Creativenn - Портал рукоделия

разнообразия растений различных областей шло генетическое обогащение растений и повышение их продуктивности.

Земледелие в междуречье Тигра и Евфрата. Самым древним очагом земледельческой культуры была Месопотамия. Именно в междуречье Тигра и Евфрата и на территории восточного побережья Средиземного моря, нахо­ дятся самые ранние памятники земледельческой культуры.

В книге «Шумер: города Эдема» (1997) указывается, что Шумер со­ временный совсем не похож на то место, где когда-то цвела древняя цивили­ зация. Здесь 32 тыс. лет назад существовал здоровый, благоприятный климат, но к XV тыс. до н. э. он стал засушливым, что вынудило людей мигрировать

в другие области. Около VI-V тысячелетия до н. э. климат вновь изменился в благоприятную сторону и просторы Восточной и Северо-Восточной Саудов­ ской Аравии и Юго-Западного Ирана снова покрылись буйной растительно­ стью. Занимавшиеся раньше собирательством предки шумеров стали «пио­ нерами» в освоении сельского хозяйства этой территории.

В IX-VIII тысячелетиях до н. э. в верхнем течении рек Тигр и Евфрат появились первые земледельческие поселения. В VII тысячелетии до н. э. люди начали осваивать равнины, которые представляли сплошную топь с тяжелыми испарениями и непроходимыми тростниковыми зарослями.

Совместная британско-американская экспедиция 1929 г. под руково­ дством Леонарда Вулли обнаружила примитивные ручные мельницы для раз­ мола пшеницы и ячменя, первые признаки скотоводства.

Существует мнение, что знаменитый шумерский миф о потопе, почти целиком вошедший в Библию, отражает «доирригационный» период, когда паводки не сдерживались системой каналов и водохранилищ. Шумерийцы строили глинобитные жилища на низких островах, сеяли полбу и ячмень, разводили коз и овец, занимались рыболовством и охотой.

Земли, образовавшиеся из наносов рек на окраине Персидского залива, были плодородны. Пахотные угодья приходилось создавать, «отделяя воду от суши». Болота надо было осушать, пустыню орошать, а реки ограждать дам­ бами (Чайлд, 1956). Эти работы производились предками шумеров, которые были простыми земледельцами-скотоводами. Не имея письменности, опыта строительства городов, они видоизменяли ландшафт настолько основатель­ но, что последующие поколения пользовались трудами их рук. Эта культура получила название убейдской (конец V - первая половина IV тыс. до н. э.).

В 5 900-4 000 гг. до н. э. па аллювиальных равнинах Тигра и Евфрата возникли земледельческие поселения. После создания ирригационной сети земля междуречья пышно расцвела. Mutatis mutandis* земледелец впервые стал производить больше, чем требовалось его семье. Появилось понятие профессии. Люди концентрировались в крупных поселениях. Деревни стано­ вились городами, произошло расслоение общества. В этот период земледе­ лие играло выдающуюся роль, население занималось переработкой растение­ водческой продукции, умели варить пиво. Лабораторные анализы 5500-

* Изменив то, что надо изменить

2. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

летних осадков, соскобленных со дна глиняного кувшина, показали, что в со­ суде хранилось пиво.

Жители Шумер первыми на Земле создали шумерскую клинопись, шестидесятеричную систему счисления, изобрели колесо повозки, плугсеялку, парусную лодку, научились добывать медь, изготовлять бронзу, ос­ воили плавку металлов. В то время когда весь мир еще ютился в пещерах и хижинах, ограничивался собирательством, в Южной Месопотамии возводи­ лись из тысяч высушенных солнцем кирпичей, города. Еще 5 тыс. лет назад в Двуречье появились первые шумерские города-государства (Ур, Лагаш и др.), а в конце IV-III тыс.до н.э. возникла пиктографическая письменность. Археологи хорошо изучили древний Ур. В XVIII в. до н. э. обнесенная сте­ ной центральная часть этого города занимала овал размером 1030 х 685 м, сплошь застроенный одно - двухэтажными домами с плоскими крышами. Плотность населения составляла 70 тыс. человек на 1 кв. км.

Художники создавали в единственном экземпляре произведения искус­ ства непреходящей красоты и реализма для городской элиты и ее богов. В быстро растущем городе развивались торговля и обмен, способствовавшие рождению величайшего шумерского дара человечеству - письменности. Vox audita latet, littera scripta manet*. Сложилась система записей деловых сделок путем выдавливания простых пиктограмм в глиняных табличках (рис. 10). В этих табличках сохранились богатейшие сведения по истории, экономике, природе государств Двуречья. Их писали по невысохшей глине специальной палочкой, оставлявшей клиновидный оттиск. В самых старых экземплярах, датируемых примерно 3 300 г. до н. э., перечисляются удельные единицы из­ мерения таких основных товаров, как зерно, пиво, а также домашний скот.

Рисунок 10 - Клинописные тексты на глиняных табличках

2. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

В начале IV тыс. до н. э. сформировалось государство Шумер. Теплый климат, плодородные почвы, орошение и упорный труд позволяли его жите­ лям успешно совершенствовать земледелие и получать хорошие урожаи. Их ирригационные сооружения состояли из плотин, которые после спада рек за­ держивали па полях насыщенную плодородным илом воду. Имелись и дре­ нажные каналы для удаления лишней воды, каналы для орошения. В госу­ дарстве Шумер возделывались уже многие сельскохозяйственные растения: полба, эммер (один из видов полбы), пшеница, чечевица и др.

Позволим себе отступление. «Продался за чечевичную похлебку» - говорят про тех, кто поступается чем-то важным ради денег или какого-то пустяка. Эта поговорка основана на биб­ лейской легенде. Патриарх Иаков, легендарный прародитель «двенадцати колен Израиля», купил за блюдо чечевицы у проголодавшегося старшего брата Исава его привилегии: права на плодо­ родные земли.

Дошедшие до нас сведения об урожаях весьма противоречивы. Древ­ ние историки приводят чрезвычайно высокие величины урожайности зерно­ вых культур: у Геродота - «сам» 200-300, у Страбона - «сам» 300, у Теофраста - «сам» 50-100. Возможно, некоторые авторы, приводя подобные показа­ тели, имели в виду культуры со значительным коэффициентом размножения - просо, сорго. Норма высева их - 15-20 кг/га, а урожайность при поливе - до 4 т/га. Но в любом случае приведенные цифры свидетельствуют о фено­ менальном плодородии почв Междуречья и мастерстве древних земледель­ цев.

Если VI-IV тысячелетие до н.э. основным орудием земледельцев Шу­ мера была мотыга, то уже к концу IV тыс. до н.э. стали создавать принципи­ ально новые типы сельскохозяйственных орудий труда, приводимых в дви­ жение животными (плуг, борона, культиватор, косилка, жатка-самосброска, жнея-молотилка и др.). Об этом свидетельствует древнее изображение коле­ са (рис. 11).

Рисунок 11 - Древнейшее изображение колеса. Барельеф

в шумерском городе Уре

В шумерских раскопках, относящихся к началу IV тыс. до н. э., нахо­ дили бронзовые и глиняные серпы, каменные наконечники мотыг. Концом IV

2. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

тыс. до н. э. датируются первые сведения об употреблении плугов. Древней­ шие рисунки донесли до нас, их изображения: вначале они были довольно легкими, целиком деревянными, позже - более тяжелыми. В них впрягали двух, а иногда и четырех быков. Лемеха со временем стали делать из бронзы. На одном из обнаруженных при раскопках рисунков на глиняной дощечке представлен настоящий комбинированный посевной агрегат: тяжелая соха, соединенная с сеялкой (рис. 12). Так, например, в книге «Очерки по истории техники древнего Востока» имеются интересные рисунки из эпохи Вавилон­ ского царства за 3 тыс. лет до начала нашей эры, показывающие применение рядовой сеялки, где высевающий аппарат заменялся рукой одного из трех ра­ бочих: один ведет плуг за рукоятки, другой ведет волов, а третий ссыпает се­ мена в камышовую трубку, проводящую их на дно открываемой борозды. На одной из печатей видно, что в такую соху впряжено четыре быка и погоняют их не один, а два погонщика.

Рисунок 12 - Месопотамская соха с сеялкой

Совершенствованию земледельческих орудии способствовало и широ­ кое использование металла. Однако отсутствие рудных источников на терри­ тории Шумера поднимало ценность металлических изделий.

В конце IV - начале III тысячелетия до н. э. в шумерской письменности уже появились обозначения каналов. Поля располагались вдоль них сравни­ тельно узкой полосой (от 0,5 до 2,0 км), но в длину простирались на многие десятки километров. Согласно документам одного из хозяйств, площадь по­ лей достигала 8 200 га. Упоминаются земли брошенные и заболоченные. Почву рыхлили мотыгой, а раздробленные комья выносили в корзинах. Со­ хранилась глиняная дощечка - табличка, на которой воспроизведен план уча­ стка земли с различными полями и каналами (рис. 13).

Usus magister est optimus*. Месопотамские земледельцы разработали довольно оригинальные агротехнические рекомендации. Сохранилось более десятка табличек с шумерскими письменами, где излагаются советы по вы­ полнению полевых работ в течение всей вегетации растений - по существу,

* Опыт - наилучший учитель.

2. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

технология возделывания культур па орошаемых площадях. Эти таблички являются первыми на земле письменными документами истории развития земледелия. Они были названы «Календарем земледельца». Советы начина­ ются с этапа орошения. Земледелец должен следить, чтобы вода не стояла очень высоко.

Рисунок 13 - План орошаемого участка (по табличке II тысячелетия до н. э.)

Подготовка почвы к посеву согласно этому календарю следующая: «Пусть волы с обвязанными копытами топчут его, после того как сорняки будут истоптаны, поверхность поля выровнена, подровняй его окончательно маленькими мотыгами... заставь работника разбить мотыгой следы копыт, разровнять их...». После этого автор «Календаря» предлагает дважды вспа­ хать поле.

Указывается, что «чем глубже борозда, тем выше вырастет на ней яч­ мень». Рекомендации о посеве более чем технологичны. Например: не спус­ кай глаз с человека, который будет бросать семена ячменя в землю, пусть он помещает их на одинаковую глубину в два пальца.

Располагая развитой ирригационной системой, можно было осуществ­ лять многократные поливы. Первый производился, когда проросший ячмень заполнял основание борозд. Далее, когда проростки его закроют поле, «по­ добно циновке на дне лодки», необходимо полить во второй раз. Третий по­ лив делают в пору «царского зерна» (возможно, в фазу колошения).

Жатву ячменя проводят до того, как колос нагнется под своей тяже­ стью. Срезали только колосья. «Когда подойдет время уборки урожая, не да­ вай ячменю склоняться под собственной тяжестью, начинай его жать в мо-

2. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

мент его силы». В шумерских раскопках, относящихся к началу IV тыс. до н.э. находили бронзовые и глиняные серпы (рис. 14).

Снопы обмолачивали с помощью «больших саней» (молотилки), прово­ зимых по ним в течение пяти дней. Зерно получалось загрязненным, и его провеивали с использованием вил. Сады и огороды шумеры защищали от ветра и зноя лесными посадками.

Рисунок 14 - Шумерские бронзовые (1) и глиняные (2) серпы

В условиях Месопотамии была разработана оригинальная система орошения, которая отличалась от египетской из-за нерегулярности паводков. Их ирригационные сооружения состояли из плотин, которые после спада рек задерживали на полях насыщенную плодородным илом воду. Дожди выпада­ ли зимой. Кроме них, на паводки оказывали влияние весеннее таяние снегов в горах и морские приливы. Если все эти события совпадали, то наводнения в нижней части Двуречья приобретали катастрофический характер. Воспоми­ нания о таких грандиозных потопах попали в эпос о Гильгамеше.

Когда земледелец Двуречья засевал поле после осенне-зимнего навод­ нения, то, в отличие от египетского феллаха (крестьянина), он не был уверен в том, что новый подъем уровня воды не размоет почву и не лишит его уро­ жая. Чтобы избежать неожиданностей, была построена система искусствен­ ного орошения. При высоком уровне вода проходила самотеком через отвер­ стия в защитных дамбах, а при низком - ее подавали на поля с помощью во­ доподъемных колес и шадуфа - устройства, напоминающего колодезный жу­ равль. Таким образом, обеспечивался постоянный полив, местные крестьяне стали собирать по два урожая в год.

Древнейшие зернотерки, применялись для помола еще в Палестине 16 тыс. до н. э. Весьма вероятно, что именно в Палестине был осуществлен про­ грессивный скачок - введение в пищу диких злаков и изобретено изготовле­ ние хлеба. Эти достижения довольно скоро достигли долины нижнего Нила, чуть позже - междуречья Тигра и Евфрата.

На шумерских равнинах стали подниматься города. В Месопотамии возникли одни из первых в истории человечества крупные города с населе­ нием в десятки и сотни тысяч жителей. Объединяя маленькие разбросанные селения, а также прилегающие поля и ирригационные сооружения, эти цен­ тры развивались в политически независимые города-государства. Между ни­ ми происходило множество конфликтов, порожденных борьбой за жизненно важные природные источники, в основном за воду. Бесконечные войны ос­ лабляли государство. Примерно в 2193 г. до н. э. орды гутиев обрушились на

36 2. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

него. Хотя они были выбиты, государство продолжало утрачивать мощь и примерно к 2000 г. до н. э. рухнуло, и этнос исчез навсегда, похоронив свою письменность. Не только междоусобные войны, но и частые набеги степных кочевых племен стерли с лица земли процветающую страну.

Л. Н. Гумилев (1994) отмечает, что эпохи, в которые земледельческие народы формируют искусственные ландшафты, относительно кратковременны. Совпадение их по времени с жестокими войнами не случайно, хотя ме­ лиорация не является поводом к кровопролитию. Создание искусственных ландшафтов - это способность этнического коллектива к экстраординарным усилиям. Когда способность к сверхнапряжению угасает, ландшафт только поддерживается, а с его исчезновением возвращается в естественное состоя­ ние.

В Месопотамии в течение всего III тысячелетия до н. э. существовали города-государства - номы. Они создавали военные союзы - царства, в кото­ рых более слабые платили дань и участвовали в военных походах более сильных. С изменением форм государственности менялись масштабы и ха­ рактер воздействия человека на природу. Номы могли организовать кругло­ годичное орошение на своих землях. Стало возможным строительство еди­ ных ирригационных (оросительных) систем на уже больших территориях, и даже по всей долине реки. Но только империи были способны осуществить «проекты века» - гидротехнические работы, которые требовали участия ог­ ромного числа людей.

Многочисленные сказания о происхождении богов, о подвигах народных героев, о мудрых правителях в той или иной мере носят аграрный характер и связаны с водой, ос­ новным источником благосостояния народа. Одна из самых ранних легенд подобного ро­ да найдена в надписях и расшифрована учеными-археологами при раскопках в Шумере. Таммуз - бог растительности, возлюбленный богини плодородия Иштар - ребенком был посажен матерью в корзину и брошен в реку. В религиях древних земледельцев отразились также метеорологические явления, зависящие от времен года.

Среди клинописных текстов древнего государства Шумер, наряду с описанием земледельческих приемов, значительное количество посвящено проблемам математики. Вавилонские клинописные тексты, изданные О. Нейгебауером (1937), свидетельствует о высокой математической культуре этого народа. В древнем государстве Шумер впервые возникли зачатки арифметики, числовой алгебры, геометрии, которые были использова­ ны в практической деятельности земледельцев этого государства. В вавилонских клино­ писных текстах имеются задачи с геометрическим содержанием по измерению площади треугольников, прямоугольников, трапеций.

Шумерийцы считали и по десятеричной и по шестидесятеричной системе в свое­ образном их сплетении. Запись задачи или примера и их решений, была словесной. Ни бук­ венных обозначений, ни формул в вавилонских математических клинописных текстах нет. Появление развитой системы счисления учеными связывается с развитием торговли и ее потребностями. О. Нейгербауер и М. Я. Выгодский считают, что шестидесятеричная система счисления возникла из шестидесятеричной системы мер. Например, в вави­ лонской системе мер веса были соотношения: 1 талант = 60 минам, 1 мина - 60 шекелям. Система мер веса служила одновременно и денежной системой, так как вместо монет расплачивались слитками серебра по весу.

В экономические отношения между членами общества с древнейших времен вторглись понятия роста капитала, процентов. Поэтому среди задач вавилонских клино-

2. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

писных текстов имеются такого рода задачи. Практические потребности древних зем­ ледельцев привели к развитию математики и возникновению квадратных уравнений.

К началу второго тысячелетия до н. э. государство Шумер исчезло. Бы­ ли разграблены и разрушены города, уничтожены оросительные системы. Даже язык шумеров стал «мертвым». На многие века остановилось развитие земледелия. На территории уничтоженного государства Шумер вначале об­ разовалось множество самостоятельных династий, а впоследствии возникает государство Вавилония. Только спустя многие тысячелетия следы этого на­ рода были найдены в другой части планеты - в междуречье Оки и Волги. Впрочем, это отдельный разговор.

В Месопотамии прошли, сменяя друг друга, взлеты и падения двух других держав - Ассирии (XIV-VII вв.) и Вавилона (начало II тысячелетия - 539 г. до н. э.). В VII в. до н. э. ассирийцы вывели из Евфрата на восток не­ сколько крупных каналов Нар-Шарри (Царская Река), Нар-Баниту (Река Бо­ гини Баниту) и др. Отработанные поливные воды сбрасывались в Тигр. Это удалось благодаря тому, что в среднем течении русло Евфрата лежит на 9 м выше Тигра. Ещё один большой канал - Паллукат, построенный в 605-562 гг. до н. э, забирал воду для орошения правобережья Евфрата. Он начинался выше Вавилона на 150 км и по дуге огибал его с запада. Этот канал мог це­ ликом поглотить воды Евфрата. Известно, что реку временно отвели в него, чтобы облегчить строительство моста и набережных в городе.

Выше Вавилона было создано водохранилище, которое подпирала пло­ тина из обожжённого кирпича, названная Мидийской стеной. Её протяжён­ ность составляла около ПО км, высота - 30 м. Эти данные сообщает древне­ греческий историк Ксенофонт, живший в V-IV вв. до н. э. В том месте, где Тигр выносил свои воды на Месопотамскую низменность, была возведена плотина - Нимрода. Из водохранилища выходили три канала. Самый боль­ шой из них тянулся на 250 км и имел сечение 10x12 м.

Но, увы, те поля, сады и плантации, которые появились в результате грандиозных преобразований в период могущества державы, разрушались и приходили в запустение. С использованием оросительных систем были свя­ заны значительные экологические нарушения. Избыток воды при поливах полей, просачивание через стенки каналов повышали уровень грунтовых вод. Вода постепенно разрушала берега каналов, а их дно заносилось илом. Чист­ ка каналов приводила к наращиванию берегов, на которые откладывался поднятый со дна ил. Канал постепенно поднимался над окружающей местно­ стью, а вместе с ним поднимался уровень грунтовых вод, содержащих соли. В результате происходило интенсивное засоление почв, и сельскохозяйст­ венные угодья теряли плодородие. Археологи обнаружили заброшенные еще в XVII в. до н.э. оросительные системы с засоленными почвами. Строитель­ ство огромных ирригационных систем без учета экологических условий при­ вело к вторичному засолению огромных площадей и к гибели цивилизации. Заболачивание отмечалось уже на ранних этапах земледелия. Во второй по­ ловине III тыс. до н. э. произошло сильное засоление почв, что привело к рез­ кому снижению урожайности. Это стимулировало освоение новых земель.

2. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Орошаемое земледелие начало возрождаться лишь при иранской дина­ стии Сасанидов (224-651 гг. н. э.). Однако настоящий подъём произошёл в эпоху Арабского халифата (750-1258 гг.), когда города Багдад, Басра и Куфа превратились в крупные культурные и торговые центры. Это было время строительства новых плотин, шлюзов, водохранилищ, каналов, водоподъём­ ных устройств и водяных мельниц. Арабы оставили научные труды по искус­ ству орошения. И опять развитую земледельческую культуру безжалостно уничтожили завоеватели - на этот раз монголы, вторгшиеся сюда в 1 258 г. Водорегулирующие дамбы и оросительные системы были разрушены - это привело к тому, что паводки вновь стали неконтролируемыми.

Там, где 8 тыс. лет назад процветала первая сельскохозяйственная ци­ вилизация, сейчас простирается бесплодная пустыня. Ученые справедливо и метко полагают, что чрезмерная эксплуатация этих земель привела к такому печальному результату.

Земледелие Египта. Государства, возникшие на берегах Нила в конце IV тысячелетия до н. э., обладали богатыми природными ресурсами и уни­ кальными возможностями орошаемого земледелия. У древних египтян зем­ леделие достигло высокой степени развития. В отдельных источниках опи­ сывается техника виноделия, земледельческие орудия

В Египте, как и в Месопотамии, основой земледелия было налаженное ирригационное хозяйство. Почвы, формирующиеся на аллювиальных отло­ жениях великой африканской реки, были и остаются одними из плодород­ нейших в мире. Ежегодные разливы Нила снабжали поля водой и приносили ил, способствуя восстановлению истощенных почв. Объяснения явлениям природы, изменениям в поведении Нила египтяне находили в мифах об Оси­ рисе и Исиде.

Осирис - бог растительности, умирающей и воскресающей природы. Его сестра и жена Исида - богиня плодородия и воды. Вместе они научили людей обрабатывать зем­ лю, выпекать хлеб, строить города. Однако их брат Сет, олицетворение сил зла и бог пустыни, желая занять место Осириса, убил его, расчленил на 14 кусков и разбросал их по всему Египту. Исида собрала тело мужа и оплакала его. Хотя вернуть к жизни Оси­ риса не удалось, у них родился сын Гор. Он победил Сета и воскресил отца. Однако Оси­ рис не вернулся на землю, а воцарился в мире усопших.

Земледельческие обрядовые праздники, которые отмечали в течение всего года, были тесно связаны с культом Осириса и Исиды. Древнеегипетский год состоял из 12 ме­ сяцев и делился на три периода: время разлива Нила (современные июль-ноябрь), время посева (ноябрь-март), время жатвы (март-июль). Начало года почти всегда оно совпа­ дало с появлением на небосводе звезды Исиды-Сотис (Сириуса). После 70-дневного от­ сутствия эта самая яркая звезда показывалась в восточной части горизонта. По древне­ египетскому календарю, созданному в IV тысячелетии до н. э., этот день считался пер­ вым в году. Вскоре после этого происходил подъем воды в Ниле, который объясняли тем, что богиня, находясь в верховьях реки, оплакивает мужа.

Наиболее низкий уровень воды в Ниле приходился на конец первой декады мая. С июля вода равномерно поднималась до конца первой декады сентября, пока не достигала наибольшей высоты. Нил выходил из берегов и заливал широкую пойму. Поперёк русла за­ ранее строили невысокие дамбы и таким образом делили реку на отдельные бассейны. Вода держалась в них по несколько недель. Вместе с ней на поля поступал плодородный ил - превосходное естественное удобрение.

2. АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

На четвертый месяц времени разлива Нила жрецы совершали мистерии - тайные ритуалы, посвящение смерти, оплакиванию и воскрешению Осириса. Например, в обрядах «копания земли» и «вождения телят», зерно (символ Осириса) сеяли в землю и проводили по ней телят, чтобы они затоптали, скрыли от врагов могилу брата. Очень важен ри­ туал воскрешения Осириса. Из засеянной плодородной земли заранее делали «мумию» бо­ га и тщательно поливали ее. Появившиеся ростки символизировали возвращение Осириса

к жизни, возрождение природы после зимы.

В ноябре, после того как земля достаточно пропитывалась влагой, поля засевали. А в апреле уже созревал урожай. Начало его сбора отмечали праздником жатвы. Сам фараон срезал ритуальный сноп. В этот период начинали дуть жаркие ветры из пусты­ ни, и к середине мая уровень воды в Ниле становился наименьшим. Сотис исчезал с гори­ зонта. Египтяне верили, что это Сет вновь убил Осириса и безраздельно господствует в мире.

Древнегреческий учёный Геродот, которого называют «отцом исто­ рии», в V в. до н. э. с оттенком зависти писал о земледельцах Нижнего Егип­ та. «Они действительно собирают земные плоды с меньшим трудом, нежели прочие народы и остальные египтяне, они не трудятся над тем, чтобы про­ вести борозды плугом... Сама собой река наводняет и орошает поля, а, оро­ сивши, вступает обратно в свои берега; тогда каждый засеивает своё поле и пускает на него свиней, которые и втаптывают семена в землю...».

Большие масштабы приняли ирригационные работы после образования около III тысячелетия до н. э. древнеегипетского государства: сооружались плотины, которые должны были задерживать воду на полях, проводились ка­ налы для орошения засеянных полей, устраивались дренажные каналы, осу­ шавшие болота и заболоченные участки. Получила широкое распространение так называемая бассейновая система орошения. Наполнение бассейнов про­ изводилось при помощи канала, голова которого находилась выше по тече­ нию. Когда почва в одном бассейне достаточно напитывалась влагой, откры­ вали шлюз, ведущий в соседний бассейн. Сами бассейны делились валиками на квадраты, в которых вода стояла, пока ил не оседал слоем толщиной до 1 мм. Орошение в долине Нила и постройка ирригационных систем требовали огромного человеческого труда. Для того чтобы уменьшить затраты, конст­ руировались различные приспособления, в частности водоподъемники.

Конечно, случались в долине Нила и неблагополучные годы - мало­ водные или, напротив, с большими паводками. Например, в 776 г. до н. э. ре­ ка прорвала дамбы. Многие города оказались под водой. В неурожайные го­ ды на папирусах появлялись такие записи: «Люди едят траву... Отнимают даже пойло от рта свиней». Но бедствия от больших наводнений или засух были относительно редкими, а урожаи при обычном уровне Нила - гаранти­ рованными. «Полны ведь уже амбары, кучи зерна текут выше краёв, полны корабли, и зерно ползёт наружу, а нас всё заставляют таскать...» - поётся в старинной песне носильщиков зерна.

При уборке урожая египтяне срезали только сами колосья, а стебли злаков стояли на поле нетронутыми. Благодаря этому, землю не вымывала вода, не выдувал ветер и, что немаловажно, при разливе Нила между ними задерживался ил. Таким образом, и сохранялось плодородие почвы.

На Земле имеются районы, которые в силу ряда природных особенностей были наиболее благоприятны для развития древнейших цивилизаций - это широкие пригодные для обработки равнины, орошаемые реками, узкие перешейки, архипелаги, совпадающие с центрами происхождения культурных растений. Они являлись своеобразными полюсами притяжения первобытных людей. П. Тейяр де Шарден (1987) выделяет пять таких очагов: Нил и Месопотамия с Египтом и Шумером; долины Ганга и Инда с цивилизациями Индии; бассейн Желтой реки (Хуанхэ) с китайской цивилизацией и, наконец, появившиеся позже Центральная Америка с цивилизацией Майя, острова Тихого и Индийского океанов с полинезийской цивилизацией.

Каждый этнос пережил периоды пассионарных толчков, приводивших к расширению ареала за счет освоения новых территорий, еще не обжитых или захваченных у соседей. Под давлением более мощных этносов цивилизации других народов отходили на второй план или исчезали вовсе. Так исчезли древние цивилизации Центральной Америки, о. Пасхи и др. Магистральный путь развития сохранился только у европейской цивилизации, корнями своими связанной с Месопотамией, Египтом, Элладой, Римом.

Огромную роль в развитии и экспансии европейской цивилизации играл таинственный, по словам Тейяра де Шардена, иудео-христианский фермент, давший Европе ее духовную форму. Предприимчивые европейцы долгое время воспринимали религиозно-философские учения Китая и Индии как путь к воспитанию пассивности, отрешенности, созерцательности. Однако в конце XX в. западная цивилизация стала переосмысливать Духовные ориентиры своего развития. С точки зрения экологической этики иудео-христианские догмы, утверждающие право человека господствовать над природой, уступают идеям буддизма, даоизма и других восточных учений, проповедующих неразрывную связь человека с природой.


Возникнув первоначально в засушливых предгорьях, центры земледелия постепенно сместились в долины крупнейших рек, где зародились древнейшие цивилизации. Возможной причиной такого территориального сдвига явился смыв почв с горных склонов. Расчеты показывают, что за первые 5 тыс. лет земледелия с распаханных склонов был смыт слой почвы толщиной до 2 м.

В Двуречье (Месопотамии) между Тигром и Евфратом, в долине Нила 6-4 тыс. лет назад, в бронзовом веке возникают цивилизации Шумера, Вавилона, Ассирии, Египта. Их характерным признаком было строительство городов.

Происхождение городского образа жизни не менее значимо для человека, чем освоение земледелия. Человек, тысячи лет живший на лоне природы, впервые создал свой собственный мир - город, стены которого изолировали его от окружающего ландшафта. Образ жизни в городах древности мало чем отличался от современного: уже в то время существовали дворцы и храмы, базары, трактиры, мастерские, школы, канализация и водопровод. И в наши дни следует знать, что колыбелью религий, искусств и наук были цивилизации Месопотамии и Египта, позже - античного Средиземноморья. Человечество сохранило память о семи чудесах света древнего мира (рис. 1.20). Города строились в древних государствах Индии и Юго-Восточной Азии, Китая и Центральной Америки.



Долины рек, особенно их дельты, представляли собой цветущие оазисы среди окружающих пустынных ландшафтов. Разливы рек оставляли плодородный ил. Богатые почвы позволяли собирать необычайно щедрые урожаи: от 70- до 200-кратных. Кратность урожая показывает отношение количества собранного зерна к посеянному.

В засушливом климате поля нуждались в орошении. Возникла потребность в создании оросительных и мелиоративных систем (рис. 1.21). Огромные преимущества орошаемого земледелия привели к обожествлению рек. Не случайно Ветхий Завет помещает райский Эдемский сад именно в междуречье Тигра и Евфрата. В Месопотамии еще в XXIV в. до н. э. Саргон Аккадский создает единую общегосударственную оросительную систему, а кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи, датируемый 1750 г. до н. э., содержит целый ряд законов о водопользовании.

Человек, освоив долины рек, создал рукотворные агроландшафты, функционирование которых поддерживалось постоянной созидательной деятельностью (рис.1.22).

Тесная зависимость жизни людей от режима рек подтверждайся сравнением двух цивилизаций: древнеегипетской и шумерско-вавилонской. Стабильный режим Нила обеспечил более длительное существование египетского государства, "кровеносной системой" которого являлась великая река. Прекрасным символом этой стабильности служат величественные пирамиды и храмы (рис. 1.23).



"Все боится времени, а время боится пирамид", - так говорили древние. Пирамида фараона Хеопса, которую, по данным Геродота, строили около 100 тыс. человек в течение 20 лет, имеет высоту 147 м и до конца XIX в. была самым высоким и величественным творением рук человеческих. Поэт К. Д. Бальмонт, побывав в Египте, писал: "Пирамида божественна: она вечный знак устремлений души от человеческого к сверхчеловеческому. Ее молитвенный храмовый характер совершенно очевиден".

Если египтянам пришлось затратить много усилий на освоение долины Нила, то создание цивилизации в Месопотамии сравнимо с подвигом. Пустыни сменялись здесь малярийными болотами, а длительные речные разливы - бурями и засухами.

Именно в шумерском эпосе "Песнь о Гильгамеше", относящемся к первой половине III тысячелетия до н. э., повествуется о Всемирном потопе. Археологические раскопки в городе Уре показали, что легенда имеет реальное основание - был обнаружен мощный (до 2,5 м) слой ила, который мог образоваться лишь в условиях крупнейшего наводнения, затопившего огромную территорию в междуречье Тигра и Евфрата.

В ранних мифологических представлениях древних цивилизаций Египта и Месопотамии превалирует культ природных сил, выразившийся в обожествлении солнца, земли, воды, плодородия, различных животных. На фоне характерного для язычества политеизма во времена Древнего Египта возникает культ солнечного божества (солярный монотеизм) - почитание бога Солнца Ра или солнцеподобного Атона. Знак круга был олицетворением божественного солнечного диска, а обелиск символизировал солнечный луч. Атону посвящались божественные гимны:

Великолепно твое появление на горизонте,

Воплощенный Атон, жизнетворец!

На небосклоне восточном блистая,

Несчетные земли озаряешь своей красотой.

Над всеми краями,

Величавый, прекрасный, сверкаешь высоко.

Лучами обняв рубежи сотворенных тобою земель,

Ты их отдашь во владенье любимому сыну.

В земледельческих цивилизациях, живущих в едином с природой сезонном ритме, возникли мифы, повествующие о вечном самовозобновлении природы, ее гибели и воскрешении. Осирис - бог плодородия научил египтян земледелию, виноградарству и многим ремеслам. Даже мертвый он сохранял свою жизненную силу и, подобно растениям, возрождался под влиянием животворного солнечного света.

С культом Осириса связано представление египтян о загробной жизни. Знатных египтян хоронили, снабдив всем необходимым. Для воссоединения души умершего и его мумифицированной телесной оболочки необходим был похожий рукотворный образ. Так возникло знаменитое портретное искусство Египта. Скульпторы изображали спокойно-бесстрастные лики реальных людей, помыслами своими обращенные в вечность (рис. 1.24).

Отголоском тотемизма является обилие зооморфных богов в пантеоне Древнего Египта: шакал-Анубис - покровитель умерших, павиан-Тот - бог мудрости и письменности, богиня войны Сохмет - женщина с головой львицы, богиня плодородия, ветра и воды Исида - корова или женщина с коровьими рогами. В Месопотамии получил широкое распространение культ верховного божества Вавилона - Мардука, которому воздвигались статуи из золота в виде быка. Именно в его честь была построена знаменитая вавилонская башня, которая возвышалась на 60 м над городом и поражала своим великолепием, так как была покрыта глазурью и золотом.

Изменения природных условий в результате интенсивной хозяйственной деятельности приводили к негативным последствиям: эрозии почв, их засолению, разрушению мелиоративных систем, опустыниванию и, в конечном счете, к деградации искусственных экосистем, созданных человеком. В Месопотамии возник древнейший очаг экологической катастрофы, спровоцированной нарушением хрупкого равновесия между человеческим обществом и окружающей средой.

Вавилон, бывший в течение полутора тысяч лет культурной и экономической столицей Ближнего Востока, был основан амореями в XIX в. до н. э. Устойчивый антропогенный ландшафт просуществовал здесь до VII в. до н. э. Гибель Вавилонского царства - следствие неумелого хозяйствования. Вот как описывает одну из первых экологических катастроф человечества Л. Н. Гумилев (1990).

Хозяйство Вавилонии базировалось на системе ирригации междуречья Тигра и Евфрата, причем избыточные воды сбрасывались в море через Тигр. В 582 г. до н. э. Навуходоносор скрепил мир с Египтом женитьбой на египетской царевне. Вместе с царевной в Вавилон прибыла ее свита из образованных египтян. Египтяне, имевшие богатый опыт строительства ирригационных сооружений для орошения земель в долине Нила, предложили построить канал и увеличить площадь орошаемых земель в междуречье Тигра и Евфрата. Вода оросила земли, подстилаемые засоленными грунтами. Началось вторичное засоление почв. Вода в Евфрате, откуда ее брали в новый канал, стала течь медленнее, что вызвало отложение осадков в старой ирригационной сети. Она стала выходить из строя. Так последствия очередной "победы над природой", пишет Гумилев, погубили великий город. К началу новой эры от него остались лишь руины. Все ближе к городам и селениям подступали пустыни, все чаще встречаются изображения корабля пустыни - верблюда. Как отмечает французский исследователь Ф. Шатобриан, леса предшествовали человеку, а пустыни следовали за ним.

Фараоны Египта, шумерские, вавилонские, ассирийские цари вписывали в число своих славных деяний преобразование природы: строительство плотин, каналов, мелиоративных систем, посадку садов и парков. Висячие сады Семирамиды, созданные около 600 г. до н. э. царем Навуходоносором, по праву считались одним из семи чудес света. Содержание диких животных, привезенных из разных стран, в специальных парках сравнимо с организацией древнейших зоопарков.

В третьем тысячелетии до нашей эры в Египте был создан современный солнечный календарь, деливший год на 365 дней, а в Шумере - лунный календарь, в котором период обращения Луны был высчитан с точностью до 4 секунд. Шумерские математики оперировали числами, состоявшими из 15 знаков. Они же разработали позиционную систему цифр и шестидесятиричный счет, которые используются по сей день.

В Древней Месопотамии зародилась медицина; название ее дословно означает "зелень", т. е. подразумевается лечение травами. Первая "медицинская энциклопедия" была записана на 22 тысячах глиняных табличек. Свод законов вавилонского правителя Хаммурапи, содержащий 238 статей, является древнейшим письменным изложением шумерского права. Шумерам мы обязаны появлением первых библиотек, архивов, учебных заведений, возникновением художественной литературы, семитоновой звуковой гаммы. Как отмечают многие исследователи, важнейшее, что сохранилось от культуры древней Месопотамии, - клинопись, которая зародилась на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. Вероятно, что именно она повлияла на формирование финикийского письма, греческого и более поздних алфавитов.

Египтяне и шумеры разработали принципы пропорции и гармонии в архитектуре, оставив после себя величественные храмы, дворцы, пирамиды, произведения монументальной скульптуры.

Приемы обработки земли, ирригации, интродукции и селекции растений и животных (от скрещивания до искусственного опыления финиковых пальм) - все эти достижения древнейших цивилизаций Месопотамии и Нила были заимствованы и использованы последующими культурами, что обеспечило их более быстрое развитие. Из очагов своего зарождения в долинах рек достижения культуры широко распространились по всему Средиземноморью.

Как предупреждение потомкам звучит иероглифическая надпись на пирамиде Хеопса: "Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира."

Финикийские мореходы оказывали услуги многим правителям Египта, Ассирии, Иудеи, отправлялись в рискованные плавания. По просьбе легендарного царя Соломона в X в. до н. э. они плавали в страну Офир (возможно, расположенную в южной Индии), откуда привозили золото, слоновую кость и эбеновое дерево. Но самой удивительной, с точки зрения современного человека, была экспедиция, организованная финикийцами по просьбе египетского фараона Нехо II на рубеже VII-VI вв. до н. э., когда они за три года обогнули Африку с востока на запад. Повторить это плавание - с запада на восток - удалось лишь через 21 столетие португальцам.

Вопросы для самостоятельных занятий

1. Древнейшие речные цивилизации. Развитие орошаемого земледелия. Возникновение городов. Воздействие на природу

2. Отражение в мифах древнего Египта и Месопотамии отношения людей к природе.

3. Экологические проблемы древних земледельческих цивилизаций.

4. Достижения культуры и науки древнейших земледельческих цивилизаций.

Экономическое развитие Двуречья (Междуречья). Другим древнейшим центром цивилизации стала территория речных долин Тигра и Евфрата - Двуречье, позже названное греками Месопотамией. Раскопки подтверждают, что первые поселения появились здесь в VI тысячелетии до н.э, а в IV тысячелетии до н.э. на этих плодородных почвах стали возникать первые очаги земледелия. Но постоянно повторяющиеся бурные половодья рек приносили много несчастий крестьянам, которым приходилось проводить огромные ирригационные работы, чтобы защитить поля от разливов. В середине IV тысячелетия до н.э. в Месопотамии расселились племена шумеров, основавших первые государства на этой территории.

В районе Двуречья с древнейших времен земледельцы выращивали множество зерновых, бобовых, бахчевых и прочих культур. Крестьяне сеяли ячмень, просо, горох, гречиху, фасоль, баклажаны, тыкву, огурцы, лук, чеснок, кунжут и многое другое. Повсюду разбивались виноградники и сады, где росли яблони, инжир и другие плодовые деревья. Особо почитаемыми были финиковые пальмы, из плодов которых делали муку, вино, сахар, уксус, из волокон пальмы изготавливали ткани, косточки употреблялись вместо угля в кузницах и т.д.

Жителям Двуречья недоставало леса. По берегам рек росли только ивы и камыши. Зато имелись большие запасы природного асбеста и глины, из которой делали гончарные изделия. В отличие от Египта в Междуречье не было залежей мрамора, гранита и других каменных пород. Для строительства храмов, дворцов, плотин люди изготавливали глиняные кирпичи, которые за прошедшие тысячелетия разрушились. На севере выплавляли железо, свинец, олово. Достаточно рано стала развиваться торговля, тем более что Месопотамия лежала на перекрестке торговых путей между Востоком и Западом.

В истории Двуречья существовали различные древние государства: Шумерское, Аккадское, Вавилония и др. Расцвет Шумерского государства приходится на III тысячелетие до н.э. В этом государстве на

равнине между Тигром и Евфратом успешно развивались земледелие и садоводство, которые в значительной мере зависели от этих рек. В течение нескольких месяцев в году в Двуречье стояла невыносимая жара, от которой высыхали все поля и мелели реки. К концу весны, когда происходило таяние снегов в горах Армянского нагорья, начинался такой бурный разлив, что кое-где реки сливались, образуя огромные водные пространства. Чтобы защитить поля от таких наводнений, нужно было возводить многочисленные ирригационные сооружения. Люди строили каналы, плотины, водохранилища, каменные набережные вдоль каналов и рек. Кое-где русло каналов помещали в каменные трубы. Осушенные земли использовались под пашни. По берегам каналов сажали финиковые пальмы, выращивали тенистые рощи, защищавшие людей от жары.


В Шумерском государстве высокого уровня достигло ремесленное производство: металлургия, кузнечное, гончарное и ювелирное дело и т.д. Развивались внутренний обмен и внешняя торговля. Это можно объяснить тем, что равнина Междуречья (в отличие от замкнутой долины Нила) была открыта для внешнего мира со всех сторон. По государствам Месопотамии во всех направлениях проходили удобные дороги, транспортными путями служили реки и каналы, по которым плавали парусные и гребные суда, со стороны Аравийской пустыни подходили караванные пути, с моря приплывали корабли из южных стран, особенно много - из Индии.

Сюда приезжали соседи со своими товарами и покупали различные продукты. Так, с севера в страны Двуречья ввозили медь, драгоценные металлы и камни, древесину, строительные материалы, с юга кочевники везли скот, шерсть, кожу, из Индии - золото, слоновую кость, пряности и др. Из государств Двуречья вывозили продукты земледелия и ремесленные изделия, в частности ковры, узорчатые ткани, холодное оружие, глиняную утварь с художественной росписью и многое другое.

В это же время на территории Двуречья существовали города-государства:Ур, Урук, Эриду, Ларс, Лагаш, Шуруппак, Ниппур, Киш и др. Центрами городов были храмы, вокруг которых формировались храмовые хозяйства, сыгравшие огромную роль в экономике Двуречья. В этих хозяйствах работали пекари, пивовары, плотники, кузнецы, каменщики и другие мастера из числа общинников. Для обработки храмовых земель привлекалось большое количество общинников-гурушей, которым платили за труд продуктами. Храмовое хозяйство возникло на базе сельской общины, которая еще

долгое время сохраняла большое значение в государствах Двуречья. Общины состояли, как правило, из многочисленных семейных коллективов, в которых имелись даже рабы, используемые на домашних работах.

В XXIV веке до н.э. наивысшего расцвета достигло Аккадское царство, которое возглавлял Саргон Древний (2316-2261 годы до н.э.). Он объединил все города-государства Северной Месопотамии (в том числе и Шумерское государство) в крупнейшую державу на Ближнем Востоке. Это позволило создать единую ирригационную систему в долинах Тигра и Евфрата, что привело к росту продуктивности сельского хозяйства. Саргон и его преемники заметно понизили экономическую роль храмовых хозяйств, подчинив их государству. Царская собственность пополнялась также и за счет наступления на общинные земли. Заодно выросли привилегии приближенных к царю вельмож. В стране заметно увеличилось количество рабов. Аналогичной политики придерживались и цари из династии Ура, к которым перешла власть в XXII веке до н.э.

Разорение общины приводило к снижению эффективности сельского хозяйства, массовому обнищанию крестьян, которые все чаще попадали в долговое рабство, становившееся наследственным, т.е. распространявшимся и на детей. Труд таких рабов использовался в государственном хозяйстве на тяжелых работах. Рабы существовали и в частных хозяйствах, где их положение было гораздо лучше: они могли иметь семью и откупиться на волю.

В конце III тысячелетия до н.э. Шумеро-Аккадское царство распалось. Среди множества причин этого были и нападения внешних завоевателей. Но уже в XIX веке до н.э. на месте древних государств этого региона образовалось Старовавилонское царство, или Вавилония. Пик развития этого государства пришелся на XVIII век до н.э., когда его возглавлял царь Хаммурапи (1792-1750 годы до н.э.). Будучи искусным политиком и талантливым полководцем, он подчинил Вавилонии большую часть Месопотамии, присоединил множество соседних земель. В этот период достигли расцвета поливное земледелие, скотоводство, садоводство.

Особое внимание уделялось расширению и улучшению оросительных систем, развитию ремесленного производства, которое включало большое количество специальностей. Ремесленниками считались не только столяры, плотники, судостроители, камнерезы, но и цирюльники, врачи, трактирщики, ветеринары и пр. Большое значение имела внутренняя и внешняя торговля. На экспорт поставлялись зерно,

финики, сезамовое (кунжутное) масло, шерсть, ремесленные изделия, а импортировались лес, металлы, драгоценные камни, ювелирные изделия; кроме того, ввозились рабы.

С развитием торговли далеко за пределы страны вышел вавилонский язык, на котором объяснялись не только купцы разных стран, но и их правители. Даже египетские фараоны были вынуждены прибегать к помощи переводчика для перевода своих посланий на вавилонский язык. Масштабы распространения этого языка на Ближнем Востоке можно сопоставить с тем, какое влияние оказывал французский язык на Европу в XVII-XIX веках, а английский - на мировую экономику и политику в настоящее время.

Бурное развитие внутренней и внешней торговли привело к появлению денег. Сначала в качестве денег употребляли меха пушных зверей, скот, шкуры и т.д. Позже при обмене стали использовать деньги из металла: из него изготавливали кусочки одинакового веса (т.е. монеты), причем внешний вид этих монет был самым разнообразным. Иногда монетам придавали вид целого быка или его головы (в память о прежних "деньгах"). Потом все чаще на товары стали обменивать небольшие слитки из меди, серебра, золота. В раскопках находят деньги в форме палочек, колец, кружочков. Деньги собирали, чтобы осуществлять крупные покупки - приобретать дома, землю, скот, рабов и др. Особенно большие запасы денег накапливались в храмах, куда их приносили не только в качестве даров, но и на хранение, так как в храмах деньги были в безопасности. Кроме того, храмы имели большие денежные поступления от своих многочисленных земельных угодий и ремесленных мастерских. Почти во всех храмах жрецы пускали деньги в рост. Население знало, что у них всегда можно получить деньги взаймы под определенный процент.

Ростовщические операции требовали особой точности, поэтому при таких сделках заключались письменные обязательства, которые оформлялись на глиняных дощечках. Чтобы избежать подделок и обмана, каждую глиняную расписку покрывали новым слоем глины и на нем повторяли ту же запись. Если потом возникали недоразумения между должником и кредитором, верхний слой глины разбивали и проверяли запись по нижнему слою дощечки. В подобные отношения приходилось вступать часто, поэтому почти у всего взрослого населения имелись печати, вырезанные из крепкого камня. Такая печать служила вместо подписи.

В годы правления Хаммурапи был написан целый свод законов - Кодекс Хаммурапи, который является ценным памятником древневосточного

права, отражающим характерные черты экономического и политического развития той эпохи. В Кодексе было подробно определено, как следует пользоваться водой из каналов, как должны проходить наем работников, покупка рабов, перевоз вещей по рекам и многое другое.

Составитель законов настойчиво требовал, чтобы все население честно и правильно выполняло условия и обязательства договоров, за нарушение этих условий необходимо было нести ответственность. Так, предусматривались строгие наказания за причинение ущерба оросительным системам, представлявшим огромную ценность в масштабе страны. В случае если рухнул дом и в нем погибли жители, то строителей этого дома следовало казнить, и т.п.

В Кодексе были четко определены взаимоотношения рабов и рабовладельцев. Раб объявлялся полной собственностью господина вплоть до возможности его продажи наравне с имуществом. Убийство раба или нанесение ему увечья считалось причинением имущественного ущерба его хозяину. Число рабов увеличивали войны, долговая кабала, самопродажа в рабство, наказание за преступления и пр.

Но большое распространение долгового рабства приводило к уменьшению числа налогоплательщиков, поэтому Кодекс Хаммурапи ограничивал произвол ростовщиков. Плата за ссуду не должна была превышать 20%. Долговое рабство ограничивалось тремя годами. К тому же зачастую оно принимало патриархальный характер: рабы могли иметь небольшое хозяйство, вступать в брак со свободными женщинами, их дети объявлялись свободными. Следует также отметить, что в Вавилонии сохранялся и широкий слой свободного общинного крестьянства, которое сдерживало безграничный рост количества рабов.

Заметную роль в экономике Вавилонии играло царское хозяйство. Дворцовые земли не только обрабатывались зависимыми крестьянами, но и сдавались в аренду. В Кодексе Хаммурапи подробно описывались условия аренды. Так, за аренду садовых земель следовало платить 2/3 урожая, а пахотных угодий - 1/3. В арендные отношения вступали как крестьяне, так и крупные землевладельцы, ростовщики, которые, в свою очередь, сдавали эти земли в субаренду на более тяжелых условия.

Вавилония в эпоху царя Хаммурапи превратилась в одно из самых богатых государств Древнего Востока. Как отмечали впоследствии путешественники, в жизни вавилонян было много роскоши, изысканной одежды, украшений из золота и драгоценных камней. Особенно сильное впечатление производил главный город страны - Вавилон,

окруженный высокими стенами, по которым могли ехать в ряд несколько военных повозок. В них имелось около 100 медных ворот, запиравшихся на ночь. Вокруг стен находились глубокие рвы, заполненные водой. Город был построен по строгому плану, улицы пересекались под прямым углом, берега Евфрата обрамляли каменные набережные. В городе было много храмов, входы в которые оберегались огромными высеченными из камня фигурами крылатых быков с человеческими головами.

В Вавилонии большое развитие получила наука. Особенное внимание уделялось астрономии. Именно в эту эпоху были определены орбиты Солнца, Луны и пяти самых ярких планет, видимых невооруженных глазом (их латинские названия Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн). Вавилонские жрецы составили лунный и солнечный календари. Они разделили год на 12 частей по 30 дней в каждой. На годовом небесном круге движения Солнца эти 12 частей (месяцев) отметили большими созвездиями Зодиака. Каждый месяц разделили на четыре недели, а каждый день недели получил название по именам семи великих вавилонских богов. Такой принцип деления года потом заимствовали европейцы.

Жрецы пытались объяснять солнечные и лунные затмения и даже научились их предсказывать. Они установили время летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. Именно в Вавилонии было принято деление часа на 60 минут, а минуты - на 60 секунд и т.д. Вавилоняне придумали цифры, которые сохранились до настоящего времени под названием "арабские". В Вавилонии была составлена азбука, грамматика2. Способ письма отличался от египетских иероглифов, его назвали клинописью. Из глиняных дощечек составлялись книги и целые библиотеки.

После смерти царя Хаммурапи могущество Вавилонии было подорвано бесконечными набегами внешних врагов. Так, в XVI веке до н.э. страну завоевали горные племена касситов, явившиеся с территории Персии, которые установили так называемую касситскую династию, правившую около 400 лет. На рубеже II и I тысячелетий до н.э. страна подверглась вторжениям войск эламитян (из Персии), халдеев (с юга Месопотамии) и др.

В 732 году до н.э. на Вавилонию напало воинственное государство Ассирия, и вавилоняне не смогли оказать его войскам достойного сопротивления. Вскоре на берегах Тигра вырос ассирийский город Ниневия,

не уступавший Вавилону ни по размерам, ни по красоте. Позже ассирийцы совершили военные походы и в другие страны, в частности захватили Израильское царство, Египет и др. Их владения простирались от Армении и Ирана до Сахары. В VII веке до н.э. эту огромную державу возглавлял царь Ашшурбанипал (669-627 годы до н.э.), который прославился не только своей жестокостью, но и огромной библиотекой древних памятников письменности, находившейся в Ниневии3. Но господство ассирийцев продолжалось недолго, и уже в конце VII века до н.э. это государство распалось, а Вавилония обрела независимость, на ее месте возникло Нововавилонское царство. Его расцвет пришелся на период правления царя Навуходоносора II (605- 562 годы до н.э.). Вновь приобрело большой размах строительство ирригационных систем, храмов, дворцов, висячих садов. Было начато строительство знаменитой Вавилонской башни, высота которой достигла 91 м. В этот период происходили заметные изменения в экономике. Рабство постепенно теряло свои позиции, многие рабы стали получать имущественные права, землю, возможность организовывать собственное хозяйство. Ограничивалось долговое рабство. В 539 году до н.э. Вавилония попала в полную зависимость от Персии и потеряла статус самостоятельной державы.

Ирригационным называют такое земледелие, при котором культуры в процессе развития периодически поливаются с использованием оросительных конструкций. Наиболее популярной подобная система выращивания сельскохозяйственных растений является в засушливых регионах, то есть там, где мало естественных осадков. На настоящий момент наибольшее распространение этот вид земледелия получил на юге Европы, в странах Азии и в северных районах Африки.

Способы полива растений в Древнем мире

Метод ирригационного земледелия - один из старейших в выращивании сельскохозяйственных культур. Как считают археологи, возник он еще на рубеже мезолита и неолита в горных засушливых долинах Азии и Мезоамерики. Первоначально полив растений производился лишь посредством обваловки паводковых разливов рек. Однако уже в 6 тыс. до н. э. в Месопотамии начали использоваться первые примитивные гидротехнические системы.

Каналы Древнего Египта

Технология ирригационного земледелия - это то, что в большой мере оказало влияние на становление великих К примеру, именно таким образом выращивали сельскохозяйственные культуры в Древнем Египте. Первоначально жители этой страны строили специальные плотины с отверстиями для отвода воды на поля. Более сложные гидротехнические системы они начали использовать уже в эпоху в связи с заметным увеличением площади орошаемых земель.

Ирригационное в это время приобрело характер бассейнового. Под паводковую воду крестьяне выкапывали большие ямы-приемники. От них вели каналы и валы для орошения полей. Подобная система поливов просуществовала в Египте вплоть до 19 века, пока не была построена Асуанская плотина.

Орошаемое земледелие в России

У нас в стране ирригационная система используется в таких засушливых регионах, как Заволжье, Средняя Азия, Забайкалье, Западная Сибирь и т. д. Одним из безусловных преимуществ такой формы земледелия является возможность получения хороших устойчивых урожаев (в некоторых случаях по 2-3 в год). Подобным образом в России капусту, томаты, хлопчатник, рис, подсолнечник и многие другие культуры.

Количество расходуемой воды

Наибольшего эффекта при применении такого способа земплепользования, можно добиться, конечно же, при том условии, что орошение будет вестись на строго научной основе. Разным культурам для быстрого развития требуется неодинаковое количество воды. Так, к примеру, кукурузе нужно 100 литров за сезон, а капусте — более 200 л. Поэтому при составлении проектов систем орошения должно производиться большое количество самых разных расчетов. Разработчикам следует учитывать не только количество потребляемой растениями воды, но и среднегодовой уровень осадков, а также и другие важные факторы (состав и продолжительность теплого периода года и пр).

Сроки поливов

Помимо количества расходуемой воды, при составлении проекта орошения земель в той или иной местности необходимо также определиться со сроками проведения операций по увлажнению почвы. Очень важно, к примеру, производить поливы во время цветения и бутонизации растений. А для этого нужно хорошо знать биологические особенности культур.

Дальнейшее развитие ирригационного земледелия происходит и в наше время. К примеру, для определения степени просыхания почвы и необходимости ее увлажнения раньше применялся метод забора проб посредством небольшого бура. Сейчас для этой цели используются специальные приборы. Это позволяет получить более точные результаты, экономить время и рациональнее использовать технические средства.

Ирригационная система: способы орошения

Основных методик увлажнения почвы под культурными растениями в засушливых регионах существует несколько:

    путем пуска воды по бороздам между рядками;

    через проложенные в почве перфорированные трубы;

    методом дождевания.

Подводиться вода на поля может от ближайших водоемов по большим и малым каналам. При выращивании такой культуры, как рис, часто используется и еще одна очень эффективная технология — затопление полей. На посевах этой культуры вода может стоять толстым слоем (15 см) в течение всего сезона. Для того чтобы она не затухала, ее время от времени меняют. Спускается вода непосредственно перед уборкой риса.

Основные разновидности

Форм ирригационного земледелия на самом деле существует множество. В равнинных местностях чаще всего используются крупные паводковые системы. В горах могут применяться террасные. В долинах ирригационное земледелие часто сочетается с методиками богарных посевов яровых культур на весенне-зимних осадках. На очень крутых горных склонах могут использоваться необычные очень сложной конфигурации. Примитивные формы ирригационного землепользования на родниковых и временных дождевых водах в наше время сохранились лишь в некоторых районах Азии и Северной Африки.

От чего еще зависит успех в ирригационном земледелии

Таким образом, вырастить хороший урожай сельскохозяйственных культур, можно, правильно составив проект мелиорации. Также важным условием успеха ирригационного земледелия являются периодические внесения удобрений в почву. Ведь поливы для того и нужны, чтобы растения имели возможность всасывать из земли необходимые им питательные вещества. Удобрения в почву при использовании метода орошаемого земледелия могут вноситься как минеральные, так и органические.

Вспомните. Что такое орошаемое земледелие и какую роль оно играло в жизни древних египтян?

Орошаемое земледелие – это когда поля нужно специально поливать, потому что дожди с этим не справляются. Именно благодаря такому земледелию Египет процветал.

1. Покажите на карте и опишите словами местоположение Месопотамии.

Месопотамия – это страна по течению Ефрата и Тигра на территории современного Ирака. Изначально цивилизация была только на юге, возле Персидского залива где-то до района современного Багдада, но потом стала распространяться выше по течению, в итоге простиралась вплоть до Средиземного моря. Также включала часть побережья Персидского залива с рекой Диалой на территории современного Ирана, по течению которой жили эламиты.

2. Сравните природные условия Египта и Месопотамии. Что в них общего? Есть ли различия? Объясните, почему в Египте река Нил считалась добрым богом, а в Месопотамии обе реки (особенно Тигр) - злыми богами.

В Месопотамии, так же, как и в Египте, редко выпадают дожди, но жарко печёт солнце, потому земледелие орошаемое: ничего не растёт без полива. Однако реки Месопотамии разливались нерегулярно, потому местные жители строили не дамбы, чтобы задерживать воду разливов, а каналы, по которым вода доходила до полей.

Месопотамские реки не несли с собой плодородного ила. Кроме того, порой они разливались больше обычного и тогда затапливали поля, а иногда становились меньше и мельче, на поля надвигалась пустыня. Потому в Месопотамии реки – злые боги, ведь они часто губили урожай, в то время как растить его помогали не они сами (к примеру, разливами), а вода из них.

3. Что в занятиях жителей Древнего Междуречья египтянину показалось бы знакомым? Какое полезное ископаемое и в связи с чем здесь особенно ценили строители и ремесленники?

Земледелие было похоже на египетское. Также нужно было пахать и засевать землю, носить воду и поливать поля. Разводили примерно тот же скот, так же разбивали сады.

Наиболее доступным материалом здесь была глина. Из неё делали посуду и много другое, из неё лепили кирпичи, которые обжигали не в печи, а просто на солнце (кирпи-сырец) и из этого материала строили, даже писали месопотамцы на глиняных табличках.

4. Составьте перечень продуктов, которые производили и употребляли в пищу древние жители Месопотамии. Какие из них являются незаменимыми в наше время?

Производили в Месопотамии посуду, ткани, орудия труда, оружие, упряжь, предметы роскоши и много другое.

Ели тогда ячмень, пшеницу, просо, финики, смоквы, виноград, гранат, пили пиво (сырая вода была слишком грязной, потому опасной для здоровья).

6*. Назовите основное богатство Месопотамии. Когда люди смогли его обнаружить и воспользоваться?

Основным богатством были отличные условия для орошаемого земледелия. Человек научился ими пользоваться примерно в V т. до н.э., и тогда местные поля смогли давать не один урожай в году, кормить большое число людей, при этом ещё оставалось зерно для продажи соседним народам.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: