Creativenn - Портал рукоделия

Ещё до окончательного разрыва с РПЦЗ, в марте 1994, создал Высшее церковное управление Российской православной церкви.В 1995 году был запрещён Синодом РПЦЗ; прещений не признал и объявил себя главой Российской православной свободной церкви.19 февраля 1997 года Архиерейским собором Русской Православной Церкви был извержен из сана.15 марта 2001 года решением Архиерейского синода РПАЦ возведён в сан митрополита, признан первоиерархом Российской православной автономной церкви.Автор статей, книг по истории Суздаля, архитектуры.Родился 3 марта 1939 года в Белореченске Краснодарского края. Отец умер от фронтовых ран, мать тяжело заболела, и Анатолий был отдан в детский дом. В 1947 его взяла на воспитание прихожанка катакомбной церкви Екатерина Буряк, проживавшая в Майкопе.В 1952 году во время паломничества по святым местам Грузии Анатолий общался со старцами.Истинное православие против официальной церкви В 1956 году Анатолий возвратился в Белореченск, а затем уезжает в Одессу, в Свято-Успенский мужской монастырь где встретился с митрополитом Нестором (Анисимовым), долгое время управлявшим одной из дальневосточных епархий Русской Зарубежной Церкви. Совместно с Нестором уезжает в Новосибирскую Епархию, где был назначен псаломщиком в селе Большой Улуй, Аченского района Красноярского края.По просьбе Анатолия митрополит Нестор в 1957 году направил его в Свято-Духов монастырь Вильнюса, назначив его перед тем иподиаконом. В этом монастыре Анатолий был пострижен в рясофор.В 1958 году инок Анатолий пострижен в мантию с именем Валентин. Пострижение совершил архимандрит Серафим (Смыков). Архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Романовский) рукополагает инока Валентина в сан иеродиакона, а затем в 1960 году - в сан иеромонаха.Последующее служение проходило в Ставропольской и Владимирской епархиях; состоял на должности настоятеля Успенского храма в Махачкале.В 1970 году получил диплом исторического факультета Дагестанского университета. В 1973 году заочно окончил Московскую духовную семинарию, а в 1979 - Московскую духовную академию, защитив кандидатскую работу, посвященную учению о Священном Предании в посланиях Апостола Павла.В 1973 году прибыл в Суздаль, на должность настоятеля Казанского храма, где не было священника в течение пяти лет и приход обслуживался духовенством из Владимира. В 1977 году власти передали общине вместо тесного храма, находящегося в самом центре города, на Торговой площади, зимний и летний храмы Цареконстантиновского прихода.По должности настоятеля храма в одном из главных центров международного туризма в СССР активно сотрудничал с КГБ СССР.В 1988 году за высказывания об отсутствии религиозной свободы в СССР во время поездки с лекциями по Америке был переведён указом архиепископа Валентина (Мищука) в город Покров, а затем был уволен за штат за отказ подчиниться. Священный Синод РПЦ в заседании 25 - 26 января 1990 года имел «суждение о создавшемся положении в Цареконстантиновском приходе города Суздаля Владимирской епархии в связи с перемещением настоятеля этого прихода архимандрита Валентина (Русанцова)», о чём Синоду докладывали архиепископ Валентин (Мищук), архиепископ Алексий (Кутепов) и протопресвитер Матфей Стаднюк; Синод постановил: «1. Ввиду невозможности принять окончательное решение из-за отсутствия архимандрита Валентина (Русанцова) иметь суждение о сем по его выздоровлении. 2. До окончательного решения Синода приостановить действие указов Преосвященного архиепископа Валентина от 7 декабря 1989 и от 18 января 1990 года без предоставления архимандриту Валентину права служения в данном приходе.» В заседании 19 - 20 февраля 1990 года Синод РПЦ слушал «прошение верующих Владимиро-Суздальской епархии от 10 февраля 1990 года (1327 подписей) в защиту архиепископа Владимирского и Суздальского Валентина; прошение членов исполнительного органа Цареконстантиновского храма г. Суздаля от 27 января 1990 года в защиту архимандрита Валентина (Русанцова)» и другие документы; решение вопроса вновь было отложено ввиду нахождения последнего «на стационарном лечении»

Ещё до окончательного разрыва с РПЦЗ, в марте 1994, создал Высшее церковное управление Российской православной церкви.

В 1995 году был запрещён Синодом РПЦЗ; прещений не признал и объявил себя главой Российской православной свободной церкви.

15 марта 2001 года решением Архиерейского синода РПАЦ возведён в сан митрополита, признан первоиерархом Российской православной автономной церкви.

Биография

В 1952 году во время паломничества по святым местам Грузии Анатолий общался со старцами.

В 1956 году Анатолий возвратился в Белореченск, а затем уезжает в Одессу , в Свято-Успенский мужской монастырь где встретился с митрополитом Нестором (Анисимовым), долгое время управлявшим одной из дальневосточных епархий Русской Зарубежной Церкви. Совместно с Нестором уезжает в Новосибирскую Епархию, где был назначен псаломщиком в селе Большой Улуй, Аченского района Красноярского края.

Служение в Московской Патриархии

По просьбе Анатолия митрополит Нестор в 1957 году направил его в Свято-Духов монастырь Вильнюса , назначив его перед тем иподиаконом. В этом монастыре Анатолий был пострижен в рясофор.

В 1958 году инок Анатолий пострижен в мантию с именем Валентин. Пострижение совершил архимандрит Серафим (Смыков). Архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Романовский) рукополагает инока Валентина в сан иеродиакона, а затем в 1960 году - в сан иеромонаха.

Последующее служение проходило в Ставропольской и Владимирской епархиях; состоял на должности настоятеля Успенского храма в Махачкале .

В 1970 году получил диплом исторического факультета Дагестанского университета. В 1973 году заочно окончил Московскую духовную семинарию, а в 1979 - Московскую духовную академию, защитив кандидатскую работу, посвященную учению о Священном Предании в посланиях Апостола Павла.

В 1973 году прибыл в Суздаль , на должность настоятеля Казанского храма, где не было священника в течение пяти лет и приход обслуживался духовенством из Владимира . В 1977 году власти передали общине вместо тесного храма, находящегося в самом центре города, на Торговой площади, зимний и летний храмы Цареконстантиновского прихода.

По должности настоятеля храма в одном из главных центров международного туризма в СССР активно сотрудничал с КГБ СССР.

В 1988 году за высказывания об отсутствии религиозной свободы в СССР во время поездки с лекциями по Америке был переведён указом архиепископа Валентина (Мищука) в город Покров , а затем был уволен за штат за отказ подчиниться. Священный Синод РПЦ в заседании 25 - 26 января 1990 года имел «суждение о создавшемся положении в Цареконстантиновском приходе города Суздаля Владимирской епархии в связи с перемещением настоятеля этого прихода архимандрита Валентина (Русанцова)», о чём Синоду докладывали архиепископ Валентин (Мищук), архиепископ Алексий (Кутепов) и протопресвитер Матфей Стаднюк; Синод постановил: «1. Ввиду невозможности принять окончательное решение из-за отсутствия архимандрита Валентина (Русанцова) иметь суждение о сем по его выздоровлении. 2. До окончательного решения Синода приостановить действие указов Преосвященного архиепископа Валентина от 7 декабря 1989 и от 18 января 1990 года без предоставления архимандриту Валентину права служения в данном приходе.» В заседании 19 - 20 февраля 1990 года Синод РПЦ слушал «прошение верующих Владимиро-Суздальской епархии от 10 февраля 1990 года (1327 подписей) в защиту архиепископа Владимирского и Суздальского Валентина; прошение членов исполнительного органа Цареконстантиновского храма г. Суздаля от 27 января 1990 года в защиту архимандрита Валентина (Русанцова)» и другие документы; решение вопроса вновь было отложено ввиду нахождения последнего «на стационарном лечении»

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ВАЛЕНТИНА, МИТРОПОЛИТА СУЗДАЛЬСКОГО И ВЛАДИМИРСКОГО, ПЕРВОИЕРАРХА РПАЦ, НА I “РОЖДЕСТВЕНСКИХ ВСТРЕЧАХ В СУЗДАЛЕ”

Открывая нашу встречу, позвольте мне немного рассказать о себе. Я родился на Кубани, в Краснодарском крае. После войны так случилось, что мой отец вернулся без рук и без ног -- инвалидом. Мать, узнав об этом, была очень потрясена и попала в больницу. Мне пришлось жить в детдоме. После детдома меня взяли православные катакомбные христиане. И вот до 1952 года я был у катакомбных “тихоновцев”.

Те не признавали МП по известным причинам, и я так воспитывался. Очень хотел быть монахом, священником. Когда приходил катакомбный священник, - а они всегда по ночам приходили и служили, - я у него спрашивал: “Когда же Вы меня пострижете в монахи?” - “В следующий раз”, - был ответ… Это “в следующий раз” повторялось и раз, и два, и пять, и десять, а потом мне это надоело, я пришел и говорю: “Батюшка, добрый вечер, я не буду задавать вопрос, видимо, в следующий раз Вы меня пострижете в монахи, а сейчас нет”. - “Правильно, -- говорит, -- детка”.

Я собрался и уехал в Грузию. В Грузии я служил в храмах, а потом вернулся домой, в Краснодарский край, к больной матери. Затем старцы, которые в то время еще были в Грузии, в горах, мне сказали: “Поезжай, иди в церковь служить”. Я оказался тогда у митрополита Бориса (Вика), Краснодарского и Кубанского. Я очень красиво читал, был прилежен, и меня взяли. Вскоре я оказался в мужском монастыре в Одессе -- там я был послушником, чтецом, трудился в трапезной, а потом меня взяли прислуживать патриарху Алексию (Симанскому). У него в Одессе была дача, где патриарх проводил каждый год по два-три месяца.

Однажды на эту дачу приехали архиереи из-за рубежа [архиереи Зарубежной Церкви], которых “мать-церковь” приглашала с распростертыми объятиями. В 1946 году, приехав в СССР, они очутились в лагерях, где и просидели до 1956 года. Вот, освободившись, они и приехали отдохнуть на дачу патриарха, где я с ними познакомился, после чего сразу уехал в Новосибирск. С этого момента, с 1956 года, я уже находился на службе в МП.

Будучи деятельным, везде стараясь жить для Церкви, ради Церкви, я стал самым молодым священником, самым молодым благочинным и получил множество наград... Уже будучи в Суздале, когда праздновалось Тысячелетие Крещения Руси, я был председателем оргкомитета Владимирской епархии.

Вопрос журналиста: Насколько я понимаю, Вы сначала закончили МДА?

Митр. Валентин: Да, закончил университет, семинарию, академию, кандидатскую защитил.

В начале 60-х мы познакомились с архимандритом Алексием (Ридигером), нынешним патриархом, -- мы с ним дружили лет 25. И он мне порекомендовал поехать в Суздаль. Он был управляющим делами МП, и вот, когда я в очередной раз у него был, он сказал: “Ты знаешь, приезжал Виллебрандс, католический кардинал, он был в Суздале, а там в очень плохом состоянии храм. Там 5 лет нет священника, обслуживает этот приход духовенство из владимирского собора, а город этот -- центр туризма. Пожалуйста, если можно, поезжай, может быть, ты что-то восстановишь”. Я приехал, посмотрел, было немножко страшновато… В 1973 году это было. С тех пор я здесь служу.

В конце 1980-х годов я впервые побывал в Германии и Америке с лекциями. Когда я вернулся из этой поездки, меня вызвал архиепископ Валентин (Мищук) и сказал: “Мне нужно, чтобы Вы написали отчет, где Вы были, с кем Вы были, какие вопросы были, где они работают, и прочее и прочее”. Я с этими требованиями уже сталкивался, потому что я был все-таки здесь ответственным по приему гостей в епархии, но здесь мне было легче - когда меня спрашивали, требовали какого-то отчета, “литературы” так называемой, то я всегда говорил: “Есть сопровождающие, пусть они смотрят, а мне некогда - я готовлю”, - и уходил от этого. А тут -- специальная поездка в Германию и в Америку...

Когда я отказался писать отчеты, мне начали угрожать: “Если Вы не напишите, мы Вас уберем, выгоним, испепелим”. Но я, имея “ангельский характер”, сразу же ответил: “Владыка, я не понимаю, где я нахожусь - в кабинете на приеме у архиепископа, ангела Церкви, или же в кабинете какого-то КГБ?” Он говорит: “Потом узнаете”. Долго мне не пришлось ждать. Меня сразу со всех должностей освободили, я остался только настоятелем храма. Но в конце концов меня освобождают и от настоятельства на этом приходе, хотя здесь я построил домик и две церкви отремонтировал, открыл заново. Меня перевели в Покров, и я повиновался, правда, очень расстроился и заболел, оказался в больнице. Однако против моего перевода встали верующие здесь -- они стали ездить во Владимир, даже в Москву приезжали, чтобы меня возвратить. Четыре месяца это продолжалось, но меня не возвратили.

Народ -- не только наши верующие, но и жители -- знал, что я здесь сделал. Зная меня, они выдвинули меня в депутаты, чтобы меня не трогали, не перевели. После четырех месяцев борьбы как-то само собой возникло такое предложение: я сказал, что я был когда-то у катакомбных христиан, что есть такая Церковь Зарубежная и что, может быть, нам следует обратиться туда и перейти под ее омофор.

Вопрос: А какой результат был выдвижения в депутаты? Вы победили?

Митрополит Валентин: Конечно, я набрал 90 процентов голосов. Я и сейчас еще являюсь депутатом горсовета Суздаля. Это второй срок -- с 1997 г. Первый был с 1990-го по 1994 гг. Вчера ко мне обратились с просьбой, чтобы я провел встречу с избирателями, отчитался за свою деятельность...

Так что, когда мы написали прошение о приеме в Зарубежную Церковь, нас приняли, - это был самый первый приход МП, который ушел из МП, поэтому здесь образовался российский центр Зарубежной Церкви. Через год меня вызвали в Америку, поговорили, пообщались, а вскоре пригласили в Бельгию -- и там посвятили в сан Епископа. Это было 10 февраля 1991 года.

Поначалу МП признала мой сан -- у меня есть даже письмо архиепископа Евлогия, который обращался ко мне как к “Епископу Зарубежной Церкви Валентину”. В прошлом году приезжали ко мне из Владимира настоятель собора и протодиакон, секретарь епархии -- в общем, 4 или 5 человек -- с просьбой, чтобы я опять возвратился в МП. Они гарантируют, что я буду епископом здесь, в Суздале, может быть, викарным. Я, естественно, им сказал: “Не понимаю, для чего вы приехали и зачем я вам нужен. Меня МП лишила сана. Я сейчас для вас просто Анатолий Петрович Русанцов - гражданин, житель Владимирщины, как и все. Нас здесь полтора миллиона, почему вы ко мне пришли?” -- “Мы хотим спасти Вашу душу”. - “Ну, пожалуйста, спасайте полтора миллиона, спасайте души этих людей - я ведь лишен сана”. И мне ответили: “Вы знаете, Вы ведь прекрасный историк, Вы знаете, что были соборы и лжесоборы, которые лишали сана, а потом возвращали. Вы не обращайте внимания, Вас опять восстановят в сане архимандрита, в сане епископа. Все будет, только Вы откажитесь от “раскола”.

То же самое повторилось не так давно, когда начались новые гонения на нашу Церковь. В одной газете секретарь Владимирской епархии выступил: “То, что пишут о Валентине, -- это не так страшно; самое главное -- если бы он возвратился к нам обратно, тогда все можно простить, все можно понять”. Это было написано в газете “Призыв” в прошлом году. “Но зачем я вам нужен? -- хочется спросить. -- Если я такой плохой, благодарите Бога, что я от вас ушел”.

Вопрос: Митрополит Кирилл Смоленский и Калининградский настаивает, что в 1989 г. Совет по делам религий лоббировал Ваше рукоположение во епископа.

Митрополит Валентин: Я не знаю всех подводных течений, но я точно знаю, что в то время ни один архиерей, и даже патриарх, не могли поспорить с Советом по делам религий. И если бы, действительно, было такое предложение от Совета по делам религий, то они никогда бы не отказали. Противостояния не было. Это еще сейчас, может быть, а тогда - нет. Я почему-то в это не верю.

Помню, что когда меня в 1989 году вызывали на суд, на Священный синод, там были архиереи, был патриарх Пимен, но он уже в таком состоянии находился, что только улыбался, говорил: “Как Вы живете? Ну, Бог благословит, спасайтесь”. Он даже не понимал, зачем его, бедного, посадили за стол. Вместо патриарха и синода меня судил Филарет Денисенко. Обращаясь ко мне, он говорил: “Вы, отец архимандрит, уже в таком возрасте, неужели Вы не боитесь греха? Вы не боитесь, что Вы не сегодня-завтра умрете? Как Вы предстанете перед Богом?” Затем вмешался Кирилл: “Вы оставьте, бросьте этих неформалов - переезжайте в Покров, и все будет хорошо у Вас”. А я ответил: “Я не могу, они четыре месяца в лютые морозы за меня ходатайствовали, как я могу плюнуть людям в душу?” Кирилл говорит: “Батенька мой, какая душа? О чем Вы говорите? Вы всю этику христианскую перевернули с ног на голову”. Ну, тут у меня “ангельский характер” сыграл, я повернулся, сказав: “Владыка, если Вам как архиерею неизвестно, что такое душа, то о чем мы будем говорить?” Другие члены синода говорят: “Отец архимандрит, все будет хорошо - покайтесь, принесите покаяние, поезжайте в Покров и все будет хорошо”. В конце концов, Кирилл говорит: “Вы напишите отказ от этих старушек, своих верующих, и сделайте как Котляров (нынешний митрополит Санкт-Петербургский) -- он был в Краснодаре, он подписал все и, смотрите, сейчас идет на повышение” (...).

Открывая нашу встречу, позвольте мне немного рассказать о себе. Я родился на Кубани, в Краснодарском крае. После войны так случилось, что мой отец вернулся без рук и без ног - инвалидом. Мать, узнав об этом, была очень потрясена и попала в больницу. Мне пришлось жить в детдоме. После детдома меня взяли православные катакомбные христиане. И вот до 1952 года я был у катакомбных "тихоновцев".
Те не признавали МП по известным причинам, и я так воспитывался. Очень хотел быть монахом, священником. Когда приходил катакомбный священник, - а они всегда по ночам приходили и служили, - я у него спрашивал: "Когда же Вы меня пострижете в монахи?" - "В следующий раз", - был ответ... Это "в следующий раз" повторялось и раз, и два, и пять, и десять, а потом мне это надоело, я пришел и говорю: "Батюшка, добрый вечер, я не буду задавать вопрос, видимо, в следующий раз Вы меня пострижете в монахи, а сейчас нет". - "Правильно, - говорит, - детка".
Я собрался и уехал в Грузию. В Грузии я служил в храмах, а потом вернулся домой, в Краснодарский край, к больной матери. Затем старцы, которые в то время еще были в Грузии, в горах, мне сказали: "Поезжай, иди в церковь служить". Я оказался тогда у митрополита Бориса (Вика), Краснодарского и Кубанского. Я очень красиво читал, был прилежен, и меня взяли. Вскоре я оказался в мужском монастыре в Одессе - там я был послушником, чтецом, трудился в трапезной, а потом меня взяли прислуживать патриарху Алексию (Симанскому). У него в Одессе была дача, где патриарх проводил каждый год по два-три месяца.
Однажды на эту дачу приехали архиереи из-за рубежа [архиереи Зарубежной Церкви], которых "мать-церковь" приглашала с распростертыми объятиями. В 1946 году, приехав в СССР, они очутились в лагерях, где и просидели до 1956 года. Вот, освободившись, они и приехали отдохнуть на дачу патриарха, где я с ними познакомился, после чего сразу уехал в Новосибирск. С этого момента, с 1956 года, я уже находился на службе в МП.
Будучи деятельным, везде стараясь жить для Церкви, ради Церкви, я стал самым молодым священником, самым молодым благочинным и получил множество наград... Уже будучи в Суздале, когда праздновалось Тысячелетие Крещения Руси, я был председателем оргкомитета Владимирской епархии.
Вопрос журналиста: Насколько я понимаю, Вы сначала закончили МДА?
Митр. Валентин: Да, закончил университет, семинарию, академию, кандидатскую защитил.
...В начале 60-х мы познакомились с архимандритом Алексием (Ридигером), нынешним патриархом, - мы с ним дружили лет 25. И он мне порекомендовал поехать в Суздаль. Он был управляющим делами МП, и вот, когда я в очередной раз у него был, он сказал: "Ты знаешь, приезжал Виллебрандс, католический кардинал, он был в Суздале, а там в очень плохом состоянии храм. Там 5 лет нет священника, обслуживает этот приход духовенство из владимирского собора, а город этот - центр туризма. Пожалуйста, если можно, поезжай, может быть, ты что-то восстановишь". Я приехал, посмотрел, было немножко страшновато... В 1973 году это было. С тех пор я здесь служу.
В конце 1980-х годов я впервые побывал в Германии и Америке с лекциями. Когда я вернулся из этой поездки, меня вызвал архиепископ Валентин (Мищук) и сказал: "Мне нужно, чтобы Вы написали отчет, где Вы были, с кем Вы были, какие вопросы были, где они работают, и прочее и прочее". Я с этими требованиями уже сталкивался, потому что я был все-таки здесь ответственным по приему гостей в епархии, но здесь мне было легче - когда меня спрашивали, требовали какого-то отчета, "литературы" так называемой, то я всегда говорил: "Есть сопровождающие, пусть они смотрят, а мне некогда - я готовлю", - и уходил от этого. А тут - специальная поездка в Германию и в Америку...
Когда я отказался писать отчеты, мне начали угрожать: "Если Вы не напишите, мы Вас уберем, выгоним, испепелим". Но я, имея "ангельский характер", сразу же ответил: "Владыка, я не понимаю, где я нахожусь - в кабинете на приеме у архиепископа, ангела Церкви, или же в кабинете какого-то КГБ?" Он говорит: "Потом узнаете". Долго мне не пришлось ждать. Меня сразу со всех должностей освободили, я остался только настоятелем храма. Но в конце концов меня освобождают и от настоятельства на этом приходе, хотя здесь я построил домик и две церкви отремонтировал, открыл заново. Меня перевели в Покров, и я повиновался, правда, очень расстроился и заболел, оказался в больнице. Однако против моего перевода встали верующие здесь - они стали ездить во Владимир, даже в Москву приезжали, чтобы меня возвратить. Четыре месяца это продолжалось, но меня не возвратили.
Народ - не только наши верующие, но и жители - знал, что я здесь сделал. Зная меня, они выдвинули меня в депутаты, чтобы меня не трогали, не перевели. После четырех месяцев борьбы как-то само собой возникло такое предложение: я сказал, что я был когда-то у катакомбных христиан, что есть такая Церковь Зарубежная и что, может быть, нам следует обратиться туда и перейти под ее омофор.
Вопрос: А какой результат был выдвижения в депутаты? Вы победили?
Митрополит Валентин: Конечно, я набрал 90 процентов голосов. Я и сейчас еще являюсь депутатом горсовета Суздаля. Это второй срок - с 1997 г. Первый был с 1990-го по 1994 гг. Вчера ко мне обратились с просьбой, чтобы я провел встречу с избирателями, отчитался за свою деятельность...
Так что, когда мы написали прошение о приеме в Зарубежную Церковь, нас приняли, - это был самый первый приход МП, который ушел из МП, поэтому здесь образовался российский центр Зарубежной Церкви. Через год меня вызвали в Америку, поговорили, пообщались, а вскоре пригласили в Бельгию - и там посвятили в сан Епископа. Это было 10 февраля 1991 года.
Поначалу МП признала мой сан - у меня есть даже письмо архиепископа Евлогия, который обращался ко мне как к "Епископу Зарубежной Церкви Валентину". В прошлом году приезжали ко мне из Владимира настоятель собора и протодиакон, секретарь епархии - в общем, 4 или 5 человек - с просьбой, чтобы я опять возвратился в МП. Они гарантируют, что я буду епископом здесь, в Суздале, может быть, викарным. Я, естественно, им сказал: "Не понимаю, для чего вы приехали и зачем я вам нужен. Меня МП лишила сана. Я сейчас для вас просто Анатолий Петрович Русанцов - гражданин, житель Владимирщины, как и все. Нас здесь полтора миллиона, почему вы ко мне пришли?" - "Мы хотим спасти Вашу душу". - "Ну, пожалуйста, спасайте полтора миллиона, спасайте души этих людей - я ведь лишен сана". И мне ответили: "Вы знаете, Вы ведь прекрасный историк, Вы знаете, что были соборы и лжесоборы, которые лишали сана, а потом возвращали. Вы не обращайте внимания, Вас опять восстановят в сане архимандрита, в сане епископа. Все будет, только Вы откажитесь от "раскола".
То же самое повторилось не так давно, когда начались новые гонения на нашу Церковь. В одной газете секретарь Владимирской епархии выступил: "То, что пишут о Валентине, - это не так страшно; самое главное - если бы он возвратился к нам обратно, тогда все можно простить, все можно понять". Это было написано в газете "Призыв" в прошлом году. "Но зачем я вам нужен? - хочется спросить. - Если я такой плохой, благодарите Бога, что я от вас ушел".
Вопрос: Митрополит Кирилл Смоленский и Калининградский настаивает, что в 1989 г. Совет по делам религий лоббировал Ваше рукоположение во епископа.
Митрополит Валентин: Я не знаю всех подводных течений, но я точно знаю, что в то время ни один архиерей, и даже патриарх, не могли поспорить с Советом по делам религий. И если бы, действительно, было такое предложение от Совета по делам религий, то они никогда бы не отказали. Противостояния не было. Это еще сейчас, может быть, а тогда - нет. Я почему-то в это не верю.
Помню, что когда меня в 1989 году вызывали на суд, на Священный синод, там были архиереи, был патриарх Пимен, но он уже в таком состоянии находился, что только улыбался, говорил: "Как Вы живете? Ну, Бог благословит, спасайтесь". Он даже не понимал, зачем его, бедного, посадили за стол. Вместо патриарха и синода меня судил Филарет Денисенко. Обращаясь ко мне, он говорил: "Вы, отец архимандрит, уже в таком возрасте, неужели Вы не боитесь греха? Вы не боитесь, что Вы не сегодня-завтра умрете? Как Вы предстанете перед Богом?" Затем вмешался Кирилл: "Вы оставьте, бросьте этих неформалов - переезжайте в Покров, и все будет хорошо у Вас". А я ответил: "Я не могу, они четыре месяца в лютые морозы за меня ходатайствовали, как я могу плюнуть людям в душу?" Кирилл говорит: "Батенька мой, какая душа? О чем Вы говорите? Вы всю этику христианскую перевернули с ног на голову". Ну, тут у меня "ангельский характер" сыграл, я повернулся, сказав: "Владыка, если Вам как архиерею неизвестно, что такое душа, то о чем мы будем говорить?" Другие члены синода говорят: "Отец архимандрит, все будет хорошо - покайтесь, принесите покаяние, поезжайте в Покров и все будет хорошо". В конце концов, Кирилл говорит: "Вы напишите отказ от этих старушек, своих верующих, и сделайте как Котляров (нынешний митрополит Санкт-Петербургский) - он был в Краснодаре, он подписал все и, смотрите, сейчас идет на повышение" (...).
Вертоградъ /

Ещё до окончательного разрыва с РПЦЗ, в марте 1994, создал Высшее церковное управление Российской православной церкви.

В 1995 году был запрещён Синодом РПЦЗ; прещений не признал и объявил себя главой Российской православной свободной церкви.

15 марта 2001 года решением Архиерейского синода РПАЦ возведён в сан митрополита, признан первоиерархом Российской православной автономной церкви.

Биография

Родился 3 марта 1939 года в Белореченске Краснодарского края. Отец умер от фронтовых ран, мать тяжело заболела, и Анатолий был отдан в детский дом. В 1947 его взяла на воспитание прихожанка катакомбной церкви Екатерина Буряк, проживавшая в Майкопе.

В 1952 году во время паломничества по святым местам Грузии Анатолий общался со старцами.

В 1956 году Анатолий возвратился в Белореченск, а затем уезжает в Одессу, в Свято-Успенский мужской монастырь где встретился с митрополитом Нестором (Анисимовым), долгое время управлявшим одной из дальневосточных епархий Русской Зарубежной Церкви. Совместно с Нестором уезжает в Новосибирскую Епархию, где был назначен псаломщиком в селе Большой Улуй, Аченского района Красноярского края.

Служение в Московской Патриархии

По просьбе Анатолия митрополит Нестор в 1957 году направил его в Свято-Духов монастырь Вильнюса, назначив его перед тем иподиаконом. В этом монастыре Анатолий был пострижен в рясофор.

В 1958 году инок Анатолий пострижен в мантию с именем Валентин. Пострижение совершил архимандрит Серафим (Смыков). Архиепископ Ставропольский и Бакинский Антоний (Романовский) рукополагает инока Валентина в сан иеродиакона, а затем в 1960 году - в сан иеромонаха.

Последующее служение проходило в Ставропольской и Владимирской епархиях; состоял на должности настоятеля Успенского храма в Махачкале.

В 1970 году получил диплом исторического факультета Дагестанского университета. В 1973 году заочно окончил Московскую духовную семинарию, а в 1979 - Московскую духовную академию, защитив кандидатскую работу, посвященную учению о Священном Предании в посланиях Апостола Павла.

В 1973 году прибыл в Суздаль, на должность настоятеля Казанского храма, где не было священника в течение пяти лет и приход обслуживался духовенством из Владимира. В 1977 году власти передали общине вместо тесного храма, находящегося в самом центре города, на Торговой площади, зимний и летний храмы Цареконстантиновского прихода.

По должности настоятеля храма в одном из главных центров международного туризма в СССР активно сотрудничал с КГБ СССР.

В 1988 году за высказывания об отсутствии религиозной свободы в СССР во время поездки с лекциями по Америке был переведён указом архиепископа Валентина (Мищука) в город Покров, а затем был уволен за штат за отказ подчиниться. Священный Синод РПЦ в заседании 25 - 26 января 1990 года имел «суждение о создавшемся положении в Цареконстантиновском приходе города Суздаля Владимирской епархии в связи с перемещением настоятеля этого прихода архимандрита Валентина (Русанцова)», о чём Синоду докладывали архиепископ Валентин (Мищук), архиепископ Алексий (Кутепов) и протопресвитер Матфей Стаднюк; Синод постановил: «1. Ввиду невозможности принять окончательное решение из-за отсутствия архимандрита Валентина (Русанцова) иметь суждение о сем по его выздоровлении. 2. До окончательного решения Синода приостановить действие указов Преосвященного архиепископа Валентина от 7 декабря 1989 и от 18 января 1990 года без предоставления архимандриту Валентину права служения в данном приходе.» В заседании 19 - 20 февраля 1990 года Синод РПЦ слушал «прошение верующих Владимиро-Суздальской епархии от 10 февраля 1990 года (1327 подписей) в защиту архиепископа Владимирского и Суздальского Валентина; прошение членов исполнительного органа Цареконстантиновского храма г. Суздаля от 27 января 1990 года в защиту архимандрита Валентина (Русанцова)» и другие документы; решение вопроса вновь было отложено ввиду нахождения последнего «на стационарном лечении»

В РПЦЗ

7 апреля 1990 года архимандрит Валентин и члены суздальской общины официально объявили о выходе из Московского Патриархата; 11 апреля они были приняты в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей. 4 октября архимандрит Валентин был назначен экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ на территории СССР.

10 февраля 1991 года в храме преподобного Иова Многострадального в Брюсселе состоялась хиротония архимандрита Валентина во епископа Суздальского и Владимирского; хиротонию совершили архиепископ Антоний (Бартошевич), Архиепископ Марк (Арндт), епископ Варнава (Прокофьев) и епископ Григорий (Граббе).

Протестовал против контактов епископа Варнавы с праворадикальной организацией «Память»; последовал конфликт с Архиерейским Синодом РПЦЗ. В июле 1993 года был почислен на покой.

В марте 1994 года создал «высшее церковное управление Российской Православной Церкви».

Зимой 1994 года состоялось временное примирение с Синодом РПЦЗ на Соборе в Лесненской обители. Перемирие продлилось недолго и в феврале 1995 на Русанцова были наложены прещения. В связи с этим в июне 1995 года он восстанавливает «Временное Высшее Церковное Управление Российской Церкви» под руководством Архиепископа Лазаря (Журбенко). Также было приняло решение о прекращении административного и канонического подчинения Архиерейскому Синоду РПЦЗ.

РПАЦ

Решением ВВЦУ под председательством Архиепископа Лазаря (Журбенко) епископ Валентин был возведён в сан архиепископа.

В 1996 году был создан Архиерейский синод Российской православной церкви.

Архиерейский Собор РПЦЗ, проходивший в сентябре 1996 года, принял решение об извержении епископа Валентина из священного сана.

19 февраля 1997 года Архиерейским Собором Русской православной церкви был извержен из сана, вкупе с архимандритом Адрианом (Стариной) и игуменом Иоасафом (Шибаевым).

В 2001 году, решением Архиерейского Синода РПАЦ Архиепископ Валентин возведён в сан митрополита с правом ношения двух панагий и признан Первоиерархом Российской Православной Церкви.

В апреле 2004 года в штате Колорадо в Кардиологическом центре перенёс операцию по аортокоронарному шунтированию.

Судебные процессы

29 мая 2001 года против митрополита Валентина возбуждено уголовное дело. Ему было предъявлено обвинение по ст. 132 УК (насильственные действия сексуального характера), 133-й (понуждение к действиям сексуального характера) и 151-й (вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий). 7 февраля 2002 года Суздальский районный суд открыл слушания по его делу. Данный судебные процесс вызвал пристальное вниманию прессы. В газетных публикациях и телевизионных репортажах на каналах «ТВ Центр» и НТВ сообщались материалы журналистских расследований. Обозреватель газеты «Совершенно секретно» Лариса Кислинская в своей статье «В постели с митрополитом» утверждала, якобы Валентин (Русанцов) на протяжении всей своей жизни практиковал гомосексуальные отношения, регулярно втягивая в них несовершеннолетних.

На суде митрополит Валентин заявил о своей невиновности и о том, что намерен обжаловать приговор.

В итоге, обвинение по ст. 151 в ходе суда с митрополита Валентина было снято, и 23 августа он был приговорён к четырём годам и трём месяцам лишения свободы условно.

3 марта 2004 года Суздальский районный суд вынес следующее постановление: «Отменить условное осуждение Русанцова А. П. (Митрополита Валентина), назначенное приговором Суздальского районного суда от 23 августа 2002 года, …и снять с осуждённого Русанцова А. П. судимость».

В 2006 году Росимущество предъявило претензии к «Суздальской епархии»; вынесенные в феврале 2009 года судебные решения по всем суздальским храмам, бывшим предметом иска территориального управления Росимущества по Владимирской области, были не в пользу РПАЦ; апелляции последней были отклонены.

5 ноября 2009 года было рассмотрено административное дело о «самоуправстве» возбуждённое 15 октября против Валентина (Русанцова) по обвинению в нарушении статьи 19 п. 1 КоАП РФ. Владимирское Теруправление усмотрело в его действиях посягательство на архитектурную целостность храмового комплекса. Мировой судья вынес решение не налагать на обвиняемого штрафных санкций. Ему было вынесено предупреждение.

Смерть и похороны

15 января 2012 года прибыл в Москву, где планировал пройти очередное обследование по поводу сахарного диабета, которым митрополит страдал в течение более двадцати лет.

Скончался около 8 часов утра 16 января 2012 года, по официальному медицинскому заключению: «от прогрессирующей сердечной недостаточности, постинфарктного кардиосклероза и сахарного диабета тяжелого течения» в присутствии протодиакона Димитрия Карпенко. Омовение и облачение митрополита совершили архиепископ Феодор (Гинеевский) и епископ Тульский и Брянский Иринарх (Нончин) при помощи протодиакона Димитрия Карпенко и сотрудников морга, куда был доставлен почивший.

Вечером 17 января гроб с телом покойного был доставлен в храм св. Царя-мученика Николая и всех Новомучеников Российских на Головинском кладбище города Москвы, а 18 января, после Литургии, останки митрополита были перевезены в город Суздаль, где размещены для прощания верующих в Иверском синодальном храме.

22 января, после литургии в Иверском синодальном храме, гроб с телом покойного был размещён на открытым катафалке и траурная процессия проследовала к храму Новомучеников и Исповедников Российских, где согласно воле покойного состоялось погребение в крипте нижнего храма, освящённого в честь св. мч. Татьяны. Глава администрации города Суздаля Ольга Гусева направила 19 января соболезнование в связи со смертью предстоятеля РПАЦ, напоминая вместе с тем, что «единственным действующим и разрешенным местом для захоронения тел усопших является Знаменское кладбище», однако «с учетом статуса усопшего митрополита Валентина, его заслуг перед обществом и жителями города», администрация «предполагает возможность обеспечить» его погребение в часовне у Знаменского кладбища города Суздаля, принадлежащей РПАЦ.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: