Creativenn - Портал рукоделия


В колонках играет - Hedningarna "Bjornlaten"

Змей в скандинавской культуре имеет достаточно узкую символику, по сравнению со своей ролью в общеиндоевропейской мифологии, не говоря уж о мировой. В мифах народов Европы, Африки, Юго-Восточной Азии змей (а также змей - птица, или змей - конь, то есть дракон) играет громадную роль, имея, впрочем, амбивалентное значение. Он связан и с землей, и с небом, и с водой, и с огнём. А змей северной мифологии, особенно в воплощении Ёрмунганда - Мирового Змея (и дракона Фафнира) обладает более узким смысловым диапазоном и, можно сказать, более трагичным характером. Здесь будет рассказано большей частью о скандинавской специфике образа.

Змея и змей.
В мифологическом сознании змеЯ обычно отличается от змЕя. Не столько полом, сколько характером и значимостью. Змея бывает либо одной из множества змей, народа змей или же "скопища ползучих, а главное ядовитых, гадов", либо царевной - змеёй, полу-женщиной, полу-змеёй. Змея обычно считается более ядовитой, чем змей и более вредной. Змей бывает связан с эротической и фаллической символикой (это точно так у славян). К этому относятся поверья о летающем змее (Змее Огненном Волке) посещающим ночью женщин, тоскующих по мужской ласке. Змей может иметь собственное имя, быть неправдоподобно огромным и выполнять какое-то предназначение. Своё предназначение в скандинавской мифологии имеют змей Нидхёгг и змей Ёрмунганд. Первый, вместе с сонмищем змей, пожирает корни ясеня Иггдрасиль, что постепенно приводит к гибели дерева и к гибели всего мира.

Вода, земля и подземный мир.
Земноводные естественно ассоциируются прежде всего с водной и земной стихией. В русском языке слова "земля" и "змея" этимологически родственны и похожи по звучанию, что успешно используется в заговорах и обрядах от змеиного укуса, например. Змеи используются также в обрядах вызывания дождя (змею убивают и вешают на дерево). Также змея имеет отношения к "запиранию" влаги, то есть к засухе. С этим связаны многочисленные истории и змее - драконе, сидящем у единственного источника воды в какой-то местности и требующего себе девиц.

Змеи связаны с хтоническим, подземным миром (в том числе и из-за своего зимовья в земле). Именно из-за этого они становятся противниками солнца и солнечного божества: греческого Аполлона, христианского Георгия и прочих. Змей может быть посредником между мертвыми (предками) и живыми. Мертвый человек как бы отправляется к змеям, в их царство. В сказках змей бывает стражем, или царем, подземного царства.

"Пояс Вселенной".
Роль змея в мире нередко имеет космологический характер. В славянских поверьях апокрифического происхождения земля покоится на змее, плавающей в море, у которой голова смыкается с хвостом, или же на четырех столбах, охраняемых огромными змеями, которые их подгрызают по мере того, как мир погрязает в грехах. Эти поверья схожи с представлениями скандинавов эпохи викингов о змее Ёрмунганде, который огибает всю сушу и лежит в море, кусая свой хвост и о змеях, грызущих опору мира - ясень Иггдрасиль.
Ёрмунганд - означает "Великий Посох". Мидгардорм - тоже его имя, означающее "змей Мидгарда". Это гигантский змей, обитающий в мировом океане и обвивающий собой весь мир. Таким образом, он является границей мира и обозначает предел вселенной. Он - "опоясок вселенной". Его функция в этом сходна с функцией Мирового древа, которое является каркасом, матрицей вселенной, одновременно обозначая и её границы, а также границы между мирами внутри самой вселенной. Являясь ограничением мира по горизонтали, змей Ёрмунганд носит имя, которое свидетельствует о его роли в качестве "вертикальной матрицы мира". Название "Великий посох", безусловно, может ассоциироваться с самим Мировым деревом - Иггдрасилем. (А у саксов их "столб - идол", символизирующий Мировое дерево назывался Ирминсуль, имя родственное имени змея.)
Схожа и судьба Ёрмунганда и Иггдрасиля. Они оба погибают при Гибели этого Мира. По всей видимости Ёрмунганд изначально не был средоточием зла, и враждебным миру чудовищем стал вопреки своей функции - этот мир охранять. Тут ещё могут быть разночтения в том, какой именно мир охраняет змей. Думается, что изначально, в соответствии со своей ролью, схожей с ролью Мирового древа, Ёрмунганд опоясывал все миры, от Асгарда и Мидгарда до Утгарда - окраинных земель, дальше и вокруг которых и располагался Мировой океан.
Можно предположить, что первоначально Ёрмунганд был нейтральной силой. А Тор был богом - громовником, подающим людям, вдобавок, плодородие. Затем, с какого-то момента, возникают сильные эсхатологические тенденции: становится понятно, что мир идёт к своей гибели. Это сопровождается сужением постигаемого человеком физического пространства и, как следствие, - мифологического. Ёрмунганд становится злобным чудовищем, обвивающим Мидгард и ожидающий момента, когда можно будет этот мир уничтожить. Действительно, при гибели мира должен будет погибнуть и великий змей, как граница этого мира. Но роль Ёрмунганда из первоначально нейтральной становится "злодейской". Он - главный противник Тора, и они в Последней Битве убивают друг друга.
Утгард и Ётунхейм перестают существовать в горизонтальной, доступной плоскости мира. В то же время Мировой океан физически досягаем (тут можно иметь в виду прежде всего походы мореплавателей эпохи викингов по Атлантическому океану). И там, несомненно, лежит Морской змей (корабли тонут, люди погибают). И он уже не является нейтральным в мире, где всё и все делятся на своих и чужих. Он оказывается врагом миропорядка, только и поджидающим, когда же сдавить и укусить.
Тор, в свою очередь, отражает взгляд людей эпохи викингов на мир. Он защищает своих и стукает молотом правых и виноватых, если они чужие. Он ходит, как пограничник, защищая Асгард и Мидгард от чудовищ и великанов. Неудивительно, что его главным противником становится "конкурент - пограничник" Ёрмунганд. С сужением мыслимого мира они пытаются охранять одну и ту же границу - границу Мидгарда. Таким образом, Ёрмунганд и Тор делят одну участь: быть границей или защитником мира и умереть при его кончине.

Великанский атрибут: источник яда.
Змеи часто оказываются атрибутом злобных существ, вроде великанов и великанш. В подземном мире, где живут иные великаны, много змей и ядовитых предметов. Встречаются великанши, ездящие на волке, и вместо удил у них - змеи. Это великанша Хюррокин, сдвинувшая посмертный корабль Бальдра. Это безымянная великанша, захотевшая сопровождать Хедина (а он ей отказал) из "Песни о Хельги, сыне Хьёрварда": "Ехал Хедин домой из леса в вечер под Йоль и встретил женщину-тролля. Она ехала на волке, и змеи были у неё удилами".
Также ядовитые змеи оказываются злодейским способом умертвить героя. В "Саге о Вёльсунгах" конунга Гуннара бросают в яму с ядовитыми змеями. Он там играет пальцами ног на арфе и все змеи, кроме одной, заснули. А та, что не заснула, была большой и злобной гадюкой. Она и укусила Гуннара-конунга в самое сердце. Но он и дух испустил "с великим мужеством".

Фафнир и клады драконов.
Самый известный дракон, охранявший клад, в скандинавской мифологии - это дракон Фафнир. Позже истории о драконах, охраняющих богатства, наполнят европейские средневековые легенды. Дракон Фафнир прежде был человеком, но от великой жадности и злобы стал драконом. Как говорится в "Саге о Вёльсунгах": "Стал он так свиреп, что ушел от людей и не хотел, чтобы кто-нибудь насладился кладом тем, кроме него самого, а после обернулся он лютым змеем и лежит теперь у этого клада". У него был шлем-страшило, которого боялось всё живое. При этом считается, что Фафнир не единственный представитель своего вида на свете. Предание гласит, что рост у него обычный - как у степных змеев. (Как будто существование больших змеев - драконов - ,в общем-то, обычнейшее на свете дело.) Хранили ли все остальные драконы при себе богатства - нам неизвестно.
Убив дракона, герой Сигурд забирает и все его сокровища: "Сигурд нашел там многое множество золота и меч тот Хротти, и там взял он шлем-страшилище и золотую броню, и груду сокровищ. Он нашел там так много золота, что, казалось, не снесут ни двое коней, ни трое. Это золото он всё выносит и складывает в два огромных ларя".

Взгляд Змея и Змеиный Язык.
Взгляд змеи традиционно считается магическим. В некоторых славянских поверьях змей вытягивает своим взглядом силу из солнца. (О поговорке про отношения кролика и удава тут вообще умолчим.)
Представления о том, что подобным взглядом может обладать и человек, мы видим у скандинавов, всегда уделяющих внимание проявлениям силы в человеке. В "Саге о Хальвдане Эйстейнссоне" и "Саге о Рагнаре Кожаные Штаны" упоминается Сигурд Змей-в-глазу. Своё прозвище он получил потому, что, глядя ему в глаза, можно было подумать, будто в них затаилась свернувшаяся змея. Этот блеск в глазах приписывался также всем людям из рода Вёлсунгов.
Змеиный взгляд может считаться почти необходимым атрибутом настоящего вождя. Неслучайно Ярл в "Песни о Риге" - прародитель всех ярлов - с раннего детства обладает этим взглядом:

"...румяный лицом,
а волосы светлые,
взор его был,
как змеиный, страшен."
(Песнь о Риге)

Если "взгляд змея" считался почти необходимым качеством истинного вождя, то скальдам чаще доставался "змеиный язык". Известен скальд Гуннлауг Змеиный Язык, человек неуживчивый и вздорный, особенно в молодости, но отличный скальд, наделённый даром слагать весьма язвительные стихи. Скальдические стихи вне рамок хвалебной и панегирической поэзии часто были оскорбительны или двусмысленны. Не говоря уж о специальном жанре хулительной поэзии, даже в рамках поэзии любовной скальды умудрялись в своих стихах изощрённо высмеять своего соперника (обычно предметы их вожделений уже принадлежали другим мужчинам).

Магические способности (при съедании змеи).
Съедание змеи (не обычной, а какой-нибудь особенной) ведёт к приобретению магических способностей. В частности, понимания языка зверей и птиц, а следовательно, к вещему дару. Этот сюжетный ход встречается и в более поздних европейских сказках, и в сагах о мифологических временах. Точнее, в "Саге о Вёльсунгах". "Взмахнул он тогда мечом тем Грамом и отрубил Регину голову, а затем съел он часть змеиного сердца, а часть сохранил" - рассказывается о Сигурде. После этого Сигурд понимает, что щебечут птички и не даёт провести и убить себя Регину, а убивает его сам. И тогда он становится ещё мудрее всех людей.
Но это не единственный эпизод с поеданием змея в саге. Дед Сигурда - Сигмунд - кладет в муку змею и проверяет сыновей своей сестры на страх и храбрость. Когда они не справляются с испытанием, он их убивает. Справился только его же кровный сын Синфьотли. Он замешивает змею в тесто. Змея оказывается ядовитой и они не стали в тот раз есть ядовитый хлеб. Однако же Сигмунд был невосприимчив к змеиному яду и мог поглощать его, сколько вздумается. А Синфьотли мог выносить яд только извне, но не мог ни есть его, ни пить, что в результате и приводит его к смерти. Но тут можно говорить, что поглощение - привычка к употреблению яда приводит Сигмунда к способности переносить его.
И для того, чтобы подбить Готторма на убийство Сигурда, ему дали съесть волчьего и змеиного мяса:

"Взяли рыб подколодных,
резали волчье мясо,
Дали Готторму
плоти Гери
С пенным пивом
и прочим зельем,
Сваренным с чарами…"

И от этой снеди стал он жесток и жаден, и так разожгли его подговоры Хримхилд, что он поклялся совершить это дело: к тому же они обещали ему за это великие почести". Тут Готторм приобретает не мудрость, а злобу и "ядовитость".
Есть интересная параллель: Сигурд съедает сердце змея Фафнира, Гуннара (его друга и одного из инициаторов убийства) бросают в змеиный загон, а у Хёгни (третьего брата - побратима и участника убийства Сигурда) вырезают сердце, также как Сигурд вырезал сердце Фафнира, чтобы съесть его. Как будто, съев сердце Фафнира, Сигурд становится ему подобным, и убийц Сигурда убивают змеи же.

Кеннинги с именем змей.
Кеннинги с именем змей употребляются для обозначения оружия и двух принятый в Исландии сезонов - зимы и лета. Зима - это "горесть змей", а лето - "радость змей". Соответственно, в более сложных кеннингах лето может быть "радостью рыб нагорий" (рыбы нагорий - змеи), как сказал Хёрд в "Саге о Хёрде и островитянах":

"Радостью рыб нагорий
И горестью змей в изгнанье
Я жить обречен отныне."

В кеннингах колющего оружия может быть использован образ змеи (или рыбы). Так меч - это "змея крови".

"Имя дал Хельги
и земли: Хрингстадир,
Сольфьёлль, и Снефьёлль,
и Сигарсвеллир,
Хрингстёд, Хатун
и Химинвангар -
и крови змею
брату Синфьётли."
(Первая Песнь о Хельги убийце Хундинга)

В "Языке поэзии" упоминаются поэтические имена змей: "Дракон", "Фафнир", "Ёрмунганд", "Гадюка", "Нидхёгг", "Змей", "Гад", "Гоин", "Моин", "Граввитнир", "Серая спина", "Свиватель", "Усыпитель", "Злобный". Все они пишутся как имена собственные, что тоже примечательно.

Змей на мече.
Образы языка тесно связаны с обрядовой деятельностью. И общеупотребительные кеннинги, выраженные материально, безусловно, усиливали сам предмет. Так, змей, высеченный на мече ("змее крови") усиливал сам меч. В "Песни о Хельги, сыне Хьёрварда" говорится о таком мече:

"С кольцом рукоять,
храбрость в клинке,
страх в острие
для тех, чьим он станет;
на лезвие змей
окровавленный лёг,
другой обвивает
хвостом рукоять".

Здесь два змея: один, собственно, и есть "змея крови" - окровавленный змей, разящий своих врагов, а другой - змей охраняющий владельца, обвивающий рукоять.

Корабли.
Любимыми детьми скандинавов были не первенцы мужского пола от богатой и знатной жены, а викингские корабли. Не будучи специалистом по кораблям (не быту и материальной культуре, а большей частью символам посвящена эта книга), постараюсь быть предельно осторожной. В данном случае нас интересует связь викингских кораблей со змеями. Она есть и значительна.
Большие военные корабли викингов назывались "драккарами", то есть драконами. Нос корабля обычно украшался головой какого-либо чудовища и чаще драконье- змеиного рода. Строительство одного из наиболее известных драккаров - Большого, или Великого, Змея - описано в "Саге об Олаве Трюггвасоне": "В следующую зиму после того, как Олав конунг вернулся из Халогаланда, он велел построить большой корабль под хладирскими скалами. Он был много больше, чем все другие корабли, которые тогда были в стране, и еще сохранился помост, на котором он строился… Это был корабль с драконьей головой на носу и сделанный по образцу того Змея, которого конунг привел из Халогаланда. Но он был много больше и во всех отношениях тщательнее сделан. Конунг называл его Великим Змеем, а того - Малым Змеем. На Великом Змее было тридцать четыре скамьи для гребцов. Голова и хвост дракона были целиком позолочены, а борт был так же высок, как на морских кораблях. Из всех кораблей, построенных в Норвегии, он был лучше всего сделан и потребовал наибольших затрат".
Образ змея - дракона, существа земноводного и опасного, родственника "Посоха Вселенной", - как нельзя лучше подходил для плаваний, а также для переправы в потусторонний мир: как известно, своих воинов хоронили скандинавы тоже в кораблях, сжигая, либо закапывая ладьи с мёртвыми людьми, утварью и убитыми животными в курганы. Или же выставляли камни в форме ладьи, сохраняя сам символ.
Упоминаемая в эддических сказаниях, ладья Хрингхорни, принадлежавшая прекрасному и светлому Бальдру (сыну Одина), послужила для погребального обряда: после трагической гибели Бальдр отплывает на ней в загробный мир Хель, то есть по традиции его сжигают в корабле, спущенном на воду...

© Бедненко Г.Б., 2002
Дополнения - Е.Славина.

, Хель и Ёрмунганда, которого бросил в окружающий Мидгард океан . Змей вырос таким огромным, что опоясал всю Землю и вцепился в свой собственный хвост. За это Ёрмунганд получил прозвище «Змей Мидгарда » или «Мировой Змей ». В Рагнарёке (финальной битве богов) Мидгардсорм и Тор , будучи вечными противниками, убивают друг друга.

Мифы

Сохранилось три мифа, описывающих встречи Тора и Ёрмунганда.

Поднять кошку

Впервые Тор встретил Змея в образе гигантского кота, в которого его превратил Утгарда-Локи . Одним из заданий, полученных Тором от Утгарда-Локи, было поднять кошку. Разумеется, Тор не смог поднять чудовище целиком. Всё, что ему удалось, это заставить мнимую кошку оторвать одну лапу от пола. Однако даже это Утгарда-Локи назвал величайшим деянием, когда раскрыл обман.

Это сказание встречается только в «Младшей Эдде».

Рыбалка Тора

Следующая встреча произошла, когда Тор отправился на рыбалку с великаном Гимиром . Великан не хотел брать с собой Аса , отказывался предоставить Тору наживку для рыбы и не хотел грести. Тогда Тор убил самого большого быка из стада Гимира, взял в качестве приманки бычью голову и сказал, что сам сядет на вёсла. Гимиру пришлось взять Тора с собой в море.

Через какое-то время Гимир сказал, что они заплыли достаточно далеко и плыть дальше становится опасно из-за Мирового Змея, но Тор продолжал грести. Гимир был очень этим недоволен, и вот Тор, наконец, остановился.

Тор приготовил крепкую леску и большой крючок, на который насадил бычью голову - и Ёрмунганд попался на приманку. Почувствовав, как крючок впился в нёбо, Мидгардсорм рванулся так, что кулаки Тора ударились о борт лодки. Тор приготовился к долгой борьбе, но дно лодки не выдержало и проломилось. Тогда Тор уперся ногами прямо в морское дно и подтащил Мирового Змея к самому борту. Ас и Мировой Змей смотрели друг на друга с ненавистью, и яд капал из пасти Ёрмунганда.

Тор хотел уже было убить Змея своим молотом, но Гимир перерезал леску, протянувшуюся через борт лодки, и Змей погрузился в море. Тор пустил Мьёллнир вслед Змею и, говорят, даже размозжил ему голову. Но всё-таки Змей и по сей день жив и лежит на дне моря.

Миф об этой встрече очень популярен в древнескандинавском искусстве.

Последняя битва

Их последняя встреча произойдёт в Рагнарёк , когда Ёрмунганд выйдет из океана и отравит небо. Тор снесёт Ёрмунганду голову, но успеет отойти лишь на девять шагов - поток яда из пасти мёртвого чудовища убьёт его.

Источники

Другие названия

Ёрмунганда часто называют «Змеем Мидгарда» или Мировой Змей . Его имя иногда произносят как Йормунгандр , Йормунганд или Тормунганд .

В массовой культуре

Ёрмунганд упоминается в компьютерной игре Tomb Raider: Underworld . Там легенда о Мидгардском змее трактуется так:

Ёрмунганд - всего лишь термин, указывающий на срединноокеанические хребты, где сходятся платформы всех континентов. Поэтому змей опоясывает Землю по дну морскому. Самая северная точка Среднеатлантического хребта - старейшая и при этом самая слабая геологическая точка на Земле. Древние создали устройство, бьющее в ахиллесову пяту планеты - оно вызывает мощные извержения вулканов по всему миру, которые "пробуждаются и наполняют воздух ядом". Согласно легенде, во время Рагнарёка великаны уничтожат мир в огне, однако, на самом деле, причиной тому станут извержения вулканов...

Также Ёрмунганд упоминается в компьютерной игре StarCraft. Его именем названа одна из стай Зергов.

Irmunganðr — оригинальное написание имени Ёрмунганд на древнеисландском оригинальное написание имени Ёрмунганд на древнеисландском оригинальное написание имени Ёрмунганд на древнеисландском оригинальное написание имени Ёрмунганд на древнеисландском

Jörmungandr — вариант написания латиницей имени Ёрмунганда, мирового змея скандинавской мифологии вариант написания латиницей имени Ёрмунганда, мирового змея скандинавской мифологии вариант написания латиницей имени Ёрмунганда, мирового змея скандинавской мифологии вариант написания латиницей имени Ёрмунганда, мирового змея скандинавской мифологии

Miðgarðsormr — оригинальное написание имени "Мидгардсорм" (т.е. "Мировой змей", Ёрмунганд) на древнеисландском оригинальное написание имени "Мидгардсорм" (т.е. "Мировой змей", Ёрмунганд) на древнеисландском оригинальное написание имени "Мидгардсорм" (т.е. "Мировой змей", Ёрмунганд) на древнеисландском оригинальное написание имени "Мидгардсорм" (т.е. "Мировой змей", Ёрмунганд) на древнеисландском

Йормунганд — вариант русскоязычного написания имени Ёрмунганд вариант русскоязычного написания имени Ёрмунганд вариант русскоязычного написания имени Ёрмунганд вариант русскоязычного написания имени Ёрмунганд

Йормунгандр — вариант русскоязычного написания имени Ёрмунганд вариант русскоязычного написания имени Ёрмунганд вариант русскоязычного написания имени Ёрмунганд вариант русскоязычного написания имени Ёрмунганд вариант русскоязычного написания имени Ёрмунганд

Мидгардсорм — вариант русскоязычного написания имени "Мировой змей" (Ёрмунганд) вариант русскоязычного написания имени "Мировой змей" (Ёрмунганд) вариант русскоязычного написания имени "Мировой змей" (Ёрмунганд) вариант русскоязычного написания имени "Мировой змей" (Ёрмунганд)

Тормунганд — вариант русскоязычного написания имени Ёрмунганд вариант русскоязычного написания имени Ёрмунганд вариант русскоязычного написания имени Ёрмунганд вариант русскоязычного написания имени Ёрмунганд вариант русскоязычного написания имени Ёрмунганд

Согласно «Младшей Эдде», от великанши Ангрбоды у хитреца Локи было три ребенка: дочька Хель, волк Фенрир и змей Ермунганд :

Когда проведали боги,

что вырастают эти трое детей в Стране

Великанов, - а дознались боги у пророчицы,

что ждать им от тех детей великих бед, и чаяли

все великого зла от детей такой мерзкой матери

и тем паче детей такого отца, - вот и послал

богов Всеотец взять тех детей и привести

к нему. И когда они пришли к нему, бросил он

того Змея в глубокое море, всю землю окружающее,

Поднять кошку

Впервые Тор встретил Змея в образе гигантского кота, в которого его превратил Утгарда-Локи. Одним из заданий, полученных Тором от Утгарда-Локи, было поднять кошку. Разумеется, Тор не смог поднять чудовище целиком. Всё, что ему удалось, это заставить мнимую кошку оторвать одну лапу от пола. Однако даже это Утгарда-Локи назвал величайшим деянием, когда раскрыл обман. Это сказание встречается только в «Младшей Эдде».

Рыбалка Тора

Следующая встреча произошла, когда Тор отправился на рыбалку с великаном Гимиром. Великан не хотел брать с собой Аса, отказывался предоставить Тору наживку для рыбы и не хотел грести. Тогда Тор убил самого большого быка из стада Гимира, взял в качестве приманки бычью голову и сказал, что сам сядет на вёсла. Гимиру пришлось взять Тора с собой в море.

Через какое-то время Гимир сказал, что они заплыли достаточно далеко и плыть дальше становится опасно из-за Мирового Змея , но Тор продолжал грести. Гимир был очень этим недоволен, и вот Тор, наконец, остановился. Тор приготовил крепкую лесу и большой крючок, на который насадил бычью голову - и Ёрмунганд попался на приманку. Почувствовав, как крючок впился в нёбо, Мидгардсорм рванулся так, что кулаки Тора ударились о борт лодки. Тор приготовился к долгой борьбе, но дно лодки не выдержало и проломилось. Тогда Тор уперся ногами прямо в морское дно и подтащил Мирового Змея к самому борту. Тор хотел уже было убить Змея своим молотом, но Гимир перерезал лесу, протянувшуюся через борт лодки, и Змей погрузился в море. Тор пустил Мьёллнир вслед Змею и, говорят, даже размозжил ему голову. Но все-таки Змей и по сей день жив и лежит на дне моря.

Последняя битва

Пследняя встреча Тора и Ёрмунганда произойдёт в Рагнарёк, когда Ёрмунганд выйдет из океана и отравит небо. Тор снесёт Ёрмунганду голову, но успеет отойти лишь на девять шагов - поток яда из пасти мёртвого чудовища убьёт его.

Общие сведения


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ёрмунганд" в других словарях:

    - (др. исл. Irmunganðr, букв. «великанский посох»), Мидгардорм (др. исл. Mðtgarðsormr, «змей Мидгарда»), в скандинавской мифологии мировой змей, одно из трёх хтонических чудовищ, порождённых великаншей Ангрбодой от Локи, Ё. живёт в мировом океане,… … Энциклопедия мифологии

    Сущ., кол во синонимов: 1 ермунганд (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Изображение уробороса в алхимическом трактате 1478 г. Автор Теодор Пелеканос Уроборос (др. греч … Википедия

    На этой картинке Тор пытается поймать Мирового Змея. Изображение взято из исландского манускрипта XVIII го века Ёрмунганд ([ jœrmuŋgandr], Йормунгард, «великанский посох»), также именуемый Мидгардсорм морской змей из скандинавской мифологии,… … Википедия

    На этой картинке Тор пытается поймать Мирового Змея. Изображение взято из исландского манускрипта XVIII го века Ёрмунганд ([ jœrmuŋgandr], Йормунгард, «великанский посох»), также именуемый Мидгардсорм морской змей из скандинавской мифологии,… … Википедия

    На этой картинке Тор пытается поймать Мирового Змея. Изображение взято из исландского манускрипта XVIII го века Ёрмунганд ([ jœrmuŋgandr], Йормунгард, «великанский посох»), также именуемый Мидгардсорм морской змей из скандинавской мифологии,… … Википедия

    На этой картинке Тор пытается поймать Мирового Змея. Изображение взято из исландского манускрипта XVIII го века Ёрмунганд ([ jœrmuŋgandr], Йормунгард, «великанский посох»), также именуемый Мидгардсорм морской змей из скандинавской мифологии,… … Википедия

    Традиционные религии Ключевые понятия Бог · … Википедия

В древнескандинавской мифологии Ермунгандом зовется чудовищный океанический змей, порождение Локи и его первой жены Ангрбоды . В соответствие с текстом «Младшей Эдды» Снорри Стурлусона, великанша родила коварному потомку ётунов троих детей - Хель, Фенрира и Ермунганда, змей родился вторым после владычицы Хельхейма (более подробно об этом эпизоде и его фундаментальном эзотерическом значении - в работе В. Вагнера «Асгард и боги»). Однако Ермунганд был так ужасен, что Один выбросил его в Мировой Океан, где существо выросло до таких размеров, что смогло окольцевать землю и вонзить зубы в собственный хвост (удерживая, таким образом, воды Мирового Океана).

С древнеисландского языка слово «"jœrmuŋgandr» переводится как «великанский посох», что вызывает немало споров в среде скандинавоведов относительно генезиса образа. При этом в скальдических текстах морского змея Ермунганда иногда называют другим именем - Мидгардсорм («miðgarðsormr» на древнеисландском, что в переводе означает «Змей Мидгарда» или «Мировой Змей»). Второе имя Ермунганда очевидно не является оригинальным и признано характеризовать место персонажа в космогонической системе. Исходя из этого определения, многие исследователи (в их числе А. Декирк) полагают, что изначально змей Ермунганд был положительным элементом древнескандинавской космогонии и, вероятно, выполнял защитные функции.

Морской змей Ермунганд несколько раз упоминается в «Младшей Эдде», также упоминания о нем можно найти в «Старшей Эдде» (часть «Прорицание вёльвы »), поэмах «Хусдрапа» и «Хюмисквида». Кеннинги, так или иначе связанные с мифологией Ермунганда, нередки для скальдической поэзии, к примеру - в поэме «Торсдрапа» Локи назван изящным кеннингом «faðir lögseims», что в переводе с древнеисландского означает «отец морской нити». Кроме того, сохранилось несколько исландских манускриптов и рунических камней, изображающих Ермунганда с Тором.

Мифология Ермунганда, современная трактовка

Очевидно, что морской змей Ермунганд для европейской эзотерики стал примордиальным образом, сформировавшим в итоге универсальный символ Уробороса, философского Мирового Змея, кусающего собственный хвост. Невозможно точно проследить процесс формирования искомого символа, но для современных исследователей его происхождение, уходящее своими корнями в древнескандинавскую мифологию, очевидно. И хотя, как уже отмечалось, есть косвенные указания на то, что изначально змей Ермунганд имел несколько иные функции, в дошедших до нас мифологических эпизодах он выступает прямым противником Тора, бога-громовержца, прославленного сына Одина.

Один из ярчайших эпизодов этого противостояния - эддический миф известный как «Рыбалка Тора». Сюжет довольно прост - вместе с великаном Хюмиром сын Одина отправляется на рыбалку в Мировой Океан. При этом Хюмир, традиционно сохранявший нейтралитет в отношении жителей Асгарда , не хотел связываться со своенравным асом, он не дал Тору наживку и отказался браться за весла. Тогда Тор умертвил наиболее крупного быка из стада великана и в качестве наживки использовал его голову, пообещав Хюмиру, что сам сядет на весла. Вскоре Хюмир попытался остановить Тора, пояснив, что дальше плыть опасно, так как они могут встретить змея Ермунганда, однако сын Одина лишь приналег на весла.

В итоге Тор все же остановился и забросил удочку с головой быка в океан, змей довольно быстро проглотил наживку. Тор потянул изо всех сил, но Ермунганд рванулся так, что ас уперся руками в деревянный борт. От напряжения Тор проломил дно лодки и встал ногами на океанское дно. Тор тянул удочку на себя, но змей не отступал, тогда ас попытался ударить его молотом, но Хюмир порвал леску и Ермунганд ушел в воду. Тор метнул вслед змею Мьельнир и раздробил его чудовищную голову, но змей выжил. Это один из самых известных эддических эпизодов, который часто присутствует в изобразительном искусстве (картина Г. Фусли «Тор сражается с мировым змеем», картина А. Рэкхэма «Тор, Хюмир и Ермунганд» и др.).

Другой популярный миф о Ермунганде, который присутствует только в «Младшей Эдде», связан с путешествием Тора в трансцендентный мир Утгард. В этом мире таинственный Утгарда-Локи (по одной из версии этот персонаж является отголоском более древнего несохранившегося мифа об изгнанном из Асгарда Локи) устраивает сыну Одина три испытания. Одно из испытаний - попытаться оторвать от земли большую черную кошку Утгарда-Локи. Тор сумел оторвать от земли лишь одну лапу животного, но в итоге оказывается, что кошка на самом деле была морским змеем Ермунгандом, и Утгарда-Локи, раскрывая обман, восхищается невероятной силой Тора.

В последний раз Тор и Ермунганд встречаются во время Рагнарека. В поединке Тор убивает змея, но сам тут же умирает от змеиного яда. Различные исследователи соотносят змея Ермунганда (картинки, в том числе - с оригинальных манускриптов, представлены выше) с индуистским царем нагов Ананта-шешей или морским демоном Вритрой, ацтекским морским чудовищем Сипактли, эллинским Тифоном и даже ветхозаветным Левиафаном. Вероятно, образ «Мирового Змея» в действительности был характерен для всех древних культур, при этом, будучи носителем фундаментальных космогонических функций, этот эпический персонаж является в большей степени негативным.

Согласно одной из гипотез, образ Ермунганда описывает реальное физическое явление - сеть срединно-океанических хребтов, которые расположены в центральных частях всех мировых океанов и соединены между собой, имея общую протяженность более 70 тысяч километров. Срединно-океанические хребты располагаются в точках расхождения крупнейших тектонических плит, характеризуются большим количеством полосовых магнитных аномалий и вулканических образований (включая гидротермальные источники, известные как «черные курильщики»). С учетом этой информации древнескандинавский миф о морском змее Ермунганде может быть рассмотрен в принципиально ином свете.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: