Creativenn - Портал рукоделия

Московский педагогический государственный университет, аспирантура 1995: выпускник

Церковное служение

ПСТГУ: декан факультета

Научные интересы

Религиозное воспитание, образование, социализация; профессиональная подготовка педагогов для конфессионально-ориентированных учебных заведений; преподавание психолого-педагогических дисциплин в духовных школах РПЦ.

    Монографии

  1. Склярова Т.В. Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях. Монография. М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 364 с. (20 п.л.)
  2. Склярова Т.В. Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях. Монография. М.: Изд-во «Краун», 2007. – 232 с. (12 п.л.)
  3. Склярова Т.В. Православное воспитание в контексте социализации. Монография. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. – 164с. (10 п.л.) Статьи в реферируемых журналах ВАК.
  4. Склярова Т.В. Аксиологические аспекты конфессионально- ориентированного высшего образования //Философия образования, №2(16), 2006. – С. 32-36. (0,5 п.л.)
  5. Склярова Т.В. Концепция социального воспитания в работах В.В.Зеньковского // Семья в России, №4, 2006. – С. 60-72. (0,5 п.л.)
  6. Склярова Т.В. Акмеологические аспекты дидактики высшей школы //Акмеология, №4, 2006. – С.128-132. (0,5 п.л.)
  7. Склярова Т.В. Конфессиональная ориентация в социальной педагогике //Педагогика, №4, 2007. – С.39-45. (0,75 п.л.)
  8. Склярова Т.В. Сравнительный анализ опыта конфессионально- ориентированной профессиональной подготовки социальных педагогов в России и Германии //Сибирский педагогический журнал, №7, 2007. – С.221-231. (0,6 п.л.)
  9. Склярова Т.В. Содержание конфессионально-ориентированной профессиональной подготовки социальных педагогов к работе с детьми- сиротами // Вестник Костромского государственного университета им.Н.А.Некрасова. Серия гуманитарные науки: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика».- Кострома, Т.12, 2006. – С.113-119. (0,65 п.л.)
  10. Склярова Т.В. Социально-педагогическая поддержка семьи: опыт взаимодействия Русской православной церкви и государства //Акмеология, №1, 2007. – С.77-81. (0,5 п.л.)
  11. Склярова Т.В. Идеи социального воспитания в работах русских религиозных мыслителей //Знание. Понимание. Умение. №2, 2007. – С.144-150. (0,9 п.л.)
  12. Склярова Т.В. Религиозная социализация: проблемы и направления исследований //Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета IV. Педагогика. Психология. 2009. Вып.4(15). С.7-17. (0,75 п.л.)
  13. Склярова Т.В. Религиозное воспитание в православной традиции: цели, содержание и структура //Вестник Православного Свято-Тихоновского2 гуманитарного университета IV. Педагогика. Психология. 2010. Вып.2(17). С.15-25.(0,75 п.л.)
  14. Склярова Т.В. Введение изучения религиозных культур и этики [Текст] : вопросы и ответы / И. В. Метлик, Т. И. Петракова, Т. В. Склярова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2010. - N 5. - С. 43-47. (0,45 п.л.) (30 % личного участия).
  15. Склярова Т.В., Метлик И.В. Религиозное образование Русской Православной Церкви и проблема его стандартизации в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Педагогика. Психология. - 2011. - №4. - С. 7-24.
  16. Склярова Т.В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе. // Вестник ПСТГУ. Педагогика. Психология. - 2012. - №4. - С. 7-13.
  17. Склярова Т.В. Критерии религиозности в психолого-педагогических исследованиях. // Сибирский педагогический журнал. – 2013. - №4. - С.15-18.
  18. Склярова Т.В. Cоциальный педагог в православной общине: классификация форм и методов профессиональной деятельности. // Вестник ПСТГУ. Педагогика. Психология. - 2013. - №4. - С. 61-66.
  19. Склярова Т.В. Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных вузах // Социальная педагогика в России. – 2012. - №2. – С. 66-67.
  20. Склярова Т.В. Традиции религиозной педагогики в исследовании социального воспитания // Сибирский педагогический журнал. – 2014. - №4. – С. 4-8.
  21. Склярова Т.В., Гридина В.В. Разработка и реализация программ религиоведческой и теологической подготовки студентов – будущих специалистов по связям с общественностью и социальных педагогов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого- педагогические науки». – 2014. - № 2 (22). - с.177-184. (50 % личного участия) Учебные и методические пособия
  22. Склярова Т.В., Носкова Н.В. Возрастная психология для социальных педагогов. Уч. пособие для студентов педагогических специальностей /под общей ред. Скляровой Т.В. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. – 336 с. (21 п.л.)
  23. Склярова Т.В. Возрастная психология и педагогика. Учебное пособие. М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. – 114 с. (9 п.л.)
  24. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. Учебное пособие для студентов православных учебных заведений. М.: Изд-во «Покров», 2004. – 143 с. (10 п.л.) (50% личного участия)
  25. Склярова Т.В. Конспект лекций по возрастной педагогике и психологии, М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. – 64 с. (3 п.л.)
  26. Склярова Т.В., свящ.Николай Емельянов. Методические рекомендации по написанию итоговой квалификационной работы. М., ПСТГУ, 2008.3
  27. Склярова Т.В. Социальная педагогика для православных учебных заведений. Учебно-методическое пособие. М., ПСТГУ, 2015. – 48 с. Научные статьи, доклады, материалы.
  28. Склярова Т.В. Социальная педагогика и деятельность религиозных объединений.//Сб.«Проблемы педагогического образования», М.,1994. – С.33- 34. (0,1 п.л.)
  29. Склярова Т.В. Различение категорий «душевное» и «духовное» в педагогической антропологии К.Д.Ушинского // Сб. «Развитие и социализация ребёнка в различных культурно-образовательных средах», Орёл.1994. – С.51- 53. (0,2 п.л.)
  30. Склярова Т.В. Религиозно-педагогическая работа в русской эмиграции //Сборник докладов 2 Международных Рождественских образовательных чтений, М., 1995. – С.35-37. (0,2 п.л.)
  31. Склярова Т.В. Не такой как все, или очерк о становлении системы православного воспитания в России // Элитологические исследования, №3, Астрахань, 2000. – С.53-59. (0,5 п.л.)
  32. Склярова Т.В. Над пропастью в горах или использование методов экстремальной психологии в воспитании детей группы риска // Спорт в школе, №24, декабрь 2004. – С. 12-13. (0,25 п.л.)
  33. Склярова Т.В. Религиозный аспект педагогической деятельности в среде русской эмиграции первой половины ХХ века //Сборник научных работ «Вестник ПСТБИ», №1, 2003. – С.194-212. (1 п.л.)
  34. Склярова Т.В. Проблемы технологии проектирования образовательного процесса в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях //Межвузовский сборник научных трудов «Проектирование образовательных процесов». Шуя, 2003. – С. 92-95. (0,25 п.л.)
  35. Склярова Т.В. Религиозная составляющая общенациональной концепции воспитания //Сб.статей «Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие (по материалам научно-практического семинара «Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодёжи»). М., 2004. С.37-39. (0,25 п.л.)
  36. Склярова Т.В. Духовно-нравственные аспекты психологии младшего школьника //Сб.статей по материалам научно-практической конференции «Проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников», Ярославль, 2004. – С.23-29. (0,25 п.л.)
  37. Склярова Т.В. Воспитательная концепция в современном российском обществе: теория, история и перспективы //Образование, № 9, 2004. – С.18-25. (0,5 п.л.)
  38. Склярова Т.В. Современные аспекты социально-педагогической деятельности //ж. Образование, № 11, 2004. – С.30-37. (0,6 п.л.)4
  39. Склярова Т.В. Современные воспитательные парадигмы – цели и задачи //Сб.докладов Седьмых образовательных Богородично-Рождественских чтений. Обнинск, 2004. – С.120-124. (0,4 п.л.)
  40. Склярова Т.В. Современные воспитательные парадигмы в деле сохранения духовного здоровья нации //Сб.Вторые Авраамиевские чтения: Материалы научно-практической конференции.-Смоленск, 2004. – С.262-268. (0,5 п.л.)
  41. Склярова Т.В. Личностная характеристика и профессиональная компетентность преподавателя «Основ православной культуры» //Сб. Материалы Ежегодной Богословской конференции ПСТБИ. Материалы 2004, М., 2005. – С. 683-688. (0,5 п.л.)
  42. Sklyarova Tatiana. Orthodox Social Pedagogy in Russia //Christian education belongs… to the whole church. №14 / April 2004.P.10-14. (0,3 п.л.)
  43. Склярова Т.В. Проблемы профессиональной подготовки социальных педагогов в православных учебных заведениях //Сб.материалов Покровских педагогических чтений 2004-2005. СПб., 2004. С. 77-81. (0,25 п.л.)
  44. Склярова Т.В. История призрения детей в России //Сб. XV Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ. Том 2. Материалы 2005. – С.365-374. (0,5п.л.)
  45. Склярова Т.В. Ценности православной культуры в социальном образовании //Сб. научных докладов и материалов «Фестиваль Духовной культуры», М., 2005. – С.78-88. (0,5 п.л.)
  46. Склярова Т.В. Понятие воли в педагогике, психологии, богословии. Возрастные кризисы как опорные точки развития воли в ребёнке//Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология», 4-1. М., 2005. – С.114-134. (1,5п.л.)
  47. Склярова Т.В. Цели воспитания - готовить ребёнка к жизни или помогать жить здесь и сейчас? //Проблемы освиты. Науч.-мет. сб. , 2 вып. Материалы конференции «Формування духовно-моральных цинностей та професийного становлення молоди в социокультурних умовах». Киев-Винница, 2005. – С.51- 60. (0,5 п.л.)
  48. Склярова Т.В. Принципы социального воспитания в конфессиональной педагогике //Сб.научных статей и материалов Всероссийской научно- практической конференции «Актуальные проблемы социального воспитания».Ульяновск, 2006. – С.67-71. (0,5 п.л.)
  49. Склярова Т.В. Специфика профессиональной подготовки социальных педагогов для работы в религиозных общинах (на примере православных приходов) //Социальные науки: опыт и проблемы подготовки специалистов социальной работы. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции 11-12 апреля 2006г. Екатеринбург, 2006. – С.162-166. (0,3п.л.)
  50. Склярова Т.В. Использование потенциала православной культуры в подготовке социальных педагогов // Актуальные проблемы теории и практики социальной педагогики. Материалы 9-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики. В 2-х частях. Ч.I. /Под ред. Л.В.Мардахаева. – М.: Изд-во «Перспектива»,2006. – С.67-71. (0,3 п.л.)5
  51. Склярова Т.В. Конфессиональная ориентация педагогического образования: проблемы и пути решения//Проблемы освиты. Науч.-мет. сб., 3 вып. Материалы конференции «Проблемы профессионального становления молодёжи на основе духовно-нравственных ценностей». Киев-Винница, 2006. – С.61-67. (0,5 п.л.)
  52. Склярова Т.В. Конфессиональная специфика профессиональной подготовки социальных педагогов для работы по профилактике наркотической зависимости //Сб.научных статей Всероссийской научно-практической конференции «Профилактика наркомании в образовательных учреждениях Чувашской республики». Чебоксары, 2006. – С.144-148. (0,3 п.л.)
  53. Склярова Т.В. Конфессиональные проблемы в современной теории педагогики//Материалы Покровских педагогических чтений 2006 гг. СПб.,2006. – С.79-81. (0,2 п.л.)
  54. Склярова Т.В. Возрастные особенности развития детей и восприятия материалов духовно-нравственного содержания //Вестник ПСТГУ. Серия «Педагогика. Психология», №4(7), 2007. – С.20-40. (1 п.л.)
  55. Склярова Т.В. Высшее педагогическое образование: проблемы формирования профессионального мировоззрения //Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология». Выпуск 3. – С.56-67. (0,6 п.л.)
  56. Склярова Т.В. Тоталитарные секты как фактор десоциализации // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. №2, 2007. – С.85-94. (0,4п.л.)
  57. Склярова Т.В. Специфика профессиональной деятельности социальных педагогов в религиозных общинах //Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология», №1(4), 2007. – С.58-87. (0,4 п.л.)
  58. Склярова Т.В., Быкова О.Н. Из истории призрения осиротевших детей в России и Европе: нравственно-правовой аспект // Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология», №2(5), 2007. – С.66-83. (0,8 п.л.) (50% личного участия)
  59. Склярова Т.В., Быкова О.Н. Призрение детей в России: патронат, опека, усыновление // Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология», №3(6), 2007. – С.92-110. (1,2 п.л.) (50% личного участия).
  60. Склярова Т.В., Тукиш В.А. Анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в свете церковно-педагогического опыта // Вестник ПСТГУ. Серия IV: «Педагогика. Психология», №2(5), 2007. – С.116-131. – (1,3п.л.) (70% личного участия)
  61. Склярова Т.В. Социальная работа и социальная педагогика в православных общинах: проблемы профессиональной подготовки специалистов //Социальная работа в современном обществе: теория, технологии, образование. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 10-11 октября 2006 г. Кн.2. М., 2007. С.236-241. (0,25 п.л.)
  62. Склярова Т.В. Исследование механизма обучения верующего студента //Опыт, проблемы и перспективы подготовки специалистов в высших учебных заведениях России. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции 29 апреля 2007. Смоленск-Рославль, 2007. – С.243-247. (0,25 п.л.)6
  63. Склярова Т.В. Принципы построения концепции профессиональной подготовки социальных педагогов в православном вузе //Новi технологii навчання. Збiрник наукових працъ. Шляхи розвитку духовностi та професiоналiзму за умов глобалiзацii ринку освiтнiх послуг. Спец.випуск №48.Ч.1. Киiв-Вiнниця, 2007. – С.145-149. (0,4 п.л.)
  64. Склярова Т.В. Пути и возможности православного воспитания в общеобразовательной средней школе. (0,4 п.л.) http://www.reshma.nov.ru/alm/vop_ped/puti.htm (Дата обращения: 28.06.2015)
  65. Склярова Т.В. Социальная педагогика и социальная работа: российский вариант. Предмет и содержание социально-педагогической деятельности. Социальный педагог на приходе. Профессиональная подготовка педагогов в ПСТБИ. // Материалы круглого стола по религиозному образованию. Инф.бюллетень, ноябрь 2003. (1 п.л.) http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/social_pedagogy_r... (Дата обращения: 28.06.2015)
  66. Склярова Т.В. Православная педагогическая антропология как основа конфессионально-ориентированной профессиональной подготовки социальных педагогов // Материалы Покровских педагогических чтений 2006 гг. (0,2 п.л.) http://pokrov-forum.ru/action/scien_pract_conf/pokrov_reading/sbornik_2005- 2006/txt/skliarova.php (Дата обращения: 28.06.2015)
  67. Склярова Т.В. Конфессиональная ориентация педагогического образования: проблемы и пути решения. (0,3 п.л.) http://www.verav.ru/common/public.php?num=56 (Дата обращения: 28.06.2015)
  68. Склярова Т.В.Становление профессиональной идентичности верующего студента. (0,4 п.л.) http://verav.ru/common/public.php?num=100 (Дата обращения: 28.06.2015)
  69. Склярова Т.В. Профессиональная подготовка социальных педагогов в православном вузе как система высшего педагогического и элементов теологического образования //Сборник XIX Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. Т.2. С.168-170. (0,3 п.л.)
  70. Склярова Т.В. Религиозное воспитание: исторические споры и современные дискуссии // интернет-публикация - на русс.яз. http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=607 (1 п.л.) (Дата обращения: 28.06.2015)
  71. Склярова Т.В. Православная антропология: основные подходы и представления //Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сб. научных статей.- М.: Экон- Информ, 2010.- 151с. С.137-142. (0,7 п.л.)
  72. Склярова Т.В. Олимпиада школьников по Основам православной культуры: традиции и новации в проведении общероссийского образовательного проекта http://pstgu.ru/news/life/Christmas_readings/2011/... (0,4 п.л.) (Дата обращения: 28.06.2015)
  73. Склярова Татьяна. Творческие интеллектуальные конкурсы и предметные олимпиады как форма повышения качества преподавания знаний о религии в7 школе // Преподавание религии в школе: актуальная дискуссия в России и Германии. Материалы международной конференции, организованной РПЦ и Московским отделением Фонда им. Конрада Аденауэра./ Под общ. Ред. Л.П.Шмидта. – Москва: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2011. – с.208. С.198- 207.
  74. Склярова Т.В. Религиозное воспитание: исторические споры и современные дискуссии // Вопросы воспитания. Научно-практический журнал. № 2(7), 2011. – С.65-72.
  75. Склярова Т.В. Социализация человека, исповедующего православие, в зеркале «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» //Социальная педагогика: люди, идеи, проблемы: сборник / Под общ.ред. Т.А.Ромм, Т.Т.Щелиной. – Арзамас: АГПИ, 2011. – 348 с., С.309-318.
  76. Склярова Т.В. Церковно-педагогическое образование как особая форма педагогического служения. //Православное образование: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. 29 октября 2012 г./Отв.ред.Т.Л. Мигунова; АГПИ им.А.П. Гайдара; Науч.-мет.центр им. В.П.Вахтерова; Арзамасская православная гимназия.- Арзамас: АГПИ, 2012. – 540с. С. 74-78.
  77. Склярова Т.В. Изучение религиозных культур в школе и организация добровольческой деятельности школьников – что общего? //Стратегия и ресурсы социального воспитания: вызовы XXI века. Материалы международной научно-практической конференции в рамках VI Сибирского педагогического семинара (г. Новосибирск, 6-8 ноября 2012 г.) /под общ.ред. Т.А. Ромм, И.В. Хромовой. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. - Т.2. – 250 с. С.102-108.
  78. Склярова Т.В. Влияние православной культуры на становление самосознания в детском возрасте. //Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в контексте светской и православной педагогической культурной традиции: сборник научных статей /под общ.ред. А.Е.Баранова. – Тверь, 2013. – 252 с. С.74-80.
  79. Склярова Т.В. Общероссийская олимпиада по Основам православной культуры: промежуточные итоги проведения. // Журнал Московской патриархии. – 2013. - №5.- С.70-75.
  80. Склярова Т.В. Традиция и социальное наследование в религиозной педагогике // Социальная педагогика: актуальные проблемы и перспективы [Текст]: Сборник материалов Международного симпозиума / Научн. ред. А.В. Мудрик, Т.Т. Щелина. – Арзамас: АФ ННГУ, 2014. – 230 с. С.167-172.
  81. Склярова Т.В. Диалог социального воспитания и религиозной культуры в процессе духовно-нравственного воспитания школьников // Педагогика и психология: диалог о воспитании. Материалы 7 Сибирского педагогического семинара, г. Новосибирск, 2-4 декабря 2014 г. // Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 202 с. С. 37-44.8
    82. Склярова Т.В. Воля и свобода: дары навырост // журнал «Школьный психолог», Издательский Дом «1 сентября», М., 2014, - №2.

Cклярова Татьяна Владимировна

Должность (административная деятельность в ПСТГУ): декан педагогического факультета, професссор
Почетный работник высшего професионального образования.

Наименование направления подготовки и (или) специальности:
1989 г., учитель физики и математики, Астраханский государственный педагогический институт (1989 г.), специалист.
1992-1995 г., аспирантура, Московский педагогический государственный университет, кандидатская диссертация «Традиции и современное состояние православного воспитания в России».
2008 г., докторская диссертация «Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях».

Ученая степень : доктор педагогических наук

Ученое звание: доцент

Общий стаж работы: с 1989 года
Преподавательский стаж: с 1989 года

Преподаваемые дисциплины: Возрастная психология, Педагогика высшей школы.

Данные о повышении квалификации и/или профессиональной переподготовке: программа «ФГОС ВПО по направлению 050400 – Психолого-педагогическое образование», 2011; программа «Психолого-педагогические компетенции специалистов системы образования в условиях внедрения ФГОС и ФГТ», 2013; программа "Управление деятельностью вузов. Проектирование фондов оценочных средств в системе высшего образования", 2016.

Профессиональные достижения -
С 2004 года - научный редактор (с 2010 г. входит в перечень реферируемых журналов ВАК РФ).
С 2008 года - руководитель проекта «Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры» .
С 2009 года - член Экспертного совета РГНФ по комплексному изучению человека, психологии, педагогики, социальным проблемам медицины и экологии человека, секция «Педагогика».
Автор учебных пособий по возрастной психологии, разработчик .
Разработчик программ бакалавриата педагогического образования «Религиозная культура, этика, культурно-просветительская и добровольческая деятельность в школе» и магистратуры «Православное богословие и культура в содержании образования».

Область научных интересов –
религиозное воспитание, образование, социализация; профессиональная подготовка педагогов для конфессионально-ориентированных учебных заведений; преподавание психолого-педагогических дисциплин в духовных школах РПЦ.

  1. + - Кризис середины жизни. Зрелость. Старость[недоступно]

    Полностью сформированный, зрелый человек, зачастую уже имеющий семью и профессию, успевший что-то сделать в своей жизни, вдруг обнаруживает в себе сомнение: «Кто я?», «Так ли я живу?», «Каково моё действительное предназначение в жизни?». Исследователи утверждают, что кризис взрослости вызревает незаметно, а протекает длительно. Называются несколько причин кризиса, причём иерархия причин у различных авторов разная. В целом заметны три основные тенденции в объяснении причин кризиса. Первая тенденция объясняет причину кризисных явлений в убывании физических сил у человека во второй половине тридцатых годов. На фоне всё ещё крепкого здоровья у ведущего напряжённую жизнь человека вдруг проявляются первые признаки того, что он не всесилен, что организм имеет свой «запас прочности», появляются первые признаки физической усталости и недомогания. Так, Г. Шихи пишет: «Утрата молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей - любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса. Возраст между тридцатью пятью и сорока пятью годами - это время опасностей и больших возможностей».

    В настояще время публикация недоступна. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/44145.php

  2. + - Основные положения православной антропологии в курсе психологии развития[недоступно]

    В основе православной антропологии лежит учение об образе Божием в человеке. Каждый человек несет в своей личности образ и подобие Божие. Образ Божий человеку дан изначально, он является онтологическим основанием бытия личности человека, его жизни и творчества. На учении об образе Божием в человеке построена вся педагогика Православия. Как сказал выдающийся православный мыслитель, богослов и педагог протоиерей Василий Зеньковский, - «это безграничная вера в человека, это чувство, что ничто не может окончательно зачеркнуть образ Божий в человеке, это твердое исповедание того, что никому никогда не растратить того сокровища, какое заключил Господь в душу нашу». И если образ Божий дан человеческой личности, то богоподобие задано, достижение его является основным смыслом жизни православно верующего человека. Свобода нравственного самоопределения человека является важнейшим условием устремленности человека к Богу, достижению того идеала, которое было изначально заложено в человеке, - богоподобия. Благодаря дарованной Богом свободе человек не подчинен закону необходимости окончательно.

    В настояще время публикация недоступна. http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/42685.php

  3. + - Теории психического развития[недоступно]

    Основные теории психического развития получили своё оформление в психологии ХХ века, что напрямую связано с методологическим кризисом психологии в начале того столетия. Поиск объективных методов исследования обнажил проблему конечной цели психологических исследований. Научные дискуссии выявили разницу в понимании психического развития, а также закономерностей и условий его протекания. Различие подходов породило построение разных концепций о роли биологического и социального факторов, о значении наследственности и среды в развитии личности. Вместе с тем, становление различных научных школ в психологии развития способствовало дальнейшему накоплению и систематизации эмпирических данных о развитии человека в разные периоды жизни. Построение теорий психического развития позволяло объяснять особенности поведения, выявлять механизмы формирования тех или иных психических качеств личности. В западной психологии традиционно рассматривают психическое развитие человека в русле сложившихся школ психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, генетической и гуманистической психологии.

Текущая страница: 1 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Татьяна Владимировна Склярова
Православное воспитание в контексте социализации

© Склярова Т.В., 2006

© ПСТГУ, 2006

Глава 1. Включение исследований религиозного воспитания в контекст теории социализации

Процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром получил название «социализация». Теория социализации насчитывает уже более ста лет своей истории и описывает широкий спектр проблем, связанных с процессом вхождения развивающегося человека в окружающий его мир и общество. Однако обращение к проблематике социализации началось задолго до широкого распространения соответствующего термина. О том, как влияет на человека его ближайшее и отдаленное социальное окружение, меняется ли только сам человек или вместе с ним меняется окружающий его мир – этими вопросами человечество задавалось намного раньше, чем появились такие науки, как педагогика, социология и психология. Каждая из этих отраслей человекознания исследует свою специфику становления (или нестановления) человека в качестве компетентного члена общества.

В ХХ веке проблемы воспитания ребенка в различных социокультурных группах, формирования и развития личности и общества, межпоколенной трансмиссии культуры и многие другие стали исследоваться в рамках теории социализации. В настоящее время социализация является самостоятельной междисциплинарной областью исследований, проблему или отдельные аспекты которой изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи и представители других наук.

Примечательно, что до второй половины ХХ века ученые рассматривали социальные аспекты развития человека лишь в детстве, отрочестве и юности. Конец века привнес в социальное и гуманитарное знание необходимость решения проблем социальной реабилитации, адаптации и обучения большого количества взрослых людей, а также организации достойного попечения пожилых людей так называемого «третьего возраста». Все названные обстоятельства обусловили обращение к изучению социализации человека на всех возрастных этапах, включая взрослость и старость.

Разнообразие теоретических концепций социализации обусловлено как различием подходов к рассмотрению процесса взаимоотношения человека и общества, так и выбором критериев изучения этого процесса. В основе своей все многочисленные теории социализации можно отнести к одному из двух подходов, разнящихся между собой в признании роли самого человека в отношениях с окружающим миром. Конечно, разделение такое весьма условно и достаточно схематизированно, однако оно позволяет анализировать специфику исследовательской позиции и получаемые таким образом теоретические выводы.

Первый подход А.В. Мудрик (87, 6) определяет как субъект-объектный подход , рассматривающий человека в качестве пассивного участника собственной социализации. При таком рассмотрении социализация понимается как процесс адаптации человека к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. В названном подходе общество выступает в качестве субъекта воздействия на человека, который является его объектом.

Субъект-объектный подход имеет давнюю традицию и представлен целым рядом научных школ и концепций, в том числе в отечественной науке. Практически все изданные на русском языке словари и справочники определяют социализацию как «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит» (137, 316). Недостаточность и неполнота субъект-объектного подхода проявляется в том, что в нем недооценивается и зачастую игнорируется то обстоятельство, что человек не просто конформно адаптируется в обществе, но и проявляет свою активность и самостоятельность, научаясь не только исполнять, но и преобразовывать нормы среды и свои с ней взаимоотношения.

Активная позиция человека во взаимодействии с обществом и составляющими его большими и малыми социальными группами, которая проявляется в изменении самим человеком социальных норм, правил и ценностей, реализуется в субъект-субъектном подходе рассмотрения социализации. Второй подход позволяет определять процесс социализации как «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» (87, 21).

Подобное рассмотрение процесса социализации дает основания для исследований различного рода параметров его протекания, а также изучения взаимовлияния человека и общества в зависимости (контексте) от исследуемых параметров. Cущность характеризуемой таким образом социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества .

Приспособление предполагает согласование требований общества к человеку с его установками и социальным поведением, а также согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностями социальной среды. Обособление понимается как процесс автономизации человека в обществе. Результатом этого процесса А.В. Мудрик называет сформированные потребности:

– потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия);

– потребность иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от окружающих (эмоциональная автономия);

– потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы;

– способность противостоять жизненным ситуациям (поведенческая автономия) (87, 22).

Теория социализации логически определяет следующий парадокс: человек, максимально приспособленный к обществу, утрачивает свою индивидуальность; вместе с тем предельно обособленный от социума человек перестает быть членом общества. Таким образом, процесс социализации содержит в себе внутреннее противоречие между мерой приспособления человека к обществу и степенью обособления его в обществе. Решение этого парадокса возможно, на наш взгляд, в русле рассмотрения различных типов воспитания, и в первую очередь – религиозного.

Философско-педагогический анализ процесса воспитания позволяет выделить три типа воспитания, отличающиеся характером взаимосвязи субъектов этого процесса. Это:

– семейное воспитание (Family Education),

– религиозное воспитание (Religious Education) и

– социальное воспитание (Social Education), осуществляемое как в различных учебно-воспитательных учреждениях, так и в социуме (Community Education) (86, 220).

Единство и взаимосвязь этих трех граней развития человека позволяют растущей личности:

– иметь физическое и психологическое пространство для становления своих личностных качеств (семейное воспитание);

– обретать смысл в постижении окружающего мира и самого себя (религиозное воспитание);

– а также осваивать навыки взаимодействия с себе подобными в равноправном и иерархическом взаимоотношениях (социальное воспитание).

Три названных типа воспитания находятся в иерархической взаимосвязи, и нарушение иерархии единого воспитательного процесса приводит к искажениям в развитии личности.

Включение исследований религиозного воспитания в контекст теории социализации способствует разрешению противоречий, подобных парадоксу социализации. Преодоление двойственности между степенью обособленности и степенью приспособления человека в обществе может быть достаточно эффективно разрешено в интегрированных исследованиях религиозных воспитательных концепций и социализации человека.

Выявленные таким образом особенности теоретического изучения процесса социализации, с одной стороны, и теории религиозного воспитания – с другой, позволяют назвать ряд проблемных областей в современных педагогических исследованиях. К таковым, в первую очередь, относятся:

– определение и сущностные характеристики религиозного воспитания;

– исследование взаимосвязи семейного, социального и религиозного воспитания;

– изучение влияния теории и практики семейного и религиозного воспитания на развитие концепции социализации;

– роль, место и значение православного воспитания в контексте социализации подрастающего поколения в истории России и в настоящее время.

Названные направления теоретического исследования в педагогике отчасти отражены в работах Е.П. Белозерцева, Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, Т.И. Петраковой, В.А. Сластенина и др. Однако поныне нерешенной остается большая часть сформулированных выше проблем.

В настоящей работе предпринята попытка выявления роли и места православного воспитания в контексте социализации на анализе исторического материала и современного воспитательного процесса. Осмысление значения православия для истории российского образования, религиозного аспекта педагогической деятельности русской эмиграции, а также тенденций возрождения православных традиций воспитания в современной России сделали возможным вывод о наличии и признаках системы православного воспитания. Определение и выявление структуры религиозного воспитания (на примере православного воспитания) позволили охарактеризовать специфику православных воспитательных систем. Это, в свою очередь, сделало возможным рассмотрение процессов социализации и десоциализации в русле теории религиозного воспитания.

Глава 2. Религиозное воспитание

По нашему представлению, структура религиозного воспитания имеет двухуровневую составляющую. Первый уровень – рациональный , второй - духовный (или мистический) . В каждой религиозной традиции существует сфера определяемого словами – того, чему можно научить, что можно передать, того, что, в конечном счете, поддается анализу, прогнозированию и организации. Это и есть рациональный уровень религиозного воспитания в этой конфессии. Вместе с тем каждая религия имеет свою духовную составляющую – это та сфера, которую не принято препарировать научными методами, ибо она относится к сакральным ценностям. Именно духовный уровень определяет неповторимую специфику каждой конфессии, особенно если сравнивать их рациональные уровни. На рациональном уровне передаются поведенческие традиции социального характера, в их числе законы нравственного порядка: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, почитай отца и мать, не сотвори себе кумира – которые бывают схожи с традициями других конфессий. Однако, повторим, мистическая жизнь в каждой конфессии неповторима, и поэтому можно предположить, что общим на этом уровне могут быть только:

– воспитание чувства благоговения и почитания святынь (которые сакральны по своей сути),

– молитва,

– таинства.

Можно изучать проявления (проекции) духовного уровня на рациональном уровне и в этом случае описывать интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие и другие изменения свойств воспитанника, учитывая наличие духовной составляющей.

В православии религиозное воспитание в вышеозначенном контексте может быть охарактеризовано следующим образом.

Рациональный уровень определяют, по нашему мнению, следующие компоненты: информационный, нравственного научения, деятельностный .

Информационная составляющая нравственного воспитания характеризует тот объем знаний, который воспитанники получают по Священной истории, истории Церкви, богословию, церковному искусству (музыке, иконописи, литературе, живописи, архитектуре и т. п.).

Нравственное научение содержит в себе основы воспитания христианского нрава. Воспитанников учат в собственном житейском опыте вычленять проявления духовного мира. Формируются добродетельные навыки и полезные привычки, ребенка учат бороться с порочными наклонностями в своем характере и пагубным влиянием со стороны окружающей действительности.

Деятельностная составляющая нравственного воспитания содержит в себе весь комплекс «добрых дел». Сюда можно отнести выполнение дел милосердия, подготовку к участию в богослужении, помощь в убранстве храма, церковное творчество – шитье, пение, изготовление необходимых в церкви предметов (подсвечников, окладов для икон, приспособлений для крепления лампад и др.), приготовление подарков к праздникам, бытовые хлопоты во время паломнических поездок или походов. Практически невозможно перечислить все, что можно отнести к разряду «полезной деятельности». Здесь гораздо важнее осознавать критерий, по которому какое-либо дело относится в русло православного воспитания. В русской традиции есть четкий признак богоугодного дела, когда оно делается «Бога для», «Христа ради», есть огромная разница в воспитательной ориентации: например, в одном случае мастерится красивая рама для участия в художественной выставке, в другом – для того, чтобы сделать оклад иконы в храме.

Духовный уровень определяют следующие моменты: подготовка и участие в церковных таинствах, церковная и домашняя молитва, покаяние, воспитание чувства благоговения и почитания святынь .

Подготовка и участие в церковных таинствах . «Таинством называется такое священное действие, через которое невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа или спасительная сила Божия» (156, 428). Православная Церковь совершает четыре таинства – крещение, миропомазание, причастие и покаяние (исповедь). В отношении детей таинство исповеди совершается, как правило, после семи лет.

Католическая церковь допускает в младенческом и несознательном детском возрасте только таинство крещения. Миропомазание же и принятие Святых Даров (так еще иначе именуют Святое Причастие) совершается по наступлении определенного возраста (10–14 лет), когда человек, по мнению Католической церкви, в состоянии осознать важность происходящего события. Это событие именуется конфирмацией и знаменует первое причастие и совершение первого миропомазания. Конфирмация обычно празднично организована, часто соединяется еще с каким-либо семейным или храмовым праздником – днем рождения или днем Ангела ребенка или престольным праздником этой церкви. В некоторых католических странах многие десятилетия существуют разнообразные ритуалы конфирмации, которые символизируют одновременно и праздник перехода в иную возрастную категорию.

В православии принято причащать ребенка и совершать таинство миропомазания почти с самого рождения. Проблема действенности неосознанного крещения и причастия в детском возрасте решается в православии с духовной точки зрения. По учению Православной Церкви, в таинствах человек мистическим путем, непостижимым разумом, получает Божественную благодать. Это происходит не только по осознанию, но и по вере человека, который приступает к таинству, либо по вере человека, который приводит ребенка к этому таинству. Как крещение в детском, даже младенческом возрасте происходит по вере родителей и воспреемников (т. е. крестных отца и матери, берущих на себя ответственность за приведение ребенка к вере), так и причастие в детском, неосознанном возрасте есть также акт веры взрослых, которые приводят или приносят ребенка в храм. Лишать ребенка спасительной силы Божией считается недопустимым: на ребенка так же, как и на взрослого, не защищенного благодатью таинств, будут действовать силы иного, отрицательного характера.

Первое таинство покаяния в православии обычно совершается в семилетнем возрасте, в некоторых случаях, по усмотрению священника, в более позднем возрасте (8–10 лет). Начиная с этого возраста к таинству причащения приступают уже обязательно только по совершении таинства покаяния (исповеди).

В каждом возрасте есть своя мера подготовки к таинствам исповеди и причастия. Об этом более подробно излагается в книгах протоиерея Глеба Каледы, С.С. Куломзиной (157; 70). Важным моментом в деле подготовки ребенка к исповеди и причастию становится определение воспитателем или родителем меры своей компетентности и ответственности. Вот о какой весьма распространенной в наши дни ошибке предупреждает протоиерей Владислав Свешников: «…ошибка в молитвенном, вообще религиозном отношении к тому, что может сделать Бог, и что можешь сделать ты. Ошибка вполне заурядная, но очень серьезная. Она состояла чаще всего в том, что многие брали на себя функции Бога, а своих функций не исполняли. Стремились сами сделать то, что лучше предоставить Богу, а что обязательно нужно было по ответственности и долгу делать самим, отдавали якобы Богу, да еще и с оговоркой, с нашей обычной православной оговоркой: «Воля Божия, что Бог решит, то и ладно!» – а на самом деле, отдавали не Богу, а улице или школе» (158, 23).

Церковная и домашняя молитва . Одним из основных деланий православного человека является молитва. «Молитва – это беседа с Богом, это «стояние пред Богом», для молитвы необходимо искреннее усердие человека с помощью благодати Божией. В каком-то смысле молиться учат так же, как учат говорить… Сначала ребенок молится с другими, приобретает привычку ежедневно молиться, а затем молитва может стать живым опытом… Заучивать молитвы, конечно же, полезно, но это не есть обучение молитве . Лучший способ приобщить ребенка к опыту молитвы – это молиться вместе с ним», – пишет Софья Сергеевна Куломзина в книге «Наша Церковь и наши дети» (70, 86) (курсив мой. – Т.С. ). На рациональном уровне ребенка учат словам молитвы, объясняют виды молитв – прошение, благодарение, праздничные молитвы, молитвы келейные и церковные. Основное научение молитве происходит в семье. Православная педагогика считает, что именно в процессе совместного моления дитя и взрослого происходит постижение ребенком основной сути молитвы, которое тоже совершается тайным, непостижимым образом.

Церковная молитва ребенка, если рассматривать ее на рациональном уровне, во многом обусловлена своеобразием убранства храма – краски и лики икон, зажженные свечи, облачение священнослужителей, запах ладана, душистых масел, звуки песнопений – все это действует на сознание и подсознание детей даже в младенческом возрасте. Соответственно этому меняется и молитвенный настрой ребенка – церковная молитва отличается особой торжественностью, чередованием чтения и пения молитв, каждением храма ладаном и кроплением святой водой, которые совершает священник. Большое влияние на ребенка оказывает присутствие незнакомых взрослых людей, которые тоже молятся.

Покаяние . Ребенок, приобщившийся к опыту молитвы, рано или поздно приходит к осознанию собственного несовершенства, он постигает покаянное чувство. В духовном аспекте покаяние рассматривается как перерождение, стремление к преображению себя с помощью Божией благодати, изменение собственного духовного опыта. Какими путями зарождается покаянное чувство – на этот вопрос дать всеобъемлющий ответ практически невозможно. На рациональном уровне можно подвести воспитанника к изменению своего духовного опыта. Такое изменение возможно и в процессе обучения.

«Педагогическая поддержка врожденной потребности человека к познанию Истины и Богообщению составляет суть обучения. Если внутренние потребности человека с детства «заземляются», если учителя и родители в процессе общения передают детям чувство животной самодостаточности, лишая их хлеба небесного, обучение прекращается и заменяется процессом социализации и профессионализации, что можно назвать не обучением, а приспособлением. В процессе приспособления не происходит изменения духовного опыта, а именно оно служит показателем: протекает процесс обучения или нет. Православный смысл такого изменения определяется словом «покаяние». Мы склонны рассматривать обучение как частный случай покаяния» (159, 36). Воспитание чувства благоговения и почитания святынь . Отличительной особенностью этих чувств является именно их духовное происхождение. В этом состоит отличие, например, от уважения, которое целиком можно охарактеризовать рациональными причинами. Именно изначально непостижимым, духовным образом формируется у детей в семье верующих отношение к родителям. «Сын всегда меньше отца. Даже если он и больше отца, он все равно об этом не знает… ибо он благоговеет перед отцом» (94, 112).

Священное (сакральное) отношение к Родине, миру, людям, природе также воспитывается в ребенке привитием благоговения перед тем, что сотворил Бог и что невозможно до конца определить и познать. Одним из способов воспитания чувства благоговения является научение человека почитанию святынь. К христианским святыням относятся Крест, Евангелие, иконы, мощи святых, места, связанные со Священной историей. Так же, как и в научении молитве, для воспитанника определяющим является благоговейное отношение к святыне воспитателя или родителя. А как происходит зарождение священного трепета в душе ребенка, не дано постичь никому.

Приведенная характеристика религиозного воспитания в православной традиции отражает сферу педагогического воздействия на воспитанника и сферу, в которой воспитатель оказывается невостребованным. Обозначая структуру религиозного воспитания, необходимо обязательно определить область применения педагогических усилий и ту область, где недопустимо воздействие другого человека. Ибо важнейшим принципом воспитания в каждой мировой религии является признание свободы личности воспитанника.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: