Creativenn - Портал рукоделия

Соколов Аркадий Васильевич (10 февраля 1934) — советский и российский учёный, специалист в области библиотековедения, библиографоведения, информатики, теории социальных коммуникаций. Профессор кафедры информационно-управляющих и мультимедиа систем СПбГУКИ.

Кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор. Член ISKO (Международного общества по организации знаний). В 1989-1993— президент Петербургского библиотечного общества.

Внёс значительный вклад в разработку информационно-поисковых языков дескрипторного типа, семиотических проблем релевантности. Обосновал концепцию социальной информатики. Глава Санкт-Петербургской школы семантической информатики.

Окончил Ленинградский военно-механический институт, Северо-Западный заочный политехнический институт, аспирантуру ЛГИКа.

В 1958-1961 — инженер-конструктор Кировского завода. В 1961-1967 — заведующий лабораторией отдела научно-технической информации ВНИИ радиоэлектроники, одновременно преподавал во ЛГИКе.

В 1967 защитил кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальные исследования потерь информации и информационного шума в информационно-поисковых системах» в ВИНИТИ АН СССР. В 1978 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Автоматизация библиографического поиска в СССР. История, современное состояние, перспективы развития» в Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина.

В 1967-1984 возглавлял первую в системе отечественного библиотечного образования кафедру информатики ЛГИК им. Н.К. Крупской в 1987-1991— кафедру отраслевой библиографии.

В 1992—1995— старший научный сотрудник Библиотеки РАН. В 1995-2009 — профессор кафедры социально-культурной деятельности СПбГУП. С 2009 — профессор СПбГУКИ.

С 1990 читает в различных вузах разработанные им курсы «Теория и история социально-культурной деятельности», «Социальные коммуникации», «Коммуникационные потребности», «Введение в теорию социальной коммуникации».

Книги (3)

Введение и теорию социальной коммуникации

В книге видного российского ученого, член-корреспондента Российской академии естественных наук, действительного члена Международной академии информатизации, профессора СПбГУП изложены основы теории социальной коммуникации.

Впервые и отечественной литературе разносторонне освещены социальная коммуникация, коммуникационная деятельность, социально-коммуникационная система. В анализе социальной коммуникации использован теоретический инструментарий философии, социологии, психологии, информатики, культурологии.

Информационное общество в виртуальной и социальной реальности

Информационное общество представляет собой не социальный факт, а предположение о возможном состоянии грядущего мирового сообщества.

Прослеживаются зарождение и развитие идеи информационного общества в России и за рубежом, технические предпосылки и государственные программы его построения. Анализируются технократические и гуманистические концепции информационного общества. Раскрывается сущность информационного общества в виртуальной и социальной реальности.

Рассмотрены тенденции формирования глобального информационного общества и перспективы социализации идеи информационного общества в России XXI века.

Общая теория социальной коммуникации

В учебном пособии излагается обобщающая теория, содержащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации.

На основе понимания социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени рассмотрены личные и общественные коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность и общение, социальная память, коммуникационные каналы, типология социально-коммуникационных институтов, эволюция социальных коммуникаций с каменного века до 2000 года.

Особое внимание уделено информационному подходу к социальной коммуникации (социальной информатике) и семиотике социальных коммуникаций. Представлена система социально-коммуникационных наук, центром которой является метатеория социальной коммуникации.

социальной коммуникации

Рис. 10.1. показывает, что метатеория социальной ком­муникации занимает центральное место (служит ядром) си­стемы социально-коммуникационных наук. Это ее положе­ние в сфере научного знания обусловлено тем, что она является обобщающей теорией, а остальные дисциплины - част­ными обобщаемыми теориями социальной коммуникации.

Объектом метатеории является социальная коммуни­кация в целом, т. е. все виды, уровни, формы, средства и технологии движения смыслов в социальном времени и пространстве.

Предметом метатеории служат не конкретные соци­ально-коммуникационные явления, а знания об этих яв­лениях, добытые частными теориями. Поскольку эти тео­рии относятся к различным научным комплексам, мета­теория социальной коммуникации приобретает статус межнаучной обобщающей теории.

Функции межнаучных теорий в системе научного зна­ния заключаются в следующем. Помимо объяснительной, описательной и предсказательной функций, которые вы­полняются всеми научными теориями, метатеории име­ют особые функции:

Трансляционную - перенос обобщенного знания из одной частной дисциплины в другую с целью углубления конкретных знаний и раскрытия общих фундаментальных закономерностей и принципов изучаемых предметов;

Стратегическую - ориентация в направлениях даль­нейших научных поисков;

Терминологическую - упорядочение и согласование терминологических систем частных наук;

Практическую - содействие решению комплексных практических проблем, требующих участия специалистов разного профиля;

Методологическую - уточнение объекта, предмета, границ и условий применимости конкретных теорий;

Общенаучную - раскрытие содержания общенаучных категорий, входящих в аппарат метатеории; в данном случае - понятия социальной коммуникации и производных от него;

Мировоззренческую - содействие формированию профессионального мировоззрения специалистов (соци­ально-коммуникационных работников).

Методическому аппарату метатеорий не свойствен­ны такие методы эмпирического познания, как экспери­мент и наблюдение, зато широко применяются методы сравнения, аналогии, типологизации, моделирования, формализации. Метатеории часто берут на вооружение общенаучные методологические подходы: системный, информационный, функциональный и др. Согласно определению метатеории, источниками зна­ния, на основе которого она вырабатывает обобщающие закономерности, типологии, принципы, служит содержа­ние частных дисциплин, как фундаментальных наук, так и прикладных учений.

В табл. 10.1. конкретизирована взаимозависимость между метатеорией социальной комму­никации и дисциплинами, входящими в систему социально-коммуникационных наук. Познавательная ценность этой таблицы в том, что она наглядно демонстрирует межнаучный статус метатеории социальной коммуникации и показывает распределение обобщаемых ею проблем меж­ду частными дисциплинами.

Таблица 10.1.

Метатеоретические проблемы и обобщаемое научное знание

Метатеоретические проблемы

Обобщаемое научное знание

Фундаментальные науки

Прикладные учения

Смыслы и понимание

Философия: теория познания;

Психология понимания

Коммуникационная деятельность

Психология общения;

Педагогика;

Теория массовой коммуникации;

Риторика

Культура речи;

Деловое общение;

Социальная память

Культурология;

Книговедение;

Психология памяти;

Социальная психология

Библиотековедение; Архивоведение; Источниковедение; Музееведение

Коммуникационные каналы

Лингвистика;

Литературоведение; Искусствознание;

Книговедение;

Теория информации

Библиографоведение; Библиополистика; Текстология; Телекоммуникация

Эволюция социальных коммуникаций

Культурология;

Антропология;

Археология

Палеография; Инкунабуловедение; Мемуаристика

Семиотика социальных коммуникаций

Семиотика;

Структурная лингвистика; Структурное литературоведение; Этнология

Теория редактирования; Теория кодирования; Рекламное дело;

Тайнопись

Социальная информация

Философия информации;

Теория информации

Научнаяин форматика; Компьютерная информатика

Коммуникационные потребности

Общая психология;

Социальная психология;

Общая социология

Библиотековедение; Журналистика; Социология культуры

Социально-коммуникационные институты

Общая социология;

Политология;

Социология культуры

Менеджмент

Система социально-коммуникационных наук

Философия:

классификация наук; Науковедение

Библиотечно-библиографические классификации

10.3. Выводы

1. В настоящее время сложилась система социально-коммуникационных наук, включающая человековедческие, обществоведческие, биогуманитарные, культуроведческие, технические и обобщающие дисциплины. Это система охва­тывает как теоретическое, так и прикладное знание.

2. Благодаря развитию системы социально коммуни­кационных наук созрели условия для формирования обоб­щающей метатеории социальной коммуникации, объектом которой являются все виды, уровни, формы, средства и технологии социальной коммуникации в целом, а пред­метом - знание о социальной коммуникации, получен­ное частными дисциплинами.

3. Метатеория социальной коммуникации является межнаучной теорией и выполняет следующие особые функции: трансляционную, стратегическую, терминоло­гическую, практическую, методологическую, общенауч­ную, мировоззренческую, которые обеспечивают консо­лидацию и дальнейшее развитие системы социально-ком­муникационных наук.

4. Terra incognita. На рис. 10.1. система социально-коммуникационных наук названа «гипотетической», т.е. не обладающей статусом достоверного и общепринятого знания. Существование различных дисциплин, включающих в свой предмет те или иные коммуникационные проблемы, - факт несомненный. Однако эти дисципли­ны оторваны друг от друга и их лидеры не осознают общ­ность изучаемого ими объекта, а именно - социальной коммуникации. Возможно ли установление научно-интеграционных связей между ними, которые преобразуют сум­му знаний в системное знание? Вопрос остается откры­тым. Ясно одно, что без формирования обобщающей ме­татеории такое преобразование не возможно.

Литература

1. Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация. Вве­дение в интерпретативную социологию. - СПб.: Алетейя. 1999. ― 272 с.

2. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социаль­ной коммуникации. - М.: Наука, 1984. - 268 с.

3. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. - М.: Изд-во МГУ, 1995. ― 270 с.

4. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. по­собие. ― М.: Изд-во МГУ, 1995. ― 294 с.

5. Рождественский Ю.В. Теория риторики: 2-е изд. - М.: Добросвет, 1999. ― 482 с.

6. Рязаев А.В. Парадигмы общения: Взгляд с позиций социаль­ной философии. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. - 212 с.

7. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. - СПб.: СПбГУП, 1996. ― 319 с.

8. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. - М.: Ин-т Психологии РАН, 1999. ― 448 с.

9. Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макро­мирах Вселенной. - М.: Радио и связь, 1996. - 214 с.

СПб.: Изд-во Михайлова В. А. , 2002. — 461 с.В учебном пособии излагается обобщающая теория, содержащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации. На основе понимания социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени рассмотрены личные и общественные коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность и общение, социальная память, коммуникационные каналы, типология социально-коммуникационных институтов, эволюция социальных коммуникаций с каменного века до 2000 г. Особое внимание уделено информационному подходу к социальной коммуникации (социальной информатике) и семиотике социальных коммуникаций. Представлена система социально-коммуникационных наук, центром которой является метатеория социальной коммуникации.
Книга адресована ученым-обществоведам, студентам, аспирантам и преподавателям, изучающим проблематику социальной коммуникации, а также социально-коммуникационным работникам, желающим повысить свою квалификацию.Содержание:
Введение.
Понятие социальной коммуникации.
Обыденное и научное понимание коммуникации.
Проблема смысла.
Проблема понимания.
Социальное пространство и время.
Выводы.
коммуникационная деятельность общение.
Коммуникационные действия и их формы.
Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности.
Виды коммуникационной деятельности.
Микрокоммуникация.
Мидикоммуникация.
Макрокоммуникация.
Сотрудничество и конфликты в коммуникационной деятельности.
Общение как социально-психологическая и коммуникационная категория.
Игры и псевдоигры.
Игра как творческое коммуникационное действие.
Псевдоигра как нетворческое коммуникационное действие.
Правда и ложь в коммуникационной деятельности.
Выводы.
Социальная память.
Виды памяти и мнемические действия.
Информационная модель индивидуальной памяти.
Групповая социальная память.
Структура социальной памяти общества.
Противоречия общественного познания.
Выводы.
коммуникационные каналы.
Разновидности коммуникационных каналов.
Устная коммуникация.
Схема устной коммуникации.
Функции естественного языка и речи.
Коммуникационные барьеры.
Проект искусственного международного языка эсперанто.
Документная коммуникация.
Система документной коммуникации в XX веке.
Функции документов.
Коммуникационные барьеры.
Цензура как орудие коммуникационного насилия.
Электронная коммуникация.
Маршалл Маклюэн — пророк электронной коммуникации.
Функции электронной коммуникации.
Коммуникационные барьеры.
бальная коммуникационная система Интернет.
Древо коммуникационных каналов.
Выводы.
Эволюция социальных коммуникаций.
Хронология общественных коммуникационных систем.
Археокультурная словесность.
Палеокультурная книжность.
Мануфактурная неокультурная книжность.
Индустриальная неокультурная книжность.
Мультимедийная коммуникационная культура.
Выводы.
Семиотика социальной коммуникации.
Объект и предмет семиотики социальной коммуникации.
Коммуникационные знаки и их классификация.
Семиотика текстов.
Семантика, синтактика, прагматика.
Выводы.
Социальная информация.
Концепции информации в современной науке.
Математическая теория информации: информация — абстрактная фикция.
Информация — физический феномен.
Информация — функция самоуправляющейся системы.
Другие концепции.
Итоги.
Эффект «информационных очков».
Концепции социальных информатик.
Социальная информатика I (70-е гг.).
Социальная информатика II (80-е гг.).
Социальная информатика III (90-е гг.).
Выводы.
Коммуникативные потребности.
Определение и типология коммуникационных потребностей.
Личностные коммуникационные потребности.
Групповые коммуникационные потребности (информационный подход).
Общественные коммуникационные потребности.
Выводы.
Социально-коммуникационные институты.
Происхождение и виды социально- коммуникационных служб, систем, институтов.
Сущностные и прикладные функции социально-коммуникационных явлений.
Либерально-демократические принципы и схемы функционирования социально-коммуникационных институтов.
Социально-коммуникационные права и свободы.
Либерально-демократическая схема функционирования социально-коммуникационных институтов.
Тоталитарные принципы и схемы функционирования социально-коммуникационных институтов.
Ленинский принцип партийности.
Тоталитарная схема управления социально-коммуникационными институтами.
Тотальная цензура. Опыт Советского Союза.
Выводы.
Социальная коммуникация как объект, предмет соц. познания.
Система социально-коммуникационных наук.
Общая характеристика метатеории социальной коммуникации.
Выводы.
Заключение.

3 ..

Русский Гуманитарный Интернет Университет

Библиотека

Учебной и научной литературы

А.В.Соколов ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Санкт-Петербург

2002

УДК 316.6

ББК 88.53

С 59

Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : Учеб-ное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. - 461 с.

ISBN 5-8016-0091-4

В учебном пособии излагается обобщающая теория, содер-жащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации. На основе понимания социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени рассмотрены личные и общественные коммуникационные потребности, коммуникаци-онная деятельность и общение, социальная память, коммуника-ционные каналы, типология социально-коммуникационных институтов, эволюция социальных коммуникаций с каменного века до 2000 г. Особое внимание уделено информационному подхо-ду к социальной коммуникации (социальной информатике) и семиотике социальных коммуникаций. Представлена система социально-коммуникационных наук, центром которой являет-ся метатеория социальной коммуникации.

Книга адресована ученым-обществоведам, студентам, аспи-рантам и преподавателям, изучающим проблематику социаль-ной коммуникации, а также социально-коммуникационным ра-ботникам, желающим повысить свою квалификацию.

ВВЕДЕНИЕ

Коммуникационные аспекты эволюции культуры

Культура всякого сообщества людей представляет со­бой, во-первых, культурное наследие, т. е. совокупность искусственных социальных смыслов (культурных ценно­стей), как овеществленных (изделия), так и неовеществ­ленных (идеи); во-вторых, деятельность по созданию, хра­нению, распространению и освоению культурных ценно­стей, называемую культурной деятельностью. Короче: культура = культурное наследие + культурная деятель­ность. Культурная деятельность, в свою очередь, является суммой: творчество (создание культурных ценностей) + социальная коммуникация (хранение и распространение созданных ценностей) + практическое использование (освоение) этих ценностей. Таким образом, социальная коммуникация - необходимый аспект, неотъемлемая часть культуры, и эволюция человеческой культуры есть в то же время социально-коммуникационная эволюция.
Эволюцию культуры можно представить в виде сле­дующих пяти стадий, где неизменно присутствуют ком­муникационные аспекты:
0. Пракультура (1,5 млн. лет назад - 40 тыс. лет на­зад) - период антропосоциогенеза, время формирования хомо сапиенс как биологического вида, когда предками че­ловека (питекантропы, неандертальцы) были освоены средства культурной деятельности: каменные орудия и членораздельная речь. 40 тыс. лет назад на планете появил­ся современный человек (неантроп), творец и создатель собственно культуры.
I. Археокультура (40 тыс. лет назад - III тыс. лет до н. э.) - период каменного века (верхний палеолит, мезо­лит, неолит), когда в первобытных общинах получила раз­витие не только материальная культура в виде «каменной индустрии», но и духовная культура в виде магических культов, мифологии, изобразительного и музыкального искусства. Образование в IV -III тыс. до н. э. локальных цивилизаций и изобретение письменности знаменовали переход к стадии палеокультуры.
I.I. Палеокультура (III тыс. лет до н. э. - XV в. н. э.) - время возникновения мощных восточных цивилизован­ных государств, расцвета античной культуры, и сменив­шего ее средневековья. Вехами культурного прогресса человечества на этой стадии являются: иероглифы на сте­нах древнеегипетских пирамид - алфавитное письмо - Александрийская библиотека - печатный станок И. Гу­тенберга. Изобретение Гутенберга положило в Западной Европе начало новой стадии - стадии неокультуры.
III. Неокультура в разных регионах наступила в раз­ное время (некоторые африканские и азиатские страны и в наши дни остаются на палеокультурном уровне), но для культурного лидера - западноевропейского мира стадию неокультуры можно датировать XVI веком - эпохой Вы­сокого Возрождения и Реформации, за которым последо­вали век Просвещения (вторая половина XVII - XVIII вв.) и XIX век - век индустриализации. К неокультуре отно­сится и XX век, но уже в конце века в развитых странах появились признаки наступления постиндустриальной эры, которую логично связать с новой, пока еще гипоте­тической стадией культурной эволюции.
IV. Постнеокультура - это компьютеризированный мир с мультимедийными глобальными коммуникационными ка­налами и с культурным наследием, хранящимся в распреде­ленной памяти компьютерных сетей. Короче: это время гос­подства электронных коммуникаций, вытеснивших документную коммуникацию на периферию общественной жизни.
Легко заметить, что на всех стадиях эволюции культу­ры неизменно прослеживалась закономерность: совершен­ствование коммуникационных средств сопровождалось общественным прогрессом (иногда даже предопределяло его), а общественный прогресс, в свою очередь, стимулировал развитие коммуникации. Но эта закономерность осознавалась обществом по-разному на разных стадиях.
В дописьменной археокультуре, где устная коммуника­ция служила главным способом хранения и распростране­ния культурного наследия, существовало обожествление Слова. Слову приписывалась магическая сила, оно требо­вало осторожного и уважительного обращения. Н. С. Гумилев в известном стихотворении «Слово» обрисовал этот культ следующим образом:
В оный миг, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, словно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для здешней жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число…
Обожествление слова означало обожествление Ком­муникации. Жрецы Древнего Египта и Месопотамии, ос­воившие письменность («иероглиф» означает «священное письмо»), способствовали трансформации культа Слова в культ Книги. Священные писания мировых религий не что иное, как результат коммуникации пророков со Всевышним. Всякая религия начинается с коммуникации, недаром «религия» в переводе с латыни значит «связь», но для священнослужителей коммуникация была (и ос­тается) предметом культа, а не предметом исследования.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: