Creativenn - Портал рукоделия

Ирина Михайлова
Практикум для воспитателей «Исследование межличностных отношений в группе детского сада»

I. Предварительная работа

II. Теоретическая часть. Выступление старшего воспитателя .

III. Практическая часть .

IV. Используемая литература.

V. Раздаточный материал.

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1. Памятки для воспитателей .

При подготовке к практикуму «Исследование межличностных отношений детей » проанализируйте микроклимат в группе по следующим вопросам.

А. Обстановка в группе :

Какова атмосфера в моей группе ;

Какие аспекты в моей группе я оцениваю как положительные;

Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные.

Б. Взаимоотношения между детьми :

Между какими детьми существуют хорошие отношения ;

Чем это вызвано;

Какие дети часто ссорятся между собой;

Почему это происходит;

Каких детей часто обижают;

Как это объяснить.

2. Изучение взаимоотношений детей в старшей , подготовительной группах (по диагностической карте Г. А. Урунтаевой «Практикум по дошкольной психологии» ). Коэффициент взаимности, уровень благополучия отношений , индекс изолированности, предпочитаемые, принятые, не принятые, изолированные.

Ход ПРАКТИКУМА.

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Вопросы для воспитателей :

1. Что такое межличностные отношения ?

2. Что такое общение?

Выступление методиста.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни общественной формации – в группе детского сада , – во многом зависят последующий путь его личностного и социального развития, его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь, то можно надеяться, что и в дальнейшем он будет нормально чувствовать себя среди окружающих его людей.

Очень серьезная роль в формировании детских межличностных отношений принадлежит педагогам, работающим в ДОУ.

В средней, старшей группах детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения . Если в младшем возрасте это не чувствуется – дети просто выделяют сверстников из всех окружающих людей, – то в старшем и среднем дошкольном возрасте это ощущается. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников : одни становятся более предпочитаемыми, другие – менее. С одними хотят играть большинство, других в игру не принимают. Вот здесь можно выделить социальные статусы детей : лидеры, предпочитаемые, пренебрегаемые, отверженные. Психологи считают, что в детском саду не очень уместен термин «лидер» . Поэтому мы будем говорить о таких типах – предпочитаемые, принятые, не принятые, изолированные.

группе «заразиться» звездной болезнью.

воспитатель

отношению

детский сад .

Как можно выявить социальный статус ребенка, определить, какое место он занимает в группе сверстников ?

Положение ребенка в группе и отношение к нему сверстников обычно выясняются социометрическими методами, адаптированными для дошкольного возраста. В этих методиках в различных воображаемых ситуациях дети осуществляют свой выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов своей группы .

Предлагаем несколько примеров таких методик.

«Два дома» . Ребенку предлагается рисунок двух домиков, один из которых красивый, большой светлый, а другой – маленький, черный и невзрачный. Его просят представить, что красивый дом принадлежит ему и что туда можно приглашать друзей и всех, кого захочешь. «Подумай, кого из ребят твоей группы ты бы пригласил к себе пожить, а кого бы поселил подальше, в черный дом».

«Капитан корабля» . «Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты бы взял в помощники, когда отправился в дальнее путешествие? Кого бы ты не взял с собой в плаванье, кого бы оставил на берегу?»

«Три открытки» . «Подари эти три картинки тем детям, кому хочешь. Если бы у тебя было много таких картинок, и ты бы раздал всем детям в группе , но кому-то троим, не хватило бы – кому бы ты не дал?»

«Выбор партнеров для общения» . «С кем бы ты хотел рисовать (играть, читать и т. д. ?»

Дети, которые получают наибольшее число отрицательных выборов и которых избегают и отвергают сверстники, должны стать объектом пристального внимания и практической работы педагога .

В этом случае главная работа воспитателя заключается в том , чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам , увидеть в них не противников и конкурентов, а близких и связанных с ним людей. Такая задача может решаться не в лабораторных условиях и не через интерпретацию художественных произведений или проективных ситуаций, а в реальной практике детских отношений в конкретной группе детского сада . Для решения этой задачи служат специальные коррекционные игры и занятия.

Схема группе »

Фамилия, имя ребенка ___

№ п/п Показатели О Ч И Р Н

1 Играет в одиночестве

5 Не отходит от воспитателя , избегает других детей в группе

9 Жалуется воспитателю

10 Намеренно мешает детям

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для того чтобы преодолеть отчужденную позицию в отношениях со сверстниками , разрушить у ребенка страх, что его отвергают, необходимо проводить игры, в которых дети должны говорить ласковые имена, видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, стараться сделать друг для друга приятное. Такое внимание помогает проблемным детям осознать свое агрессивное поведение, снять негатив от общения со сверстниками. Попробуем и мы сегодня в них поиграть, чтобы потом включить их в работу с детьми.

«Добрые волшебники» сказку :

Из желающих детей воспитатель ему :

«Кто сможет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо называть его ласковыми, добрыми именами». Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками.

«Волшебные очки» . Взрослый объявляет :

«Комплименты»

«Подарки» . Перед игрой воспитатель мелочи группе объявляется праздник, а на праздник всегда дарят подарки.

«Давайте сделаем так

«Конкурс хвастунов» объявляет :

VI. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Приложение 1.

Социальные статусы детей.

Предпочитаемые – эти дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние, за способность быстро реагировать в разных ситуациях и быть лояльным, за уверенность в себе, за способность, не колеблясь брать на себя ответственность, не боятся риска и пр. Однако дети с особенно высокой популярностью могут «заразиться» звездной болезнью.

Принятые – эти дети особенно не выделяются, не имеют никаких замечаний, это дети с доброй душой, им доверяют, с ними советуются сверстники, с ними хотят играть, хотя воспитатель иногда не видит в них ничего примечательного.

Пренебрегаемые, не принятые – эти дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их неприязнь. Не принятые дети чаще всего драчуны, забияки, с ними не хотят играть именно из-за этого.

Изолированные – это обычно тихони, их не видно, не слышно, они не участвуют в общих делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают. Такого ребенка могут даже не заметить, если он не пришел в детский сад .

Приложение 2.

Схема «Оценка неблагополучия ребенка в группе »

Фамилия, имя ребенка ___

Возраст ___ Дата проведения наблюдения ___

№ п/п Показатели О Ч И Р Н

1 Играет в одиночестве

2 Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми

3 Его попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу

4 Играет только с одним и тем же партнером

5 Не отходит от воспитателя , избегает других детей в группе

6 Вступает в конфликт с другими детьми

7 Ссорится, обижает других детей

9 Жалуется воспитателю

10 Намеренно мешает детям (ломает постройки, прячет или разбрасывает предметы для игр, пр.)

О – очень часто, Ч – часто, И – иногда, Р – редко, Н – никогда.

Приложение 3.

«Добрые волшебники» . Дети садятся в круг, и взрослый рассказывает им сказку :

«В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Если у нас есть такие дети, давайте попробуем их расколдовать».

Из желающих детей воспитатель выбирает непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь ему : «Кто сможет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо называть его ласковыми, добрыми именами». Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками.

«Волшебные очки» . Взрослый объявляет :

«Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки. … Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!»

Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство.

«А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите то, что раньше не замечали».

Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.

«Комплименты» . Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, похвалить за что-то, пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.

«Подарки» . Перед игрой воспитатель готовит различные привлекательные для детей мелочи : маленькие игрушки, ленточки, значки, коробочки и т. д., которые детям приятно было бы получить в подарок. В группе объявляется праздник, а на праздник всегда дарят подарки. «Давайте сделаем так : пусть каждый из вас выберет то, что ему понравится, положит в коробку и потом подарит, кому захочет», – говорит педагог.

По очереди дети с подарками подходят к тем, кому хотят подарить. Звучат слова благодарности.

«Конкурс хвастунов» . Дети садятся в круг в случайном порядке, а взрослый объявляет :

«Сегодня мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается, но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно – иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие хорошие поступки он совершил, чем он может понравится. Не забывайте, что это конкурс и что выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств».

Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и явное желание найти у него как можно больше достоинств.

V. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Боршевецкая Л. А. Мотивация педагогов : средства, направленные на развитие личности. // Директор школы, № 10, 2005, с. 25 – 30.

2. Васильева А. И., Бахтурина Л. А., Кобитина И. И. Старший воспитатель детского сада . – М.: «Просвещение» , 1990.

3. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами . – М.: «Сфера» , 2004.

4. Ильина Т. Н. Активные методы обучения педагогов в ДОУ. //Управление ДОУ, № 1, 2008, с. 75 – 77.

5. Копытова Н. Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС , 2008. – 96 с.

Я И ДРУГИЕ. Тренинг формирования социальных навыков, направленных на сохранение здоровья и формирования безопасного и ответственного, уверенного поведения

ОСНОВНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В качестве диагностической методики мы предлагаем использовать упрощенный вариант проективного психологического теста «Прогулка по лесу» .

Учащимся предлагается представить, что они будут совершать мысленную прогулку по лесу, где с ними может произойти все, что угодно. Нужно внимательно слушать и все, что представили, подробно записывать на листочке.

1. Итак, вы идете по лесу . Представьте себе, какой это лес: светлый или темный, редкий и просторный или частый и густой. Идете вы по тропинке или сами прокладываете путь. Запишите.

2. Вы идете и видите на земле чашу (чашку) . Представьте себе и опишите в подробностях: чистая она или грязная, какого цвета, из чего сделана, прочная или хрупкая. Запишите.

3. Вы встречаете препятствие , например, заросли кустарника или завал из деревьев. Что вы будете делать? Запишите.

5. Вы выходите из дома и снова идете по лесу. Вдруг вы встречаете очень страшного волка . Опишите свои действия.

6. Вы справились наконец с волком и пошли дальше, подошли к озеру . Что вы станете делать? Запишите.

7. Наконец вы подходите к совершенно непонятному препятствию . Это огромной высоты стена , и стена это такая длинная, что ее невозможно обойти. Что вы будете делать? Запишите.

ИНТЕПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ

1. Лес – это общество, социальная среда, в которой живет человек . Характеристика леса – это восприятие и отношение человека с данной средой. Если нет страха перед будущим и перед обществом, то лес, как правило, светлый и просторный. Уверенность и отсутствие тревожности проявится в наличии тропинки или дороги. Если же школьник неуверен в себе, испытывает страх перед людьми и жизнью в целом, то лес у него темный, полный теней и неизвестности, а тропинку он не видит. Наконец, может быть и такая ситуация, когда лес темный или слегка видны просветы, а школьник сам прокладывает путь. Это говорит о неуверенности и боязни, но настойчивости и попытке преодолеть свой страх перед жизнью.

Коротко говоря, первая ситуация характеризует уровень социализации ученика, его адаптации к взрослой жизни.

2. Описание чаши или чашки психологи связывают с восприятием человека самого себя, с самооценкой, отношение к себе . Так чистая чаша – это восприятие самого себя как положительного человека, грязная – критичное отношение к себе и самоосуждение. Цвет чаши тоже может дать некоторую информацию о человеке. Голубая чаша связана с высокой моральностью, красная – с активностью, зеленая - с интроверсией и стремлением к лидерству, фиолетовая - с эмоциональностью и склонностью к искусству, белая чаша олицетворяет чистоту и невинность. Материал чаши тоже имеет значение. Так, хрупкость говорит о неуверенности. Дорогая антикварная чаша свидетельствует о высокой самооценке.

3. Описание того как преодолевалось или не преодолевалось препятствие, говорит об умении преодолевать трудности . Если человек идет напролом, то он сам справляется с трудностями и о нем говорят как о человеке, приспособленном к жизни, самостоятельном. Если обходит завал и хуже того придумывает еще какие-то виды препятствий, то это неприспособленный человек, не умеющий преодолевать трудности или любящий их создавать себе сам.

4 .Дом всеми людьми связывается с семьей . Описание самого дома характеризует восприятие школьником своей семьи. Прочный и старый дом (избушка из дерева, большая деревенская изба и т.п.) – это хорошая семья, в которой ребенку уютно и там он защищен. Иногда описывают многоэтажный дом. Это говорит о том, что школьнику уделяется мало внимания в семье, там и без него много детей или проблем и на всех внимания не хватает. Каков дом внутри и как ведет себя человек, говорит об отношениях в семье. Если уютно и светло и школьник наслаждается теплом в доме, в семье ему хорошо и он еще долго будет оставаться ребенком. Темные комнаты, паутина, грязь говорят о неблагополучии семьи, одиночестве подростка и его незащищенности.

5. То, как человек справляется с волком, говорит о его умении преодолевать свои страхи . Если побежал домой за чем-либо, то от страхов человек ищет защиты у папы или мамы. Если пытается уговорить волка, то страх загоняется внутрь и повышается тревожность. Иногда пишут, что достали оружие, например, топор и победили волка. Это тревожный симптом, такой человек агрессивен, озлоблен и «носит» на всякий случай оружие против любого, кто посмеет приблизиться к нему.

6. Озеро обычно не интерпретируется, однако можно предположить, что по поведению у озера можно судить об активном отношении к жизни , если в озеро попытались войти, замочили ноги или искупались.

7. Непреодолимая стена – отношение к смерти или другой неразрешимой проблеме . Поведение у стены может говорить об отсутствии или наличии страха смерти. Если хочу заглянуть за стену, пытаюсь влезть на дерево для этого, то не испытываю страха смерти, и наоборот.

«Пристань детства»

Исследование межличностных отношений детей

в группах детского сада

(обучающий семинар-практикум)

Подготовила

педагог-психолог

1. Взаимодействие детей дошкольного возраста - главное условие формирования личности, человеческого развития.

2. Особенности общения со сверстниками.

3. Межличностный конфликт как негативная форма отношений взаимодействия между детьми.

4. Результаты социометрических исследований в подготовительных группах детского сада.

Цели семинара-практикума:

· изучение коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста, посещающих детское образовательное учреждение;

· создание и описание педагогических условий, способствующих бесконфликтному, психологически комфортному и содержательному общению детей и взрослых.

На основе изученного материала можно предположить, что бесконфликтное, общение детей дошкольного возраста друг с другом и взрослыми положительно влияет на развитие личности ребенка при условии:

Развития положительных эмоций и чувств, побуждающих детей к коммуникативной деятельности;

Формирования у детей базовых социальных навыков общения.

· изучение теоретического материала по проблеме преодоления межличностных конфликтов, возникающих в результате взаимодействия детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками посредством общения;

· изучение межличностных конфликтов детей и взрослых в группе детского сада;

· формирование у детей дошкольного возраста умения бесконфликтно общаться со сверстниками и взрослыми.

1. Взаимодействие детей дошкольного возраста - главное условие формирования личности, человеческого развития.

Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в окружающем мире. Особенно велика роль общения в детстве. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. Для дошкольника его взаимодействие с другими людьми это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Ребенок не может стать нормальным человеком, если не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Все это он может усвоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками и взрослыми может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. От того, как сложатся отношения ребёнка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития , а значит и его дальнейшая судьба.

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными негативными явлениями у детей дошкольного возраста являются межличностные конфликты (, и другие). Эффективность воспитания в большей степени зависит от умения педагогов и психологов организовывать правильные отношения между детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда коммуникативное и нравственное развитие детей вызывают серьезную тревогу. Множество негативных явлений, наблюдаемых в детской среде (агрессивность , отчужденность, жестокость, враждебность), зарождаются именно в дошкольном возрасте. Если формирование общения складывается благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и взрослым и умеет нормально общаться с ними, никого не обижая и обижаясь на других, можно надеяться, что он в будущем будет нормально чувствовать себя среди людей.

В качестве центральных понятий были задействованы следующие:

общение - это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного аффективно - оценочного характера, (коллективная игра, совместный труд и т. д.), обеспечивающее планирование, осуществление и контролирование их деятельности, а также удовлетворяющее потребность человека в контакте с другими людьми;

Межличностные отношения (взаимоотношения) - это многообразие и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы;

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов своего поведения и деятельности.

2.Особенности общения со сверстниками.

Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей , качественно отличающих его от общения с взрослым. Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослым. Общаясь со сверстником, ребенок спорит с ним, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и пр. Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и др. Столь широкий диапазон детских контактов определяется богатым функциональным составом общения сверстников, большим разнообразием коммуникативных задач. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра коммуникативных действий.

Второе отличие общения сверстников от общения с взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В среднем в общении сверстников (по данным) наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной направленностью. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым.

Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. п. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяют предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить оригинальность и самобытное начало.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно. Однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы «переломы». От 2 до 7 лет отмечаются 2 таких перелома: первый происходит приблизительно в 4 года, второй - около 6 лет. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости сверстника в жизни ребенка. Если к моменту своего возникновения и в течение первых 1-2 лет после этого потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место (ребенку 2-4 лет гораздо важнее общаться со взрослым и играть с игрушками), то у 4-летних детей эта потребность выдвигается на первое место. Теперь уже дети начинают явно предпочитать общество сверстника взрослому или одиночной игре. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника.

К старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью - либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Обычно в детской группе выделяются 2-З ребенка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом, охотно выполняют их просьбы. Обычно таких детей называют лидерами. Феномен лидерства традиционно связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной для группы деятельности. Данное понимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников, в частности, к группе детского сада. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, общей, объединяющей всех членов деятельности, здесь трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности. По-видимому, более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью.

Наряду с этим выделяются дети вовсе непопулярные - их не принимают в игры, мало общаются, не хотят уступать им игрушки. Остальная часть детей располагается между этими двумя «полюсами». Положение ребенка в группе и отношение к нему сверстников обычно выясняются с помощью социометрических методик, адаптированных для дошкольного возраста. В этих методиках в различных воображаемых ситуациях дети осуществляют выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов группы.

Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, почему одни дети становятся предпочитаемыми и вызывают симпатии сверстников, а другие - наоборот, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Этот прием неоднократно использовался в психологических исследованиях.

3. Межличностный конфликт как негативная форма отношений взаимодействия между детьми.

Межличностный конфликт это негативная форма отношений взаимодействия между субъектами, связанных с их психологическими позициями. Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе. В свою очередь требования и потребности окружающих находят разный отклик у самого ребенка, среда оказывается разной для детей, а в отдельных случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться неоднозначно: как малообщительное или агрессивно-общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие - очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей. Изменения в поведении ребенка – вторичные новообразования, далекие следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт и возникающие вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник конфликта, его первопричина, как правило, упускается воспитателем, и педагогическая коррекция оказывается уже неэффективной.

Однако специальные наблюдения показывают, что определенная часть дошкольников (а их не так уж мало) в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при внимательном изучении системы взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников.

Однако, во всех случаях, главная цель заключается в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть отчуждённое отношение к сверстникам и взрослым, увидеть в них не противников и конкурентов, не объекты самоутверждения, а близких и связанных с ним людей. Вот почему ранняя диагностика и коррекция симптомов конфликтных отношений, неблагополучия, эмоционального дискомфорта ребенка в детском образовательном учреждении приобретают столь огромное значение. Незнание их делает малоэффективными все попытки изучения и построения полноценных детских отношений, а также препятствует осуществлению индивидуального подхода к формированию личности ребенка.

Литература

1. Панфилова общения.-М.: ТОО «ИнтелТех», 1995.

2. Развитие общения дошкольника со сверстниками / под ред. . М., 1989.

3. Развитие общения у дошкольников / под ред. , -М.,1964.

4. Репина -психологическая характеристика группы детского сада.- М: Педагогика, 1988.

5. Рояк конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка.- М., 1988.

6. Смирнова ребенка.- М Школа-Пресс, 1997.

Тема: «ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ».

Цели : выработать стратегию общения, и умение вести себя в обществе.

Количество занятий : 8

Количество участников: 10-12 человек.

Диагностические процедуры: методика Леонгарда, тест Кеттела.

Средство фиксации эффективности занятий: Анкета «Откровенно говоря…».

Занятие 1.

Ведущий: «Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагают каждому из вас взять по табличке и написать на ней свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, пред­ставляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Через одно-два занятия мы запомним, как зовут друг друга, и сможем обходиться без табличек. Может быть, те имена, которые были взяты на сегодня, потом и не понадобятся, но если нужно, каждый сможет взять свою табличку и, например, что-то рассказать о себе под другим именем. Начинаем».

Учимся расслабляться.

Ведущий рассказывает о том, что в случаях, когда испыты­ваешь напряжение, «зажатость», тревогу, можно помочь себе, расслабляясь с помощью простых приемов, которые помогают не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, которое не наносит ущерб интересам другого человека. Затем он прово­дит три упражнения на релаксацию (см. 8).

1) «Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлять их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая - до девяти. Можно и не считать - смотря как легче. Начнем»,

По окончании: «Теперь можно закрыть глаза. Расскажем, что испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение. Можно, я начну?» Ведущий в данном случае показывает, как можно говорить о своих чувствах, стараясь описать то, что испытал, поподробнее.

2) «Другой способ расслабиться можно было бы назвать «Волшебное слово». Например, когда мы волнуемся, мы можем произнести про себя это волшебное слово, и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: «покой», «тишина», «нежная прохлада», любые другие. Главное, чтобы они помогали вам. Давайте попробуем».

По окончании ведущий спрашивает, какие «волшебные слова» подобрал каждый из участников и что он почувствовал.

3) «Еще один способ успокоиться и расслабиться. Вспомните, вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утвержде­ний о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, не «я не волнуюсь», а «я спокоен» и т.д. Начнем».

По окончанию ведущий спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал и просит, если не трудно, рассказать о том, какие ситуации вспомнились.

Данное упражнение способствует не только усвоению под­ростками простых навыков саморегуляции и созданию комфорт­ной и доверительной атмосферы в группе, но и тому, что участ­ники группы начинают более открыто и полно выражать свои чувства.

«Глаза в глаза».

Ведущий говорит о том, что в обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой, после чего предлагает участникам занятия в течение 3-5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы. По окончании ведущий спрашивает о чувствах, испытанных во время упражнения, кому и почему было трудно установить зрительный контакт. Это упражнение помогает установить на этапе знакомства более глубокий и доверительный контакт между участниками группы.

Далее ведущий предлагает правила поведения группы, также они распространяются н на него самого. После прочтения правил ведущий разворачивает плакат с этими правилами, который после этого всегда висит на занятиях. Дается обещание соблюдать правила. Ведущий произносит слово «обещаю», участники группы - тоже.

Занятие 2.

Коллективный счет ( разогревающая психотехника )

Техника на каждый день . Участники стоят в кругу , опустив головы вниз и не глядя друг на друга . Задача группы - называть по порядку числа натурального ряда , стараясь добраться до самого большого , не совершив ошибок . При этом должны выполняться три условия : во - первых , никто не знает , кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально ); во - вторых , нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд ; в - третьих , если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками , ведущий требует снова начинать с единицы . Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток . Ведущий повторяет участникам , что они должны уметь прислушиваться к себе , ловить настрой других , чтобы понять , нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число . В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны , что не договариваясь начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу . Обнаружив это , ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость , но предлагает отказаться от этого приема . Опыт подтверждает , что более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением .

« Муха в квадрате » ( тренинг личностного роста , групповое взаимодействие )

Мысленно представим поле для крестиков - ноликов , состоящее из девяти квадратов . В центральном квадрате сидит муха . Задача состоит в мысленном перемещении мухи ходами вверх - вниз , вправо - влево . Участники делают последовательно по одному ходу . Запрещено делать челночные ходы (туда - сюда ). Нельзя вылетать за границы поля . Может использоваться и как разогревающая методика . Со временем можно усложнить задачу , модернизировав плоское поле в объемное (куб ).

«Спина к спине».

Ведущий говорит о том, что на группе имеется возможность получить опыт общения, недоступный в. повседневной жизни. Двое участников группы садятся спиной к спине друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддер­живать разговор. По окончании они делятся своими ощуще­ниями.

Ведущий может спросить:

- было ли это похоже на знакомые житейские ситуации, напри­мер, телефонный разговор), в чем отличия:

- легко ли было вести разговор;

- какой получается беседа - более откровенной или нет.

Занятие 3

Испорченный телефон ( разогревающая психотехника )

Участники встают в колонну по одному . Ведущий встает в конце колонны . Таким образом все участники повернуты к нему спиной . Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника . Затем он жестами показывает какой - либо предмет (спичечный коробок , пистолет , волейбольный мяч и пр .). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет , второй передает третьему , третий - четвертому и так далее . Последний участник называет предмет . Условия : все делается молча , только жестами , можно только попросить повторить , участники не должны поворачиваться до тех пор , пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу .

Печатная машинка ( групповое взаимодействие , тренинг личностного роста ).

Все участники встают в линию или круг . Группе дается задание прочитать четверостишие (предложение , словосочетание и т . д .), например :

У лукоморья дуб зеленый ,

Златая цепь на дубе том

Но не хором , а следующим способом . Участники последовательно произносят по одной букве , пробел - вся группа делает хлопок руками , перевод каретки - топают ногой . Запятые и точки тоже можно как - нибудь обозначить . Ошибившийся выбывает , когда остается три человека вся группа начинает сначала .

Значимые люди.

Материалы: Бумага, наборы цветных карандашей.

Ведущий просит подростков нарисовать трех самых значимых для имя людей. Это могут быть не обязательно те, е кем он постоянно общается в настоящее время, но непременно те, кто значит для него больше, чем все остальные, кого он или она знал(а), кто для него дороже всех. Ведущий также выполняет рисунок.

После того, как рисунки выполнены, ведущие просит участни­ков группы по очереди показывать рисунки, рассказывая при этом об изображенных там людях:

- кто они;

- чем значимы для подростка, чем дороги:

- так же ли близки они ему теперь, если речь идет о прошлом.

-хотели бы они н-ч что-нибудь сказать, будь у них такая возможность, прямо сейчас (например, есть невыраженное чувство благодарности).

Если кому-то из участников группы действительно хотелось бы поговорить с дорогим ему человеком, можно использовать практикуемую в гештальттерапии технику «пустого стула».

Занятие 4.

Для разогрева используем техники: либо нестандартное приветствие, либо испорченный телефон, «Бегущие огни».

Колечко ( тренинг личностного роста , адекватность )

Оборудование : на роль колечка хорошо подходит сердечник от изоленты , для детей можно использовать что - то яркое , например , заколку . Группа выходит из комнаты . Ведущий размещает колечко в комнате так , чтобы оно было в поле зрения участников . Например , повесить на гвоздик , одеть на горлышко бутылки , положить на стол , где и так куча всяких предметов , заколку можно приколоть к занавеске . Группа заходит в комнату и молча ищет колечко . Нашедший молча и никоим образом не показывая виду , что он нашел , садится на свое место . Чем меньше остается ищущих , тем сложнее найти предмет . Последнему приходится совсем тяжело .

Ассоциации.

Водящий (участники группы вызываются на эту роль добро­вольно) выходит, остальные участники группы загадывают кого-то из оставшихся. Водящий по ассоциациям должен отгадать того, кто загадан группой. Перед началом игры ведущий объясняет, что все вопросы водящего должны быть однотипны - на что или на кого похож тот, кого загадали:

    на какое время суток;

    на какое время года;

    на какую погоду;

    на какой день недели:

    на какой цвет радуга и т.д.

Следует особо напомнить, что задание нужно выполнять так, чтобы не задеть самолюбия, не оскорбить того, кто был загадан.

Данное упражнение помогает участникам группы подгото­виться к получению обратной связи, а других упражнениях.

Занятие 5

15 слов ( самоконтроль )

Ведущий предлагает участнику назвать 15 слов , начинающихся на определенную букву , с условием , если пауза между словами составляет более 5 секунд , то участник делает одно приседание . Подразумевается , что участник находится перед своей группой .

Коллективная арифметика ( сотрудничество )

Участвуют 4 человека . Каждый из участников берет карточку с несложным арифметическим действием , например 100*100. Полученные результаты каждой карточки складываются . Называется полученная сумма . Время - 60 секунд . Ведущий может создавать помехи , каждые 15 секунд громким голосом объявляя оставшееся время .

Свое пространство.

Один из участников группы («протагонист») добровольно встает в центр круга. Ведущий предлагает ему представить себя «светилом», на различном расстоянии, от которого находятся остальные участники группы - «планеты». Протагонист, повора­чиваясь лицом к участникам группы, просит встать их на различ­ном расстояния от себя - так, чтобы очередной участник группы отошел от него на расстояние, соответствующее воображаемой дистанции, а межличностных отношениях. После того как расста­новка группы завершена, ведущий спрашивает протагониста, насколько комфортно созданное им пространство и не хотел бы он внести какие-то изменения.

Проводить это упражнение более чем с тремя участниками в качестве «светила» за один раз не рекомендуется. В дискуссии не допускается обсуждение созданной схемы, но можно поделить­ся чувствами в зависимости оттого, на какое расстояние оказался удаленным тот или иной участник, порассуждать, из чего складывается это расстояние, от чего оно зависит, хочется ли его сокра­тить (увеличить). Последнее желательно обсуждать в абстракт­ном плане.

Занятие 6.

Хлопки ( групповое взаимодействие ).

Участники группы встают в линию , колонну , круг . По команде , начиная с первого , каждый участник последовательно делает один хлопок . Хлопки должны идти друг за другом . Один участник делает только один хлопок , ни больше , ни меньше . Оптимальное время выполнения группой из 20 человек составляет 3 секунды .

Игра «Крокодил».

Ведущий говорит о том, что многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участников, кому знакомо это чувство. Следующая игра предлагается, как средство избавиться от этого опасения. Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или слово­сочетание (можно - названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая - делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Послед­ний должен изобразить это слово только с помощью жестов и ми­мики, а его команда попытаться понять, что были загадано.

Команды участников группы загадывают слова по очереди. После того, как в роли изображающего побывало большинство участников, можно обсудить собственные чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать.

Занятие 7.

Кто тормоз ? ( баланс механизмов возбуждения и торможения )

Маленький предмет лежит на столе посередине . Двое кладут ведущие руки по разные стороны от предмета на одинаковом расстоянии . Ведущий называет различные числа . Когда называется четное число , нужно схватить предмет .

«Горячий стул».

Ведущий предлагает подросткам узнать мнение о них остальных участников группы. Высказываться друг о друге он рекомендует приблизительно в такой форме: «Когда ты дела­ешь или говоришь то-то и то-то, у меня возникают такие-то чувства, и мне кажется, что это могло быть то-то н то-то». Используется только тот опыт, который был получен за время занятий. Следует избегать определений «нравится», «хорошо», «ПЛОХО».

Один из участников по желанию садится в центр круга. После того, как все высказались, подросток коротко рассказывает, что он испытал, когда говорили о нем. Участник высказываются по очереди, но на «горячем стуле» садятся только по желанию.

В обсуждении участники делятся впечатлениями, как измени­лись их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения.

Занятие 8.

Я " реальный идеальный; глазами других.

Материалы: Бумага, цветные карандаши.

Ведущий просит участников группы нарисовать себя таким, как есть, таким, каким хотел бы быть, и таким, каким тебя видят другие люди.

В обсуждении участники пытаются ответить на вопро­сы, чем вызваны расхождения в представлениях о том, каким ты хотел бы быть и каким тебя видят другие, с тем, какой ты есть на самом деле. Были бы эти расхождения сильнее, если провести это задание в начале группы, и почему?

Завершение группы. Заключительное слово ведущего. Раздача «телеграмм».


Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 6 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.

Урок. Практикум по теме «Человек среди людей»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели:

  • обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нормах и санкциях, роли лидера в группе, значении, формах и средствах общения, причинах, стадиях межличностных конфликтов и возможности их конструктивного разрешения.
  • способствовать осмыслению личного опыта участия в различных видах межличностных отношений, продуктивного общения со сверстниками и людьми других возрастов, использования различных стратегий разрешения конфликтов в малых группах.
  • создавать условия для осознания необходимости толерантного, уважительного отношения к другим людям, практического освоения конструктивных форм общения, повышения конфликтной компетентности.
  • совершенствовать личностные, коммуникационные универсальные учебные действия,
  • коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении.

Оборудование : карточки с заданиями, Презентация.

Основные понятия: межличностные отношения, группа, общение, конфликт, межличностный конфликт.

Ход урока

I. Организационный момент.

На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.

План:

  • Будем называть слова.
  • Будем отвечать на вопросы.
  • Будем выполнять задания.

Речевая разминка.

II. Постановка цели и задач урока.

  • Определите тему урока. Для этого отгадайте, какие слова здесь зашифрованы.

Тема: Человек среди людей.

  • Откройте учебник на стр. 3. «Оглавление».
  • Где Вы ещё видите такое же название? (Ответ: название Главы II ).
  • Как Вы думаете, мы с Вами изучили эту главу или нет? (Ответ: да )
  • Значит, какова цель нашего урока?

Цель: обобщить знания по разделу «Человек среди людей».

III. Актуализация по теме.

Использование технологии РКМ «Понятийное колесо». Свое название она получила из–за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова – ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.

План:

  1. Межличностные отношения.
  2. Человек в группе.
  3. Общение.
  4. Конфликты в межличностных отношениях.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Задание 1. Правильно произнеси слова, расставляя ударение.

Личность, межличностные отношения, группа, общение, конфликт, межличностный конфликт.

Работа сопровождается показом Презентации.

  1. Межличностные отношения.
  • Что такое межличностные отношения?

Межличностные отношения – это связь человека с окружающими людьми. (Слайд)

      • Может ли человек обойтись без межличностных отношений?
      • Какие виды межличностных отношений Вы знаете? (Слайд)

Задание 2. Ниже приведены примеры межличностных отноше­ний различного уровня; распредели их в соответствую­щие колонки таблицы.

  • У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваютсяпри встрече.
  • Галина и Полина, встречаясь, обмениваются ново­стями.
  • Евгений и Матвей играют в одной команде по во­лейболу.
  • Сидор и Александр всегда готовы прийти друг дру­гу на выручку.
  • Глеб и Фёдор - одноклассники.
  • Мария и Клавдия сидят за одной партой.
  • Диана и Марина вместе идут домой после уроков.
  • Лариса и Артём делают уроки вместе.
  • Нина и Зина отдыхали вместе в летнем лагере.
  • Никита и Платон обмениваются марками.
  • Юлия и Яна вместе проводят свободное время.
            • Участниками, каких отношений являетесь Вы?
            • Какие стили межличностных отношений Вы знаете? (Слайд)


Задание 3.
Определите стили межличностных отношений (личные или официальные):

а) друзья отправились вместе в кино _________________________________________________

б) учителя обсудили методы воспитания своих учеников на педагогическом совете ________________

в) мама с дочерью обсуждали, как они будут отдыхать на праздничных каникулах_________________

г) ученица 6-го класса советовалась с библиотекарем о том, какую литературу лучше почитать________________________________________________________________________

д) двое друзей отправились на прогулку в ближайший парк, во время гулянья поссорились и начали драться___________________________________________________________________

е) президенты двух стран встречались для ведения международных переговоров ___________

ж) учитель дополнительно занимался со своим учеником математикой ____________________

з) родители вместе со своим ребенком поехали отдыхать к морю_________________________

и) учитель вызвал родителей в школу для разговора о поведении их ребенка ______________________

к) девочка в магазине обратилась к продавцу-консультанту за помощью ___________________

Задание 3 . Прочитайте Ситуацию и ответьте на вопрос: Какие правила общения использовала Наташа?

Однажды во дворе многоэтажного дома шестилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут На­таша! А вас?» Мужчина ответил. Девочка продолжила: «У вас найдётся две минутки, чтобы поговорить со мной?» «Конечно», - ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Её все любили. А она очень любила гулять. И один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на неё наступила чья-то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, то поняла, что стала калекой».

Тут Наташа вынула из-за спины сломанную куклу.

«Вот она. Я вижу, что вы добрый, помогите, пожалуй­ста, моей кукле».

Взрослый человек был очень занят, но он не мог огор­чить этого маленького гения общения. Назавтра в услов­ленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем- нибудь помочь вам?» - спросила она.

            • Какие правила общения использовала Наташа?
            • Давайте вспомним правила общения.

2. Группа .

            • Что такое ГРУППА?

ГРУППА — ограниченная в размерах общность людей. (Слайд)

            • Какие группы людей ты знаешь? (Слайд)
            • Участником, каких групп одновременно ты являешься? (Слайд)

  1. Общение .
  • Перечислите виды общения.

Задание 4. Перед тобой список средств, используемых в общении. Распредели их по столбцам таблицы.

            • взгляд,
            • рассказ,
            • мимика,
            • жесты,
            • поза,
            • походка,
            • танец,
            • прикосновение,
            • комплимент,
            • цветы,
            • песня,
            • подарок,
            • движения,
            • поздравление в стихотворной форме.

4. Конфликт

Задание 5. Представьте, что Вам уже более сорока лет. У Вас не все ладится с работой, есть проблемы со здоровьем. Подумайте, как бы Вы повели себя в следу­ющих обстоятельствах:

а) под Вашими окнами каждый вечер десять горлас­тых мальчишек, сменяя друг друга, играют в футбол;

б) Ваш сын или дочь ежедневно по три часа сидит у телевизора, не радуя Вас своими успехами в учебе;

в) Вы ведете урок, а в классе стоит постоянный шум, и у большинства учеников на лицах написано: я делаю Вам подарок своим присутствием;

г) Вы приходите домой после работы очень устав­шим, а никто из Ваших близких не пошевелился, чтобы убрать квартиру или помыть посуду.

            • Что может возникнуть между Вами и этими людьми? (Ответ: конфликт)

Задание 6. Используй приведённый ниже алгоритм анализа конфликта и разбери одну из ситуаций, перечисленных выше.

  1. Кто конфликтует (участники)?
  2. Из-за чего возник конфликт?
  3. Способы разрешения конфликта?

V . Итог урока.

  1. Рефлексия.

2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок

3. Домашнее задание: Задание 5 на стр.84.

Скачать Практикум к уроку можно

Скачать Презентацию к уроку можно

Скачать Конспект урока можно

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: