17 марта группа прихожан нашего храма посетила уникальный музей, аналогов которому, пожалуй, нет больше нигде в России. Это Музей христианской культуры, существующий в здании подворья Константино-Еленинского монастыря на Рижском проспекте.
Настоятель нашего храма протоиерей Вадим Буренин признался, что давно задумал привести сюда прихожан, потому что собранные в музее сокровища позволяют совершить настоящее паломничество в мир православных святынь и прикоснутся к истории возникновения и развития церковного искусства.
В экспозиции музея находятся бесценные реликвии христианства: это и редчайшие иконы, собранные во всех уголках православного мира, и оклады ювелирной работы, и уникальная коллекция крестов. В ходе экскурсии директор Музея христианской культуры Марина Кришталь не просто показывала экспонаты музея, но и рассказывала об истории формирования христианских образов и символов. Так, например, нам сейчас даже трудно представить, что в первые века христианства крест был равноконечным, а привычную форму этот христианский символ приобрел только к 5 веку. И лишь в 9 веке на кресте появилось изображение Иисуса Христа. И в таком довольно аскетичном виде крест оставался вплоть до 17 века. Но даже в эпоху барокко все вновь появляющиеся детали были наполнены глубоким смыслом: крест, обрамленный узором, символизирует виноградную лозу, а изображение круга в центре креста всегда было обозначением тернового венца Спасителя.
Так же интересен был экскурс в символику икон, при создании которых даже технологии имели глубокий смысл. Например, доска, на которой писалась икона, всегда обрамлялась ковчегом - это символ гроба Господня, положенная сверху паволока - это образ плащаницы, а нанесенный сверху слой клея с белком напоминает нам о печати на гробе Господнем. Церковное искусство пропитано образами и символами, которые мы, современные люди, не всегда умеем понять. И наша задача - снова научиться их читать.
Большой интерес прихожан вызвало посещение зала, где хранятся живописные полотна на библейские темы, написанные такими художниками, как Поленов, Билибин, Брюллов, Кудрявцев.
После экскурсии все отправились в храм преподобномученика Андрея Критского на третьем этаже здания подворья. Храм построен в честь чудесного спасения императора Александра Третьего с императрицей и детьми, среди которых был и будущий страстотерпец Николай Второй. Спасение произошло при крушении поезда, случившегося в Харьковской губернии 17 октября 1888 года в день памяти преподобномученика Андрея Критского. Поэтому церковь решено было освятить в честь этого святого. Здесь мы все вместе помолились и приложились к святыням, среди которых старинные ковчеги с Шипом от Тернового Венца, частицей мощей св.Николая, св.Спиридона Тримифунтского, св.Зосимы и Марии Египетской, св. Иоанна Дамаскина, свв.прав. Захария и Елисаветы, мчц. Татианы и других святых.
Наталья Карима
ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КОНСТАНТИНО-ЕЛЕНИНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
Игумения Илариона (Феоктистова)
Константино-Еленинский женский монастырь
Санкт-Петербургской епархии
Русской Православной Церкви,
Санкт-Петербург, Россия
В своем сообщении я кратко расскажу об организации паломнической деятельности нашей обители и о том, какие особенности присущи этой деятельности в условиях небольшого вновь созданного монастыря.
Паломническая деятельность монастыря началась с момента его возникновения. Константино-Еленинский монастырь образован в 2006 году на месте приходского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены в поселке Ленинское Выборгского района Ленинградской области, в 50 км от Санкт-Петербурга. Первые насельницы в количестве 5 человек переехали сюда из Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге, где они начинали свою монашескую жизнь.
Наш монастырь имеет несколько характерных особенностей:
1. Совершенно новый монастырь. Исторически в поселке Ленинское никогда не было не только монастыря, но даже православного храма, так как до 1939 года это была территория Финляндии (место называлось Хаппала – Осиновое). Отсутствовала какая-либо церковная традиция в жизни народа.
2. В монастыре собрано большое количество святынь: это частицы мощей древних святых, иконы старого русского письма и новонаписанные на Святой Горе Афон, в том числе точный список иконы Всецарица, уже горячо почитаемый нашими прихожанами. Эти святыни доставлены из Западной Европы ктитором (основателем, попечителем) монастыря Голощаповым К.В. В монастыре находятся частицы мощей свв. равноапп. царей Константина и Елены, свт. Николая, свт. Спиридона, вмч. Пантелеимона, свв.бесср. Космы и Дамиана Римских, св.равноапп. Марии Магдалины и многих других святых, чтимая икона Божией Матери «Иверская». На Санкт-Петербургском подворье: мч.Вонифатия, мц.Христины, вмч.Георгия Победоносца, блж.Матроны Московской, мцц. Веры, Надежды, Любови, чтимая иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение»
3. Такое сочетание новизны и древности создает особое духовное напряжение в жизни обители. Историческую перспективу для монастыря создают два его подворья – Линтульское Свято-Троицкое в поселке Огоньки Выборгского района Л.О., в 10 км от монастыря, и Санкт-Петербургское на Рижском пр.,9, - храм прмч. Андрея Критского. Подворья с монастырем объединяет царская тема: и храм прмч.Андрея Критского, и Свято-Троицкий женский монастырь в Линтуле были построены в 90-е годы Х1Х века после чудесного спасения царской семьи императора Александра Ш в при крушении поезда в Борках. И тот, и другой храм освящал св.прав. отец Иоанн Кронштадтский, и тут, и там преобладала миссионерская направленность: сщмч. Философ Орнатский в течение более 20-ти лет был настоятелем храма прмч. Андрея Критского и возглавлял всероссийское Общество духовно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, и Свято-Троицкий женский монастырь в Линтуле, находясь среди финского населения, своей жизнью свидетельствовал о православной вере, а также содержал школу-приют для местных детей.
4. Близость нашего монастыря к Санкт-Петербургу создает возможность однодневных поездок в монастырь, чтобы за краткое время приезжающие могли выйти из рутинного потока городской жизни. Внутренняя связь монастыря и его подворий позволяет видеть монастырскую жизнь с разных сторон.
Константино-Еленинский монастырь в организации паломнической деятельности изначально избрал для себя приоритет духовной пользы как для насельниц (возможность послужить ближним ко спасению), так и для паломников (возможность вхождения в полноту церковной жизни), что соответствует «Рекомендациям по развитию паломнической деятельности», разработанными Синодальным отделом по монастырям и монашеству РПЦ.
Паломническая деятельность Константино-Еленинского монастыря осуществляется в трех направлениях:
Содержание экскурсий на территории монастыря предполагает:
1.1. Для паломников: участие в богослужениях, знакомство с историей и святынями монастыря, ответы на вопросы, информация о возможности приехать в монастырь в качестве паломника-трудника.
1.2. Для туристов: свидетельство о существовании монастырей в современных условиях, присутствие людей, решившихся на монашество, знакомство с храмами монастыря, элементарными сведениями о церковной жизни, рассказ об иконах, мощах, святых угодниках Божиих, о Таинствах Церкви.
1.3. Прием паломников-трудников осуществляется по специально разработанным Правилам внутреннего распорядка. За годы существования монастыря через трудничество прошли 875 человек, многие приезжают на помощь постоянно, некоторые вошли в число сестер. За 2015 год – 130 человек, приехавших потрудиться в монастырь впервые. Индивидуальные паломники-трудники имеют возможность пожить в условиях монастырского распорядка дня, включающего богослужение и труд, удаление от суеты (излишней информации и развлечений). Паломники могут подробно исповедоваться и получить совет духовно опытных людей, общаться с верующими и воцерковленными людьми, видеть пример сестер. В нашей обители все живут на равных условиях в соответствии с правилами внутреннего распорядка. Желающих пожить в монастыре, как в светской гостинице, не принимаем.
Особенности паломнической деятельности монастыря.
1. Личностный подход в работе всех направлений. Это относится и к организаторам паломничеств, и к участникам поездок. В отношении организаторов: авторские маршруты, авторская программа подготовки гидов. В отношении самих паломников и туристов: максимум внимания и к каждому человеку, и к группе в целом, чему способствует и небольшое количество групп. И группа, и индивидуальный паломник может почувствовать себя в ограде монастыря удаленным от мирской суеты. Есть возможность задать все интересующие вопросы и получить ответы, которые помогут понять реальную жизнь обители и избавиться от навязанных извне стереотипов восприятия монастырской жизни и отношения к ней.
2. Цель пребывания индивидуальных паломников в монастыре – духовная польза. Этим определяется и продолжительность проживания, и единый для всех образ жизни, учитывающий индивидуальные особенности и силы каждого, и распределение послушаний. Создается возможность полноценного воцерковления, участия в Таинствах. В гостинице существует библиотека духовной литературы для общего пользования.
Прием паломников в монастыре.
Количественные показатели
Год |
Кол-во групп: абсолют/% к прошлому году |
Кол-во паломников в группах, чел.; абсолют/% к прошлому году |
Кол-во индивидуальных паломников-трудников, приехавших в К.-Е. монастырь впервые |
1160 |
|||
2008 |
136 |
4207 |
|
2009 |
163; 119,9% |
4605, 109,4% |
|
2010 |
247; 151,0% |
6691, 145,0% |
|
2011 |
299; 121,0% |
7510; 112,24% |
108 |
2012 |
279; 93,2% |
6649; 88,5% |
|
2013 |
349; 125 % |
7926; 120,4% |
109 |
2014 |
328; 94% |
7826; 96,5% |
121; 104,3% |
2015 |
290; 88,4% |
6916; 88,3% |
133; 109,9% |
Всего |
2142 |
53490 |
875 |
Количество паломников увеличивалось до 2013 года. В 2014 и 2015 количество групп уменьшилось в связи с общей экономической ситуацией. Количество индивидуальных паломников неизменно увеличивается от года к году. Большинство индивидуальных паломников после первого посещения приезжают в монастырь неоднократно.
Качественный анализ
Соотношение местных и удаленных маршрутов
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
СПб |
125 |
138 |
180 |
193 |
291 |
||
Область |
|||||||
дальние |
|||||||
136 |
163 |
247 |
299 |
279 |
338 |
Большую часть составляют паломники из Санкт-Петербурга и области, что позволяет поддерживать отношения с организаторами поездок на постоянной основе и вести более целенаправленную просветительскую деятельность.
География паломнических групп:
Россия: Москва, Московская область, Великий Новгород, Псков, Ярославль, Череповец, Боровичи, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Луганск, Воронеж, Курск, Саратов, Старый Оскол, Иван-Город.
Белоруссия: Минск, Брест.
Украина: Оскания-Нова.
Латвия: Рига.
Эстония: Таллинн, Нарва, Кохтла-Ярви.
Финляндия. Франция.
Соотношение паломнических и туристических групп
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Паломники |
101 |
108 |
153 |
113 |
139 |
115 |
|
Туристы |
2,0% |
25,7% |
33,7% |
38,1% |
186 62,2% |
140 50,2% |
223 66,0% |
Всего |
136 |
163 |
247 |
299 |
279 |
338 |
Паломники : паломнические службы, приходы, монастыри, воскресные школы, церковные благотворительные и просветительские организации.
Туристы : турфирмы, отделы социального обеспечения районов Санкт-Петербурга, учебные заведения, санатории, официальные светские делегации.
Возрастание процентного участия светских организаций является хорошей возможностью миссионерства. Прием церковных паломнических групп укрепляет молитвенное единство и соборность верующих.
В процессе паломнической деятельности мы столкнулись со следующей проблемой. Все приезжающие имеют возможность воцерковиться и получить духовную пользу, но страдающие тяжелыми зависимостями требуют особых условий. Монастырь не может удержать человека в своих стенах принудительно, так как вход и выход за ограду свободный. Также почти не ограничена возможность общения, как личного со всеми находящимися на территории монастыря, так и по телефону, интернету и с помощью других средств коммуникации. Ошибочно думать, что монастырские условия сработают автоматически, без желания самого страждущего и детальной духовной работы над собой, а также без усилий близких и родственников зависимого человека. Обычно проявляется целый «куст» проблем, в том числе проблема потребительского отношения к Церкви - «там должны помочь» без личного участия нуждающихся. Решение проблемы возможно при взаимодействии с профильными церковными организациями, занимающимися социально-благотворительной деятельностью.
Будущее паломнического служения монастыря, расширение его возможностей и обогащение внутренним содержанием, мы связываем со строительством нового монастырского храма Похвалы Пресвятой Богородицы, а также с развитием богослужебной, просветительской и хозяйственной деятельности на Санкт-Петербургском и Линтульском подворьях монастыря.
Монастыри Русской Православной Церкви хранят и чтут церковные святыни (мощи святых, чудотворные иконы и другие реликвии) как свидетельство истинности нашей веры в Воплотившегося Бога – Господа Иисуса Христа. Монастыри самим своим существованием хранят и живое церковное предание как совокупность внутреннего духовного делания и внешнего благочестия. Внутри ограды монастыря находится то сакральное пространство, попадая в которое человек начинает соразмерять свою жизнь с непреходящими евангельскими ценностями, которые для России являются одновременно и фундаментом, и целью национальной жизни. Соприкасаясь с монастырской жизнью, человек одновременно укореняется в традиции и находит путь к решению современных проблем. В связи с этим значение паломничества и религиозного туризма может быть оценено как весьма важное для сохранения национальной идентичности, а реализация такого рода проектов как сфера деятельности, требующая высокого профессионализма и творческого вдохновения.
Новая православная женская обитель находится в поселке Ленинское (фин. Хапполо) Выборгского района, недалеко от курортных поселков Репино и Комарово. В этом селении никогда не было православного храма. Исторически эта территория принадлежала Финляндскому княжеству и население было в основном лютеранского вероисповедания. Ближайший православный храм находился только в Рощино, где жили православие люди. В 1998 году в поселке "Ленинское" была создана православная община. Место, отведенное под строительство храма, было местом, оставшимся от сгоревшего в перестроечные годы клуба. Строительство осуществлялось на средства ктитора Константина Вениаминовича Голощапова.
В июне 1998 года состоялась закладка церкви в честь святых равноапостольных Константина и Елены, в феврале следующего года были установлены купола на храм. В декабре 1999 года на звонницу подняли восемь колоколов. Первая служба в храме состоялась в Рождественский пост в 1999 году, с мая 2000 года богослужения здесь проводятся постоянно. Храм был освещен в 2001 года Святейшим Патриархом Алексием.
Несколько лет храм Константина и Елены действовал как приходский. Но на заседании Священного Синода от 6 октября 2006 года было удовлетворено прошение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о благословении на открытие Константино-Еленинского женского монастыря в поселке Ленинское Выборгского района Ленинградской области.
Первые сестры приехали сюда из Санкт-Петербургского Новодевичьего монастыря. Настоятельницей монастыря с возложением наперсного креста по должности была назначена монахиня Илариона (Феоктистова).
На территории обители сейчас находятся три храма: во имя святых равноапостольных Константина и Елены, во имя святителя Николая Чудотворца и крестильный храм во имя Рождества Христова. Старший священник Константино-Еленинского храма о. Феоктист.
В Никольском храме хранятся мощи свт. Николая чудотворца, свт. Спиридона Трифунского, вмч. Пантелеймона целителя, св. благоверного князя Александра Невского, прпп. Серафима Саровского, Антония Дымского.
Другой храм построен во имя Рождества Христова. Этот храм называют ещё "баптистерий", он предназначен для крещения. В купелях можно крестить полным погружением не только детей, но и взрослых и для взрослых.
В монастыре более пятидесяти святынь. Там пребывают ковчеги с частицами мощей святых царей Константина и Елены, мощи св. Апостола Варфоломея и св. равноапостольной Марии Магдалины, мучеников первых веков христианства - священномученика Харалампия и великомученика Феодора Стратилата; глава мц. Иулитты, часть мощей муч. Кирика; свтт. Иоанна Златоуста, Василия Великого, Спиридона Тримифунтского, Филарета Московского, Феофана Затворника и других святых, а также частица Древа Креста Господня.
Особо почитаются образ Божией материи "Всецарица" афонского письма, икона Нерукотворенного Образа Господня кисти Васнецова, Иверская икона Божией Матери, написанная в Афоне в 2002 году, древний образ святителя Николая Чудотворца - дар В.В. Путина.
На территории монастыря находятся два памятника - дары известных скульпторов. Скульптура святителя Николая Чудотворца, подаренная Зурабом Церетели, установлена у входа в храм святителя Николая.
Напротив храма святых равноапостольных Константина и Елены установлена другая скульптура: коленопреклоненная фигура святого благоверного князя Александра Невского - работа скульптора А.Чаркина. По словам экскурсовода, она выставлялась на конкурс памятника Александру Невскому на одноименной площади у Александро-Невской лавры. Однако конкурс выиграла другая скульптурная работа. Теперь этот памятник находится в Костантино-Еленинском монастыре. Он - часть военного мемориала. Рядом с ним установлены доски с именами жителей посёлка, погибших за Родину в сражениях на Великой Отечественной и последующих войнах. Жителей поселка собираться возле мемориала на праздник 9-го Мая. Здесь служится панихида, и потом посещаются другие захоронения.
При монастыре действует воскресная школа, строится богадельня для престарелых священно- и церковнослужителей. Обитель принимает паломников-инвалидов, детей из церковных воскресных школ, трудниц по благословению приходских священников. Сюда можно приезжать и группами до тридцати человек по предварительной договоренности. Паломников обеспечивают питанием и ночлегом в помещениях с хорошим отоплением и горячей водой.
С 2007 года в Санкт-Петербурге действует подворье монастыря - .
С недавнего времени у монастыря есть и другое подворье: Свято-Троицкий монастырь в (поселок "Огоньки" Выборгского района). Этот монастырь был построен по благословению св. Иоанна Кронштадтского на средства помещиков Нероновых. Во время финской войны в 1939 году он был эвакуирован в Финляндию, где и продолжает своё существование.
Однако, сейчас, на историческом месте Линтулы началось возрождение старой обители: ведется проектирование храма и келейного корпуса.
4 августа 2008 года был организован 10-километровый Крестный ход от Константино-Еленинского монастыря до бывшего Линтульского монастыря.
Адрес монастыря:
188839 Ленинградская область, Выборгский район, пос. Ленинское, ул. Советская, д. 44.
Тел.: 343-67-88
Факс: 343-67-89
Проезд: электропоездом с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга (Выборгское направление) до ст. Репино, автобус № 408 пос. Лeнинское.
Проезд автотранспортом: а/д Репино (от ж-д. платформы) - Симагино (А122).
Фотографии сделаны 30 мая 2009 г.
Фото: 2009 год. |
Храм св. равноапостольных царей Константина и Елены. |
Алтарная часть храма. |
Мозаичное изображение на алтарной стене. |
С восточной стороны храма отведено место для будущих погребений насельниц монастыря. Фрагмент ограды места для захоронений. |
Храм св. равноапостольных царей Константина и Елены с юго-западной стороны. |
Южный фасад храма. |
Мозаичная икона Божьей Матери над южным входом в храм. |
Двери южного входа. В храме читается акафист иконе Божьей Матери "Всецарица". |
Икона над южными дверями. Исцеление расслабленного. |
Западная часть главного Константино-Еленинского храма. Главный вход и колокольня. |
Церковь свв. Константина и Елены. Западный фасад.
|
Фрагмент главного входа и колокольни Константино-Еленинского храма и церковь свт. Николая, расположенная с южной стороны. |
Мозаичная икона Спаса Нерукотворенного, над главным входом в Константино-Еленинский храм. |
Двери главного входа в храм. |
Икона над главным входом. Святые Константин и Елена, воздвигающие Крест Христов. |
Вид с паперти главного входа на церковь свт. Николая и храм Рождества Христова. |
Крыльцо северного входа в храм. |
Мозаичная икона св. Константины и Елены над северным входом. |
Икона, непосредственно над дверями с северной стороны: исцеление жены кровоточивой. |
Колокольня храма. Ярус звона. |
Колокола. Белые крапинки - это облетающие лепестки цветов черёмухи. |
Храм свв. Константина и Елены. Южный фасад. Справа - забор паломниками освящённой воды. |
Паперть главного входа в Константино-Еленинский храм. |
Храм свв. равноапостольных царей Константина и Елены. Восточный фасад, алтарная часть. |
Храм свт. Николая. Справа - фрагмент алтарной стены Константино-Еленинского храма. |
Храм свт. Николая. Западный фасад, вход в храм. |
Возле входа в Никольский храм - скульптурное изображение святителя Николая (автор - З. Церетелли). |
Скульптурное изображение святителя Николая (фрагмент). |
Храм свт. Николая. |
Особенностью монастыря стало использование изделий художественной ковки в храмах и помещениях. |
Храм свт. Николая. Восточный фасад, алтарная часть. |
Решётка на окне Никольского храма. |
Никольский храм с северной стороны. |
Именитые гости монастыря сажают ёлочки на память о своём пребывании здесь. |
Эта ёлочка посажена Святейшим Патриархом Алексием. |
Мемориальный комплекс на территории монастыря. |
Скульптурное изображение св. вел. князя Александра Невского (автор А. Чаркин). |
Изображение иконы Казанской Божьей Матери, перед которой склонился благоверный князь. |
Одна из двух мемориальных досок с именами погибших. |
Крестильный храм во имя Рождества Христова (баптистерий). |
Храм во имя Рождество Христова. Перед ним - готовящиеся принять таинство крещения. |
Икона над входом в Рождественский храм. |
Рождественский храм. К сожаления, купель для взрослых стоит далеко от входа и потому в кадр не попала. |
Восточная часть Рождественского храма. |
Рождественский храм, восточная часть. Перед ним - кормление паломников. |
Трапеза паломников. |
Желающие могли трапезовать под открытым небом. |
А кто хотел - мог обосноваться для трапезы в беседке. |
По видимому, в беседке со временем будет фонтан. Во всяком случае, скульптура в центре наводит на такие размышления. |
Ель, посаженная нынешним Патриархом Кириллом во время, когда он был митрополитом и посещал Константино-Еленинский монастырь. |
Сестринский корпус и часовня. |
Корпус, назначения которого я не знаю. |
Окраска крыши. |
Корпус монастыря. |
Монастырский автобус. |
Монастырская техника. |
Двор монастыря замощён и содержится в идеальной чистоте. |
Газоны расцветают одуванчиками. |
Монастырский страж. Несмотря на добродушный вид - собака серьёзная. |
Таким видится храм с дороги. |
Озеро или пруд у посёлка Ленинское, напротив монастыря. |
Дорога к монастырю. Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2009 |
Храм преподобно-мученика Андрея Критского на Рижском проспекте, дом 9, входит в комплекс исторических зданий Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне АО ГосЗнак) и имеет интереснейшую историю. Он располагается недалеко от гостиницы Азимут, ранее гостиница Советская, в одном километре от станции метро Балтийская. Каждый может добраться до него, ориентируясь на эти топографические точки.
И тем не менее нередко приходится слышать, что о месторасположении храма трудно догадаться и легко пройти мимо. В череде зданий Рижского проспекта храм Андрея Критского действительно замечаешь только тогда, когда поднимешь взор к небу и увидишь золотую колоколенку, возвышающуюся над крышами.
Храм возводился в память о чудесном спасении Императорской семьи и царя Александра III во время крушения императорского поезда 17 (29) октября 1888 года на участке железной дороги рядом со ст. Борки под Харьковом: рабочие и служащие фабрики - Экспедиции заготовления государственных и ценных бумаг -решили на собственные пожертвования построить церковь.
Храм был передан православной общине как подворье Константино-Еленинского женского монастыря в 2006 году. В советское время здание храма использовалось под разные хозяйственные нужды, и, как это нередко бывало в те годы, в церкви одно время был даже клуб (имени Ногина).
После реставрации храм приобрел торжественный и великолепный вид.
В храме можно помолиться перед святыми мощами Святителя Спиридона Тримифунтского, Святителя Николая Чудотворца, Святых Захарии и Елизаветы, святого Аркадия Константинопольского, св. Великомученицы Татианы, св. Великомученика Георгия Победоносца.
В храме есть частицы мощей св. равноапостольных Кирилла и Мефодия, святых равноапостольных Константина и Елены, святой Иустинии и многих и многих других почитаемых православных святых. Прекрасны иконы, написанные афонскими иконописцами: Божией Матери Ватопедской, Божией Матери Троеручница, святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, в храме особо почитается икона святого преподобномученика Андрея Критского.
Вот недавние отзывы тех, кто впервые посетил храм: