Creativenn - Портал рукоделия

Концепция личности Д.Н.Узнадзе

Важным направлением в советской психологии явилась теория установки, основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886–1950). Он рассматривал психологию, как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы.

Всякое поведение есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте». Центральным объяснительным понятием в теории Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека.

Явление установки было изучено в многочисленных экспериментальных исследованиях. Выявлено несколько принципиальных характеристик установки. Так, оказалось, что установка – не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется, в частности, в том, что она переходит, будучи сформирована в одной сфере, на другие.

Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения. На базе установки, выражающей состояние всего субъекта, как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но, полагал Узнадзе, деятельность в плане «импульсивной» установки, хотя и свойственна человеку, но не отражает его сущности.

Специфически человеческим можно считать явление «объективации», т. е. акт выделения действия из единства с субъектом, переживание действительности, как существующей независимо от субъекта. Объективация возникает тогда, когда установка не обеспечивает адекватного действия; тогда возникает план осознания, в результате чего, опять – таки, вырабатывается готовность к деятельности, т. е. установка.

По Узнадзе существует:

1. диффузная установка, возникающая лишь при первом воздействии и характеризующаяся неопределенностью, она не способна ориентировать активность в определенном, нужном направлении;

2. фиксированная установка (дифференцированная).

Кроме того, выделяется такое понятие как генерализация установки (способность распространяться на похожие ситуации); также одно из свойств установки - иррадиация (разные модальности характеризуются повторением установки).

Узнадзе отнес понятие установки к общепсихологической категории, благодаря которой можно объяснить непрямое влияние внешней среды на психические реакции индивида и феномены, определяющие характер поведения человека как целенаправленный, настойчивый и волевой.

Теория установки не была принята многими учеными, возникло большое количество дискуссий, споров, было написано множество научных работ в опровержение теории Узнадзе.

Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерная особенность личности – осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни

Высшие потребности – интеллект, моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.

Поведение личности может протекать на двух уровнях:

1) импульсивное – направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются.

2) регулируемое сознанием – человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.

Три типа личностей в зависимости от способности человека к объективации:

1) динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей.

2) статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий.

3) вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.

Одна из важнейших характеристик личности – ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности.

Две ступени периода подготовки цели:

1) выбор – интеллектуальный акт, осуществляемый на основе личностной ценности поведения для данного субъекта.

2) мотивация – волютивный процесс.

Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностном ценностям, но и объективной необходимости.

Д. Узнадзе изучал философию в Лейпцигском университете, где его учителями были В. Вундт, И. Фолькельт, П. Барта. В 1909 году он окончил университет, защитил докторскую диссертацию на тему «Метафизическое мировоззрение В. Соловьева». В 1913 году Узнадзе экстерном окончил историко-филологический факультет Харьковского университета. Свою профессиональную научную и преподавательскую деятельность он начал в 1910 году. В 1915 году Д.Н. Узнадзе создал первую в Грузии женскую школу с преподаванием на грузинском языке. С 1917 года он участвовал в создании Тбилисского университета, в котором впоследствии заведовал созданной им же кафедрой психологии, а также психологической лабораторией. В 1919 году вышла в свет его первая книга, посвященная исследованию творчества Лейбница, а в 1920 году - монография «Анри Бергсон», в которой Д. Узнадзе критически рассматривает интуитивизм Бергсона. В 1923 году появились его работы «Имперсоналия» и «Психологические основы наименования», а в 1924 - книга «Мотивы интереса к учебным предметам», посвященная проблемам педагогики. В 1920-е годы происходит формирование одного из фундаментальных понятий теории Узнадзе - понятия установки (явление установки было открыто в 1888 году немецким психологом Л. Ланге при изучении ошибок восприятия). Предпосылкой создания теории установки послужил философско-психологический анализ трудов В. Соловьева, А. Бергсона, Г. Лейбница.

Понятие установки по Д. Узнадзе подразумевает реальное психическое состояние человека, выражающее его готовность к определенному поведению. Установка не только определяет отношение человека к событию, мнению, лицу, но и показывает, в каком виде они реализуются в мире его восприятий. Помимо разработки самого понятия, Узнадзе работает над созданием метода исследования установки. В результате была создана психологическая теория установки, предполагающая возможность познания психической активности человека с помощью системы научных понятий.

Согласно концепции Д. Узнадзе, установка возникает на основе мотивационных и ситуативных факторов, благодаря чему приобретает способность регулировать осуществление целесообразного поведения. Разработав экспериментальную модель изучения установки (метод фиксированной установки), Узнадзе выявил ряд существенных общепсихологических и дифференциально-психологических свойств установки, таких как целостность, возбудимость, прочность, динамичность, пластичность, иррадиированность. На основе теории установки ученый построил установочную типологию личности. В его работах была раскрыта и обоснована целостно-личностная природа установки, ее бессознательный характер, законы ее формирования и протекания. Д. Узнадзе также исследовал вопросы мышления, речи, внимания, воли; особое внимание уделял исследованиям языка, образованию понятий, наименованиям, постижению значений. В сфере его интересов находились также проблемы методологии и истории психологии. Он разрабатывал вопросы психотехники, педологии, возрастной и педагогической психологии, зоопсихологии. По инициативе Д. Узнадзе были созданы кафедры психологии в педагогических институтах Кутаиси (1932) и Сухуми (1938), которыми он лично руководил. В годы Великой Отечественной войны Д. Узнадзе работал при госпитале в реабилитационном патопсихологическом кабинете. В 1943 году он возглавил организованный им Институт психологии АН Грузии, которым руководил до последних дней своей жизни.

Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 – 1950) - советский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки, один из основателей Тбилисского университета, где сформировал отделение психологии, директор Института психологии АН Грузии.

Детство

Дмитрий Николаевич Узнадзе родился в 1888 г., в селе Сакара Кутаисской губернии в крестьянской семье. В 1896 он поступил в Кутаисскую гимназию, где проявил себя как способный и прилежный ученик. Но, несмотря на это, он был исключен из последнего класса за активное участие в революционном движении.

Юность

Для продолжения учебы Узнадзе уехал в Швейцарию, а затем в Германию, где поступил на философский факультет Лейгщигского университета. В то время там работал один из основоположников экспериментальной психологии Вильгельм Вундт, который не только читал лекции по философии и психологии, но и работал в собственной лаборатории. И в этом учебном заведении Узнадзе был одним из лучших. Подтверждением этому служит премия, полученная им за работу, посвященную философии Лейбница, которую он написал, учась на третьем курсе. В 1909 г. он окончил университет и в том же году получил звание доктора философии в университете города Галль. Его диссертация была посвящена исследованию творчества Владимира Соловьева, его теории познания и метафизике. После окончания учебы Дмитрий Николаевич вернулся в Кутаиси, где работал одновременно в различных гимназиях, преподавал историю, психологию, историю педагогики и логику. Европейский диплом не считался действительным в Грузии, а потому ему пришлось экстерном сдавать экзамены на факультете истории философии Харьковского университета, в 1913 г. он получил диплом первой степени.

В это время Узнадзе много печатался, его статьи были посвящены в основном проблемам педагогики, философии, эстетики. В 1917 г. Д.Н. Узнадзе переехал в Тбилиси, где сразу же активно включился в работу по организации тбилисского университета. По его инициативе в 1918 г. в созданном университете открылась кафедра психологии и педагогики, а в 1920 г. - психологическая лаборатория. Кроме этого, Узнадзе еще руководил педагогическим институтом.

Книги

Для обучения психологов нужны были учебники, которых в то время в Грузии не существовало. Решение этой проблемы он тоже берет на себя и выпускает несколько учебных пособий. В 1919 г. выходит в свет первая книга Д.Н. Узнадзе, посвященная исследованию творчества Лейбница, а в 1920-м - его первая монография Анри Бергсон, в которой он критически рассматривает интуитивизм Бергсона.

Мистические и интуитивные представления, по мнению Узнадзе, не подходят для понимания сущности познавательной и психической активности человека.

Должна быть создана система научных понятий, с помощью которой могут быть поняты и объяснены даже мистические и интуитивные представления человека.

Д.Н. Узнадзе пытается решить эту проблему, создав такую систему, чтобы не объяснять психические процессы через психическое или физическое, а установить иную детерминацию психики. В его работах, издаваемых в это время, появляются такие понятия, как биосфера, ситуация и подпсихическое. Они имеют у него сходное значение, описывают особую реальность, которая является детерминантой целесообразности поведения. Биосфера - это особый вид отражения действительности, а ситуация - положение, вызываемое в биосфере, т.е., по сути, ее частный случай.

Биосферу можно назвать и подпсихическим, поскольку речь идет об исследовании сознания. Таким образом, подпсихическое - это особая сфера действительности, и если процессы человеческого сознания определяются законами объекта, то к подпсихическому неприменимы понятия, как субъекта, так и объекта.

Именно оно определяет содержание сознания, психики, и отсюда Узнадзе делает вывод, что «бессознательное» Фрейда по своей природе является подпсихическим, не принадлежащим к психике. В 1923 г. издаются такие работы Д.Н. Узнадзе, как Имперсоналия и Психологические основы наименования. Основанием для создания последней послужили исследования, проведенные в его психологической лаборатории. Они показали, что наименование предмета или явления происходит, не случайно и имеет под собой психологическую основу. Испытуемые видели сходство между предлагаемым им бессмысленным рисунком и набором звуков, причем для каждого рисунка разные люди подбирали строго определенные звуковые комплексы. В 1924 г. вышла еще одна книга Д.Н. Узнадзе - Мотивы интереса к учебным предметам, посвященная проблемам педагогики. В 1940 г. вышла Общая психология Узнадзе, которая стала, по сути, обобщением его взглядов и теорий. Эта книга стала значимой для создания грузинской психологической школы, т.к. послужила основой для обучения нового поколения психологов. Во время Второй мировой войны он несколько приостановил педагогическую деятельность и, подобно многим психологам в Европе и России, открыл кабинет патопсихологии, где руководил работой по восстановлению нарушенных психических функций воинов. В 1949 г. вышла в свет книга Экспериментальные основы психологии установки, в которой были собраны и обобщены экспериментальные данные. Узнадзе охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены. На основании этого он выделил три основных типа личности.

Важным направлением в советской психологии явилась теория установки, основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886–1950). Он рассматривал психологию, как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы.

Всякое поведение есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте». Центральным объяснительным понятием в теории Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека.

Явление установки было изучено в многочисленных экспериментальных исследованиях. Выявлено несколько принципиальных характеристик установки. Так, оказалось, что установка – не частный психический процесс, но нечто целостное, носящее центральный характер. Это проявляется, в частности, в том, что она переходит, будучи сформирована в одной сфере, на другие.

Установка возникает при взаимодействии индивида со средой, при «встрече» потребности с ситуацией ее удовлетворения. На базе установки, выражающей состояние всего субъекта, как такового, деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов. Но, полагал Узнадзе, деятельность в плане «импульсивной» установки, хотя и свойственна человеку, но не отражает его сущности.

Специфически человеческим можно считать явление «объективации», т. е. акт выделения действия из единства с субъектом, переживание действительности, как существующей независимо от субъекта. Объективация возникает тогда, когда установка не обеспечивает адекватного действия; тогда возникает план осознания, в результате чего, опять – таки, вырабатывается готовность к деятельности, т. е. установка.

По Узнадзе существует:

    диффузная установка, возникающая лишь при первом воздействии и характеризующаяся неопределенностью, она не способна ориентировать активность в определенном, нужном направлении;

    фиксированная установка (дифференцированная).

Кроме того, выделяется такое понятие как генерализация установки (способность распространяться на похожие ситуации); также одно из свойств установки - иррадиация (разные модальности характеризуются повторением установки).

Узнадзе отнес понятие установки к общепсихологической категории, благодаря которой можно объяснить непрямое влияние внешней среды на психические реакции индивида и феномены, определяющие характер поведения человека как целенаправленный, настойчивый и волевой.

Теория установки не была принята многими учеными, возникло большое количество дискуссий, споров, было написано множество научных работ в опровержение теории Узнадзе.

Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерная особенность личности – осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни

Высшие потребности – интеллект, моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации.

Поведение личности может протекать на двух уровнях:

    импульсивное – направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются.

    регулируемое сознанием – человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.

Три типа личностей в зависимости от способности человека к объективации:

    динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей.

    статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий.

    вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.

Одна из важнейших характеристик личности – ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности.

Две ступени периода подготовки цели:

    выбор – интеллектуальный акт, осуществляемый на основе личностной ценности поведения для данного субъекта.

    мотивация – волютивный процесс.

Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностном ценностям, но и объективной необходимости.

Set и attitude
Понятие «установка» (set) занимает в психологии очень важное место, потому что стоящие за ним явления пронизывают практически все сферы психологической жизни.
Установка — это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или реагирования в определенном направлении.
Проблема установки стала разрабатываться в начале 20 в. в Вюрцбургской школе. Исследованием этой темы занимались многие зарубежные и отечественные ученые: К. Левин, Д. Фриман, Э. Толмен, Г. Фехнер, Н. А. Бернштейн, Н. Н. Ланге, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.
В отечественной психологии существовало целое направление, разрабатывающее проблему установки, созданное Д. Н. Узнадзе. Узнадзе определял установку как целостное бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности.
Существуют различные виды установок:
. моторная установка — готовность к выполнению конкретного действия;
. умственная установка — готовность к решению интеллектуальных задач;
. перцептивная установка — готовность к восприятию. Установки регулируют деятельность на трех уровнях:
смысловом, целевом и операциональном.
Смысловые установки определяют отношения человека к личностно значимым объектам.
Целевые установки связаны с конкретными действиями и стремлением довести начатое дело до конца.
Операциональные установки обусловливают принятие решения в конкретной ситуации.
Термином «attitude» (аттитюд) обычно обозначают социальную установку — предрасположенность субъекта к совершению определенного социального поведения.
Социальную установку можно рассматривать одновременно и как элемент психологической структуры личности, и как элемент социальной структуры.
М. Смит выделил в структуре аттитюда три компонента:
1) когнитивный (осознание объекта аттитюда);
2) аффективный (эмоциональная оценка объекта);
3) поведенческий (определенное поведение по отношению к объекту).
Разновидностями аттитюда являются стереотипы и предрассудки. Так, стереотип рассматривается как атти-
тюд с обедненным, а предрассудок — с неверным содержанием когнитивного компонента.
Ж. Годфруа описал три основных этапа в формировании социальных установок:
1. В период до 12 лет развиваются установки, соответствующие родительским моделям.
2. В период с 12 до 20 лет социальные установки приобретают более конкретную форму.
3. В период с 20 до 30 лет происходит кристаллизация аттитюдов.
К 30 годам установки отличаются значительной стабильностью, изменить их крайне трудно.

Лекция, реферат. - Теория установки кратко - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.



Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) - выдающийся грузинский психолог и философ, создатель теории установки , позволившей по-новому взглянуть на глубинные механизмы человеческого поведения, языковую и познавательную деятельность.

Автор, которого мы рассмотрим в данной статье, стал одним из самых выдающихся представителей психологии, создав теорию установки. Дмитрия Николаевича Узнадзе прежде всего интересовала роль неосознанного в жизнедеятельности индивида. Все же он критиковал других авторов, предлагающих понятие бессознательного в том числе и Фрейда, за теоретическую и, что еще чаще, эмпирическую необоснованность их идей. Но он не остановился на критике, взамен предложив свое понимание бессознательного. Определяющие качество, которого, он обозначил, как установка.

Установка - целостное недифференцированным состояние, которое не только предвосхищает сознательную деятельность, но также и предопределяет ее. Как писал, сам Д.М. Узнадзе, психическая деятельность вторична по отношению к установке.

Установка возникает в момент контакта организма и среды. В этом случае происходит взаимодействие потребности и ситуации ее удовлетворения.

Из сказанного ясно, что установка возникает при двух условиях:

  1. Присутствие актуальной потребности.
  2. Присутствие ситуации реализации потребности.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Гипноз - магия, искусство, лекарство? Краткий ликбез по гипнозу и гипнотерапии.

Установка и ее экспериментальное обоснование

Чтобы проиллюстрировать суть рассматриваемого понятия, мы рассмотрим с вами эксперименты, в которых было обнаружено явление установки. Большинство экспериментов были довольно типичны для психологии того времени и сводились к созданию иллюзий при сравнении различных предметов в разных модальностях.

Так, например, испытуемому предлагалось взвесить два шара и определить какой из них легче. Испытуемый делал это без проблем. Однако, если до контрольного взвешивания предложить испытуемому оценить определенное количество пар шаров, различающихся по весу, то при контрольном взвешивании практически всегда проявлялись два типа иллюзий. Один из них – это иллюзия контраста, когда легкий шар на фоне тяжелого кажется еще легче. Другой - ассимилятивный эффект, наоборот, проявляется, когда легкий шар кажется тяжелее.

Точно также можно предложить взвесить шары одинаковые по объему, но разные по весу. И тогда испытуемый может заявить, что более легкий шар меньше и объемом. Даже ребенка можно обмануть подобной загадкой, спросив, что легче килограмм пуха или килограмм железа.

Было проведено огромное количество модификаций данных опытов. Сравнивались иллюзии в разных модальностях, например, испытуемые определяли разницу не только по весу, но и визуально, иногда на слух. Д. М. Узнадзе с учениками, также смотрел, распространиться ли иллюзия с одного органа чувств на другой. И это действительно происходило.

Вывод из экспериментов

Экспериментатор заключил, что главное значение в создании иллюзий имели измерения, предваряющие контрольные. Таким образом, если не было предварительных измерений, то и иллюзии нельзя было наблюдать.

Отсюда вывод: в процессе контрольного замера у индивида формируется определенное внутреннее состояние, которое и изменяет его восприятие при дальнейших замерах в заданном направлении. Данное состояние, которое, хотя его и нельзя назвать сознательным, выступает определяющим фактором поведения и содержания сознания.

Виды установки

Экспериментаторами были обнаружены различные разновидности установки. Можно было отметить, что установка в начале опыта носит иной характер нежели при контрольном измерении. Отсюда появилось описание двух типов установок.

  1. Диффузная установка. Возникает при первом контакте с ситуацией. Она характеризуется расплывчатостью и не способна направлять активность индивида.
  2. Фиксированная (дифференцированная) установка. При неоднократной встрече со сходными ситуациями, установка начинает дифференцироваться и принимать более конкретные формы. Такая установка уже способна напрямую определять деятельность.

Процесс затухания установки

Д. М. Узнадзе в своих опытах пытался не только сформировать установку, но и устранить ее. В этом плане он обнаружил ряд закономерностей и описал стадии затухания установки

  1. Фаза контрастных иллюзий . На ней можно наблюдать наличия установки и проявление соответствующих иллюзий.
  2. Фаза ассимилятивных иллюзий . На этой фазе начинается процесс затухания установки. Это можно видеть в том факте, что наряду с контрастными начинают появляться и ассимилятивные иллюзии.
  3. Фаза констатации реальности . Наконец, мы наблюдаем фазу констатации реальности, когда испытуемый констатирует реальное соотношение объектов при контрольном замере.

Хотя схема довольна проста, она позволила выделить определенные разновидности установок характерных для разных типов людей.

Установка в зависимости от разнообразных личностных особенностей

В зависимости от особенностей процесса угасания установки, был выделен ряд возможных явлений и типов установки.

  1. Статичная установка (грубая и пластичная) . Статичность подразумевает, что раз сформированная установка индивида больше не меняется. В грубом варианте, она не меняется в принципе. В пластичном, индивид все-таки подгоняет установку под реальность, но не достигает ее значений.
  2. Динамичная установка характеризует возможность индивида все же перестроить свое мировоззрение в соответствии с реальностью. В пластичном варианте перестройка происходит постепенно, проходя все этапы. В грубом происходит сразу.
  3. Нефиксируемая установка . В ходе экспериментов также выяснилось, что есть ряд индивидов, которые не способны к формированию какой-либо установки.

Характеристики индивидуальной установки

Мы уже отметили, что в ходе экспериментов с установкой, обнаружился факт индивидуальных различий. Представители рассматриваемой теории решили изучить и классифицировать возможные отличия установок и их параметры у разных личностей. Данная работа помогла поставить новые вопросы в рамках дифференциальной психологии. Итак, установка может обладать нижеперечисленными свойствами.

  1. Дифференцированность . Дифференцированность складывается из опыта индивида и означает точность, определенность, с которой установка переопределяет будущее поведение.
  2. Возбудимость . Это свойство предполагает, что разным людям может понадобиться разное количество повторений ситуации опыта до момента формирования установки.
  3. Прочность . Это, обратная предыдущей, характеристика. Она определяет сколько опытов необходимо для ликвидации установки.
  4. Динамичность , определяет принципиальную возможность изменить установку.
  5. Инертность и пластичность , определяет степень, с которой реальная ситуация и внешние факторы могут повлиять на текущее состояние установки.
  6. Иррадиированность и генерализованность . Иррадиированность предполагает распространение установки на другие области психической деятельности, помимо, той, в которой она была изначально сформирована.
  7. Константность и вариабельность фиксированной установки . Параметр обозначает характерность для данного индивида одного определенного типа установки. Например, вариабельная установка предполагает, что в одной ситуации индивид может демонстрировать динамическую установку, а в другой, статическую.
  8. Стабильность и лабильность фиксированной установки . Данный параметр характеризует способность установки сохраняться с течением времени (в отличии от прочности, которая определяется количеством контрольных измерений).
  9. Интермодальность установки . Это сохранение параметров формирования установки с использованием разных органов чувств.

Значение установки в психология индивида

Особое значение для Д. М. Узнадзе имело свойство генерализации установки. Исходя из него, ученый стал рассматривать установку, как общепсихологическое явление. Любое поведение – это реализация заранее сформированной готовности. Установка же выступает, как подготовленность индивида к соответствующему восприятию событий и реализации заранее определенных действий.

Рассматриваемый феномен, также представляется как опосредствующее звено между средовым воздействием и психикой, которое объясняет поведение индивида, его эмоциональные и волевые проявления, таким образом, составляя определяющий фактор любой активности.

Два типа поведения организма

Хотя Д. М. Узнадзе отводил серьезное значение в поведении индивида именно установке, он не утверждал, что она полностью определяет его. Отсюда, он вывел два типа поведения.

  1. Импульсивное , свойственное как животным, так и человеческим существам. Здесь направление поведения полностью предопределено установкой.
  2. Волевое, регулируемое сознанием поведение свойственно только человеку. Оно реализуется за счет, так называемой объективации. Данный механизм проявляется, когда индивид входит в конфронтацию с внешней средой, когда он начинает видеть реальность такой, какая она есть на самом деле, и, соответственно, объективировать свое поведение.

Объективация как механизм волевого поведения

Мышление, также, как и прочие функции, отделяющие человеческий род от животных, возникает в случае, когда существуют препятствия для поведения, детерминированного установкой. Когда индивид попадает в положение, где установка не позволяет ему реализовать адаптивный, по отношению к внешнему воздействию, ответ, тогда и возникает человеческое сознание, что приводит, однако, к повторной выработке готовности к действию (установке).

Акт активации сознания был назван ученым объективацией.

Объективации - акт отделения действия от организма, переживание действительности вне зависимости от организма.

Характерная особенность человеческой личности – это осуществление отложенной мотивации, т.е. реализация таких действий, которые принесут выгоду лишь в будущем. Установка показывает себя только в текущем моменте, хотя сама и является своеобразной формой предвосхищения.

Изучив способности разных людей к объективации, ученый, также выделил ряд возможных вариантов типов личности.

  1. Динамическая. Личность, имеющая хорошую способность к объективации и обладающая способностью к легкому переключению в отношении объективированных целей.
  2. Статичная. Личность, проявляющая чрезмерную объективацию, что выражается в постоянном торможении своих установок и отборе способов деятельности лишь основываясь на волевых усилиях.
  3. Вариабельная . Личность, имеющая легкость объективации, но не обладающая необходимым волевым потенциалом для ее реализации.

Установка в гипнозе

Понимание теории установки имеет большое значение и в процессе гипнотерапии. Установкой на внушаемость определяется эффективность процесса гипнотерапии. Пока положительная установка на процесс гипнотерапии не выключит мотивы поведения пациента, выступающие против акта внушения, не будет наблюдаться и результатов терапии.

Положительная установка исключает мотив контроля своего поведения, приводя к гипнотическому состоянию, подразумевающему некритическое восприятие речи гипнотизера.

Интересно, что установка на процесс гипноза является, как бы высшим иерархическим уровнем установки, т.е. она реорганизует другие установки индивида.

Рассмотрим с вами составляющие установки на принятие внушения. Как мы с вами поняли установка формируется на основе прошлого опыта (также как в опытах Д.М. Узнадзе, на основе ряда измерений). Таким образом, у человека, для эффективности терапевтической сессии, либо уже должны иметься представления о взаимодействии с гипнотизером и его фигуре, либо их создает непосредственно сам гипнотизер. Именно для этого, например, в гипнотерапии проводится предварительная беседа. Она позволяет сформировать установку у индивида, которая и поможет в процессе сеанса.

Заключение

Таким образом, стоит сказать, что в независимости от лавины критики, которая в свое время хлынула в сторону Д.М. Узнадзе, он совершил прорыв психологии. Он ввел в учение о бессознательным экспериментальную и эмпирическую основу, и продемонстрировал наличие неосознаваемых процессов в реальных опытах, в отличии от того же Фрейда и других представителей теории бессознательного, чьи заявления так и остались необоснованными. Теория установки поражает и своим масштабам. Введя рассматриваемое понятие, Д.М. Узнадзе, по сути предвосхитил понятие схем из когнитивной психологии.

Кратко суммируя написанное, установка - это весь наш опыт, которым мы не оперируем целенаправленно, а используем автоматически. Если вы увидели своего друга где-то на улице, это уже запускает в вас тот или иной стереотип поведения и восприятия просто потому что у вас есть предыдущий опыт общения с этим человеком. Если врач говорит вам принять те или иные лекарства вы принимаете их, потому что доверяете ему, поскольку, в соответствии с вашими убеждениями, врач – это человек знающий и умеющий вылечить. А у кого-то таким человеком выступает цыганская гадалка, что и определяет его дальнейшее поведение.

Отзыв о лечении гипнозом от IT-специалиста: запрос иррациональные эмоции в общении

Дмитрий Николаевич Узнадзе родился в 1888 г. в селе Сакара Кутаисской губернии в крестьянской семье. В 1896 г. он поступил в Кутаисскую гимназию, где проявил себя как способный и прилежный ученик. Но несмотря на это, он был исключен из выпускног о класса за участие в революционном движении.

Для продолжения учебы Узнадзе уехал в Швейцарию, а затем в Германию, где поступил на философский факультет Лейпцигского университета, где в то время работал один из основоположников экспериментальной психологии Вильгельм Вундт. В этом учебном заведении Узнадзе был одним из лучших студентов.

После окончания учебы Дмитрий Николаевич вернулся в Кутаиси, где работал одновременно в нескольких гимназиях и преподавал историю и психологию. Европейский диплом в Грузии не считался действительным, потому Узнадзе пришлось экстерном сдавать экзамены на факультете истории философии Харьковского университета. В 1913 г. он получил диплом первой степени. В это время Узнадзе мною печатался, его статьи в основном были посвящены проблемам педагогики, философии, эстетики.

В 1917 г. Узнадзе переехал в Тбилиси, где сразу же активно включился в работу по организации тбилисского университета.

В 1919 г. выходит в свет первая книга Узнадзе, посвященная исследованию творчества Лейбница, а в 1920 - его первая монография под названием «Арни Бергсон», в которой он критически рассматривает интуитивизм Бергсона. В 1923 г. издаются его работы «Имперсона-лия» и «Психологические основы наименования».

В 1924 г. вышла еще одна книга Узнадзе - «Мотивы интереса к учебным предметам», посвященная проблемам педагогики. В это время происходит формирование одного из фундаментальных понятий теории Узнадзе - понятие установки. Установка - это не психический процесс и не поведенческий акт, а особый вид отражения действительности. Ее возникновение обусловлено как объектом, так и субъектом: с одной стороны, установка возникает как реакция на определенную ситуацию, а с другой - в результате удовлетворения определенной потребности. Он провел эксперименты, в ходе которых было определено, что установка, созданная в какой-либо одной сфере, проявляется не только в ней, но и в других сферах жизни. Кроме того, Узнадзе выяснил, что установка также свойственна и животным. Ученый сделал вывод о том, что установка является первичным свойством организма, т.е. это самая примитивная реакция на внешние раздражения.

Естественно, что в этом случае должен существовать еще один, более высокий уровень организации психики.

На основании этого Д.Н. Узнадзе впервые ввел в психологию принцип иерархии, рассмотрев два уровня психической активности: уровень установки и уровень объективации. На первом уровне поведение определяется воздействием ситуации, происходит удовлетворение непосредственных и актуальных потребностей. Что касается уровня объективации, то здесь деятельность приобретает вес более обобщенный, не зависящий от ситуации характер. Человек же в своих действиях учитывает потребности других людей, а также социальные требования.

Ученый уделял много внимания не только самому явлению установки, тщательному разработанному к тому времени, но и эффектам и иллюзиям, сопровождающим ее возникновение. Были исследованы многие иллюзии: слуховые, вкусовые, тактильные и т.д.

На основании возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены Узнадзе выделил три типа личности:
-динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;
-статичный, к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;
-вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.

В 1940 г. вышла книга Д.Н. Узнадзе «Общая психология, в 1947 г. - «Проблемы объективации», 1949 г. - «Экспериментальные основы психологии установки».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: