а переехал в Акру, где напрасно дожидался помощи из Франции, куда и отплыл в апреле 1254.

В 1270 тот же Людовик предпринял последний, Восьмой крестовый поход. Целью его был Тунис, самое сильное мусульманское морское государство Средиземноморья. Предполагалось установить контроль над Средиземноморьем, чтобы беспрепятственно отправлять отряды крестоносцев в Египет и Святую Землю. Однако вскоре после состоявшейся 18 июня 1270 высадки в Тунисе в лагере крестоносцев вспыхнула эпидемия, 25 августа умер Людовик, а 18 ноября войско, так и не вступив ни в одно сражение, отплыло на родину, везя с собой тело короля.

Дела в Палестине шли все хуже, мусульмане отбирали город за городом, и 18 мая 1291 пала Акра - последний оплот крестоносцев в Палестине.

И до, и после этого церковь неоднократно провозглашала крестовые походы против язычников (поход против полабских славян в 1147), еретиков (см. Альбигойские войны, Гуситы) и против турок в 14-16 вв., но они не включаются в общее число крестовых походов.

1.9 ВЗЯТИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ КРЕСТОНОСЦАМИ (1204 Г.)

10. Спустя несколько дней латиняне, видя, что никто не сопротивляется им с суши, пододвинулись ближе к берегу. Конница отступила дальше от моря, а корабли направились в залив. После того одни с суши, другие с моря начали осаждать ту башню, к которой была прикреплена тяжеловесная железная цепь, поднимавшаяся в случае нападения неприятельского флота.

При этом одни из наших после кратковременного сопротивления бежали, другие были убиты или попали в плен; иные по цепи, как по веревке, спустились на наши корабли; многие же, не успев ухватиться за нее, были низвергнуты в море. Разорвав цепь, неприятельский флот весь двинулся вперед: наши корабли частью были захвачены, а другие, пригнанные к берегу и оставленные своими людьми, были разрушены. Бедствия являлись в столь разнообразных формах, что едва ли чей ум мог бы постигнуть их вполне. Все это происходило в июле месяце 6711 г. (1203).

3. После того (т. е. после бегства Константина Ласкариса) неприятель сверх всякого ожидания увидел, что никто не выступает против него с оружием в руках и никто не сопротивляется: напротив, все остается открытым настежь, переулки и перекрестки не защищены, нигде ни малейшей опасности и полная свобода неприятелю. Жители города, предавая себя в руки судьбы, вышли навстречу латинянам с крестами и святыми изображениями Христа, как то делается в торжественных и праздничных случаях; но и это зрелище не смягчило души латинян, не умилило их и не укротило их мрачного и яростного духа: они не пощадили не только частное имущество, но, обнажив мечи, ограбили святыни господни и звуком труб побуждали коней идти вперед... О разграблении главного храма [св. Софии] нельзя и слушать равнодушно. Святые аналои, затканные драгоценностями и необыкновенной красоты, приводившей в изумление, были разрублены на куски и разделены между воинами вместе с другими великолепными вещами. Когда им было нужно вынести из храма священные сосуды, предметы необыкновенного искусства и чрезвычайной редкости, серебро и золото, которым были обложены кафедры, амвоны и врата, они ввели в притворы храмов мулов и лошадей с седлами; животные, пугаясь блестящего пола, не хотели войти, но они били их и таким образом оскверняли их калом и кровью священный пол храма.

4... Было весьма трудно смягчить мольбами и умилостивить варваров, раздраженных и исполненных желчи до того, что ничто не могло противостоять их ярости; если кто и делал такую попытку, то его считали безумным и смеялись над ним. Кто сколько-нибудь им противоречил или отказывал в требованиях, тому угрожал нож; и не было никого, кто в этот день не плакал. На перекрестках, в переулках, в храмах - повсюду жалобы и

плач, рыдания, стоны, крики мужчин, вой женщин, грабежи, прелюбодейство, плен, разлука друзей. Благородные покрылись бесчестьем, старцы плакали, богатые бродили ограбленными. Все это повторялось на площадях, в закоулках, храмах, подвалах. Не было места, которое оставалось бы нетронутым или могло бы служить убежищем для страдальцев. Бедствия распространялись повсюду...

2. Когда они начали делить по жребию провинции и города, то при этом обнаружили бессмыслие, чтобы не сказать глупость людей, надутых изумительным чванством. Смотря на себя как на царей царствующих и как бы держа в своей деснице вселенную, латиняне разослали по греческим провинциям людей, для того чтобы разделить их по жребию на основании годовых доходов.

Итоги крестовых походов

Глава2 АЛЬБИГОЙСКИЕ ВОЙНЫ

АЛЬБИГОЙСКИЕ ВОЙНЫ 1209-29, предпринятые по инициативе папства крестовые походы северо-французских рыцарей на юг Франции против альбигойцев. В конце войн к крестоносцам примкнул со своими войсками и французский король Людовик VIII. Были разгромлены альбигойцы и присоединена к королевскому домену часть Тулузского графства.

В конце 11 - начале 12 вв. на юге Франции в Лангедоке и особенно Тулузском графстве распространилась ересь катаров, именовавшихся также альбигойцами. Альбигойская ересь была популярна среди низших слоев населения, особенно среди горожан, поддерживало ее и местное дворянство в стремлении противостоять централизаторским намерениям французских королей.

Папство пыталось вести борьбу против альбигойцев с начала XII в.: они отлучались от церкви в 1119, 1139 и 1163; в 1185 церковь предприняла даже безуспешную попытку организовать крестовый поход против них. Решительное наступление на альбигойцев начал папа Иннокентий III, сторонник жесткой централизации церкви, в т. ч. и в вопросах веры. В 1204 он потребовал от графа Тулузского Раймунда VI решительной борьбы с еретиками на его землях. Раймунд VI, покровительствовавший катарам, прямо не отказался, но и не согласился. В 1207 Иннокентий призвал сюзерена Раймунда, короля Франции Филиппа II Августа исполнить приговор церкви над еретиками. Занятый войной с Англией и опасаясь борьбы на два фронта, Филипп отказался. 15 января 1208 в Тулузе оруженосец Раймунда VI убил папского легата. Папа в начале 1209 объявил крестовый поход против альбигойцев и поддерживавшего их Раймунда VI, хотя тот и принес за это убийство покаяние.

Поход начался в июне 1209. Основную часть крестоносного войска составили бароны и рыцари Северной Франции. Руководителем похода был назначен папский легат Арно Амори. В июле крестоносцами был осажден г. Безье. Накануне штурма воины обратились к легату с вопросом, как отличить еретиков от католиков, которых тоже было немало в осажденном Безье. Амори ответил: «Убивайте всех! Господь отделит своих».

Среди крестоносцев выделился Симон де Монфор, мелкий феодал из Иль-де-Франса, славившийся благочестием и неумолимостью. Он стал военным руководителем крестоносцев. Война велась с невероятным ожесточением. Большая часть Лангедока была завоевана к 1215, основную часть этих земель получил Симон де Монфор. На Латеранском соборе, несмотря на сопротивление самого папы, Раймунд VI был приговорен к изгнанию, его сын, Раймунд VII, получил малую долю отцовских владений.

Жестокий режим, установленный крестоносцами в Лангедоке, вызвал всеобщее возмущение. Раймунд VII, поддержанный населением и Англией, вторгся в отцовские владения и вернул их почти все. Новый поход, возглавленный сыном Филиппа Августа, будущим Людовиком VIII, оказался безуспешным. Симон де Монфор погиб 25 июня 1218 при попытке вернуть Тулузу. К 1223 почти весь юг был в руках катаров.

Раймунд VII попытался примириться с папой, но этого не произошло и 28 января 1226 был отлучен от церкви. Наследник Симона де Монфора передал свои владения Франции, и в том же году Людовик VIII начал новый крестовый поход, закончившийся, несмотря на смерть французского короля, разгромом южан. В 1229 Раймунд подписал договор, по которому ему оставлялась часть его графства при условии жесткой борьбы с еретиками. Это считается концом Альбигойских войн. Однако преследования еретиков и терпимо относившихся к ним католиков вызвали восстание в 1240, подавленное Людовиком IX (крестового похода уже не объявляли).

Альбигойские войны привели к включению юга в состав Французского королевства, уничтожению самобытной южнофранцузской цивилизации, послужили одной из причин учреждения инквизиции.

Глава3 СУДЬБЫ ОРДЕНОВ ВО ВРЕМЕНА КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

3.1 ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН (Немецкий орден) (лат. Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum, нем. Deutscher Orden), немецкий духовно-рыцарский орден, основавший в 13 в. военно-теократическое государство в Восточной Прибалтике. В 1190 (при осаде Акры во время третьего крестового похода) купцы из Любека основали госпиталь для немецких крестоносцев, который в 1198 был преобразован в рыцарский орден. Главной задачей ордена должна была стать борьба с язычеством и распространение христианства.

Отличительный знак рыцарей Тевтонского ордена - черный крест на белом плаще. При четвертом магистре Германе фон Зальца (ум. 1239), приближенном императора Фридриха II, Тевтонский орден получил те же привилегии, что и другие рыцарские ордена. В 1211-25 рыцари Тевтонского ордена попытались закрепиться в Трансильвании (королевство Венгрия), но были изгнаны королем Эндре II. В 1226 польский герцог Конрад Мазовецкий пригласил их в Хелминскую (Кульмскую) землю для борьбы с язычниками-пруссами. Покорение пруссов и ятвягов, начатое в 1233, завершилось в 1283; два больших восстания прусских племен (1242-49 и 1260-74) были жестоко подавлены. В 1237 к Тевтонскому ордену присоединились остатки Ордена меченосцев, потерпевшего незадолго до этого поражения от русских и литовцев. В результате этого объединения образовалось отделение Тевтонского ордена в Лифляндии и Курляндии - Ливонский орден. После подчинения Пруссии начались регулярные походы против языческой Литвы. В 1308-1309 Тевтонский орден захватил у Польши Восточное Поморье с Гданьском. В 1346 датский король Вальдемар IV уступил ордену Эстляндию. В 1380-98 орден подчинил Жемайтию (Жмудь), объединив таким образом свои владения в Пруссии и Ливонии, в 1398 захватил остров Готланд, в 1402 приобрел Новую марку.

Орден состоял из полноправных братьев-рыцарей, приносивших три монашеских обета (целомудрия, бедности и послушания),

братьев-священников и полубратьев. Во главе ордена стоял пожизненно избираемый великий магистр, обладавший правами имперского князя. При нем существовал совет из пяти высших сановников. Орден располагал обширными владениями на территории Германии, во главе его территориальных отделений стояли ландмейстеры (ливонский, германский). Резиденция великого магистра до 1291 находилась в Акре, после падения последних владений крестоносцев на Ближнем Востоке перенесена в Венецию, в 1309 - в Мариенбург (современный польский Мальборк).

При завоевании Пруссии и в походах против литовцев помощь ордену оказывало светское рыцарство (из Германии и других стран). На завоеванные земли прибывали немецкие колонисты. Уцелевшее прусское население к 17 в. было полностью ассимилировано. Прусские и ливонские города (Гданьск, Эльблонг, Торунь, Кенигсберг, Ревель, Рига и др.) являлись членами Ганзы. Тевтонский орден получал большие доходы от торговли и таможенных сборов (в руках рыцарей оказались устья Вислы, Немана и Западной Двины).

Угроза со стороны Тевтонского ордена привела к установлению династического союза между Польшей и Литвой (Кревская уния 1385). В «Великой войне» 1409-11 Тевтонский орден потерпел при Грюнвальде (cм. Грюнвальдская битва) поражение от объединенных сил Польши и Литовского княжества. По Торуньскому миру 1411 он, отказавшись от Жемайтии и польской Добжиньской земли, выплатил контрибуцию.

Экономическая политика Тевтонского ордена и ограничение им прав сословий вызывали недовольство среди горожан и светского рыцарства. В 1440 возник Прусский союз, поднявший в 1454 восстание против Тевтонского ордена и обратившийся за помощью к польскому королю Казимиру IV. Потерпев поражение в Тринадцатилетней войне 1454-66, Тевтонский орден лишился Гданьского Поморья, Торуня, Мариенбурга, Эльблонга, епископства Вармии и стал вассалом Польского королевства. Резиденция великого магистра была перенесена в Кенигсберг. Ливонский орден фактически стал самостоятельным. В 1525 магистр Альбрехт Бранденбургский, перейдя в протестантизм, по совету Мартина Лютера секуляризовал земли Тевтонского ордена в Пруссии, превратив их в светское герцогство. Ландмейстер владений Тевтонского ордена в Германии был возведен императором Карлом V в сан великого магистра.

Немецкие земли Тевтонского ордена были секуляризованы в начале 19 в., а сам орден распущен декретом Наполеона в 1809. Восстановлен австрийским императором Францем I в 1834. В настоящее время члены Тевтонского ордена занимаются главным образом благотворительной деятельностью и исследованиями в области истории ордена. Резиденция великого магистра находится недалеко от Вены.

3.2 ТАМПЛИЕРЫ

ТАМПЛИЕРЫ (храмовники) (от лат. templum, франц. temple - храм), духовно-рыцарский орден Храма Соломона. Основан Гуго Пайенским в 1118 на предполагаемом месте храма Соломона в Иерусалиме, в отличие от иоаннитов - как исключительно военная организация. Своим ростом орден обязан св. Бернарду Клервоскому, который вербовал для тамплиеров сторонников и в своем сочинении «Во славу нового воинства» сравнивал их с Христом, изгнавшим торгующих из Храма.

Приобретя в крестовых походах и в качестве многочисленных пожертвований немалые средства, орден тамплиеров стал одним из самых богатых духовных учреждений Западной Европы и первым освоил новые тогда банковские услуги - депозит и трансакции, чему способствовала разветвленная сеть орденских домов и значительный военный потенциал, гарантировавший безопасность хранения. После потери в 1291 христианских владений в Палестине орден переместился в Париж; вскоре возникли конфликты с французским королем, стремившимся использовать финансовые ресурсы тамплиеров в своих интересах. В 1307 Филипп IV приказал арестовать всех французских тамплиеров, а в 1312 заставил папу распустить орден. Последний верховный магистр по обвинению в ереси был сожжен на костре. Часть тамплиеров влилась в португальский орден Христа, специально основанный в 1319. Сфабрикованные французскими юристами обвинения стали источником позднейшей мифологизации тамплиеров, чему немало способствовали закрытость ордена и обычай хранить в строжайшей тайне его внутреннее устройство.

Символом тамплиеров был красный крест на белом плаще.

3.3 ИОАННИТЫ

ИОАННИТЫ (госпитальеры, Мальтийский орден, Родосские рыцари), духовно-рыцарский орден св. Иоанна (сначала Александрийского, впоследствии Иоанна Крестителя) при госпитале в Иерусалиме. Основан около 1070 как братство, обслуживающее паломников и немощных (отсюда название - госпитальеры). Около 1155 получили по образцу тамплиеров устав духовно-рыцарского ордена. Центральный госпиталь в Иерусалиме в конце 12 в. обслуживал более полутора тысяч пациентов, в нем имелось родильное отделение и приют для младенцев. Постепенно обязанности по уходу за паломниками и немощными перекладывались на «служащих братьев» (сержентов) и орденских священников. Верхушку ордена составляли рыцари, в основном младшие отпрыски знатных семейств, занятые

исключительно военным делом. В 1291, с потерей христианских владений в Палестине, иоанниты переселяются на Кипр, в 1310 они отвоевали у Византии Родос, но под натиском турок в 1522 покинули его, а в 1530 получили в лен от германского императора Карла V Мальту, которой владели вплоть до 1798. Кроме островных государств, иоанниты владели также двумя независимыми территориями в Германии: Хайтерсхаймом и Зонненбургом.

Контакты с Россией относятся к концу 17 века, когда на Мальту был отправлен специальный посол Петра I боярин Б. П. Шереметев. Он и стал первым русским, получившим знаки отличия ордена. Во время царствования Екатерины II орден и Россия заключили военный союз против Турции, русские офицеры проходили практику на кораблях ордена. А некоторые рыцари принимали участие в военных действиях на стороне русских. Особенно прославился граф де Литта. При дворе Павла I граф де Литта появился уже как адмирал русского флота в 1796 году чтобы учредить приорат ордена в Российской империи. Орденские знаки были вручены Павлу I, в том числе он получил в подарок древний крест Великого Магистра, так никогда более и не вернувшийся ордену (ныне в Оружейной Палате Московского Кремля). 4 января 1797 года орден и русский царь подписали конвенцию об учреждении в России двух приоратов - католического на территории русской Польши и православного собственно в России. Орден получил большие права и денежные доходы в России. В 1798 году остров Мальта был захвачен войсками Наполеона и рыцари были изгнаны с острова. Русские кавалеры и сановники ордена во главе с тем же де Литта вынесли решение сместить своего Великого Магистра и просить принять это звание императора Павла. Знак ордена был включен в герб и государственную печать Российской империи, а государь включил звание Великого Магистра в свой официальный титул. 50 тысяч крепостных с землями, кроме прочих домов и владений, были отданы Павлом в доход ордена. Каждый дворянин, имеющий три тысячи дохода, мог учредить командорство ордена с утверждения императора, определив десятую часть доходов в орденскую казну. Помимо этого Павел учредил также институт почетных командоров и кавалеров ордена (кресты носились соответственно на шее и в петлице), а также два класса ордена для награждения женщин.

В 1801 году Мальта перешла от французов к англичанам и Павел, оскорбленный тем, что Англия не собирается возвращать остров рыцарям, стал готовиться к войне, но был убит.

Сразу после вступления на престол Александр I объявил себя покровителем ордена (протектором), но знаки его были удалены с русского герба и печати. С 1803 года Александр сложил с себя звание протектора, с 1817 года орден был отменен в России.

Орденские регалии после долгих мытарств были изготовлены в 1879 году заново.

В настоящее время иоанниты занимают Палаццо ди Мальта в Риме и поддерживают дипломатические отношения с рядом стран.

Символом иоаннитов является восьмиконечный белый крест (мальтийский) на черной (с 13 в. красной) куртке и плаще.

Заключение

Итоги крестовых походов

Историки по-разному оценивают итоги крестовых походов. Одни считают, что эти походы способствовали контактам между Востоком и Западом, восприятию мусульманской культуры, науки и технических достижений. Другие считают, что все это могло быть достигнуто путем мирных связей, и крестовые походы останутся лишь феноменом бессмысленного фанатизма.



Последствия крестовых походов для стран Европы

Список литературы

1. Сказкин С.Д. – Из истории социально – политической и духовной жизни Западной Европы в средние века: материалы научного наследия, М. 1981г.

2. Самаркин В.В. – Историческая география Западной Европы в средние века – 1996г.

3. Ястребицкая А.Л. – Западная Европа ХI – XIIIв., М. 1988г.

4. Всемирная история том 7 – Раннее средневековье, М. 2001г.

5. Новая школьная энциклопедия. Всемирная история, М.2003г.

6. Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история, М. 2001г.

7. http:/www.hsono.ru/ - хронологические и синхронистические таблицы, справочные материалы по Всемирной истории.

8. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Седьмой крестовый поход - крестовый поход, проведённый французским королём Людовиком IX в 1248-1254 годах.

В 1244 году хорезмийцы, спасаясь от монгольского нашествия, на своём пути в Египет захватили Иерусалим. Их целью было соединение с египетскими мамлюками, которые пригласили их для совместного отражения монгольской угрозы. Иерусалим был разорён и разрушен. Падение города не произвело должного эффекта на христиан, так как в течение двух веков Иерусалим не раз переходил из рук в руки. Призывы папы не имели никакого влияния на европейское рыцарство. Германский император Фридрих II был занят борьбой с папой римским, английский король Генрих III был озабочен войной с баронской оппозицией во главе с Симоном де Монфором. В предстоящем походе был заинтересован лишь французский король Людовик IX, специально для этого подписавший мирное соглашение с английским королём. В 1245 году Людовик публично объявил о своём намерении возглавить очередной крестовый поход. Французский король послал приглашение к участию в предстоящем предприятии норвежскому королю Хокону IV, однако призывы французского посла оказались бесплодными.

К 1248 году французский король собрал 15-тысячное войско, включавшее 3000 рыцарей и 5000 арбалетчиков на 36 судах. Для финансирования экспедиции были привлечены значительные денежные средства, что делало поход очень дорогостоящим предприятием. В 1249 году французские войска под командованием короля Людовика IX начали Седьмой крестовый поход. Французы на пути в Египет высадились на Кипре, где переждали зиму. Во время пребывания французов на острове король вёл активные переговоры с другими христианскими правителями и монархами. О помощи короля просили Латинская империя, Антиохийское княжество и тамплиеры.

Подойдя к Египту, французы 6 июня захватили Дамьетту без серьёзного сопротивления со стороны египтян. Богатый Египет представлялся французскому королю идеальной базой для дальнейшего наступления на Иерусалим. В это время умер Наджм ад-Дин Айуб, и его вдова Шаджар ад-Дурр привела к власти его сына Туран-шаха, который одержал над крестоносцами победу. В сражении погиб брат Людовика IX Роберт. В это время разлился Нил, и крестоносцы оказались запертыми в Дамьетте на целых шесть месяцев. За это время французские солдаты в значительной мере утратили боевой дух, предавшись грабежам и удовольствиям. Король предполагал использовать Дамьетту в качестве опорного пункта для проведения дальнейших операций в Сирии. В ноябре король начал наступление на Каир, а отряд во главе с братом короля Робертом д"Артуа подошёл к городу Эль-Мансуру. 8-11 февраля 1250 года крестоносцы потерпели поражение в битве при Эль-Мансуре, сам Роберт погиб в сражении. Главные силы французов во главе с королём вскоре были атакованы мамлюкским военачальником Бейбарсом. В этом сражении французы потерпели неудачу, однако вместо того, чтобы отступить к Дамьетте, Людовик IX принял гибельное решение осаждать Эль-Мансур. Эта акция закончилась плачевно: королевские войска косили голод и болезни. В марте 1250 года, когда армия была на грани истощения, Людовик попытался отступить к Дамьетте, однако был настигнут мамлюками и разбит в сражении при Фарискуре. Его ослабленные и деморализованные войска были уничтожены мамлюками, а сам он попал в плен. Больной дизентерией король был отдан под наблюдение арабского лекаря. В мае того же года пленные французы с королём был отпущены за выкуп в 800 000 безантов. Половина этой суммы согласно договору была уплачена ещё до того, как Людовик IX должен был покинуть Египет. Кроме того, по условиям договора египтянам возвращалась Дамьетта. Сразу же после освобождения король с уцелевшими воинами отплыли в Акру - последний оплот власти крестоносцев на Востоке.

Крестоносцы попытались договориться с Туран-шахом о сдаче ими Дамьетты в обмен на передачу им контроля над Иерусалимом, но тот не согласился на сделку и в новом сражении разгромил крестоносцев. Король Людовик IX попал в плен и был освобождён только после выполнения всех условий, выдвинутых мусульманами, а затем безуспешно пытался войти в союз с монголами. В 1255 г. в Сирию вошли отряды мамлюков и уничтожили там последние очаги сопротивления крестоносцев.

Седьмой крестовый поход - военный поход на Восток, проведённый французским королём Людовиком IX в 1248-1254 годах.
В начале XIII века английский король Иоанн был вовлечен в непрекращающиеся распри со своими баронами. Это давало его недругу, французскому королю Людовику IX, прекрасную возможность осуществить свою заветную мечту - крестовый поход на Восток.
Он возглавил два таких похода - по официальной нумерологии - Седьмой и Восьмой крестовые походы .
Известный своим благочестием, он вошел в историю под именем Людовика IX Святого.
Франция заняла лидирующее положение в Европе, но Людовик Святой воспользовался им лишь для того, чтобы осуществить за пределами своего королевства тот идеал справедливости и высшего порядка, которым он неизменно руководствовался во внутренней политике. Его отношения к иностранным державам были подчинены прежде всего великому делу крестового похода , затем желанию поддержать мир у всех своих соседей, - желанию, которое нечасто встречается среди государственных людей.
И здесь господствовал над королем и предписывал ему его образ действий. 8

Седьмой крестовый поход был весьма скромным: войско его было небольшим и состояло почти исключительно из французов. Кроме Людовика IX крест приняли его три брата, графы Артуа, Пуатье и герцог Анжуйский, их жены, равно как и королева Маргарита, поклялись сопровождать супругов. Этому примеру последовала большая часть знати, в том числе герцог Бретанский, графы Суассонский, Блуасский, Вандомский, Монфорский, историограф короля, верный Жуанвиль и многие другие. 10

В XIV веке французское правительство подсчитало, что с 1248 года и до его возвращения во Францию в 1254 году Людовик потратил 1 537 570 ливров. Сюда входят деньги, выплаченные за провиант и одежду для короля и его двора, плата рыцарям , лучникам, пехотинцам, покупка лошадей, мулов и верблюдов, наем и оснащение кораблей, подарки и займы крестоносцам , выкуп, уплаченный за короля, когда в апреле 1250 года он попал в плен к мусульманам, работы по укреплению крепостей в Святой Земле и т. д. и т. п.
Эта сумма в шесть раз превышает королевский годовой доход в 250 000 ливров, но считать ее полной нельзя, так как известно, что Людовик субсидировал через договоры, подарки и займы около 25 % последовавших за ним крестоносцев , например, графу Жану Маконскому, купив у того графство за 10 000 ливров.
Сюда также не входят деньги, потраченные на такие мероприятия, как строительство новой королевской гавани в Эг-Морте (на южном побережье Франции, в Лионском заливе Средиземного моря) для отправки французского крестоносного флота или расходы по установлению мира и стабилизации ситуации во Франции перед отправлением в крестовый поход .
270 000 ливров было собрано Людовиком в качестве налога со своих вассалов, а французская церковь собрала для этого похода еще около 1 000 000 ливров, что дало возможность Людовику IX первые четыре года своего похода не нуждаться в дополнительных средствах.
Вероятно, общая сумма составляла что-то около 3 000 000 ливров, то есть в 12 раз больше годового дохода короля. При этом надо помнить о личных расходах участвовавших в походе крупных феодалов (таких как Альфонс Пуатевинский или Карл Анжуйский) и рыцарей (таких как Жан де Жуанвиль) и их вассалов.
Так что общая стоимость крестового похода Людовика IX была гораздо выше, чем суммы, потраченные самим королем. В свете всего этого неудивительно, что финансовые вопросы постоянно волновали крестоносцев всех сословий.
Более того, самоокупаемыми крестовые походы не назовешь: хотя количество добычи и трофеев могло быть огромным, его стоимость очень редко компенсировала расходы и потери... 9
План Людовика состоял в том, чтобы не вторгаться в Палестину. Этот план был результатом накопленного крестоносцами военного опыта: захват Палестины походил на захват хвоста льва, у которого оставались свободными когти и клыки, готовые к нападению.
Мудрый полководец должен был отсечь льву голову, то есть центр исламского мира, а хвост тогда, как полагали, отвалится сам. Этим центром тогда был Египет, и именно к Египту Людовик IX вел свою армию. 5
В частности, Людовик изучал историю Пятого крестового похода , когда в 1218 году крестоносцы напали на Египет и осадили Дамьетту, город в восточной части устья Нила. Осада длилась восемнадцать месяцев, и город был взят.
Египетский султан тогда предложил обменять все мусульманские завоевания в Святой земле , включая Иерусалим, на все завоевания крестоносцев в Египте. К сожалению, успех разжег энтузиазм папского легата, и он отказался от предложения султана, приказывая воинам Христовым завоевать весь Египет, даже при том, что на Ниле началось половодье и было почти невозможно продвинуться дальше.
Естественно, крестоносцы потерпели сокрушительное поражение...

Людовик рассуждал, что Дамиетта была столь же важна для египетского султана теперь, как тогда и взяв город, он мог бы обменять его на Иерусалим.
Поэтому основной удар вновь предполагалось направить против Египта и вначале предстояло взять штурмом Дамьетту.
Два года спустя после принятия Креста Людовик созвал в Париже новый парламент, который утвердил отъезд рыцарей креста на июнь 1248 года. Папа послал свое благословение французскому монарху и его воинству, одновременно угрожая карой тем, кто, дав обет, отложит свое отбытие в Святую землю.
В праздник Иоанна Крестителя Людовик вместе со своими братьями отправился в аббатство Сен-Дени и принял из рук папского легата посох и котомку пилигрима, а также хоругвь-орифламму, которая уже дважды сопровождала на Святую землю его предшественников. 10
В конце лета 1248 г. французская эскадра вышла в море из Эг-Морта и 22 сентября прибыла в Лимассол (Кипр). Людовик несколько месяцев провел на Кипре, поджидая братьев и собирая провиант.
Райские климат и продолжительная праздность развратили крестоносцев и не замедлили сказаться на ослаблении дисциплины, а невоздержанность привела к болезням. Многие начали роптать и раскаиваться в понесенных затратах, и только щедрые королевские подарки кое-как ослабляли напряженность. 10
Вместе с тем Людовик Святой, имевший репутацию справедливого судьи, и здесь занимался третейским разбирательством, улаживая, в частности, бесконечные раздоры между тамплиерами и иоаннитами.
Сюда же, на Кипр, к нему начали приходить посольства из ближних и дальних мест: христиане из Константинополя, Армении и Сирии являлись с подарками и просьбами.
От «великого царя татар» прибыли послы предлагать союз в борьбе против Египта, который обещал совершенно неожиданные и очень выгодные комбинации для европейской политики на Востоке.
Чтобы заинтересовать татар принятием христианства, Людовик послал к «великому царю татар» монахов-проповедников с даром - палаткой-часовней, на полотнищах которой было изображено Благовещение и другие положения христианской веры. 7
Было решено начать с нападения на Египет. Людовик, верный средневековым обычаям, отправил письмо султану, предлагая подчиниться и угрожая в противном случае беспощадной войной.
«Тебе известно, что я глава христианского сообщества. Я признаю, что ты глава мусульман. <...> Если я овладею твоей страной, для меня это будет дар свыше. Если же ты отстоишь ее в бою, то сможешь властвовать надо мной.
Я сообщаю тебе об этом и предостерегаю тебя от моих войск, которые наводнили горы и равнины, их также много, как и камней на земле, они направлены против тебя, как меч судьбы.» (Из письма Людовика IX султану Египта.) 6
Султан Мелик-Негмеддин, сын покойного Мелик-Камеля, естественно, ответил в том же тоне...
В начале июня 1249 г. крестоносцы вышли с Кипра и вскоре достигли берегов Нила.
Едва их заметили с башен города, как весь берег покрылся мусульманскими воинами. На флагманском судне состоялся совет, и большая часть баронов предложила воздержаться от немедленной высадки, сначала дождавшись отставших кораблей, но Людовик и слышать об этом не хотел.
Все войско перешло с кораблей в лодки. Людовик с двумя своими братьями был впереди.
Приблизившись к берегу, армия бросилась в море с традиционным королевским кличем: «Монжуа Сен-Дени!» и завязалась битва.
Конница мусульман несколько раз налетала на ряды крестоносцев , но безуспешно. Бой продолжался весь день.
Понеся большие потери, мусульмане отступили к Дамьетте, оставив во власти христиан морское побережье и северный берег Нила. В радости провели крестоносцы эту ночь в своих палатках, а на следующее утро их передовой отряд, никого не встретив на своем пути, подошел к городу.
Каково же было изумление рыцарей Христа , когда они обнаружили, что враг покинул Дамьетту! Армия крестоносцев с пением гимнов вступила в город; был совершен благодарственный молебен в большой мечети, вторично превращенной в церковь Божьей Матери. 10
Слух о падении Дамьетты взбудоражил весь Египет. Султан приказал обезглавить множество своих воинов, без боя покинувших город, но отступление мусульман продолжалось – их обуял какой-то суеверный страх перед многочисленным, закованным в железо войском. В результате рыцари Людовика Святого в течение нескольких недель не видели врага.
Многие бароны предлагали королю на волне этой паники немедленно идти на столицу Египта. Король же, верный своему рыцарскому слову, решил дождаться брата, графа Пуатье, армия которого сильно запаздывала. Эта задержка оказалась роковой...
Как и раньше, на Кипре, князья и бароны быстро забыли воинские доблести. Поскольку им были обещаны все богатства Египта, они без раздумья истратили на пиры и азартные игры все средства со своих заложенных поместий. Страсть к игре овладела и вождями, и простыми рыцарями , и дело иной раз доходило до проигрыша шлема и меча.
«Под сенью знамен, – говорит Жуанвиль, – войско Креста предалось позорному распутству». Грабили купцов, доставлявших продовольствие войску, в лагере происходили непрерывные ссоры, власть короля не признавалась, и даже братья не желали его слушать.
Об охране лагеря, расположенного на равнине, почти не заботились, и аравийские бедуины, доходя до самых палаток, нападали на спящую стражу и, обезглавив часовых, головы их отправляли султану.
Султан же, удалившись в Мансур, собирал войско. Из всех провинций Египта к нему спешили подкрепления. Присутствие пленных, которых водили по городам, вид голов, выставленных на стенах Каира и, главное, долгое бездействие крестоносцев , которое приписывали страху, постепенно рассеяли тревогу мусульман, и весь египетский народ готов был подняться по зову своего повелителя. 10
Между тем крестоносцы все еще поджидали графа Пуатье, который шел с многочисленным войском, набранным в южных провинциях Франции. Сразу после его прибытия был созван совет, на котором решалось, то ли идти на Александрию, то ли прямо на Каир.
Взятие Александрии представляло меньше трудностей и сулило больше выгод, но граф Роберт Артуа, воин пылкий и увлекающийся, горячо защищал план нападения на Каир. «Если хочешь убить змею, – говорил он, – раздави ей голову».
Это мнение победило, и воинство Христово, состоявшее из шестидесяти тысяч бойцов, в том числе двадцати тысяч конных, двинулась в путь; ее сопровождал флот, везший по Нилу продовольствие, кладь и военные машины.
Выйдя из лагеря 7 декабря, через двенадцать дней крестоносцы прибыли к Ашмонскому каналу и остановились на том самом месте, где некогда стояла армия Иоанна Бриеннского. Поскольку берег был очень крутым, а канал – глубоким, крестоносцы простояли несколько недель, не зная, как наладить переправу.
Враги использовали это время, ежедневно совершая набеги на лагерь христиан, осыпая их стрелами и жаря «греческим огнем».
Только в конце февраля 1250 г. с помощью перебежчика-аравитянина был обнаружен брод. Переправа оказалась трудной и заняла много времени.
Успевшие переправиться первыми не желали ждать остальных; нетерпеливый граф Артуа бросился в лагерь сарацин, и воины его предались безудержному грабежу.
Неприятель, сначала бежавший, вскоре заметил, что перед ним лишь небольшая часть крестоносцев . Это воодушевило мусульман, они повернули обратно, и на Манзурахской равнине завязалась жестокая битва, в которой погибли граф Артуа, магистр тамплиеров и множество французских рыцарей .
Только переправа главных сил крестоносцев во главе с королем изменила чаши весов: бой, продолжавшийся до самого вечера, закончился победой французов; но потери, понесенные ими, были огромны. Главное же, мусульманам удалось перекрыть дорогу на Каир... 10
На следующий день лагерь крестоносцев был окружен бесчисленными силами мусульман и битва возобновилась с прежней яростью. Людовик появлялся всюду, где было опасно; «греческий огонь» опалил ему одежду и сбрую его коня, сам он едва держался в седле от усталости, но ничто не могло его остановить.
И снова победа осталась за французами – но это была, как и накануне, только моральная победа, поскольку все преимущества остались за врагом, и воинству креста теперь приходилось думать не о египетской столице, а о том, как выбираться из-под Манcура.
Мусульмане тем временем перегруппировались и контратаковали ослабленные силы крестоносцев .
Запасы продовольствия у рыцарей Христа иссякли, начались голод и повальные болезни, а палящее египетское солнце причиняло невыносимые страдания. 2
Отчаяние постепенно овладевало и командирами, и солдатами; теперь они все только и думали, что о скорейшем заключении мира.
Вскорости начались переговоры с новым султаном, Альмодамом. Было предложено возвратить мусульманам Дамьетту, а взамен крестоносцы требовали беспрепятственного прохода и уступки Иерусалима. Альмодам согласился на эти условия, но потребовал, чтобы в качестве гарантии был выдан заложником сам Людовик Святой.
Король был согласен на все, но бароны и рыцари заявили, что охотнее примут смерть, чем отдадут в залог своего монарха. Переговоры были прерваны... 10
Людовик вынужден был отступить: посадив на корабли женщин, детей и больных, остальная армия решила пробиваться посуху. Королю предложили сесть на корабль легата, но Людовик, больной и измученный, категорически отказался, решив разделить участь своего воинства креста .
Ночью, думая, что темнота ослабит бдительность неприятеля, соблюдая все предосторожности, пустились в путь, но это не удалось...
Отступление вскоре превратилось в беспорядочное бегство, беглецов травили, словно зайцев, и когда рассвело, уже почти все крестоносцы либо оказались в руках сарацин, либо погибли от их мечей.
Тем, кто спускался по Нилу, пришлось не лучше: сарацины стерегли их вдоль реки и всех или потопили, или убили, или забрали в плен; одному лишь кораблю легата удалось достичь Дамиетты.
Король и маленький арьергард, который он возглавлял, к изумлению мусульман, все еще сопротивлялись; но наконец и этот крошечный островок французов исчез во вражеской пучине: Людовик, его братья и все, кто сражался бок о бок с ними, были заключены в оковы, а орифламма и другие знамена стали победными трофеями мусульман. 10
Пленники были отведены в Манcур и размещены в разных домах; простых же рыцарей заключили в обнесенный кирпичными стенами двор, вместивший до десяти тысяч человек.
Людовик переносил плен с истинно христианским смирением; из всех своих богатств он спас только книгу псалмов и теперь почерпывал в ней свою философию и душевную стойкость.
Ему предложили свободу с условием возвращения Дамьетты и всех других городов, находившихся под властью христиан.
Христианские города Палестины мне не принадлежат, – ответил король. – Что же касается Дамьетты, то сам Бог предал ее в руки христиан, и я не могу располагать ею». 10


Ему стали грозить страшной казнью, но он и тут остался непоколебим. Султан попытался добиться от баронов того, в чем отказал их повелитель; но те, кто еще недавно едва признавали власть Людовика, теперь словно бы жили его мыслью и его волей – все они пренебрегли увещеваниями и угрозами сарацинов.
Что же касается рядовых пленников, скученных на тесном пространстве одного двора и не надеявшихся на выкуп, то от них не требовали уступки городов, но заставляли отступиться от своей веры; каждую ночь их выводили по двести - триста человек на берег Нила, и те, кто проявлял упорство, погибали под ударами мечей, а трупы их уносила река...
Ничто так не угнетало короля, как эти страдания его воинов; поэтому он предложил уплатить выкуп за всех бедняков и получить собственную свободу после всех остальных; подобно тому как он оставался последним на поле боя, он пожелал последним выйти из плена у врагов.
Проходили месяцы. Уже Нил, оросив поля, вернулся в свое русло, а король французский со своим войском все еще пребывал в плену. Наконец султан Альмодам заговорил о мире.
Теперь у Людовика требовали четыреста тысяч солидов и возвращения Дамьетты. «Я готов отдать город за мое освобождение, а четыреста тысяч солидов за освобождение всех пленников», – ответил монарх. На этом и порешили.
На четырех больших галерах, которые должны были спуститься по Нилу, разместились бароны и рыцари . Султан выехал еще до них и поджидал пленников в Серензаке, в деревянном дворце, специально выстроенном, чтобы отпраздновать заключение мира. Сюда прибыли эмиры из Сирии, чтобы поздравить султана с победой, халиф Багдада также прислал своих послов; все мусульмане благословляли его как спасителя ислама.
Молодой султан упивался всеобщими восхвалениями и грубой лестью, не подозревая, что зависть подготовила против него заговор и что часы его сочтены. Во время пира, устроенного в честь вождей, несколько мамелюков вдруг бросились на султана с обнаженными мечами. Альмодам пытался бежать, но его настигли близ Нила, и здесь, на виду у галер с французскими пленниками, его пронзил меч убийцы.
Вслед за тем множество мамелюков, вооруженных мечами, повскакивали на галеры, где находились король и знать, и стали грозить им немедленной смертью.
К счастью, пока это были только угрозы...
Жизнь короля и его свиты была в опасности с момента пленения их мамелюками. Шампанский сенешаль Жуанвиль, сопровождавший короля в походе, вспоминал позднее: «Их было тридцать в нашей галере, с обнаженными мечами и датскими топорами. Я спросил Балдвина Ибленского, который понимал по-сарацински, что они говорят. И он сказал, что они собираются отрезать нам головы...
Вокруг теснились люди, спешившие исповедаться у брата-тринитария...
Но я не мог вспомнить ни одного греха...» 7
Несколько дней положение оставалось неопределенным, затем победители перезаключили договор с королем на условиях немедленной сдачи Дамьетты и предварительной уплаты части выкупа. Но даже и после этого жизнь пленников продолжала висеть на волоске.
Подбадриваемые выкриками толпы, многие мамелюки считали, что всех франков следует перебить, и только жадность к деньгам отвела этот страшный замысел.
Галеры были проведены к Дамьетте, отданной мусульманам, Людовик уплатил сумму, обещанную по договору, получил свободу и 14 мая со своим семейством и немногими рыцарями высадился у Птолемаиды (Палестина).
Первой заботой Людовика по прибытии в Птолемаиду была судьба его товарищей по плену, оставшихся в Египте. Он немедленно отправил в Каир причитавшийся долг, но взамен получил только четыреста пленников. Одновременно прибыло послание из Франции от королевы-матери; Бланка умоляла короля немедленно вернуться на родину, в то время как палестинские христиане умоляли его остаться с ними.
Раздираемый противоположными чувствами, король, вопреки требованиям баронов, все же решил, что его долг – остаться на Востоке до полного освобождения французов, томившихся в плену у мамелюков. Это решение огорчило многих соратников короля, не желавших долее терпеть затянувшуюся одиссею; они, в том числе оба брата Людовика, покинули Птолемаиду и вернулись во Францию.
Король поручил им отвезти письмо к соотечественникам, повествующее о победах и несчастьях крестоносцев , призывая оказать помощь Святой земле . Письмо это, впрочем, не имело успеха... 10
Единственно, что в какой-то мере помогало Людовику, – это раздоры среди самих мусульман. Султаны Дамаска и Алеппо предложили ему союз против Египта для наказания мамелюков. Король ответил, что не может этого сделать, поскольку связан с Египтом договором.
В свою очередь, он отправил посольство к мамелюкам, требуя выполнения условий договора и угрожая в противном случае войной. В ответ еще двести рыцарей были выпущены на свободу.
Все мусульманские властители в своих распрях искали союза с французским монархом, и если бы у него была армия, он мог бы еще многое исправить; но Восток предоставлял ему лишь горстку воинов, а Запад не собирался приходить на помощь...

Поскольку крестоносцы войн более не вели, возобновились паломничества. Отбросив оружие, взяв в руки котомку и посох пилигрима, бароны и рыцари отправлялись на поклонение местам, связанным с жизнью Иисуса.
Сам Людовик посетил гору Фавор, Кану Галилейскую, Назарет; но в Иерусалим он не пошел, будучи убежден, что только победа может открыть ему ворота Священного города.
Он не прекращал переговоров с мамелюками и заключил с ними новый договор, согласно которому Иерусалим и многие города в Святой земле должны были перейти к христианам, а за это французы обязались помочь Египту отвоевать Сирию. Обе армии договорились встретиться в Газе; но египтяне не явились.
Прождав их несколько месяцев, Людовик узнал, что султан Дамасский и султан Каирский помирились и заключили союз против христиан.
Таким образом, все договоры с Египтом были нарушены. Пришлось сосредоточить внимание на укреплении городов – Яффы, Кесарии, Птолемаиды и Сидона, которым теперь угрожали с двух сторон. 10
В 1252 г. во Франции умирает Бланка - мать короля Людовика IX. Когда новости о смерти матери достигли Людовика, король понял, что ему пора возвращаться.
В 1254 году он вернулся во Францию...
Тот факт, что Седьмой Крестовый поход закончился так позорно, хотя сам он был олицетворением благочестия, усугубил дискредитацию всего крестоносного движения.
Сам Людовик IX чувствовал себя опозоренным. Проиграв сарацинам, он не хотел вести войн с христианами и принял волевое решение заключить окончательный мир с Англией и закончить вялотекущую войну, которая продолжалась со времен Вильгельма Завоевателя. 5
Несмотря на то, что Крестовый поход Людовика Святого был тщательно подготовлен как в военном отношении, так и идеологически, отличался множеством смелых и даже героических акций, некоторые современники Людовика IX считали ошибочными сами цели этого предприятия. Они с враждебностью относились к походу, который направлен на покорение стран с иной верой, даже если речь идет о распространении там христианства:
«Мы считаем, что Бог был оскорблен, так как христиане должны были плыть за море только для того, чтобы вернуть себе наследие Христа».
Казалось, что политика короля Франции была больше ориентирована на завоевание Египта, чем на обеспечение условий, которые помогут возвращению крестовых походов »

История человечества - это, к сожалению, не всегда мир открытий и достижений, а зачастую цепь несметного количества войн. К таким относятся и совершавшиеся с XI по XIII в. Разобраться в причинах и поводах, а также проследить хронологию вам поможет эта статья. К ней прилагается составленная по теме «Крестовые походы» таблица, содержащая важнейшие даты, имена и события.

Определение понятий «крестовый поход» и «крестоносец»

Крестовый поход - это вооружённое наступление армии христиан на мусульманский Восток, продолжавшееся в общей сложности более 200 лет (1096-1270) и выразившееся в не менее чем восьми организованных выступлениях войск из западноевропейских стран. В более поздний период так назывался любой военный поход с целью обращения в христианство и расширения влияния средневековой католической церкви.

Крестоносец - участник такого похода. На правом плече имел нашивку в виде То же самое изображение наносилось на шлем и флаги.

Причины, поводы, цели походов

Военные выступления были организованы Формальной причиной стала борьба с мусульманами с целью освобождения Гроба Господня, находящегося на Святой земле (Палестина). В современном понимании эта территория включает в себя такие государства, как Сирия, Ливан, Израиль, Сектор Газа, Иордания и ряд других.

Никто не сомневался в успехе. В то время считалось, что каждый, кто станет крестоносцем, получит прощение всех грехов. Поэтому вступление в эти ряды было популярно как у рыцарей, так и у городских жителей, крестьян. Последние в обмен на участие в крестовом походе получали освобождение от крепостной зависимости. Кроме того, для европейских королей крестовый поход был возможностью избавиться от могущественных феодалов, чья власть росла по мере увеличения их владений. Богатые купцы и горожане видели экономические возможности в военных завоеваниях. А само высшее духовенство во главе с римскими папами рассматривало крестовые походы в качестве способа укрепления могущества церкви.

Начало и конец эпохи крестоносцев

1 крестовый поход начался 15 августа 1096 года, когда неорганизованная 50-тысячная толпа крестьян и городских бедняков отправилась в поход без припасов и подготовки. В основном они занимались мародёрством (так как считали себя воинами Бога, которым принадлежит всё в этом мире) и нападали на евреев (которых считали потомками убийц Христа). Но в течение года это войско было уничтожено встретившимися по пути венграми, а затем турками. Вслед за толпой бедноты в крестовый поход отправились хорошо обученные рыцари. Уже к 1099 году они дошли до Иерусалима, захватив город и убив большое число жителей. Этими событиями и образованием территории с названием Иерусалимское королевство был завершён активный период первого похода. Дальнейшие завоевания (до 1101 года) имели цель укрепления завоёванных границ.

Последний крестовый поход (восьмой) начался 18 июня 1270 года с высадки армии французского правителя Людовика IX в Тунисе. Однако это выступление окончилось неудачно: ещё до начала сражений король умер от моровой язвы, что заставило крестоносцев вернуться домой. В этот период влияние христианства в Палестине было минимально, а мусульмане, наоборот, усиливали свои позиции. В итоге ими был захвачен город Акра, что положило конец эпохе крестовых походов.

1-4-й крестовые походы (таблица)

Годы крестовых походов

Предводители и/или основные события

Герцог Готфрид Бульонский, герцог Роберт Нормандский и др.

Взятие городов Никеи, Эдессы, Иерусалима и др.

Провозглашение Иерусалимского королевства

2-й крестовый поход

Людовик VII, король Германии Конрад III

Поражение крестоносцев, сдача Иерусалима войску египетского правителя Салах ад-Дина

3-й крестовый поход

Король Германии и империи Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II и английский король Ричард I Львиное Сердце

Заключение Ричардом I договора с Салах ад-Дином (невыгодного для христан)

4-й крестовый поход

Разделение византийских земель

5-8-й крестовые походы (таблица)

Годы крестовых походов

Предводители и основные события

5-й крестовый поход

Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II и др.

Поход в Палестину и Египет.

Провал наступления в Египте и переговоров по Иерусалиму из-за отсутствия единства в руководстве

6-й крестовый поход

Германский король и император Фридрих II Штауфен

Взятие Иерусалима путём договора с египетским султаном

В 1244 году город снова перешёл в руки мусульман

7-й крестовый поход

Французский король Людовик IX Святой

Поход на Египет

Поражение крестоносцев, взятие в плен короля с последующим выкупом и возвращением домой

8-й крестовый поход

Людовик IX Святой

Сворачивание похода из-за эпидемии и смерти короля

Итоги

Насколько успешны были многочисленные крестовые походы, таблица демонстрирует наглядно. В среде историков нет однозначного мнения, как повлияли эти события на жизнь западноевропейских народов.

Одни специалисты считают, что крестовые походы открыли путь на Восток, установив новые экономические и культурные связи. Другие отмечают, что это ещё успешнее можно было сделать мирным путём. Тем более что последний крестовый поход завершился откровенным поражением.

Так или иначе, в самой Западной Европе произошли существенные изменения: усиление влияния римских пап, а также власти королей; обнищание дворян и возвышение городских общин; появление класса свободных земледельцев из бывших крепостных крестьян, получивших свободу благодаря участию в крестовых походах.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: