Соколов Аркадий Васильевич (10 февраля 1934) — советский и российский учёный, специалист в области библиотековедения, библиографоведения, информатики, теории социальных коммуникаций. Профессор кафедры информационно-управляющих и мультимедиа систем СПбГУКИ.
Кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор. Член ISKO (Международного общества по организации знаний). В 1989-1993— президент Петербургского библиотечного общества.
Внёс значительный вклад в разработку информационно-поисковых языков дескрипторного типа, семиотических проблем релевантности. Обосновал концепцию социальной информатики. Глава Санкт-Петербургской школы семантической информатики.
Окончил Ленинградский военно-механический институт, Северо-Западный заочный политехнический институт, аспирантуру ЛГИКа.
В 1958-1961 — инженер-конструктор Кировского завода. В 1961-1967 — заведующий лабораторией отдела научно-технической информации ВНИИ радиоэлектроники, одновременно преподавал во ЛГИКе.
В 1967 защитил кандидатскую диссертацию на тему «Экспериментальные исследования потерь информации и информационного шума в информационно-поисковых системах» в ВИНИТИ АН СССР. В 1978 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Автоматизация библиографического поиска в СССР. История, современное состояние, перспективы развития» в Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина.
В 1967-1984 возглавлял первую в системе отечественного библиотечного образования кафедру информатики ЛГИК им. Н.К. Крупской в 1987-1991— кафедру отраслевой библиографии.
В 1992—1995— старший научный сотрудник Библиотеки РАН. В 1995-2009 — профессор кафедры социально-культурной деятельности СПбГУП. С 2009 — профессор СПбГУКИ.
С 1990 читает в различных вузах разработанные им курсы «Теория и история социально-культурной деятельности», «Социальные коммуникации», «Коммуникационные потребности», «Введение в теорию социальной коммуникации».
Введение и теорию социальной коммуникации
В книге видного российского ученого, член-корреспондента Российской академии естественных наук, действительного члена Международной академии информатизации, профессора СПбГУП изложены основы теории социальной коммуникации.
Впервые и отечественной литературе разносторонне освещены социальная коммуникация, коммуникационная деятельность, социально-коммуникационная система. В анализе социальной коммуникации использован теоретический инструментарий философии, социологии, психологии, информатики, культурологии.
Информационное общество в виртуальной и социальной реальности
Информационное общество представляет собой не социальный факт, а предположение о возможном состоянии грядущего мирового сообщества.
Прослеживаются зарождение и развитие идеи информационного общества в России и за рубежом, технические предпосылки и государственные программы его построения. Анализируются технократические и гуманистические концепции информационного общества. Раскрывается сущность информационного общества в виртуальной и социальной реальности.
Рассмотрены тенденции формирования глобального информационного общества и перспективы социализации идеи информационного общества в России XXI века.
Общая теория социальной коммуникации
В учебном пособии излагается обобщающая теория, содержащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации.
На основе понимания социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени рассмотрены личные и общественные коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность и общение, социальная память, коммуникационные каналы, типология социально-коммуникационных институтов, эволюция социальных коммуникаций с каменного века до 2000 года.
Особое внимание уделено информационному подходу к социальной коммуникации (социальной информатике) и семиотике социальных коммуникаций. Представлена система социально-коммуникационных наук, центром которой является метатеория социальной коммуникации.
социальной коммуникации
Рис. 10.1. показывает, что метатеория социальной коммуникации занимает центральное место (служит ядром) системы социально-коммуникационных наук. Это ее положение в сфере научного знания обусловлено тем, что она является обобщающей теорией, а остальные дисциплины - частными обобщаемыми теориями социальной коммуникации.
Объектом метатеории является социальная коммуникация в целом, т. е. все виды, уровни, формы, средства и технологии движения смыслов в социальном времени и пространстве.
Предметом метатеории служат не конкретные социально-коммуникационные явления, а знания об этих явлениях, добытые частными теориями. Поскольку эти теории относятся к различным научным комплексам, метатеория социальной коммуникации приобретает статус межнаучной обобщающей теории.
Функции межнаучных теорий в системе научного знания заключаются в следующем. Помимо объяснительной, описательной и предсказательной функций, которые выполняются всеми научными теориями, метатеории имеют особые функции:
Трансляционную - перенос обобщенного знания из одной частной дисциплины в другую с целью углубления конкретных знаний и раскрытия общих фундаментальных закономерностей и принципов изучаемых предметов;
Стратегическую - ориентация в направлениях дальнейших научных поисков;
Терминологическую - упорядочение и согласование терминологических систем частных наук;
Практическую - содействие решению комплексных практических проблем, требующих участия специалистов разного профиля;
Методологическую - уточнение объекта, предмета, границ и условий применимости конкретных теорий;
Общенаучную - раскрытие содержания общенаучных категорий, входящих в аппарат метатеории; в данном случае - понятия социальной коммуникации и производных от него;
Мировоззренческую - содействие формированию профессионального мировоззрения специалистов (социально-коммуникационных работников).
Методическому аппарату метатеорий не свойственны такие методы эмпирического познания, как эксперимент и наблюдение, зато широко применяются методы сравнения, аналогии, типологизации, моделирования, формализации. Метатеории часто берут на вооружение общенаучные методологические подходы: системный, информационный, функциональный и др. Согласно определению метатеории, источниками знания, на основе которого она вырабатывает обобщающие закономерности, типологии, принципы, служит содержание частных дисциплин, как фундаментальных наук, так и прикладных учений.
В табл. 10.1. конкретизирована взаимозависимость между метатеорией социальной коммуникации и дисциплинами, входящими в систему социально-коммуникационных наук. Познавательная ценность этой таблицы в том, что она наглядно демонстрирует межнаучный статус метатеории социальной коммуникации и показывает распределение обобщаемых ею проблем между частными дисциплинами.
Таблица 10.1.
Метатеоретические проблемы и обобщаемое научное знание
Метатеоретические проблемы |
Обобщаемое научное знание |
||
Фундаментальные науки |
Прикладные учения |
||
Смыслы и понимание |
Философия: теория познания; Психология понимания |
||
Коммуникационная деятельность |
Психология общения; Педагогика; Теория массовой коммуникации; Риторика |
Культура речи; Деловое общение; |
|
Социальная память |
Культурология; Книговедение; Психология памяти; Социальная психология |
Библиотековедение; Архивоведение; Источниковедение; Музееведение |
|
Коммуникационные каналы |
Лингвистика; Литературоведение; Искусствознание; Книговедение; Теория информации |
Библиографоведение; Библиополистика; Текстология; Телекоммуникация |
|
Эволюция социальных коммуникаций |
Культурология; Антропология; Археология |
Палеография; Инкунабуловедение; Мемуаристика |
|
Семиотика социальных коммуникаций |
Семиотика; Структурная лингвистика; Структурное литературоведение; Этнология |
Теория редактирования; Теория кодирования; Рекламное дело; Тайнопись |
|
Социальная информация |
Философия информации; Теория информации |
Научнаяин форматика; Компьютерная информатика |
|
Коммуникационные потребности |
Общая психология; Социальная психология; Общая социология |
Библиотековедение; Журналистика; Социология культуры |
|
Социально-коммуникационные институты |
Общая социология; Политология; Социология культуры |
Менеджмент |
|
Система социально-коммуникационных наук |
Философия: классификация наук; Науковедение |
Библиотечно-библиографические классификации |
10.3. Выводы
1. В настоящее время сложилась система социально-коммуникационных наук, включающая человековедческие, обществоведческие, биогуманитарные, культуроведческие, технические и обобщающие дисциплины. Это система охватывает как теоретическое, так и прикладное знание.
2. Благодаря развитию системы социально коммуникационных наук созрели условия для формирования обобщающей метатеории социальной коммуникации, объектом которой являются все виды, уровни, формы, средства и технологии социальной коммуникации в целом, а предметом - знание о социальной коммуникации, полученное частными дисциплинами.
3. Метатеория социальной коммуникации является межнаучной теорией и выполняет следующие особые функции: трансляционную, стратегическую, терминологическую, практическую, методологическую, общенаучную, мировоззренческую, которые обеспечивают консолидацию и дальнейшее развитие системы социально-коммуникационных наук.
4. Terra incognita. На рис. 10.1. система социально-коммуникационных наук названа «гипотетической», т.е. не обладающей статусом достоверного и общепринятого знания. Существование различных дисциплин, включающих в свой предмет те или иные коммуникационные проблемы, - факт несомненный. Однако эти дисциплины оторваны друг от друга и их лидеры не осознают общность изучаемого ими объекта, а именно - социальной коммуникации. Возможно ли установление научно-интеграционных связей между ними, которые преобразуют сумму знаний в системное знание? Вопрос остается открытым. Ясно одно, что без формирования обобщающей метатеории такое преобразование не возможно.
Литература
1. Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. - СПб.: Алетейя. 1999. ― 272 с.
2. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. - М.: Наука, 1984. - 268 с.
3. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. - М.: Изд-во МГУ, 1995. ― 270 с.
4. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособие. ― М.: Изд-во МГУ, 1995. ― 294 с.
5. Рождественский Ю.В. Теория риторики: 2-е изд. - М.: Добросвет, 1999. ― 482 с.
6. Рязаев А.В. Парадигмы общения: Взгляд с позиций социальной философии. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1993. - 212 с.
7. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. - СПб.: СПбГУП, 1996. ― 319 с.
8. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений. - М.: Ин-т Психологии РАН, 1999. ― 448 с.
9. Юзвишин И.И. Информациология или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. - М.: Радио и связь, 1996. - 214 с.
СПб.: Изд-во Михайлова В. А. , 2002. — 461 с.В учебном пособии излагается обобщающая теория, содержащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации. На основе понимания социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени рассмотрены личные и общественные коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность и общение, социальная память, коммуникационные каналы, типология социально-коммуникационных институтов, эволюция социальных коммуникаций с каменного века до 2000 г. Особое внимание уделено информационному подходу к социальной коммуникации (социальной информатике) и семиотике социальных коммуникаций. Представлена система социально-коммуникационных наук, центром которой является метатеория социальной коммуникации.
Книга адресована ученым-обществоведам, студентам, аспирантам и преподавателям, изучающим проблематику социальной коммуникации, а также социально-коммуникационным работникам, желающим повысить свою квалификацию.Содержание:
Введение.
Понятие социальной коммуникации.
Обыденное и научное понимание коммуникации.
Проблема смысла.
Проблема понимания.
Социальное пространство и время.
Выводы.
коммуникационная деятельность общение.
Коммуникационные действия и их формы.
Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности.
Виды коммуникационной деятельности.
Микрокоммуникация.
Мидикоммуникация.
Макрокоммуникация.
Сотрудничество и конфликты в коммуникационной деятельности.
Общение как социально-психологическая и коммуникационная категория.
Игры и псевдоигры.
Игра как творческое коммуникационное действие.
Псевдоигра как нетворческое коммуникационное действие.
Правда и ложь в коммуникационной деятельности.
Выводы.
Социальная память.
Виды памяти и мнемические действия.
Информационная модель индивидуальной памяти.
Групповая социальная память.
Структура социальной памяти общества.
Противоречия общественного познания.
Выводы.
коммуникационные каналы.
Разновидности коммуникационных каналов.
Устная коммуникация.
Схема устной коммуникации.
Функции естественного языка и речи.
Коммуникационные барьеры.
Проект искусственного международного языка эсперанто.
Документная коммуникация.
Система документной коммуникации в XX веке.
Функции документов.
Коммуникационные барьеры.
Цензура как орудие коммуникационного насилия.
Электронная коммуникация.
Маршалл Маклюэн — пророк электронной коммуникации.
Функции электронной коммуникации.
Коммуникационные барьеры.
бальная коммуникационная система Интернет.
Древо коммуникационных каналов.
Выводы.
Эволюция социальных коммуникаций.
Хронология общественных коммуникационных систем.
Археокультурная словесность.
Палеокультурная книжность.
Мануфактурная неокультурная книжность.
Индустриальная неокультурная книжность.
Мультимедийная коммуникационная культура.
Выводы.
Семиотика социальной коммуникации.
Объект и предмет семиотики социальной коммуникации.
Коммуникационные знаки и их классификация.
Семиотика текстов.
Семантика, синтактика, прагматика.
Выводы.
Социальная информация.
Концепции информации в современной науке.
Математическая теория информации: информация — абстрактная фикция.
Информация — физический феномен.
Информация — функция самоуправляющейся системы.
Другие концепции.
Итоги.
Эффект «информационных очков».
Концепции социальных информатик.
Социальная информатика I (70-е гг.).
Социальная информатика II (80-е гг.).
Социальная информатика III (90-е гг.).
Выводы.
Коммуникативные потребности.
Определение и типология коммуникационных потребностей.
Личностные коммуникационные потребности.
Групповые коммуникационные потребности (информационный подход).
Общественные коммуникационные потребности.
Выводы.
Социально-коммуникационные институты.
Происхождение и виды социально- коммуникационных служб, систем, институтов.
Сущностные и прикладные функции социально-коммуникационных явлений.
Либерально-демократические принципы и схемы функционирования социально-коммуникационных институтов.
Социально-коммуникационные права и свободы.
Либерально-демократическая схема функционирования социально-коммуникационных институтов.
Тоталитарные принципы и схемы функционирования социально-коммуникационных институтов.
Ленинский принцип партийности.
Тоталитарная схема управления социально-коммуникационными институтами.
Тотальная цензура. Опыт Советского Союза.
Выводы.
Социальная коммуникация как объект, предмет соц. познания.
Система социально-коммуникационных наук.
Общая характеристика метатеории социальной коммуникации.
Выводы.
Заключение.
Русский Гуманитарный Интернет Университет
Библиотека
Учебной и научной литературы
А.В.Соколов ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Санкт-Петербург
2002
УДК 316.6
ББК 88.53
С 59
Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : Учеб-ное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. - 461 с.
ISBN 5-8016-0091-4
В учебном пособии излагается обобщающая теория, содер-жащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации. На основе понимания социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени рассмотрены личные и общественные коммуникационные потребности, коммуникаци-онная деятельность и общение, социальная память, коммуника-ционные каналы, типология социально-коммуникационных институтов, эволюция социальных коммуникаций с каменного века до 2000 г. Особое внимание уделено информационному подхо-ду к социальной коммуникации (социальной информатике) и семиотике социальных коммуникаций. Представлена система социально-коммуникационных наук, центром которой являет-ся метатеория социальной коммуникации.
Книга адресована ученым-обществоведам, студентам, аспи-рантам и преподавателям, изучающим проблематику социаль-ной коммуникации, а также социально-коммуникационным ра-ботникам, желающим повысить свою квалификацию.
ВВЕДЕНИЕ
Коммуникационные аспекты эволюции культуры
Культура всякого сообщества людей представляет собой, во-первых,
культурное наследие, т. е. совокупность искусственных социальных смыслов
(культурных ценностей), как овеществленных (изделия), так и
неовеществленных (идеи); во-вторых, деятельность по созданию,
хранению, распространению и освоению культурных ценностей, называемую
культурной деятельностью. Короче: культура = культурное наследие +
культурная деятельность. Культурная деятельность, в свою очередь,
является суммой: творчество (создание культурных ценностей) + социальная
коммуникация (хранение и распространение созданных ценностей) +
практическое использование (освоение) этих ценностей. Таким образом,
социальная коммуникация - необходимый аспект, неотъемлемая часть
культуры, и эволюция человеческой культуры есть в то же время
социально-коммуникационная эволюция.
Эволюцию культуры можно представить в виде следующих пяти стадий, где
неизменно присутствуют коммуникационные аспекты:
0. Пракультура (1,5 млн. лет назад - 40 тыс. лет назад) - период
антропосоциогенеза, время формирования хомо сапиенс как биологического
вида, когда предками человека (питекантропы, неандертальцы) были
освоены средства культурной деятельности: каменные орудия и
членораздельная речь. 40 тыс. лет назад на планете появился современный
человек (неантроп), творец и создатель собственно культуры.
I. Археокультура (40 тыс. лет назад - III тыс. лет до н. э.) - период
каменного века (верхний палеолит, мезолит, неолит), когда в первобытных
общинах получила развитие не только материальная культура в виде
«каменной индустрии», но и духовная культура в виде магических культов,
мифологии, изобразительного и музыкального искусства. Образование в IV -III
тыс. до н. э. локальных цивилизаций и изобретение письменности
знаменовали переход к стадии палеокультуры.
I.I. Палеокультура (III тыс. лет до н. э. - XV в. н. э.) - время
возникновения мощных восточных цивилизованных государств, расцвета
античной культуры, и сменившего ее средневековья. Вехами культурного
прогресса человечества на этой стадии являются: иероглифы на стенах
древнеегипетских пирамид - алфавитное письмо - Александрийская
библиотека - печатный станок И. Гутенберга. Изобретение Гутенберга
положило в Западной Европе начало новой стадии - стадии неокультуры.
III. Неокультура в разных регионах наступила в разное время (некоторые
африканские и азиатские страны и в наши дни остаются на палеокультурном
уровне), но для культурного лидера - западноевропейского мира стадию
неокультуры можно датировать XVI веком - эпохой Высокого Возрождения и
Реформации, за которым последовали век Просвещения (вторая половина
XVII - XVIII вв.) и XIX век - век индустриализации. К неокультуре
относится и XX век, но уже в конце века в развитых странах появились
признаки наступления постиндустриальной эры, которую логично связать с
новой, пока еще гипотетической стадией культурной эволюции.
IV. Постнеокультура - это компьютеризированный мир с мультимедийными
глобальными коммуникационными каналами и с культурным наследием,
хранящимся в распределенной памяти компьютерных сетей. Короче: это
время господства электронных коммуникаций, вытеснивших документную
коммуникацию на периферию общественной жизни.
Легко заметить, что на всех стадиях эволюции культуры неизменно
прослеживалась закономерность: совершенствование коммуникационных
средств сопровождалось общественным прогрессом (иногда даже
предопределяло его), а общественный прогресс, в свою очередь,
стимулировал развитие коммуникации. Но эта закономерность осознавалась
обществом по-разному на разных стадиях.
В дописьменной археокультуре, где устная коммуникация служила главным
способом хранения и распространения культурного наследия, существовало
обожествление Слова. Слову приписывалась магическая сила, оно требовало
осторожного и уважительного обращения. Н. С. Гумилев в известном
стихотворении «Слово» обрисовал этот культ следующим образом:
В оный миг, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, словно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для здешней жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число…
Обожествление слова означало обожествление Коммуникации. Жрецы Древнего
Египта и Месопотамии, освоившие письменность («иероглиф» означает
«священное письмо»), способствовали трансформации культа Слова в культ
Книги. Священные писания мировых религий не что иное, как результат
коммуникации пророков со Всевышним. Всякая религия начинается с
коммуникации, недаром «религия» в переводе с латыни значит «связь», но
для священнослужителей коммуникация была (и остается) предметом культа,
а не предметом исследования.