Creativenn - Портал рукоделия

Ценностно-нормативный уровень религии представляет собой сложную совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей, которые содержатся в священных текстах и писаниях. Религиозные ценности занимают совершенно особое место в иерархии человеческих целей и ценностей, поскольку они определяют смысл и значение предельных состояний человеческого бытия, о которых говорилось ранее. Наряду с этим они включают в свое содержание моральные ценности и установки, как правило, аккумулирующие в себе выработанные веками нормы и правила человеческого общежития. Содержат они и гуманистическую ориентацию, призывающую к социальной справедливости и любви к ближнему, взаимной терпимости и уважению. Поэтому вполне естественно, что религиозные идеи и ценности способствуют социальной интеграции и стабильности общества.

Любая религиозная система подразумевает наличие Бога - некоей абсолютной истины, творца всего сущего; всеведущего высшего разума, управляющего миром; всеобщего мирового начала . Бог является главной религиозной ценностью и главной целью. От Бога исходят указание человеку стратегии поведения и контроль над ее исполнением и волеизъявление, которому человек должен покориться, а в случае непокорности будет наказан. Соответственно, обязанностями верующего является исполнение воли Бога, соответствие Божественным законам.

Все многообразие религиозных ценностей - в сущности своей есть то, что открыто человеку в качестве исходных посылок для приближения к Богу, следования воле Божьей и исполнения замысла Творца. Бог выступает как абсолют, а мораль - как одно из средств обретения человеком этого абсолюта. Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности и требования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека. Высшие ценности - это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие - такие, которые отвращают человека от Бога.

Религиозные ценности можно условно разделить на две группы: источники религиозной морали и собственно нормы религиозной морали и нравственности. К первой группе относятся Бог, закон Божий, церковь, Священные Писания и т.д. Также сюда можно отнести веру, свободу и прочее, т.к. они предполагают исполнение морально-нравственных обязанностей: следование долгу, ответственность и т.д. Религиозная мораль - это совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. По сути, она представляет собой регламентированные в писаниях парадигмы сознания, правила и образцы поведения, приближающие человека к Абсолюту.

Воплощаясь в жизнь, принципы религиозной морали становятся нормами поведения и восприятия мира. Так, известный психоаналитик Отто фон Кернберг выделяет следующие продукты ценностей зрелой религиозности:

Строгий запрет убийства, продолжающий и опирающийся на запрет отцеубийства и детоубийства;

Запрет инцеста в самом широком смысле. Он включает регулирование сексуальных отношений, охраняющее любовь и супружеские пары;

Уважение к правам других людей и терпимое отношение к неминуемым проявлениям примитивной агрессии, зависти, жадности и корыстолюбия;

Способность не стать рабом своих чувств;

Терпимость, доверие и надежда на "лучшее" и "хорошее", не закрывая при этом глаза на "злое", не отрицая его;

Доверие к высшей моральной власти или высшему моральному принципу, соответствующему общему идеалу человечества;

Работа и творчество (креативность) как вклад в создание "доброго" и "хорошего";

Развитие стремления вновь исправить нарушенное или разрушенное, стремление к реанимации;

Борьба против разрушения.

Сделаем попытку выделить особенности религиозной системы ценностей:

§ Всеобъемлемость. Религиозная система ценностей, наряду с ориентацией на высшие духовные материи, включает также и регуляцию «мирской» жизни.

§ Универсальность. Религия создает ценности, общеобязательные для всех людей независимо от их социального положения, материального достатка и прочих мирских характеристик. Кроме того, религиозные предписания распространяются на все сферы человеческой жизни.

§ Статус аксиом. Религиозные ценности не требуют доказательств, так как имеют Божественное происхождение.

§ Наличие конечной цели. Конечной целью в религиозной системе ценностей является Бог. Следовательно, выполнение правил религиозной морали осуществляется не ради самого выполнения, а ради удовлетворения Бога и, в конечном счете, приобщения к Нему.

§ Выход за рамки материальных нужд. Религия наделяет жизнь духовным смыслом, дарует высокое предназначение, утверждает стремление к вечному.

§ Градация ценностей. Религия устанавливает градацию ценностей, придает им святость и безусловность, что затем ведет к тому, что религия упорядочивает ценности по «вертикали» -- от земных и обыденных до божественных и небесных.

§ Тенденция к консервации ценностей и культурных традиций. Поскольку ценности, данные Богом, абсолютны и идеальны, то, следовательно, они не должны подвергаться изменениям.

§ Ответственность перед Богом. В отличие от других систем ценностей, в которых предполагается ответственность только перед собой и социумом, религиозная система оперирует понятием «грех» (грех рассматривается как нарушение предписываемых норм) и подразумевает наказание «свыше».

§ Возможность искупления греха раскаянием. Человек, нарушивший религиозную норму, имеет возможность реабилитироваться.

В данной статье мы публикуем послание Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором очень доступно и понятно объясняется позиция православной церкви в вопросах «традиционных ценностей» в современном обществе.

Человеческие ориентиры

Люди всегда ощущают потребность расставить ценност­ные приоритеты в своей жизни. Такие приоритеты дают челове­ку ориентиры, определяют векторы личностного развития, по­буждают стремиться к чему-то, достигать определенных целей. Поэтому от того, какие мировоззренческие принципы ставились во главу угла того или иного общества, зависело благополучие и личное, и общественное, зависел культурный и духовный потенциал целых наций и цивилизаций.

Словосочетание «традиционные ценности» стало техни­ческим термином. Сегодня под словосочетанием «тра­диционные ценности» понимаются разные вещи, в котором современное общество и церковь занимают абсолютно разные позиции.

Традиционные ценности с точки зрения церкви

В первую очередь, мне кажется, что ценности традици­онные - это те, что создаются традицией, и те, которые тради­цией сохраняются. И это не одно и то же.

К ценностям, кото­рые создаются традицией, несомненно относятся национальная культура, фольклор, обряды, обычаи, которые возникают в не­драх народной жизни под влиянием множества факторов, на­чиная с факторов мировоззренческих, включая опыт человека, и кончая влияниями внешней среды, такими, как ландшафт, климат и т.д. Вот такие ценности обретают статус ценностей именно потому, что они включаются в традицию. Традиция придает им смысл и значение, в первую очередь для следую­щих поколений. Она их авторизует и адресует следующим по­колениям, она их сохраняет, но она же их и создает - в том смысле, о котором я только что сказал.

Нравственные ценности

Но есть ценности, которые традиция создать не может, потому что они не проистекают напрямую из человеческого опыта. Более того, они нередко этому опыту противостоят, но с другой стороны, заключая в себе требования к человеку, эти ценности воспринимаются как нечто находящееся в согласии с человеческой совестью. Речь идет о нравственных ценностях, источником которых является Бог, а не человек.

Отличие традиционных ценностей от нравственных

Следует отличать ценности, придуманные человеком, от ценностей, которые открыл Господь. Первые являются отно­сительными, преходящими и зачастую меняются с ходом ис­тории и развитием законов человеческого общежития. Вторые вечны и неизменны, как вечен и неизменен Бог. Первые зачас­тую основаны на личных интересах человека и ставят целью достижение земного благополучия и получение сиюминутной выгоды. Вторые призывают презреть блага земной жизни ради высших целей и ценностей.

Иными словами, евангельское уче­ние заключает в себе такие ценности, усваивая которые, чело­век становится способным понять, почувствовать Божие при­сутствие в истории, в своей собственной жизни и принять в свое сердце Бога. Церковь всегда свидетельствовала о важнос­ти следования традиционным, богозаповеданным нравствен­ным идеалам, ибо именно они обеспечивают духовный имму­нитет, стойкость и жизнеспособность всего общества.

Образование и ценности

На нас, христианах, лежит особая ответственность за со­хранение и передачу духовных, нравственных ценностей бу­дущим поколениям, чтобы не разрушилось человеческое об­щество, чтобы не исчезла гармоническая красота человеческо­го бытия и всего космоса.

Огромную роль в этом процессе играет образование, тес­ным образом связанное с воспитанием. Школа не может быть отделена от духовной культуры народа. Это общеизвестная педагогическая аксиома. Именно так говорил об этом классик отечественной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский. Подразделяя школьные знания на приятные, полезные и необ­ходимые, он писал: «Такими необходимыми знаниями для каж­дого человека признаются: умение читать, писать и считать, знание оснований своей религии и знание своей родины» («О необходимости сделать русские школы русскими»).

За 2014 год в развитии православного образова­ния в Российской Федерации сделан важный шаг: во всех шко­лах, пока, правда, только в четвертых классах, родители полу­чили возможность избирать для изучения их детьми предмет «Основы православной культуры».

Детские сады и воскресные школы

К сожалению, в нашей стране количество православных детских садов растет не слишком динамично. В ряде епархий до сих пор нет ни одного подобного учреждения, хотя соответ­ствующее решение было принято еще на Архиерейском Собо­ре в далеком 1994 году. Вместе с тем православные детские сады за последние годы открыты во многих епархиях - осо­бенно хотел бы отметить Московскую, Кемеровскую, Белго­родскую, Смоленскую, Ставропольскую, Йошкар-Олинскую епархии, а также Нижегородскую и Тверскую митрополии.

Важное место в системе православного образования за­нимают воскресные школы. И если на занятиях по ОПК в госу­дарственной общеобразовательной школе ребенок может по­лучить лишь базовые культурологические сведения о Право­славии, то в воскресных школах и дети, и взрослые имеют воз­можность в полной мере узнать о вере и церковной жизни.

Отрадно видеть, что тезис о необходимости совместных действий, направленных на сохранение традиционных ценно­стей в современном мире, находит отклик у руководства наше­го государства. Слова Президента России в послании Федераль­ному Собранию о том, что государство должно всецело под­держивать институты, которые являются носителями традици­онных ценностей и исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение, в полной мере отно­сятся к Церкви.

Церковь готова и дальше участвовать в обновлении вос­питательного компонента общего образования и в создании соответствующей программы. Думаю, такая программа будет эффективна, если станет результатом общественного обсуж­дения с участием представителей традиционных религий на­шей страны.

Завершая свой обзор, хотел бы сказать следующее. Ду­ховное просвещение и воспитание - это важнейшая составля­ющая церковной миссии, которая является делом каждого из нас. Каждый из нас на месте своего служения в соответствии со словом Священного Писания призван «проповедовать Цар­ствие Божие и учить о Господе Иисусе Христе со всяким дерз­новением» (Деян. 28:31).

От души желаю всем вам крепости душевных и телесных сил и помощи Божией в предстоящих трудах.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Термин «культура» - латинского происхождения. Первоначально он означал «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более общее значение. Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и др.), и каждая дает ей свое определение. Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т. д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т. п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты его мыслительной (духовной) деятельности материализуются, превращаются в материальные объекты - вещи, технические средства, произведения искусства.

Духовная культура - своеобразная целостность искусства, науки, нравственности, религии. В истории формирования культуры имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как бы по двум направлениям - по вертикали и горизонтали. Первое направление накопления культурных ценностей (по вертикали) связано с передачей их от одного поколения другому, т. е. с преемственностью в культуре.

Наиболее устойчивая сторона культуры - культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Традиционными могут быть ценности, идеи, обычаи, обряды.

Вторая линия накопления культурных ценностей (по горизонтали) наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре. Она выражается в том, что в отличие от науки наследуются в качестве ценностей не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение.

Различные подходы к трактовке культуры:

  • Философско-антропологический: культура это выражение человеческой природы, совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку, как члену общества.
  • Философско-исторический: культура как возникновение и развитие человеческой истории, движение человека от природы, стада в историческое пространство, переход из «варварского» состояния в «цивилизованное».
  • Социологический: культура как фактор образования жизни какого-либо общества, культурные ценности создаются обществом и определяют его развитие.
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ:
  • познавательная – целостное представление о народе, стране, эпохе;
  • оценочная – отбор ценностей, обогащение традиций;
  • регулятивная или нормативная – система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);
  • информативная – передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;
  • коммуникативная – способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности, развитие и совершенствование личности через общение;
  • социализация – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным слоям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

В творчестве культуры органически слито с уникальностью. Каждая культурная ценность неповторима, будь то художественное произведение, изобретение, научное открытие и т. д. Тиражирование в той или иной форме уже известного - это распространение, а не создание культуры.

«Массовая культура» сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео– и компьютерная техника способствовали ее распространению. В западной социологии «массовая культура» рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии и т. п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки.

«Массовую культуру» называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «анти-усталости», кичем (от немецкого жаргонизма «халтура»), полукультурой. В 80-х гг. термин «массовая культура» стали употреблять реже, поскольку он скомпрометирован тем, что использовался исключительно в отрицательном смысле. В наши дни его заменило понятие «популярная культура», или «поп-культура». Характеризуя ее, американский филолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована вам, людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства». Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность. «Массовой», или «поп-культуре», часто противопоставляют «элитарную», сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятия культуру. К ней обычно относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, Базена, Воннегута, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков. Но массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять.

В последнее время ученые заговорили о появлении «экранной культуры», что связано с компьютерной революцией. «Экранная культура» складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план. Появляется новый тип общения, основанный на возможностях свободного выхода личности в мир информации. Таковы, например, видеотелефоны или электронные банки и компьютерные сети, позволяющие получать на экране компьютеров информацию из архивов, книгохранилищ, библиотек. Благодаря использованию компьютерной графики удается увеличить скорость и улучшить качество получаемой информации. Компьютерная «страница» несет с собой новый тип мышления и образования с характерными для него быстротой, гибкостью, реактивность Многие сегодня считают, что именно «экранной культуре» принадлежит будущее.

В условиях интернационализации обостряются проблемы сохранения культуры малочисленных народов. Так, у некоторых народностей Севера нет своей письменности, а устный язык быстро забывается в процессе постоянного общения с другими народами. Подобные проблемы можно разрешить лишь благодаря диалогу культур, но при условии, что это должен быть диалог «равных и разных». Положительным примером может служить существование в Швейцарии нескольких государственных языков. Здесь созданы равные возможности для развития культур всех народов. Диалог предполагает также взаимопроникновение, взаимообогащение культур. Не случайно культурный обмен (выставки, концерты, фестивали и т. д.) стал доброй традицией в жизни современной цивилизации. В результате диалога создаются общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы, и в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь.

Уровень развития духовной культуры измеряется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной освоения людьми, каждым человеком. Оценивая уровень духовного прогресса в той или иной стране, важно знать, сколько научно-исследовательских институтов, университетов, театров, библиотек, музеев, заповедников, консерваторий, школ и т. д. имеется в ней. Но одних количественных показателей для общей оценки мало. Важно принять во внимание и качество духовной продукции - научных открытий, книг, образования, кинофильмов, спектаклей, картин, музыкальных произведений. Цель культуры - формировать способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к самым высоким достижениям культуры. Значит, необходимо учитывать не только то, что создано в культуре, но и то, как этими достижениями пользуются люди. Вот почему важным критерием культурного прогресса общества является степень достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ:

  • Витальные – жизнь, здоровье, физическое и духовное благосостояние, качество жизни.
  • Социальные – социальное положение и благополучие, социальное равенство, личная независимость, профессионализм, комфортная работа.
  • Политические – свобода слова, гражданские свободы, правопорядок, законность, безопасность.
  • Моральные – добро, честность, долг, бескорыстие, порядочность, верность, любовь, дружба, справедливость.
  • Религиозные – Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.
  • Эстетические – красота, стиль, гармония, следование традициям, культурная самобытность.

Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. Положение в культуре нашего отечества оценивается как крайне тяжелое и даже катастрофическое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье - причина многих бед в экономике, природопользовании. Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия - злая поросль на почве бездуховности. Некультурный врач безразличен к страданиям больного, некультурный человек равнодушен к творческим поискам художника, некультурный строитель строит пивной ларек на месте храма, некультурный земледелец уродует землю... Вместо родной речи, богатой пословицами и поговорками,- язык, засоренный иноземными словами, блатными словечками, а то и нецензурной бранью. Сегодня под угрозой разрушения то, что столетиями создавали интеллект, дух, талант нации - разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства. Опасность для настоящего и будущего страны представляет бедственное положение науки и образования.

Проблема защиты и сохранения культурного наследия прошлого, вобравшего в себя общечеловеческие ценности,- проблема общепланетарная. Исторические памятники культуры гибнут и от неумолимого разрушительного воздействия природных факторов: естественных - солнца, ветра, мороза, влаги и «неестественных» - вредных примесей в атмосфере, кислотных дождей и т. п. Гибнут они и от паломничества туристов и экскурсантов, когда трудно сохранить культурное сокровище в первозданном виде. Ведь, скажем, Эрмитаж в Санкт-Петербурге при закладке не был рассчитан на посещение его миллионами людей в год, а в Ново-Афонской пещере из-за обилия туристов изменился внутренний микроклимат, что тоже угрожает ее дальнейшему существованию.

Науку в целом можно рассматривать с трех точек зрения:

  • как особую систему знаний;
  • как систему специфических организаций и учреждений с работающими в них людьми (например, отраслевые научно-исследовательские институты, Академия наук, вузы), вырабатывающими, хранящими и распространяющими эти знания;
  • как особый вид деятельности - систему научных исследований, опытно-конструкторские изыскания.

Особенность научных знаний заключается в глубоком проникновении в суть явлений, в их теоретическом характере. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность - общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Со временем некоторые научные познания переходят в область практики. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, т. е. в широком смысле ее теоретическое отражение. Язык науки существенно отличается от языка других форм культуры, искусства большей четкостью и строгостью. Наука - это мышление в понятиях, а искусство - в художественных образах. На разных этапах развития общества научные знания выполняли различные функции: познавательно-объяснительная, мировоззренческая, прогностическая.

Со временем промышленники и ученые увидели в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства. Осознание этого факта резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой ее решающего поворота в сторону практики. С революционизирующим влиянием науки на сферу материального производства вы уже познакомились. Сегодня у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна функция - она начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления им. Наиболее ярко данная функция проявляется в ситуациях, когда методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития, например, таких, как программа экономической и политической интеграции стран - членов ЕЭС.

В науке, как и в любой области человеческой жизнедеятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических (нравственных) норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы можно разделить на три группы. К первой относятся общечеловеческие требования и запреты, такие, как «не укради», «не лги», приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности.

Ко второй группе относятся этические нормы, которые служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Примером таких норм является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широко известно изречение Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже», смысл которого заключается в том, что в стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными ненаучными соображениями.

К третьей группе относятся нравственные правила, которые касаются взаимоотношения науки и ученого с обществом. Этот круг этических норм часто обозначают как проблему свободы научного поиска и социальной ответственности ученого.

Проблема социальной ответственности ученого имеет глубокие исторические корни. Среди областей научного знания специфическое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека. Неоспоримые достижения этих наук сочетаются с растущей для человечества опасностью непродуманного или злонамеренного использования их методов и открытий, способных привести к появлению так называемых организмов-мутантов с совершенно новыми наследственными признаками, ранее не встречавшимися на Земле и не обусловленными эволюцией человека.

Развитие генной инженерии и близких к ней областей знания потребовало иначе осмыслить связь свободы и ответственности в деятельности ученых. На протяжении веков многим из них не только словом, но и делом приходилось утверждать и отстаивать принципы свободного научного поиска перед лицом невежества, фанатизма, суеверий. Сегодня идея неограниченной свободы исследований, которая была, безусловно, прогрессивной прежде, уже не может приниматься безоговорочно, без учета социальной ответственности. Ведь есть ответственная свобода и есть принципиально отличная от нее свободная безответственность, чреватая при современных и будущих возможностях науки весьма тяжелыми последствиями для человека и человечества.

Основные компоненты мировоззрения:

  • познавательный – включает в себя знания, научное познание, стили мышления сообщества, народа;
  • ценностно-нормативный – идеалы, убеждения, верования, нормы;
  • эмоционально-волевой – социально-психологические установки индивида и общества, превращение в личные взгляды, убеждения, ценности, знания, нормы сообщества, народа;
  • практическая – актуализация обобщенных знаний, ценностей, идеалов и норм, готовность человека к определенному типу поведения.

«Всякое переустройство общества всегда связано с переустройством школы. Требуются новые люди, силы - их должна подготовить школа. Где общественная жизнь приняла определенную форму, там и школа соответственно установилась и вполне отвечает настроениям общества». Написанные во второй половине XIX в., эти слова актуальны и поныне.

На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации - усвоения им социального опыта прошлых и современных ему поколений. Этот процесс осуществляется двумя путями: в ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни и в результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества, в процессе воспитания и прежде всего через ту систему образования, которая сложилась в обществе и отвечает его потребностям. Но общество неоднородно: каждый класс, социальная группа, нация имеют свое представление о содержании образования.

Основные направления реформирования образования:

  • демократизация: расширение прав и свобод образовательных учреждений, открытость обсуждения и принятия решений;
  • гуманитаризация: повышение роли гуманитарных знаний в подготовке специалистов, увеличение количества специалистов в области гуманитарных наук;
  • гуманизация: внимание общества к личности, ее психологии, интересам и запросам;
  • компьтеризация: использование новых современных технологий обучения;
  • интернационализация: создание единой системы образования на национальном и мировом уровнях.

В современном мире существует огромное количество разнообразных типов школ и других учебных заведений: квакерские школы в Англии, дающие религиозно-пацифистское образование, общеобразовательные школы и профессионально-технические учебные заведения в странах СНГ, духовные семинарии во всех христианских странах, медресе в мусульманских государствах Востока, университеты, колледжи, технические школы. Но в этом чрезвычайно пестром многообразии систем и видов образования можно проследить общие направления его развития в современном мире.

Религия - это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы. Вера, по словам Евангелия,- есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Она чужда всякой логике, и поэтому ей не страшны обоснования атеистами того, что Бога нет, и не нужны логические подтверждения того, что Он есть. Апостол Павел говорил: «Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией». Особенности религиозной веры. Первым ее элементом является вера в само существование Бога как творца всего существующего, управителя всеми делами, поступками, помысла людей. Согласно современным религиозным учениям, человек наделен Богом свободой воли, обладает свободой выбора и в силу этого сам отвечает за свои поступки и за будущее своей души.

Ступени развития религии:

  • естественная религия: находит своих богов в природных условиях;
  • религия закона: представление о всемогущем Боге-господине, повиновение божественным заповедям;
  • религия искупления: вера в милосердную любовь и милость Бога, освобождение от грехов.
Структура религии:
  • религиозное сознание;
  • религиозная вера;
  • религиозные представления;
  • религиозная деятельность;
  • религиозные общины, конфессии, церкви.
Религиозное сознание:
  • религиозная психология, которая включает в себя: чувства и настроения, привычки и традиции, религиозные представления;
  • религиозные представления, которые включают в себя: теологию(теория Бога), космологию (теория мира), антропологию (теория человека).
Антропологические основания религии:
  • онтологические (онтология – философское учение о бытии) – это отношение смертного человека к вечности, вера в личное бессмертие, предположение о посмертном существовании души;
  • гносеологические (гносеология теория познания) – это познавательное отношение человека к Бесконечности, противоречие между абстрактной возможностью познать мир как целое и реальной невозможностью такого познания, только религия объясняет мир как целое от его начала до «конца времени» религиозное мировоззрение является целостным мировоззрением;
  • социологические – это отношение к реальным условиям человеческой жизни в прошедшем, настоящем и будущем, желание человека справедливо организованного мира;
  • психологические – это чувство страха, одиночества, неуверенности, стремление быть суверенным, самодостаточным, быть понятым, причастным к миру других людей, утвердить себя, найти второе «я», разрешение проблемы понимания в сфере религиозного сознания, надежда на Бога.
Функции религии:
  • мировоззренческая – это религиозное миропонимание, объяснение мира, природы, человека, смысла его существования, миросозерцания;
  • компенсатеорская – это социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, страдании, людская разобщенность заменяется братством в общине, бессилие человека компенсируется всесилием Бога;
  • регулятивная – это регулятор поведения людей, упорядочивает мысли, устремления и действия человека, групп, общин с помощью определенных ценностей, идей, установок, традиций;
  • культурнотранслирующая – это приобщение человека к культурным ценностям и традициям религиозной культуры, развитие письменности, книгопечатания, искусства, передача накопленного наследия от поколения к поколению.

Идея существования Бога - центральный момент религиозной веры, однако не исчерпывает ее. Так, религиозная вера включает в себя: нормы морали, нормы нравственности, которые объявлены происходящими от божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается; определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или происшедшими непосредственно в результате божественного откровения, или как результат вдохновленной Богом деятельности законодателей, как правило, царей и иных правителей; веру в боговдохновленность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т. п.; так, в католицизме принято считать, что глава католической церкви - папа римский - является наместником (представителем) Бога на земле; веру в спасительную силу для души человека тех ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, обрезание плоти, молитва, пост, богослужение и т. п.); веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной веры.

В мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Это и различные формы политеизма (многобожия), традиции которых идут от первобытных религий (веры в духов, поклонения растениям, животным, душам умерших). С ними соседствуют разные формы монотеизма (единобожия). Здесь и национальные религии - конфуцианство (Китай), иудаизм (Израиль) и т. д., и мировые религии, сформировавшиеся в эпоху возникновения империй и нашедшие себе приверженцев среди народов, говорящих на разных языках,- буддизм, христианство, ислам. Именно мировые религии оказывают наибольшее влияние на развитие современных цивилизаций.

Буддизм - самая ранняя по времени появления мировая религия. Наиболее широкое распространение она получила в Азии. Центральную область буддийского учения составляет нравственность, нормы поведения человека. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Элементарные, обязательные для всех заповеди сводятся к пяти: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправду, не пить вина. Но для тех, кто стремится достичь совершенства, эти пять заповедей-запретов развиваются в целую систему гораздо более строгих предписаний. Запрещение убийства доводится до того, что не допускается умерщвление даже едва заметных для глаза насекомых. Запрет брать чужую собственность заменяется требованием отказа от всякой собственности вообще. Одна из важнейших заповедей буддизма - любовь и милосердие ко всем живым существам. Причем буддизм предписывает не делать различий между ними и относиться равно благожелательно и сочувственно к добрым и злым, к людям и животным. Последователь Будды не должен платить злом за зло, ибо в противном случае не только не уничтожаются, а, наоборот, возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защищать других от насилия и наказывать за убийство. Последователь Будды должен спокойно, терпеливо относиться к злу, уклоняясь лишь от участия в нем.

Христианство - вторая по времени возникновения мировая религия. Ныне это самая распространенная на Земле религия, насчитывающая свыше 1024 млн. приверженцев в Европе и Америке. Нравственные правила христианства изложены в заповедях Моисея: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «почитай мать и отца твоих», «не делай себе кумира», «не произноси имени господа Бога всуе»...Центральными в христианстве являются идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид безгранична. «Любите врагов ваших,- учит Иисус.- Благословляйте проклинающих вас, благодарите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас».

Ислам (мусульманство) - самая поздняя по времени возникновения мировая религия. На Земле насчитывается около миллиарда ее приверженцев. Наибольшее распространение ислам получил в Северной Африке, Юго-Западной и Южной Азии. «Ислам» в переводе на русский язык означает «покорность». Человек, по Корану, существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, ислам предписывает такую же покорность и земным властям. Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она энергично вмешивается во все сферы жизни людей. Личная, семейная, общественная жизнь верующих мусульман, политика, правовые отношения, суд - все должно подчиняться религиозным законам.

В связи с этим сегодня все чаще говорят о процессах «исламизации», под которой подразумевают, во-первых, содержание политических программ, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран мусульманского мира (в Пакистане, Иране, Ливии). Хотя воплощение их может быть разным, тем не менее все они объявляют своей целью построение «исламского общества», в котором экономическая, социальная и политическая жизнь будет определяться нормами ислама.

Во-вторых, «исламизацией» называют продолжающееся распространение этой сравнительно молодой религии в ряде районов Азии, Африки, Индии, Дальнего Востока. Процесс «исламизации» очень противоречив. С одной стороны, он отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой - реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые беды.

Воздействие религии на личность противоречиво: с одной стороны, она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре, а с другой - проповедует (по крайней мере это делают многие религиозные общины) покорность и смирение, отказ от активных действий даже тогда, когда они имеют целью благо людей. В отдельных случаях (как в ситуации с сикхами) она способствует агрессивности верующих, их разъединению и даже противоборству. Если мы не можем дать общую формулу, позволяющую нам оценить, прогрессивной или реакционной является та или иная позиция по отношению к религиозной вере, то некоторые общие положения, касающиеся взаимоотношений между верующими, между верующими и атеистами, все же имеются.

Они существуют как нравственные, юридические (правовые) отношения. Прежде в уважении к другому человеку, к другим людям, даже если они верят в другого Бога (или богов), по-иному верят в того же Бога, если не верят в Бога, не отправляют религиозные обряды вообще. Верить или не верить в Бога, отправлять религиозные обряды или нет - частное дело каждого человека. И ни один государственный орган, ни одно государственное учреждение, ни одна общественная организация не вправе привлечь кого-либо к ответственности - уголовной или гражданской - за его веру или неверие. Это не означает, что государство и общество равнодушны к любой религиозной деятельности.

Есть религии, которые требуют человеческих жертвоприношений, обряды которых физически и духовно уродуют людей, возбуждают толпы и направляют их на погромы, убийства, бесчинства. Разумеется, государство, закон, общественное мнение против этого. Но ведь это не сама религия, не сама вера, а деятельность вредоносная и противоправная. И борьба государства с этой деятельностью отнюдь не означает нарушения им принципа свободы совести.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность включает в себя душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.

Отмечается, что духовное - это характеристика и практики, а не только сознания. Человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен. В основе духовной жизни - сознание. Некоторое представление о нем вы уже имеете. Напомним: сознание - эта такая форма психической деятельности и духовной жизни, благодаря которой человек осмысливает, понимает окружающий его мир и свое собственное место в этом мире, формирует свое отношение к миру, определяет свою деятельность в нем. История человеческой культуры - это история человеческого разума.

Исторический опыт поколений воплощен в созданных культурных ценностях. При общении человека с ценностями прошлого культура человеческого рода как бы переливается в духовный мир личности, способствуя ее интеллектуальному и нравственному развитию. К духовной жизни, к жизни человеческой мысли относят, как правило, знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна также без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь.

Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек - необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества. Свободно и непринужденно чувствует себя в современной культуре тот, кто с малых лет учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общежития. Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию культурных ценностей и развитию собственных способностей. Способность к саморазвитию и самосовершенствованию - принципиальное отличие человека от всех других живых существ.

Этический (обычай, нравственный характер) – значит поступать всегда в соответствии с нравственным законом, который должен быть основой поведения всех.

Религиозный (благочестие, набожность) – в жизни доминирует вера, а не разум, самоотверженное служение Богу, выполнение божественных заповедей. Принять волю Отца Небесного и строить свою жизнь в соответствии с ней.

Гуманистический (человечность) – это стремление к совершенствованию, самовыражению, самоутверждение личности, гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей, чувства и разума, развитие человеческой культуры и нравственности.

Критерии духовной культуры личности.

  • Активное творческое отношение к жизни.
  • Готовность к самоотдаче и саморазвитию.
  • Постоянное обогащение своего духовного мира.
  • Избирательное отношение к источникам информации.
  • Система ценностных ориентаций.

Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в исключительно противоречивых условиях человек может лишь в том случае, если он сформировался как личность. Быть личностью - значит иметь способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять многим отрицательным воздействиям. Чем сложнее мир и богаче палитра вариантов жизненных устремлений, тем актуальнее проблема свободы выбора собственной жизненной позиции. Взаимоотношения человека и окружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно менялись, но сохранялось главное - взаимозависимость общечеловеческой, национальной культуры и культуры отдельной личности. Ведь человек выступает как носитель общей культуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а общечеловеческая культура - как непременное условие становления и развития духовной культуры личности.

В процессе познания формируется и такое качество внутреннего мира человека, как интеллект. Слово это латинского происхождения, означает познание, понимание, рассудок. Но это такая способность человека, которая отличается от его чувств (эмоций), воли, воображения и ряда других. Интеллект прежде всего наиболее близок понятию «ум» - способности человека понять что-либо, найти смысл каких-либо вещей, явлений, процессов, их причины, сущность, место в окружающем мире. Интеллектуальный потенциал человека связан с той культурой, на которой он строит свою деятельность, которой овладел и которая проникла в его внутренний мир. Интеллект - это способность человека получить новую информацию на основе той, которая у него имелась на том или ином этапе процесса познания, путем рассуждений, выводов, доказательств.

Духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции - субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя и радости, любви и ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной «цвет», выражают отношение человека к ним. Духовный мир человека не может существовать без эмоций, человек не бесстрастный робот, перерабатывающий информацию, а личность, способная не только обладать «спокойными» чувствами, но в которой могут бушевать страсти - чувства исключительной силы, стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на реализацию определенной цели. Страсти ведут личность иногда на величайшие подвиги во имя счастья людей, а иногда и на преступления. Человек должен уметь управлять своими чувствами. Для управления как этими сторонами духовной жизни, так и всей деятельностью человека в ходе его развития вырабатывается воля. Воля - это сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий для достижения поставленной цели.

Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре, традиционно понимаемой как вместилище общечеловеческих ценностей, выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле. И в этом направлении планетарный разум делает первые, но вполне ощутимые шаги от идеи нравственной ответственности науки к идее соединения политики и нравственности.

Необходимо объяснять различия и взаимосвязь духовной и материальной культуры.

Обосновать свою точку зрения на появление субкультуры, массовой и элитарной культуры, контркультуры.

Обратитесь к материалам истории, которые рассматривают вопросы культуры, а также к учебному курсу МХК.

Попытайтесь определить состояние духовной культуры Вашей страны.

Обратите внимание на достижения науки и техники, которые есть в мире и Вашей стране.

Попытайтесь определить особенности образования в мире, в России, в Вашей стране.

Определяя роль религии, рассматривайте проблему как диалог и сотрудничество верующих и неверующих, ибо основа этого процесса - свобода вероисповедания.


Для выполнения заданий по Теме 8 Вам необходимо:

1. ЗНАТЬ ТЕРМИНЫ:
Духовная культура, народная культура, массовая культура, элитарная культура.

2. ОПИСЫВАТЬ:
Религию как феномен культуры, образование в современном обществе.

3. ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ:
Многообразие культурной жизни, науку как систему знаний и вид духовного производства, научную картину мира, сущность искусства, его происхождение и формы.


Православие и демократия - не антиподы, - сказал президент международного общественного фонда единства православных народов профессор В.А. Алексеев, выступая на конференции в Варне.

Проблемы, ждущие решений

В середине февраля группа парламентариев из разных стран, представители государственных структур, общественных организаций, политологов, ученых, журналистов прибыли в болгарский город Варну на конференцию. Тема, которую предстояло обсудить на международном форуме, звучала так:

«Традиционные ценности и демократические свободы в современном мире». Проблема эта настолько широка и многообразна, а главное, чрезвычайно актуальна для нашего времени, что, естественно, вызывала немалый интерес и у участников конференции, и у работников средств массовой информации. А если учесть, что на ней собственное видение проблемы должны были высказать представители более чем двадцати стран мира, то интерес этот возрастал еще больше.

«Традиционные ценности» и «демократические свободы» в современном мире... Кому-то два этих понятия могут показаться не просто диаметрально противоположными по сути, но даже и взаимоисключающими. Можно ли совместить их воедино, скажем, в масштабе целого государства или хотя бы в каком-то небольшом административном образовании одной страны, не ущемляя при этом ни одно из них: придавая большое значение традиции, не ограничивать демократические свободы, и наоборот, в погоне за либеральными ценностями забыть о всем том хорошем, что народ создавал и бережно хранил веками.

Наверное, в мире очень трудно найти государство, где бы эти два понятия гармонично сосуществовали. По крайней мере, мне такое вспомнить не удалось. Более трех часов, в течение которых самолет преодолевал расстояние от Москвы до Варны, я перебирал в памяти множество вариантов, но ни один из них так и не подошел. Как правило, в каждом государстве присутствует крен или в одну, или в другую сторону. Середины не дано. Но, как часто отмечают многие издания под некоторыми материалами: «Мнение автора может не совпадать с мнением редакции», так и в данном случае -мнение участников конференции, которые летели в Болгарию, не обязательно должно соответствовать моему личному мнению. И поэтому я и мои коллеги-журналисты с нетерпением ждали, как же ответят участники конференции на заявленные в программе форума вопросы.

Скажу сразу: наши надежды оправдались с первых же минут работы конференции. Правда, и до этого у меня не было сомнений в том, что так и будет. Ведь данный форум в Варне устраивал Международный общественный фонд единства православных народов. Наши читатели хорошо знают о нем. Подготовка и проведение ежегодных международных конференций - одно из направлений его многообразной деятельности. Отмечу и тот факт, что, устраивая подобные форумы, Фонд единства православных народов выбирает для обсуждения такие проблемы, которые актуальны в мире именно в настоящий момент, как говорится, здесь и сейчас.

Судите сами: несколько лет назад, когда напряжение между Палестинской автономией и Израилем достигло своего высочайшего накала, в городе Вифлееме прошла международная конференция, которая была призвана помочь в решении проблемы безопасности в данном регионе. Ее название говорит само за себя: «Роль традиционных религий в поиске мирных решений и ответов на вызовы глобальных и региональных угроз и конфликтов». Этот авторитетный форум организовал Международный фонд единства православных народов совместно с Администрацией Президента Палестинской национальной автономии при участии" Иерусалимской Православной Церкви.

Год назад международная конференция Фонда на тему «Евроинтеграция и проблемы идентичности народов» проходила в Требинье - городе, расположенном в Республике Сербской, что для этого государственного образования на территории Боснии и Герцеговины в тот момент было чрезвычайно актуально.

Нынешний форум - из тех, которые проводит Фонд в разных странах в рамках программы укрепления духовного единства и сотрудничества политических, общественных и религиозных деятелей разных государств, -девятнадцатый по счету. Ранее подобные конференции проходили в Ливане, Армении, Черногории, Белоруссии, Сербии, Чехии, Иордании, Грузии, Словакии, Латвии, Украине, Молдавии, Палестине, Эстонии, Хорватии и других странах.

Конференция организована при участии Болгарской Православной Церкви и мэрии города Варны. Среди ее участников - депутаты, члены правительств, православные архиереи и клирики, политические и общественные деятели, ученые, журналисты. Форум объединил под одними сводами посланцев Армении, Белоруссии, Болгарии, Боснии и Герцоговины, Грузии, Зимбабве, Латвии, Ливана, Македонии, Молдавии, Палестины, Польши, России, Румынии, Сербии, Украины, Черногории, Хорватии, Чехии, Эстонии. Здесь собрались представители Александрийской, Русской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Польской Православных Церквей и Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Для участия в конференции прибыли Предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии Блаженнейший Митрополит Христофор, митрополит Зимбабвийский и Ангольский Серафим (Александрийский Патриархат), епископ Нишский Йован (Сербская Православная Церковь).

Святыни Варны

Прежде чем начались заседания, состоялась неформальная встреча участников международной конференции с Высокопреосвященнейшим Кириллом, митрополитом Варненским и Великопреславским. Как радушный хозяин, архипастырь показал гостям все самое лучшее, что есть в Варне, - ее православные святыни. Знакомство началось с главного храма города - кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы. Этот храм -украшение города. Владыка Кирилл рассказал его историю, которая тесно связана с Россией.

Сразу после освобождения от турецкого ига на созванном 9 ноября 1879 года церковном собрании была создана комиссия, ответственная за строительство новой православной церкви. Первый камень в основание будущего храма был заложен на следующий год - 22 августа 1880 года, после торжественного молебна.

Название - в честь Успения Пресвятой Богородицы - храму было дано в память о русской императрице Марии Александровне, благодетельнице болгар. «Выбранное для храма место занимает весьма обширную площадь, что позволяет разбить возле храма и сквер. Эта площадь возвышается над Варной, отсюда хорошо виден весь город, железнодорожная станция, многие деревни, пристань и безбрежное Черное море...» - гласят документы того времени.

Строительство храма продолжалось в течение шести лет. Главный алтарь посвящен Успению Пресвятой Богородицы, северный - благоверному князю Александру Невскому, южный -святителю Николаю Чудотворцу. Первая Божественная литургия была совершена здесь 30 августа 1886 года. В 1901 году в дар кафедральному собору от русского царя Николая II из России были привезены 42 маленькие и три большие иконы, а в 1904-м - еще восемь икон. Пол застелили цветной керамической плиткой. В 60-х годах XX века создаются витражи. На больших окнах изображены святые Кирилл и Мефодий, а также святой Климент и святой Ангеларий.

Церковь Святой Параскевы-Пятницы, как называют ее болгары - «Свети Петка», - куда повел митрополит Кирилл гостей из разных стран, необыкновенно уютная и, как говорят сами варненцы, очень добрая. Недаром многие поколения местных жителей венчаются и крестят своих детей именно здесь. Конечно же, чтобы почувствовать молитвенный дух каждого православного храма, надо помолиться в нем, приложиться к его святыням, затеплить свечу перед его образами. Но поскольку сейчас мы не имеем такой возможности, постараемся хотя бы кратко рассказать ее историю.

Строительство дома Божия началось в 1901-м, а закончилось в 1906 году. В отличие от большинства варненских церквей, Святая Пятница не была разрушена.

Расписали церковь лишь в 1973 году. Над образами святых больше года трудились художники Димитр Бакалский и Сергей Ростовцев.

И так же, как святая Петка, которая прославилась особым милосердием к больным и страждущим, храм, носящий ее имя, славен такой же добродетелью: до 1945 года в пристройке рядом с церковью размещалась столовая для бедных. Горячую пищу здесь могли получить дети-сироты и семьи беженцев.

В стороне от центра города, как бы скрываясь от суеты улиц за высокими деревьями, расположилась скромная церковь Архангела Михаила. Именно этот храм стал первым православным болгарским храмом в Варне. И это был храм, где люди не только впитывали в свои души слово Божие, здесь они имели возможность изучать свой родной язык - при храме действовало церковное училище, которое стало фактически культурным и духовным центром для болгар.

А встречает всех входящих на территорию храма скромная, но очень выразительная скульптура: русский солдат и болгарская девочка, которая протягивает воину-освободителю букет цветов. Это знак благодарности брату-единоверцу, православному воину, принесшему желанную свободу от тяжкого ига.

Православие – хранитель традиционных ценностей

После прогулки по городу участники конференции поспешили в общину (мэрию) города Варны. Здесь и проходило торжественное открытие международного форума.

На первом заседании были оглашены послания, направленные в адрес международной конференции. Их прислали: Председатель Парламента Республики Болгария Ц. Цаче-ва; Председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации В. И. Матвиенко; Председатель Государственной думы России С. Е. Нарышкин; Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II; Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II; Святейший Патриарх Сербский Ириней; заместитель Генерального секретаря Межпарламентской Ассамблеи Православия А. Нерантзис и многие другие.

Приветствие председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона зачитал секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев. В приветствии, в частности, говорится: «Система нравственных координат устроения жизни общества является цивилизационной основой любого человеческого общежития, как древнего, так и современного. Ценности, лежащие в основе многих культур и народов, были сформированы религиозной традицией, служили важнейшим внутренним ориентиром для человека. Сегодня, к сожалению, нравственные постулаты все чаще подвергаются ревизии со стороны секулярной идеологии: им отказывается в универсальном характере, они объявляются частным делом человека, рудиментом архаичного средневекового сознания, препятствующим реализации прав и свобод личности в XXI веке. Все это выражается в многочисленных фактах дискриминации верующих - человеку становится все труднее обосновывать свои действия или публично высказывать мнение, опираясь на религиозные взгляды, которые идут вразрез с официальной политкорректностью и толерантностью.

Нравственный облик, а следовательно, и благополучие человечества во многом зависят от того, смогут ли традиционные ценности остаться востребованными у нынешнего и грядущего поколений жителей планеты, быть регуляторами отношений человека с ближними и дальними.

Желаю всем участникам конференции плодотворной работы и конструктивного диалога. Надеюсь, что встреча неравнодушных людей внесет свой вклад в отстаивание идеалов правды и добра в окружающем мире».

Уже первые выступления задали деловой и конструктивный настрой всей дальнейшей работе форума. В день открытия конференции с ее трибуны прозвучали доклады Вы-сокопреосвященнейшего Кирилла, митрополита Варненского и Великопреславского, а также президента Международного фонда единства православных народов профессора В. А. Алексеева.

Участники конференции с большим вниманием заслушали доклад митрополита Кирилла, авторитетного архипастыря Болгарской Православной Церкви. Владыка выразил убежденность, которая впоследствии прозвучала из уст многих выступавших, что хранителем традиционных ценностей является Православие.

А это означает, что у ответственных политиков, которые в своем служении опираются на традиционные ценности и смыслы нашей жизни, имеются надежные союзники в лице Автокефальных Православных Церквей.

«Мы должны возвысить свои сердца к Небу, туда, где пребывает наш Спаситель, наследниками Которого мы являемся здесь, на земле, -сказал в своем выступлении митрополит Кирилл. - Роль Церкви - свидетельствовать о Царстве Божием, призывать людей к тому, чтобы они освободились от рабства плоти и греха и обогащались духом>. Владыка Кирилл призвал не только священнослужителей, но и политиков быть ревностными спасителями душ православных христиан. А дело Церкви - никогда не допускать замены евангельского идеала политическими, социальными, философскими идеями. Разум против разума воюет, но у нас должен быть разум Христа, то есть мы должны знать тайны Царства Божия. Господь учит нас Своей любви и Своему милосердию: отдавать то, что у нас есть, тому, у кого этого нет. Таким образом наш ближний спасается от материальной бедности, а мы спасаемся от духовной бедности и обогащаемся любовью. Все другие пути спасения мира - от лукавого и ведут нас мимо Царства Божия. Движущая сила нашей земной жизни -демократические свободы - не могут быть целью, они могут быть условием, которое облегчит этот поиск. Но мы не должны забывать о том, что святые мученики, независимо от демократических свобод, искали именно Царства Божия и были готовы отдать за это все земное, даже пролить свою кровь. И без демократических свобод христианин остается свободным в своем сердце и проповедником свободы этого мира, как говорит святой апостол Павел. «Жизнь по евангельским заповедям должна быть мерой и критерием для всех демократических свобод», - такими словами закончил свое выступление перед участниками конференции митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл. Большой интерес вызвал доклад президента Международного общественного фонда единства православных народов профессора В. А. Алексеева, который тоже прозвучал в первый день работы конференции.

«Экономические проблемы, чрезвычайно обострившиеся в последний период и приведшие человечество к опасной черте своего развития, во многом коренятся в глубокой деформации принципов демократии, умаления ее значения в современном мире», - сказал профессор Алексеев. Он подчеркнул, что уже многие политики, экономисты, общественные деятели ощутили необходимость укрепления и продвижения в жизнь проверенных испытаниями фундаментальных ценностей.

Президент Фонда отметил важное значение на этом поприще деятельности парламентариев - прямых выразителей народной воли, - что является важнейшим элементом демократического механизма. Вот почему так важно развивать парламентаризм в условиях кризиса, подчеркнул профессор В. А. Алексеев. По его мнению, демократические институты и ценности призваны сдерживать неумеренные аппетиты представителей бюрократии и олигархии, алчность которых нарушает мировой порядок, разрушая моральные и нравственные ценности. Но парламентаризм вне тесной связи с обществом -нонсенс. «Мы должны претворять в жизнь высокие моральные и духовные ценности христианства. Опыт деятельности Фонда и Межпарламентской Ассамблеи Православия показал, что христианство -

Православие - и демократия - не антиподы. Напротив, мы неоднократно убеждались в том, что истинные ценности демократии совпадают с евангельским учением. Ибо христианство и демократия одинаково высоко ценят свободу человеческой личности, свободу выражения человеческой воли. Но некоторые силы в течение уже многих лет стараются как можно дальше развести друг от друга демократию и христианство. И наша задача состоит в том, чтобы придать демократии живительные христианские измерения», - призвал участников конференции президент Международного общественного фонда единства православных народов профессор В. А. Алексеев.

Следующие два дня международный форум продолжил свою работу в конференц-зале гостиницы «Grand Hotel Dimyat». Все это время велась дискуссия, посвященная различным аспектам соотношения традиционных ценностей и демократических свобод. Ее участники согласились с оценками разрастания проблемы наступления агрессивного секуляризма на традиционные ценности, институт семьи и брака, проявлением чего стала тенденция к легализации однополых союзов в ряде европейских стран. Также было отмечено, что в современном мире происходит усиление нравственного релятивизма, который превращает свободу во вседозволенность.

По результатам докладов и выступлений участники международной конференции приняли совместное коммюнике.


По материалам статьи из газеты «Православная Москва» № 5 (527), март 2013 г., автор А. Хлуденцов, Москва - Варна – Москва.

2.1. Понятие и классификация ценностей

Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, любовь, дружба и т. п. Также они представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Отступление от ценностей является порицаемым.

Именно ценности отделяют человеческую жизнь от биологического существования, а сознание своего отличия от окружающего мира реализуется в ценностях в виде целей и идеалов этой жизни. Не сознание, как мы привыкли думать, а именно ценности определяют в конечном счете собственно человеческий смысл жизни, становясь ядром и внутренней основой культуры человека и общества.

Ценности существуют и функционируют объективно в практике реальных социокультурных отношений и субъективно осознаются и переживаются в качестве ценностных категорий, норм, целей и идеалов, которые, в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное воздействие на всю индивидуальную и общественную жизнь.

Именно отношением духовно-ценностного уровня к обществу, природе, другим людям, к самому себе и определяется специфика культуры, очерчивается ее собственное поле действия и сфера влияния.

Что бы ни понимать под культурой, ценности как исходные начала любого из ее видов и уровней неизбежно определяют саму культурную специфику, становясь ядром и внутренней основой культуры народа и общества. Еще на рубеже XIX и XX столетий было замечено, что «культура не есть осуществление новой жизни, нового бытия, она есть «осуществление новых ценностей» , и поэтому «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры» . Поскольку культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей в людских делах и отношениях, то неразвитость ценностного сознания и является одним из главных признаков кризиса культуры человека и общества. Только культура сохраняет единство нации, государства, общества в целом, так как она определяется степенью осуществления ценностей и реализации ценностных отношений во всех сферах человеческой жизнедеятельности, и потому культура каждого народа, каждой нации первична по отношению к ее экономике, политике, праву и морали.

Философское учение о ценностях называется аксиологией (от греч. axios – ценность и logos – учение). Аксиология – учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах.

В аксиологии сформировалось несколько типов теорий ценностей. Стоит выделить две из них.

Аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Здесь ценности – не объективная реальность, а идеальное бытие. Они рассматриваются как независимые от человеческих желаний. К ним относятся такие ценности, как добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность, таким образом, это не реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще», т.е. трансцендентальный (потусторонний, запредельный) субъект. Кроме того, ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры.

Социологическая концепция ценностей. Ее основателем является немецкий социолог М.Вебер, который ввел проблему ценностей в социологию. С его точки зрения, ценность - это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.

Б.С. Ерасов предлагает такую классификацию ценностей :

    витальные (жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила, выносливость, качество жизни, природная среда и др.);

    социальные (социальный статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, патриотизм, социальное равенство, равенство полов и т.д.);

    политические (свобода слова, гражданские свободы, законность, порядок, гражданский мир и т.п.);

    моральные (добро, благо, любовь, дружба, справедливость, долг, честность, бескорыстие, уважение к старшим);

    религиозные (Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, церковь, священное писание и т.д.);

    эстетические (красота, идеал, стиль, гармония, мода, культурная самобытность и пр.);

    научные (истина, достоверность, объективность и т.д.);

    военные (мужество, бесстрашие и пр.) и др.

Среди ценностей человеческого бытия и культуры, при всем их разнообразии, чаще всего выделяют несколько высших, центральных: Вера (или Бог), Добро, Красота и Истина (иногда еще – Любовь и Свобода). Действительно, в духовной жизни людей достаточно отчетливо проявлены религиозная, нравственная, эстетическая (художественная), а также познавательная составляющие.

2.2. Религиозные ценности и их особенности

Ценностно-нормативный уровень религии представляет собой сложную совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей, которые содержатся в священных текстах и писаниях. Религиозные ценности занимают совершенно особое место в иерархии человеческих целей и ценностей, поскольку они определяют смысл и значение предельных состояний человеческого бытия, о которых говорилось ранее. Наряду с этим они включают в свое содержание моральные ценности и установки, как правило, аккумулирующие в себе выработанные веками нормы и правила человеческого общежития. Содержат они и гуманистическую ориентацию, призывающую к социальной справедливости и любви к ближнему, взаимной терпимости и уважению. Поэтому вполне естественно, что религиозные идеи и ценности способствуют социальной интеграции и стабильности общества.

Любая религиозная система подразумевает наличие Бога – некоей абсолютной истины, творца всего сущего; всеведущего высшего разума, управляющего миром; всеобщего мирового начала . Бог является главной религиозной ценностью и главной целью. От Бога исходят указание человеку стратегии поведения и контроль над ее исполнением и волеизъявление, которому человек должен покориться, а в случае непокорности будет наказан. Соответственно, обязанностями верующего является исполнение воли Бога, соответствие Божественным законам.

Все многообразие религиозных ценностей – в сущности своей есть то, что открыто человеку в качестве исходных посылок для приближения к Богу, следования воле Божьей и исполнения замысла Творца. Бог выступает как абсолют, а мораль - как одно из средств обретения человеком этого абсолюта. Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности и требования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека. Высшие ценности – это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие – такие, которые отвращают человека от Бога.

Религиозные ценности можно условно разделить на две группы: источники религиозной морали и собственно нормы религиозной морали и нравственности. К первой группе относятся Бог, закон Божий, церковь, Священные Писания и т.д. Также сюда можно отнести веру, свободу и прочее, т.к. они предполагают исполнение морально-нравственных обязанностей: следование долгу, ответственность и т.д. Религиозная мораль – это совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. По сути, она представляет собой регламентированные в писаниях парадигмы сознания, правила и образцы поведения, приближающие человека к Абсолюту.

Воплощаясь в жизнь, принципы религиозной морали становятся нормами поведения и восприятия мира. Так, известный психоаналитик Отто фон Кернберг выделяет следующие продукты ценностей зрелой религиозности:

Строгий запрет убийства, продолжающий и опирающийся на запрет отцеубийства и детоубийства;

Запрет инцеста в самом широком смысле. Он включает регулирование сексуальных отношений, охраняющее любовь и супружеские пары;

Уважение к правам других людей и терпимое отношение к неминуемым проявлениям примитивной агрессии, зависти, жадности и корыстолюбия;

Способность не стать рабом своих чувств;

Терпимость, доверие и надежда на "лучшее" и "хорошее", не закрывая при этом глаза на "злое", не отрицая его;

Доверие к высшей моральной власти или высшему моральному принципу, соответствующему общему идеалу человечества;

Работа и творчество (креативность) как вклад в создание "доброго" и "хорошего";

Развитие стремления вновь исправить нарушенное или разрушенное, стремление к реанимации;

Борьба против разрушения.

Сделаем попытку выделить особенности религиозной системы ценностей:

    Всеобъемлемость. Религиозная система ценностей, наряду с ориентацией на высшие духовные материи, включает также и регуляцию «мирской» жизни.

    Универсальность. Религия создает ценности, общеобязательные для всех людей независимо от их социального положения, материального достатка и прочих мирских характеристик. Кроме того, религиозные предписания распространяются на все сферы человеческой жизни.

    Статус аксиом. Религиозные ценности не требуют доказательств, так как имеют Божественное происхождение.

    Наличие конечной цели. Конечной целью в религиозной системе ценностей является Бог. Следовательно, выполнение правил религиозной морали осуществляется не ради самого выполнения, а ради удовлетворения Бога и, в конечном счете, приобщения к Нему.

    Выход за рамки материальных нужд. Религия наделяет жизнь духовным смыслом, дарует высокое предназначение, утверждает стремление к вечному.

    Градация ценностей. Религия устанавливает градацию ценностей, придает им святость и безусловность, что затем ведет к тому, что религия упорядочивает ценности по «вертикали» - от земных и обыденных до божественных и небесных.

    Тенденция к консервации ценностей и культурных традиций. Поскольку ценности, данные Богом, абсолютны и идеальны, то, следовательно, они не должны подвергаться изменениям.

    Ответственность перед Богом. В отличие от других систем ценностей, в которых предполагается ответственность только перед собой и социумом, религиозная система оперирует понятием «грех» (грех рассматривается как нарушение предписываемых норм) и подразумевает наказание «свыше».

    Возможность искупления греха раскаянием. Человек, нарушивший религиозную норму, имеет возможность реабилитироваться.

2.3. Влияние религиозных ценностей на общество

Роль религиозных ценностей в наше время часто недооценивается, поскольку влияние религии на общество и культуру, по крайней мере, явное, по сравнению с минувшими временами значительно ослабло. Однако отголоски этого влияния в значительной степени, хотя и часто в скрытом виде, остаются и по сей день.

Одно из важнейших достижений религии – создание нерушимой, основанной на гуманистических принципах морально-ценностной базы, непререкаемой в силу своего Божественного происхождения. Эта ценностная база лишена двойственности, относительности, т. к. исходит из абсолютного источника. Действительно, иные, относительные системы ценностей имеют общий существенный недостаток: поскольку они были сформированы человеком, то человек может считать себя вправе их разрушить. Религиозные же ценности устанавливают догмы «сверху», поэтому человеку разрушить их не под силу.

Появление религиозных ценностей оказало существенное влияние на отделение духовной сущности человека от телесной, зарождение в нем способности к альтруизму, стремлению жить не для себя, а для Бога и людей. То есть именно религия делает из человека-эгоиста человека-альтруиста – человека не берущего, а отдающего. Кроме того, религиозные ценности способны наделить человеческое существование совершенно новым, высшим смыслом. Они одухотворяют общество, выводят его на новый уровень взаимодействия, новую идейную платформу.

В конечном счете, именно появление религиозной системы ценностей сделало человека человеком культурным, нравственным.

Таким образом, все моральные нормы, правила хорошего тона, поведения в обществе, отношения к людям имеют корни в религиозных принципах гуманности, любви к ближнему. Отсюда же исходят понимание ценности общества, семьи, человеческой жизни.

Социальная роль религии в современном мире также достаточно велика. Самим обществом она определяется в следующих положениях:

Удерживает от дурных поступков и позволяет стать высоконравственным человеком;

Утешает в беде и помогает пережить ее (поскольку ценности, данные религией – Бог и служение Ему, вечность души – стоят выше, нежели утраченные);

Дает ответы на самые трудные вопросы миропонимания;

Сохраняет национальные традиции и культуру;

Обеспечивает духовно-нравственное возрождение общества (путем культивирования системы ценностей).

Значимость религиозных ценностей в жизни человека и общества в настоящее время признается также существенной частью неверующих.

Большинство верующих высказывается за активное привлечение религиозных организаций к решению широкого круга социальных проблем, в частности:

Духовно-нравственное воспитание;

Деятельность в сфере милосердия и благотворительности;

Разрешение межнациональных разногласий;

Нейтрализация агрессивных настроений;

Сохранение и развитие культуры.

Суммируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что религиозные ценности – это особая система ценностей, отличающаяся устойчивостью, всеобъемлемостью, универсальностью и непререкаемостью. Ценностные принципы религии лежат в корне всех долговечных систем ценностей, формирующих отношение человека к миру, устанавливающих в обществе определенные моральные нормы, законы, идеалы. Благодаря религиозным ценностям происходит становление личности как полноценного члена социума.

Становится очевидно, что мощнейший потенциал религиозных ценностей в наши дни реализуется далеко не полностью. Причина этого, вероятно, в том, что религиозные основы современных ценностей часто не принимаются во внимание, а иногда даже позиционируются как «пережиток», от которого нужно избавляться. На самом деле религия способна на большее и достойна большего, нежели ей отводится.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: