Creativenn - Портал рукоделия

Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. З. Биишевой

Библиотека

Справочно-библиографический отдел

Учёный-языковед

Николай Максимович Шанский

член-корреспондент АПН СССР со 2 февраля 1968г.,

действительный член АПН РАО с 7 апреля 1993г.

В 70-х г. г. возглавил НИИ преподавания русского языка в национальной школе Академии педагогических наук СССР (ныне Центр филологического образования в системе Российской академии образования). С 1963г.-40лет руководил журналом "Русский язык в школе". Издал около 500 научных и методических работ. Мировую известность принесли написанные им и составленные под его руководством "Этимологический словарь русского языка", "Фразеологические обороты русского языка", "Фразеологический словарь русского языка", учебные двуязычные словари "4000 наиболее употребляемых слов русского языка" с переводом на языки 14 зарубежных стран. Под его редакцией подготовлены учебники для 4-8 классов русских школ, учебник для 6 класса отмечен Государственной премией, учебные пособия для студентов:" Современный русский язык", "Современный русский литературный язык", "Русский язык на "отлично".

Научные труды и публикации

Николая Максимовича Шанского

Актуальные проблемы современной русистики / Н. М. Шанский [и др.] ; под ред. . – Л. : Просвещение, 1991. – 205 с. Быстрова, словарь русского языка / , . – М. : АСТ, 2000. – 413 с. Галкина-Федорук, русский язык: Лексикология. Фонетика. Морфология: учеб. пособие для фак. рус. яз. и лит. пед. ин-тов / -Федорук, К. В. Горшкова, . – М. : Учпедгиз, 1957. – 408 с. Галкина-Федорук, русский язык: Синтаксис: учеб. пособие для пед. ин-тов / -Федорук, Н. М. Шанский. – М. : Учпедгиз, 1958. – 198 с. Галкина-Федорук, русский язык: учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. Ч.1: (Лексикология. Фонетика. Морфология) / Е. М. Галкина-Федорук, Н. М. Шанский; под ред. Е. М. Галкиной-Федорук. – М. : Изд-во МУ, 1962. – 343 с. Современный русский литературный язык: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / , А. Н. Тихонов и др. ; под ред. Н. М. Шанского. – Л. : Просвещение, 1981. – 584 с. Современный русский литературный язык: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / и др. ; под ред. Н. М. Шанского. – 2-е изд., перераб. – Л. : Просвещение, 1988. – 670 с. Современный русский язык: учеб. для студ. пед. ин-тов по спец. № 000 "Рус. яз. и лит." : в 3 ч. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1987. – Ч. 2: Словообразование. Морфология / , . – 254 с. Современный русский язык: учеб. для студ. пед. ин-тов по спец. № 000 "Рус. яз. и лит." : в 3ч. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1987. – Ч. 1: Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н. М. Шанский, В. В. Иванов. – 191 с. Современный русский язык: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. № 2101 "Рус. яз. и лит." : в 3 ч – М. : Просвещение, 1981. – Ч. 1: Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография / Н. М. Шанский, В. В. Иванов. – 191 с. Фомина, современного русского языка: учеб. пособие для студ. вузов / , Н. М. Шанский; под ред. . – М. : Высш. шк., 1973. – 152 с. Что значит знать язык и владеть им / [и др.]. – Л. : Просвещение. Ленингр отд-ние, 1989. – 192 с. Шанский, Н. М. 700 фразеологических оборотов русского языка: для говорящих на монгольском языке / Н. М. Шанский [и др.] –М. : Рус. яз., 1980. – 155 с. Шанский, Н. М. В двух словах / // Рус. яз. в шк. – 2004. – № 4. – С. 27, 95, 99, 102, 104, 108. Шанский, Н. М. В мире слов: книга для учителя / Н. М. Шанский. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1985. – 254 с. Шанский, Н. М. В мире слов: пособие для учителей / Н. М. Шанский. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1978. – 318 с. Шанский, Н. М. В мире слов: пособие для учителей / Н. М. Шанский. – М. : Просвещение, 1971. – 253 с. Шанский, в морфологию русского языка. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное / Н. М. Шанский // Современный русский язык. Ч.2: (Морфология. Синтаксис) / под ред. Е. М. Галкиной-Федорук. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1964. – С. 15-117. Шанский, после Октября / Н. М. Шанский // Рус. яз. в шк. – 1987. – № 2. – С. 94-99. Шанский, гуманизму: о стихотворении Н. А. Некрасова «Пророк» / // Рус. яз. в шк. – 2001. – № 6. – С. 48-52. Шанский, Осипович Винокур: (к столетию со дня рождения) / // Рус. яз. в шк. – 1996. – № 6. – С. 97-101. Шанский, текст и фразеология русского языка / Н. М. Шанский // Рус. яз. в шк. – 1995. – № 3-6. Шанский, Н. М. "Зимнее утро" / Н. М. Шанский // Рус. яз. в шк. – 1987. – № 1. – С. 46-50. Шанский, языки на уроках русского языка / Н. М. Шанский // Рус. яз. в шк. – 1997. – № 2. – С. 26-29. Шанский, лингвистический комментарий к комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" / // Рус. яз. в шк. – 2002. – № 1. – С. 121-128 ; № 2. – С. 123-128 ; № 3. – С. 125-128. Шанский, этимологический словарь русского языка: пособие для учителя / , В. В. Иванов, Т. В. Шанская; под ред. С. Г. Бархударова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1971. – 542 с. Шанский, современного русского языка: учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. "Рус. яз. и лит." / Н. М. Шанский. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1972. – 327 с. Шанский, детективы / Н. М. Шанский // Рус. яз. в шк. – 1993. – № 2. – С. 98-99. Шанский, анализ стихотворного текста: книга для учителя / . – М. : Просвещение, 2002. – 222 с. Шанский, анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / . – 2-е изд., дораб. – Л. : Просвещение, 1990. – 415 с. Шанский, имена Евангелия в русском языке / // Рус. яз. в шк. – 1995. – № 1. – С. 45-50. Шанский, конференция «Журналистика и культура в русской речи» / Н. М. шанский // Рус. яз. в шк. – 2003. – № 4. – С. 103-104. Шанский, -практическая конференция в Рязани / // Рус. яз. в шк. – 1993. – № 4. – С. 98-99. Шанский, Н. М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения (X – XI классы) / Н. М. Шанский // Рус. яз. в шк. – 1994. – № 5. – С. 35-39. Шанский, Н. М. О национально маркированной номинации в русском языке / // Рус. яз. в шк. – 1997. – № 6. – С. 78-83. Шанский, из дидактических миниатюр А. Фета / Н. М. Шанский // Рус. яз. в шк. – 1993. – № 4. – С. 66-69. Шанский, этимологического словаря русской фразеологии / Н. М. Шанский [и др.] – М. : Рус. яз., 1987. – 237 с. Шанский, на эвристические задачи и задангия по русскоязычной лексике / // Рус. яз. в шк. – 1997. – № 4. – С. 22-30. Шанский, по русскому словообразованию / Н. М. Шанский. – М. : Изд-во МГУ, 1968. – 308 с. Шанский, по русскому словообразованию и лексикологии / Н. М. Шанский. – М. : Учпедгиз, 1959. – 245 с. Шанский, Н. М. По страницам "Евгения Онегина" : комментарий, факультатив, олимпиада / . – М. : Дрофа, 2005. – 171 с. Шанский, Н. М. По страницам "Евгения Онегина" : ответы на вопросы олимпиады / // Рус. яз. в шк. – 1997. – № 5. – С. 46-54. Шанский, Н. М. По страницам лермонтовской поэзии / Н. М. Шанский // Рус. яз. в шк. – 1986. – № 4. – С. 53-55. Шанский, текст и углубленное изучение русского языка в школе / // Рус. яз. в шк. – 2000. – № 6. – С. 26-33. Шанский, курса «Лингвистический анализ художественного текста» / // Анализ художественного текста. – М. : Педагогика, 1975. – С. 111-118. Шанский, Н. М. «Прощай, немытая Россия…» М. Ю. Лермонтова / Н. М. шанский // Рус. яз. в шк. – 2001. – № 1. – С. 43-46. Шанский, старославянского языка в развитии русского языка / // Рус. яз. в шк. – № 4. – С. 40-45. Шанский, сохраняют единое научное пространство / Н. М. шанский // Рус. яз. в шк. – 1992. – № 5/6. – С. 47-48. Шанский, национально маркированные фразеологические обороты / // Рус. яз. в шк. – 1996. – № 2. – С. 72-76. Шанский, язык. Лексика. Словообразование: пособие для учителя / . – М. : Просвещение, 1975. – 238 с. Шанский, язык и телевидение сегодня / Н. М. Шанский // Рус. яз. в шк. – 2003. – № 6. – С. 100-102. – Рец. на кн.: Васильев в российском телеэфире. – М. : Флинта: Наука, 2003. Шанский, упражнений по лингвистическому анализу художественного текста: учеб. пособие для студ. нац. групп пед. ин-тов / Н. М. Шанский, . – СПб. : Просвещение, 1992. – 190 c. Шанский, с приставкой ко - и ее алломорфами в русском языке / // Этимологические исследования по русскому языку. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1972. – Вып. VII. – С. 203-213. Шанский, рожденные Октябрем: книга для внеклассного чтения : 8-10-е классы / . – М. : Просвещение, 1980. – 112 с. Шанский, рожденные Октябрем: книга для учащихся / Н. М. Шанский. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1987. – 127 с. Шанский, слов живых / // Рус. яз. в шк. – 1983. – № 5. – С. 62-68. Шанский, поэтических строк / Н. М. Шанский // Рус. яз. в шк. – 1989. – № 6. – С. 60-64. Шанский, язык: программа для X-XI классов школ, гимназий и лицеев гуманитарного профиля / Н. М. Шанский // Рус. яз. в шк. – 1996. – № 1. – С. 109-113. Шанский, Н. М. "Стихотворения в прозе" / Н. М. Шанский // Рус. яз. в шк. – 1988. – № 6. – С. 48-52. Шанский, текст и углубленное изучение русского языка. Ст. 2 / // Рус. яз. в шк. – 2001. – № 2. – С.32-36. Шанский, "К своему портрету" / . // Рус. яз. в шк. – 1988. – № 1. – С. 56-61. Шанский, и различие в номинативных системах языков / // Ркс. яз. в шк. – 1991. – № 2. – С. 72-74. Шанский, современного русского языка: учеб. пособие для студ. филол. фак-тов / Н. М. Шанский. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Высш. шк., 1969. – 231 с. Шанский, современного русского языка: учеб. пособие для студ. филол. фак-тов ун-тов / Н. М. Шанский. – М. : Высш. шк., 1963. – 156 с. Шанский, текст под лингвистическим микроскопом: кн. для внекл. чтения учащихся 8-10-х кл. сред. шк. / . – М: Просвещение, 1986. – 157 c. Шанский, фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний / , А. В. Филиппов. – 5-е изд., стер. – М. : Дрофа, 2002. – 365 с. Шанский, этимологический словарь русского языка: Происхождение слов / , Т. А. Боброва. – 4-е изд., стер. – М. : Дрофа, 2001. – 398 с. Шанский, этимологический словарь русского языка: происхождение слов / , Т. А. Боброва. – 6-е изд., стер. – М. : Дрофа, 2003. – 398 с. Шанский, задачи по морфемике и словообразованию / // Рус. яз. в шк. – 1994. – № 2. – С. 38-44. Шанский, задачи по морфемике и словообразованию / // Рус. яз. в шк. – 1993. – №6. – С. 35-43. Шанский, реминисценция в поэме А. Твардовского «За далью-даль» / // Рус. яз. в шк. – 2000. – № 3. – С. 56-62. Шанский, Н. М. Exegi monumentum / // Рус. яз. в шк – 1989. – № 1. – С. 66-74.

Публикации о жизни, творчестве, научной деятельности

Николая Максимовича Шанского

Литневская, Е. И. Об изучениии словообразования в средней школе / // Рус. словесность. – 2005. – № 4. – С. 27-35. Николай Максимович Шанский // Рус. яз. в шк. – 2002. – № 6. – С. 104-107. Кудрявцева, Т. С. "Я никогда себе не изменял" : (к 70-летию со дня рождения) // Рус. яз. в шк. – 1992. – № 5/6. – С. 49-51. Николай Максимович Шанский () // Рус. яз. в шк. – 2005. – № 4. – С.106-107. // Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ф. П. Филин. – М. : Сов. энцикл., 1979. – С. 397. / А. Юдакин // Ведущие языковеды мира: энциклопедия / А. Юдакин. – М. : Сов. писатель, 2000. – С. 823-824.

Из стихов

Стихи слагаются не нами;

Они от сердца и души

В строку вливаются словами,

Бери бумагу и – пиши.

Пиши о том, что беспокоит,

Что вечно обожать готов.

Как хорошо, когда мы трое:

Бумага, я и плеск стихов.

Стихи для сердца и души

От сердца и души пиши

Как чист и легок летний воздух!

Деревья спят, и птицы спят.

Одни лишь голубые звезды

Как искры божии горят.

Гляжу на них и понимаю,

Что жизнь моя уже прошла.

Кто знает (может, кто и знает!),

Как нелегка она была.

Все было: взлеты, неудачи,

Дела, любовь и суетня.

А это значит много. Значит,

И мир не прожил без меня.

Пока – не машины,

А люди с сердцами –

Не хлебом единым

Живем – и стихами.

Читаем их редко.

Но если читаем,

Засохшие ветки

В душе расцветают,

И в смутную душу

Вливается радость,

И слезы осушит,

И станет как надо.

Стихи – они нашего

Сердца кровинки,

Как счастья пропавшего

Книга, которую вы взяли в руки, необычна. И объясняется это двумя обстоятельствами: во-первых, ее содержательной сутью, а во-вторых, стилем бесхитростного научно-популярного изложения и формой подачи занимательного материала. Только это, по существу, и вынуждает меня к краткому предисловию. Итак, несколько предваряющих слов об этой книге. С первой же страницы вы попадаете в удивительный и загадочный мир нашего великого языка.

При всей кажущейся простоте и системном «уюте» языка в нем, этом «духовном теле мысли» (В. Жуковский), содержится столько вызывающего самые разные и неожиданные вопросы, что просто диву даешься. Больше всего такого неясного, странного, даже детективного в строительных материалах языка, т. е. в словах как таковых, в словах как компонентах устойчивых оборотов, в словесных единствах того или иного художественного текста. Много неясного также в грамматике, правописании и произношении слова. Поэтому сразу же вы окунаетесь в Слово и его тайны. В каждом рассказе или заметке – перед вами… одни лишь слова, слова, слова.

В композиционном отношении книга в целом строится как свободная последовательность одной за другой маленьких лингвистических новелл о самых различных словах и словесных сообществах, об их семантике, структуре, происхождении, орфографии и звучании, употреблении в обиходной и поэтической речи.

Таким образом, книга, которую вы будете читать, в своей основе выступает как «собранье пестрых глав» (А. Пушкин) по русскому языку. Почему что-то или кто-то называется так, а не иначе? Из каких частей слово или оборот состоит? Что они сейчас обозначают? В силу каких причин пишутся, произносятся и употребляются именно так, как мы это сейчас делаем? Откуда есть пошли, как сделаны, когда и где родились? Что с ними потом произошло? Какую роль они играют в художественном тексте?

Вместе с тем эта книга – не только сборник отдельных, внешне иногда совершенно не связанных между собой мини-очерков, но и своеобразное введение в науку о русском языке, в котором вы знакомитесь со многими (очень важными) вопросами лексикологии и фразеологии, этимологии, правописания и орфоэпии, культуры речи, поэтики и лингвистического анализа художественного текста. Правда, книга не является учебным пособием, где все такие проблемы освещаются в методической системе и в соответствии с определенной программой, но к усвоению теоретических вопросов, думается, с помощью анализа отдельных, самых различных по своему характеру языковых фактов все же ведут. Этому способствуют специальные разделы, посвященные разбору слова по составу, этимологии и языку художественной литературы, а также контрольные вопросы, задания и эвристические (развивающие) задачи, после которых всегда следуют соответствующие ответы.

В книге вы найдете не только научно-популярные переложения уже известного в русском языкознании, но и немало того, что было добыто и открыто самим автором в течение его многолетней научной и преподавательской работы. Говорю об этом только потому, что еще не изжито у многих (особенно специалистов) снисходительное отношение к написанному просто и адресованному широкому кругу читателей.

Удалась ли эта книга, насколько она оказалась вам интересной и полезной, судить вам. Только читайте ее внимательно.

Буду искренне благодарен за все замечания, советы и пожелания, а также за новые вопросы о загадочных и непонятных вам фактах русского языка. Ну а теперь за книгу. Нас ждут слова.

Условные сокращения

авест. – авестийский

алб. – албанский

англ. – английский

арабск. – арабский

арм. – армянский

баск. – баскский

белорус. – белорусский

болг. – болгарский

вин. п. – винительный падеж

голл. – голландский

готск. – готский

греч. – греческий

дат. – датский

дат. п. – дательный падеж

диал. – диалектный

др.в.н. – древневерхненемецкий

др. греч. – древнегреческий

др. евр. – древнееврейский

др. инд. – древнеиндийский

др. исл. – древнеисландский

др. прус. – древнепрусский

др. рус. – древнерусский

евр. – еврейский

ед. ч. – единственное число

ж. р. – женский род

им. п. – именительный падеж

инд. – индийский

иран. – иранский

исп. – испанский

итал. – итальянский

кимр. – кимрский

л. – лицо

лат. – латинский

латыш. – латышский

лит. – литовский

литер. – литературный

м. р. – мужской род

мн. ч. – множественное число

н. – в. – нем. – нововерхненемецкий

нареч. – наречие

наст. вр. – настоящее время

нем. – немецкий

общеслав. – общеславянский

осетин. – осетинский

пол. – польский

полаб. – полабский

предл. п. – предложный падеж

род. п. – родительный падеж

родств. – родственный

рум. – румынский

сев. – рус. – севернорусский

серб. – хорв. – сербскохорватский

сицилийск. – сицилийский

словацк. – словацкий

совр. – современный

ср. – в. – нем. – средневерхнене-мецкий

ср. р. – средний род

ст. – слав. – старославянский

сущ. – существительное

твор. п. – творительный падеж

тж – то же

туарег. – туарегский

тунг. – маньч. – тунгусо-маньчжурский

тюрк. – тюркский

укр. – украинский

устар. – устаревший

фин. – финский

франц. – французский

хеттск. – хеттский

чеш. – чешский

швед. – шведский

эст. – эстонский

Слова среди других слов

В этимологических дебрях

Детектив про детектив

Загадочные приключения, запутанные случаи, словом, детективные истории, которые раскрываются с помощью лингвистического анализа, представляющего собой основной инструмент языкознания как науки, логичнее всего, пожалуй, начать с рассказа о самом слове детектив. Ведь это, как кажется, простое слово является довольно трудным и уходит своими корнями в глубокую языковую старину.

Но о том и другом по порядку. Прежде всего давайте обратимся к его значению. Заглавие заметки в этом отношении (я это сделал, конечно, намеренно) выступает двусмысленным. В своем значении сразу и однозначно раскрывается предлогом про (про что?) лишь его последнее слово. Совершенно ясно, что существительное детектив, замыкающее название этого очерка, значит «детективная история» (или роман, фильм и т. д.), так как слово детектив в значении «агент сыскной службы, сыщик» после предлога про в вин. п. как одушевленное существительное имело бы форму детектива. Что касается первого слова заглавия нашего очерка, то оно может быть понято по-разному: то ли детектив, т. е. «сыщик», делится своими соображениями о каком-либо детективном романе, фильме, запутанном происшествии или детективном жанре, то ли в заглавии и первое детектив равно по смыслу второму.

Как видим, уже по заглавному словосочетанию приходится проводить, пусть элементарное, следствие. О том, что значит первое слово заглавия заметки – надо только ее читать внимательно, – говорит дальнейшее изложение.

Николай Максимович Шанский

Лингвистические детективы


Николай Максимович Шанский

Книга известного ученого-лингвиста академика Н. М. Шанского представляет собой своеобразное введение в науку о русском языке. Интересные и занимательные, почти детективные истории о значении, строении и происхождении слов, оборотов и «трудных строк» из произведений русской классики дадут возможность читателю разобраться во многих вопросах лексикологии, фразеологии, этимологии, правописания, орфоэпии, поэтики и лингвистического анализа художественного текста. Задания под рубрикой «Решите сами» позволят проверить себя, оценить уровень своих знаний.

Многие заметки книги могут быть прочитаны как отдельные увлекательные рассказы о жизни слов.

Моему читателю

Книга, которую вы взяли в руки, необычна. И объясняется это двумя обстоятельствами: во-первых, ее содержательной сутью, а во-вторых, стилем бесхитростного научно-популярного изложения и формой подачи занимательного материала. Только это, по существу, и вынуждает меня к краткому предисловию. Итак, несколько предваряющих слов об этой книге. С первой же страницы вы попадаете в удивительный и загадочный мир нашего великого языка.

При всей кажущейся простоте и системном «уюте» языка в нем, этом «духовном теле мысли» (В. Жуковский), содержится столько вызывающего самые разные и неожиданные вопросы, что просто диву даешься. Больше всего такого неясного, странного, даже детективного в строительных материалах языка, т. е. в словах как таковых, в словах как компонентах устойчивых оборотов, в словесных единствах того или иного художественного текста. Много неясного также в грамматике, правописании и произношении слова. Поэтому сразу же вы окунаетесь в Слово и его тайны. В каждом рассказе или заметке – перед вами… одни лишь слова, слова, слова.

В композиционном отношении книга в целом строится как свободная последовательность одной за другой маленьких лингвистических новелл о самых различных словах и словесных сообществах, об их семантике, структуре, происхождении, орфографии и звучании, употреблении в обиходной и поэтической речи.

Таким образом, книга, которую вы будете читать, в своей основе выступает как «собранье пестрых глав» (А. Пушкин) по русскому языку. Почему что-то или кто-то называется так, а не иначе? Из каких частей слово или оборот состоит? Что они сейчас обозначают? В силу каких причин пишутся, произносятся и употребляются именно так, как мы это сейчас делаем? Откуда есть пошли, как сделаны, когда и где родились? Что с ними потом произошло? Какую роль они играют в художественном тексте?

Вместе с тем эта книга – не только сборник отдельных, внешне иногда совершенно не связанных между собой мини-очерков, но и своеобразное введение в науку о русском языке, в котором вы знакомитесь со многими (очень важными) вопросами лексикологии и фразеологии, этимологии, правописания и орфоэпии, культуры речи, поэтики и лингвистического анализа художественного текста. Правда, книга не является учебным пособием, где все такие проблемы освещаются в методической системе и в соответствии с определенной программой, но к усвоению теоретических вопросов, думается, с помощью анализа отдельных, самых различных по своему характеру языковых фактов все же ведут. Этому способствуют специальные разделы, посвященные разбору слова по составу, этимологии и языку художественной литературы, а также контрольные вопросы, задания и эвристические (развивающие) задачи, после которых всегда следуют соответствующие ответы.

В книге вы найдете не только научно-популярные переложения уже известного в русском языкознании, но и немало того, что было добыто и открыто самим автором в течение его многолетней научной и преподавательской работы. Говорю об этом только потому, что еще не изжито у многих (особенно специалистов) снисходительное отношение к написанному просто и адресованному широкому кругу читателей.

Удалась ли эта книга, насколько она оказалась вам интересной и полезной, судить вам. Только читайте ее внимательно.

Буду искренне благодарен за все замечания, советы и пожелания, а также за новые вопросы о загадочных и непонятных вам фактах русского языка. Ну а теперь за книгу. Нас ждут слова.

Условные сокращения

авест. – авестийский

алб. – албанский

англ. – английский

арабск. – арабский

арм. – армянский

баск. – баскский

белорус. – белорусский

болг. – болгарский

вин. п. – винительный падеж

голл. – голландский

готск. – готский

греч. – греческий

дат. – датский

дат. п. – дательный падеж

диал. – диалектный

др.в.н. – древневерхненемецкий

др. греч. – древнегреческий

др. евр. – древнееврейский

др. инд. – древнеиндийский

др. исл. – древнеисландский

др. прус. – древнепрусский

др. рус. – древнерусский

евр. – еврейский

ед. ч. – единственное число

ж. р. – женский род

им. п. – именительный падеж

инд. – индийский

иран. – иранский

исп. – испанский

итал. – итальянский

кимр. – кимрский

л. – лицо

лат. – латинский

латыш. – латышский

лит. – литовский

литер. – литературный

м. р. – мужской род

мн. ч. – множественное число

н. – в. – нем. – нововерхненемецкий

нареч. – наречие

наст. вр. – настоящее время

нем. – немецкий

общеслав. – общеславянский

осетин. – осетинский

пол. – польский

полаб. – полабский

предл. п. – предложный падеж

род. п. – родительный падеж

родств. – родственный

рум. – румынский

сев. – рус. – севернорусский

серб. – хорв. – сербскохорватский

сицилийск. – сицилийский

словацк. – словацкий

совр. – современный

ср. – в. – нем. – средневерхнене-мецкий

ср. р. – средний род

ст. – слав. – старославянский

сущ. – существительное

твор. п. – творительный падеж

тж – то же

туарег. – туарегский

тунг. – маньч. – тунгусо-маньчжурский

тюрк. – тюркский

укр. – украинский

устар. – устаревший

фин. – финский

франц. – французский

хеттск. – хеттский

чеш. – чешский

швед. – шведский

эст. – эстонский

Слова среди других слов

В этимологических дебрях

Детектив про детектив

Загадочные приключения, запутанные случаи, словом, детективные истории, которые раскрываются с помощью лингвистического анализа, представляющего собой основной инструмент языкознания как науки, логичнее всего, пожалуй, начать с рассказа о самом слове детектив. Ведь это, как кажется, простое слово является довольно трудным и уходит своими корнями в глубокую языковую старину.

Но о том и другом по порядку. Прежде всего давайте обратимся к его значению. Заглавие заметки в этом отношении (я это сделал, конечно, намеренно) выступает двусмысленным. В своем значении сразу и однозначно раскрывается предлогом про (про что?) лишь его последнее слово. Совершенно ясно, что существительное детектив, замыкающее название этого очерка, значит «детективная история» (или роман, фильм и т. д.), так как слово детектив в значении «агент сыскной службы, сыщик» после предлога про в вин. п. как одушевленное существительное имело бы форму детектива. Что касается первого слова заглавия нашего очерка, то оно может быть понято по-разному: то ли детектив, т. е. «сыщик», делится своими соображениями о каком-либо детективном романе, фильме, запутанном происшествии или детективном жанре, то ли в заглавии и первое детектив равно по смыслу второму.

Как видим, уже по заглавному словосочетанию приходится проводить, пусть элементарное, следствие. О том, что значит первое слово заглавия заметки – надо только ее читать внимательно, – говорит дальнейшее изложение.

Таким образом, мы установили, что существуют два слова детектив (в словарях они толкуются как два значения одной и той же лексической единицы). Какова их родословная?

Если вы объедините их как одновременные и одноисточниковые, то сделаете ошибку. Сначала в русский язык пришло, как считают, из английского языка (правда, с наконечным французским ударением!) слово детектив – «сыщик». Оно отмечается в толковых словарях с 1934 г. Это существительное передает англ. detective той же семантики. Детектив в значении «загадочная, запутанная история» – иного толка и появляется значительно позднее. Оно является исконно русским и возникло посредством лексико-семантического способа словообразования на базе детектив – «детективный роман, фильм», также слова нашего и недавнего: в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка» (1954) его еще нет. В нашей речи оно стало в ходу с 60-х гг. XX в. По способу образования это существительное детектив совершенно другое. Оно возникло уже с помощью морфологического способа словообразования, а именно путем аббревиации, т. е. чистого сокращения словосочетаний детективный роман, детективный фильм, калькирующих, вероятно, англ. detective novel, detective film. Следовательно, слово детектив – «детективный роман, фильм» по деривационному (словообразовательному) складу и ладу – такое же производное, как противогаз – из противогазовая маска, самоцвет – из самоцветный камень, демисезон – из демисезонное пальто, неформал – из член неформальной организации, беспредел – из беспредельная свобода и т. д.

Но это далеко не все в детективной истории слова детектив, если дотошно расследовать дело о его родословной. Лингвистические разыскания (как говорят, язык до Киева доведет!) приводят нас неожиданно к таким архидалеким от существительного детектив словам, как… тога и стог. Вы удивлены? И тем не менее, как это ни странно, все три названных существительных являются словами одного и того же корня.

Англ. detective заимствовано из латинского языка и восходит к причастию detectivus от глагола detegere «открывать, раскрывать», который является приставочным производным к глаголу tegere «крыть, укрывать». Значит, детектив исходно – «тот, кто раскрывает, открывает» (дверь, вход, загадку, преступление и т. д.) и отсюда – «тот, кто ищет», т. е. «сыщик». Сравните родственное детектор «искатель, индикатор», детектор лжи – «определитель лжи» тога нашим языком в конце XVIII в. Слово toga было образовано от глагола tegere безаффиксным способом словообразования с регулярной перегласовкой (е/о) корня, характерной для многих индоевропейских языков. В качестве аналогичных по способу производства можно привести слова везти – воз; теку, течь – ток; бреду, брести *bredti – брод; дом – от исчезнувшего demti (ср. греч. domos – dem? – «строю»); лежать – ложе и т. д. Тога буквально значит «то, что покрывает, покрывало» и далее – «одежда» (ср.: наряды и рядиться в тогу, облачение и разоблачить и пр.).

Итак, получается, детектив как «раскрыватель» вообще (и затем – тайны, преступления и т. д.; ср.: срывать одежды с чего-л., покрывать кого-л.) неразрывно связан с тогой как «то, что покрывает». То же самое смело можно сказать и о слове стог, имея в виду и его исходное значение, и его исходные словообразовательно-корневые данные. Абсолютно непохожее и в функционально-смысловом плане бесконечно далекое от слова детектив существительное стог все же генетически его родственник. Первоначальное значение слова стог (оно сохранилось в балтийских языках; ср. лит. stogas «крыша, кровля») – «то, что укрывает, покрывает, защищает» > «крыша, кровля» и лишь затем – по воле метонимии – «то, что прикрывают, покрывают». Между прочим, стога до сих пор нередко (особенно в Прибалтике и на северо-западе России) сверху прикрывают от дождя.

«Позвольте! – можете сказать вы. – Но ведь слово стог начинается с с! Разве в нем тот же корень, который просматривается в лат. toga? Чем же тогда будет в нем с?» Начальное с в нашем слове является так называемым подвижным s, известным в древнюю эпоху многим индоевропейским языкам. Так, в древнеиндийском и греческом языках рядом с лат. tegō «покрываю» мы находим соответственно sthagati «укрывает» и stegō «покрываю». В нашем языке рядом с кора наблюдаем скорняк, шкура (от устар. скора «шкура, кожа, кора»), осколок – колоть, скопить – копать «рыть, вырывать», стерня – терн и т. д.

Ну вот, наше расследование закончено. Мы убедились, что существительное детектив и слова тога и стог по своему происхождению – своеобразные однокорневые антонимы: тога и стог укрывают, а детектив – «сыщик» – раскрывает. Так что мы сейчас выступали в роли лингвистического детектива.

Дело о прилагательном лингвистический и глаголе звать

После установления родословной слова детектив будет закономерным и естественным наше обращение к определяющему его прилагательному лингвистический. В заглавии заметки я соединил его с глаголом звать. Это не вызвало у вас удивления? С чего бы их между собой связывать? Но подождите, об этом потом.

Прилагательное лингвистический на первый взгляд ничего интересного не содержит. Совершенно ясна его словообразовательная структура, не вызывают никаких сомнений и смысловые связи. В нашем языковом сознании оно воспринимается как самое заурядное исконно русское слово, образованное с помощью суффикса – еск(ий) от существительного лингвистика, которое, в свою очередь, создано посредством суффикса– ик(а) от слова лингвист (по модели гимнаст – гимнастика, поэт – поэтика, журналист – журналистика и пр.).

Что касается существительного лингвист, то по своему морфемному составу оно выглядит как производное с суффиксом – ист от связанного корня лингв-, известного также и в таких словах, как лингвострановедение, билингв «человек, способный употреблять в ситуациях общения две различные языковые системы, т. е. говорящий на двух языках», лингво-дидактика и т. д. Своим связанным, а не свободным корнем и суффиксом лица– ист слово лингвист очень похоже на одно из двух названий специалиста по славяноведению – славист.

По сравнению с прилагательным лингвистический слово лингвист, наверное, у большинства из вас вызывает впечатление иностранного. И не напрасно. Оно действительно является заимствованным в первой половине XIX в. из французского языка, где было известно как ученое новообразование от лат. lingua аж с XVII в.

Однако не нашим – как это ни кажется нам парадоксальным – является и исходное прилагательное лингвистический. Это (и таких слов немало) по своему устройству и форме будто бы самое «нашенское» слово на деле, как и существительное лингвистика, тоже усвоено из французского языка, правда, франц. linguistique в соответствии с законами русского языка при заимствовании было переоформлено с помощью суффикса – еск(ий).

Между прочим, синонимы слова лингвистика – языковедение и языкознание, как и многие другие лингвистические термины XIX в. (ср.: праязык нем. Ursprache, словообразование

Итак, идя по следам прилагательного лингвистический, мы пришли к лат. lingua «язык» (и в значении «орган речи», и в значении «речь, средство общения»). Есть ли в латинском и русском словах еще что-либо общее, кроме значения? Если сравнивать со многими родственными словами русского и латинского языков (матерь (Божия) – mater, два – duo, есть – est, гость – hostis, любо – lubet, море – mare, новый – novus, соль – sal, видеть – videre, велю – volo и т. д.), то можно сказать: «вряд ли». Но языковые пути, как и Господни, неисповедимы. Как внешне слова lingua и язык сейчас друг от друга ни далеки, они все же (не поразительно ли?) являются родственными, «вылетели» из одного и того же корневого гнезда. Свидетельства? Аргументы? Сейчас будут.

Начнем с нашего язык как претерпевшего изменений (и структурных, и фонетических) больше.

Сравнение русского слова с соответствующим словом в других славянских языках (ср. болг. език, пол. jẹzyk, чеш. jazyk и т. д.) позволяет восстановить общеславянскую форму этого существительного как *ẹzyk, где позже возник протетический (вставной) у, а е (в русскомʼа) восходит к звукосочетанию en (ср. семя – семени).

Сравнение *ẹzyk с др. – рус. камык «камень», суффиксальным производным от камы, род. п. камене, позволяет трактовать его как одноструктурное и выделить в нем тоже суффикс– к(ъ). Тем самым вырисовывается, с учетом того что ы здесь является отражением й, старое *ẹnzū. Но эта форма также не является исходной. Следует иметь в виду, что общеславянское z восходит к индоевропейскому gʼh (ср. заяц – готск. gaits «коза», буквально – «прыгающее животное»), зеленый – кимр. gledd «зеленый дерн», диал. зород «огороженное место» – литер. город, нем. Garten «сад» и т. д.). В результате можно реконструировать исходную форму *engʼhū. Если учитывать, что l давало на славянской почве как ы, так и ъв (ср. любы – любъ-ве; ы в камы другого происхождения – из – ен-), а индоевропейский палатализованный (смягченный) заднеязычный с придыханием gʼh в разных языках изменялся как в z, так и в g (см. выше), то становится видимой родственность слова язык из язы *engʼhū, как др. – прус. insuwis «язык», авест. hizvaʼ – тж, так и лат. lingua, особенно если знать, что I в этом слове появилось под влиянием lingere «лизать» на месте старого dingua (ср. также готск. tungō «язык», нем. Zunge – тж).

> Шанский Николай Максимович

НИКОЛАЙ МАКСИМОВИЧ ША´НСКИЙ

(1922-2005)

В 1940 г. поступил в Московский институт истории, философии и литературы им. Н.Г. Чернышевского. В 1941 г. произошло слияние института с Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, в котором Н.М. Шанский продолжил обучение. После окончания университета был оставлен в аспирантуре при кафедре русского языка.

В 1948 г. защитил кандидатскую диссертацию «Из истории имён существительных на -ость в русском литературном языке».

Читал лекции и вёл семинарские занятия по старославянскому языку, исторической грамматике, истории русского литературного языка, спецкурс по словообразованию в Рязанском педагогическом институте.

В 1951 г. был переведён в Учебно-педагогическое издательство (Москва) на должность старшего редактора по вузовской литературе. Одновременно работал на кафедре литературного и политического редактирования Заочного полиграфического института.

В 1953-1987 гг. преподавал на кафедре русского языка Московского государственного университета.

В 1961-1987 гг. руководил Этимологическим кабинетом Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. За это время было составлено и опубликовано 9 выпусков (А - Л) «Этимологического словаря русского языка» и 8 выпусков сборника «Этимологические исследования по русскому языку».

В 1963 г. был назначен главным редактором журнала «Русский язык в школе».

В 1966 г. защитил докторскую диссертацию «Очерки по русскому словообразованию».

В 1970 г. возглавил Научно-исследовательский институт преподавания русского языка в национальной школе, созданный при Академии педагогических наук СССР.

В 1974 г. был избран академиком Академии наук СССР.

С 1995 г. работал на кафедре стилистики, культуры речи и риторики Московского государственного областного университета.

Н.М. Шанский был членом Высшей аттестационной комиссии, председателем Совета по русскому языку Министерства просвещения СССР, членом бюро Отделения дидактики и частных методик Академии педагогических наук СССР, председателем специализированных учёных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, членом Президиума Федерального экспертного совета Министерства образования РФ.

Основные работы : «Принципы построения этимологического словаря русского языка словообразовательно-исторического характера», «Лексикология современного русского языка», «Фразеология современного русского языка», «Очерки по русскому словообразованию», «Лингвистический анализ художественного текста», «В мире слов», «Художественный текст под лингвистическим микроскопом», «Занимательный русский язык», «Этот загадочный «Евгений Онегин», «Лингвистические детективы», «Этимологический словарь русского языка» (А - Л), «Основы словообразовательного анализа», «Очерки по русскому словообразованию и лексикологии», «Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов» (в соавторстве с Т.А. Бобровой), «Школьный фразеологический словарь русского языка» (в соавторстве с В.И. Зиминым и В.В. Филипповым).

Учебное пособие. — 4-е изд., доп. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 312 с. — (Лингвистическое наследие XX века.).«Лексикология современного русского языка» Н. М. Шанского — одно из первых монографических исследований словарного состава русского языка, во многом определившее развитие этой отрасли языкознания в нашей стране.
Предлагаемая вниманию читателя книга воспроизводит текст издания 1972 г. (1-е изд. — 1964 г.) с исключением разделов, описывающих фразеологическую систему русского языка (раздел «Фразеология»). В монографии содержится характеристика слова как основной языковой единицы и его места в лексической системе русского языка, анализируется лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения, сферы употребления, стилистической стратификации, активного и пассивного запаса в диахроническом аспекте; представлены важнейшие словари русского языка.
В данное издание включены также некоторые статьи, отражающие лексикологическую проблематику, и список основных работ Н.М. Шанского по лексикологии русского языка.
Рекомендуется филологам разных направлений, студентам и аспирантам филологических факультетов, всем, кого интересует судьба слов русского языка.Предисловие к третьему изданию (Т. А. Боброва) .
Введение в лексикологию русского языка .
Предмет и задачи лексикологии русского языка.
Лексика .
Слово в лексической системе русского языка .
Слово как основная единица русского языка.
Основные типы лексических значений русских слов.
Омонимы.
Синонимы.
Варианты слова.
Антонимы.
Контекстуальные синонимы и антонимы.
Лексика современного русского языка с точки зрения ее происхождения .
Понятие «исконно русская лексика.
Общеславянские слова.
Восточнославянская лексика.
Собственно русские слова.
Заимствованные слова в русском языке.
Старославянизмы в лексике русского языка.
Иноязычные элементы в лексике русского языка.
Иноязычные слова.
Лексические кальки.
Лексика современного русского языка с точки зрения сферы ее употребления .
Общенародная и социально или диалектно ограниченная лексика.
Диалектизмы.
Профессионализмы.
Арготизмы.
Лексика современного русского языка с точки зрения экспрессивно-стилистической .
Межстилевая лексика.
Разговорно-бытовая лексика.
Книжная лексика.
Лексика современного русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса .
Активный и пассивный запас.
Устаревшие слова.
Неологизмы.
Важнейшие словари русского языка .
Основные типы словарей.
Толковые словари.
Диалектные словари.
Словари синонимов.
Словари иностранных слов.
Фразеологические словари.
Исторические словари.
Этимологические словари.
Орфографические словари.
Орфоэпические справочники.
Словари правильностей.
Обратные словари.
Словообразовательные словари.
Частотные словари.
Ономастические словари.
Словари паронимов.
Словари новых слов и выражений.
Дополнения к третьему изданию .
Лексическая деривация в русском языке.
Слова с приставкой ко- и ее алломорфами в русском языке.
Несколько русских этимологий.
Принципы построения русского этимологического словаря словообразовательно-исторического характера.
О реконструкции промежуточных словообразовательных звеньев.
Сходство и различие в номинативных системах языков.
О национально маркированной номинации в русском языке.
Основные работы Н. М. Шанского по лексикологии.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: