Creativenn - Портал рукоделия

25
фев
2008

Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза.


Жанр:
Хорни К.
Исполнитель:
Издательство:
Год выпуска: 2006
Описание: Карен Хорни – немецко-американский психолог, психоаналитик, ученица З. Фрейда, разработавшая наряду с К.Г. Юнгом и Э. Фроммом новый подход к психоанализу.

«Наши внутренние конфликты» – первое в мировой практике систематическое изложение теории невроза – причин невротических конфликтов, их развития и лечения. Подход Хорни радикально отличается от соответствующих теорий 3. Фрейда, Э. Фромма, А. Адлера и К. Юнга своим творческим потенциалом, гуманизмом и оптимизмом. Развитая автором конструктивная теория невроза до сих пор остается непревзойденной по широте и глубине объяснения невротических конфликтов. Она включает исчерпывающую классификацию невротических типов личности; основных невротических влечений и их связь с базисным конфликтом; содержит анализ основных способов зашиты и методов подлинного разрешения невротических конфликтов.
Доп. информация: Для тех, кто любит психологию и психотерапию.
Тип: аудиокнига
Аудио: MP3
audio_bitrate: 59Kbps, 44.1 kHz, stereo


05
мар
2008

Карен Хорни. Самоанализ.

Жанр:
Автор:
Исполнитель:
Издательство:
Год выпуска: 2006
Описание: Аннотация . Самоанализ (1885-1952) известна не только как яркая представительница неофрейдизма (направления, возникшего вследствие возрастающей неудовлетворенности ортодоксальным психоанализом), но и как автор собственной оригинальной теории, а также одна из ключевых фигур в области женской психологии. Она единственная женщина-психолог, чье имя значится в ряду основателей психологической теории личности. В своей работе «Невротическая личность нашего вр...


05
мар
2008

Карен Хорни. Невротическая личность нашего времени.

Жанр: психология
Автор:
Исполнитель:
Издательство:
Год выпуска: 2006
Количество страниц: 8час
Описание: Karen Horney, M.D. The Neurotic Personality of our Time. W.W.NORTON & COMPANY New Yorit London . Невротическая личность нашего времени. (1885-1952) известна не только как яркая представительница неофрейдизма (направления, возникшего вследствие возрастающей неудовлетворенности ортодоксальным психоанализом), но и как автор собственной оригинальной теории, а также одна из ключевых фигур в области женской психологии. Она единств...


27
сен
2015

Внутренние Тени (Вышегородский Вячеслав)

Формат: аудиоспектакль, MP3, 256kbps
Автор:
Год выпуска: 2015
Жанр:
Издательство:
Исполнитель: , Борис Репетур, Ольга Клочкова, Михаил Константинов, Андрей Штраус, Александр Рагузин, Егор Пуоджюнас, Никита Ларионов, Юрий Шостак, Александр Куражий, Виктор Восвилов, Андрей Сараев, Виктория Сиромаха, Владислав Зоммер, Евгения Малахова, Надежда Теричев, Павел Елистратов, Алексей Елистратов, Петр Черевков, Владимир Болбат, Павел Горев-Куртышев, Антон Махов, Наталья Дебёлова, Алексей Басинский, Николай Давыдов, Никита П...


09
апр
2018

Sindroma unicuma-1. Предновогодье. Внутренние связи (Блеки Хол)

Формат: аудиокнига, MP3, 128kbps
Автор:
Год выпуска: 2018
Жанр: , фантастика
Издательство:
Исполнитель:
Продолжительность: 17:44:20
Описание: Это городское фентези, близкое к научной фантастике. Не пугайтесь вступления. Дотерпите. В нем просто рассказывается что произошло в мире. Без этого будет трудно понять мироустройство романа. Действия происходят в научно-магическом институте. Главная героиня девушка Эва - студентка, на долю которой выпало не мало бед. Рассказывается о её жизни, учёбе, о людях что ей помогают и наоборот терзают. Главный ге...


17
фев
2010

Конфликты XX века. Иллюстрированная история (Нейл Грант,Энциклопедия,Djvu,отсканированные страницы)

Формат: ,отсканированные страницы
Год выпуска: 1995
Жанр:
Издательство:
Москва:
Язык: русский
Количество страниц: 390
Описание: Фотолетопись военной истории минувшего столетия. Конфликты, проиллюстрированные в этом альбоме, это в первую очередь две мировые войны, а также войны между отдельными странами, гражданские войны и революции. Более 40 обзорных статей анализируют конфликты, которые оказали наибольшее влияние на историю человечества. Книга представляет собой русский перевод издания «Chronicle of Conflict in the Twentieth Century» by Reed Consumer Boo ...


22
янв
2012

Устав и внутренние документы общества с ограниченной ответственностью (Тихомиров М.Ю.)

Устав и внутренние документы общества с ограниченной ответственностью ISBN: 978-5-89194-448-0
Формат: , (изначально компьютерное)
Автор: Тихомиров М.Ю.
Год выпуска: 2011
Жанр:
Издательство: Издание Тихомирова М.Ю.
Язык:
Количество страниц: 95
Описание: Брошюра, подготовленная с учетом последних изменений законодательства, содержит образцы основных документов общества с ограниченной ответственностью. Образцы разработаны с учетом новой редакции Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», установленной федеральными законами, котор...


06
мая
2018

Организационные конфликты. Формы, функции и способы преодоления (Регнет Эрика)

ISBN: 978-617-7022-14-4

Автор:
Год выпуска: 2014
Жанр: монография, конфликтология
Издательство: Харьков. Гуманитарный центр
Язык:
Количество страниц: 406
Описание: Конфликты - это неизбежная реальность любой организации. Как к ним следует относиться: исключительно как к негативному явлению, нарушающему привычный ритм жизни, или как к источнику позитивных изменений? Для автора книги близка именно вторая позиция. Она пишет о создании специальной культуры конфликта на предприятии, в которой не игнорируется а, ...


25
мая
2017

Неизвестные войны. Анатомия ненависти. Русско-польские конфликты в XVIII- XX вв. (Тарас А. Е.)

ISBN: 978-985-16-1774-2
Серия:
Формат: , Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Автор: Тарас А. Е.
Год выпуска: 2012
Жанр:
Издательство:
Язык: русский
Количество страниц: 832
Описание: В этой научно-популярной работе рассмотрены все основные конфликты (войны, восстания, заговоры, репрессии), имевшие место между Россией и Польшей на протяжении 250 лет - от начала XVIII столетия до середины XX века. Работа написана в 2006-2008 гг. по материалам более чем 120 исследований белорусских, польских и российских историков. Обобщив их, автор предложил...


01
июл
2018

Война во время мира. Военизированные конфликты после Первой мировой войны. 1917-1923 (Герварт Р., Хорн Д. (ред.))

ISBN: 978-5-4448-0184-0
Серия: Historia Rossica. Studia Europaea
Формат: /
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Автор: Герварт Р., Хорн Д. (ред.)
Год выпуска: 2014
Жанр: сборник, история
Издательство: Новое литературное обозрение
Язык:
Количество страниц: 402
Описание: Первая мировая война, «пракатастрофа» XX века, получила свое продолжение в чреде революций, гражданских войн и кровавых пограничных конфликтов, которые утихли лишь в 1920-х годах. Происходило это не только в России, в Восточной и Центральной Европе, но также в Ирландии, Малой Азии и на Бл...


23
мар
2016

Наши (Сергей Довлатов)

Формат: аудиокнига, MP3, 192kbps
Автор:
Год выпуска: 2016
Жанр:
Издательство:
Исполнитель:
Продолжительность: 03:47:58
Описание: Двенадцать глав «Наших» создавались Довлатовым в начале 1980-х годов как самостоятельные рассказы. Герои - реальные люди, отсюда и один из вариантов названия будущей книги - «Семейный альбом», в которой звучит «негромкая музыка здравого смысла» (И. Бродский), помогающая нам сохранять достоинство в самых невероятных жизненных ситуациях. Рассказы из сборника «Наши», опубликованные в престижном американском журнале...


23
фев
2009

Все(I-VII) диски к книге "Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по английскому языку" во многом отличаются от тех, которые я наблюдала в Европейских странах. И что объяснить это может лишь различие в цивилизациях» [Карен Хорни - Наши внутренние конфликты].

Невроз формируют воздействие окружающей социальной среды и разрушение человеческих взаимоотношений. Ортодоксальный психоанализ же ориентируется на генетические и инстинктивные причины (например, подавление [культурой] инстинктов приводит к формированию невроза [пример - Эдипов комплекс]). В результате меняется смысл терапии. Цель ортодоксального психоанализа - помочь справиться со своими инстинктами. По Хорни цель терапии состоит в восстановлении отношений с людьми и собой, поиска точки опоры в себе, избавления от невротических защитных механизмов, лишь отчасти помогающих человеку справляться с жизненными трудностями, но при более глубоком взгляде закрывающими возможность нормальной жизни.

В основе любого невроза обычно усматривают внутренний конфликт (противоборство между чем-то и чем-то в психике человека). Невротический конфликт по Фрейду - борьба вытесненных (инстинкты) и вытесняющих сил (культура). Невротический конфликт по Хорни - борьба несовместимых сочетаний между несколькими невротическими наклонностями. Под невротическими наклонностями (термин введён Хорни) Хорни понимала компульсивные (навязчивые) влечения (также понимаются как основа невроза). Одними из главных невротических наклонностей Хорни считала компульсивную потребность в любви и компульсивное стремление к власти. В конфликте друг с другом могут находиться невротическое стремление к любви и невротическое соперничество - невозможно идти по головам людей и заботиться о них (рассчитывая получить любовь в ответ). Впринципе, даже для здорового человека соперничество будет означать дефицит проявлять любовь и получать любовь (любовь - в широком смысле слова). У невротических наклонностей обычно есть функция (скрытая выгода). В конечном счёте, она сводится к снятию или смягчению тревожности конкретной личности.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Карен Хорни Данная книга завершает серию работ по теории невроза и дает первое в мировой практике систематическое изложение теории невроза - причин невротических конфликтов, их развития и лечения. Развитая К… - Академический Проект, (формат: 84x108/32, 224 стр.) Психологические технологии 2007
    580 бумажная книга
    Том Батлер-Боудон Наши внутренние конфликты. Карен Хорни (обзор) Книга «Наши внутренние конфликты: Конструктивная теория неврозов» в формате 10-минутного чтения: обзоры лучших книг, только самое важное и полезное. Карен Хорни, разошлась с Фрейдом по нескольким… - Эксмо, (формат: 84x108/32мм, 224 стр.) 10-минутное чтение аудиокнига можно скачать
    49.9 аудиокнига
    Хорни Карен В книгу вошла работа К. Хорни "Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза" . Центральную тему книги можно определить как анализ судьбы человека через динамику его мотивов и внутренних… - Канон+, (формат: 84x108/32мм, 224 стр.) 2019
    870 бумажная книга
    Хорни Карен Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза В книгу вошла работа К. Хорни`Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза`. Центральную тему книги можно определить как анализ судьбы человека через динамику его мотивов и внутренних… - Канон+, (формат: 207x130x17мм, 256 стр.) 2017
    934 бумажная книга
    Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза Данная книга завершает серию работ по теории невроза и дает первое в мировой практике систематическое изложение теории невроза - причин невротических конфликтов, их развития и лечения. Развитая К… - Академический проект, - 2008
    409 бумажная книга
    Хорни Карен Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза Данная книга завершает серию работ по теории невроза и дает первое в мировой практике систематическое изложение теории невроза - причин невротических конфликтов, их развития и лечения. Развитая К… - Академический проект, Психологические технологии 2008
    603 бумажная книга
    Карен Хорни Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза Данная книга завершает серию работ по теории невроза и дает первое в мировой практике систематическое изложение теории невроза - причин невротических конфликтов, их разви­тия и лечения. Развитая К… - Академический Проект, (формат: 84x108/32, 224 стр.) Психологические технологии 2008
    345 бумажная книга
    Карен Хорни Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза Данная книга завершает серию работ по теории невроза и дает первое в мировой практике систематическое изложение теории невроза - причин невротических конфликтов, их развития и лечения - (формат: 84x108/32 (130х200 мм), 224 стр.) Психологические технологии 2008
    94 бумажная книга
    Карен Хорни Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза Данная книга завершает серию работ по теории невроза и дает первое в мировой практике систематическое изложение теории невроза причин невротических конфликтов, их разви тия и лечения. Развитая К… - АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, (формат: 84x108/32мм, 224 стр.) Психологические технологии 2008
    345 бумажная книга
    Хорни Карен Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов Данная книга завершает серию работ по теории невроза и дает первое в мировой практике систематическое изложение теории невроза - причин невротических конфликтов, их развития и лечения. Развитая К… - Питер, (формат: 84x108/32мм, 224 стр.) Мастера психологии 2019
    684 бумажная книга
    Хорни К. - Неврозы МКБ 10 F40 48 Невроз (новолат. neurosis, происходит от др. греч. νεῦρον нерв; синонимы психоневроз, невротическое расстройство) в клинике: собиратель … Википедия

    ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ - – один из механизмов защиты, проявляющийся в стремлении человека воспринимать внутрипсихические процессы, силы и конфликты, как протекающие вне его и являющиеся внешними по отношению к нему. Понятие «экстернализация» было использовано немецко… …

    Карен Хорни Karen Horney Карен Хорни в 1938 г. Дата рождения … Википедия

    Хорни, Карен Карен Хорни, 1938 год Карен Хорни (англ. Karen Horney, правильно фамилия произносится [хорнай]; 16 сентября 1885 4 декабря 1952) американский психолог норве … Википедия

    ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБРАЗ - – представление человека о самом себе, наделенное несвойственными ему чертами характера и добродетелями. В психоаналитической литературе идеи об идеализированном образе встречаются в работах первых психоаналитиков: у З. Фрейда они выступают в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ХОРНИ (Даниельсон) Карен - (1885–1952) – немецко американский психоаналитик, одна из видных фигур в психоаналитическом движении первой половины ХХ столетия. Начав свою преподавательскую, исследовательскую и терапевтическую деятельность в рамках классического психоанализа,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - (Нorny) Карен (1885 1952) немецко американский социальный философ, психоаналитик и психолог, один из основателей и лидеров неофрейдизма. Родилась и получила образование в Германии. Основные работы: ‘Невротическая личность нашего времени’ (1937),… … История Философии: Энциклопедия

    Карен (Horney K., 1885 1952). Видный представитель культурно и социологически ориентированного психоанализа. Работала практикующим психоаналитиком в Берлине. Находилась под влиянием марксистской теории. В 1932 г. переехала в США, где… … Психотерапевтическая энциклопедия

    - (Horney, Karen) (1885 1952), психиатр и психоаналитик, родилась в Гамбурге (Германия) 16 сентября 1885. Степень доктора медицины получила во Фрайбургском университете в 1913, преподавала в Берлинском психоаналитическом институте (1920 1932).… … Энциклопедия Кольера

    Наиболее распространенные и значимые формы современных неврозов, к которым относятся: 1) невроз навязчивости (поиск любви и одобрения любой ценой); 2) невроз власти (погоня за властью, престижем и обладанием); 3) невроз покорности (автоматический … Новейший философский словарь

    - (Ноrnеу) Карен (1885 1952) немецко амери канский психоаналитик и психолог. Реформатор психоанализа и фрейдизма, один из основателей и лидеров неофрейдизма. Родилась и получила образование в Германии. С 1913 начала медицинскую практику.… … Новейший философский словарь

    Каким бы ни был отправной пункт анализа и как бы извилиста ни была дорога, мы обязательно достигаем некоторого расстройства личности в качестве источника психического заболевания. Об этом психологическом открытии, как и о всяком другом, можно сказать лишь то, что в действительности оно представляет сделанное заново открытие. Поэты и философы всех времен знали, что не спокойная, уравновешенная личность, а человек, раздираемый внутренними конфликтами, становится жертвой психического расстройства. В современной терминологии этот вывод звучит так: «Каждый невроз, безотносительно к своей симптоматике, является неврозом характера личности». Следовательно, наши усилия в теории и терапии должны быть прямо направлены к более глубокому пониманию структуры характера невротика.

    Фактически во всех отношениях выдающаяся пионерская работа Фрейда чрезвычайно близка к формулировке понятия структуры характера невротика, хотя его генетический подход не позволил ему точно его сформулировать. Но те, кто продолжил и развил вклад Фрейда - в особенности Франц Александер, Отто Ранк, Вильгельм Райх и Гарольд Шульц-Хенке, - определили данное понятие более четко. Однако между ними нет согласия относительно точной природы и динамики структуры характера невротика.

    Моя личная отправная точка была другой. Утверждения Фрейда о женской психологии побудили меня к размышлению о роли культурных факторов. Их влияние на наши представления о мужском и женском было очевидным, но точно так же как было очевидным для меня, что Фрейд пришел и к ошибочным выводам, потому что не придал культурным факторам никакого значения. Мой интерес к этой теме формировался в течение пятнадцати лет. Частично этому способствовал Эрих Фромм, который благодаря своему глубокому знанию как социологии, так и психоанализа сделал более ясным мое понимание значения той роли социальных факторов, которую они играют помимо женской психологии. Мои впечатления подтвердились, когда я прибыла в 1932 г. в Соединенные Штаты Америки. Я увидела, что личностные аттитюды и неврозы отличаются в этой стране во многих отношениях от тех, которые я наблюдала в европейских странах, и что только различием образа жизни можно это объяснить. В итоге мои выводы нашли свое выражение в Невротической личности нашего времени. Главным тезисом этой книги было утверждение, что неврозы порождаются культурными факторами или, более точно, что неврозы возникают из-за расстройств в человеческих отношениях.

    В течение многих лет, еще до того как я начала работу над Невротической личностью, я отстаивала иную исследовательскую позицию, которая следовала логически из моей более ранней гипотезы. Эта гипотеза была связана с вопросом о движущих силах невроза. Фрейд был первым, кто указал на то, что этими силами являются компульсивные влечения. Он считал их инстинктивными по своей природе, направленными на достижение удовлетворения и нетерпимыми к фрустрации. Следовательно, он был убежден, что они не имеют отношения к неврозам, а действуют во всех человеческих существах. Однако если неврозы представляли следствие нарушений человеческих отношений, то утверждение Фрейда не могло быть истинным. Кратко говоря, достигнутые мною результаты в этот период были таковы. Компульсивные влечения являются специфически невротическими; они порождаются чувствами изоляции, беспомощности, страха, враждебности и представляют способы противостояния миру вопреки содержанию этих чувств; они направлены в первую очередь не на удовлетворение, а на достижение состояния безопасности; их компульсивный характер вызван тревогой, скрытно прячущейся за ними.

    Два из этих влечений - невротически страстные желания любви и власти - резко выделялись по способности приносить облегчение и были детально проанализированы в Невротической личности.

    Сохраняя то, что я считала принципиальным в учении Фрейда, в то же время я понимала, что мой поиск лучшего объяснения увел меня в направлении, отличающемся от фрейдовского. Если столько факторов, которые Фрейд считал инстинктивными, культурно обусловлены, если так много того, что Фрейд считал либидным, было невротической потребностью в любви, спровоцированной тревогой и стремящейся к чувству безопасности с другими, тогда теория либидо больше не казалась незыблемой. Детский опыт оставался важным фактором, но влияние, которое он оказывал на нашу жизнь, предстало в новом свете. Другие теоретические отличия также были неотвратимыми. В результате возникла необходимость разобраться, в каком отношении к Фрейду я нахожусь. Результатом этого прояснения стали Новые пути психоанализа.

    Между тем мой поиск движущих сил невроза продолжался. Я назвала компульсивные влечения невротическими наклонностями и описала десять из них в моей следующей книге. К тому времени я также поняла, что структура характера невротика играет центральную роль. В то время я представляла это в виде макрокосма, образованного многими микрокосмами, взаимодействующими друг с другом. В ядре каждого микрокосма содержалась невротическая наклонность. Эта теория невроза имела и практическое приложение. Если первоначально психоанализ не касался связи наших настоящих трудностей с нашим прошлым опытом, а скорее зависел от объяснения взаимодействия сил в нашей действующей личности, то осознание и изменение нас самих с незначительной помощью эксперта или даже без нее было вполне доступно. Но с учетом широкого распространения потребности в психотерапии и ее фактической недостаточности, по-видимому, только самоанализ давал надежду удовлетворить эту жизненно важную потребность. Поскольку значительная часть новой книги касалась возможностей, ограничений и способов анализа самих себя, я назвала ее Самоанализ. Однако я не была удовлетворена своим представлением об индивидуальных наклонностях. Сами наклонности были тщательно описаны, но меня преследовало ощущение, что при простом перечислении они выглядят слишком изолированными друг от друга. Я смогла понять, что невротическая потребность в любви, компульсивная скромность и потребность в «партнере» связаны в одно целое. То, чего я не понимала, это то, что все вместе они выражали базисный аттитюд к другим и самим себе, а также конкретную философию жизни. Эти наклонности представляют ядра того общего аттитюда, который я теперь называю «движение к людям». Я понимала также, что компульсивное желание власти и престижа и невротическая амбиция имеют нечто общее. Они образуют, грубо говоря, факторы того, что я буду называть «движением против людей». Но потребность в восхищении и влечение к совершенству, хотя и обладали всеми признаками невротических наклонностей и влияли на отношение невротика к другим, казались связанными в первую очередь с отношением невротика к самому себе. Кроме того, потребность в эксплуатации представлялась менее существенной, чем потребность в любви или во власти; она выглядела менее глубокой, чем указанные выше, как если бы была не самостоятельным фактором, а частью некоторого большего целого. Мои сомнения позже подтвердились. В последующем центр моих интересов сместился к выяснению роли конфликтов в неврозе. Я утверждала в «Невротической личности», что невроз возникает вследствие столкновения дивергентных невротических влечений. В «Самоанализе» я указала на то, что невротические влечения не только усиливают, но и порождают конфликты. Тем не менее конфликты представляли для меня побочный интерес. Фрейд все больше осознавал значение внутренних конфликтов, однако он рассматривал их как битву между вытесненными и вытесняющими силами. Конфликты, которые я начала рассматривать, были другого рода. Они порождались противоречивыми множествами невротических влечений.

    И хотя первоначально конфликты связывались с противоречивыми аттитюдами к другим, со временем в число их причин были включены противоречивые аттитюды к самому себе, противоречивые качества и противоречивые множества ценностей.

    Повышенное внимание к наблюдению открыло мне глаза на значение таких конфликтов. То, что меня поразило с самого начала, так это слепота пациентов в отношении своих внутренних противоречий, очевидных для всех окружающих. Когда я указывала на такие противоречия, пациенты становились уклончивыми и, казалось, теряли интерес к продолжению анализа. После неоднократных экспериментов подобного рода я поняла, что уклончивость выражает глубокую неприязнь к признанию этих противоречий. Наконец, панические реакции на внезапное осознание конфликтов показали мне, что я работаю с динамитом. Пациенты имели хорошее основание всеми способами избегать подобных конфликтов: они боялись той силы, которая разрывала их на части.

    Затем я начала осознавать, какое поразительное количество энергии и ума вкладывалось в отчаянные попытки «решить» конфликты или, более точно, отвергнуть их существование и создать искусственную гармонию. Я наблюдала четыре основные попытки решения конфликтов примерно в том же порядке, в котором они описаны в этой книге. Первая состояла в том, чтобы принизить значение одного из конфликтующих влечений и возвысить значение ему противоположного. Вторая состояла в том, чтобы «двигаться от людей». Функция невротического обособления предстала теперь в новом свете. Обособление было частью базисного конфликта, т. е. являлось одним из конфликтующих аттитюдов к другим; но оно также представляло попытку решения конфликта, поскольку сохранение эмоциональной дистанции между « Я » и другими нейтрализует конфликт. Третья попытка была другого рода. Невротик, вместо движения от других, двигался от самого себя. Его подлинное целостное « Я » переставало отчасти быть для него реальным. На месте реального «Я» невротик создавал идеализированный образ самого себя, в котором конфликтующие стороны настолько видоизменялись, что больше не казались таковыми, а выглядели разными сторонами богатой личности. Такое объяснение помогло понять множество невротических проблем, которые до сих пор были за пределами нашего понимания и тем самым нашей терапии. Оно также прояснило естественную связь двух невротических влечений, которая ранее казалась невозможной. Потребность в совершенстве теперь выглядела как попытка достигнуть соответствия со своим идеализированным образом; желание быть предметом восхищения можно рассматривать как потребность пациента иметь внешнее подтверждение того, что он действительно соответствует своему идеализированному образу. И чем дальше образ был удален от реальности, тем более ненасытным было это желание. Из всех попыток решения конфликта идеализированный образ, вероятно, является самым важным из-за своего долговременного воздействия на личность в целом. Идеализированный образ порождает новый внутренний раскол личности и поэтому требует организации новых защитных мер. Четвертая попытка связана в основном с устранением указанного раскола, но она помогает облегчить решение и других конфликтов. Посредством того, что я называю экстернализацией, внутренние процессы ощущаются как протекающие вне «Я». Если идеализированный образ означает шаг в сторону от действительного «Я», то экстернализация представляет еще более радикальное расхождение. Она порождает новые конфликты или значительно обостряет исходный конфликт - между «Я» и внешним миром.

    Я остановилась на этих четырех способах решения конфликта частично оттого, что они, как можно заметить, регулярно наблюдаются во всех неврозах, хотя и в разной степени, и частично потому, что они порождают резкие изменения личности. Но эти способы никоим образом не являются единственными. Менее важными оказываются такие стратегии, как деспотическая справедливость, чьей главной функцией является подавление всех внутренних сомнений; жесткий самоконтроль, который посредством невероятной силы воли сдерживает разрываемую личность от полного распада; и цинизм, который, пренебрежительно относясь ко всем ценностям, исключает все конфликты, порожденные несовместимостью идеалов.

    Между тем для меня становились все более ясными следствия всех этих неразрешенных конфликтов. Я наблюдала разнообразные страхи, которые порождались на совершенно пустом месте якобы из-за неотвратимого падения моральных устоев; глубокую беспомощность как следствие чувства безысходной запутанности.

    Только после того, как я уяснила значение невротической беспомощности, стало, наконец, проясняться значение садистских наклонностей. Теперь я понимала, что они представляют попытку невротика, отчаявшегося когда-либо быть самим собой, восстановить целостность своей личности, начав жить жизнью другого. И всепожирающая страсть, которую часто можно наблюдать в садистских действиях, также вырастает из ненасытной потребности невротика в мстительном триумфе. Мне стало ясно тогда, что потребность в деструктивной эксплуатации фактически была не отдельной невротической наклонностью, а исключительно никогда не исчезающим выражением той всеобъемлющей целостности, которую за отсутствием более подходящего термина мы называем садизмом.

    Так развивалась теория невроза, чей динамический центр образует базисный конфликт между аттитюдами «движение к людям», «движение против» и «движение от» людей. Из-за своего страха быть расколотым на части, с одной стороны, и необходимостью функционировать в качестве единой личности - с другой, невротик делает отчаянные попытки разрешить этот конфликт. Пока он способен создавать какое-то подобие искусственного равновесия, постоянно возникают новые конфликты и постоянно требуются все более новые средства для их нейтрализации. Каждый шаг в этой борьбе за единство личности делает невротика более враждебным, более беспомощным, более нерешительным, более отчужденным от самого себя и других, а ее результатом становится то, что препятствия, ответственные за конфликт, становятся еще более непреодолимыми, а их реальное устранение - все более недостижимым. Наконец, он теряет всякую надежду и может попытаться восстановить свою целостность с помощью садистских действий, которые, в свою очередь, увеличивают его беспомощность и порождают новые конфликты.

    Сказанное представляет достаточно мрачную картину невротического развития и его результата - структуры невротического характера. Почему тем не менее я называю свою теорию конструктивной? В первую очередь потому, что она устраняет неоправданный оптимизм, что мы можем «лечить» неврозы абсурдно простыми средствами. Но отсюда не следует в такой же степени неоправданный пессимизм. Я называю эту теорию конструктивной, потому что она позволяет нам прежде всего понять и устранить невротическую беспомощность. В не меньшей степени я называю ее конструктивной, потому что вопреки своему акценту на серьезности невротических проблем она позволяет не только смягчать лежащие в их основе конфликты, но и разрешать их, и тем самым открывает возможность достигать реальной интеграции личности. Невротические конфликты нельзя разрешать рационально. Попытки невротика решить конфликт не только тщетны, но и опасны. Но эти конфликты могут быть разрешены посредством изменения тех внутренних условий, которые их вызвали. Любая добросовестно выполненная аналитическая работа изменяет эти условия и делает невротика менее беспомощным, менее нерешительным, менее враждебным и менее отчужденным от себя и от других.

    Пессимизм Фрейда относительно неврозов и их лечения проистекал из его глубоко скрытого неверия в человеческую порядочность и развитие человека. «Человек, - утверждает Фрейд, - осужден на страдание или разрушение. Влечения, которые управляют им, можно только контролировать или, в лучшем случае, «сублимировать». Мое личное убеждение состоит в том, что человек обладает возможностью, как и желанием, развивать свои способности и становиться нормальным человеческим существом и что способности значительно сужаются, если отношение человека к другим и тем самым к самому себе нарушено и продолжает оставаться дезорганизованным. Я верю, что человек может изменяться и продолжает изменяться, пока живет. Это убеждение становилось тем сильнее, чем более глубоким становилось понимание природы неврозов.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ: