Creativenn - Портал рукоделия

«Нинья» (исп. La Niña, «девочка», «детка») – любимая каравелла Христофора Колумба, один из трех кораблей, участвовавших в первой экспедиции испанцев к берегам Америки в 1492 году.

Как и о двух других кораблях Колумба , и «Пинте» , о «Нинье» известно крайне мало. Почти вся информация основана лишь на догадках и предположениях. «Нинья» – всего лишь прозвище корабля, настоящее название парусника «Санта Клара» . «Ниньей» каравеллу прозвали по одной версии от имени ее владельцев братьев Ниньо из Могера, по другой версии «деткой» ласково называли судно матросы. Впрочем, в данном случае достоверны могут быть обе легенды.

По типу парусного вооружения «Нинья» была каравеллой, самым маленьким и проворным из трех кораблей Колумба . Каравелла – это небольшое однопалубное судно, обычно имевшее три мачты и обладавшее хорошими судоходными качествами. В основном каравеллы использовались в эпоху Великих Географических Открытий. Каравелла «Нинья» была построена 1475 году в Испании. Длина «Ниньи» предположительно составляла 17,3 метра, ширина 5,5 метров, осадка 1,9 метра, водоизмещение 101,2 тонны. Численность экипажа - 40 человек.

Изначально «Нинья» несла только латинские (треугольные) паруса (caravella latina), но во время стоянки на Канарах в ходе первой экспедиции Колумба в 1492 году на двух ее мачтах (гроте и фоке) были подняты прямые паруса, а на бизань-мачте остался косой парус. Капитаном «Ниньи» тогда был Висенте Яньес Пинсон. 12 октября 1492 года корабли Колумба достигли Багамских островов. В декабре 1492 года флагманский корабль сел на рифы у берегов Гаити, названного Колумбом Эспаньолой, и затонул. Поэтому в начале 1493 года «Нинья» стала главным кораблем экспедиции. Весной 1493 года «Нинья» вернулась в Испанию, попав на обратном пути в сильнейший шторм у Азорских островов.

Уже осенью 1493 года в Испании снарядили новую экспедицию к неизведанным берегам, состоящую уже из 17 кораблей, среди которых была каравелла «Нинья». Вторая экспедиция Колумба вышла куда менее удачной, чем первая. Форт на Гаити, основанный первой экспедицией, был сожжен и разграблен местными жителями, которые всячески противостояли вторжению незнакомцев на свои земли. Золота, так ожидаемого в Испании, было найдено тоже крайне мало. И в 1495 году корабли Колумба взяли курс обратно в Европу, но и тут моряков постигла неудача: корабли попали в ураган, уцелеть в котором удалось одной только «Нинье» , которая в 1496 году вернулась в Испанию. В 1498-1499 годах каравелла «Нинья» третий раз ходила к берегам Гаити, в этот раз уже не в составе колумбовской экспедиции, а самостоятельно. В 1501 году «Нинья» совершила путешествие к Перламутровому побережью. И ничего больше о дальнейшей судьбе легендарного парусника неизвестно.

Реплика

В 1988 году в Бразилии американский инженер Джон Патрик Сарсфилд начал строительство реплики каравеллы «Нинья» по заказу фонда Колумба . В 1990 году Сарсфилд погиб в автокатастрофе, и строительство продолжил Джонатон Мортон Нэнс, британский морской историк. Так как не существует точного описания «Ниньи» , то мастера строили просто типичную каравеллу XV века, используя технологии того времени. Реплика «Ниньи» построена из бразильской древесины. Строители использовали в своей работе только инструменты XV века: долото, топоры, ручные пилы. Новая «Нинья» имеет четыре мачты, на двух из которых прямые паруса, а на двух - латинские.


Каравелла “Нинья”, реплика

В 1992 году реплика «Нинья» приняла участие в съемках фильма «1492: Завоевание рая» в Коста-Рике.

Сейчас «Нинья» в течение всего года путешествует между портами Северной Америки, где посетить судно может любой желающий. С 1991 года «Нинья» побывала более чем в 425 портах Северной Америки . Корабль гастролирует не только вдоль побережья, но и по внутренним рекам, таким как Миссури, Миссисипи, Огайо и является по своей сути плавучим морским музеем.

Каравеллы Колумба

"Нинья ", "Пинта ", "Санта-Мария " - имена легендарных кораблей первой экспедиции Христофора Колумба к берегам Нового Света прочно вошли в историю, попали во все энциклопедии и школьные учебники географии.

После того, как политические и экономические вопросы организации заокеанской экспедиции были решены (17 апреля 1492 года было дано, наконец, высочайшее добро и найдены средства), настал момент снаряжать корабли и подыскивать команду.

Итак, прежде всего - суда. Какие корабли могли выдержать океанское плавание? Какое их количество необходимо и достаточно? Одного корабля для такого опасного и длительного плавания было явно мало - слишком велик риск. Во-вторых, на одном судне не привезти большого количества «добычи» - золота, серебра, пряностей, шелков, благовоний и прочего (на что в первую очередь рассчитывал Колумб и его кредиторы), чтобы покрыть расходы и окупить предприятие. Напомним, что Колумб ведь собирался «открыть» Японию и Китай, а вовсе не Америку. Два судна - уже лучше. Четыре - неоправданно дорого. А вот три - в самый раз. И всякого добра из Чипангу и Чайны , (Японии и Китая) будет, на чем привезти, и вероятностная устойчивость к возвращению выше, чем на двух кораблях. Из всех возможных типов судов для похода Колумбом были выбраны каравеллы.

Что такое каравелла

Первоначально каравеллой называли небольшое рыболовецкое однопалубное судно с косыми парусами, очень маневренное, с малой осадкой и в то же время вместительное. Оно прекрасно подходило для лавирования вдоль побережья, могло двигаться под крутым углом к ветру и позволяло принять на борт относительно много груза.

Происхождение названия "каравелла"

caravel - lat. / caravela-port. / carabela-hisp./ caravella-it./

Можно предположить, что слово caravela имеет латинскую основу и образовано от двух корней, где vela означает парус, а cara - дорогой. Причем, как в латинском, так и в итальянском языке. То есть, получается дорогой парусник, ценный парусник (или что-то в этом роде).

Кстати, наше слово корабль было заимствовано именно от слова каравелла

Смотрите сами: / his./ carabela = корабль

Типовая конструкция каравеллы

Легкое однопалубное судно. Водоизмещение 50-100 тонн, длина 15-25 метров, латинские паруса на косых реях грот -мачты и бизань -мачты позволяли судам ходить круто к ветру. Только фок -мачта, как правило, несла прямой парус. Корпус судна имел соотношение длины по килю к ширине примерно 3:1, что давало хорошую остойчивость в открытом море. На каравеллах не было специального места для артиллерии, поэтому они не использовались в военном деле. Все вооружение - несколько средних и мелких пушек в кормовой надстройке и на баке.

Какую скорость развивали каравеллы

Каравеллы позволяли развивать максимальную скорость до 12-14 узлов (1 узел = 1 миля/час; 1 морская миля ~ 1800 метров) или приблизительно до 20 км/час в сухопутном измерении. Таким образом, при благоприятном ветре за сутки на каравелле можно было преодолеть 200-300 км.


Расстояние от Канарских до Багамских островов составляет чуть больше шести тысяч километров. Пройдено Колумбом за 36 суток. Таким образом, в среднем за сутки каравеллы Колумба преодолевали расстояние ~ 180 км.

Мореходные качества каравеллы

Каравеллы имели 2-3(иногда 4) мачты, конструкции фок- и грот- мачты позволяли менять косые латинские паруса на прямые и наоборот. При крутом бейдевинде , (то есть почти встречном ветре) и при исследовании побережья маневрировали с латинскими парусами. При попутном ветре в открытом море больший разгон давали прямые паруса. Каравеллы могли подходить близко к берегу, и в то же время уверенно чувствовали себя в открытом море. Благодаря всем этим качествам именно каравеллы стали основными судами морских экспедиций на начальном этапе Эпохи Великих Географических Открытий. Ведь именно на каравеллах совершили свои знаменитые прорывы в неизведанное Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб и Фернандо Магеллан.

каравелл

Каравеллы появились в 12 веке и просуществовали примерно до середины 16-го столетия, когда их вытеснили более продвинутые типы судов. А сама каравелла, после изменения оснастки, замены треугольных парусов на трапециевидные, а также при изменении формы корпуса преобразовалась в шхуну .

«Санта-Мария» - флагманское судно экспедиции Колумба

Флагманское судно флотилии Христофора Колумба. Строго говоря «Санта-Мария» не была каравеллой. Это была трёхмачтовая каракка (или на испанский манер нао) - тип грузового судна, длиной примерно 22-25 метров, шириной 7-8 метров, водоизмещением порядка 120 тонн. Этот однопалубный корабль мог взять на борт до 40 человек команды и пассажиров. Парусное вооружение «Санта-Марии» состояло из пяти прямых парусов и косого паруса на бизань-мачте. Глубина трюма - около 3 метров. В кормовой части находилась двухъярусная надстройка с каютами для руководства и кладовыми для всего необходимого, на баке — треугольная платформа и возможно, еще одна надстройка. Вооружение "Санта-Марии" состояло из нескольких разнокалиберных пушек, стрелявших каменными ядрами.
Известно, что «Санта-Мария» разбилась на Рождество 1492 года у берегов острова Гаити. Обломки корабля были использованы для строительства укрепленного поселения, основанного в этом месте 6 января 1493 года. Колумб назвал поселение просто “La Navidad” - «Рождество».

Три судна Христофора Колумба - первые европейские корабли, которые в 1492г. пересекли Атлантику, открыв земли Нового Света: Багамские острова, Кубу и Эспаньолу (Гаити). Каравеллы «Пинта» и «Нинья», водоизмещением в 60 тонн каждая, обладали хорошими мореходными качествами.

Это были однопалубные суда с высокими бортами и надстройками на носу и корме. «Нинья» несла треугольные латинские паруса, а «Пинта» - прямые. Впоследствии такими же парусами, предпочтение которым обычно отдавалось при полных курсах, оснастят и «Нинью». Третий корабль флотилии, небезызвестная «Санта-Мария», не была каравеллой. Зафрахтованная у галисийского капитана Хуана де ла Коса, она представляла собой стотонную каракку.

Словом, это были корабли своего времени и установленные ими рекорды до сих пор вызывают восхищение у мореплавателей. Флотилия адмирала Колумба была сильна и вынослива, чего нельзя сказать об экипаже. Тридцать дней в открытом море - и никакой земли! Плыть дальше казалось безумием. Назревал бунт.

Чтобы успокоить моряков, капитан дает обещание повернуть, если в течение следующих трех дней они так и не увидят земли. На что надеялся Колумб, устанавливая этот срок? Наверняка, не только на интуицию. Признаки близкой суши были налицо. Все чаще встречались водоросли, стаи птиц садились на мачты, и когда в ночь с 11 на 12 октября с «Пинты» раздался крик: «Земля!», адмирал Колумб уже не сомневался, что его мечта сбылась.

«Нинъя», одна из каравелл Колумба

Вслед за Колумбом на берега Нового Света устремились испанские конкистадоры - завоеватели и колонизаторы. Спустя всего полвека во владении Испании оказались вся Мексика, Центральная Америка и даже часть Южной вместе с широкой полосой земель от Карибского моря до мыса Горн.

Обретенные богатства - огромные запасы золота, серебра и меди, оказавшиеся на захваченных землях, - надменная родина Колумба не захотела делить ни с кем. «Карибское море - закрытое море», - провозгласили испанцы, введя жестокую монополию на торговлю с Новым Светом. Однако уже в первой четверти XVI в. Англия и Франция задумывают перекроить мир по-своему. Огромную роль в борьбе за морское господство сыграли пираты, вышедшие на большую морскую дорогу с ведома и благословения высочайших особ своих государств.

Реконструкция «Санта-Марии», выполненная в наше время

Пожалуй, самым жестоким и удачливым корсаром можно назвать Френсиса Дрейка. Навсегда затаив обиду на вероломных испанцев, «конфисковавших» его торговое судно у берегов Африки, капитан Дрейк создает небольшую эскадру и совершает свой первый налет на Карибское побережье.

Грабя испанские города и захватывая один за другим корабли с сокровищами, он щедро делится добычей с английской казной. Неудивительно, что королева Елизавета, которая становится основной пайщицей корсарской «фирмы» Дрейка, в расчете на крупные дивиденды выдает ему официальное разрешение активно препятствовать испанской торговле в Тихом океане.

Реконструкция судна «Золотая лань» Френсиса Дрейка

Елизаветы оправдались: пиратский вояж 1577- 1580 гг. принес Дрейку четыре тысячи семьсот процентов чистой прибыли, львиную долю которой, разумеется, получила английская королева. Не из простой любознательности, а силою обстоятельств, спасаясь от преследования испанских кораблей, Дрейк совершает второе, после Магеллана, кругосветное путешествие.

Первым из европейцев он доходит до реки Колумбия и южной оконечности острова Ванкувер, после чего, направив свой корабль через тихоокеанские воды, оставляет позади Марианский архипелаг и достигает Тернате - одного из Молуккских островов. Оттуда, миновав Яву и обогнув мыс Доброй Надежды, Дрейк вернулся в родной Плимут.

Португальская каравелла

Княвдигед - выступающая вперед верхняя часть форштевня, зачастую украшалась резной фигурой.

Шкафут - часть верхней палубы между баком и шканцами.

Ют - часть палубы между! бизань-мачтой и кормовым флагштоком.

Стеньга -рангоутное дерево, служащее продолжением мачты.

Румпель -рычаг, насаженный на голове руля и служащий для его перекладки.

Марсы - площадка на топе составной мачты, служит для разноса стенъ-вант и местом работ при постановке и уборке парусов.

Верным спутником Дрейка в морских скитаниях было судно «Пеликан», впоследствии за свои прекрасные мореходные качества переименованное корсаром в «Золотую лань». Новое имя, однако, не изменило облика корабля: нарисованный на его корме пеликан еще долго продолжал кормить своих птенцов, а скульптурное изображение гордой птицы по-прежнему украшало выступавший на носу судна княвдигед.

Легендарная «Золотая лань» представляла собой небольшой 18-пушечный корабль длиной около 18м. Ладно сработанный набор из дубовых шпангоутов и обшивка, выполненная из твердых пород дерева, придавали судну особую прочность. На шкафуте между трапом, идущим с короткого бака, и грот-мачтой находились две пушки - по правому и левому борту Три легких фальконета, помещенных на специальные вертлюжные установки, вели огонь по судам противника, а в случае абордажа разворачивались и могли стрелять вдоль палубы.

Возвышение на палубе между грот- и бизань-мачтами получило название шканцев. Отдыхать на шканцах дозволялось только капитану. Два трапа вели на высокий ют. Трехмачтовое парусное вооружение корабля отвечало последним веяниям своей эпохи. На блинд-рее, под высоко поднятым бушпритом красовался блинд-парус. Фок- и грот-мачты, несшие прямые паруса, состояли из двух частей - к так называемой нижней мачте крепилась стеньга, которая держала флагшток. Короткая бизань вооружалась косым латинским парусом. Для управления навесным рулем все еще использовали румпель, заменявший штурвал.

Испанский галион «Флемиш». 1593г.

Крюйсель - второй снизу прямой парус на бизань-мачте.

В XV в. словом «cannone» (пушка) начинают называть артиллерийское орудие любого типа и размера. Самыми мелкими из них были фальконеты, мушкеты (постепенно превратившиеся в ручные ружья) и судовые бомбардели, которые стреляли каменными или железными ядрами. Пушки малого калибра размещались на фальшборте и удерживались поворотными вилками - вертлюгами.

Во время боя их ставили на квартердеке, баке и марсах мачт. Для того чтобы придать судну дополнительную остойчивость, тяжелые картауны и длинноствольные крупнокалиберные кулеврины располагали на нижней палубе. Постепенно пушечные стволы начинают отливать вместе с цапфами - цилиндрическими выступами, позволявшими наводить орудие в вертикальной плоскости.

Французский пинас XVII в.

К середине XVI в. термин «каракка» выходит из употребления, а большой парусник с тремя или четырьмя мачтами начинают величать просто «судном». Разновидностью нефов тех времен были португальские и французские каравеллы, а также испанские галионы. На морях доминируют крупные парусные суда, вооруженные артиллерией различного калибра.

Отношение длины корпуса к его ширине возросло и составляло от 2:1 до 2,5:1, благодаря чему улучшились мореходные качества парусников. Составные мачты одновременно несли несколько парусов. Корабелы увеличили площадь марселей и крюйселей - и управление судном стало намного проще, а сам парусник - неожиданно резвым и маневренным.

«Грейт Гарри». 1514г.

Не так давно со дна реки Хембл были подняты останки такого корабля, имевшего клинкерную обшивку. По убеждению специалистов, найденный парусник - не что иное, как знаменитый «Грейт Гарри» английского короля Генриха XVIII, построенный в 1514 г. Наверное, «Гарри» был последним большим судном с водоизмещением 1000 тонн, которое обшивалось внакрой с применением деревянных нагелей.

Старые технологии отходили в прошлое, и в XVI в. на севере Европы появляется новый тип парусного судна - трехмачтовый пинас водоизмещением 100-150 (а впоследствии до 800) тонн. Небольшой пинас в основном использовался как грузовое судно, а потому был вооружен только 8-10 пушками.

Много общего с пинасом имел португальский галион, охотно позаимствованный испанцами, англичанами и французами и ставший к концу столетия основой всех сильных европейских флотов. Особенностью галиона являлся острый корпус, длина которого по килю (около 40м) почти в четыре раза превышала его ширину На смену тяжелой кормовой надстройке, характерной для каракки, пришла узкая и высокая, вмещавшая до семи палуб, в которых располагались каюта капитана, крюйт-камера (пороховой погреб) и складские помещения.

Пятьдесят-восемьдесят пушек, установленные на двух батарейных палубах, обстреливали врага через порты. Носовая надстройка сдвинулась к центру, а на носу был оборудован таран, который со временем превратился в гальюн, украшенный носовой фигурой. На корме располагались одна-две галереи; позже их стали застраивать и стеклить. Сборную конструкцию мачт усилили брам-стеньгами. На грот- и фок-мачтах обычно поднималось по три паруса (главный, марсель и брамсель). Бизань и бонавентур-мачты имели косые паруса - латинские, а на носу натягивали еще один прямой парус, получивший забавное название «артемон».

Из-за высоких бортов и громоздких надстроек галионы обладали невысокой мореходностью. Экипаж галиона, как и полагалось тогда крупному военному кораблю водоизмещением 500-1400 тонн, доходил до 200 человек. Нередко галионы доставляли переселенцев в Америку, возвращаясь назад с грузом драгоценных металлов - лакомым куском для многочисленных морских пиратов, от всевидящих глаз которых, казалось, невозможно было ускользнуть.

Гальюн - свес в носовой части парусного судна, по бортам которого устраивались отхожие места для команды.

Бонавентур-мачта - четвертая мачта, располагалась на корме за бизань-мачтой и несла латинский парус.

Как назывался корабль Христофора Колумба на котором он совершил свое знаменитое открытие Вы узнаете в этой статье.

Как назывался корабль Христофора Колумба?

Для экспедиции в Индию через Атлантический океан отправился на трёх судах: Санта-Мария, Нинья, Пинта.

Санта-Мария - флагманский корабль, на котором Христофор Колумб в 1492 году открыл Америку.

Это была трёхмачтовая каракка длиной не более 25 метров. Длина Санта-Марии была от 21,4 до 25 метров. Корабль вмещал около 40 человек. Владельцем и капитаном каракки был кантабриец Хуан де ла Коса, известный испанский путешественник и картограф.

«Санта-Мария» разбилась в Рождество 1492 года у берегов Гаити. Не сохранилось ни одного изображения корабля Колумба.

За Санта-Марией плыли «Нинья «, «Пинта «.

Настоящее название «Ниньи» - «Санта Клара». Название «Нинья», скорее всего, образовано от имени её владельцев, братьев Ниньо из Могера.

Каравеллы позволяли развивать максимальную скорость до 12-14 узлов (1 узел = 1 миля/час; 1 морская миля ~ 1800 метров) или приблизительно до 20 км/час в сухопутном измерении. Таким образом, при благоприятном ветре за сутки на каравелле можно было преодолеть 200-300 км.

Справка о Санта Марии

Санта-Мария (исп. Santa María , Святая Мария ) - флагманский корабль, на котором Христофор Колумб в 1492 году открыл Америку.

Сегодня не сохранилось ни подлинных судовых документов Санта-Марии, ни даты ее постройки, ни исторически достоверного изображения. И тем не менее Санта-Мария прочно держит пальму первенства среди всех других судов мира по числу своих портретов. С охранилось несколько спорных и мало достоверных изображений корабля Колумба. В 1892 году в рамках празднования четырёхсотой годовщины путешествия Колумба была построена реплика «Санта-Марии». В 1893 г вновь построенный двойник легендарного судна пришел своим ходом под парусами на Всемирную выставку в Чикаго. При реконструкции знаменитого судна пользовались данными, отличными от размерений Санта-Марии.

Владельцем и капитаном каракки был кантабриец Хуан де ла Коса, известный испанский путешественник и картограф.

УДАЧА и ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Удача 1 Наступил счастливый для Испании 1492 год: кончилось восьми вековое господство мавров. В начале года Колумб получил аудиенцию у королевы Изабеллы. Она рассуждала просто: если затея с плаванием окажется безрезультатной, то корона потеряет лишь затраченное на экспедицию, но если Колумб окажется прав… 17 апреля 1492 г. одобренный королевой Изабеллой и королём Фердинандом договор был подписан Колумбом и секретарём королевского дворца Хуаном де Коломой. Документ гласил, что в случае неудачи мореплаватель не получал никаких вознаграждений, успех же превозносил бы его. Колумб назначался бы вице-королем «всех островов и материков, которые он лично и благодаря своему искусству откроет или приобретет в этих морях-океанах». Он получал бы звание адмирала и десятую часть со всех товаров, «которые будут куплены, обменены, найдены или приобретены». Принимая на себя восьмую часть расходов по снаряжению кораблей, он обладал бы затем восьмой частью вырученной прибыли. В довершение Колумб и его наследники возводились бы в дворянское достоинство.

Удача 2 Одобрение королевской четой проекта Колумба вовсе не убирало все препятствия с его пути к неведомым землям. Когда были урегулированы финансовые вопросы, найдены три небольших судна, вдруг оказалось, что простые моряки также не верят Колумбу и считают его человеком не от мира сего. Тогда ему удается получить от властей разрешение использовать для комплектования экипажей заключенных на оговоренных условиях. Однако такой выход из положения пришелся не по душе трем братьям Пинсонам, решившим принять участие в плавании Колумба.
Старший из них, Мартин Алонсо, считался лучшим морским капитаном Испании. Моряки и корабелы, Пинсоны сумели сколотить экипаж и бывалых, опытных матросов, и на рассвете 3 августа 1492 г. корабли взяли курс на Канарские острова. По разным оценкам, экспедиция насчитывала от 90 до 120 человек.

«ПИНТА», «НИНЬЯ» И «САНТА-МАРИЯ» – суда, на которых Христофор Колумб совершил свое первое путешествие к берегам Америки

Предусмотрительный Колумб, считая, что длительная оторванность от родины может надломить людей, вёл в плавании два бортовых журнала. В выставлявшемся для всеобщего обозрения он записывал несколько «приукрашенные» данные, а в секретный вносил точные сведения. Предчувствие его не обмануло: экспедиции пришлось пережить несколько критических моментов. Так, 16 сентября , когда суда находились в Саргассовом море, наступил длительный штиль.

Наименее стойкие пали духом, решив, что здесь вообще не дует ветер, и теперь им никогда не добраться до Испании. У Колумба хватило выдержки переубедить соотечественников. Он использовал только два аргумента, но зато какие – Божью помощь и будущие несметные богатства. Сам Колумб отнюдь не был бессребреником, жажда обогащения переполняла его.

«Золото восхитительно, оно создает сокровища и распространяет свою власть даже на чистилище, освобождая из него души», - это его слова.

Впрочем, вряд ли стоит упрекать его за них, если вспомнить, что нищета была постоянным спутником мореплавателя, особенно в течение 20 лет, предшествующих экспедиций.

Король Испании Фердинанд II и королева Испании Изабелла снарядили первую экспедицию под предводительством Колумба. В своем первом путешествии, Колумб возглавлял экспедицию из трех кораблей, «Нина» (капитаном которой был Висенте Яньес Пинзон) «Пинта» (хозяином и капитаном был Мартин Алонсо Пинзон) и «Санта-Мария» (капитаном которой был сам Колумб) и около 90 членов экипажа. Они отплыли на 3 августа 1492 года от Палоса, Испания, а 11 октября 1492 года обнаружили острова к юго-востоку от Северной Америки. Они высадились на острове, назвав его Guanahani, но позже Колумб переименовал его в Сан-Сальвадор. Они были встречены местными индейцами таино, многие из которых были захвачены людьми Колумба, а затем проданы в рабство. Колумб думал, что он добрался до Азии, до какого-то района Индии, и назвал его жителей индейцами.

Сначала экспедиция направилась по уже известному пути на Канарские острова, потом взяла курс на запад. После длительного рейса, экспедиция открыла в океане обширную площадь, покрытую водорослями ; это место было названо Саргассовым морем. Путешествие затягивалось, так что экипажи кораблей стали бунтоваться. Колумб согласился возвратиться, если в течение трех дней они не достигнут суши.

ОТКРЫТИЕ

12 октября 1492 г. с каравеллы «Пинта» послышался выстрел: матрос Родриго де Триан увидел долгожданную землю. Христофор Колумб вступил на берег небольшого острова, который местные жители называли Сан-Сальвадор (Гуанахани). Он упал на колени, заплакал, поцеловал землю, развернул королевский штандарт и, подняв глаза к небу, трижды произнес имена католических королей Изабеллы и Фердинанда. Писарь Родриго де Эскобедо составил акт. Отныне и море с удивительными кораллами, и песок, и скалы, и пальмы, и попугаи, и эти бронзовые люди, ещё не знавшие ни одежды, ни денег и с удивлением наблюдающие за ритуалом «открытия» Западного полушария, - отныне всё вокруг будет принадлежать испанской короне. Во время первого путешествия Колумб открыл также Гаити и Кубу. Он был уверен, что эти острова – настоящая Индия, из числа тех легендарных 7777 островов, которые Марко Поло отнес к восточной части азиатского континента. А потому жители их, вторя Колумбу, с тех пор стали называть индейцами.

Колумб от имени испанского короля объявил о принадлежности островов Испании, на острове Эспаньола оставил военный гарнизон и направился в обратный путь.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Возвращение экспедиции было триумфальным. 15 марта 1493 г. её встречал порт Палос. Затем Колумб направился в Барселону , где в это время находились Изабелла и Фердинанд. Воистину прав Вольтер: «Мгновения счастья дороже тысячи лет известности». Празднества, посвященные открытию Нового Света, затмили всё.
В местном соборе монархи велели поставить трон под балдахином из парчи, вытканной золотом. При приближении Колумба Изабелла и Фердинанд встали и не позволили ему опуститься на колени для традиционного целования рук, больше того, посадили с собой рядом. Их вопросам не было конца, и стало очевидно, что это путешествие к берегам нового Света было не последним.

Расходы на экспедиции составляли, по оценкам современников, от 1 млн 140 тыс. до 2 млн мараведи. Доходы же превзошли эту сумму примерно в 170 раз. Упоминание о том, что королева будто бы заложила свои драгоценности ради снаряжения кораблей, - не более чем красивая легенда…

Изучая острова в этом районе и в поисках золота, люди Колумба ездили на остров Эспаньола (теперь разделен на Гаити и Доминиканскую Республику), Кубу и многие другие более мелкие острова. На обратном пути, «Санта-Мария» потерпела крушение, Колумб вернулся в Испанию на «Нине», прибыв 15 марта 1493 года

Состоялись ещё три экспедиции. Были открыты Центральная Америка и северное побережье Южной Америки. Все эти годы Колумбу пришлось проявить себя в разных ипостасях: он был и ученным, и мореплавателем, и завоевателем, а в отдельные периоды и правителем Эспаньолы.

ВТОРАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Во второй раз, была собрана более крупная экспедиция (25 сентября 1493 гиюня 1496 г.), ушедшая с 17 кораблями и примерно 1500 людьми, чтобы найти золото и захватить индейцев в качестве рабов. Колумб основал базу в Эспаньоле (ныне Доминиканская Республика). и поплыл вокруг Эспаньолы и вдоль южного побережья Кубы. Он обнаружил и назвал остров Доминика 3 ноября 1493 года.

Уже в сентябре 1493 года, пользуясь всесторонней помощью со стороны государства, Колумб, во главе новой экспедиции, состоявшей из 14 каравелл, 3 торговых судов при 1200 человек в экипажах, вышел из порта в Кадиксе. Флотилия прибыла в Эспаньо-лу, открыв по дороге Малые Антильские острова и Пуэрто-Рико. Отсюда Колумб направился на запад, открыл остров Ямайку и обследовал южное побережье Кубы .

Возвратившись в Эспаньолу, Колумб застал там неблагоприятное положение вещей: между испанцами и местным населением началась открытая война. Не желая переносить гнет и грабежи со стороны пришельцев, индейцы нападали на небольшие испанские отряды. Об этом Колумб ничего не знал; он заботился только о накоплении богатства и обеспечении себя и своей семьи доходными должностями. Одного из братьев, Диего, он назначил губернатором открытых островов, а второго брата Бартоломея - его заместителем.

ТРЕТЬЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

В своей третьей экспедиции (30 мая 1498 года - октябрь 1500 года), Колумб проплыл дальше на юг, в Тринидад и Венесуэлу (включая устье реки Ориноко). Колумб был первым европейцем, после Лейфа Эрикссона, ступившим на материк Америки.

Возвращение Колумба в Кадикс в 1496 году уже не было столь триумфальным. Правда, на королевском дворе его принимали милостиво, по причине открытия золотых россыпей на Кубе, но среди испанцев у путешественника оказалось множество врагов. Из-за их интриг и сведений о нездоровом тропическом климате и войне с индейцами, третья экспедиция началась с большим опозданием.

Экспедиция вышла из порта Санлукар только лишь в 1498 году. В составе экспедиции было 6 кораблей, причем экипажи их были набраны из числа уголовных преступников, приговоренных к ссылке, так как добровольцев привлечь не удалось. Маршрут экспедиции вел к островам Зеленого Мыса и оттуда на запад.

Через два месяца путешественники, измученные жарой, жаждой и голодом, добрались до неизвестного острова, который был назван Колумбом островом Тринидад. Европейские путешественники после того, как отчалили от острова Тринидад, впервые в истории высадились на южно-американском континенте вблизи устья реки Ориноко.

Открыв по дороге еще несколько небольших островов, изобилующих жемчугом, экспедиция высадилась в Эспаньоле. Положение, которое там застал Колумб поразило его: на острове вспыхнуло восстание испанцев под водительством судьи Ролдана против Бартоломео Колумба! Причина восстания заключалась в жадности и жестокости Бартоломея, который обложил высокими налогами не только туземцев, измученных нищетой и завезенными из Европы болезнями, но и испанцев. Своей жестокостью Бартоломео восстановил против себя даже миссионеров. И таким образом все жители острова выступили против него.

Христофор Колумб подавил восстание, но все же в Испанию были направлены жалобы на бесправие, насилие и военный террор со стороны братьев Колумбов. Назначенный королем новый судья Бо бадилья, прибыв на Эспаньолу арестовал обоих братьев и приказал в кандалах отправить их в Испанию, причем все их имущество конфисковал.

Но король все еще был милостив к Колумбам. Братья были освобождены, а Христофору выплачена дополнительная сумма, как награда за заслуги, но прежнюю популярность Колумб совершенно потерял.

Самой драматичной для адмирала стала третья экспедиция, из которой он возвратился в Испанию закованный в цепи. У Колумба оказалось слишком много врагов среди завистливой испанской знати, не прощавшей талантливому и упорному вчерашнему бедняку вознесение на Олимп славы. К счастью, королева вновь оказалась выше предрассудков и дворцовых интриг. Она приказала заменить кандалы дорогими одеждами и направила часть своей личной охраны в почетный караул Колумба. Однако боль от нанесенного оскорбления не притупилась до последнего вздоха адмирала. По словам его сына Фердинанда, эти цепи постоянно лежали на письменном столе отца, пожелавшего быть погребенным вместе с ними.

ЧЕТВЕРТАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

В своей четвертой и последней экспедиции (9 мая 1502 года - 7 ноября 1504 года), Колумб побывал в Мексике, Гондурасе, Панаме (в Центральной Америке) и Сантьяго (Ямайка).

В мае 1502 года Колумб организовал четвертую экспедицию, состоявшую на этот раз всего лишь из четырех кораблей при 150 человек экипажа; экспедиция из порта в Кадиксе направилась, как и раньше, к острову Эспаньола. Однако новый губернатор не разрешил Колумбу сойти на берег. Упрямый путешественник все же продолжал поиски берегов Индии и открыл побережье нынешней Центральной Америки.

Бури повреждали корабли, население встречало путешественников враждебно, наконец, в довершение всего, экипажи кораблей подняли бунт. После годичного пребывания на Ямайке, где Колумб жил в нищете, ему удалось, благодаря стараниям - немногочисленных уже - друзей получить помощь губернатора в организации возвращения в Испанию.

Наконец 7 ноября 1504 года Колумб, претерпев по дороге несколько бурь, бросил якорь в порту Санлукар. Теперь уже никто не интересовался столь торжественно некогда встречаемым путешественником. Его покровительница, королева Изабелла, умерла спустя три недели после возвращения Колумба. Напрасно Колумб старался получить прежние богатства, почести и вернуть себе титул вице-короля. На письма он ответов не получал, а когда лично прибыл на королевский двор, ему предложили имение в Испании. Колумб не принял дара. Он пал духом, что в конце концов довело его до болезни и смерти (28 мая 1506 г.). Но и после смерти тело Колумба не нашло успокоения.

20 мая 1506 г. Колумб произнес свои последние слова: «В твои руки, Господь, я вручаю мой дух». Беспокойная судьба ожидала его останки. Похоронили Колумба в Валладоиде а затем перенесли в Севилью, но затем во исполнении его воли останки были перезахоронены на Эспаньоле. В 1795 г. остров стал французской колонией, и прах Колумба оказался на Кубе, а в 1877 (или 1899г.) – опять в Севилье, где и покоится до сих пор.

ИТОГ

Крупнейшая заслуга Колумба заключалась в том, что он довел до конца путешествие, которое его современникам представлялось совершенно фантастическим. Будучи убежден в шарообразности земли, Колумб знал, что идя в обратном направлении, чем это было принято, можно достичь той же самой цели. Попутно он совершил ряд открытий: архипелаг Больших Антильских островов, устье реки Ориноко, Центральную Америку. Но он не отдавал себе отчета в том, что открыл. Захваченный одной идеей доехать до Индии, он не сравнивал действительности с теорией, не интересовался своими открытиями с научной точки зрения, а стремился только к богатству и почестям. Это-то и стало проклятием его жизни.

Много географических объектов получили имя Колумба.

- Во главе их, конечно, следует поставить южно-американскую республику Колумбию,

- затем канадскую провинцию - Британскую Колумбию;

- административный район Вашингтона - столицы Соединенных Штатов - Колумбия.

- на северо-западе Соединенных Штатов Америки находится река Колумбия, длина которой составляет почти 3000 км.

- в Соединенных Штатах Америки есть много городов и графств, носящих имя Колумба.

- на рубеже между канадскими провинциями Альберта и Британской Колумбией возвышается гора Колумбия;

- так же гора Колумбия находится в штате Колорадо;

- самый северный мыс Канады (на острове Элсмир) тоже носит название Колумбия;

- на юго-востоке Британской Колумбии есть несколько озер, названных Колумбией;

- важнейший порт Панамы на берегу Карибского моря называется Колон, что соответствует испанскому произношению фамилии великого путешественника.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: