Creativenn - Портал рукоделия

Местный бюджет – особая форма привлечения и расходования средств, необходимых для финансирования деятельности муниципальных образований. Ст. 132 Конституции регламентирует существование у муниципалитетов собственного бюджета, который они обязаны финансировать, принимать и исполнять.

Вместе с этим местные бюджеты включаются в систему консолидированного бюджета региона. Законодательство предписывает необходимость официального опубликования проекта местного бюджета и ежегодного отчета по результатам его исполнения.

В структуре бюджетов отдельно предусмотрены суммы для осуществления обязательств МО, которые возникают по вопросам исполнения ими властных полномочий и реализации расходных обязательств для выполнения некоторых государственных полномочий за счет субсидий из других бюджетов. Действующий Бюджетный кодекс (ст.15) не допускает для муниципалитетов других способов формирования и использования денежных средств.

Органы местного самоуправления должны обеспечивать максимальную сбалансированность и прозрачность финансового документа. Он формируется и расходуется на основании требований федеральных законов в части осуществления бюджетного процесса, определения параметров дефицита и осуществления взятых обязательств.

В случае принятия бюджета с превышением расходов над доходами, величина которого ограничена 10% от объема его доходов за год определяются источники его покрытия. Бюджетное законодательство позволяет МО задействовать для финансирования бюджетного дефицита исключительно внутренние источники, выраженные в рублевом эквиваленте. Также с этой целью невозможно привлекать средства от продажи валютных ценностей.

Функции местных бюджетов

Местные бюджеты обеспечивают финансирование деятельности муниципальных образований, выполняя следующие функции:

  • привлечение денежных средств, направляемых на выполнение обязательств местной власти;
  • распределение финансовых ресурсов между отраслями экономики на территории муниципалитета;
  • контроль над финансовым состоянием хозяйствующих субъектов, которые подведомственны муниципалитетам.

Формирование доходной части

В качестве доходных статей местных бюджетов используются налоговые и неналоговые поступления. К числу местных относится земельный налог, торговый и курортный сбор, а также налог на имущество физлиц. В виде неналоговых источников привлекается прибыль от имущества МУП, муниципалитетов и платных услуг, предоставляемых учреждениями местной власти. Дополнительным источником поступлений выступают различные виды ассигнований, связанных с реализацией некоторых госполномочий и выполнением требований федерального законодательства.

Расходная часть

Приоритет в расходных статьях местных бюджетов определяется необходимостью реализации планов хозяйственного развития и финансированием различных социальных проектов на территории муниципалитета. Бюджетный кодекс оставляет право направлять суммы из местного бюджета на осуществление следующих задач.


1. Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.
2. В местные бюджеты после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.
3. В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
4. До разграничения государственной собственности на землю в местный бюджет в полном объеме поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах муниципальных образований и предназначенных для целей жилищного строительства.


1. В соответствии с п. 1. комментируемой статьи источниками формирования доходной части местных бюджетов являются собственные доходы и доходы за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. Аналогичная норма содержится в ст. 6 Закона о финансовых основах местного самоуправления: "Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам".
К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.
К другим собственным доходам местных бюджетов относятся (ст. 7 Закона о финансовых основах местного самоуправления):
1) доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
2) не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;
3) доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;
4) платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
6) штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;
7) государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством РФ;
8) не менее 50% налога на имущество предприятий (организаций);
9) подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В местные бюджеты полностью (после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством) поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.
К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе.
К указанным доходам относятся:
1) часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ;
2) часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;
3) часть НДС по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ;
4) часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;
5) часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ.
К собственным доходам местных бюджетов могут относиться также другие платежи, установленные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, то источники доходов местных бюджетов разграничиваются между ними законом субъекта РФ. При этом за каждым муниципальным образованием закрепляются на постоянной основе (полностью или частично) собственные налоги и сборы, другие местные доходы. В отношении внутригородских муниципальных образований такое закрепление собственных налогов и сборов, других местных доходов регламентируется уставом города (п. 7 ст. 7 Закона о финансовых основах местного самоуправления).
2. Кроме собственных доходов, источниками формирования доходов местных бюджетов являются отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. Регулирующими налогами называются налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в региональные или местные бюджеты на очередной финансовый год или на долговременной основе, т.е. не менее чем на 3 года (ст. 48 БК РФ).
Кроме того, в соответствии с п. 3 комментируемой статьи в местный бюджет поступают:
1) ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления;
2) ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ;
3) ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований;
4) другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.
Так, в соответствии с п. 2. ст. 24 закона Саратовской области об областном бюджете на 2003 г. финансовая помощь из областного бюджета предоставляется местным бюджетам в форме субсидии на финансирование расходов, связанных с реализацией Закона о ветеранах.
Данная норма носит своевременный характер, учитывая, что в бюджетной практике России 1990-ых гг. имели место случаи передачи расходов на уровень местных бюджетов без обеспечения источниками. Это относится прежде всего к передаче ведомственной социально-культурной сферы на балансы органов власти местного самоуправления. Представляется, что эта норма БК РФ позволит защитить интересы органов власти местного самоуправления.

Собственные доходы местных бюджетов – все виды поступлений в бюджеты муниципалитетов состоят из налогов, дотаций и субсидий.

Законодательное регулирование

Ст. 132 Конституции гарантирует организационную, финансовую самостоятельность муниципалитетов. Их полномочия должны обеспечи-ваться стабильными поступлениями из надежных источников.

Согласно ст. 34 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», бюджеты на местах признаются отдельными элементами бюджетной системы, функционирующими на принципах самоокупаемости.

Ст. 60, 61 131-ФЗ предполагает возможность выравнивания доходов муниципалитетов путем дополнительного централизованного финансирования. Делегирование муниципалитетам полномочий федеральной власти должно сопровождаться предоставлением соразмерных денежных ресурсов в форме субвенций (ст. 63 131-ФЗ).

Согласно разделу 10 Налогового кодекса к разряду местных налогов относятся налоги на землю и доход граждан, а также торговый сбор. Налоговые ставки, льготы, база обложения и порядок их уплаты устанавливаются локальными нормативно-правовыми актами. Максимальные пределы взысканий ограничены законодательно, однако усмотрение местных властей весьма значительно. Разница в налоговых ставках в отношении местных сборов в некоторых населенных пунктах РФ достигает кратных значений. Увеличение налогового бремени – ключевой способ наполнения местного бюджета.

Структура собственных доходов

В муниципальные бюджеты зачисляются:

  • на землю, на имущество граждан – полностью;
  • определенные ст. 61 – 61-5 Бюджетного кодекса доли региональных и общефедеральных налогов, размер которых зависит от типа муниципального бюджета.

К примеру, в городские бюджеты зачисляется:

  • 10% налога на доходы граждан;
  • 50% с/х налога;
  • 100% государственной пошлины.

К неналоговым доходам муниципалитетов в силу ст. 62 БК относятся поступления от:

  • использования, продажи, аренды муниципальной недвижимости и активов;
  • услуг, предоставленных казенными учреждениями;
  • деятельности муниципальных предприятий;
  • платы правообладателей за установление сервитута в отношении муниципального имущества;
  • административных и уголовных штрафов;
  • платы за пользование и приватизацию лесов;
  • взысканий, полученных в качестве возмещения вреда;
  • принудительно изъятых активов.

Перечень безвозмездных поступлений согласно ст. 41 БК:

  • дотации;
  • субсидии;
  • субвенции;
  • межбюджетные трансферты.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

1) средства самообложения граждан в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона;
2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 настоящего Федерального закона;
3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона;
4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со статьей 59 настоящего Федерального закона;
5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемые в соответствии со статьями 60 и 61 настоящего Федерального закона, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона, и другие безвозмездные перечисления;
6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
9) добровольные пожертвования;
10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.
2. В состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов, в которых формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 35 настоящего Федерального закона, включаются субвенции, предоставляемые из бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных подпунктами 5, 6, 12 - 14 и 16 пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Размер указанных субвенций определяется представительным органом местного самоуправления муниципального района по единому для всех городских и сельских поселений данного муниципального района нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг соответствующего поселения.
3. Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения установленного статьями 14 - 16 настоящего Федерального закона перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.
Федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу с начала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия.
4. В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
5. Учет операций по распределению доходов от налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений, установленными в соответствии со статьями 57 - 61 настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

1) средства самообложения граждан в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона;
2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 настоящего Федерального закона;
3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со статьей 58 настоящего Федерального закона;
4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со статьей 59 настоящего Федерального закона;
5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемые в соответствии со статьями 60 и 61 настоящего Федерального закона, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона, и другие безвозмездные перечисления;
6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
9) добровольные пожертвования;
10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.
2. В состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов, в которых формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, включаются субвенции, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных пунктами 5, 6, 12 - 14 и 16 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Размер указанных субвенций определяется представительным органом местного самоуправления муниципального района по единому для всех поселений, входящих в состав данного муниципального района, нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг соответствующего поселения.
3. Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения установленного статьями 14 - 16 настоящего Федерального закона перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.
Федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу с начала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия.
4. В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
5. Учет операций по распределению доходов от налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений, установленными в соответствии со статьями 57 - 61 настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: