Creativenn - Портал рукоделия

Архиепископ Никон (Николай Иванович Рождественский) родился 4 апреля 1851 года в селе Чашниково Верейского уезда Московской губернии в многодетной семье сельского дьячка Ивана Андреевича. Мать, Ольга Ивановна, была, как говорил впоследствии сам Владыка, «Христова крестоносица» – она несла большой и тяжелый крест по воспитанию огромного числа своих детей. Семья была многодетной – двадцать два ребенка. Жила семья в чрезвычайно бедных, стесненных условиях, так что можно представить тот груз забот, который лежал на плечах этой сельской женщины.

Вот как впоследствии сам Владыка описывал свое детство:

«С первых дней сознательной жизни, как только я себя помню, я вижу себя на руках родителя, который носил меня чрез сугробы снежные в Божий храм; я любил ходить туда не только в праздник, но и в будни, не только на службу Божию, но и в то время, когда мой родитель – дьячок – топил церковные печи. Со стен церковных смотрели на меня лики угодников Божиих, лики серьезные, благоговейные, с молитвенным выражением. В воздухе ощущался запах ладана и воска. Казалось, что в этой священной тишине незримо, но сердцу ощутимо, носились ангелы Божии. Таинственная завеса в Царских дверях, святая плащаница за клиросом, старые, потемневшие хоругви, ряды икон, уходящие к сводам храма в иконостасе, – все говорило детскому сердцу: это – не простое место, это – храм Божий...

Я не говорю об участии в Богослужении прислуживанием в алтаре, пением и чтением на клиросе: скажу только, что помню себя на руках родителя с Часословом в руках; помню, как, получив эту священную книгу в первый раз, я целовал ее, детски радуясь ее «красной прописи», киноварью напечатанным строкам. Помню, что под влиянием этой радости я тут же дал обещание – стать на клирос с отцом, и затем и – прочитать шестопсалмие. Шестилетним мальчиком я уже сделал попытку к сему – увы, на первый раз не удавшуюся: тоненьким голоском прочитал я пять-шесть строк и смутился, струсил, заплакал... А старичок-батюшка из алтаря уже возглашает отцу моему: «читай сам!» ... Но через неделю я уже победил себя и ликовал детским сердцем: я прочитал все шестопсалмие!»

В возрасте пяти лет Николай ослеп на один глаз, но это не помешало ему выучиться грамоте и закончить церковно-приходскую школу.

От рождения он был хилым мальчиком, но Бог даровал ему великие способности, которые определились как-то сразу. К восьмилетнему возрасту он уже три раза прочел славянскую Библию . Представьте, одноглазый мальчик сподобился прочесть огромную книгу, прочесть три раза на церковнославянском языке! Помимо этой книги, он прочитал еще несколько томов Четьих-Миней, прочитал и другие основные великие православные церковные творения. Так что, видно, в нем таились необыкновенное трудолюбие и рвение к слову истины, которыми он обладал до самой своей смерти.

По окончании сельской церковноприходской школы Николай поступил в Московское Заиконоспасское Духовное училище, где считался первым учеником. При его блестящих способностях и необыкновенных знаниях он сильно выделялся среди других питомцев. Во время обучения в училище в числе прочего занимался сочинительством, писал стихи, издавал журнал.

В 1863 году, пылая любовью к преподобному Сергию, он решил совершить пешком паломничество в лавру Преподобного.

«Я скопил тогда три-четыре рубля на дорогу, – вспоминал о себе позже, – отказавшись от чая, но откладывая кусочки сахара и продавая их, чтобы помочь родителям для этого путешествия. Когда настало благоприятное время, я стал просить отца и мать, чтобы отправиться в столь желанное странствование. Когда я услышал: «Знаем, сынок, что это дело доброе, да как же быть-то: ведь денег нет!», – я с торжеством выложил тогда пред ними свой «сахарный» капитал и, о радость! – я обезоружил их! На утро мы были уже в пути. 60 верст сделали в полутора суток. Вот пред нами открылась и святая лавра во всей ее красоте. Вот поле, которое, по незнанию истории, конечно, родители мне назвали «Мамаевым». И в моем воображении уже пронеслась картина исторической битвы, о которой уже читал в житии угодника Божия. Вот собор – то покоище Сергиево, где почивает он в благоухании святыни. Что пережило тогда мое детское сердце – не пересказать».

Закончив в 1874 году Московскую Духовную семинарию первым учеником, он из смирения не стал поступать в Духовную академию. Высшего Богословского образования не получил, но впоследствии, по обширным его знаниям, был избран почетным профессором Московской Духовной академии.

В 1874 году Николай Иванович поступил послушником в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь в Московской губернии.

В 1877 году, когда настоятеля отца перевели в Свято-Троицкую Сергиеву лавру наместником, последовал за ним.

С января 1879 года, в течение многих лет, был редактором «Троицких листков», религиозно-просветительского издания для народа.

Своими публикациями он весьма убедительно давал отпор разным извратителям истины.

К Троице притекало множество паломников, собственно, вся Богомольная Россия стремилась посетить эту святыню, чтобы припасть там к цельбоносным мощам преподобного Сергия. И народ по всем углам России в котомках нес «Троицкие листки». Лаврская типография печатала их буквально сотнями тысяч штук; в общей сложности этих листков было напечатано более миллиона. Листки почти совершенно ничего не стоили, их продавали по копейке, а иногда давали и даром. Для народа они были любимым чтением. И когда такой паломник возвращался в родное село, он собирал Богомольных людей – тогда вся крестьянская Россия была православной, по-настоящему Богомольной, и интерес к паломничеству наблюдался большой, – и соборно читались вслух эти листки, люди утешались, находили в них много для себя важного.

В 1885 году назначен соборным иеромонахом Московского Донского монастыря.

В том же году была издана его книга «Житие и подвиги преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». Эту книгу переиздают и теперь – о великом русском святом ей равных нет. Написанная образным языком, книга настолько проникновенна, что даже черствое сердце наскоро разогреется и возгорится Богомыслием при чтении. Как сказал Иван Сергеевич Аксаков, книга «исполнена благотворной красоты, которой подражать нельзя».

В 1899 году отец Никон исполнил благословение святителя Феофана (Говорова), Вышенского Затворника: выпустил в свет «Толкование на Евангелие от Матфея. Духовно-нравственное чтение для народа».

В 1900 году за издание «Троицких листков» он был удостоен Макариевской премии.

В 1892 году утвержден действительным членом учрежденного собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, с исключением из Донского монастыря и возведен в сан архимандрита. Занимал несколько административных постов в лавре, издавал литературу.

В 1893 году – казначей Лавры.

В 1901 году – председатель епархиального училища иконописания при Свято-Троицкой лавре.

Кроме «Троицких листков», трудился над изданием «Троицкой библиотеки», «Божией Нивы», «Троицких цветков», «Троицкой Народной Беседы» и «Троицкого Слова».

Смиренный инок искренне старался избежать святительского служения, но «от Господа стопы человеческие исправляются» () ...

14 марта 1904 года отец Никон был хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии.

В 1904–06 годах – настоятель Московского Свято-Даниилова монастыря.

Поддерживал знакомство с московскими монархистами В.А. Грингмутом, Б.В. Никольским и другими; принимал участие в деятельности монархических организаций.

В 1905 году, когда разыгралась жестокая революционная смута, настоятель обители святого князя Даниила Московского епископ Никон не мог промолчать об этом ужасном разорении России.

16 октября в «Московских ведомостях» он опубликовал подготовленную им статью (слово священномученика Владимира (Богоявленского), в то время митрополита Московского и Коломенского) против кромешников: «Что нам делать в эти тревожные дни?» Вот цитата из нее: «Главное гнездо врагов России за границей. Они мечтают весь мир поработить себе; в своих тайных секретных протоколах они называют нас, христиан, прямо скотами, которым дал, говорят они, образ человеческий только для того, чтобы им, якобы избранным, не противно было пользоваться нашими услугами... С сатанинской хитростью они ловят в свои сети людей легкомысленных, обещают им рай земной, но тщательно укрывают от них свои затаенные цели, свои преступные мечты. Обманув несчастного, они толкают его на самые ужасные преступления якобы ради общего блага и действительно обращают его в послушного раба». В статье он призвал русских людей сплотиться и «дать отпор врагам Царя и Отечества».

Этот призыв вызвал яростный накат еврейской печати на владыку Никона. Либеральные публицисты, чужероды вкупе с иудействующими, изрыгая хулу на подвижника Христова, вовсю выказали свое обличье ненавистников России.

6 апреля 1906 года, вместе с митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским), владыка Никон участвовал в открытии 2-го Всероссийского съезда русских людей в Москве. Писал статьи, обличающие революционеров.

Владыку Никона стали проклинать на страницах «прогрессивной» печати за призыв к русским людям сплотиться, отвергнув путь позора и предательства своей страны, предательства своих же собственных интересов. Видите ли, Никон зовет людей одуматься и сплотиться! Виданное ли это дело! Началась оголтелая массированная атака, направленная против владыки Никона, докатившаяся и до Святейшего Синода. А в Синоде были в то время не все такими, как епископ Никон. Там были и те, кто иногда подыгрывал революционным страстям. Один из них – Петербургский митрополит Антоний (Вадковский), известный своими симпатиями к разного рода прогрессистам-революционерам и к церковным реформаторам. Именно он настоял на том, чтобы удалить владыку Никона из Москвы и из Троицкой лавры, упрятать его подальше, в глубинку. И настояние митрополита Антония поддержал Синод, ведь его буквально завалили требованиями от лица так называемой «прогрессивной интеллигенции».

25 апреля 1906 года епископ Никон был переведен на Вологодскую кафедру. По существу, его услали подальше от Москвы, полагая, что в незаметном месте он будет потише.

Но владыка Никон не тот человек, чтобы сидеть тихо. В церковной печати он продолжал выступать с прежней прямотой. Причем все, о чем он говорил раньше, выражал еще более ярко. Это был важный этап его борьбы против революционеров и разложенцев разного рода.

Преосвященный Никон был почетным председателем Вологодского отдела Союза Русского Народа, оставшись для монархистов одним из главных духовных авторитетов.

Такую вот телеграмму прислал Владыка в адрес 3-го Всероссийского съезда Людей Земли Русской в Киеве 1–7 октября 1906 года: «Братья, будьте единодушны, единомысленны, сплотитесь теснее в единый крепкий союз в защиту бедной Родины нашей, столь терзаемой смутою. Священным для всех вас именем преподобного Сергия умоляю вас: не дробитесь, не делитесь на партии, забудьте то, что представляет собою некоторые оттенки в ваших личных взглядах... все сплотитесь воедино под священным знаменем, на коем красуются святыни нашего народного сердца: Вера Православная, Царь Самодержавный и Народ Русский как самобытная собирательная личность».

Он прислал обстоятельное приветствие и благословение Съезду Русских Людей в Москве 27 сентября – 4 октября 1909 года, в котором предостерегал: «Объединимся же теснее и пойдем дружно на защиту от врагов родной Церкви, родного нашего народа и его заветных идеалов. Иначе приидут язы ́цы в достояние Божие, приидут иудеи и возобладают казни. И будут тогда последняя горше первых: плен иудейский горше плена татарского».

И сегодня полезно читать нам написанное Святителем в 1910 году: «Люди, мнящие себя быть руководителями народа, величающиеся «передовыми», в большинстве своем оторвались от веры и благочестия предков своих, от веры народной, в душе своей уже стали неверами, а поелику это – ложь, будто можно быть совершенным атеистом, то место веры в их сердцах заняло суеверие, а это уже и есть, по самой своей сущности, язычество; и вот эти люди теперь стараются подчинить своему авторитету народные толпы, пока не восставая открыто и формально против Христианства, а всячески унижая его в глазах народа приравнением к лживым верам, к ересям, к магометанству и язычеству... под видом «уважения» к чужой вере. Но позвольте, господа, хочется сказать им: да свою-то, Православную веру, вы уважаете? Считаете ее истинною? Или для вас она есть одна из форм религиозных верований, которые все для вас равно – заблуждения? Ведь, если бы уважали, то не допустили бы такого издевательства над нею, какое теперь всюду проявляется! Издеваются над верою нашею и в печати, и в газетах, и в брошюрах, и в книгах, и в театре, в искусстве и даже политике... А тем, кто мог бы одним росчерком пера прекратить все это зло, будто и дела нет... И вот дерзость ненавидящих крест Господень дошла до того, что в столице Православного государства, в стране, именующей, себя «Святою Русью», в зале, украшенной портретами Русских Царей, в зале петербургского дворянского собрания, сборище заклятых врагов христианства – конечно, иудеев – распевало богохульную, кощунственную шансонетку, в которой повторяются все злобные слова поругания над нашим Господом, записанные святыми евангелистами... «Сойди со креста, Распятый, если Ты Сын Божий!..» Господи, да разве это можно терпеть? Разве можно без горького негодования читать в газетах? А газеты эти, издаваемые большею частию теми же иудеями, восторженно описывают этот жидовский концерт... А петербургскому дворянству не совестно под такой концерт отдавать свой зал!.. А русские люди спокойно допускают все это!..

Нет! Наше сердце сжимается жгучею болью за бедную, несчастную Россию, и из того сердца вырывается горькое слово жалобы Богу: доколе, Господи, отвращаеши лице Твое от нас?..»

В 1911 году в статье «Наши духовные нужды», опубликованной в сборнике «Мои дневники», Владыка размышлял: «Старая Русь... Большой деревянный дом, русская «изба» с гостеприимным крыльцом, с горницей, или светлицей, украшением которой служит большая в древнем стиле писанная икона, в золотой низанной жемчугом ризе, в резном из дуба киоте, и непременно с лампадой, озаряющей тихим светом строгий лик Христов или милосердный лик Владычицы... Вот старая Русь!

А новая Россия?.. о, это каменный дворец в европейском вкусе, дворец, на фасаде которого едва приметишь вход, в роскошных залах которого не скоро отыщешь – если только отыщешь – образок в два вершка, и неизвестно, не легко рассмотреть, кто изображен на этом образке... Святыня будто стыдливо прячется в этих палатах, обитатели которых стыдятся помолиться, садясь за стол, никогда не крестятся, входя в дом... Вот новая Россия, – не Русь, а Россия!

И насколько тепло и уютно, по-родному – семейно чувствуешь себя в той русской избе, настолько холодно и казенно, будто где-то у чужих людей – в этих разубранных картинами и статуями палатах оевропеившейся России».

Владыка Никон твердо отстаивал интересы Церкви и веру нашего народа. Когда духовный писатель Е.Н. Поселянин стал сомневаться, правильно ли поступила в своем определении по факту отпадения от Церкви Льва Толстого и начал делать разного рода заявления: дескать, это великий писатель и к нему нужна особая вероучительная мерка. Тогда весьма твердо ответил ему архиепископ Никон, сказав, что никаких колебаний в отношении графа Толстого быть не может – он сам завещал не отпевать себя, не ставить над его могилой креста... Что же вы хлопочете? Он сам, добровольно отпал от Церкви. Есть письменное его заявление на этот счет, и устные указания он давал своим приближенным... Зачем же лицемерить? Архиепископ Никон еще при жизни Льва Николаевича твердо защищал Православие от его нападок.

С 24 апреля 1911 года по 8 марта 1912 года Преосвященный Никон состоял членом Совета Русского Собрания.

Он не переставал выпускать в лавре журнал «Троицкое слово». Этот замечательный журнал – его детище, его творение. В журнале, буквально в каждом номере, были статьи самого владыки Никона, постоянно обличавшие всякого рода революционных отщепенцев, которых было много в разных сословиях, в том числе и в духовном.

29 марта 1912 года Владыка был уволен по болезни от управления епархией с оставлением членом Святейшего Синода.

В 1913 году возведен в сан архиепископа.

В те годы Россия, помимо прочего, переживала еще и сектантскую агрессию. Повсюду возникали секты или оживлялись старые, угасшие лжеучения пашковцев, толстовцев, духоборов, молокан, хлыстов... Стали популярными спиритизм и теософия. И пред этой агрессией необходимо было отстаивать православную истину – истину не тускнеющую, истину Божию, которую русский народ носит в своем сердце. К сожалению, и в лоне самой Русской Церкви, и в кругу либеральной богоискательствующей интеллигенции появились свои лжеумствования – например, «софиология», проповедником которой был Сергей Булгаков, и другие религиозные вольнодумцы.

Одно из лжеумствований, доставивших много хлопот Православной Церкви, и в частности архиепископу Никону, – кривоверие «имябожников», вылившееся в так называемую «афонскую смуту».

В 1913 году она особенно свирепствовала на Афоне. Имябожники утверждали, что в самом имени Бога присутствует Сам Бог. Наши церковные иерархи, в их числе архиепископ Никон, и говорили, и писали против этой ереси еще до того, как смута достигла апогея. Владыка Никон наставлял: «Мы употребляем имя Бога в молитве, произносим и тогда, когда беседуем или пишем о Боге. Надо помнить еще и то, что мы – существа ограниченные, а Бог – неограничен, непостижим для нашего ума, необъятен для нашего слова. По благости Своей Он открывает Себя в слове человеческом, но всякое слово наше остается ограниченным и условным. Он же, безусловно, всесовершенен. В Его имени, в нашем слабом слове или нашем умопредставлении о Нем есть только приближение понятия о Нем к нашему уму, но не тождество не только с Самим Существом Его, но даже и с тою идеей о Боге, которая прирождена нашему духу как неотъемлемая черта образа Божия в нас самих».

В русских монастырях на Афоне вспыхнули беспорядки. На Афоне тогда спасались 1700 монахов из России. Беспорядки те превзошли всякие мыслимые размеры, и тогда Синодом на Святую Гору был отправлен член Святейшего Синода архиепископ Никон с тем, чтобы умиротворить бунтующих монахов-имябожников, откровенно терроризировавших всех, не согласных с их лжеучением. Когда архиепископ Никон прибыл туда, он увидел ужасную картину. С одной стороны, греческое церковное начальство грозило русским монастырям выселением, если беспорядки имябожников на Афоне не закончатся. С другой – никак не удавалось смирить бунтующих. Ведь на Афон проникли даже революционеры – прятались там и верховодили. Были у них типографии, в которых печатались возмутительные листовки.

Владыка Никон поначалу пробовал разубедить главарей бунтовщиков, но сделать это не удавалось. Более того, бунтовщики угрожали расправой. Имябожники вели себя на Афоне безобразно. Они угрожали Архиепископу, могли нападать с оружием. Пришлось подключить брандспойты и разогнать мятежников струями воды. Лишь после этого их собрали и вывезли с Афона. На Афон ввели войска, которые находились на вспомогательных судах. И двести матросов Русского Императорского флота выселили со Святой Горы всех бунтовавших имябожников. Их было приблизительно около тысячи. На Афоне осталось семьсот русских душ, а тысячу бунтовщиков вывезли оттуда и разместили по разным монастырям внутри России; в основном они попали на Новый Афон.

Лжеучение имябожников было опровергнуто многими Богословами, Определением Святейшего Синода Российской Церкви и двумя вселенскими патриархами.

Если бы святитель Никон не вывез тогда смутьянов, если бы он не применил этот радикальный способ, Россия лишились бы своих великих святынь на Святой Горе Афон.

В 1915 году архиепископ Никон был переизбран в Государственный Совет.

Он продолжал поддерживать монархистов: присутствовал при открытии Петроградского Совещания монархистов 21–23 ноября 1915 года, приветствовал Всероссийское монархическое совещание в Нижнем Новгороде уполномоченных правых организаций 26–29 ноября 1915 года.

Перед революцией не было, пожалуй, более ярких выступлений с церковной кафедры, чем выступления владыки Никона. Его статьи и вся его публицистическая полемика, которая выносилась на страницы «Троицкого слова», были блестящи. С его же изданий была снята духовная цензура – так ему верили. И вот в этих журналах, в частности, в «Троицком слове», он печатался каждую неделю (журнал выходил еженедельно). За год накапливался целый том, и такие тома выходили под заглавием «Дневники». Их вышло много.

6 июля 1916 года архиепископ Никон был уволен по прошению от должности председателя Издательского совета на покой. Отошел от активной деятельности и сосредоточился на служении в лавре.

В конце жизни владыка Никон издал книгу С.А. Нилуса «Близ есть, при дверех». В этой книге было показано, что сатана уже стоит на пороге, при дверях нашего жилища и вот-вот сейчас перешагнет этот порог. Так и произошло: свершилась масонская февральская демократическая революция 1917 года. Временное правительство отдало приказ уничтожить тираж этой книги, ликвидировать и другие тиражи в типографиях Свято-Троицкой лавры, тем самым засвидетельствовав истинность обличений в тех изданиях, засвидетельствовав свой страх перед истиной Христовой, засвидетельствовав еще раз свое открытое богоборчество, разоблаченное церковным словом.

В 1917 году, когда митрополита Тихона избрали Патриархом, архиепископ Никон обратился к нему с письмом, в котором просил Святейшего призвать всех православных к стоянию против красных врагов России, призвать православных стоять твердо за веру, вплоть до принятия исповеднического венца. Владыку не пугала никакая расправа, его не согнули никакие угрозы. Ведь он напрямую обращался к главе Православной Церкви, чтобы от лица Церкви дать отпор революционной черни и ее предводителям – тем видимым бесам (по определению святого Кирилла Александрийского) – в лице богоборческой власти. Это обращение твердого православного иерарха, горячего исповедника и ревнителя веры, стало основанием для будущей стойкости новомучеников и всех верных Христу и Его Церкви. И святитель Никон входит в сонм современных страдальцев как начало и опора, как краеугольный камень добродетелей новых святых.

Февральскую революцию 1917 года владыка Никон расценил как «торжество сатаны».

15 августа 1917 года в послании к Всероссийскому Церковному Собору он писал, что если не спасет Россию «особенное чудо Божия Милосердия, то она в качестве великой державы должна сойти в могилу всеобщей истории, опозоренная клеймом измены Божию призванию».

Существует интересное свидетельство философа-публициста В.В. Розанова о том, как выглядел в революционные дни святитель Никон. В своих записках Василий Васильевич признался, что всегда не любил владыку Никона за его прямоту, за его совершенное отвержение космополитической «русской» интеллигенции, за разоблачение ее ложных идеалов. И вот когда Розанов стоял на последней службе архиепископа Никона в Троицком соборе лавры, почувствовал: это какая же сила в нем – в этом слепом, невзрачном, невысоком человеке! И откуда такая гигантская, притягательная сила? Розанов сознался, что был не прав по отношению к нему: «Я называл его дуроломом, а это святой, великий человек! Ему не в чем упрекнуть себя!»

Умер архиепископ Никон 30 декабря 1918 (12 января 1919 – по новому стилю) года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, где и был погребен позади Свято-Духовского храма.

В разных его жизнеописаниях говорится, что скончался он мирно, своей .

Но старые жители Сергиева Посада рассказывали, что его была насильственной: Владыка подвергся нападению революционной черни, был жестоко изуродован и убит. Это случилось за воротами лавры. Говорили, что он был даже обезглавлен.

Как на самом деле окончилась земная жизнь угодника Божия, весть. Убийство было возможно, потому что архиепископа Никона ненавидела вся большевистская свора, начиная от ее главарей. Весь сатанинский синклит врагов и мучителей России занимался тогда истреблением защитников церковных и национальных интересов русского народа.

О такой выдающейся личности как владыка Никон можно было бы говорить еще очень и очень много, а все равно достойно его смиренного величия этого не сделать. Богомольная, благочестивая Россия и сегодня чтит великого своего подвижника.

Литература:

1 . Первый на Москве. Московский Данилов монастырь. М., «Даниловский благовестник», 2000.

2 . Архиепископ Никон. Православие и грядущие судьбы России. / Сост. священник Ярослав Шипов. М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. «Новая книга». 1994.

3 . А.Н. Стрижев. Никон Рождественский – великий святитель XX в. // Москва. 2000. № 7.

4 . http://www.ortho-rus.ru

5 . http://www.hrono.info. Статьи О. Платонова и А. Степанова.

6 . Богатырь мысли и дела. Памяти Владимира Андреевича Грингмута. М., 1909.

7 . Подробный отчет о Третьем Всероссийском Съезде Людей Земли Русской в Киеве. М., 1906.

https://www.сайт/2013-05-30/figurant_cerkovnogo_gey_skandala_ekaterinburgskiy_vladyka_nikon_stal_vikariem_v_permskoy_eparhii_pod

Фигурант церковного гей-скандала екатеринбургский владыка Никон стал викарием в Пермской епархии под началом своего учителя Мефодия. Андрей Кураев: «Наш Синод вдруг делает такой супертолерантный жест…»

Бывший глава Екатеринбургской епархии Никон (Миронов), отметившийся громким гей-скандалом в конце 90-х, стал викарием Пермской епархии с титулом «Добрянский». Соответствующее решение, как говорится на сайте Московского патриархата, было принято на заседании Священного Синода РПЦ.

Как отметил в своем блоге диакон Андрей Кураев, Никон был возвышен в Воронеже в бытность там митрополита Мефодия. «Теперь митрополит Мефодий в Перми, и к нему же возвращается его ученик и помощник», - отметил Кураев.

Также в своем блоге он пишет, что за последние 20 лет четыре епископа РПЦ были обвинены в девиантном сексуальном поведении.

«То есть в этих случаях дело не доходило до судов ни церковных, ни светских, но имена их и их обвинителей активно полоcкались в большой прессе, в том чиcле международной. Поскольку гласного и независимого разбирательства этих обвинений не было, и я не могу утверждать - было или нет. Но есть такая вещь как репутация. Доброе или дурное свидетельство. Причем и у «внешних», и у «внутренних». И в этих четырех случаях репутация прилипла самая скверная. Всех четырех во времена прошлого патриаршества убрали с их кафедр. По уходе патриарха Алексия двое из них были возвращены к полноценному епископскому служению. Сначала кафедру получил Савва (бывший Звенигородский) - назначен в Тирасполь. Потом Гурий (бывший Парижский) - назначен в Казахстан. Сегодня Синод восстановил третьего - бывшего епископа Никона Екатеринбуржского - определив его в Пермский регион. […] Когда во Франции народ протестует против гомолландизации, когда в России проявился довольно неожиданный консенсус даже властных элит против нарастания гомосексуальных претензий, наш Синод вдруг делает такой супертолерантный жест. Предваряющих или сопровождающих объяснений, конечно, не дается. Люди остаются со своим устоявшимся и неопровергнутым мнением об этих епископах и c фактами их неподсудности и очередного возвышения», - отмечает Кураев.

В Екатеринбургской епархии Никон прослужил с 1994 по 1999 год. Он был выслан по решению Алексия II после ряда писем, подписанных местным духовенством о непотребном поведении своего духовного лидера, якобы склоняющего молодых послушников к сожительству. Никон Миронов был отправлен на исправление в Псково-Печерский монастырь. Кроме того, в отношении него было возбуждено дело по статье 133 УК РФ («Понуждение к мужеложству с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего»), которое затем было закрыто.

Группа уральских священников сделала заявление: уже пять лет ими правит епископ-гомосексуалист.

"Наш епископ - педераст!" С такими плакатами месяц назад стояли у одной из церквей Нижнего Тагила разъяренные верующие. Виновник событий - владыка Никон - должен был приехать на богослужение. "Никон - содомит! - скандировали манифестанты. - Не пустим козла в храм!" Содомитами в церковной традиции зовутся гомосексуалисты. От библейских городов Содома и Гоморры: их жители увлекались мужеложством, и Господь утопил их на дне Мертвого моря. Владыке сообщили о беспорядках на полдороги. Он развернулся и уехал в Екатеринбург.

Из досье "КП"

Правящий архиерей епископ Екатеринбургский и Верхотурский Никон - в миру Олег Миронов, 38 лет. Для приближенных - Мирон. По национальности - мордвин, по светскому образованию - бухгалтер. Являясь главой православного Екатеринбурга, владыка красит ногти бесцветным лаком. Поговаривают, что он носит под рясой штаны, похожие на женские лосины.

Никон появился в Екатеринбурге в 94-м году и сначала понравился. Потом стали замечать неладное. Однажды владыка украл антикварное церковное облачение XVII века. Настоятель нижнетагильского храма Александра Невского отец Геннадий Ведерников выпросил расшитое золотом одеяние в краеведческом музее на один день. Владыка увидел: "Отдавай!" Долго священник валялся у директора музея в ногах: просил простить долг...

Вусмерть упиваясь, Никон бил священников. Однажды во время визита в один из монастырей он со всего маху дал подзатыльник и представителю губернатора Свердловской области по Верхотурью Александру Капустину. Тот не знал, как и поступить.

В трапезных высшие чины области пили с Никоном водку и орали под гитару мирские песни. Однажды епископ сорвал с председателя правительства области орден, макал его в стакан с водкой и требовал: "Доставай зубами". А потом плескал водкой в небо и вопрошал Бога: "Ты кто? А я - епископ!"

Но хуже всего были слухи о сексуальных наклонностях Никона...

Из досье "КП"

Православное духовенство делится на черное и белое. Белые священники могут вступать в брак. Черные должны жить в абсолютном безбрачии - из них состоит верхушка церковной номенклатуры. Но, увы, есть еще и "голубые" священники.

Передо мной сидит двадцатипятилетний молодец с подбитым глазом. Сергей Мордовцев был служкой в монастыре Верхотурья.

Наш архиерей, - Серега выпячивает большой палец, - вот такая девка! В плане орального секса ни одна баба меня так не удовлетворяла!

Ничуть не смущаясь, парень рассказывает, как его вызвал некий иеромонах: "Можешь ублажить архиерея?" "В смысле?" - "Трахнуть его". Целомудрием Серега не страдал: "За деньги - без проблем".

Каждый раз, когда Никон приезжал в Верхотурье, Серега царственно позволял владыке делать себе минет. За пять раз неземного блаженства Мордовцев получил шесть миллионов старыми.

Сергея здесь никто не осуждает. Ложась в постель с жирным мужиком, он спасал от бесчестья всю братию. До того как Мордвинов дал согласие поработать проституткой, Никон вымогал себе в койку девственных и целомудренных монахов.

Вот рассказ настоятеля монастыря. "В октябре 95-го года к нам прибыл епископ Никон. Я поднялся в его покои за благословением; владыка был в трусах, рядом стоял мой брат, священник Олег Федотов. Владыка был изрядно выпивши. Ложась, он сказал: "Пимен, пусть твой брат меня полюбит, и я буду его женой".

Настоятель отказался отдать брата, и епископ снизил требования: "Приведи ко мне какого-нибудь монаха. Несчастному Пимену долго пришлось убеждать владыку, что все ушли на службу. Тогда Никон спустил портки и полез к нему самому.

С того дня архиерей стал требовать с настоятеля мальчиков для утех.

Для справки: система подчинения в церкви - более жесткая, чем даже в армии. Не подчиниться приказу - страшный грех. За который следуют жестокие санкции.

Епархия узнала, что такое "карьера с раздвинутыми ногами". Женатых священников епископ ненавидел (как женщин вообще). На руководящие посты назначал "своих".

Епархию потряс случай, когда настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Каменск-Уральском поставили архимандрита Клавдиана. 25-летний юноша получил монастырь... в день пострига - ни дня не пробыв монахом. Он признался, что был любовником Никона. Священники зовут его "Клавдия Ивановна".

"Кузницей кадров" для Никона стало Екатеринбургское епархиальное духовное училище. Мне удалось встретиться с двумя его бывшими слушателями. Оба в 17 лет поступили туда, мечтая "служить Матери-церкви". Обоих домогался владыка. Леша счастливо избежал такой участи. Саша не смог.

Вступительных экзаменов не было. Отбирали по внешности: рост, вес, фейс... Дали тест: четыреста вопросов. "Любите ли вы рассматривать в зеркало свои половые органы? Любите притрагиваться к ним? Пользуетесь косметикой?"

Отбирали юношей не для учебы. Этого от них не требовали вообще.

Они говорили: "Вы наши бедненькие. Такие загруженные!" На четвертом курсе мы сдавали "хвосты" за первый. И получали грамоты "За отличную учебу"!

Через месяц Леху и Сашу повезли на дачу к Никону.

Нам сказали: будете работать. Мы: давайте грабли возьмем! А они тринадцать бутылок водки купили, пива два ящика...

Еще в машине ребят начали поить. Везли, явно путая дорогу. На даче "семинаристов" поразила роскошь - баня с бассейном, "сексодром" пять на пять метров... Леха вовремя понял, для чего здесь, и сумел "откосить". Сашу упоили почти до потери сознания.

Захожу в баню, - рассказывает он, - смотрю, голый Никон сидит. Я так обалдел, что протрезвел. Мне церковь тогда в розовом цвете казалась. Про кого угодно мог подумать - только не про епископа...

Никон попросил попарить ему спинку. И подливал парню еще.

Меня почти бесчувственного в постель к Никону подложили...

Протрезвев, парень на священников смотреть не мог.

Из училища ребята сбежали. Через некоторое время ночью за Сашей приехала машина. Никон ждал в храме. Вскинул руку на алтарь: "Клянусь - если ты кому-то расскажешь, тебя похоронят под гробом покойника. Никто не найдет твой труп!"

Даже теперь, спустя год, состояние мальчика близко к истерике. Он стаканами пьет валерьянку, ест транквилизаторы. Скрывается, дома не живет...

Может, именно его судьба переполнила чашу терпения. Летом 98-го года 52 священника (ровно половина епархии) пожаловались на Никона Патриарху. Все факты они изложили в девяноста рапортах. Делегация из пяти батюшек отвезла их в Москву.

В январе приехала комиссия. По результатам ее работы 1 апреля Священный Синод вынес постановление: освободить самых активных отцов-смутьянов от должностей. Епископу Никону объявить выговор... как не обеспечившему руководство. То есть наказать за то, что священники осмелились жаловаться!

Батюшки были в шоке. По церковным законам, ты можешь покаяться в убийстве - тебя простят. Но того, кто уличен в гомосексуализме, отлучают от церкви на 15 лет! Педераст не просто не может быть епископом. Он вообще не христианин!

Епископ Никон (в миру Олег Васильевич Миронов ; 26 мая 1960, посёлок Заречный, Смоленский район, Алтайский край) - епископ Русской православной церкви, епископ Кудымкарский и Верещагинский.

Биография

Родился 26 мая 1960 года в посёлке Заречный Смоленского района Алтайского края в крестьянской семье (родители - выходцы из центрального района России).

С сентября 1977 по июнь 1978 года учился в бухгалтерской школе Бийска, по окончании которой до ноября 1978 года работал в Линевском рабкопе.

В 1978-1980 годы служил в Забайкальском военном округе в городе Зима.

С 1 января 1981 по 1 августа 1982 года работал в Иркутской епархиальной свечной мастерской рабочим.

С 1 августа 1982 года по 1 июля 1985 года исполнял обязанности делопроизводителя Воронежского епархиального управления.

24 апреля 1983 года епископом Воронежским и Липецким Мефодием (Немцовым) был рукоположен в сан диакона.

В 1984 году поступил на заочный сектор Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1987 году.

C 20 июня 1989 года был назначен настоятелем Покровского кафедрального собора города Воронежа с возведением в сан архимандрита.

К празднику Пасхи 1993 года был награждён орденом князя Владимира III степени.

Епископ Задонский

11 июня 1993 года решением Священного Синода определён быть епископом Задонским, викарием Воронежской епархии.

20 июля 1993 года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы чин на­речения архимандрита Никона во епископа Задонского, викария Воронежской епархии, совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополиты Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), Крутицкий и Коло­менский Ювеналий (Поярков), Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов), архиепископы: Краснодарский и Кубанский Исидор (Кириченко), Солнечногорский Сергий (Фомин), епископы: Орловский и Брянский Паисий (Самчук), Тверской и Кашинский Виктор (Олейник), Истринский Арсений (Епифанов), Подольский Виктор (Пьянков), Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин), Южно-Сахалинский и Курильский Аркадий (Афонин), Зарайский Павел (Пономарёв) и Корсунский Гурий (Шалимов).

21 июля 1993 года в Московском Богоявленском кафедральном соборе Патриарх Алексий II и архиереи, уча­ствовавшие в наречении, кроме архиепископа Исидора, совершили хиротонию архимандрита Никона во епископа Задон­ского, викария Воронежской епархии.

Епископ Екатеринбургский и Верхотурский

26 февраля 1994 года был назначен Священным Синодом на Екатеринбургскую и Верхотурскую кафедру.

В том же 1994 году трудами епископа Никона было открыто епархиальное духовное училище. В 1995 году комитет по управлению городским имуществом выделил Епархиальному управлению для размещения училища здание бывшего детского сада, и на должность проректора по учебной работе был назначен иерей Пётр Мангилёв. Получение отдельно стоящего здания позволило существенно улучшить бытовые условия жизни студентов, оборудовать учебные аудитории и библиотеку, а назначение на должность нового проректора, вышедшего из классической университетской среды, способствовало продуманной организации образовательного процесса по образцу высшей школы. В 1997 году ректор училища, епископ Никон обратился с ходатайством в Священный Синод об увеличении срока обучения до четырёх лет с ведением преподавания по семинарской программе. Ходатайство было удовлетворено и уже спустя год состоялся первый выпуск студентов. Дипломы об окончании получили 13 учащихся.

Епископ Никон внёс изменения в финансовую жизнь Екатеринбургской епархии. До прихода епископа Никона на кафедру каждый приход вёл почти независимую от управляющего епархией финансовую деятельность, самостоятельно закупал и реализовывал товары церковного назначения, а приходы распоряжались подавляющей частью выручки от продаж по своему усмотрению. Во время управления епархией епископом Никоном товарные потоки были централизованы через епархиальное управление, приходы должны были получать товары для реализации на складах епархиального управления, при этом финансовая деятельность приходов была поставлена под строгий учёт и контроль. Материальное положение епархии в целом заметно улучшилось, Екатеринбургская епархия вышла на второе место в России по установленным в Церкви отчислениям в Московскую Патриархию. Однако такая ситуация не устраивала значительную часть клира, лишившуюся возможности бесконтрольно распоряжаться приходскими финансами, а также тем, что по благословению епископа Никона в приходах епархии регулярно проводились ревизии. Для обеспечения проведений финансовых ревизий в приходах по благословению епископа Никона привлекались учащиеся Екатеринбургского духовного училища.

АРХИВ: Содомский грех епископа Никона. Публикация "Комсомольской правды" (1999 г.) об очередном "реабилитированном" Патриархом Кириллом (Гундяевым) архиерее
Группа уральских священников сделала заявление: уже пять лет ими правит епископ-гомосексуалист.

"Наш епископ - педераст!" С такими плакатами месяц назад стояли у одной из церквей Нижнего Тагила разъяренные верующие. Виновник событий - владыка Никон - должен был приехать на богослужение. "Никон - содомит! - скандировали манифестанты. - Не пустим козла в храм!" Содомитами в церковной традиции зовутся гомосексуалисты. От библейских городов Содома и Гоморры: их жители увлекались мужеложством, и Господь утопил их на дне Мертвого моря. Владыке сообщили о беспорядках на полдороги. Он развернулся и уехал в Екатеринбург.

Из досье "КП"

Правящий архиерей епископ Екатеринбургский и Верхотурский Никон - в миру Олег Миронов, 38 лет. Для приближенных - Мирон. По национальности - мордвин, по светскому образованию - бухгалтер. Являясь главой православного Екатеринбурга, владыка красит ногти бесцветным лаком. Поговаривают, что он носит под рясой штаны, похожие на женские лосины.

Никон появился в Екатеринбурге в 94-м году и сначала понравился. Потом стали замечать неладное. Однажды владыка украл антикварное церковное облачение XVII века. Настоятель нижнетагильского храма Александра Невского отец Геннадий Ведерников выпросил расшитое золотом одеяние в краеведческом музее на один день. Владыка увидел: "Отдавай!" Долго священник валялся у директора музея в ногах: просил простить долг...

Вусмерть упиваясь, Никон бил священников. Однажды во время визита в один из монастырей он со всего маху дал подзатыльник и представителю губернатора Свердловской области по Верхотурью Александру Капустину. Тот не знал, как и поступить.

В трапезных высшие чины области пили с Никоном водку и орали под гитару мирские песни. Однажды епископ сорвал с председателя правительства области орден, макал его в стакан с водкой и требовал: "Доставай зубами". А потом плескал водкой в небо и вопрошал Бога: "Ты кто? А я - епископ!"

Но хуже всего были слухи о сексуальных наклонностях Никона...

Из досье "КП"

Православное духовенство делится на черное и белое. Белые священники могут вступать в брак. Черные должны жить в абсолютном безбрачии - из них состоит верхушка церковной номенклатуры. Но, увы, есть еще и "голубые" священники.

Передо мной сидит двадцатипятилетний молодец с подбитым глазом. Сергей Мордовцев был служкой в монастыре Верхотурья.

Наш архиерей, - Серега выпячивает большой палец, - вот такая девка! В плане орального секса ни одна баба меня так не удовлетворяла!

Ничуть не смущаясь, парень рассказывает, как его вызвал некий иеромонах: "Можешь ублажить архиерея?" "В смысле?" - "Трахнуть его". Целомудрием Серега не страдал: "За деньги - без проблем".

Каждый раз, когда Никон приезжал в Верхотурье, Серега царственно позволял владыке делать себе минет. За пять раз неземного блаженства Мордовцев получил шесть миллионов старыми.

Сергея здесь никто не осуждает. Ложась в постель с жирным мужиком, он спасал от бесчестья всю братию. До того как Мордвинов дал согласие поработать проституткой, Никон вымогал себе в койку девственных и целомудренных монахов.

Вот рассказ настоятеля монастыря. "В октябре 95-го года к нам прибыл епископ Никон. Я поднялся в его покои за благословением; владыка был в трусах, рядом стоял мой брат, священник Олег Федотов. Владыка был изрядно выпивши. Ложась, он сказал: "Пимен, пусть твой брат меня полюбит, и я буду его женой".

Настоятель отказался отдать брата, и епископ снизил требования: "Приведи ко мне какого-нибудь монаха. Несчастному Пимену долго пришлось убеждать владыку, что все ушли на службу. Тогда Никон спустил портки и полез к нему самому.

С того дня архиерей стал требовать с настоятеля мальчиков для утех.

Для справки: система подчинения в церкви - более жесткая, чем даже в армии. Не подчиниться приказу - страшный грех. За который следуют жестокие санкции.

Епархия узнала, что такое "карьера с раздвинутыми ногами". Женатых священников епископ ненавидел (как женщин вообще). На руководящие посты назначал "своих".

Епархию потряс случай, когда настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в городе Каменск-Уральском поставили архимандрита Клавдиана. 25-летний юноша получил монастырь... в день пострига - ни дня не пробыв монахом. Он признался, что был любовником Никона. Священники зовут его "Клавдия Ивановна".

"Кузницей кадров" для Никона стало Екатеринбургское епархиальное духовное училище. Мне удалось встретиться с двумя его бывшими слушателями. Оба в 17 лет поступили туда, мечтая "служить Матери-церкви". Обоих домогался владыка. Леша счастливо избежал такой участи. Саша не смог.

Вступительных экзаменов не было. Отбирали по внешности: рост, вес, фейс... Дали тест: четыреста вопросов. "Любите ли вы рассматривать в зеркало свои половые органы? Любите притрагиваться к ним? Пользуетесь косметикой?"

Отбирали юношей не для учебы. Этого от них не требовали вообще.

Они говорили: "Вы наши бедненькие. Такие загруженные!" На четвертом курсе мы сдавали "хвосты" за первый. И получали грамоты "За отличную учебу"!

Через месяц Леху и Сашу повезли на дачу к Никону.

Нам сказали: будете работать. Мы: давайте грабли возьмем! А они тринадцать бутылок водки купили, пива два ящика...

Еще в машине ребят начали поить. Везли, явно путая дорогу. На даче "семинаристов" поразила роскошь - баня с бассейном, "сексодром" пять на пять метров... Леха вовремя понял, для чего здесь, и сумел "откосить". Сашу упоили почти до потери сознания.

Захожу в баню, - рассказывает он, - смотрю, голый Никон сидит. Я так обалдел, что протрезвел. Мне церковь тогда в розовом цвете казалась. Про кого угодно мог подумать - только не про епископа...

Никон попросил попарить ему спинку. И подливал парню еще.

Меня почти бесчувственного в постель к Никону подложили...

Протрезвев, парень на священников смотреть не мог.

Из училища ребята сбежали. Через некоторое время ночью за Сашей приехала машина. Никон ждал в храме. Вскинул руку на алтарь: "Клянусь - если ты кому-то расскажешь, тебя похоронят под гробом покойника. Никто не найдет твой труп!"

Даже теперь, спустя год, состояние мальчика близко к истерике. Он стаканами пьет валерьянку, ест транквилизаторы. Скрывается, дома не живет...

Может, именно его судьба переполнила чашу терпения. Летом 98-го года 52 священника (ровно половина епархии) пожаловались на Никона Патриарху. Все факты они изложили в девяноста рапортах. Делегация из пяти батюшек отвезла их в Москву.

В январе приехала комиссия. По результатам ее работы 1 апреля Священный Синод вынес постановление: освободить самых активных отцов-смутьянов от должностей. Епископу Никону объявить выговор... как не обеспечившему руководство. То есть наказать за то, что священники осмелились жаловаться!

Батюшки были в шоке. По церковным законам, ты можешь покаяться в убийстве - тебя простят. Но того, кто уличен в гомосексуализме, отлучают от церкви на 15 лет! Педераст не просто не может быть епископом. Он вообще не христианин!

PS Сегодня ситуация где бы священники выступили потив архиерея невозможна, выдохлись все те, кто мог несколько лет назад возвысить голос. Мертвая организация, мертвые служители, они вполне заслужили таких архиереев.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: