Creativenn - Портал рукоделия

Статья 16. Правила разработки и утверждения национальных стандартов. 1. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации разрабатывает и принимает программу разработки национальных стандартов. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации должен обеспечить доступность программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам для ознакомления.

2. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.
3. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган Российской Федерации по стандартизации и публикуется в электронном виде в информационной системе общего пользования и в официальном печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.
Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.
В случае если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет.
4. Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом письменных замечаний заинтересованных лиц. Разработчиком проводится публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляется перечень полученных письменных замечаний заинтересованных лиц, в котором он излагает краткое содержание замечаний и результат их обсуждения.
Разработчик обязан сохранять письменные замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и предоставлять их по запросам национального органа Российской Федерации по стандартизации и технических комитетов по стандартизации.
Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня публикации уведомления о разработке проекта национального стандарта до публикации уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее двух месяцев.
5. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в официальном печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в электронном виде в информационной системе общего пользования.
Со дня публикации уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный проект национального стандарта и перечень письменных замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.
6. Порядок и размер оплаты публикации уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта устанавливаются Правительством Российской Федерации.
7. Проект национального стандарта вместе с перечнем письменных замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в соответствующий технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы проекта национального стандарта.
8. На основании представленных разработчиком документов, указанных в пункте 7 настоящей статьи, и результатов экспертизы технический комитет по стандартизации готовит мотивированное предложение об утверждении либо отклонении проекта национального стандарта. Предложение технического комитета по стандартизации вносится в национальный орган Российской Федерации по стандартизации вместе с документами, указанными в пункте 7 настоящей статьи, и результатами экспертизы.
Национальный орган Российской Федерации по стандартизации принимает решение об утверждении либо отклонении проекта национального стандарта на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации.
Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в официальном печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в электронном виде в информационной системе общего пользования в течение тридцати дней с момента утверждения национального стандарта.
В случае отклонения проекта национального стандарта мотивированное решение национального органа Российской Федерации по стандартизации с приложением документов, указанных в пункте 7 настоящей статьи, направляется разработчику проекта национального стандарта.
9. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации утверждает и публикует в официальном печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в электронном виде в информационной системе общего пользования перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе использоваться для выполнения требований технических регламентов.

В соответствии с этим законом стандартизация осуществляется в целях (Статья 11):

    повышения уровня безопасности жизни или здоровья граж­дан, имущества физических или юридических лиц, государственно­го или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содей­ствия соблюдению требований технических регламентов;

    повышения уровня безопасности объектов с учетом риска воз­никновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного Характера;

    обеспечения научно-технического прогресса;

    повышения конкурентоспособности продукции, работ, ус

    рационального использования ресурсов;

    технической и информационной совместимости;

    сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

    взаимозаменяемости продукции.

1.2. Принципы стандартизации

Стандартизация осуществляется в соответствии со следующими принципами (Статья 12):

    добровольного применения стандартов;

    максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

    применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным.

    Нормативные документы по стандартизации. Виды стандартов

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся (Статья 13): национальны! стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в облас| ти стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций.

Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным] органом Российской Федерации по стандартизации (Статья 2). Национальные стандарты, так же как стандарты организаций, применяются на добровольной основе. Применение национального стандар-1 та подтверждается знаком соответствия национальному стандарту (ст. 15 п.2).

В Российской Федерации (со дня вступления в силу Федераль­ного закона «О техническом регулировании») национальными стан­дартами признаются действующие государственные и межгосудар­ственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г.

Было признано целесообразным до вступления в силу вновь раз­работанных соответствующих правил, норм и рекомендаций по стан­дартизации сохранить для действующих государственных и межгосударственных стандартов

разрабатываемых национальных стан­дартов условные обозначения «ГОСТ» и «ГОСТ Р», предусмот­ренные ГОСТ 1.5-2001 «Межгосударственная система стандар­тов. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к пост­роению, изложению, оформлению и содержанию стандартов» и ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российс­кой Федерации. Общие требования к построению, изложению, офор­млению и содержанию стандартов».

    Национальный орган по стандартизации

Национальный орган Российской Федерации по стандартиза­ции (далее - национальный орган по стандартизации):

    утверждает национальные стандарты; принимает программу раз­работки национальных стандартов; организует экспертизу проектов национальных стандартов; обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, со­стоянию материально-технической базы и научно-техническому про­грессу; осуществляет учет национальных стандартов, правил стан­дартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам; создает технические комите­ты по стандартизации и координирует их деятельность; организует опубликование национальных стандартов и их распространение; уча­ствует в соответствии с уставами международных организаций в раз­работке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии; утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам; представляет Россий­скую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации (статья 14).

Правительство Российской Федерации определяет орган, упол­номоченный на исполнение функций национального органа по стан­дартизации. В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться пред­ставители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объе­динений предпринимателей и потребителей.

Порядок создания и деятельности технических комитетов по стан­дартизации утверждается национальным органом по стандартиза­ции. Заседания технических комитетов по стандартизации являют­ся открытыми.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенное сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителя продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знак соответствия национальному стандарту.

Общероссийские классификаторы технико-экономической, социальной информации(далее - общероссийские классификаторы) - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющие обязательными для применения при создании государственных и формационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливает Правительством Российской Федерации.

    Правила разработки и утверждения национальных стандартов

Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации должен обеспечить доступное программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам для ознакомления.

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.

Уведомление о разработке национального стандарта направля­ется в национальный орган по стандартизации и публикуется в ин­формационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительнойвласти по техническому регулированию. Уведомление о разработке национального стандарта должно содержать информа­цию об имеющихся в проекте национального стандарта положени­ях, которые отличаются от положений соответствующих междуна­родных стандартов.

Разработчик национального стандарта должен обеспечить дос­тупность проекта национального стандарта заинтересованным ли­цам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинте­ресованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление ука­занной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.

В случае если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет. Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересо­ванных лиц, проводит публичное обсуждение проекта националь­ного стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением со­держания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартиза­ции и технические комитеты по стандартизации по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта нацио­нального стандарта до дня опубликования уведомления о заверше­нии публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта на­ционального стандарта должно быть опубликовано в печатном из­дании федерального органа исполнительной власти по техническо­му регулированию и в информационной системе общего пользова­ния в электронно-цифровой форме.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный про­ект национального стандарта и перечень полученных в письменной Форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

Порядок опубликования уведомления о разработке проект национального стандарта и уведомления о завершении публично обсуждения проекта национального стандарта и размер платы опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национал стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в те тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

Национальный орган по стандартизации утверждает и опубликовывает в печатном издании федерального органа исполните власти по техническому регулированию и в информационной теме общего пользования в электронно-цифровой форме переречень национальных стандартов, которые могут на добровольной о применяться для соблюдения требований технических регламентов.

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих дартов для целей, указанных в статье 11 Федерального закона совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений статьи 12 Федерального закона.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, кото­рые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, при­обретателями.

    Структура и характеристика стандартов ГСС

Вопросы организации и практической деятельности в области стандартизации в России регламентированы в следующих основополагающих документах комплекса Государственной системы стан­дартизации РФ (ГСС).

ГОСТ Р 1.0-92 «ГСС РФ. Основные положения» - стандарт определяет цели и задачи стандартизации, основные принципы и организацию работ по стандартизации в Российской Федерации, категории нормативных документов по стандартизации, виды стан­дартов, основные положения по международному сотрудничеству в области стандартизации, по применению стандартов и технических условий, по государственному надзору за соблюдением стандартов.

ГОСТ Р 1.2-92 «ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов» - стандарт устанавливает требования к разработке, со­гласованию, утверждению, государственной регистрации, изданию, обновлению (изменению, пересмотру) и отмене государственных стандартов РФ.

ГОСТ Р 1.4-93 «ГСС РФ. Стандарты отраслей, стандарты пред­приятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и Других общественных объединений. Общие положения» - стандарт Устанавливает общие положения по разработке, принятию, учетной Регистрации, изданию, применению, контролю за соблюдением обя­зательных требований, изменению и отмене стандартов отраслей, а также объекты стандартизации и общие правила разработки и при­менения стандартов предприятий, научно-технических и инженерных обществ и других общественных объединений.

ГОСТ Р 1.5-2002 «ГСС РФ. Стандарты. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначе­нию» _ стандарт устанавливает требования к стандартам, действу­ющим только на федеральном уровне, а в отношении стандартов, разрабатываемых на более низких уровнях, было признано целесообразным регламентировать общие правила только в части обозначения стандартов. Остальные положения (ГОСТ Р 1.5-2002) м быть самостоятельно выбраны и применены при разработке стандартов. Таким образом, это универсальный стандарт, который может быть использован в России при разработке стандартов разного уровня стандартизации.

ГОСТ Р 1.8-2002 «ГСС РФ. Стандарты межгосударственные. Правила разработки, применения, обновления и прекращения применения в части работ, осуществляемых в Российской Федерации стандарт устанавливает порядок разработки проектов межгосударственных стандартов, ведение секретариатов, порядок рассмотрения в РФ проектов межгосударственных стандартов, порядок принятия таких стандартов, внесение изменений в действующие м государственные стандарты, а также порядок прекращениям применения в РФ.

ГОСТ Р 1.9-95 «ГСС РФ. Порядок маркирования продукции услуг знаком соответствия государственным стандартам» - стандарт устанавливает общие требования к этой процедуре, а также пор выдачи лицензий на маркирование продукции и услуг этим знаком.

ГОСТ Р 1.10-95 «ГСС РФ. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и информации о них» - стандарт устанавливает требования к разработке, согласованию, принятию, регистрации, изданию, обеспечению, изменению и отмене правил рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, к информации о правилах и рекомендациях, а также требования к их изложению и содержанию. ГОСТ Р 1.11-99 «ГСС РФ. Метрологическая экспертиза пр тов государственных стандартов». Стандарт устанавливает пор и правила проведения метрологической экспертизы проектов г дарственных стандартов.

ГОСТ Р 1.12-99 «ГСС РФ. Стандартизация и смежные области деятельности. Термины и определения».

ПР 50.1.002-94. Правила по стандартизации. «Порядок предоставления в Госстандарт России информации о принятых стандартах отраслей, стандартах научно-технических, инженерных обще_ и других общественных объединений».

ПР 50.1.008-95. Правила по стандартизации. «Организация проведение работ по международной стандартизации в РФ».

ПР 50.74-94. Правила по стандартизации. «Подготовка проектов государственных стандартов РФ и проектов изменений к ним для принятия, государственной регистрации и издания».

ПР 50-688-92. Правила по стандартизации. «Временные типо­вые положения о техническом комитете по стандартизации».

ПР 50-718-99. Правила по стандартизации. «Правила заполне­ния и представления каталожных листов продукции».

ПР 50-734-93. Правила по стандартизации. «Порядок разра­ботки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации».

В зависимости от объекта стандартизации и уровня принятия различают следующие категории стандартов:

Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) при­нимается Госстандартом России или Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России). К объектам ГОСТ Р относятся продукция, рабо­ты и услуги, имеющие межотраслевое значение.

Стандарт отрасли (ОСТ) - разрабатывается и применятся госу­дарственными органами в пределах их компетенции применитель­но к продукции, работам и услугам отраслевого значения.

Здесь под отраслью понимается совокупность субъектов хозяй­ственной деятельности независимо от их ведомственной принадлеж­ности и форм собственности, разрабатывающих и(или) производя­щих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) оп­ределенных видов, которые имеют однородное потребительное или функциональное назначение. Стандарты отраслей не должны нару­шать обязательные требования государственных стандартов, а также правила и нормы безопасности, установленные государственными над­зорными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Ответственность за соответствие требований стандартов отрас­лей обязательным требованиям государственных стандартов несут принявшие их государственные органы управления.

Стандарт предприятия (СТП) - стандарт, утвержденный пред­приятием. Эти стандарты разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации СТП являются состав­ляющие организации и управления производством, направлен­ные на повышение его эффективности, продукция, производи­мая этим предприятием, методы расчета, технологические нормы и требования, типовые процессы изготовления, оснастка, инст­румент и т. п. Требования стандартов предприятий подлежат обя­зательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и ставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг еде ссылка на эти стандарты.

Стандарт научно-технического, инженерного общества (СТО стандарт, принятый научно-техническим, инженерным общее или другим общественным объединением. Объектами СТО является, как правило, новые оригинальные виды продукции и услуг, технология, новые принципы управления производством, методы испытаний и т. п.

Необходимость применения этих стандартов субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно. Порядок - работки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов субъектов хозяйственной деятельности устанавливается ими самостоятельно. СТО также не должны нарушать обязательные требования го дарственных стандартов, а также правила и нормы безопасно установленные государственными надзорными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией по стандартизации. В частности, ИСО, МЭК. Такие стандарты носят рекомендательный, добровольный характер.

Региональный стандарт - стандарт, принятый региональной ор низацией по стандартизации.

Межгосударственный стандарт (ГОСТ) - стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Национальный стандарт - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации.

В перечень нормативных документов включен технический регламе Под регламентом понимается документ, в котором содержа - обязательные правовые нормы. Такой документ принимается ор] ном власти и подлежит обязательному исполнению.

Технический регламент содержит технические требования к объекту стандартизации. Эти требования могут содержаться непосредственно в самом этом документе либо имеется ссылка на другой нормативный документ (стандарт, документ технических условий, свод правил). В отдельных случаях в технический регламент полностью включается нормативный документ.

К техническим регламентам относятся законодательные акты и постановления Правительства РФ, содержащие в себе требования нормы и правила технического характера; государственные стандарты в части устанавливаемых в них обязательных требований; норм и правила федеральных органов исполнительной власти.

К нормативным документам относятся также общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ).

Общероссийский классификатор технико-экономической и социаль­ной информации - официальный документ, в котором представлены систематизированные своды наименований и кодов классификационныхгруппировок и (или) объектов классификации в области техникоико-экономической и социальной информации. Разрабатывают­ся на продукцию, услуги, производственные процессы, имеющие общегосударственное применение. Например, Общероссийский классификатор продукции (ОКП), предприятий и организаций - ОКПО и др.

Правила по стандартизации (ПР) - нормативный документ по стандартизации, принимаемый Госстандартом или Госстроем России.

ПР разрабатываются на конкретные производственные процес­сы и их элементы, связанные с решением задач организации и управления работами по стандартизации, метрологии, сертифика­ции, аккредитации, лицензированию, государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов. Если ПР прошли регистрацию в Министерстве юстиции России, то требования, содержащиеся в них, являются обязательными.

Норма - нормативный документ, содержащий положения, устанав­ливающие количественные меры или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены в процессе производства или работы.

ПР и Р разрабатываются, как правило, организациями, подве­домственными Госстандарту РФ или Госстрою РФ. Утверждаются и издаются этими комитетами после обсуждения с заинтересованными сторонами.

Разработку национальных стандартов РФ осуществляют для достижения целей стандартизации, определенных Федеральным законом "О техническом регулировании" в соответствии с принципами стандартизации, установленными данным Законом.

Программу разработки национальных стандартов разрабатывает и утверждает национальный орган РФ по стандартизации в соответствии с установленными им правилами. Для разработки данной программы национальный орган РФ по стандартизации возлагает функции по подготовке работ по национальной стандартизации на компетентную в этой области научно-исследовательскую организацию по стандартизации.

Для обеспечения доступности данной программы ее размещают в информационной системе общего пользования – на официальном сайте национального органа РФ по стандартизации в сети Интернет.

Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в следующей последовательности:

– организация разработки стандарта;

– разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение;

– разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза (научно-техническая, правовая, патентная, терминологическая и метрологическая);

– подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.

Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг (если на них распространяется данный стандарт).

Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, не должны противоречить техническим регламентам Таможенного союза, федеральным законам, техническим регламентам, иным нормативным правовым актам РФ, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации.

Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны соответствовать уровню развития техники и способствовать научно-техническому прогрессу. С этой целью проводится оценка и экспертиза научно-технического уровня проекта стандарта, а также экспертиза действующих стандартов.



Проект национального стандарта оформляют по ГОСТ Р 1.5-2012 в электронно-цифровой форме. Данную форму рекомендуется применять также при оформлении всех документов, используемых в процессе разработки проекта стандарта.

Организация разработки национального стандарта

В случае необходимости или заинтересованности в разработке национального стандарта органы власти, юридические и физические лица направляют предложения в секретариат технического комитета по стандартизации (далее – ТК) или его подкомитета (далее – ПК), за которым закреплен данный объект стандартизации, а при его отсутствии – в научно-исследовательскую организацию, выполняющую функции головной организации по планированию работ по национальной стандартизации, или непосредственно в национальный орган РФ по стандартизации.

В заявке (предложении) приводят обоснование технической, экономической, социальной целесообразности разработки национального стандарта, информацию о его связи с техническим регламентом и/или международным стандартом или иным документом, сведения о возможных источниках финансирования (о необходимости привлечения средств федерального бюджета), об ориентировочной стоимости разработки стандарта, о заказчике, исполнителе и соисполнителях.

Заказчиком разработки национального стандарта может быть национальный орган РФ по стандартизации, федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию, юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке.

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо: юридическое или физическое, компетентность которого в отношении разработки данного стандарта определяет заказчик этой работы.

Для разработки национального стандарта может быть создана соответствующая рабочая группа, в состав которой могут войти представители различных заинтересованных сторон и/или соисполнителей разработки.

Если после принятия национальным органом РФ по стандартизации программы разработки национальных стандартов заинтересованное юридическое или физическое лицо намеревается осуществить инициативную (за счет собственных сил и/или средств) разработку стандарта, то оно может направить в секретариат технического комитета по стандартизации или его подкомитета, за которым закреплен данный объект стандартизации, а при его отсутствии – в научно-исследовательскую организацию по стандартизации, выполняющую функции по планированию работ по национальной стандартизации, запрос о рассмотрении целесообразности разработки данного стандарта.

В запросе приводят собственное обоснование целесообразности разработки стандарта и краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, а также сведения об использовании при разработке международного или регионального стандарта. Вместе с запросом могут быть представлены любые материалы, подтверждающие целесообразность разработки данного стандарта, в том числе и аутентичный перевод на русский язык используемого международного (регионального) стандарта.

Секретариат технического комитета (или научно-исследовательская организация по стандартизации, выполняющая функции по планированию работ по национальной стандартизации), рассматривает поступивший запрос, проверяет обоснованность приведенных в нем аргументов, оценивает актуальность разработки стандарта и целесообразность ее проведения на российском национальном или межгосударственном уровне и сообщает лицу, направившему запрос, свое решение.


7. Изучение и исследование принципов и методов разработки национального стандарта ГОСТ Р 8.589-2001 "Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения"


Заключение

В ходе прохождения учебной практики я ознакомился с основными направлениями деятельности НТО "ИРЭ-Полюс", НИЦ "Курчатовский институт".

На исследовательском этапе учебной практики получил представление о национальной системе стандартизации, о правилах построения, изложения, оформления и обозначения нормативных документов по стандартизации, а также этапах разработки национального стандарта.

В соответствии с индивидуальным заданием изучил принципы и методы разработки национального стандарта ГОСТ Р 8.589-2001.


Список используемой литературы

1. Анцыферов С.С. и др. Метрология, стандартизация, сертификация и системы управления качеством радиоэлектронной наукоемкой продукции: Учебное пособие. / Под ред. чл.-корр. РАН А.С. Сигова. Часть 1. М.: МИРЭА, 2010. 212 с.

2. Анцыферов С.С. и др. Метрология, стандартизация, сертификация и системы управления качеством радиоэлектронной наукоемкой продукции: Учебное пособие. / Под ред. чл.-корр. РАН А.С. Сигова. Часть 2. М.: МИРЭА, 2010. 136 с.

3. ГОСТ Р 1.5-2012 " Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения".

4. ГОСТ Р 1.2-2014 " Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены".

5. ГОСТ Р 8.589-2001 "Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения"

Национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) – стандарт, утвержденный Национальным органом РФ по стандартизации (ФАТР).

ГОСТ Р разрабатывается в порядке, установленном законом “О ТР”.

Требования к разработке, согласованию, принятию, государственной регистрации национальных стандартов РФ устанавливает ГОСТ Р 1.2-2004 “Стандартизация в РФ. Стандарты национальные РФ. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены”.

Как правило, разработку национальных стандартов РФ (далее – в этом разделе - стандарты ) осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные объединения в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации РФ, программ (планов) работ ТК и договоров на разработку стандартов. Хотя разработчиком может быть любое лицо (юридическое или физическое).

К разработке стандартов привлекаются все заинтересованные стороны: производители, потребители, научные и общественные организации, другие структуры и специалисты.

Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, не должны противоречить федеральным законам, техническим регламентам и другим нормативно-правовым актам РФ, относящимся к данному объекту стандартизации, а также требованиям стандартов, принятых ранее и действующих в РФ в качестве национальных стандартов.

Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту стандартизации; должны соответствовать уровню развития техники и способствовать научно-техническому прогрессу. С этой целью проводится оценка и экспертиза научно-технического уровня проекта стандарта, а также экспертиза действующих стандартов.

Существует следующий порядок разработки стандарта :

1 стадия – организация разработки стандарта;

2 стадия – разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение;

3 стадия – разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза (научно-техническая, правовая, патентная, терминологическая и метрологическая);

4 стадия – подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.

Допускается совмещение стадий разработки стандарта. Тогда это отражают в договоре на разработку стандарта.

1 Стадия

Заказчиком разработки национального стандарта может быть Национальный орган РФ по стандартизации, Федеральный орган исполнительной власти по ТР, юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке.

В случае необходимости или заинтересованности в разработке национального стандарта заказчик направляет заявку или предложение в технический комитет (ТК) или его подкомитет (ПК), за которым закреплен данный объект стандартизации.

В заявке приводят обоснование технической, экономической, социальной целесообразности разработки стандарта, информацию о его связи с техническими регламентами или международными стандартами или иными НД, сведения о возможных источниках финансирования (о необходимости привлечения средств федерального бюджета), об ориентировочной стоимости разработки стандарта. К заявке может быть приложен в качестве исходного материала проект стандарта, подготовленный заявителем.

Подготовку и рассмотрение заявок, формирование годового плана государственной стандартизации РФ, заключение договора на разработку стандарта осуществляют в порядке, установленном Национальным органом РФ по стандартизации.

Разработку проекта стандарта организует ТК.

При этом ТК:

Определяет подкомитет (ПК), в котором будут разрабатывать стандарт;

Определяет рабочую группу (РГ) или предприятие для разработки проекта стандарта;

Устанавливает сроки выполнения работ по стадиям разработки стандарта в соответствии со сроками, установленными договором.

ТК размещает информацию о начале разработки стандарта (с краткой аннотацией) в информационной системе общего пользования для получения от заинтересованных лиц (физических и юридических) заявок на направление им на отзыв проекта стандарта (первой редакции).

  • 1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации должен обеспечить доступность программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам для ознакомления.
  • 2. Национальный стандарт может разработать любое лицо.
  • 3. Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Уведомление о разработке национального стандарта должно содержать информацию об имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.

Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.

В случае, если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет.

4. Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

5. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

  • 6. Порядок опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта и уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  • 7. Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта.
  • 8. На основании указанных в пункте 7 настоящей статьи документов и с учетом результатов экспертизы технический комитет по стандартизации готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта национального стандарта. Данное предложение одновременно с указанными в пункте 7 настоящей статьи документами и результатами экспертизы направляется в национальный орган по стандартизации.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национального стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

В случае, если национальный стандарт отклонен, мотивированное решение национального органа по стандартизации с приложением указанных в пункте 7 настоящей статьи документов направляется разработчику проекта национального стандарта.

  • 8.1 Внесение изменений в национальные стандарты осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей для разработки и утверждения национальных стандартов.
  • 9. Национальным органом по стандартизации до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.

В национальных стандартах и (или) сводах правил могут указываться требования технических регламентов, для соблюдения которых на добровольной основе применяются национальные стандарты и (или) своды правил.

Применение на добровольной основе национальных стандартов и (или) сводов правил является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения национальных стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия национальным стандартам и (или) сводам правил. Неприменение национальных стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

10. В случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации разрабатываются своды правил.

Разработка и утверждение сводов правил осуществляются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Проект свода правил должен быть размещен в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за шестьдесят дней до дня его утверждения. Порядок разработки и утверждения сводов правил определяется Правительством Российской Федерации на основе положений пунктов 3-6 настоящей статьи. *16.10.2)

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: