Creativenn - Портал рукоделия

ИОАКИМ И АННА (греч. ᾿Ιωακεμ κα ῎Αννα) - святые, праведные (день памяти 9 сентября), родители Пресвтой Богородицы .

Иоаким и Анна, как и другие библейские праведники - родственники Иисуса Христа по плоти, именуются в православном литургическом предании богоотцами. Термин θεοπάτωρ - «богоотец» только по отношению к Иоакиму и Анне употребляется во множественном числе (θεοπάτορες; слав.) в отпусте после главных церковных служб. Древнейшим источником, в котором содержатся сведения о жизни Иоакима и Анны, являются главы 1-7 Иакова Протоевангелия, христианского апокрифа, относящегося к периоду около 150 года - начала III века. Согласно Протоевангелию, Иоаким и Анна были бездетной благочестивой зажиточной супружеской парой. В один из иудейских праздников Иоаким хотел принести дары для жертвоприношения в Иерусалимском храме, но был остановлен неким Рувимом, сказавшим Иоакиму, что он не может приносить дары первым, так как «не произвел потомства Израилю» (Protev. Jac. 1. 3). Опечаленный этим, Иоаким ушел в пустыню и, поселившись в шатре, решил провести в посте и молитве 40 дней и ночей, ожидая, «пока Господь не снизойдет» к нему (Ibid. 1. 7). Анна также предалась скорби, которая усилилась из-за оскорблений, нанесенных ей служанкой по имени Иудифь. Однако, не теряя надежды, Анна продолжала молиться Богу о даровании ребенка по примеру праведной Сарры, жены родоначальника еврейского народа праведного Авраама. В 4-й главе описывается явление Анне ангела Господня, возвестившего ей: «...Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире» (ст. 1). В ответ Анна обещала посвятить дитя Богу. Одновременно она узнала о возвращении ее мужа, которому также было откровение через ангела о рождении ребенка. Эти события легли в основу праздника Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы.

Исследователи отмечают в рассказе об Иоакиме и Анне наличие аллюзий и прямых сюжетных заимствований из 1 Цар 1-2, Мф 1-2, Лк 1-2, когда некоторые поступки и слова Анны имеют сходство с поступками и со словами бесплодной Анны, матери пророка Самуила, во время посещения последней Иерусалимского храма (см.: 1 Цар 1. 6-18). Сцена явления ангела Иоакиму напоминает сцену явления ангела праведному Захарии в Лк 1. 11 сл. (Vorster. P. 631; Gli Apocrifi del Nuovo Testamento / Ed. M. Erbetta. Torino, 19752. Vol. 1/2. P. 18, 29).

После рождения Марии Иоаким и Анна «устроили особое место в спальне Дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое, и призвала [Анна] непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за Нею» (Protev. Jac. 6. 3). Когда Марии исполнился год, Иоаким пригласил на большой пир священников и первосвященников; они благословили Марию и изрекли пророчество о Ней, сказав: «Бог отцов наших, благослови это Дитя и дай имя славное во всех родах» (Ibid. 6. 5). В 7-й главе «Протоевангелия Иакова» описывается Введение во храм Пресвятой Богородицы. Когда Пресвятая Дева достигла 3-летнего возраста, Иоаким и Анна решили исполнить обет посвящения Ее Богу и привели в Иерусалимский храм. По преданию, вступление Марии во храм сопровождалось торжественным шествием, а по дороге к храму стояли непорочные девы с зажженными светильниками (Ibid. 7). По окончании церемонии «ушли Ее родители, удивляясь и вознося хвалу Господу, что Дочь их не повернула назад» (Ibid. 8. 1).

В апокрифе «Евангелие о рождестве и детстве Спасителя» Псевдо-Матфея (не ранее VI века), которое было составлено на основе «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия детства Фомы» (не позднее начала V века), говорится о происхождении Иоакима «из колена Иудина» (1. 1), Анны «из рода Давида» и о том, что ее отца звали Иссахар (1. 2). Еще один апокриф - «Книга о Рождестве Святой Марии» (Libellus de nativitate sanctae Mariae) (IX век) сообщает о том, что семья Пресвятой Богородицы жила в городе Назарете в Галилее (1. 1), и приводит рассказ о чудесном зачатии Анной Девы Марии (3. 1). В сирийской версии «Протоевангелия Иакова» (наиболее ранние рукописи 1-го перевода относятся к VI веку) во 2-м переводе, вошедшем в позднейшие компиляции, содержится ряд разночтений с греческим текстом «Протоевангелия»: Иоаким назван Ионакир (сир.); в главе 2 перед обращением к Богу Анна надевает «одежды царские» (в греческом - брачные), что может рассматриваться как указание на царственное происхождение Пресвятой Богородицы (Мещерская. 2007. С. 25). Также ряд оригинальных преданий об Иоакиме и Анне содержится в сирийских апокрифических компиляциях на основе «Протоевангелия Иакова», в том числе в «Истории благословенной Девы Марии», написанной в среде Церкви Востока и представленной рукописями XII-XVIII веков (CANT, N 94; BHO, N 643-645; изд.: Budge E., ed. The History of the Blessed Virgin Mary: And the History of the Likeness of Christ which the Jews of Tiberias Made to Mock at. / The Syriac texts ed. with English transl. E. A. W. Budge. L., 1899. Vol. 1. P. 3-146).

Согласно этому произведению, Ионакир, названный также Цадок (- праведный), был сыном Маттана/Натана (/), сына Елеазара () (ср.: Мф 1. 15), из чего следует, что Пресвятая Богородица, так же как и Иосиф, происходила по отцу из дома Давида. Жена Ионакира названа Дина () (евр.- праведная); ее имя было заменено именем Анна () (евр.- милость) после возвещения ей ангелом о рождении Марии. После того как Пресвятой Богородице исполнилось 12 лет и Ее по обету ввели в Иерусалимский храм, у Ионакира и Анны родилась 2-я дочь, которую назвали Перогита/Парогита () и которая стала отрадой для родителей. Ионакир и Анна сделали щедрое пожертвование для храма и раздали дары народу Иерусалима; умерли спустя 12 лет после этих событий. Во время пребывания Пресвятой Богородицы в храме попечение о Ней взяли на себя священник Цадок и его жена, не имевшие детей, и «Мария стала называться дочерью Цадока по закону Господню, а праведно и истинно была дочерью Ионакира по обету» (Budge. 1899. Vol. 1. P. 16). Таким образом, 2-м именем Ионакира, изначально бывшим его эпитетом, составителями компиляции назван приемный отец Пресвятой Богородицы. В дальнейшем фрагмент этой компиляции под названием «О благовещении ангела Ионакиру о рождестве Марии» был включен восточносирийским писателем Соломоном Басрским (XIII век) в состав сборника библейских и апокрифических легенд «Книга Пчелы» (Assemani. BO. T. 3/1. P. 315).

Благодаря переселенцам из Бретани Анна стала почитаться в Канаде уже в XVII веке. Капелла святой Анны в селении Пти-Кап была построена в 1658 году французскими колонистами. По просьбе Франсуа де Лаваля, епископа Квебека, из Франции была прислана частица мощей Анны (1670 год). В 1676 году на месте капеллы была возведена каменная церковь во имя Анны. Благодаря деятельности кардинала Э.А. Ташрё, архиепископа Квебекского (1871-1898 годы), Сент-Ан-де-Бопре стала крупнейшей святыней Канады. В 1876 году Анна была объявлена покровительницей провинции Квебек, было основано периодическое издание «Анналы благой святой Анны» (ныне «Вестник святой Анны» - «Revue de Ste. Anne») на французском и английском языках. В «Анналах...» публиковались в том числе свидетельства исцелений по молитве к Анне. В 1876 году была освящена новая церковь, получившая в 1887 году статус малой базилики. Существующая базилика была основана в 1923 году (освящена в 1976 году). В 1960 году папа Иоанн XXIII подарил храму часть мощей (кость руки) Анны, происходящую из города Апт. В Сент-Ан-де-Бопре, где почитаются также статуя и источник святой Анны, функционирует крупный паломнический центр. Культ святой распространился в Канаде, США, а затем и в других странах. Франкоязычный Квебек является главным хранителем традиций почитания Анны в католическом мире.

Почитание в дохалкидонских Церквах

Сирийская яковитская Церковь следует византийской традиции почитания Иоакима и Анны в день попразднства Рождества Богородицы. Однако в позднесредневековых сирийских Минологиях их память отмечалась в самый день праздника, который приходился либо на 8, либо на 9 сентября (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1915. P. 86, 106, 124, 131. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В сирийской Минологии 1547 года из Халеба (Алеппо) встречается особая память Иоакима 2 апреля (Ibid. P. 75; Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba // AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 160, 194).

В Коптской Церкви 11-го хатора (7 ноября) празднуется успение Анны, 7-го пармуте (2 апреля) - успение Иоакиму, 7-го месоре (31 июля) - благовестие Иоакиму о рождении Пресвятой Богородицы. Под соответствующими числами имеются сказания в копто-арабском Александрийском Синаксаре (XIII-XIV века) (SynAlex. Vol. 2. P. 278; Vol. 4. P. 290-291; Vol. 5. P. 708-709). В копто-арабских Минологиях при Евангелиях встречается также общая с Византийской Церковью память Анны 1 месоре (25 июля) (Les Ménologes des Évangéliaires coptes-arabes / Éd., trad. F. Nau. P., 1915. P. 208 (not.). (PO; T. 10. Fasc. 2)).

В Эфиопской Церкви дни памяти Иоакима и Анны те же, что и в Коптской. Существует эфиопское Житие Анны (BHO, N 60; Legends of Our Lady Mary, the Perperual Virgin and Her Mother Hannâ / Transl. E. A. W. Budge. L., 1922. P. 1-53). Написанное на основании «Протоевангелия Иакова» в форме панегирика, оно предназначалось для уставного чтения седмичного богослужебного круга. В Житии содержится рассказ о чудесном зачатии Марии (на Анну сошел голубь, и через 30 дней она зачала Пресвятую Богородицу), возможно восходящий к латинской «Книге о Рождестве Святой Марии».

В Армянской Апостольской Церкви память Иоакима и Анны переходящая, празднуется во вторник 2-й седмицы после Успения Пресв. Богородицы, которое отмечается в воскресенье, ближайшее к 15 августа

22 сентября верующие православной Церкви отмечают день памяти святых праведных Иоакима и Анны.

На следующий день после праздника Рождества Пресвятой Богородицы Православная Церковь отмечает память родителей Девы Марии – святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Наименование «Богоотцы» они получили, потому что являются прямыми предками Господа Иисуса Христа.

Святая праведная Анна была младшей дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левина из рода Ааронова.

Муж ее, святой праведный Иоаким, был родом из колена Иудина, из дома царя Давида. По древнему обетованию из рода Давидова должен был произойти Мессия.

Супруги жили в Назарете Галилейском. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным. По особому Промыслу Божию святая чета до глубокой старости не имела детей. Супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у евреев считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим. Святые горячо молились о даровании им потомства.

В один из праздников, когда израильтяне приносили в Иерусалимский храм дары Богу, первосвященник, полагая, что бездетный Иоаким не имел благословения Божия, отказался принять от него дары. Святой Иоаким был глубоко огорчен.

Он обратился к родословной двенадцати колен израильских и удостоверился, что все праведные мужи имели потомство, включая столетнего Авраама. Не возвращаясь домой, святой Иоаким ушел в пустыню и провел там сорок дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и омывая горькими слезами свое бесчестие.

Супруга его, святая Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя.

Однажды, увидев среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами, она слезно молилась о даровании ей младенца, обещая принести в дар Богу рожденное дитя. Как только святая Анна произнесла слова обета, Ангел Божий возвестил ей об исполнении молитвы и открыл, что у нее родится дочь по имени Мария, через Которую благословятся все племена мира. Обрадовавшись, святая Анна поспешила в Иерусалимский храм, чтобы возблагодарить Бога и повторить обет о посвящении Ему ожидаемого младенца.

С тем же благовестием явился Ангел и святому Иоакиму в пустыне и повелел ему идти в Иерусалим. В Иерусалиме святая праведная Анна зачала Благословенное Чадо и родила Пресвятую Деву Марию.

До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.

Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы восьмидесятилетний старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и отошла ко Господу семидесяти девяти лет. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия.

Иоаким преставился через несколько лет после Введения Богородицы во Храм, в возрасте 80 лет, а Анна – еще через два года, которые она также провела при Храме, в возрасте 79 лет до Благовещения Пресвятой Деве Марии.

Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна поминаются на отпусте каждой церковной службы. Традиционно родителям Пресвятой Богородицы молятся о даровании детей.

Святые Богоотцы Иоаким и Анна

Тропарь, глас 1
Иже в законней благодати праведни бывше, Младенца Богоданнаго породиша нам Иоаким и Анна. Темже днесь светло торжествует, весело празднующи, Божественная Церковь честную вашу память, славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.

Молитва святым Иоакиму и Анне:

Молитва первая
О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

Молитва вторая
О приснославнии Христовы праведницы, святии Богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии небесному престолу Великаго Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя Дщери вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему, к вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенникам, прибегаем мы грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашым праведно на ны движимый, и да безчисленныя прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния и на стезе заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире живот наш сохраните и во всех благих благое поспешение испросите, вся яже к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и напрасныя смерти, предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением, да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

СВЯТЫЕ ПРАВЕДНЫЕ ИОАКИМ И АННА

Святая Анна, мать Пресвятой Богородицы, была младшей дочерью священника Матфана из Вифлеема, происходившего из колена Левина, рода Ааронова, и жены его Марии - из колена Иудина. У её родителей было три дочери: Ма-рия, Со-вия и Ан-на. Из них пер-вая вы-шла за-муж Ма-рия в Виф-ле-ем и ро-ди-ла Са-ло-мию; по-том вы-шла за-муж Со-вия, так-же в Виф-ле-ем и ро-ди-ла Ели-са-ве-ту, мать Иоан-на Пред-те-чи; тре-тья же, Анна, будущая мать Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, вышла замуж за Иоаки-ма, который был родом из Галлии, в го-род На-за-рет.

Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Мессия, Спаситель мира. Ро-до-сло-вие его та-ко-во: у сы-на Да-ви-да На-фа-на ро-дил-ся сын Ле-вий, Ле-вий ро-дил Мел-хию и Пан-фи-ра, Пан-фир ро-дил Вар-па-фи-ра, Вар-па-фир же ро-дил Иоаки-ма, от-ца Бо-жи-ей Ма-те-ри.

Супруги жили в Назарете Галилейском (северная часть Палестины) и всю жизнь мечтали о детях, но, по особому Промыслу Божию, святая Анна долго была бесплодна. Они вели праведную жизнь, их соединяла нежная любовь. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным.

Иоаким и Анна не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели и пла-ка-ли об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. На протяжении 50 лет их брака супруги только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю.


Однажды, во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Он решил провести в посте и молитве 40 дней и ночей, моля Господа о милости.

Его праведная супруга Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя. Узнав о поступке своего мужа, она тоже стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка, обещая принести в дар Богу рожденное дитя.

И молитва святых супругов была услышана: им обоим явился Ангел и возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий.

Зачатие святой Анны совершилось в де-вя-тый день де-каб-ря ме-ся-ца в Иерусалиме (в этот день - 9 (22) декабря - Православная Церковь празднует Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы ), а 8 сен-тяб-ря у ней ро-ди-лась дочь, пре-чи-стая и Пре-бла-го-сло-вен-ная Де-ва Ма-рия, о рож-де-стве Ко-ей воз-ра-до-ва-лись и не-бо, и зем-ля. Иоаким по слу-чаю Ее рож-де-ния при-нес Бо-гу ве-ли-кие да-ры, жерт-вы и все-со-жже-ния и по-лу-чил бла-го-сло-ве-ние пер-во-свя-щен-ни-ка, свя-щен-ни-ков, ле-ви-тов и всех лю-дей за то, что спо-до-бил-ся бла-го-сло-ве-ния Бо-жия. По-том он устро-ил в до-ме сво-ем обиль-ную тра-пе-зу, и все с ве-се-ли-ем про-слав-ля-ли Бо-га.

Под-рас-та-ю-щую Де-ву Ма-рию ро-ди-те-ли Ее бе-рег-ли как зе-ни-цу ока, ве-дая, по осо-бен-но-му от-кро-ве-нию Бо-жию, что Она бу-дет све-том все-му ми-ру и об-нов-ле-ни-ем есте-ства че-ло-ве-че-ско-го. По-се-му они вос-пи-ты-ва-ли Ее с та-кою тща-тель-ною осмот-ри-тель-но-стью, ка-кая по-до-ба-ла Той, Ко-то-рая име-ла быть Ма-те-рью Спа-си-те-ля мира. Они лю-би-ли Ее не толь-ко как дочь, столь дол-гое вре-мя ожи-да-е-мую, но и по-чи-та-ли как гос-по-жу свою, пом-ня Ан-гель-ские сло-ва, ска-зан-ные о Ней, и про-ви-дя ду-хом, что долж-но над Ней со-вер-шить-ся. Она же, ис-пол-нен-ная Бо-же-ствен-ной бла-го-да-ти, та-ин-ствен-но обо-га-ща-ла тою же бла-го-да-тью и сво-их ро-ди-те-лей. По-доб-но то-му, как солн-це сво-и-ми лу-ча-ми осве-ща-ет звез-ды не-бес-ные, уде-ляя им ча-сти-цы сво-е-го све-та, так и бо-го-из-бран-ная Ма-рия, как солн-це, оза-ря-ла лу-ча-ми дан-ной ей бла-го-да-ти Иоаки-ма и Ан-ну, так что и они бы-ли ис-пол-не-ны Ду-ха Бо-жия, и твер-до ве-ро-ва-ли в ис-пол-не-ние Ан-гель-ских слов.

До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.

По про-ше-ствии не-сколь-ких лет по-сле вве-де-ния Ма-рии во храм свя-той Иоаким умер в возрасте 80 лет. Свя-тая Ан-на, остав-шись вдо-вою, по-ки-ну-ла На-за-рет и при-шла в Иеру-са-лим, где пре-бы-ва-ла око-ло сво-ей Пре-свя-той До-че-ри, мо-лясь бес-пре-стан-но в хра-ме Бо-жи-ем. Про-жив в Иеру-са-ли-ме два го-да, она мирно скончалась в возрасте 79 лет, до Благовещения Пресвятой Деве Марии. Слава Дочери открылась ей в вечной жизни.

Память Успения праведной Анны 25 июля (7 августа) .

Иоаким и Анна захоронены вблизи будущей гробницы своей дочери, а также могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой.

Достоинство и святость праведных Иоакима и Анны

Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия . В самом Зачатии и Рождении такой Дочери была явлена и сила Божией благодати , и честь Рожденной и достоинство родителей; ибо неплодной и состарившейся женщине родить иначе невозможно, как по силе благодати Божией: здесь действует уже не природа, но Бог, побеждающий законы природы и уничтожающий узы неплодия.

Родиться от неплодных и престарелых родителей - большая честь и для самой рожденной, потому что она рождается не от невоздержных родителей, но от воздержных и престарелых, каковыми были Иоаким и Анна, которые 50 лет жили в супружестве и не имели детей. Наконец, через такое рождение открывается достоинство и самих родителей, так как они после долгого неплодства родили радость всему миру, чему уподобились святой патриарх Авраам и благочестивая супруга его Сарра, родившие, по обетованию Божию, Исаака в старости (Быт. 21:2). Однако, без сомнения, можно сказать, что рождество Богородицы выше рождения Авраамом и Саррою Исаака. Насколько сама рожденная Дева Мария выше и более достойна почести, нежели Исаак, настолько больше и выше достоинство Иоакима и Анны, нежели Авраама и Сарры. Этого достоинства они не сразу достигли, но только усердным постом и молитвами, в душевной горести и в сердечной скорби умолили о сем Бога: и скорбь их обратилась в радость, а бесчестие их явилось предвестником великой чести, и усердное прошение руководителем к получению благ, и молитва - лучшей ходатаицей.

Святых праведных Иоакима и Анны называют «Богоотцы» , потому что они являются прямыми предками Господа Иисуса Христа.

Святые Анна и Иаоким не совершили чуда, не понесли мученических и преподобнических подвигов. Они несли иные скорби - скорбь бесплодного одиночества, и терпеливую надежду на Бога, которую они пронести до старости. Терпением и надеждой стяжали праведные Анна и Иоаким своё сокровище в земной жизни. Терпение и надежда увенчались радостью рождества и стали залогом вечной радости в Боге. И нам заповедует Христос Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21:19).


Традиционно родителям Пресвятой Богородицы молятся о даровании детей.

Тропарь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны
Иже в законней благодати праведни бывше,
Младенца богоданнаго породиша нам, Иоаким и Анна.
Темже днесь светло торжествует,
весело празднующи божественная Церковь,
честную вашу память,
славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.

Тропарь праведной Анны, глас 4
Жизнь рождшую во чреве носила еси, Чистую Богоматерь, богомудрая Анно. Темже к приятию Небесному, идеже веселящихся жилище, в славе радующися, ныне преставилася еси, чтущим тя любовию прегрешений просящи очищение, присноблаженная.

Молитва святым праведным Иоакиму и Анне
О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше. в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь .

[греч. ᾿Ιωακεμ κα ῎Αννα], святые, праведные (пам. 9 сент.), родители Пресв. Богородицы . И. и А., как и др. библейские праведники - родственники Иисуса Христа по плоти, именуются в правосл. литургическом предании богоотцами . Термин θεοπάτωρ - «богоотец» только по отношению к И. и А. употребляется во мн. ч. (θεοπάτορες; слав. ) в отпусте после главных церковных служб.

Древнейшим источником, в к-ром содержатся сведения о жизни И. и А., являются главы 1-7 Иакова Протоевангелия , христ. апокрифа, относящегося к периоду ок. 150 г.- нач. III в. Согласно Протоевангелию, И. и А. были бездетной благочестивой зажиточной супружеской парой. В один из иудейских праздников И. хотел принести дары для жертвоприношения в Иерусалимском храме, но был остановлен неким Рувимом, сказавшим И., что он не может приносить дары первым, т. к. «не произвел потомства Израилю» (Protev. Jac. 1. 3). Опечаленный этим, И. ушел в пустыню и, поселившись в шатре, решил провести в посте и молитве 40 дней и ночей, ожидая, «пока Господь не снизойдет» к нему (Ibid. 1. 7). А. также предалась скорби, к-рая усилилась из-за оскорблений, нанесенных ей служанкой по имени Иудифь. Однако, не теряя надежды, А. продолжала молиться Богу о даровании ребенка по примеру прав. Сарры , жены родоначальника евр. народа прав. Авраама . В 4-й гл. описывается явление А. ангела Господня, возвестившего ей: «...Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире» (ст. 1). В ответ А. обещала посвятить дитя Богу. Одновременно она узнала о возвращении ее мужа, к-рому также было откровение через ангела о рождении ребенка. Эти события легли в основу праздника Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы .

Исследователи отмечают в рассказе об И. и А. наличие аллюзий и прямых сюжетных заимствований из 1 Цар 1-2, Мф 1-2, Лк 1-2, когда нек-рые поступки и слова А. имеют сходство с поступками и со словами бесплодной Анны , матери прор. Самуила, во время посещения последней Иерусалимского храма (см.: 1 Цар 1. 6-18). Сцена явления ангела И. напоминает сцену явления ангела прав. Захарии в Лк 1. 11 сл. (Vorster. P. 631; Gli Apocrifi del Nuovo Testamento / Ed. M. Erbetta. Torino, 19752. Vol. 1/2. P. 18, 29).

После рождения Марии И. и А. «устроили особое место в спальне Дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое, и призвала [Анна] непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за Нею» (Protev. Jac. 6. 3). Когда Марии исполнился год, И. пригласил на большой пир священников и первосвященников; они благословили Марию и изрекли пророчество о Ней, сказав: «Бог отцов наших, благослови это Дитя и дай имя славное во всех родах» (Ibid. 6. 5). В 7-й гл. «Протоевангелия Иакова» описывается Введение во храм Пресвятой Богородицы . Когда Пресв. Дева достигла 3-летнего возраста, И. и А. решили исполнить обет посвящения Ее Богу и привели в Иерусалимский храм. По преданию, вступление Марии во храм сопровождалось торжественным шествием, а по дороге к храму стояли непорочные девы с зажженными светильниками (Ibid. 7). По окончании церемонии «ушли Ее родители, удивляясь и вознося хвалу Господу, что Дочь их не повернула назад» (Ibid. 8. 1).

В апокрифе «Евангелие о рождестве и детстве Спасителя» Псевдо-Матфея (не ранее VI в.), к-рое было составлено на основе «Протоевангелия Иакова» и «Евангелия детства Фомы» (не позднее нач. V в.), говорится о происхождении И. «из колена Иудина» (1. 1), А. «из рода Давида» и о том, что ее отца звали Иссахар (1. 2). Еще один апокриф - «Книга о Рождестве Святой Марии» (Libellus de nativitate sanctae Mariae) (IX в.) сообщает о том, что семья Пресв. Богородицы жила в г. Назарете в Галилее (1. 1), и приводит рассказ о чудесном зачатии А. Девы Марии (3. 1).

В сир. версии «Протоевангелия Иакова» (наиболее ранние рукописи 1-го перевода относятся к VI в.) во 2-м переводе, вошедшем в позднейшие компиляции, содержится ряд разночтений с греч. текстом «Протоевангелия»: И. назван Ионакир (сир. ); в гл. 2 перед обращением к Богу А. надевает «одежды царские» (в греческом - брачные), что может рассматриваться как указание на царственное происхождение Пресв. Богородицы (Мещерская. 2007. С. 25). Также ряд оригинальных преданий об И. и А. содержится в сир. апокрифических компиляциях на основе «Протоевангелия Иакова», в т. ч. в «Истории благословенной Девы Марии», написанной в среде Церкви Востока и представленной рукописями XII-XVIII вв. (CANT, N 94; BHO, N 643-645; изд.: Budge E., ed. The History of the Blessed Virgin Mary: And the History of the Likeness of Christ which the Jews of Tiberias Made to Mock at. / The Syriac texts ed. with English transl. E. A. W. Budge. L., 1899. Vol. 1. P. 3-146). Согласно этому произведению, Ионакир, названный также Цадок ( - праведный), был сыном Маттана/Натана ( / ), сына Елеазара () (ср.: Мф 1. 15), из чего следует, что Пресв. Богородица, так же как и Иосиф, происходила по отцу из дома Давида. Жена Ионакира названа Дина () (евр.- праведная); ее имя было заменено именем Анна () (евр.- милость) после возвещения ей ангелом о рождении Марии. После того как Пресв. Богородице исполнилось 12 лет и Ее по обету ввели в Иерусалимский храм, у Ионакира и А. родилась 2-я дочь, которую назвали Перогита/Парогита () и к-рая стала отрадой для родителей. Ионакир и А. сделали щедрое пожертвование для храма и раздали дары народу Иерусалима; умерли спустя 12 лет после этих событий. Во время пребывания Пресв. Богородицы в храме попечение о Ней взяли на себя свящ. Цадок и его жена, не имевшие детей, и «Мария стала называться дочерью Цадока по закону Господню, а праведно и истинно была дочерью Ионакира по обету» (Budge. 1899. Vol. 1. P. 16). Т. о., 2-м именем Ионакира, изначально бывшим его эпитетом, составителями компиляции назван приемный отец Пресв. Богородицы. В дальнейшем фрагмент этой компиляции под названием «О благовещении ангела Ионакиру о рождестве Марии» был включен восточносир. писателем Соломоном Басрским (XIII в.) в состав сборника библейских и апокрифических легенд «Книга Пчелы» (Assemani. BO. T. 3/1. P. 315).

Прп. Иоанн Дамаскин (VIII в.), основываясь, возможно, на местных палестинских преданиях, писал, что И. был сыном Варпанфира из рода царя Давида и приходился свойственником Иакову, отцу св. Иосифа Обручника , мужу Девы Марии (Ioan. Damasc. De fide orth. IV 14 // PG. 94. Col. 1154). Визант. писатель-агиограф Епифаний Монах (1-я пол.- сер. IX в.), приводя те же сведения, дополнительно сообщает, что А. была дочерью «Матфама [Ματθάμ], священника из Вифлеема» и что до рождения Марии, названной в честь одной из сестер А., она прожила с И. 50 лет (Epiphanius Monachus. Sermo de vita Sanctissime Deiparae. 3 // PG. 120. Col. 190с). Также Епифаний указывает на то, что 2-я сестра А.- Сови (Σωβή) была матерью прав. Елисаветы , матери св. Иоанна Предтечи (Ibid.; ср.: Niceph. Callist. Hist. eccl. II. 3 // PG. 145. Col. 760). И., по словам Епифания, умер 80 лет от роду, а А.- 2 годами позже в Иерусалиме в возрасте 82 лет (Epiphanius Monachus. Sermo de vita Sanctissime Deiparae. 4 // PG. 120. Col. 192b).

И. и А. в творениях св. отцов и учителей Церкви стали примером твердой веры и упования на Бога. Прп. Андрей Критский, восхваляя веру И. и А., говорит, что они «...сетовали о том, что не имели преемника рода своего, тем не менее искра надежды еще не погасла в них совершенно: оба они воссылали молитву к Богу о даровании им чада для продолжения семени их,- оба подражая услышанной некогда молитве Анны (матери прор. Самуила.- П. Л. )... И не оставляли они своих усилий, пока не получили желаемого» (Andr. Caes. In Beatae Mariae Natalem. Or. 1 // PG. 97. Col. 815). Повествование об И. и А. содержится в «Толковании на Шестоднев», составленном между 375 и 400 гг. и ошибочно приписываемом Евстафию , еп. Антиохийскому (Commentarius in hexameron // PG. 18. Р. 771-774). К преданиям об И. и А. также обращались в проповедях и др. христ. авторы: свт. Иоанн Златоуст (De nativitate Mariae Deiparae // CPG, N 4915), свт. Епифаний Кипрский (Homilia de conceptione Annae // CPG, N 3803; см. также приписываемый ему труд: Homilia in laudes s. Mariae deipare // CPG, N 3771), К-польский патриарх Герман I (Homilia in praesentationem s. deipare // CPG, N 8007-8008), прп. Григорий Никомидийский (Homilia de conceptione // CPG, N 8224).

П. Ю. Лебедев, Е. Н. Мещерская, Н. С. Смелова

Почитание в православной традиции

Центром почитания И. и А. является Палестина: в Иерусалиме близ купальни Вифезда , к западу от Львиных ворот, находился дом И. и А., где, согласно местному преданию, они скончались. По сообщению игум. Даниила (нач. XII в.), на этом месте была построена церковь, под ее алтарем была пещера, где хранился их гроб («Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 37). Здесь расположена правосл. ц. Рождества Пресв. Богородицы с криптой (пещерой). В эпоху крестоносцев в Иерусалиме появились храмы, посвященные А. и сохранившиеся до наст. времени: рядом с домом И. и А. была построена базилика прав. А. (восходящая к XII в.), а в ц. Гроба Богородицы (Успения Богородицы) в Гефсимании была устроена часовня И. и А. на месте захоронения кор. Мелисенды (подробнее см. в ст. Иерусалим). В этой часовне, расположенной на месте родовой усыпальницы семейства Пресв. Богородицы, находятся гробницы И. и А. Почитание И. и А. на Св. земле было также связано с мон-рем Хозива (V в.): согласно местному преданию, И. молился о даровании ему потомства в пещере прор. Илии на территории мон-ря. К востоку от монастыря находится пещера прп. Георгия Хозевита , где, по преданию, некоторое время жила А. Обе пещеры называются скитом прав. Анны.

В К-поле известны неск. храмов, освященных во имя А., самым древним из к-рых является церковь в Девтероне, построенная, как сообщает Прокопий Кесарийский, имп. Юстинианом I ок. 550 г. (Procop. De aedificiis. I 3). Церковь пострадала во время землетрясения 16 мая 865 г. и была восстановлена имп. Василием I Македонянином (867-886); при вдове имп. Алексея I Комнина Ирине (нач. XII в.) эта церковь еще существовала (Janin. Églises et monastères. P. 35-37). Церковь в Дигистеях построена, по сообщению патриографов, св. Феодорой (842-856), супругой имп. Феофила, на месте, где ее лошадь дважды споткнулась по пути во Влахерну и обратно. В эпиграмме Антиохийского патриарха Феодора IV Вальсамона (XII в.) содержится упоминание о ц. во имя А. в мон-ре Пресв. Богородицы Одигитрии. В Палатии церковь была построена имп. Львом VI Мудрым (886-912) недалеко от дворца императрицы. В мон-ре Пресв. Богородицы в Пиги (см. ст. ) находилась часовня во имя Анны. Храм или часовня в Халкопратиях, по мнению Р. Жанена, могли находиться на территории храма Пресв. Богородицы (Ibid.). По сообщению Псевдо-Кодина (сер. XIV в.), Анна, супруга имп. Льва III Исавра (717-741), построила мон-рь во имя Анны, известный также как мон-рь Спуда (Preger T. Scriptores originum Constantinopolitanarum. Lpz., 1907, 1975r. Vol. 2. P. 251; Janin. P. 38).

Мощи А. и ее мафорий были перенесены в 710 г., при имп. Юстиниане II , из Иерусалима в К-поль (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 284). В средние века зап. паломники сообщали, что видели в мон-ре Ставровуни (Кипр) плечо и ладонь А. Части мощей А. находятся в мон-рях на Афоне: левая стопа А. была перенесена из скита прав. Анны близ мон-ря Хозива в Большой скит прав. Анны на Афоне. Правая стопа А. находится в мон-ре Кутлумуш , левая рука - в мон-ре Ставроникита . Частицы мощей А. хранятся в мон-рях и храмах Греции: вмч. Пантелеимона, Ксенофонта прп. мон-ре, Успения Пресв. Богородицы Макелларии близ Калавриты (п-ов Пелопоннес), Успения Пресв. Богородицы в Прастосе в Кинурии, в ц. св. Герасима в р-не Ано-Илисия в Афинах, в Иоанна Богослова мон-ре на Патмосе (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 143), а также в мон-ре св. Анны близ Ламии и в Иоанна Богослова мон-ре близ Суроти . Частица мощей И. находится в ц. Панагии Горгоэпикоос в Фессалонике.

Основным днем памяти И. и А. является 9 сент., попразднство Рождества Богородицы. Эта память указана в палестино-груз. календарях VII-X вв., отражающих древнюю минологическую традицию Иерусалимского Патриархата (Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 325-326; Марр И. Я. Описание груз. рукописей Синайского мон-ря. М.; Л., 1940. С. 143). Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.) и Типикону Великой ц. (IX-XI вв.), в этот день в К-поле совершалась торжественная служба в их честь в храме Пресв. Богородицы в Халкопратиях (SynCP. Col. 29; Mateos. Typicon. T. 1. P. 22). В труде мусульм. энциклопедиста аль-Бируни, ссылающегося на календарь правосл. общины Хорезма нач. XI в., память И. и А. указана 8 сент., причем Рождество Богородицы не отмечено (Al-Birouni Abou R î h â n. Les fêtes des Melchites et al. / Éd., trad. R. Griveau. P., 1914. P. 312. (PO; T. 10. Fasc. 4)). 9 дек., в день Зачатия Пресв. Богородицы, совершалась служба А. в посвященной ей церкви в к-польском квартале Эвурани (Mateos. Typicon. T. 1. P. 127) и в храме во имя А. в Халкопратиях (SynCP. Col. 291), а 25 июля, в праздник успения А.,- в ц. во имя А. в Девтероне (SynCP. Col. 841-842). В Минее из рукописи Sinait. iber. 56 под 25 июля отмечена память успения И. и А. (Garitte. P. 287; Марр. С. 91). В груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34) под 16 янв. обозначена память благовестия И. о рождении Пресв. Богородицы (Garitte. P. 132).

26 окт. 2008 г. частица мощей А. была привезена с Афона в храмовый комплекс Иверской иконы Божией Матери г. Днепропетровска, где она была помещена в ковчеге в нижнем приделе соборного храма во имя И. и А.

М. В. Печников

Почитание на Западе

Память И. и А. под 9 сент. впервые встречается в мраморном Неаполитанском календаре (1-я пол. IX в.), отчасти отражающем вост. литургическую практику. С XIV в. память А. появляется в дополнениях к Мартирологу Узуарда под 26 июля (PL. 124. Col. 299-302). Имя Анна упоминается в литаниях каноников базилики св. Петра в Риме (не ранее XII в.). Упоминания имени Анна в мосарабских литургических текстах не дают основания для утверждения о том, что речь идет о матери Пресв. Богородицы.Распространение культа А. во 2-й пол. XIII в. было связано с деятельностью францисканцев, исповедующих учение о непорочном зачатии Девы Марии. С 1-й пол. XIV в. известны ранние лат. гимны (в Бревиариях из Байё и Алансона - Charland. Les Trois légendes. 1898. Vol. 1. P. 360-361) и секвенции в честь А. (Ibid. P. 370-371). Папа Урбан VI в булле «Splendor aeternae gloriae» от 1382 г. учредил почитание А. 26 июля для всей Англии, что, вероятно, было приурочено к браку кор. Ричарда II с Анной Богемской. В Скандинавских странах отмечалось также 9 дек.- день Зачатия прав. А. Пресв. Богородицы. В XIV в. культ А. получил широкое распространение в Швеции благодаря деятельности св. Биргитты Шведской († 1373). Не позднее нач. XV в. в доминиканской среде был составлен 1-й известный рифмованный оффиций А. (Ibid. P. 351-352). В печатном Бревиарии, изданном в Венеции в 1522 г., сообщается, что папа Юлий II (1503-1513) учредил 20 марта особый день памяти И. Однако обе памяти (26 июля и 20 марта) были исключены сначала из Бревиария Киньонеса (1535), а затем из Бревиария папы Пия V (1568) по той причине, что тексты, сообщающие об И., были признаны апокрифическими. Только в 1584 г. папа Григорий XIII восстановил почитание И. 20 марта, а 26 июля отмечался день успения А.; эта память вошла в составленный по распоряжению Григория XIII кард. Цезарем Баронием Римский мартиролог (XVI в.) (MartRom. Comment. P. 104, 306). Полная служба праздника в честь И. 20 марта была составлена в 1622 г., при папе Григории XV , а в 1623 г. он придал празднику в честь А. статус двойного. В 1731 г. папа Климент XII по просьбе имп. Карла VI перенес празднование в честь И. на воскресенье (октаву) после Успения. В 1742 г. была сделана попытка объединить праздники в честь родителей Пресв. Девы. В 1879 г. Лев XIII (носивший до избрания имя Иоаким) поднял статус праздника в честь И. до двойного 2-го класса (duplex secundae classis), а в 1911 г. Пий X перенес празднование И. на 16 авг. Общий праздник в честь И. и А. (26 июля) стал отмечаться только после реформ II Ватиканского Собора. \tab

В эпоху раннего средневековья почитание И. и А. не получило широкого распространения, поскольку апокрифическое «Протоевангелие Иакова» не принималось уже блж. Иеронимом (Hieron. Adv. Helvid. I 8) и было впосл. включено в декрет запрещенных книг, приписываемый папе Геласию I (492-496). Первым агиографическим памятником на Западе, повествующим о рождении А. Девы Марии, можно считать поэму «История рождества и похвального жития непорочной Богородицы» (Historia nativitatis laudabilisque conversationis infactae Dei Genitricis // PL. 137. Col. 1065-1080) мон. Гросвиты (X в.). К апокрифическим преданиям об И. и А. обращался в проповедях и Фульберт Шартрский в X в. (PL. 141. Col. 320-325). В XIII-XVII вв., после эпохи крестовых походов, появляются посвященные И. и А. лат. агиографические произведения, в основе к-рых были сюжеты из «Протоевангелия Иакова» (BHL, N 483-493), в т. ч. сборники чудес (BHL, N 494-505). Самой распространенной версией стало повествование из «Золотой легенды» (XIII в.) Иакова из Варацце . Тогда же начали появляться литургические гимны в честь И. и А. Жития А. и посвященные ей панегирики создавались как на латыни, так и на местных языках. В кон. XV в. распространению культа А. на западе Германии способствовал аббат Иоганн Тритемий, который составил панегирик «Похвалы св. Анне» (De laudibus sanctissimae Annae - BHL, N 492), а также сборник ее чудес, особый розарий из 50 строф, оффиций и ряд гимнов и секвенций в ее честь. Из поэтических произведений известна лат. «Похвальная песнь св. Анне» (Carmen in laudem S. Annae) герм. гуманиста Рудольфа Агриколы (1485). В 1496 г. приор Румольд Лаубах велел высечь эту поэму на мраморных плитах и поместить их в церкви кармелитского мон-ря во Франкфурте-на-Майне. Мн. ремесленные цеха и купеческие корпорации избирали А. своей покровительницей. А. стала св. патронессой горняков в основанном в 1496 г. в Саксонии г. Аннаберге. Народные песни об А. получили распространение в Провансе и Бретани, а также на герм. землях. И. и А. были персонажами франц. мистерии «Страсти Иисуса Христа», впервые разыгранной в 1402 г. в Париже. В XVI-XVII вв. агиографические сочинения об А. издавались преимущественно во Франции (напр., кармелит Жан Тома из Сен-Сириля составил монументальный труд «Матерь почитаемая» (Mater honorificata, 1657), в котором в т. ч. собрал свидетельства отцов Церкви и ранних церковных писателей об А.).

Одним из регионов, где почитание А. появилось раньше всего, была Сев. Испания. Согласно выполненному, вероятно, при еп. Пелагии (1101-1130) описанию ковчега-реликвария (испан. Arca Santa) в Овьедо, среди святынь находилась частица мощей А. Изображения А. находятся на чеканных рельефах ковчега и среди росписей Пантеона королей в базилике св. Исидора в Леоне в составе композиций «Благовещение» и «Бегство в Египет» (Harris J. A. Redating the Arca Santa of Oviedo // The Art Bull. N. Y., 1995. Vol. 77. N 1. P. 90-91).

В 1199 г. архиеп. Гартвик доставил часть мощей А. в Бремен. В Германии особым почитанием пользовалась глава А., по преданию привезенная в XIII в. из Вифлеема и хранившаяся в коллегиальной ц. св. Стефана в Майнце. В 1501 г. реликвия была похищена и доставлена в г. Дюрен. Спор за обладание святыней, возникший между 2 городами, папа Римский Юлий II решил в пользу последнего (1506). С этого времени Дюрен стал крупным центром паломничества. Культ А. стремительно распространялся в Германии вплоть до Реформации. Впосл. почитание А. было преимущественно связано с культом Девы Марии, а также сосредоточилось в отдельных центрах - в Апте (Франция), Сент-Ан-д"Оре (Бретань), Сент-Ан-де-Бопре (Канада).

Одним из главных центров почитания А. на Западе стал г. Апт. Согласно местной легенде, сохранившейся в Бревиарии Аптского еп-ства (BHL, N 493), мощи А. были перенесены в Галлию в I-II вв. В 162 г., узнав о том, что имп. Марк Аврелий собирается разорить христ. общины в Галлии, еп. Авспиций спрятал мощи в подземной пещере; впосл. он претерпел мученическую кончину. Мощи А. были чудесным образом обретены при имп. Карле Великом, когда Реймсский архиеп. Турпин освятил новый кафедральный собор в Апте. В ризнице собора находился резной ларец из слоновой кости, в к-ром были обретены мощи А. На ларце было написано: «Это тело блаженной Анны, матери Девы Марии» (Hic est corpus beatae Annae, matris Virginis Mariae). Ларец изготовлен на Востоке или в араб. Испании в XI-XII вв. (Golvin L. Note sur quelques objets en ivoire d"origine musulmane // Rev. de l"Occident musulman et de la Méditerranée. Aix-en-Provence, 1973. Vol. 13/14. P. 427-436). Шелковая ткань, в к-рую была завернута святыня, изготовлена в кон. XI в. в Египте и, вероятно, вместе с мощами А. была привезена в Апт с Востока после 1-го крестового похода (1096-1099). В Аптском лекционарии (1664) сокрытие мощей А. связывалось с гонением имп. Траяна, упоминания об архиеп. Турпине отсутствуют. Согласно др. преданию, мощи А., к-рые хранились в Риме, были подарены 1-му Аптскому еп. Авспицию папой Климентом I. В поздних источниках обретение мощей А. датировано 790, 792 или 801 гг. Болландисты высказывали сомнения в истинности этих преданий, к-рые не подтверждаются более ранними источниками (ActaSS. Iul. T. 6. P. 254). В 1407 г. еп. Жан Фийе даровал отпущение грехов всем, кто окажут помощь в строительстве новой капеллы для хранения мощей А. В 1501 г. в Апте было основано братство св. А. В 1533 г. папа Климент VII даровал отпущение грехов тем, кто совершили паломничество к мощам А. Кор. Анна Австрийская в надежде на исцеление от бесплодия приобрела частицу мощей А. (1623). После рождения сына, буд. кор. Людовика XIV, королева совершила паломничество в Апт. На ее средства была построена новая капелла (1664) для хранения бюстов-реликвариев с мощами А., св. Авспиция и мч. Кастора. В 1879 г. собору в Апте был присвоен титул малой базилики. Частицы мощей А., в основном происходившие из Апта, находились в различных церквах Европы, США и Канады (Charland. Les Trois légendes. 1898. Vol. 1. P. 222-234).

В XVII в. центром почитания А. стала Бретань. В 1623-1625 гг. А. неоднократно являлась крестьянину Ивону Николазику из прихода Плюнре (еп-ство Ван), указала место, где была закопана ее древняя статуя, и повелела возвести капеллу в ее честь. После канонического расследования еп. Себастьен де Росмадек признал факт явления и разрешил построить капеллу, к-рая впосл. была передана кармелитам, основавшим там мон-рь. В 1639 г. кор. Людовик XIII и его супруга Анна Австрийская в благодарность за рождение сына прислали в мон-рь частицу мощей А., что способствовало увеличению числа паломников. Селение, возникшее при капелле и мон-ре, получило название Сент-Ан-д"Оре. В 1793 г. капелла была закрыта, монашеская община распущена, статуя А. сожжена. В 1802 г. по инициативе еп. Пьера Фердинана Боссе-Рокфора вновь открыт мон-рь. В 1822 г. была изготовлена новая статуя А., в ее основание вложен уцелевший фрагмент древней статуи. В 1858 г. Сент-Ан-д"Оре посетил имп. Наполеон III. В 1865-1877 гг. на месте капеллы была сооружена новая базилика в честь А. В 1914 г. А. была провозглашена покровительницей Бретани. Базилика была включена в маршрут традиц. паломничества к местам почитания 7 святых - покровителей Бретани (бретон. Tro Breizh). В 1996 г. паломничество в Сент-Ан-д"Оре совершил папа Римский Иоанн Павел II.

Благодаря переселенцам из Бретани А. стала почитаться в Канаде уже в XVII в. Капелла св. А. в сел. Пти-Кап была построена в 1658 г. франц. колонистами. По просьбе Франсуа де Лаваля, еп. Квебека, из Франции была прислана частица мощей А. (1670). В 1676 г. на месте капеллы была возведена каменная ц. во имя А. Благодаря деятельности кард. Э. А. Ташрё, архиеп. Квебекского (1871-1898), Сент-Ан-де-Бопре стала крупнейшей святыней Канады. В 1876 г. А. была объявлена покровительницей пров. Квебек, было основано периодическое изд. «Анналы благой св. Анны» (ныне «Вестник св. Анны» - «Revue de Ste. Anne») на франц. и англ. языках. В «Анналах...» публиковались в т. ч. свидетельства исцелений по молитве к А. В 1876 г. была освящена новая церковь, получившая в 1887 г. статус малой базилики. Существующая базилика была основана в 1923 г. (освящена в 1976). В 1960 г. папа Иоанн XXIII подарил храму часть мощей (кость руки) А., происходящую из г. Апт. В Сент-Ан-де-Бопре, где почитаются также статуя и источник св. А., функционирует крупный паломнический центр. Культ святой распространился в Канаде, США, а затем и в др. странах. Франкоязычный Квебек является главным хранителем традиций почитания А. в католич. мире.

Д. В. Зайцев, А. А. Королёв

Почитание в дохалкидонских Церквах

Сирийская яковитская Церковь следует визант. традиции почитания И. и А. в день попразднства Рождества Богородицы. Однако в позднесредневек. сир. Минологиях их память отмечалась в самый день праздника, к-рый приходился либо на 8, либо на 9 сент. (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1915. P. 86, 106, 124, 131. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В сир. Минологии 1547 г. из Халеба (Алеппо) встречается особая память И. 2 апр. (Ibid. P. 75; Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba // AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 160, 194).

В Коптской Церкви 11-го хатора (7 нояб.) празднуется успение А., 7-го пармуте (2 апр.) - успение И., 7-го месоре (31 июля) - благовестие И. о рождении Пресв. Богородицы. Под соответствующими числами имеются сказания в копто-араб. Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.) (SynAlex. Vol. 2. P. 278; Vol. 4. P. 290-291; Vol. 5. P. 708-709). В копто-араб. Минологиях при Евангелиях встречается также общая с Византийской Церковью память А. 1 месоре (25 июля) (Les Ménologes des Évangéliaires coptes-arabes / Éd., trad. F. Nau. P., 1915. P. 208 (not.). (PO; T. 10. Fasc. 2)).

В Эфиопской Церкви дни памяти И. и А. те же, что и в Коптской. Существует эфиоп. Житие А. (BHO, N 60; Legends of Our Lady Mary, the Perperual Virgin and Her Mother Hannâ / Transl. E. A. W. Budge. L., 1922. P. 1-53). Написанное на основании «Протоевангелия Иакова» в форме панегирика, оно предназначалось для уставного чтения седмичного богослужебного круга. В Житии содержится рассказ о чудесном зачатии Марии (на А. сошел голубь, и через 30 дней она зачала Пресв. Богородицу), возможно восходящий к лат. «Книге о Рождестве Святой Марии».

В Армянской Апостольской Церкви память И. и А. переходящая, празднуется во вторник 2-й седмицы после Успения Пресв. Богородицы, к-рое отмечается в воскресенье, ближайшее к 15 авг.

В Маронитской католической Церкви помимо традиц. даты 9 сент. память И. и А., согласно древнейшему календарю (1673), праздновалась также 20 нояб. (Al-Birouni Abou R î h â n. Les fêtes des Melchites et al. / Éd., trad. R. Griveau. P., 1914. P. 349. (PO; T. 10. Fasc. 4)).

С. A. Моисеева

Гимнография

«Введение во храм Пресв. Богородицы»см. ст. Введение во храм Пресв. Богородицы .

«Успение Анны». Иконописный подлинник под 25 июля содержит описание А., а не сцены ее успения: «…успение святыя Анны, матере Святыя Богородицы, риза багор, испод лазорь, рука молебна, в правой крест» (Большаков. С. 123). Сцена довольно редко встречается в составе минейных циклов, напр. в росписи ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320 г. Традиционно для композиций данного типа А. изображена лежащей на ложе, вокруг к-рого склонившиеся жен. фигуры.

Лит.: Lafontaine-Dosogne J. Iconographie de l"enfance de la Vierge dans l"Empire byzantin et en Occident. Brux., 1964-1965. Vol. 1-2; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986; Византия, Балканы, Русь. Иконы кон. XIII в.- 1-й пол. XV в.: Кат. выст. к XVIII Междунар. конгрессу византинистов. Авг.-сент. 1991 / ГТГ. М., 1991. Кат. № 75; LCI. Bd. 5. Sp. 168-190; Bd. 7. Sp. 60-66; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: Нек-рые вопросы Богородичной иконографии XII в. // ДРИ. М., 1995. [Вып.:] Балканы. Табл. X. С. 71, 75; Синай. Византия. Русь: Правосл. искусство с VI до нач. ХХ в.: Кат. выст. / Мон-рь Св. Екатерины на Синае, Фонд Св. Екатерины, ГЭ. Б. м., 2000. С. 62. B-25; София Премудрость Божия: Кат. выст. рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. Кат. 19. С. 92-93; Кат. 51. С. 162-163; Кат. 52. С. 164-165; Логвин Г. Н. Собор Святоï Софiï в Києвi. К., 2001. С. 117. Ил. 70, 205.

Э. В. Шевченко

На следующий день после праздника Рождества Пресвятой Богородицы Православная Церковь отмечает память родителей Девы Марии – святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Наименование “Богоотцы” они получили, потому что являются прямыми предками Господа Иисуса Христа.

Согласно Преданию, Иоаким и Анна были благочестивой четой царского рода, жили в Иерусалиме (по другой версии: в Назарете), но до преклонного возраста не имели детей. После того, как священник Иерусалимского Храма отказался принять у Иоакима жертву, супруги стали усиленно молиться о даровании чада. Господь откликнулся на их молитвы, и вскоре у Анны родилась дочь Мария. В трехлетнем возрасте Она была приведена в Храм, где воспитывалась до 12 лет.

Иоаким преставился через несколько лет после Введения Богородицы во Храм, в возрасте 80 лет, а Анна – еще через два года, которые она также провела при Храме, в возрасте 70 лет.

Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна поминаются на отпусте каждой церковной службы.

О чем молятся святым Иоакиму и Анне

  • Святым Иоакиму и Анне традиционно молятся о даровании детей.
  • О здравии.
  • О единстве и мире с супругом.

Молитвы святым Иоакиму и Анне

О, приснославнии Христовы праведницы, святии богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному Престолу Великого Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя Дщере вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему!
К вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенником, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас.

Также молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующи, от всяких напастей и бед и внезапные смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и такое в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Молитва вторая праведным Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Богородицы

О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

Молитва праведной Анне

О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: