Creativenn - Портал рукоделия

Организация: МБДОУ № 53

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Кемерово

Цель: Создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей детей.

Задачи:

  1. Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор.
  2. Развивать коммуникативные способности, диалогическую речь..
  3. Расширить представления детей о зимовке диких животных наших лесов. Учить устанавливать связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона.
  4. Уточнить, чем питаются дикие животные, как добывают себе пищу, как называется их жилище.
  5. Развивать умение выразительно передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное состояние.
  6. Развивать фантазию, творческое воображение, мимические и пантомимические способности.

Предшествующая работа: Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой, беседы о характерных признаках зимы, чтение стихов о зиме, загадок о животных, рассматривание иллюстраций, заучивание слов для сценок «Лиса» и «Заяц», "Лесные шорохи" Н.Сладкова.

Материал: Елочки, снежинки, игрушки диких животных и их следов, для медведя сделана берлога, в ней спит медведь, аудиозапись “Зимняя мелодия”, мелодии, характеризующие характерные особенности животных (заяц, лиса,).

Ход занятия

I. Приветствие “Здравствуйте”

Под тихую музыку дети заходят в зал. Воспитатель читает стихотворение:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, беленький снежок!

II. Беседа о зиме.

Звучит аудиозапись “Зимняя мелодия”.

Воспитатель: Звонкая погода, снега кутерьма,

Это время года мы зовем… (зима).

Да, правильно, наступила зима.

– Ребята, зима принесла нам холод, снег, ветер. Как дует ветер зимой? (Дети делают глубокий вдох носом и, надув щеки, с силой выдыхают воздух на четыре счета. 3-4 раза.)

III. Игра-имитация «Снежинки».

Ветер принес снежинки. Они полетели, закружились! (Воспитатель предлагает детям «превратиться» в снежинки и полетать под музыку.)

Проводится физкультминутка «Снежинки».

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок

Получается снежок.

Мы деревья побелили –

Крыши пухом замели.

Землю бархатцем укрыли

И от стужи сберегли.

– Ветер утихает, снежинки медленно опускаются на землю. (Дети в произвольных позах садятся или ложатся на ковер).

– Снег укрыл теплым одеялом дороги, поля, лес. А кто же в лесу зимой не спит? (Ответы детей.)

Воспитатель: Я предлагаю вам совершить прогулку по зимнему лесу, и самим увидеть какие животные зимой не спят. Хотите отправиться вместе со мной? Тогда пора собираться в дорогу.

IV. Игра с воображаемыми предметами.

Воспитатель обращается к детям:

– Мы наденем валенки, шапки, шубки, застегнем их на все пуговички, завяжем шарфы и обязательно наденем рукавички. (Дети, подражая воспитателю, имитируют движения.)

Теперь мы все одеты, и можно идти на улицу.

V. Имитационное упражнение “Мы шагаем по сугробам”

Мы шагаем по сугробам, (Дети идут, высоко поднимая ноги)
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
И в лесу мы оказались.

Деревья змейкой обойдем,

К пушистой елочке придем.

В центр круга выходит девочка в костюме елки.

ДЕТИ: - Елочка, елка, колкая иголка!

Где ты выросла?

ЕЛКА: В лесу.

ДЕТИ: Что ты видела?

ЕЛКА: Лису.

ДЕТИ: Что в лесу?

ЕЛКА: Морозы, голые березы,

Волки да медведи вот и все соседи!

Но, что это, ребята? Я вижу какие-то отпечатки на снегу. Как вы думаете, что это? Правильно, это следы. А вы знаете, чьи они? (нет) Сейчас мы пойдем по следу, и все вместе попробуем отгадать, кто же оставил этот след.

VI. Дидактическое упражнение “Узнай животное по следу, отгадав загадку”

Ой, ребята, здесь какая-то записка. Читаю загадку.

Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)

Правильно, это медведь. А вот и его дом. Кто скажет, как он называется? (берлога). Правильно, медведь уже лег в спячку в своей берлоге.

Посмотрите, какие у него большие следы. Они немножко похожи на следы человека, только у медведя длинные, острые когти.

А как медведь готовится к зиме? (Он накапливает много жира, и всю зиму спит в берлоге).

Педагог вносит игрушечного медведя.

Давайте ему расскажем.

VI i . Дидактическое упражнение “Медведь совсем не знает какой зима бывает”

В центре круга на детском стуле стоит игрушечный медведь и лежит деревянная палочка. Взявшись за руки, дети двигаются по кругу со словами:

Медведь совсем не знает, какой зима бывает.

К кому палочка придет, тот ответ ему дает.

Ребенок, остановившийся напротив медведя, берет палочку и передает ее по кругу. При этом он называет приметы зимы, например: белая, холодная, снежная и т.д.

Пойдем, посмотрим, чей же следующий след. Читаю загадку.

Прыг да скок – исчез трусишка,
Это маленький …. (зайчишка)

Да, правильно, молодцы. Это зайчишка оставил свои следы.

Посмотрите, у него следы, похожие на овал. Большие – это задние лапы, а поменьше – передние.

Кто хочет рассказать, как зимует заяц? (К зиме меняет шубку на белую, прячется под кусточком, всех боится, кушает веточки деревьев.) А есть ли у зайчика свой дом? (нет, он спит под кустом)

Давайте представим, что мы с вами тоже лесные звери и вышли поиграть на полянке. Мы все превращаемся в зайцев.

VIII. Театрализованная игра-имитация «Зайка» (под музыку)

Воспитатель :

Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке,
Поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздается…

Заяц:

Кто-то по лесу крадется!
Я запутаю следы, убегу я от беды.
Прыгну вбок и обернусь,
И под кустиком свернусь.
Словно беленький клубок,
Чтоб никто найти не смог.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какая история произошла с зайчишкой зимой в лесу?

IX .Драматизация по Н.Сладкову "Лесные шорохи".

Сорока и Заяц

Вначале сценку показывает воспитатель, затем разыгрывают дети по ролям. .

(Дети показывают ).

Снегирь: Заяц белый, куда бегал?

Заяц: На деревню.

Снегирь: Для чего?

Заяц:

Снегирь: Нашел?

Заяц:

Снегирь: А теперь ты куда?

Заяц: Осинку глодать.

Снегирь : Да она, поди, горькая?

Заяц:

Воспитатель: Чьи же еще следы остались на снегу? Читаю загадку.

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост – ее краса.
Этот зверь лесной?... (лиса)

Правильно, это лиса. Посмотрите, у нее следы похожи на цветок.

А, кто хочет рассказать, как зимует лиса? (Одевается в теплую шубку, живет в норе, охотится на мышек и зайчиков). Кто знает, как называется домик лисы? (нора).

Воспитатель: Мы все превращаемся в лисичек. (Один ребенок проговаривает слова и показывает, а другие дети изображают лисичек). (Звучит мелодия.)

X . Игра-имитация «Лиса»

Ребенок Лиса :

«Я хитрая лиса,
Леса темного краса,
По полянке пробегу,
Лисий след свой замету».

Педагог предлагает обыграть стихотворение «Лисичка-портниха». Дети становятся парами, повернувшись лицом друг к другу.

Что ты шьешь, лисичка? Спрашивает один ребенок, хлопая в ладоши.

Дочке рукавички. Другой ребенок отвечает, топая ногами.

Чтобы в день морозный Один ребенок стоит, вытянув руки вперед

ладонями вверх, другой ударяет своими

ладошками по его.

Лапки не замерзли. Второй ребенок стоит, вытянув руки вперед

ладонями вверх, первый ударяет по его

ладошкам своими.

Воспитатель: Ребята, а кто зимой холодной в лесу бродит злой голодный? ... (волк.)

Одна сорока - трещетка волка не боится. Подлетела к нему и спрашивает:

Сорока и Волк

От голода.

И рёбра торчат, выпирают?

От голода.

А воешь чего?

От голода.

От голода.

Дети разыгрываю сценку.

Воспитатель: Кто любит мой пушистый снег? Узоры на окне?

Кто любит санок быстрый бег, кто рад всегда зиме?

Мы любим зимушка тебя,

Твой иней и ледок,

И снег пушистый на ветвях,

И санки, и каток!

Сядем в санки детвора, покататься нам пора!

XI . Игра c движениями «Санки»

Дети становятся в круг и, выполняют предложенные движения со звучащими жестами, выразительно и артикуляционно четко декламируют текст

ДЕТИ: Ты, Мороз, Мороз, Мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой!

А мы саночки возьмем - дети идут в круг

И на улицу пойдем. - дети идут из круга

Сядем в саночки – самокаточки, - бегут по кругу, ускоряя

движение

С горки – у-ух! - в конце присесть.

Воспитатель: Какие еще развлечения бывают зимой? (Ответы детей).

Давайте поиграем:

XI . Игра c движениями «Зимние забавы»

Мы зимой в снежки играем,

По сугробам мы шагаем,

И на лыжах мы бежим,

На коньках по льду летим,

И снегурку лепим мы,

Гостью-Зиму любим мы!

Воспитатель:

Снежинки в небе закружились
И к нам на плечи опустились.
Вокруг красота и покой,
Ну, а нам пора домой.

Воспитатель: Ребята, вот и подошла к концу наша прогулка по лесу, я предлагаю вернуться в детский сад и всем вместе сделать аппликацию о том, что мы с вами видели в лесу, согласны? Тогда в путь:

Тропка змейкой под ногами,
Мы домой вернемся с вами.

X II . Рефлексия

Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу? Чем она запомнилась Саше? Чем Лизе? А Соне запомнилась?

Как можно сказать, какая прогулка получилась? (веселая, радостная, зимняя…)

Спасибо вам, ребята, за то, что вы согласились пойти со мной в лес.

Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее).

Давайте подарим наше хорошее настроение другим. (Дети сдувают настроение с ладошки).

X III . Рисование «Зимний лес».

Ребята, давайте послушаем, о чем разговаривали заяц со снегирем до нашего прихода?(Дети показывают сценку: разговор зайца и снегиря ).

Снегирь: Заяц белый, куда бегал?

Заяц: На деревню.

Снегирь: Для чего?

Заяц: Клочок сена подобрать, зелени пощипать, кочерыжку капусты найти.

Снегирь: Нашел?

Заяц: Как бы не так. Сено под снегом, зелень под снегом, а в огороде собаки кусачие.

Снегирь: А теперь ты куда?

Заяц: Осинку глодать.

Снегирь : Да она, поди, горькая?

Заяц: Сладкая. Вчера не поел, сегодня не ел, куда как осинка сладкая покажется.

Лесные шорохи

Лиса и Заяц

Почему это, Заинька, у тебя такие длинные ушки? Почему это, серенький, у тебя такие быстрые ножки?

А всё потому, Лисонька, что уж очень у тебя шажки тихие да уж очень острые зубки!

Сорока и Волк

Эй, Волк, чего ты хмурый такой?

От голода.

И рёбра торчат, выпирают?

От голода.

А воешь чего?

От голода.

Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока: от голода, от голода, от голода! Чего это ты нынче такой неразговорчивый?

От голода.

Сорока и Заяц

Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!

Э-э, Сорока, всё равно плохо...

Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

Э-э, Сорока, невелико счастье...

Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!

Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня всё равно заячья...


– А всё потому, Лисонька, что уж очень у тебя шажки тихие да уж очень острые зубки!

Ястреб и Оляпка

– Ну, Оляпка, попадись: сейчас я тебя сцапаю!

– А я, Ястреб, от тебя в полынью нырну.

– А я тебя у полыньи подкараулю!

– А я во вторую полынью выскочу.

– А я у второй подкараулю!

– А я тогда в первую выскочу.

– А я… И долго ты так от полыньи к полынье будешь мотаться?

– Да пока тебе за мной гоняться не надоест!

Сорока и Волк

– Эй, Волк, чего ты хмурый такой?

– От голода.

– И рёбра торчат, выпирают?

– От голода.

– А воешь чего?

– От голода.

– Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока, – от голода, от голода, от голода! Чего это ты нынче такой неразговорчивый?

– От голода.

Воробей и Синица

– Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?

– Э-э, не угадала!

– Опять не угадала!

– Какое же тогда, Воробей?

– Рогатка. Из пушки-то по воробьям не стреляют, а из рогатки – только успевай отскакивать! Я-то уж знаю, я-то стреляный воробей!

Сорока и Заяц

– Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!

– Э-э, Сорока, всё равно плохо…

– Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

– Э-э, Сорока, невелико счастье…

– Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!

– Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня всё равно заячья…

Волк и Сова

– Мы, Сова, с тобой во всём одинаковые: ты серая, и я серый, у тебя когти, и я хищник. Почему же встречают нас люди по-разному? Тебя хвалят-расхваливают, меня клянут-проклинают.

– А ты, Волк, что ешь-то?

– Да всё больше жирных барашков, да козлят, да телят…

– Ну вот видишь! А я всё мышей вредных. Похожи мы с тобой по одёжке, да разные по делам!

Ласка, Белочка и Медведь

– Я, Ласочка, к зиме беленькой стала – как берёзка!

– А я, Белочка, серенькой – как осинка!

– Ну а я, Медведище, как ёлочки, – зимой и летом одним цветом!

Дятел и Тетерев

– Здравствуй, Тетерев! Со вчерашнего дня не виделись. Где летал, где спал?

– Летал я «над», спал «под».

– Что это за ребус такой: то «над», то «под»?

– Это не ребус, а снег. Летал над снегом, ночевал под снегом.

– Ишь какая у тебя жизнь развесёлая! А я, горемыка, всё «в» да «в». Летаю в лесу, прыгаю в ёлках, ночую в дупле. Ску-учно!

Свистит косая метель – белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная позёмка. Февраль летит на всех парусах!

Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги.

Тонут в белые волнах заборы. За каждым столбом – снеговорот. Над каждой елью – белые флаги.

Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не даёт.

Тучи-снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети.

Круговерть от земли и до неба!

БЮРО ЛЕСНЫХ УСЛУГ

Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намёл, деревья инеем опушил. А солнышко хоть и светит, да не греет.

Хорёк говорит:

– Спасайтесь кто как может!

А Сорока стрекочет:

– Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет чтобы нас сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюёмся да грызёмся. Даже обидно…

Тут Заяц ввязался:

– Правильно Сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я вот, к примеру, куропаткам помочь могу. Я снег на озимях каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют – мне не жалко. Пиши меня, Сорока, в Бюро под номером первым!

– Есть-таки умная голова и в нашем лесу! – обрадовалась Сорока. – Кто следующий?

– Мы следующие! – закричали клесты. – Мы шишки на ёлках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем. Пользуйтесь, полёвки и мыши, не жалко!

«Заяц – копатель, клесты – бросатели», – записала Сорока.

– Кто следующий?

– Нас запиши, – проворчали бобры из своей хатки. – Мы осенью столько осин навалили – на всех хватит. Приходите к нам, лоси, косули, зайцы, сочную осиновую кору да ветки глодать!

И пошло, и пошло!

Дятлы дупла свои предлагают для ночлега, во́роны приглашают на падаль, воро́ны свалки показать обещают. Сорока еле записывать успевает.

Милые и трогательные истории о лесных животных с замечательными, красочными иллюстрациями. Вместе с героями этой книжки, смешными и добрыми зверушками, ребенок отправится в чудесное путешествие по волшебному миру сказки.

Лесные шорохи

Окунь и Налим

Ч удеса подо льдом! Все рыбы сонные – один ты, Налим, бодренький да игривый. Что с тобой такое, а?

– А то, что для всех рыб зимою – зима, а для меня, Налима, зимою – лето! Вы, окуни, дремлете, а мы, налимы, свадьбы играем, икру мечем, радуемся-веселимся!

– Айда, братцы-окуни, к Налиму на свадьбу! Сон свой разгоним, повеселимся, налимьей икоркой закусим…

Выдра и Ворон

– Скажи, Ворон, мудрая птица, зачем люди костёр в лесу жгут?

– Не ожидал я, Выдра, от тебя такого вопроса. Промокли в ручье, замёрзли, вот и костёр разожгли. У огня греются.

– Странно… А я зимой всегда в воде греюсь. В воде ведь морозов никогда не бывает!

Заяц и Полёвка

– Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зелёную понюхать захочешь, листочков сочных погрызть – терпи до весны. А где ещё та весна – за горами да за морями…

– Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли – там и брусничка зелёная, и манжетка, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься, и наешься.

Барсук и Медведь

– Что, Медведь, спишь ещё?

– Сплю, Барсук, сплю. Так-то, брат, разогнался – пятый месяц без просыпу. Все бока отлежал!

– А может, Медведь, нам вставать пора?

– Не пора. Спи ещё.

– А не проспим мы с тобой весну-то с разгона?

– Не бойся! Она, брат, разбудит.

– А что она – постучит нам, песенку споёт или, может, пятки нам пощекочет? Я, Миша, страх как на подъём-то тяжёл!

– Ого-го! Небось вскочишь! Она тебе, Боря, ведро воды как даст под бока – небось не залежишься! Спи уж, пока сухой.

Сорока и Оляпка

– О-о-ой, Оляпка, никак купаться в полынье вздумала?!

– И плавать и нырять!

– А замёрзнешь?

– У меня перо тёплое!

– А намокнешь?

– У меня перо водоотталкивающее!

– А утонешь?

– Я плавать умею!

– А а а проголодаешься после купания?

– Ая для того и ныряю, чтоб водяным жучком закусить!

— Сорока и Волк; Медовый дождь; Рыбьи пляски!

Сорока и Волк

– Эй, Волк, чего ты хмурый такой?

– От голода.

– И рёбра торчат, выпирают?

– От голода.

– А воешь отчего?

– От голода.

– Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока: «от голода», «от голода», «от голода»! Чего это ты нынче такой неразговорчивый?

– От голода…

Медовый дождь

На небе ни облачка, а по листьям дождь шуршит! Листья мокрые и блестящие, капельки с листьев скатываются в траву. И на лицо капли падают. Вытираю лицо ладонью и чувствую на губах… вкус мёда! Выставил под дождь ладонь, лизнул, понюхал – так и есть: мёд. Шуршит в лесу дождь медовый, на траве роса медвяная!

А пчёл не видно, и на небе ни облачка…

Смотрю растерянно по сторонам.

На мокрые листья садятся полосатые, как тигры, осы и шершни. По сырым травинкам карабкаются шустрые муравьи.

И муравьи, и осы сосут медовые капли.

И вдруг понимаю, что дождинки медовые не с неба падают, а с листьев клёна! Нависли клёны как туча зелёная, из-под каждого листа падают капли. А из-под дерева – дождь!

Оказалось, на изнанке листьев расселись тли, уткнули в лист хоботки и сосут сладкий кленовый сок. Неисчислимые стада тлей! И все сосут. Сок вытекает, тли роняют капельки – шумит сладкий древесный дождь!

Для всех сладкоежек июнь в лесу – медовый месяц.

Рыбьи пляски

До восхода висело над горизонтом лиловое облачко с огненным ободком. Солнце поднялось багровое, и всё – земля и небо – окрасилось в красный цвет.

Сижу под ивовым кустом с узкими красными листьями. Над головой свистят крылья уток, и крылья у них снизу – розовые.

Необыкновенный рассвет!

Красные волны дробятся в красной реке. Алые клубы пара шевелятся над волной. Чёрные чайки с криками мечутся в вышине, как чёрное вороньё над заревом пожара. Будто обожжённые, они заламывают крылья и падают в горящую реку, выплескивая снопы искр.

Всё ближе чайки, всё резче их крики.

И вдруг из красных волн стали выпрыгивать чёрные рыбки. Узкие, как листики ивы. Вылетят стоймя и стоймя же, хвостом вниз, падают в красную воду. Вот вылетел целый косячок и рассыпался веером. Вот опять: одна за одной, одна за одной!

Рыбьи пляски!

Гляжу во все глаза. Неужто и рыбья кровь вспыхнула в это удивительное красное утро?

А посреди реки, в сутолоке волн, движутся два чёрных пятнышка: пятнышко поменьше и пятнышко побольше. Из воды торчит плоская головка да спина горбинкой.

Вот нырнула, будто растаяла, а из воды тотчас выметнулись рыбки и заплясали: вверх-вниз, вверх-вниз!

Чайки увидали – упали, заломив крылья. Стали хватать рыбок прямо на лету.

Всё стало обыкновенным…

Солнце поднялось – и чёрные чайки стали белыми, чёрные рыбки – серебристыми, красная вода – серой. Лиловое облачко на горизонте шевельнулось и растаяло.

Хищники – чайки и выдра – вслед за пляшущими рыбками скрылись за поворотом реки.

А я сидел у коряги и записывал то, что видел.

Чуткая музыка всюду живёт,

Только прислушаться надо.

– Кто из вас понимает язык животных?

– Кого боится Заяц, назовите его врагов.

– Как вы понимаете выражение «заячья душа»?

– Каким показан Заяц в этом лесном разговоре? Почему вы так решили?

ЛЕСНЫЕ ШОРОХИ

Сорока и Заяц

– Слушай, Заяц, все говорят, что осина страсть горькая. А ты, смотрю, грызёшь её и даже не жмуришься!

– А я, Сорока, осинку на третье блюдо употребляю. Когда на первое только воздух свежий, на второе – прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще мёда покажется!

– Почему Заяц ел горькую осину и не жмурился? Что значат слова Зайца о том, что на первое блюдо у него только свежий воздух, на второе – прыжки по снегу?

– Какая главная мысль произведения?

На доске – иллюстрация (слайд) «Лесной разговор Лисы и Зайца».

– Прочитайте самостоятельно.

4. Творческое задание.

– Придумайте ответ Зайца Лисе. Сравните с тем, как это написано у автора.

IV. Итог урока.

Инсценировка диалога.

Заранее подготовленные дети в масках разыгрывают диалог-вывод Н. Сладкова «Заяц и Белка»:

– Ты слышал новость, Заяц?

– Я всё, Белка, слышу: эвон уши-то у меня какие!

– Так что же ты своими ушами слышал?

– Я слыхал, что тебя, Белка, Лиса съела!

– Ну, это что! А я вот слыхала, что ты, Заяц, Лису съел!

– Вот это да! Что же мне теперь делать?

– Известно что: глазам верить, а не ушам!

У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий,

Для чего чудеса из сказки,

Если в жизни их можно встретить?

с. Никулин

Сравнение произведений Н. Сладкова и Е. Чарушина.



Урок 21
Н. НОСОВ «ЗАТЕЙНИКИ»

Цели: познакомить с рассказом Н. Носова «Затейники»; развивать навыки беглого и правильного выразительного чтения; учить с помощью интонации передавать настроение и чувства героев, составлять план рас-сказа.

Ход урока

I. Организационный момент.

− Отгадайте загадку:

Он не знает ничего.

Вы все знаете его.

Мне ответьте без утайки,

Как зовут его? ... (Незнайка.)

II. Объявление темы урока.

На доске: рисунок с изображением Незнайки; выставка книг о сказочном герое.

− Какие книжки про Незнайку вы знаете? («Незнайка в цветочном городе», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».)

− Кто придумал Незнайку и его друзей из Цветочного города? (Это писатель Николай Николаевич Носов.)

− Если вы составите слово из данных слогов, то узнаете название рас-сказа Н. Носова.

На доске:ТЕЙ ЗА КИ НИ

− Какое слово получилось?(Затейники.)

− На уроке прочитаем рассказ «Затейники», составим его план.

III. Работа по теме урока.

− Ребята, а кого называют затейниками? (Тех, кто затевает интересные дела или игры.)

− Подберите синонимы к слову «затейники». (Фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки.)

Первичное чтение рассказа «Затейники» учителем.

– «Затейники» – первый рассказ, написанный Н. Носовым.

– Что вас рассмешило в этом рассказе? Что удивило?

Выборочное чтение.

− Кто герои рассказа? Назовите их имена. Большие они или маленькие?

– Какую игру затеяли ребята? Что они для этого сделали?

– Чего испугались ребята? Как об этом написано в рассказе?

– Почему ребята больше не стали играть в «Три поросёнка»?

– Доводилось ли вам играть в страшные и смешные истории из книг? Какие игры знаете вы?

– Стихотворение А. Барто познакомит вас с игрой, которая называется «Гуси-лебеди».

Стихотворение читает учитель или заранее подготовленные дети:

Малыши среди двора

Хоровод водили,

В «гуси-лебеди» игра,

Серый волк – Василий.

– Гуси-лебеди, домой!

Серый волк под горой!

Волк на них и не глядит,

Волк на лавочке сидит.

Собрались вокруг него

Лебеди и гуси.

– Почему ты нас не ешь? –

Говорит Маруся.

– Раз ты волк, так ты не трусь! –

Закричал на волка гусь. –

От такого волка

Никакого толка!

Волк ответил:

– Я не трушу,

Нападу на вас сейчас,

Я доем сначала грушу,

А потом примусь за вас!

А. Барто

Беседа по вопросам учебника.

Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм.

5. Составление плана и пересказ текста.

1. Чтение сказки «Три поросёнка».

2. Постройка домика.

3. Может быть, это серый волк?

4. Так и не стали играть в «три поросёнка».

− Используя план, перескажите рассказ по цепочке.

– Получилось ли у вас так же смешно, таинственно, страшно, как у автора? Почему? (Н. Носов использует диалоги, они делают рассказ смешным и интересным.)

Чтение рассказа по ролям.

– Прочитайте рассказ про себя и обозначьте карандашом роли. Обязательно ли читать слова автора? Какие из них можно не читать? Возьмите их карандашом в скобки.

– Подумайте, как (с какой интонацией) нужно произносить слова героев в каждом эпизоде.

IV. Итог урока.

− Интересным ли был для вас урок? Почему?

− У Н. Н. Носова много других произведений о детях. Книги писателя вы можете взять в библиотеке.

Учитель знакомит детей с выставкой книг Н. Носова.

Урок 22
Г. САПГИР «ЛЮДОЕД И ПРИНЦЕССА,
ИЛИ ВСЁ НАОБОРОТ»

Цели: познакомить с произведением Г. Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»; воспитывать положительное отношение к чтению.

Ход урока

I. Организационный момент.

− Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и дружны.

II. Объявление темы урока.

− На уроке познакомимся со стихотворением-сказкой Г. Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». Г. Сапгир писал стихи для взрослых, но узнали его именно как детского поэта. А начиналось все так…

«В 1960-е годы в Москве жило-было издательство, выпускавшее книжки для самых маленьких. Оно так и называлось – «Малыш». В этом издательстве жил-был главный редактор по имени дядя Юра, а если по-взрослому – Юрий Павлович Тимофеев. Он-то и попросил как-то раз поэта Генриха Сапгира: «А напиши-ка ты для нас стихи!»

– О чем? – спросил Сапгир.

– О чем угодно. Ну, например, о том, что на дворе апрель.

– А если апрель, то можно я напишу про котов?

– Хорошо, – сказал дядя Юра.

И получились такие стихи:

Мяу! Наконец тепло. Весна.

В апреле кошкам не до сна.

Не понимаю, как в апреле

Ребята могут спать в постели.

Гуляли бы себе по крышам

Под месяцем большим и рыжим.

− И после этого детские стихи посыпались у Сапгира, как яблоки с яблони, если её потрясти. Так появились на белый свет “Людоед и принцесса, или Всё наоборот”».

Кира Сапгир

III. Работа по теме урока.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: