Ещё до окончательного разрыва с РПЦЗ, в марте 1994, создал Высшее церковное управление Российской православной церкви.В 1995 году был запрещён Синодом РПЦЗ; прещений не признал и объявил себя главой Российской православной свободной церкви.19 февраля 1997 года Архиерейским собором Русской Православной Церкви был извержен из сана.15 марта 2001 года решением Архиерейского синода РПАЦ возведён в сан митрополита, признан первоиерархом Российской православной автономной церкви.Автор статей, книг по истории Суздаля, архитектуры.Родился 3 марта 1939 года в Белореченске Краснодарского края. Отец умер от фронтовых ран, мать тяжело заболела, и Анатолий был отдан в детский дом. В 1947 его взяла на воспитание прихожанка катакомбной церкви Екатерина Буряк, проживавшая в Майкопе.В 1952 году во время паломничества по святым местам Грузии Анатолий общался со старцами.Истинное православие против официальной церкви В 1956 году Анатолий возвратился в Белореченск, а затем уезжает в Одессу, в Свято-Успенский мужской монастырь где встретился с митрополитом Нестором (Анисимовым), долгое время управлявшим одной из дальневосточных епархий Русской Зарубежной Церкви. Совместно с Нестором уезжает в Новосибирскую Епархию, где был назначен псаломщиком в селе Большой Улуй, Аченского района Красноярского края.По просьбе Анатолия митрополит Нестор в 1957 году направил его в Свято-Духов монастырь Вильнюса, назначив его перед тем иподиаконом. В этом монастыре Анатолий был пострижен в рясофор.В 1958 году инок Анатолий пострижен в мантию с именем Валентин. Пострижение совершил архимандрит Серафим (Смыков). Архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Романовский) рукополагает инока Валентина в сан иеродиакона, а затем в 1960 году - в сан иеромонаха.Последующее служение проходило в Ставропольской и Владимирской епархиях; состоял на должности настоятеля Успенского храма в Махачкале.В 1970 году получил диплом исторического факультета Дагестанского университета. В 1973 году заочно окончил Московскую духовную семинарию, а в 1979 - Московскую духовную академию, защитив кандидатскую работу, посвященную учению о Священном Предании в посланиях Апостола Павла.В 1973 году прибыл в Суздаль, на должность настоятеля Казанского храма, где не было священника в течение пяти лет и приход обслуживался духовенством из Владимира. В 1977 году власти передали общине вместо тесного храма, находящегося в самом центре города, на Торговой площади, зимний и летний храмы Цареконстантиновского прихода.По должности настоятеля храма в одном из главных центров международного туризма в СССР активно сотрудничал с КГБ СССР.В 1988 году за высказывания об отсутствии религиозной свободы в СССР во время поездки с лекциями по Америке был переведён указом архиепископа Валентина (Мищука) в город Покров, а затем был уволен за штат за отказ подчиниться. Священный Синод РПЦ в заседании 25 - 26 января 1990 года имел «суждение о создавшемся положении в Цареконстантиновском приходе города Суздаля Владимирской епархии в связи с перемещением настоятеля этого прихода архимандрита Валентина (Русанцова)», о чём Синоду докладывали архиепископ Валентин (Мищук), архиепископ Алексий (Кутепов) и протопресвитер Матфей Стаднюк; Синод постановил: «1. Ввиду невозможности принять окончательное решение из-за отсутствия архимандрита Валентина (Русанцова) иметь суждение о сем по его выздоровлении. 2. До окончательного решения Синода приостановить действие указов Преосвященного архиепископа Валентина от 7 декабря 1989 и от 18 января 1990 года без предоставления архимандриту Валентину права служения в данном приходе.» В заседании 19 - 20 февраля 1990 года Синод РПЦ слушал «прошение верующих Владимиро-Суздальской епархии от 10 февраля 1990 года (1327 подписей) в защиту архиепископа Владимирского и Суздальского Валентина; прошение членов исполнительного органа Цареконстантиновского храма г. Суздаля от 27 января 1990 года в защиту архимандрита Валентина (Русанцова)» и другие документы; решение вопроса вновь было отложено ввиду нахождения последнего «на стационарном лечении»
Ещё до окончательного разрыва с РПЦЗ, в марте 1994, создал Высшее церковное управление Российской православной церкви.
В 1995 году был запрещён Синодом РПЦЗ; прещений не признал и объявил себя главой Российской православной свободной церкви.
15 марта 2001 года решением Архиерейского синода РПАЦ возведён в сан митрополита, признан первоиерархом Российской православной автономной церкви.
В 1952 году во время паломничества по святым местам Грузии Анатолий общался со старцами.
В 1956 году Анатолий возвратился в Белореченск, а затем уезжает в Одессу , в Свято-Успенский мужской монастырь где встретился с митрополитом Нестором (Анисимовым), долгое время управлявшим одной из дальневосточных епархий Русской Зарубежной Церкви. Совместно с Нестором уезжает в Новосибирскую Епархию, где был назначен псаломщиком в селе Большой Улуй, Аченского района Красноярского края.
По просьбе Анатолия митрополит Нестор в 1957 году направил его в Свято-Духов монастырь Вильнюса , назначив его перед тем иподиаконом. В этом монастыре Анатолий был пострижен в рясофор.
В 1958 году инок Анатолий пострижен в мантию с именем Валентин. Пострижение совершил архимандрит Серафим (Смыков). Архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Романовский) рукополагает инока Валентина в сан иеродиакона, а затем в 1960 году - в сан иеромонаха.
Последующее служение проходило в Ставропольской и Владимирской епархиях; состоял на должности настоятеля Успенского храма в Махачкале .
В 1970 году получил диплом исторического факультета Дагестанского университета. В 1973 году заочно окончил Московскую духовную семинарию, а в 1979 - Московскую духовную академию, защитив кандидатскую работу, посвященную учению о Священном Предании в посланиях Апостола Павла.
В 1973 году прибыл в Суздаль , на должность настоятеля Казанского храма, где не было священника в течение пяти лет и приход обслуживался духовенством из Владимира . В 1977 году власти передали общине вместо тесного храма, находящегося в самом центре города, на Торговой площади, зимний и летний храмы Цареконстантиновского прихода.
По должности настоятеля храма в одном из главных центров международного туризма в СССР активно сотрудничал с КГБ СССР.
В 1988 году за высказывания об отсутствии религиозной свободы в СССР во время поездки с лекциями по Америке был переведён указом архиепископа Валентина (Мищука) в город Покров , а затем был уволен за штат за отказ подчиниться. Священный Синод РПЦ в заседании 25 - 26 января 1990 года имел «суждение о создавшемся положении в Цареконстантиновском приходе города Суздаля Владимирской епархии в связи с перемещением настоятеля этого прихода архимандрита Валентина (Русанцова)», о чём Синоду докладывали архиепископ Валентин (Мищук), архиепископ Алексий (Кутепов) и протопресвитер Матфей Стаднюк; Синод постановил: «1. Ввиду невозможности принять окончательное решение из-за отсутствия архимандрита Валентина (Русанцова) иметь суждение о сем по его выздоровлении. 2. До окончательного решения Синода приостановить действие указов Преосвященного архиепископа Валентина от 7 декабря 1989 и от 18 января 1990 года без предоставления архимандриту Валентину права служения в данном приходе.» В заседании 19 - 20 февраля 1990 года Синод РПЦ слушал «прошение верующих Владимиро-Суздальской епархии от 10 февраля 1990 года (1327 подписей) в защиту архиепископа Владимирского и Суздальского Валентина; прошение членов исполнительного органа Цареконстантиновского храма г. Суздаля от 27 января 1990 года в защиту архимандрита Валентина (Русанцова)» и другие документы; решение вопроса вновь было отложено ввиду нахождения последнего «на стационарном лечении»
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ВАЛЕНТИНА, МИТРОПОЛИТА СУЗДАЛЬСКОГО И ВЛАДИМИРСКОГО, ПЕРВОИЕРАРХА РПАЦ, НА I “РОЖДЕСТВЕНСКИХ ВСТРЕЧАХ В СУЗДАЛЕ”
Открывая нашу встречу, позвольте мне немного рассказать о себе. Я родился на Кубани, в Краснодарском крае. После войны так случилось, что мой отец вернулся без рук и без ног -- инвалидом. Мать, узнав об этом, была очень потрясена и попала в больницу. Мне пришлось жить в детдоме. После детдома меня взяли православные катакомбные христиане. И вот до 1952 года я был у катакомбных “тихоновцев”.
Те не признавали МП по известным причинам, и я так воспитывался. Очень хотел быть монахом, священником. Когда приходил катакомбный священник, - а они всегда по ночам приходили и служили, - я у него спрашивал: “Когда же Вы меня пострижете в монахи?” - “В следующий раз”, - был ответ… Это “в следующий раз” повторялось и раз, и два, и пять, и десять, а потом мне это надоело, я пришел и говорю: “Батюшка, добрый вечер, я не буду задавать вопрос, видимо, в следующий раз Вы меня пострижете в монахи, а сейчас нет”. - “Правильно, -- говорит, -- детка”.
Я собрался и уехал в Грузию. В Грузии я служил в храмах, а потом вернулся домой, в Краснодарский край, к больной матери. Затем старцы, которые в то время еще были в Грузии, в горах, мне сказали: “Поезжай, иди в церковь служить”. Я оказался тогда у митрополита Бориса (Вика), Краснодарского и Кубанского. Я очень красиво читал, был прилежен, и меня взяли. Вскоре я оказался в мужском монастыре в Одессе -- там я был послушником, чтецом, трудился в трапезной, а потом меня взяли прислуживать патриарху Алексию (Симанскому). У него в Одессе была дача, где патриарх проводил каждый год по два-три месяца.
Однажды на эту дачу приехали архиереи из-за рубежа [архиереи Зарубежной Церкви], которых “мать-церковь” приглашала с распростертыми объятиями. В 1946 году, приехав в СССР, они очутились в лагерях, где и просидели до 1956 года. Вот, освободившись, они и приехали отдохнуть на дачу патриарха, где я с ними познакомился, после чего сразу уехал в Новосибирск. С этого момента, с 1956 года, я уже находился на службе в МП.
Будучи деятельным, везде стараясь жить для Церкви, ради Церкви, я стал самым молодым священником, самым молодым благочинным и получил множество наград... Уже будучи в Суздале, когда праздновалось Тысячелетие Крещения Руси, я был председателем оргкомитета Владимирской епархии.
Вопрос журналиста: Насколько я понимаю, Вы сначала закончили МДА?
Митр. Валентин: Да, закончил университет, семинарию, академию, кандидатскую защитил.
В начале 60-х мы познакомились с архимандритом Алексием (Ридигером), нынешним патриархом, -- мы с ним дружили лет 25. И он мне порекомендовал поехать в Суздаль. Он был управляющим делами МП, и вот, когда я в очередной раз у него был, он сказал: “Ты знаешь, приезжал Виллебрандс, католический кардинал, он был в Суздале, а там в очень плохом состоянии храм. Там 5 лет нет священника, обслуживает этот приход духовенство из владимирского собора, а город этот -- центр туризма. Пожалуйста, если можно, поезжай, может быть, ты что-то восстановишь”. Я приехал, посмотрел, было немножко страшновато… В 1973 году это было. С тех пор я здесь служу.
В конце 1980-х годов я впервые побывал в Германии и Америке с лекциями. Когда я вернулся из этой поездки, меня вызвал архиепископ Валентин (Мищук) и сказал: “Мне нужно, чтобы Вы написали отчет, где Вы были, с кем Вы были, какие вопросы были, где они работают, и прочее и прочее”. Я с этими требованиями уже сталкивался, потому что я был все-таки здесь ответственным по приему гостей в епархии, но здесь мне было легче - когда меня спрашивали, требовали какого-то отчета, “литературы” так называемой, то я всегда говорил: “Есть сопровождающие, пусть они смотрят, а мне некогда - я готовлю”, - и уходил от этого. А тут -- специальная поездка в Германию и в Америку...
Когда я отказался писать отчеты, мне начали угрожать: “Если Вы не напишите, мы Вас уберем, выгоним, испепелим”. Но я, имея “ангельский характер”, сразу же ответил: “Владыка, я не понимаю, где я нахожусь - в кабинете на приеме у архиепископа, ангела Церкви, или же в кабинете какого-то КГБ?” Он говорит: “Потом узнаете”. Долго мне не пришлось ждать. Меня сразу со всех должностей освободили, я остался только настоятелем храма. Но в конце концов меня освобождают и от настоятельства на этом приходе, хотя здесь я построил домик и две церкви отремонтировал, открыл заново. Меня перевели в Покров, и я повиновался, правда, очень расстроился и заболел, оказался в больнице. Однако против моего перевода встали верующие здесь -- они стали ездить во Владимир, даже в Москву приезжали, чтобы меня возвратить. Четыре месяца это продолжалось, но меня не возвратили.
Народ -- не только наши верующие, но и жители -- знал, что я здесь сделал. Зная меня, они выдвинули меня в депутаты, чтобы меня не трогали, не перевели. После четырех месяцев борьбы как-то само собой возникло такое предложение: я сказал, что я был когда-то у катакомбных христиан, что есть такая Церковь Зарубежная и что, может быть, нам следует обратиться туда и перейти под ее омофор.
Вопрос: А какой результат был выдвижения в депутаты? Вы победили?
Митрополит Валентин: Конечно, я набрал 90 процентов голосов. Я и сейчас еще являюсь депутатом горсовета Суздаля. Это второй срок -- с 1997 г. Первый был с 1990-го по 1994 гг. Вчера ко мне обратились с просьбой, чтобы я провел встречу с избирателями, отчитался за свою деятельность...
Так что, когда мы написали прошение о приеме в Зарубежную Церковь, нас приняли, - это был самый первый приход МП, который ушел из МП, поэтому здесь образовался российский центр Зарубежной Церкви. Через год меня вызвали в Америку, поговорили, пообщались, а вскоре пригласили в Бельгию -- и там посвятили в сан Епископа. Это было 10 февраля 1991 года.
Поначалу МП признала мой сан -- у меня есть даже письмо архиепископа Евлогия, который обращался ко мне как к “Епископу Зарубежной Церкви Валентину”. В прошлом году приезжали ко мне из Владимира настоятель собора и протодиакон, секретарь епархии -- в общем, 4 или 5 человек -- с просьбой, чтобы я опять возвратился в МП. Они гарантируют, что я буду епископом здесь, в Суздале, может быть, викарным. Я, естественно, им сказал: “Не понимаю, для чего вы приехали и зачем я вам нужен. Меня МП лишила сана. Я сейчас для вас просто Анатолий Петрович Русанцов - гражданин, житель Владимирщины, как и все. Нас здесь полтора миллиона, почему вы ко мне пришли?” -- “Мы хотим спасти Вашу душу”. - “Ну, пожалуйста, спасайте полтора миллиона, спасайте души этих людей - я ведь лишен сана”. И мне ответили: “Вы знаете, Вы ведь прекрасный историк, Вы знаете, что были соборы и лжесоборы, которые лишали сана, а потом возвращали. Вы не обращайте внимания, Вас опять восстановят в сане архимандрита, в сане епископа. Все будет, только Вы откажитесь от “раскола”.
То же самое повторилось не так давно, когда начались новые гонения на нашу Церковь. В одной газете секретарь Владимирской епархии выступил: “То, что пишут о Валентине, -- это не так страшно; самое главное -- если бы он возвратился к нам обратно, тогда все можно простить, все можно понять”. Это было написано в газете “Призыв” в прошлом году. “Но зачем я вам нужен? -- хочется спросить. -- Если я такой плохой, благодарите Бога, что я от вас ушел”.
Вопрос: Митрополит Кирилл Смоленский и Калининградский настаивает, что в 1989 г. Совет по делам религий лоббировал Ваше рукоположение во епископа.
Митрополит Валентин: Я не знаю всех подводных течений, но я точно знаю, что в то время ни один архиерей, и даже патриарх, не могли поспорить с Советом по делам религий. И если бы, действительно, было такое предложение от Совета по делам религий, то они никогда бы не отказали. Противостояния не было. Это еще сейчас, может быть, а тогда - нет. Я почему-то в это не верю.
Помню, что когда меня в 1989 году вызывали на суд, на Священный синод, там были архиереи, был патриарх Пимен, но он уже в таком состоянии находился, что только улыбался, говорил: “Как Вы живете? Ну, Бог благословит, спасайтесь”. Он даже не понимал, зачем его, бедного, посадили за стол. Вместо патриарха и синода меня судил Филарет Денисенко. Обращаясь ко мне, он говорил: “Вы, отец архимандрит, уже в таком возрасте, неужели Вы не боитесь греха? Вы не боитесь, что Вы не сегодня-завтра умрете? Как Вы предстанете перед Богом?” Затем вмешался Кирилл: “Вы оставьте, бросьте этих неформалов - переезжайте в Покров, и все будет хорошо у Вас”. А я ответил: “Я не могу, они четыре месяца в лютые морозы за меня ходатайствовали, как я могу плюнуть людям в душу?” Кирилл говорит: “Батенька мой, какая душа? О чем Вы говорите? Вы всю этику христианскую перевернули с ног на голову”. Ну, тут у меня “ангельский характер” сыграл, я повернулся, сказав: “Владыка, если Вам как архиерею неизвестно, что такое душа, то о чем мы будем говорить?” Другие члены синода говорят: “Отец архимандрит, все будет хорошо - покайтесь, принесите покаяние, поезжайте в Покров и все будет хорошо”. В конце концов, Кирилл говорит: “Вы напишите отказ от этих старушек, своих верующих, и сделайте как Котляров (нынешний митрополит Санкт-Петербургский) -- он был в Краснодаре, он подписал все и, смотрите, сейчас идет на повышение” (...).
Открывая нашу встречу, позвольте мне немного рассказать о себе. Я родился на Кубани, в Краснодарском крае. После войны так случилось, что мой отец вернулся без рук и без ног - инвалидом. Мать, узнав об этом, была очень потрясена и попала в больницу. Мне пришлось жить в детдоме. После детдома меня взяли православные катакомбные христиане. И вот до 1952 года я был у катакомбных "тихоновцев".
Те не признавали МП по известным причинам, и я так воспитывался. Очень хотел быть монахом, священником. Когда приходил катакомбный священник, - а они всегда по ночам приходили и служили, - я у него спрашивал: "Когда же Вы меня пострижете в монахи?" - "В следующий раз", - был ответ... Это "в следующий раз" повторялось и раз, и два, и пять, и десять, а потом мне это надоело, я пришел и говорю: "Батюшка, добрый вечер, я не буду задавать вопрос, видимо, в следующий раз Вы меня пострижете в монахи, а сейчас нет". - "Правильно, - говорит, - детка".
Я собрался и уехал в Грузию. В Грузии я служил в храмах, а потом вернулся домой, в Краснодарский край, к больной матери. Затем старцы, которые в то время еще были в Грузии, в горах, мне сказали: "Поезжай, иди в церковь служить". Я оказался тогда у митрополита Бориса (Вика), Краснодарского и Кубанского. Я очень красиво читал, был прилежен, и меня взяли. Вскоре я оказался в мужском монастыре в Одессе - там я был послушником, чтецом, трудился в трапезной, а потом меня взяли прислуживать патриарху Алексию (Симанскому). У него в Одессе была дача, где патриарх проводил каждый год по два-три месяца.
Однажды на эту дачу приехали архиереи из-за рубежа [архиереи Зарубежной Церкви], которых "мать-церковь" приглашала с распростертыми объятиями. В 1946 году, приехав в СССР, они очутились в лагерях, где и просидели до 1956 года. Вот, освободившись, они и приехали отдохнуть на дачу патриарха, где я с ними познакомился, после чего сразу уехал в Новосибирск. С этого момента, с 1956 года, я уже находился на службе в МП.
Будучи деятельным, везде стараясь жить для Церкви, ради Церкви, я стал самым молодым священником, самым молодым благочинным и получил множество наград... Уже будучи в Суздале, когда праздновалось Тысячелетие Крещения Руси, я был председателем оргкомитета Владимирской епархии.
Вопрос журналиста: Насколько я понимаю, Вы сначала закончили МДА?
Митр. Валентин: Да, закончил университет, семинарию, академию, кандидатскую защитил.
...В начале 60-х мы познакомились с архимандритом Алексием (Ридигером), нынешним патриархом, - мы с ним дружили лет 25. И он мне порекомендовал поехать в Суздаль. Он был управляющим делами МП, и вот, когда я в очередной раз у него был, он сказал: "Ты знаешь, приезжал Виллебрандс, католический кардинал, он был в Суздале, а там в очень плохом состоянии храм. Там 5 лет нет священника, обслуживает этот приход духовенство из владимирского собора, а город этот - центр туризма. Пожалуйста, если можно, поезжай, может быть, ты что-то восстановишь". Я приехал, посмотрел, было немножко страшновато... В 1973 году это было. С тех пор я здесь служу.
В конце 1980-х годов я впервые побывал в Германии и Америке с лекциями. Когда я вернулся из этой поездки, меня вызвал архиепископ Валентин (Мищук) и сказал: "Мне нужно, чтобы Вы написали отчет, где Вы были, с кем Вы были, какие вопросы были, где они работают, и прочее и прочее". Я с этими требованиями уже сталкивался, потому что я был все-таки здесь ответственным по приему гостей в епархии, но здесь мне было легче - когда меня спрашивали, требовали какого-то отчета, "литературы" так называемой, то я всегда говорил: "Есть сопровождающие, пусть они смотрят, а мне некогда - я готовлю", - и уходил от этого. А тут - специальная поездка в Германию и в Америку...
Когда я отказался писать отчеты, мне начали угрожать: "Если Вы не напишите, мы Вас уберем, выгоним, испепелим". Но я, имея "ангельский характер", сразу же ответил: "Владыка, я не понимаю, где я нахожусь - в кабинете на приеме у архиепископа, ангела Церкви, или же в кабинете какого-то КГБ?" Он говорит: "Потом узнаете". Долго мне не пришлось ждать. Меня сразу со всех должностей освободили, я остался только настоятелем храма. Но в конце концов меня освобождают и от настоятельства на этом приходе, хотя здесь я построил домик и две церкви отремонтировал, открыл заново. Меня перевели в Покров, и я повиновался, правда, очень расстроился и заболел, оказался в больнице. Однако против моего перевода встали верующие здесь - они стали ездить во Владимир, даже в Москву приезжали, чтобы меня возвратить. Четыре месяца это продолжалось, но меня не возвратили.
Народ - не только наши верующие, но и жители - знал, что я здесь сделал. Зная меня, они выдвинули меня в депутаты, чтобы меня не трогали, не перевели. После четырех месяцев борьбы как-то само собой возникло такое предложение: я сказал, что я был когда-то у катакомбных христиан, что есть такая Церковь Зарубежная и что, может быть, нам следует обратиться туда и перейти под ее омофор.
Вопрос: А какой результат был выдвижения в депутаты? Вы победили?
Митрополит Валентин: Конечно, я набрал 90 процентов голосов. Я и сейчас еще являюсь депутатом горсовета Суздаля. Это второй срок - с 1997 г. Первый был с 1990-го по 1994 гг. Вчера ко мне обратились с просьбой, чтобы я провел встречу с избирателями, отчитался за свою деятельность...
Так что, когда мы написали прошение о приеме в Зарубежную Церковь, нас приняли, - это был самый первый приход МП, который ушел из МП, поэтому здесь образовался российский центр Зарубежной Церкви. Через год меня вызвали в Америку, поговорили, пообщались, а вскоре пригласили в Бельгию - и там посвятили в сан Епископа. Это было 10 февраля 1991 года.
Поначалу МП признала мой сан - у меня есть даже письмо архиепископа Евлогия, который обращался ко мне как к "Епископу Зарубежной Церкви Валентину". В прошлом году приезжали ко мне из Владимира настоятель собора и протодиакон, секретарь епархии - в общем, 4 или 5 человек - с просьбой, чтобы я опять возвратился в МП. Они гарантируют, что я буду епископом здесь, в Суздале, может быть, викарным. Я, естественно, им сказал: "Не понимаю, для чего вы приехали и зачем я вам нужен. Меня МП лишила сана. Я сейчас для вас просто Анатолий Петрович Русанцов - гражданин, житель Владимирщины, как и все. Нас здесь полтора миллиона, почему вы ко мне пришли?" - "Мы хотим спасти Вашу душу". - "Ну, пожалуйста, спасайте полтора миллиона, спасайте души этих людей - я ведь лишен сана". И мне ответили: "Вы знаете, Вы ведь прекрасный историк, Вы знаете, что были соборы и лжесоборы, которые лишали сана, а потом возвращали. Вы не обращайте внимания, Вас опять восстановят в сане архимандрита, в сане епископа. Все будет, только Вы откажитесь от "раскола".
То же самое повторилось не так давно, когда начались новые гонения на нашу Церковь. В одной газете секретарь Владимирской епархии выступил: "То, что пишут о Валентине, - это не так страшно; самое главное - если бы он возвратился к нам обратно, тогда все можно простить, все можно понять". Это было написано в газете "Призыв" в прошлом году. "Но зачем я вам нужен? - хочется спросить. - Если я такой плохой, благодарите Бога, что я от вас ушел".
Вопрос: Митрополит Кирилл Смоленский и Калининградский настаивает, что в 1989 г. Совет по делам религий лоббировал Ваше рукоположение во епископа.
Митрополит Валентин: Я не знаю всех подводных течений, но я точно знаю, что в то время ни один архиерей, и даже патриарх, не могли поспорить с Советом по делам религий. И если бы, действительно, было такое предложение от Совета по делам религий, то они никогда бы не отказали. Противостояния не было. Это еще сейчас, может быть, а тогда - нет. Я почему-то в это не верю.
Помню, что когда меня в 1989 году вызывали на суд, на Священный синод, там были архиереи, был патриарх Пимен, но он уже в таком состоянии находился, что только улыбался, говорил: "Как Вы живете? Ну, Бог благословит, спасайтесь". Он даже не понимал, зачем его, бедного, посадили за стол. Вместо патриарха и синода меня судил Филарет Денисенко. Обращаясь ко мне, он говорил: "Вы, отец архимандрит, уже в таком возрасте, неужели Вы не боитесь греха? Вы не боитесь, что Вы не сегодня-завтра умрете? Как Вы предстанете перед Богом?" Затем вмешался Кирилл: "Вы оставьте, бросьте этих неформалов - переезжайте в Покров, и все будет хорошо у Вас". А я ответил: "Я не могу, они четыре месяца в лютые морозы за меня ходатайствовали, как я могу плюнуть людям в душу?" Кирилл говорит: "Батенька мой, какая душа? О чем Вы говорите? Вы всю этику христианскую перевернули с ног на голову". Ну, тут у меня "ангельский характер" сыграл, я повернулся, сказав: "Владыка, если Вам как архиерею неизвестно, что такое душа, то о чем мы будем говорить?" Другие члены синода говорят: "Отец архимандрит, все будет хорошо - покайтесь, принесите покаяние, поезжайте в Покров и все будет хорошо". В конце концов, Кирилл говорит: "Вы напишите отказ от этих старушек, своих верующих, и сделайте как Котляров (нынешний митрополит Санкт-Петербургский) - он был в Краснодаре, он подписал все и, смотрите, сейчас идет на повышение" (...).
Вертоградъ /
Ещё до окончательного разрыва с РПЦЗ, в марте 1994, создал Высшее церковное управление Российской православной церкви.
В 1995 году был запрещён Синодом РПЦЗ; прещений не признал и объявил себя главой Российской православной свободной церкви.
15 марта 2001 года решением Архиерейского синода РПАЦ возведён в сан митрополита, признан первоиерархом Российской православной автономной церкви.
Родился 3 марта 1939 года в Белореченске Краснодарского края. Отец умер от фронтовых ран, мать тяжело заболела, и Анатолий был отдан в детский дом. В 1947 его взяла на воспитание прихожанка катакомбной церкви Екатерина Буряк, проживавшая в Майкопе.
В 1952 году во время паломничества по святым местам Грузии Анатолий общался со старцами.
В 1956 году Анатолий возвратился в Белореченск, а затем уезжает в Одессу, в Свято-Успенский мужской монастырь где встретился с митрополитом Нестором (Анисимовым), долгое время управлявшим одной из дальневосточных епархий Русской Зарубежной Церкви. Совместно с Нестором уезжает в Новосибирскую Епархию, где был назначен псаломщиком в селе Большой Улуй, Аченского района Красноярского края.
По просьбе Анатолия митрополит Нестор в 1957 году направил его в Свято-Духов монастырь Вильнюса, назначив его перед тем иподиаконом. В этом монастыре Анатолий был пострижен в рясофор.
В 1958 году инок Анатолий пострижен в мантию с именем Валентин. Пострижение совершил архимандрит Серафим (Смыков). Архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Романовский) рукополагает инока Валентина в сан иеродиакона, а затем в 1960 году - в сан иеромонаха.
Последующее служение проходило в Ставропольской и Владимирской епархиях; состоял на должности настоятеля Успенского храма в Махачкале.
В 1970 году получил диплом исторического факультета Дагестанского университета. В 1973 году заочно окончил Московскую духовную семинарию, а в 1979 - Московскую духовную академию, защитив кандидатскую работу, посвященную учению о Священном Предании в посланиях Апостола Павла.
В 1973 году прибыл в Суздаль, на должность настоятеля Казанского храма, где не было священника в течение пяти лет и приход обслуживался духовенством из Владимира. В 1977 году власти передали общине вместо тесного храма, находящегося в самом центре города, на Торговой площади, зимний и летний храмы Цареконстантиновского прихода.
По должности настоятеля храма в одном из главных центров международного туризма в СССР активно сотрудничал с КГБ СССР.
В 1988 году за высказывания об отсутствии религиозной свободы в СССР во время поездки с лекциями по Америке был переведён указом архиепископа Валентина (Мищука) в город Покров, а затем был уволен за штат за отказ подчиниться. Священный Синод РПЦ в заседании 25 - 26 января 1990 года имел «суждение о создавшемся положении в Цареконстантиновском приходе города Суздаля Владимирской епархии в связи с перемещением настоятеля этого прихода архимандрита Валентина (Русанцова)», о чём Синоду докладывали архиепископ Валентин (Мищук), архиепископ Алексий (Кутепов) и протопресвитер Матфей Стаднюк; Синод постановил: «1. Ввиду невозможности принять окончательное решение из-за отсутствия архимандрита Валентина (Русанцова) иметь суждение о сем по его выздоровлении. 2. До окончательного решения Синода приостановить действие указов Преосвященного архиепископа Валентина от 7 декабря 1989 и от 18 января 1990 года без предоставления архимандриту Валентину права служения в данном приходе.» В заседании 19 - 20 февраля 1990 года Синод РПЦ слушал «прошение верующих Владимиро-Суздальской епархии от 10 февраля 1990 года (1327 подписей) в защиту архиепископа Владимирского и Суздальского Валентина; прошение членов исполнительного органа Цареконстантиновского храма г. Суздаля от 27 января 1990 года в защиту архимандрита Валентина (Русанцова)» и другие документы; решение вопроса вновь было отложено ввиду нахождения последнего «на стационарном лечении»
7 апреля 1990 года архимандрит Валентин и члены суздальской общины официально объявили о выходе из Московского Патриархата; 11 апреля они были приняты в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей. 4 октября архимандрит Валентин был назначен экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ на территории СССР.
10 февраля 1991 года в храме преподобного Иова Многострадального в Брюсселе состоялась хиротония архимандрита Валентина во епископа Суздальского и Владимирского; хиротонию совершили архиепископ Антоний (Бартошевич), Архиепископ Марк (Арндт), епископ Варнава (Прокофьев) и епископ Григорий (Граббе).
Протестовал против контактов епископа Варнавы с праворадикальной организацией «Память»; последовал конфликт с Архиерейским Синодом РПЦЗ. В июле 1993 года был почислен на покой.
В марте 1994 года создал «высшее церковное управление Российской Православной Церкви».
Зимой 1994 года состоялось временное примирение с Синодом РПЦЗ на Соборе в Лесненской обители. Перемирие продлилось недолго и в феврале 1995 на Русанцова были наложены прещения. В связи с этим в июне 1995 года он восстанавливает «Временное Высшее Церковное Управление Российской Церкви» под руководством Архиепископа Лазаря (Журбенко). Также было приняло решение о прекращении административного и канонического подчинения Архиерейскому Синоду РПЦЗ.
Решением ВВЦУ под председательством Архиепископа Лазаря (Журбенко) епископ Валентин был возведён в сан архиепископа.
В 1996 году был создан Архиерейский синод Российской православной церкви.
Архиерейский Собор РПЦЗ, проходивший в сентябре 1996 года, принял решение об извержении епископа Валентина из священного сана.
19 февраля 1997 года Архиерейским Собором Русской православной церкви был извержен из сана, вкупе с архимандритом Адрианом (Стариной) и игуменом Иоасафом (Шибаевым).
В 2001 году, решением Архиерейского Синода РПАЦ Архиепископ Валентин возведён в сан митрополита с правом ношения двух панагий и признан Первоиерархом Российской Православной Церкви.
В апреле 2004 года в штате Колорадо в Кардиологическом центре перенёс операцию по аортокоронарному шунтированию.
29 мая 2001 года против митрополита Валентина возбуждено уголовное дело. Ему было предъявлено обвинение по ст. 132 УК (насильственные действия сексуального характера), 133-й (понуждение к действиям сексуального характера) и 151-й (вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий). 7 февраля 2002 года Суздальский районный суд открыл слушания по его делу. Данный судебные процесс вызвал пристальное вниманию прессы. В газетных публикациях и телевизионных репортажах на каналах «ТВ Центр» и НТВ сообщались материалы журналистских расследований. Обозреватель газеты «Совершенно секретно» Лариса Кислинская в своей статье «В постели с митрополитом» утверждала, якобы Валентин (Русанцов) на протяжении всей своей жизни практиковал гомосексуальные отношения, регулярно втягивая в них несовершеннолетних.
На суде митрополит Валентин заявил о своей невиновности и о том, что намерен обжаловать приговор.
В итоге, обвинение по ст. 151 в ходе суда с митрополита Валентина было снято, и 23 августа он был приговорён к четырём годам и трём месяцам лишения свободы условно.
3 марта 2004 года Суздальский районный суд вынес следующее постановление: «Отменить условное осуждение Русанцова А. П. (Митрополита Валентина), назначенное приговором Суздальского районного суда от 23 августа 2002 года, …и снять с осуждённого Русанцова А. П. судимость».
В 2006 году Росимущество предъявило претензии к «Суздальской епархии»; вынесенные в феврале 2009 года судебные решения по всем суздальским храмам, бывшим предметом иска территориального управления Росимущества по Владимирской области, были не в пользу РПАЦ; апелляции последней были отклонены.
5 ноября 2009 года было рассмотрено административное дело о «самоуправстве» возбуждённое 15 октября против Валентина (Русанцова) по обвинению в нарушении статьи 19 п. 1 КоАП РФ. Владимирское Теруправление усмотрело в его действиях посягательство на архитектурную целостность храмового комплекса. Мировой судья вынес решение не налагать на обвиняемого штрафных санкций. Ему было вынесено предупреждение.
15 января 2012 года прибыл в Москву, где планировал пройти очередное обследование по поводу сахарного диабета, которым митрополит страдал в течение более двадцати лет.
Скончался около 8 часов утра 16 января 2012 года, по официальному медицинскому заключению: «от прогрессирующей сердечной недостаточности, постинфарктного кардиосклероза и сахарного диабета тяжелого течения» в присутствии протодиакона Димитрия Карпенко. Омовение и облачение митрополита совершили архиепископ Феодор (Гинеевский) и епископ Тульский и Брянский Иринарх (Нончин) при помощи протодиакона Димитрия Карпенко и сотрудников морга, куда был доставлен почивший.
Вечером 17 января гроб с телом покойного был доставлен в храм св. Царя-мученика Николая и всех Новомучеников Российских на Головинском кладбище города Москвы, а 18 января, после Литургии, останки митрополита были перевезены в город Суздаль, где размещены для прощания верующих в Иверском синодальном храме.
22 января, после литургии в Иверском синодальном храме, гроб с телом покойного был размещён на открытым катафалке и траурная процессия проследовала к храму Новомучеников и Исповедников Российских, где согласно воле покойного состоялось погребение в крипте нижнего храма, освящённого в честь св. мч. Татьяны. Глава администрации города Суздаля Ольга Гусева направила 19 января соболезнование в связи со смертью предстоятеля РПАЦ, напоминая вместе с тем, что «единственным действующим и разрешенным местом для захоронения тел усопших является Знаменское кладбище», однако «с учетом статуса усопшего митрополита Валентина, его заслуг перед обществом и жителями города», администрация «предполагает возможность обеспечить» его погребение в часовне у Знаменского кладбища города Суздаля, принадлежащей РПАЦ.