Creativenn - Портал рукоделия

древнерусская агора

Альтернативные описания

Общее собрание горожан на Руси

В Древней Руси собрание горожан для решения общественных дел

Народное собрание на Руси в 10-15 вв.

. "Не на каждом... умные речи"

. "Тусовка" по-древнерусски

Древнерусская дума в Новгороде

Древнерусский митинг

Древнерусское собрание

Дума Новгорода

Или вечье, ср. стар. (вещать? завет?) народное собрание, совещание, мирская сходка. На одном вече, да не одне речи. Большое вече, общее, законное, порядочное, при посаднике, тысяцком и пр.; малое или вечье, частная сходка и совещание, нередко самовольное, заугольное, крамольное; или созванное на сенях у князя, у владыки, гласный, открытый суд. Вечевать, стоять, быть на вече, совещаться. Вечеванье, действ. по глаг. Площадь сборная, место сходки; колокольный звон для созыва сходки и сама башня, колокольня, вежа или вечь ж. Стать вечем, сойтись на сходку. Вечье вологодск. поные знач. набат, тревога, сполох; не так давно еще в урал. каз. войске жил обычай этот, но там вечевой звон звали сполохом, а сходку войсковым кругом. Вечевой, вечный, относящийся к вечу. Вечный дьяк, вечевой секретарь; письмовод. Вечная грамота, заключение веча. Вечник м. член веча, мирянин с голосом на сходке; депутат, представитель, выборный. Вечь? ж. арх. речь, причитанье? сходка

Мирская сходка

Митинг в Великом Новгороде

Митинг на Руси

Народное собрание на Руси

Новгородская палата общин

Новгородский форум

Новгородское народное собрание

Новгородское собрание

Псковское у Васнецова

Российская Дума в далеком прошлом

Сбор горожан на Руси

Славянский форум

Собрание горожан

Собрание граждан на Руси

Собрание жителей города (истор.)

Собрание жителей города (историческое)

Собрание на Руси

Собрание по-древнерусски

Собрание русичей

Собрание у славян

Совет у славян

Старинное название людской сходки

Сходка в Древнем Новгороде

Сходка горожан на Руси

Сходка древних новгородцев

Сходка новгородцев

Сходка русичей

Беспорядочный крик, спор

В Древней Руси - народное собрание свободных горожан, на котором решались все важные общественные и государственные дела

В Древней Руси собрание горожан для решения общественных дел

Древнерусский парламент

Прообраз Государственной Думы в древнем Новгороде

Сход горожан (историческое)

Нижняя палата парламента Югославии

Народное собрание на Руси в X-XIV вв.

Собрание вятичей

Собрание славян

Общественная сходка

Сходка вятичей

Славянское собрание

Новгородская сходка

. «тусовка» по-древнерусски

Собрание

Собрание подревнерусски

. «тусовка» подревнерусски

Совет у словян

. «не на каждом... умные речи»

. «новгородское...» у Андрея Рябушкина

Новгородская агора

Определение понятия «новгородская агора (4 буквы, кроссворды, сканворды)».

Если вам есть что добавить, то ниже к вашим услугам — форма комментирования, в которой вы можете высказать свое мнение или дополнить статью.

Другие определения слова «ВЕЧЕ» в кроссвордах

  • Общее собрание горожан на Руси
  • В Древней Руси собрание горожан для решения общественных дел
  • Народное собрание на Руси в 10-15 вв.
  • «Не на каждом... умные речи»
  • «Тусовка» по-древнерусски
  • древнерусская агора
  • древнерусская дума в Новгороде
  • древнерусский митинг
  • древнерусское собрание
  • дума Новгорода
  • или вечье, ср. стар. (вещать? завет?) народное собрание, совещание, мирская сходка. На одном вече, да не одне речи. Большое вече, общее, законное, порядочное, при посаднике, тысяцком и пр.; малое или вечье, частная сходка и совещание, нередко самовольное, заугольное, крамольное; или созванное на сенях у князя, у владыки, гласный, открытый суд. Вечевать, стоять, быть на вече, совещаться. Вечеванье, действ. по глаг. Площадь сборная, место сходки; колокольный звон для созыва сходки и сама башня, колокольня, вежа или вечь ж. Стать вечем, сойтись на сходку. Вечье вологодск. поные знач. набат, тревога, сполох; не так давно еще в урал. каз. войске жил обычай этот, но там вечевой звон звали сполохом, а сходку войсковым кругом. Вечевой, вечный, относящийся к вечу. Вечный дьяк, вечевой секретарь; письмовод. Вечная грамота, заключение веча. Вечник м. член веча, мирянин с голосом на сходке; депутат, представитель, выборный. Вечь? ж. арх. речь, причитанье? сходка
  • мирская сходка
  • митинг в Великом Новгороде
  • митинг на Руси
  • народное собрание на Руси
  • новгородская палата общин
  • новгородский форум
  • новгородское народное собрание
  • новгородское собрание
  • псковское у Васнецова
  • российская Дума в далеком прошлом
  • сбор горожан на Руси
  • славянский форум
  • собрание горожан
  • собрание граждан на Руси
  • собрание жителей города (истор.)
  • собрание жителей города (историческое)
  • собрание на Руси
  • собрание по-древнерусски
  • собрание русичей
  • собрание у славян
  • совет у славян
  • старинное название людской сходки
  • сходка в Древнем Новгороде
  • сходка горожан на Руси
  • сходка древних новгородцев
  • сходка новгородцев
  • сходка русичей
  • беспорядочный крик, спор
  • в Древней Руси - народное собрание свободных горожан, на котором решались все важные общественные и государственные дела
  • в Древней Руси собрание горожан для решения общественных дел
  • древнерусский парламент
  • прообраз Государственной Думы в древнем Новгороде
  • сход горожан (историческое)
  • нижняя палата парламента Югославии
  • народное собрание на Руси в X-XIV вв.
  • собрание вятичей
  • собрание славян
  • общественная сходка
  • сходка вятичей
  • славянское собрание
  • новгородская сходка
  • «тусовка» по-древнерусски
  • собрание
  • собрание подревнерусски
  • «тусовка» подревнерусски
  • совет у словян
  • «не на каждом... умные речи»
  • «новгородское...» у Андрея Рябушкина


Святогор - сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками. Святогор в эпосе является огромным великаном, «выше леса стоячего»; его с трудом носит мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

Слободчиков Виктор Геннадьевич. «Святогор».

Святогор старше многих богов. Его отец назван «тёмным», то есть слепым, ошибочно: Род изначален, вездесущ, всевидящ. Рождён же Святогор был для того, чтобы стоять на страже мира Яви и не пускать сюда тёмных чудищ из Нави. Вход туда находился у подножия огромнейшего каменного столпа, на котором держалось небо. Сам же столп (или Мировое древо) находился в святых горах, откуда и происходит имя великана. Нелёгкое это дело - стоять на границе Света и Тьмы. Другие великаны, Горынычи - Горыня, Дубыня и Усыня, - были рождены тёмным, слепым владыкой Вием из зависти и в противовес Святогору. Вий, отчасти знакомый нам по повести Гоголя, поставил трёх своих сыновей стеречь выход из Нави, чтобы оттуда не могли сбежать души умерших. Так что, стоя по другую сторону границы, они были недругами Святогора.


Николай Константинович Рерих. «Святогор». 1942

Надоело великану оборонять богов, которых он и не видел толком, и решил он построить каменную лестницу в небо да сам на них посмотреть. Силой его Род не обделил и с работой Святогор справился: до самого престола Всевышнего в небесах добрался. Бог не стал его бранить за самовольство, похвалил за труд и сказал, что исполнит любое желание великана. Святогор попросил силы немеренной да мудрости побольше, чем у любого из богов.


Андрей Рябушкин. «Святогор». 1895

Эх, знал бы, что любое желание имеет еще и оборотную сторону, так, наверное, остерёгся бы просить ума и силы. «Будешь ты сильнее Сварожичей, но тебя самого осилит камень, - ответил ему Вышний. - Станешь мудрее богов, а человек-то тебя и обманет!» Лишь ухмыльнулся великан в ответ, не поверил сказанному. Уж ему ли, построившему из скал лестницу в небеса, камушка какого-то опасаться! Ну, а мелкий род людской, что жучки под ногами, что они могут ему сделать?

Огромный вес Святогора мешал ему покинуть свой пост и переселиться в иные места. Всё же однажды он, по предсказанию Макоши, вынужден был оставить Святые горы.
Святогор спрашивает у Микулы, как бы узнать судьбу. Микула посылает его к Северным (Сиверским) горам, к вещему кузнецу. На вопрос Святогора о будущем, тот предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском царстве 30 лет на гноище. Святогор поехал туда и, найдя больную Плёнку Поморскую на гноище, положил около неё 500 рублей, ударил её в грудь мечом и уехал. Девушка пробудилась; кора, покрывавшая её, сошла; она превратилась в красавицу, и богатырь, услыхав о её красоте, приехал и женился на ней. После свадьбы Святогор увидел на её груди шрам, узнал в чём дело и понял, что от судьбы не уйдёшь.


Клименко Андрей. «Святогор и кузнец Судьбы».

Однажды, чувствуя в себе исполинские силы, он похвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал Микула Селянинович и бросил на землю суму, в которой была заключена «вся тягость земная». Святогор тщетно пытается сдвинуть суму, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за суму обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев «тяги земной», заключавшейся в суме, кончает свою жизнь. В другой версии былины Святогор не умирает, а Микула открывает ему секрет сумы.


Иван Васильевич Симаков. «Русский богатырь Святогор тянет суму перемётную». 1917

По другому рассказу, Илья Муромец в пути, под дубом, в чистом поле, находит богатырскую постель длиной 10 саженей, шириной 6 саженей. Он засыпает на ней на три дня. На третий день с северной стороны послышался шум; конь разбудил Илью и посоветовал спрятаться на дубу. Явился Святогор, на коне, держа на плечах хрустальный ларец, в котором находилась его жена-красавица. Пока Святогор спал, жена его соблазняет на любовь Илью и затем сажает его в карман мужа.


И. Я. Билибин. «Илья Муромец и Святогор». 1900-е


И. Я. Билибин. «Илья Муромец и жена Святогора». 1912-1916

В дальнейшем пути конь говорит Святогору, что ему тяжело: до сих пор он возил богатыря с женой, теперь везёт двух богатырей. Святогор находит Илью и, расспросив, как он попал туда, убивает неверную жену, а с Ильёй вступает в братство. На пути у Северной горы богатыри встречают гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Гроб оказался велик для Ильи, а за Святогором захлопнулась крышка, и тщетно он пытался выйти оттуда. Передав часть своей силы и свой меч Илье, он велит рубить крышку гроба, но с каждым ударом гроб покрывается железным обручем.


А. Клименко. «Илья и гроб Святогора».

На гривастых конях на косматых,
На златых стременах на разлатых,
Едут братья, меньшой и старшой,
Едут сутки, и двое, и трое,
Видят в поле корыто простое,
Наезжают - ан гроб, да большой:
Гроб глубокий, из дуба долбленный,
С черной крышей, тяжелой, томленой,
Вот и поднял ее Святогор,
Лег, накрылся и шутит: "А впору!
Помоги-ка, Илья, Святогору
Снова выйти на божий простор!"
Обнял крышу Илья, усмехнулся,
Во всю грузную печень надулся,
Двинул кверху... Да нет, погоди!
"Ты мечом!" - слышен голос из гроба.
Он за меч,- занимается злоба,
Загорается сердце в груди,-
Но и меч не берет: с виду рубит,
Да не делает дела, а губит:
Где ударит - там обруч готов,
Нарастает железная скрепа:
Не подняться из гробного склепа
Святогору во веки веков!
Кинул биться Илья - божья воля.
Едет прочь вдоль широкого поля,
Утирает слезу... Отняла
Русской силы Земля половину:
Выезжай на иную путину.
На иные дела!

Бунин Иван Алексеевич

История Святогора известна и в Греции: то ли её туда принёс арийский народ дорийцев, то ли балканские славяне. Только Святогора греки стали звать на свой лад Атлантом (или Атласом). Его жену Плёнку считали океанидой Плейоной. Дочерей же их нарекли Плеядами. Девушки эти стали звёздами, а Персей, показав их отцу голову Медузы Горгоны, превратил Атланта в скалу. Эти горы в Африке и доныне называются Атласскими.



Юдин Георгий. «Микула Селянинович и Святогор».


Константин Васильев. «Дар Святогора».


К. Челушкин. «Святогор».


Андрей Мазин. «Святогор».


Алексей Фанталов. «Святогор и кузнецы».

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: