Creativenn - Портал рукоделия

Троицкий собор

1513 в селе Новой Александрове слободе в осыпи соборная церковь каменная Покров Пресвятые Богородицы да у тое ж церкви два предела каменных (из писцовых книг Новоалександровой слободы 1675 года)

В конце XV — начале XVI века в новой Александровской слободе возводится загородная резиденция Великого Князя Московского Василия Иоанновича (1505 – 1533). Центром построек великокняжеского двора стал Покровский собор — третий по величине после Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Дата его освящения зафиксирована в богослужебном сборнике первой половины XVI в. библиотеки Троице-Сергиевой Лавры: «Лета 7022 (1513) декабря 11 священа бысть церковь Покров Святей Богородицы в новом селе в Олександровском, тогды ж князь Великий и во двор вшел».

Архитектура храма обусловлена ориентацией мастеров Василия III на главную святыню близлежащего Троице–Сергиева монастыря – храм во имя Святой Троицы. Кирпичная кладка стен, сводов и главы Покровского собора эффектно контрастирует с белокаменной кладкой столбов четверика, порталов, архитектурного декора и входных киотов, белокаменного подклета с обходной галереей. Особенности композиции и орнаменты украшающей храм резьбы представляют замечательный пример объединения итальянского декора и ранне-московской белокаменной резьбы начала XV в.

В начале XVII века шведский дипломат Петр Петрей де Ерлезунда так описывал облик Покровской церкви: «Камни ее расписаны разными красками так, что один черный, другой - белый и посеребренный, третий - желтый и позолоченный; на каждом нарисован крест. Все это представляет красивый вид для проезжающих дорожных людей».

Внутренним украшением храма стали выполненные в XVI веке красочные, разнообразные по своим повествовательным сюжетам фрески, а также царские трофеи — привезенные из Новгородского и Тверского соборов врата XIV века, установленные в западный и южный порталы. Первоначальный иконостас собора представлял собой каменную алтарную преграду с фресками. Поверх нее находились тябла с иконами деисусного чина. Каменный престол был обложен медными посеребренными пластинами, резная сень над ним была позолочена.

Главный престол собора первоначально был освящен во имя Покрова Божией Матери. В северной части открытой белокаменной галереи был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского, в южной – святителя Николая Чудотворца. Под алтарем, в белокаменном подклете, находилась крипта для захоронений.

Причт Покровского собора в XVII веке составляли протопоп, 2 попа, диакон, 2 пономаря, 3 сторожа и просвирница. Все они получали из царской казны денежное годовое жалование. Грамотой царя Алексея Михайловича с 1672 года его выдавали в Александровой слободе из кружечного двора «без московской волокиты». Кроме того, священнослужители получали жалование зерном (рожь и овес), а к праздникам – сукно на одежду. Из царских приказов поступали в собор ладан, церковное вино, воск на свечи, мука для печения просфор. Имевший редкий в то время высокий чин протопопа настоятель собора был старшим над священниками всех окрестных селений.

Молитвы к Богу в Покровском храме возносил во время посещений Александровой слободы его создатель Великий Князь Василий III Иоаннович. Царь Иоанн IV Васильевич был усердным богомольцем собора с декабря 1564 по декабрь 1581 года. В 1645 году в Покровском соборе молился Царь Михаил Феодорович, в дар он оставил вызолоченный потир и большое серебряное кадило. В 1671 году приезжал Царь Алексей Михайлович.

Царь Феодор Алексеевич (1676-1682), ежегодно посещавший Успенскую девичью обитель в 1676-81 годах, был в Покровском соборе 29 ноября 1676 года, 30 сентября 1680 года слушал всенощное бдение на престольный праздник Покрова, а за Литургией молился 1 октября в Никольском приделе.

К 1682 году приходской Покровский собор перешел в ведение Успенского монастыря, и, вероятно, в это же время был переосвящен в честь Пресвятой Троицы. Жалование протопопа стал получать монастырский духовник, служили с тех пор в церкви монастырские священники и диаконы, а просфорница стала не нужна, так как просфоры пекли отныне монахини.

В сентябре 1687 года, к приезду в монастырь царя Петра Алексеевича, в Троицком соборе московскими царскими мастерами был поставлен новый пятиярусный иконостас, сохранивший и часть икон XVI века. Перед ним в 1696 году затеплились 6 серебряных с золочеными украшениями лампад и 7-я подъемная, подаренные Царевичем Алексеем Петровичем для поминовения своей бабушки — царицы Наталии Кирилловны.

В сентябре 1700 года в бывшем Никольском приделе освящен престол в честь праведного Симеона Богоприимца (упразднен в 1870 году).

К началу XVIII века окружающая собор галерея была закрыта, объединив в одно здание две западные белокаменные палаты, где помещались богатая ризница и монастырская библиотека с коллекцией рукописей, документов и старопечатных книг.

В XVIII-XIX вв. в Троицком соборе неоднократно производились большие ремонтные работы. На средства купца Зубова в Сергиевском приделе в 1852 году был установлен новый резной позолоченный иконостас, а к 1889 году в таком же стиле на средства александровских купцов Первушиных – пятиярусный в центральном храме, с сохранением старых икон. В 1887-89 гг. под руководством археолога Г.Д. Филимонова художником-живописцем А.Д. Белоусовым очищены от трехслойной записи масляными красками алтарные росписи и 6 фресок на столбах, а по нижней части стен открыты хорошо сохранившиеся полотенца.

Весной 1922 года комиссией по изъятию церковных ценностей были вывезены многие драгоценные оклады, ризы и венцы с икон, а наиболее ценные предметы переданы местному музею. В январе 1923 года Троицкий собор был отобран у монастыря и передан в ведение музея, которым использовался как склад для хранения реквизированных церковных ценностей из храмов и монастырей Александровского уезда, а с 1931 года – как антирелигиозный отдел.

В мае 1923 г. в ходе реставрации архитектор П.Д. Барановский снял с Троицкого собора 4 поздних главы (1824-25 гг.). В 1926 году была смыта позолота с иконостасов, а вскоре разобран и сам иконостас собора.

В 1927 году размещенными на территории беспризорниками из Троицкого собора были украдены несколько подсвечников и лампад. В последующие годы наиболее ценные иконы и оклады, церковная утварь, рукописи, изразцы были вывезены в фонды Государственного Исторического музея (г. Москва) и Владимиро-Суздальского музея (г. Суздаль).

По неотступным просьбам верующих в 1946 году власти разрешили возобновить богослужения в Троицком соборе монастыря. 24 августа (в день памяти преп. Корнилия) он был передан в аренду приходской общине и на долгие годы стал единственным действующим храмом в районе.

В эти трудные для церкви годы священнослужителями в нём были образованные, высокой духовной жизни пастыри: протоиереи Петр Успенский, Николай Харьюзов, Леонид Розанов, Андрей Бородачёв, профессор протоиерей Андрея Сергеенко, протодиакон Сергий Зензивеев и другие. Почти все они перенесли страдания за веру: тюрьмы и лагеря, унижения и притеснения. Среди прихожан храма были уцелевшие монахини, которые пели на клиросе, прислуживали в алтаре.

Утраченный иконостас был заменен новым, выполненным в стиле позднего классицизма, из церкви села Покрова. В конце 1940-х годов под руководством архитекторов П.С. Полонского и Н.В. Сибирякова значительно обветшавший храм на средства прихода был отремонтирован. Удалены два боковых крыльца, сделана отмостка вокруг храма с отводом воды, восстановлены подклеты, отремонтирован купол и устроено водяное отопление. В 1980-х годах Владимирской реставрационной мастерской были произведены пробные расчистки фресок XVI в., а также поновлена фресковая живопись купольной части, северной и западной стен основного объема.

С открытием монастыря 1 января 1992 года в Троицком соборе возобновились богослужения по монастырскому уставу и чтение неусыпаемой псалтири. В мае 1995 года в соборе были помещены обретенные мощи преподобного Корнилия (†1681), перед которыми стали служиться молебны. За два десятилетия монастырем произведены большие ремонтно-реставрационные работы, закончено восстановление уникальных фресок. В 2010 году воссоздан пятиярусный тябловый иконостас.

Ансамбль Троицко-Успенского собора в Кинешме можно увидеть на возвышенности на берегу Волги, на территории старого городского укрепления. Комплекс состоит из двух соборов: летнего Троицкого и зимнего Успенского.

Каменный Успенский собор построили в Кинешме примерно на том месте, где в Кинешемской крепости стоял деревянный Спасо-Преображенский соборный храм, сожженный поляками в 1609 году. В некотором смысле каменная церковь стала памятником тогдашним защитникам города.


Саша Митрахович 03.04.2018 08:21


Деревянный предшественник каменного Успенского собора возвели в прежней «осыпи» (так в документах XVII столетия называется Кинешемская крепость, основанная, как предполагается, в конце 1530-х годов). Находилась она примерно на том месте, где сейчас возвышается Успенский собор. И имела посвящение в честь Преображения Господня.

Во в 1609 году польский отряд пана Лисовского, разгромив местное ополчение, ворвался в крепость. Как случалось в подобных случаях, все самое ценное, включая особые святыни и важные документы, было снесено в собор; там же закрылись те из горожан, кто не мог держать в руках оружие. В храме, подожженном поляками, они и погибли.

Следующие по времени сведения об Успенском соборе относятся уже к 1745 году, то есть к периоду его строительства и освящения, среди новых каменных храмов, построенных в ней в 1720—1750-х годах, значился и каменный собор. Его освятили в 1745 году.


Саша Митрахович 03.04.2018 09:00


Не слишком богата на «громкие» события. Пожалуй, самое интересное в начальной истории собора — это его превращение в соборный комплекс, ныне являющийся главным символом Кинешмы. В 1798 году рядом с Успенским собором поднялась стройная колокольня, а спустя сорок лет — зимний Троицкий собор. Все это, к счастью, пережило советское лихолетье и сохранилось до наших дней. Тоже ведь своего рода чудо.

Менялся внешний вид и самого Успенского собора. В начале XIX века к храму с запада пристроили низкий притвор с двухколонным портиком; в середине столетия собор обзавелся двумя приделами — их освятили во имя и равноапостольного князя Владимира. В начале XX века приделы надстраивались — видимо, тогда же они приобрели эклектичный, в духе времени, декор. Большие работы производились в соборе в 1850-х годах.

В 1940-х годах Успенский собор был разграблен, следы его дореволюционных святынь затерялись.


Саша Митрахович 03.04.2018 09:00


Складывался постепенно. В самом конце XVIII столетия у северо-западного угла Успенского собора построили отдельно стоящую колокольню. Это — архитектурная доминанта дореволюционной (да и нынешней) Кинешмы. Стиль сооружения — переходный от барокко к классицизму, что очень характерно для провинциального зодчества той поры.

Давно замечено — на «сломах» стилевых эпох, когда новое борется со старым, не забывая заимствовать у последнего наиболее выразительные элементы, нередко появляются удивительные произведения искусства, которые можно условно назвать «синтетическими». Такова кинешемская соборная колокольня — шедевр в своем роде.

Успенский собор

Чтобы понять, как первоначально выглядел Успенский собор Кинешмы, нужно мысленно лишить его западного притвора, выполненного в , и обоих приделов. Тогда увидим простой двусветный четверик с аттиком, увенчанный пятиглавием. Форма — знакомая и весьма архаичная для середины XVIII столетия, когда строился Успенский собор.

В это время в столицах уже доживало свой век и на первые роли готовился выступить классицизм, но в провинции процесс смены стилей шел гораздо медленнее, и главными достоинствами храмов по-прежнему считались добротность исполнения, «крепкость» и следование вековым традициям — в данном случае, владимиро-суздальским и ярославско-костромским, на скрещении которых возводились тогда церкви по всей округе: в Ивановской и Костромской областях подобных храмов, относящихся, в общем-то, к уже «барочному» времени, но выглядящих гостями из прошлых веков, сохранилось немало. Таков и Успенский собор.

Из относительно новых деталей в нем можно отметить лишь восьмиугольные окна апсид да аттик — этот барочный элемент кто-то из местных мастеров подсмотрел в Москве и решил использовать в своей практике. Кто это был — не известно, однако вскоре аттик в «ивановских» церквах стал более чем привычен, почти обязателен. При этом заметим, что украшен аттик в нашем случае арочными нишами, выполняющими роль ложных закомар, то есть и здесь сказалось подозрительное отношение ко всякой «новизне»: ее решили «смягчить» приемами, заимствованными в древнерусском зодчестве.

Впрочем, совсем уж «старообразным» Успенский собор не смотрится, ибо позднейшие пристройки и перестройки превратили его в гибрид, в котором зазвучали ноты и классицизма первой половины XIX века, и эклектики рубежа XIX—XX столетий. Насколько гармоничен вышел результат, однозначно не ответить — мнения на сей счет высказываются разные.

Колокольня

Отойдя от нее на несколько десятков метров («большое видится на расстоянии»), рассмотрим колокольню подробнее. Перед нами — пять ярусов, в плане — уменьшающихся в высоту квадратов. Иногда, впрочем, говорят о четырех ярусах, иногда — о шести; и все это верно, ибо счет зависит от того, что мы называем «классическим» ярусом. Нижний ярус украшен рустом и оформлен пилястрами, второй, третий и четвертый — портиками тосканского ордера, причем если во втором ярусе портики увенчаны хорошо знакомыми нам треугольными фронтонами, то в четвертом роль фронтонов играют выступы карниза, обрамляющие люкарны. То есть нижние три яруса исполнены в «беспримесной» стилистике классицизма, но выше архитектурная структура усложняется элементами барокко. С дальнейшим движением в высоту барочная составляющая «сгущается», чему причиной и граненая форма кровель, с плавными, «колоколообразными» гранями, и напоминающее вазу основание шпиля, стрелой вонзающегося в небо. Выглядит все это довольно необычно, но эстетически убедительно.

Троицкий собор

К двадцати метрах к западу от летнего Успенского собора в 1838 году возвели теплый Троицкий собор. Дата постройки не обманет — это, разумеется, высокий классицизм. На низком основном четверике, дополненном с трех сторон четырехколонными портиками, а с востока — апсидой, покоится мощный световой барабан, перекрытый «приплюснутым» граненым куполом. Изначально других куполов у Троицкого собора не имелось — боковые главы с глухими барабанами появились лишь в начале XX столетия. В плане храм — крестообразный; центральный барабан опирается на четыре столпа. В соборе сохранились академические росписи XIX века.

Автор Троицкого храма нам известен — проект здания подготовил архитектор Иван Ефимович Ефимов (1795—1841), в свое время достаточно известный. Будучи незаконнорожденным сыном отставного офицера-дворянина, он стараниями отца попал в Академию художеств, которую в 1815 году окончил с большой золотой медалью. С 1819 года и до самой смерти Ефимов служил губернским архитектором в Нижнем Новгороде. Был очень плодовитым мастером, ежегодно «выдавая» по нескольку десятков проектов. Правда, многие из них являлись «эхом» утвержденных «образцов», но «эхом» творческим — Иван Ефимович не занимался умножением копий, а всякий образцовый проект глубоко перерабатывал. Так же он поступил и с проектом Троицкого собора, гармонично вписавшегося в складывавшийся соборный комплекс.

Ограда

В середине XIX века территория Троицко-Успенского собора была обнесена кованой оградой с тремя воротами, из коих парадными считались (и считаются) южные; в начале XX столетия в юго-западном ее углу выросла каменная сторожка. На этом формирование соборного комплекса завершилось.


Саша Митрахович 03.04.2018 09:12


Главный вход в Успенский собор находится с запада, он устроен в притворе, в полукруглой части которого прорублены три широких дверных проема: нужный нам — центральный, украшенный двухколонным портиком.

Из притвора посетитель попадает в основной четверик, разделенный колоннами на три нефа. С пристройкой боковых приделов храм стал пятинефным.

Выглядит необыкновенно торжественно, что вообще характерно для соборных храмов, построенных в XVIII— XIX веках. И дело даже не в размерах четверика, которые, в общем-то, не слишком размашисты, а, во-первых, в немалой высоте храма; во-вторых, в его прекрасной освещенности и, в-третьих (но не в-последних), в академических росписях, сплошным ковром покрывающих стены, своды и столпы собора.

Что касается столпов, то их восемь: самая восточная пара и две западные пары имеют круглое сечение; средняя же с востока пара — квадратное. При этом полностью «доступны» обозрению лишь четыре западных столпа — восточные «принадлежат» алтарю, отделенному от помещения для молящихся иконостасом: он примыкает к западным плоскостям квадратных столпов. Таким образом, площадь алтарь занимает весьма солидную — не менее трети площади всего четверика.

Царские врата центрального иконостаса оформлены четырехколонным портиком с треугольным фронтоном, над которым установлено резное Распятие с предстоящими, «заключенное» в арку. В приделах иконостасы попроще, но тоже не без некоторой торжественности.

Перекрытие основного четверика — довольно сложное: это система сомкнутых и цилиндрических сводов с распалубками, опирающихся на столпы и стены.

Фрески Успенского соборного храма

Как мы помним, она была возобновлена в 1855 году, однако позже поновлялась — в начале XX столетия некоторые композиции были написаны заново. Как утверждается в одном из описаний Успенского собора, колорит масляных росписей в процессе реставраций и поновлений оказался «сильно огрублен».

Расположены «фрески» в три яруса — как на стенах, так и на столпах. Темы стенных росписей — евангельские события и Деяния апостолов. Композиции на столпах в нижнем ярусе изображают святых, выше же иллюстрируют не вполне традиционные сюжеты: притчи, видения Апокалипсиса и пророка Исайи.


Саша Митрахович 03.04.2018 09:27


Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Собор действует.

Престолы : Успения Пресвятой Богородицы, Александра Невского, Владимира равноапостольного.

Год постройки : 1745.

Работает церковная лавка.

Собор Троицы Живоначальной.

Собор действует

Престолы : Троицы Живоначальной, Алексия, митрополита Московского, Михаила Архангела, Покрова Пресвятой Богородицы.

Год постройки : 1838.

Архитектор : Висконти, Ефимов.

Троицко - Успенский собор, состоящий из двух храмов (Троицкого (1838 г.), Успенского (1745 г.)) и колокольни (1798 г).

Расположен на высоком крутом берегу Волги, на территории бывшей крепости. Самая ранняя постройка комплекса - Успенский собор, сооруженный в 1745 г. Затем была возведена стройная колокольня, в облике которой явно ощущаются костромские архитектурные традиции. В 1838 г. по проекту архитекторов И. Ефимова и Д. Висконти создан Троицкий собор. Все сооружения комплекса выполнены из кирпича и оштукатурены.

В достопамятные времена на месте нынешних Успенского и Троицкого соборов стоял деревянный храм. Он сгорел вместе с прятавшимися в нем жителями во время польской осады в 1609 году. Новый каменный собор был поставлен в 1745 году и посвящен Успению Божией Матери. Каждый год 28 августа крестным ходом под звон колоколов отмечается в Кинешме престольный праздник. По городу плывут осенние пышные букеты цветов, поддерживаемые парчой духовенства и окружающие распростертую над толпой плащаницу Богородицы. В этот день совершается чин погребения Пресвятой Девы. Кинешемский собор - один из немногих в стране, где этот чин совершается по всем канонам.

Успенский собор почти всё атеистическое время оставался действующим. В соборе сохранилось много старинной церковной утвари и икон. Особенно стоит отметить местно чтимую икону Божией Матери Феодоровской времен царя Михаила Федоровича - список с чудотворной костромской иконы, созданный примерно в одно время с оригиналом, и мироточивую Иверскую икону Богородицы. А также Евангелие того же времени, напечатанное при патриархе Филарете.

Троицкий собор моложе Успенского на век, и воздушность его росписей подчеркивается многооконным куполом, благодаря чему, весь собор как будто залит светом. С 1866 года, в связи с учреждением Кинешемского викариатства, соборы эти стали кафедральными. В дни престольных праздников служение под их сводами совершает епископ. В Успенско - Троицком соборе хранится ковчег с мощами многих великих святых. В дни памяти святых ковчег выносится на поклонение.

Рядом с соборами возвышается колокольня-звонница - одна из лучших в Ивановской области колоколен, сооруженных в стиле, переходном от барокко к классицизму. Стройное четырехъярусное сооружение состоит из постепенно уменьшающихся в плане четвериков и завершено граненой купольной кровлей с люкарнами, над которой поднимаются еще два четверика, увенчанные вазообразной главкой и высоким шпилем, устремленным в небо.

Кинешемский Троицко-Успенский кафедральный собор Кинешемской епархии , храмовый комплекс соборного прихода города Кинешмы

Троицко-Успенский собор на деле представляет из себя архитектурный ансамбль из двух кафедральных соборов - Троицкого и Успенского, колокольни и дома священника. Он расположен на высоком берегу Волги, на территории бывшей кинешемской крепости. Композиционно ансамбль слагается из развитых приземистых объёмов церквей, расположенных на одной оси (Успенский собор на востоке, Троицкий - на западе) и связанных между собой лаконичной вертикалью колокольни. Этим зданиям аккомпанирует простая и единообразная двухэтажная обстройка. Взаимное расположение зданий ансамбля и кварталов окружающей застройки образует две площади: внутреннюю - замкнутую, ограниченную объёмами церквей, дворовыми постройками и оградой (юго-западный угол ограды заменяет каменная сторожка); и внешнюю - ограниченную с трёх сторон Троицким храмом и кварталами городской застройки. С северной стороны площадь открывается на Волжский бульвар. Ансамбль имеет крупный масштаб, характерный для площадей эпохи классицизма . Архитектура сооружений обладает высоким художественным совершенством, великолепно использованы природные особенности местности. Ансамбль хорошо просматривается со стороны реки и доминирует над окружающей застройкой, являясь главной архитектурной достопримечательностью Кинешмы.

Возникновение соборного ансамбля

Первой постройкой будущего соборного комплекса стал летний кирпичный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы . Храм был построен в году на средства прихожан. Основным вкладчиком в его строительство выступил соборный дьячок И. А. Попов. В году была возведена стройная колокольня , в облике которой явно ощущаются костромские архитектурные традиции. В начале XIX века к западному фасаду Успенского собора был пристроили низкий притвор .

В середине XIX века территория комплекса была обнесена каменной оградой с кованой железной решёткой и тремя воротами. В году к Успенскому собору были пристроены два придела: правый во имя благоверного великого князя Александра Невского и левый во имя равноапостольного великого князя Владимира . В году в Успенском соборе был произведён капитальный ремонт, сделан новый иконостас и подновлена настенная роспись. В году, по-видимому, была перестроена центральная часть церкви. В начале века были надстроены два боковых придела . К этому же времени относится и возведение куполов на кровле собора, пропорции и характер архитектурного решения которых типичны для эклектических веяний архитектуры той эпохи. Также в начале XX века на однокупольном Троицком соборе были возведены ещё четыре главы на массивных барабанах. Около тех лет появилась и каменная сторожка.

Поругание и восстановление

Соборы были закрыты в году и превращены в гаражи, но в году вновь открыты. По другим данным Успенский собор был закрыт с по год: в то время произошло его разграбление, исчез мраморный иконостас. В году соборный ансамбль был выявлен как памятник культовой архитектуры и поставлен на государственный учёт, а с года находился под государственной охраной как памятник республиканского (федерального) значения.

В году Троицкий храм подвергся разграблению и осквернению. Многие древнейшие иконы были сожжены на соборной площади. Троицкий собор был вторично закрыт в году. В году в нём была проведена реставрация - были восстановлены разрушенные ранее четыре барабана и перекрыт купол центрального барабана.

Тем временем Успенский собор продолжал действовать. С по год приходским советом Успенского собора в нём четырежды производилась реставрация и промывка центрального придела. Был расписан центральный купол, а в году - левый и правый приделы. Были выполнены также три резных иконостаса и вызолочены с добавлением лепки на колоннах.

В году на территории ансамбля были снесены все деревянные хозпостройки и на их месте, вдоль южной ограды построены два одноэтажных здания из кирпича. До года в Троицком соборе размещалась картинная галерея, после чего храм и прочие постройки соборного ансамбля были возвращены Русской Православной Церкви . Соборный комплекс получил наименование "Троицко-Успенского собора", ставшего главным кафедральным собором образованной в году Кинешемской епархии . Канцелярия разместилась в бывшей соборной сторожке.

Храмы, архитектура

Успенский собор

Летний кирпичный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы является крупным храмом соборного типа, архитектура которого, развивающая древнерусские традиции, характерна для провинциального зодчества. Собор представляет собой пятинефный (первоначально был трёхнефным), пятикупольный , шестистолпный храм. В объёмно-пространственном отношении это кубический двусветный четверик под четырёхскатной кровлей к которому по бокам примыкают два поздних пониженных придела . Каждый из пяти нефов заканчивается полуциркульной в плане апсидой ; две придельные апсиды отодвинуты западнее трёх высоких апсид главного алтаря. Перед западным фасадом к главному входу пристроен удлиненный объём баптистерия , завершённый скруглённой папертью . Основной объём храма перекрыт системой сомкнутых и цилиндрических с распалубками сводов и куполов , имеющих снаружи шлемовидную форму и опирающихся на цилиндрические световые барабаны , прорезанные четырьмя (центральный - шестью) оконными проёмами. Система перекрытий поддерживается несущими стенами и опорными столбами. Боковые нефы перекрыты системой цилиндрических сводов и распалубками, апсиды - сферическими полукополами.

Декоративное убранство фасадов главного объёма лаконично и традиционно: гладкие оштукатуренные стены, арочный фриз , простой уголковый карниз; углы декорированы пилястрами . Поверхность световых барабанов гладкая, нерасчленённая. В невысоком аттике - арочные нишки на месте закомар . Боковые фасады четверика закрыты приделами, и его редко расположенные высокие оконные проёмы видны лишь на западном фасаде и на основных апсидах: в нижнем ярусе они везде прямоугольные, в верхнем ярусе на западном фасаде - арочные; все эти проёмы помещены в довольно глубокие арочные ниши. В верхнем ярусе основных апсид - крупные восьмиугольные окна. Апсиды приделов обработаны дощатым рустом . Нижние окна здесь арочные, верхние - круглые, в ленточных наличниках . Боковые фасады приделов характеризует дробность композиции и сухость декора, свойственные периоду эклектики . Поверхность стен сильно расчленена фигурными пилястрами, колонками, ширинками и другими деталями. Притвор выполнен в стиле провинциального классицизма . В западной скруглённой части притвора расположены три широких арочных дверных проёма; средний выделен двухколонным тосканским портиком с пологим фронтоном. Средний неф шире ближайших боковых, но уже придельных; он ограничен с каждой стороны четырьмя столпами (два квадратных, остальные восьмиугольные). Между ними и стенами перекинуты арки, делящие пространство храма на ячейки, перекрытые лотковыми сводами. Алтарные апсиды имеют цилиндрические своды, переходящие в конхи . Над притвором - низкий коробовый свод с распалубками над окнами.

Интерьеры собора расписаны масляной живописью на библейские сюжеты. Сохранился деревянный резной иконостас , металлическая утварь, люстры и прочее убранство начала века. Во всех приделах Успенского собора устроены святые престолы и жертвенники художественной работы. Полы кафельные, орнаментированные. Кирпич имеет размеры 30х15х7,5 см.

Троицкий собор

Зимний кирпичный собор во имя Живоначальной Троицы это крупное монументальное здание, крестообразное в плане, решённое в формах позднего классицизма . Собор представляет собой квадратный четверик под низкой четырёхскатной кровлей завершённый крупным центральным световым барабаном и четырьмя поздними ложными на углах; все они увенчаны пологими куполами . На востоке к четверику примыкает полукруглая апсида чуть меньшей высоты, к боковым стенам - четырёхколонные портики дорического ордера . На западе аналогичный портик слегка выдвинут за счёт небольшого притвора и возвышается на подиуме, к которому ведут шесть ступеней.

Строгие, гладко оштукатуренные фасады венчает антаблемент дорического ордера. В алтарной апсиде он является завершением, в портиках - основанием для фронтонов, а на четверике - для высокого аттика . Арочные окна помещены в неглубокие ниши той же формы. Карниз центрального барабана включает фриз , декорированный тонкими ступенчатыми кронштейнами. Окна барабана, аналогичные четверику, завершены архивольтами , опирающимися на импосты , и объединены проходящей на уровне импостов профилированной тягой.

Внутреннее пространство собора четырёхстолпное . Центральный барабан опирается на подпружные арки и паруса. Алтарь перекрыт конхой , угловые компартименты - крестовыми сводами , рукава креста имеют плоские перекрытия. Внутренние и наружные поверхности стен оштукатурены.

Масляная роспись на сводах, подпружных арках и в люнетах рукавов выполнена в середине XIX века, на куполе, барабане и в парусах - в конце того же века. Вся живопись поновлялась в начале века. Стиль первоначальных росписей, выдержанных в приглушённых тёплых тонах (коричневатых, тёмно-красных и розоватых), можно определить как переходный от классицизма к академической манере. Это проявляется в уверенном, но мягком рисунке, где порой разворот фигуры анфас сочетается с профилем лика; в многофигурных, часто довольно глубинных композициях. Живопись в куполе в холодных разбелённых тонах выполнена в духе позднего академизма. В куполе изображен Господь Саваоф , в простенках барабана - апостолы и избранные святые , в нижней части барабана - четыре композиции на библейские сюжеты, в парусах - евангелисты . На склонах сводов, в рукавах креста написаны евангельские события (исключая восточные склоны северного и южного рукавов, где изображены архангел Михаил и сюжет "Похвала Пресвятой Богородицы ". Стенописью украшены и люнеты в торцах рукавов. На склонах подпружных арок - гризайльные фигуры архангелов . Все композиции заключены в пышные псевдобарочные обрамления с картушами ., над которой поднимаются ещё два четверика, увенчанные вазообразной главкой и высоким шпилем. Стены нижнего яруса покрыты дощатым рустом , веером сходящимся к арочным проёмам (на северном и южном фасадах) и нишам (на западном и восточном). По сторонам арок помещены по две пилястры и по одной - на западающих флангах фасадов. В последующих ярусах в декоре использованы трёхчетвертные колонны тосканского ордера : на фасадах второго и третьего ярусов - это четырёхколонные портики, в четвёртом - двухколонные. Усложняют пластику объёмов аналогичные колонны на углах ярусов - в духе барокко . Во втором ярусе портики завершены треугольными фронтонами, в четвёртом роль фигурных фронтонов играют обрамления люкарн. Внутреннее пространство первого яруса колокольни вытянуто по оси север-юг. В толще западной стены размещена внутристенная лестница, в противоположной стене устроена шахта.

Сторожка

Небольшое одноэтажное здание, архитектура которого характерна для периода эклектики . Кирпичные стены побелены по кладке. Прямоугольный объём завершён двускатной кровлей с оригинальным перспективным фронтоном-щипцом; в его вершине - крупное прямоугольное подвышение. В разрыве венчающего карниза помещён выложенный в кирпиче крест. По углам фасадов - широкие огибающие лопатки. Тонкая тяга проходит в основании окон - небольших, с лучковыми перемычками, - в простых рамочных наличниках.

Ограда с воротами

Прясла ограды подняты на высокий кирпичный и оштукатуренный цоколь. Квадратные столбы увенчаны низкими шатриками с вогнутыми гранями. Металлическая решётка представляет собой вертикально поставленные прутья-пики, соединённые волютообразными завитками (вдоль набережной - кольцами), в цоколе и в основании столбов помещены филёнки. Двое ворот (обращённые к Советской площади и к набережной - Волжскому бульвару) представляют собой простую арочную конструкцию, несущие столбы которой оформлены неглубокими арочными и прямоугольными нишками. Главные ворота, ориентированные на Советскую улицу, решены в виде массивных прямоугольных пилонов, прорезанных арочными проёмами калиток (полотнища ворот и калиток не сохранились). Арки дополнены архивольтом

  • Богданов Александр Витальевич, "Успенский кафедральный собор", сайт Русские Церкви :
    • http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=ivanovo&page=211
  • "О соборе", блог Кинешемского Троицко-Успенского собора:
    • http://kinsobor.blogspot.ru/p/c.html (материал использован частично)
  • "О храме", официальный сайт прихода Кинешемского Троицко-Успенского кафедрального собора:
  • Успенский собор Троице-Сергиевой лавры был заложен по указу царя Ивана Грозного, а освящен только спустя 26 лет. Собор является наиболее крупным храмом в Лавре и самым популярным среди туристов. Летом здесь совершаются праздничные богослужения, проходят музыкальные выступления лаврского хора.

    Троице-Сергиева лавра

    Православный монастырь Троицы, основанный прп. Сергием Радонежским в 14 в., уже несколько столетий считается крупнейшим центром духовного православия и наиболее почитаемой русской святыней.

    В 17 веке монастырь выдержал многомесячную осаду польско-литовского войска (15 тыс. воинов). Защитники монастыря в количестве 3 тыс. человек выдержали осаду, благодаря не только своему мужеству, но и чудесному явлению Сергия Радонежского.

    С 1744 года монастырь с почетом был переименован в Лавру, вокруг нее постепенно стали строиться другие монастыри и скиты, духовно с ней связанные. В 1814 г. после пожара в Москве сюда переехала Духовная академия, являющаяся самым старым вузом России.

    С 1920 по 1945 годы Лавра была закрыта, а на ее территории временно размещались Историко-художественный музей и жилые помещения, затем с 1946 г. началось ее возрождение.

    История строительства

    Успенский собор Троице-Сергиевой лавры называют храмом-памятником из-за того, что его возведение ознаменовало триумфальное падение Казанского ханства. Строительство храма велось в течение 26 лет и завершилось только в 1585 году. Обряд освящения совершил митрополит Дионисий, при этом присутствовал царь с женой.

    Величественный собор расположен в центре Лавры. Строился он в византийском стиле по образцу собора в Московском Кремле (арх. А. Фиораванти из Италии), но стены возводили из кирпича (толщина 2,25 м). Строители при возведении храма обратились к русским традициями и сделали 6 пилонов с прямоугольным сечением. Успенский собор в Троице-Сергиевой лавре венчает 5 куполов, центральный — золотой, посвященный Спасителю, остальные четыре - голубые, со звездами, - посвящены Богородице.

    Который характерен для зодчества городов Золотого Кольца был использован при возведении собора. Ранее с запада к собору была пристроена открытая паперть, затем ее заменили в 18 в. на крыльцо, расписанное по указаниям митрополита Платона.

    Внутреннее убранство храма

    Успенский собор Троице-Сергиевой лавры и, особенно, его внутреннее пространство удивляют своими огромными размерами и ярким светом, поступающим через оконные проемы. Огромные пилоны (3х3 м) поддерживают с пятью барабанами.

    Нефы и стены фасадов в центре превосходят по ширине остальные. Сзади иконостаса расположены хоры с 3-ярусной галереей.

    Почти 100 лет стоял нерасписанный Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. Год 1684 стал знаменательным в его истории: на деньги архиепископа Моисея Рязанского наняли артель из 25 иконописцев под началом мастера Д. Плеханова. За одно лето они раскрасили стены, столпы и свод фресками на библейские темы, которые до наших дней практически сохранились в целости. Моисей Рязанский был торжественно погребен в стенах Успенского собора рядом с другими архиепископами.

    Росписи на стенах — светлые воздушные фрески в синих, сиреневых, голубых и фиолетовых тонах. На северной и южной стенах в четыре ряда изображены евангельские сюжеты (Божья Матерь, а на западной — сцены Страшного суда с большим количеством фигур и деталей.

    Монументальные росписи с изображениями благоверных князей (Александра Невского, Владимира Киевского, царевича Дмитрия и др.), мучеников и святых в полный рост расположены на всех 6 столбах, которые подпирают своды. Религиозные фрески есть и на оконных откосах и сводах. Изнутри храм смотрится нереально высоким и торжественным.

    В интерьере собора сохранились также литые паникадила 17 в., сделанные из бронзы мастерами Московской Оружейной палаты в подарок монастырю от семьи Яновых.

    Главный алтарь имеет 2 придела:

    • великомученика покровительствующего царя Федора Иоанновича;
    • жены Бориса Годунова — мученицы Ирины.

    Более поздний придел— святителя Николая Чудотворца — был построен в 17 в. во времена защиты монастыря от нашествия польско-литовских воинов.

    Святыни Успенского собора

    На южной стороне в помещении собора на постаменте находится гроб Сергия Радонежского, в котором он был погребен (1392), а затем через 30 лет в нем были обнаружены его мощи. В 16 веке по указу Ивана Грозного была сделана серебряная рака, стоящая сейчас в Троицком соборе. В годы, когда мощи лежали в гробу, паломники, приходящие в собор, обязательно прикладывались к нему и пытались откусить его кусочек, чтобы унести с собой. В течение нескольких лет одна из стенок стала разрушаться, и ее пришлось укрепить металлическими скобами, а также заключить гроб в стеклянный саркофаг.

    Успенский собор Троице-Сергиевой лавры является местом захоронения коронованных особ и известных православных деятелей. Внутри собора установлены надгробия королевы Марии Владимировны и королевны Евдокии, а также архиепископов (Моисея Рязанского, Августина Московского, который поднимал дух воинам в 1812 г.) и митрополита Москвы Макария (написавшего книги по богословию).

    Многие туристы приезжают сейчас с целью поклониться мощам святителя Иннокентия, православного епископа Камчатки и Америки, считающегося покровителем всех изучающих иностранные языки, и преподобного Максима Грека.

    В теплые месяцы в храме совершаются богослужения и литургии.

    Захоронение семьи Годуновых

    Слева от входа в Успенский собор Троице-Сергиевой лавры располагается усыпальница Годуновых. Построена она в 18 веке в виде каменной палатки (на месте бывшего трапезного притвора), вплотную примыкающей в стене собора. Внутри нее расположены гробницы Бориса Годунова и его жены Марии и сына Федора (они были убиты по приказу самозваного царя Дмитрия, а тела были привезены сюда в 1606 г.) и дочери-красавицы Ксении (умершей монахиней в 1622).

    При вскрытии могилы в 1940 г. достали их вещи, сохранившиеся очень хорошо: шелковую рубаху Федора, башмаки царевны (вещи теперь выставлены в музее), но само захоронение оказалось разоренным, т. к. черепа были выброшены.

    Крипта собора

    Крипта Успенского собора Троице-Сергиевой лавры расположена под самим собором, а вход в нее — с южной стороны. Она была построена в 19 в. для захоронения митрополитов Сергия и Леонтия, тогда же здесь были освящены приделы с алтарем. Уже в 20 в. здесь строятся еще два придела, в центре — усыпальница 2 патриархов — Алексия I (1970) и Пимена (1990). В помещении крипты на витринах выставлены части церковного облачения и личные вещи, фото.

    Крипта открыта для свободного доступа посетителей, в ней совершаются молебны, происходит раздача освященного масла.

    Иконостас

    Самый первый иконостас собора был разрушен, теперь на его место поставлен другой.

    Иконостас Успенского собора Троице-Сергиевой лавры состоит из 5 ярусов с оправами икон из золота либо резьбы, увитыми виноградными лозами и содержит 76 икон, в основном конца 17 в.

    Иконостас из пяти рядов венчает Распятие с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом, в обрамлении резных узоров с подсолнухами, розами и виноградными гроздьями. Резьба присутствует также на раме иконостаса, колонках алтаря в виде переплетений веток виноградной лозы, а на фризах — диковинных цветов. Вся резьба изображает «райские сады». Вверху Креста изображения херувимов, а венчает все царская корона.

    Многие иконы сделаны с участием знаменитого иконописца одна из известных - «Тайная вечеря» (1685), которая сейчас находится в музее монастыря.

    Все иконы и резные декоративные элементы за прошедшие столетия несколько раз были поновлены, что подтверждают пробы реставраторов (все иконы имеют 3-4 слоя). Последний раз иконы были обновлены в 1986-1988 гг. в связи с их аварийным состоянием. Тогда же была обнаружена оригинальная икона 16 века «Успения Пресвятой Богородицы», которая показалась после снятия двух слоев более поздних икон, нарисованных сверху.

    Мозаичные иконы

    Внутри собора расположены две иконы Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, изготовленные из мозаики:

    • Первомученика Якова Стефана, которая до 1931 г. находилась в Храме Христа Спасителя.
    • (по одной версии, она привезена из Храма Христа Спасителя, по другой, — из часовни около Казанского вокзала в Москве).

    Казанская Божья Матерь имеет для всех русских людей особое значение. В судьбе собора она также сыграла свою роль и помогла выстоять осаду монастыря польско-литовскими войсками в 17 веке. Освобождение Москвы в августе 1612 г. также произошло с ее благословения. Икону эту, подаренную казаками, нес во главе войска князь Пожарский.

    Реставрация собора

    Риск возможного обрушения стены храма появился еще в середине 19 в. после ликвидации Писаревского пруда из-за разрушительного действия подземных вод, когда по стене начали идти трещины. Но работы по спасению собора начались только в 20 веке.

    Одна из первых реставраций в годы Советской власти началась в 1940 г. и длилась до 1967 г.: была сделана промывка фресок от грязи и клея, произведен ремонт цоколя, поврежденного от сырости, отреставрированы оконные проемы. Среди специалистов, которые реставрировали Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры - архитектор В. И. Балдин (участвовал изначально с 1938 (еще в студенческие годы) и по 1997 гг.). Реставрация памятников Троице-Сергиевой лавры стала делом всей его жизни.

    Успенский собор — 21 век

    К 700-летнему юбилею Игумена русской земли были проведены масштабные реставрационные работы (2012-2016), включая очистку икон и восстановление резных деталей иконостаса, что позволило возродить во всем великолепии Успенский собор Троице-Сергиевой лавры. Фото, размещенное выше, ярко это подтверждает.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ: