Creativenn - Портал рукоделия

Нарисованные картинки издавна использовались для гаданий на будущее – они стали самим древним и очень мощным инструментом предсказаний.

История карт Таро уходит корнями в далекие времена, и до сих пор доподлинно неизвестно, кто же впервые представил миру этот способ гадания.

Существуют несколько разновидностей колод, каждая из которых имеет свои особенности.

Цыгане или нет?

Самой популярной на сегодня гипотезой о появлении карт Таро является легенда, согласно которой эти магические карты впервые были замечены у странствующих цыганских предсказателей.

Однако, историки с этим категорически не согласны. Их исследования говорят о том, что первые упоминания об этих картах появились еще на территории Германии в 1329 году, что произошло еще за век до прихода в Европу цыган.

В настоящее время нет возможности проверить, действительно ли в том древнем писании речь шла о предсказательных картах, поскольку документальные свидетельства о том, как они выглядели, до наших времен не сохранились.

Первые изображения Старших Арканов увидели свет в 1392 году во Франции. Король Карл IV захотел как-то скрасить свой досуг и попросил придворного художника нарисовать ему колоду карт. Эти карты, количеством 22 штуки, выглядели очень солидно: телячья кожа, золотой обрез и рубашки, инкрустированные настоящим серебром!

Таро Висконти — начало истории карт Таро

Первой полноценной колодой, содержащей в себе не только Старшие Арканы, а все 78 карт, стало Таро Висконти-Сфорца. Историки расходятся в точной дате его появления на свет: по одним источникам это произошло в 1428 году, по другим – чуть позже, в 1441, третьи же вообще называют 1450 год.

«Заказчиками» магической колоды были миланский кондотьер Франческо Сфорц и его супруга Бьянка Мария Висконти, а нарисовал ее художник Бонифацио Бембо.

Выход магической колоды в большой свет

До 18-го века карты Таро не пользовались особой популярностью, а выход их в свет произошел лишь в 1770-1780-е годы, когда граф Антуан Кур де Желебен, начал изучать тайные знания и мифологию, после чего структурировал полученные знания в своих работах «Об игре в Таро» и «Исследование Таро». Именно там впервые речь пошла о возможности предсказывания будущего с помощью карт.

Еще дальше пошел ученик графа – парикмахер дель Альеттэ. Этот человек вступил в масонскую Ложу, взял себе псевдоним Этейла, а затем выпустил не только книгу о предсказательных картах, но и собственную колоду, которая получила название «Таро Эттейла».

В конце 18-го-начале 19-го веков были выпущены еще три вариации колоды Эттейла.

Элифас Леви и его последователи

Большой вклад в развитие использования карт Таро внес французский оккультист Альфонс-Луи Констан, известный миру под псевдонимом Элифас Леви. Великого мистика совершенно не интересовала возможность гадания на этой колоде, а целью его исследования стала связь таинственного еврейского учения о Каббале с интерпретацией Старших Арканов.

Труды Леви были оценены по достоинству: несколько известных мистиков и оккультистов 19-го века переработали его учение, выпустив в свет собственные труды на тему магической колоды Таро.

История карт Таро Золотого Рассвета

В 19-ом веке в Англии особое влияние среди мистиков приобрело тайное оккультное общество – Орден Золотой Зари. В нем состояли люди, имена которых до сих пор на слуху – это великий Алистер Кроули и Артур Уэйт. Именно их колоды на сегодняшний день считаются самыми популярными.

Но еще до разработки каждым из этих мастеров собственной колоды, все они учились на Таро Золотого Рассвета – колоде, созданной Сэмюэлом Матерсом и его супругой-художницей Мойной Бергсон.

Исследования карт во Франции и других странах

Отдельно стоит упомянуть французское направление в истории этих гадальных карт. Самым популярным человеком здесь оказался Жерар Анкосс, прославившийся под псевдонимом Папюс. Он представил миру две свои колоды – «Цыганское Таро» и «Предсказательное Таро», которые были выпущены в 1889 и 1909 годах соответственно.

Среди других громких имен, связанных с магической колодой, можно выделить швейцарского оккультиста Освальда Вирта, составившего собственную версию предсказательных карт, а также Пола Кристиана и Элберта Бенжамина – авторов подробных книг об искусстве понимания колоды и работы с ней. Благодаря работе этих исследователей популярность карт Таро в мире резко возросла.

Артур Уэйт и его карты Таро

Сегодня одной из самых известных колод, которой пользуется большинство тарологов планеты, считается Таро Артура Уэйта.

Этот человек всю свою жизнь посвятил магическим исследованиям и оккультизму. Он являлся членом Ордена Золотой Зари, что помогло ему глубоко проникнуть в символизм и значение Таро.

Многолетнее изучение привело мастера к выпуску собственной колоды, рисунки к которой сделала его давняя подруга, также состоявшая в Ордене – Памела Коулман Смит. Это событие произошло в 1909 году и стало настоящее революцией в истории карт Таро.

Легендарное Таро Тота

Наравне с колодой Уэйта огромной популярностью сегодня пользуется и Таро Тота – результат многолетней работы знаменитого мистика Алистера Кроули и художницы Фриды Харрис.

Колода Кроули не имеет в мире аналогов, и считается действительно уникальным и невероятно подробным магическим инструментом. Учение Кроули, которое он выразил в картах, охватывает множество областей, включая магические традиции разных стран, мифологию, науку о Каббале, астрологию, нумерологию и практическую магию.

Современность

На сегодняшний день в мире имеется огромное количество различных колод Таро. Некоторые из них являются переработанными вариантами карт классических школ, другие же представляют собой полностью авторские эксклюзивные работы.

Однако, переплюнуть популярность колод Уэйта и Кроули пока не удалось ни одной из них. Но кто знает, быть может история карт Таро еще не закончена, и спустя век или два мир увидит очередную революцию древней предсказательной системы.

Приподнять завесу будущего, найти выход в сложной жизненной ситуации, найти ответ на волнующий вопрос или просто погадать на любимого человека - так или иначе, но подобные желания возникают у каждого человека, который хотя бы немного верит в потусторонние силы.

Расклад Таро сам по себе очень важен и в то же время опасен. Опасен лишь для тех, кто осмелится взять в руки колоду карт, не имея понятия о том, с чем имеет дело. Однако перед тем как обращаться к профессионалу за помощью, нужно самому узнать как можно больше информации о таинственной магии Таро.

Происхождение карт Таро окружено множеством легенд. Первые упоминания о больших гадальных картах с выразительными рисунками относят ещё ко временам Древнего Египта, заключительного периода существования этого могущественного государства. За три века до нашего тысячелетия в Египте начали обширно распространяться новые религиозные культы, философские учения, новые божества, способы служения и обращения к ним. Одним из способов контакта с потусторонним миром и стали карты Таро.

Со временем пришло забвение, которое легло пылью времён и на новые религии, и на новые гадания . С началом гонений на языческие культы, древнейшие ритуалы были забыты, однако не заброшены. Казалось, что карты Таро лишь притаились, ожидая эпохи своего рассвета.

Традиция раскладывания листов из плотной бумаги с картинками пришла в Европу в начале второго тысячелетия нашей эры, а потом новая забава обрела и статус азартной игры. Уже тогда предки современных игральных карт имели 4 масти, однако Таррочи (именно так стали называть Таро на севере Италии) - имели значительное отличие. В традиционной картонной игре козырная масть назначается спонтанно - ей может стать любая из имеющихся четырёх. Таро же имели отдельный козырной набор карт.

Приблизительно через сто лет после появления Таро на европейской арене, стали выпускаться и печатные колоды, а раскладывание карт стало развлечением для всех слоев населения.

Первые упоминания об искусстве работы с Таро как с гадальными картами появились в 1526 году, когда Европу начали заселять цыгане, которые активно промышляли гаданиями, раскладывая Таро для одиноких сердец, рассказывая, что ждёт заказчика в делах любовных. С их появлением возникла и легенда о Таро, которая «странствует » по миру до сих пор:

Много лет назад, до большой кончины, мир был населен чрезвычайно умным народом, который накапливал и тщательно сберегал собранные по крупицам знания. Однако со временем в мире стало появляться всё больше и больше людей, не способных воспринимать мир в его единстве. Возникла угроза, что всё то, что использовалось на благо человечества, обернётся против него самого. Тогда верховные старейшины зашифровали законы, философские идеи и гениальные технические изобретения в 78 карт. Они раздали эти карты странникам, которых мы сейчас называем цыгане.

Ещё два века спустя, в 1781г., священник протестантской церкви Курт де Гебелин пришёл к выводу, что простая карточная игра на самом деле - Книга бога Тота, в которой скрыты тайны погибшей египетской цивилизации. С египетскими корнями Таро связана ещё одна легенда:

Рассказывают, что в одном из древнеегипетских храмов находилось 22 особых комнаты с символическими картинами на каждой стене. Предполагают также, что карты Таро восходят к святыне древних египтян - таинственной книге мёртвых, а карточные рисунки изначально украшали стены усыпален.
Обрела современный вид колода Таро в руках ученика Кур де Жеблена - Альете. Будучи в миру парикмахером, гениальный последователь не слишком опирался на мистическое прошлое карт, а оттачивал саму технику гадания на них, в 1783 году Альете взял себе более звучный псевдоним - Этейлла, открыл первый салон предсказаний и расширил сферу употребления Таро. Любой желающий мог узнать не только о любви, но попросить прогноза в делах, узнать о своём характере, прошлом и будущем и отношениях с близкими.

С середины девятнадцатого века

Время чтения 6:19, польза 98%

Достоверно известно, что игральные карты, состоящие из четырех "мастей", проникли в Европу около 1200 г., по-видимому, с Ближнего Востока. Около 1400 г. они уже вовсю использовались в качестве популярной азартной игры. Карты Таро (а по-простому тароччи, тарот или тарок) включают в себя все эти четыре масти, но, кроме того, имеют еще и пятую, козырную, или "старшую", масть, состоящую из большего количества карт. Карты этой масти впервые появились в Северной Италии в эпоху Кватроченто (XIV в.) в качестве настольной игры. В нее до сих пор играют в Южной Европе и Французской Северной Африке; причем рисунки Марсельского Таро, которые можно видеть на этих картах, были созданы еще в конце XV в. Примерно тогда же был стандартизован и порядок их нумерации.

Первое упоминание об игре в цветные картинки, которая называлась трионфи ("триумфы") и вошла в моду при княжеском дворе Феррары, датировано 1442 г. Самая старая из сохранившихся колод создана художником Бонифацио Бембо в качестве одного из подарков к свадьбе, соединившей семейства Сфорца и Висконти. Около 1500 г. появились первые печатные колоды, и Таро стало популярной игрой широких народных слоев.

Первый текст о гадании на Таро датирован 1526 годом. В то время этим занимались, в основном, цыгане - кочевой индоевропейский народ, проникший в Европу в XV в.. Цыгане считались выходцами из Египта, и это породило чрезвычайно романтическую легенду о "древнеегипетском" происхождении Таро. Таинственные символы Таро издавна считались Ключами к Древним Мистериям; однако впервые об этом заявил в 1781 г. французский протестантский священник Антуан Кур де Жеблен (Курт де Гебелин). Изучая древние мифы, он пришел к заключению, что эта "простая азартная игра" есть не что иное как утраченная египетская Книга Тота, способная открыть сокровенные тайны исчезнувшей цивилизации.

Следующим выдающимся исследователем и систематизатором Таро был парижский парикмахер Альете, младший современник и ученик Кур де Жеблена. Он всерьез увлекся оккультизмом, забросил свое ремесло и взял псевдоним Этейлла (прочитав собственную фамилию "по-еврейски", т.е. справа налево). Будучи не слишком образованным человеком, Этейлла не увлекался "философским" аспектом символики Таро, а систематизировал и шлифовал систему гадания на картах. Свой окончательный вид эта система, а вместе с ней и карты приобрела к 1780 (по другим источникам, к 1783) году. Вероятно тогда же Этейлла одним из первых открыл в Париже специализированный гадательный салон.

В 1850 году провинциальный французский издатель Батист Поль Гримо напечатал самую популярную из колод Этейллы - так называемое Египетское Таро. Таким образом, система Таро приняла свой современный вид.

Дальнейшие исследователи, изучавшие и развивавшие гадание на Таро, исходили уже из наработок Этейллы. Однако в XIX в. в моду вошло гадание на обычных игральных картах, Таро отступило в тень и сделалось привилегией мистиков и оккультистов. Этих людей мало интересовало предсказательное использование карт: гораздо больше внимания они уделяли "философским" и "мистическим" аспектам их символики. На этом этапе Таро (и, в особенности, 22 карты его "старшей масти") превратилось в символический алфавит и своеобразную энциклопедию европейской мистики. Во второй половине XIX в. знаменитый французский оккультист Элифас Леви (Альфонс Луи Констан) отождествил 22 Старших Аркана с 22 буквами еврейского алфавита, который служил основой чрезвычайно влиятельной мистической системы каббалы. Это сильно расширило систему значений Таро и окончательно превратило старинную колоду карт в весьма влиятельную и респектабельную мистическую систему.

Окончательная обработка Таро в духе Высшей Ритуальной Магии была совершена в конце XIX в. английским Герметическим Орденом "Золотой Рассвет". Именно в этой среде возникла самая популярная в наше время колода Таро - Райдеровское Таро, (названное по фамилии ее издателя). Эта колода была создана по эскизам христианского оккультиста Артура Эдварда Уэйта художницей-декоратором Памелой Коулмен Смит. Она была издана миллионными тиражами и в значительной степени повлияла на современное восприятие Таро. Обычно она служит "базовой" версией, с которой сравнивают всевозможные нововведения в этой области.

Одной из основных причин ее популярности было радикальное новшество в области дизайна. Традиционное Таро состояло из 22 "козырей" (или Старших Арканов) и 56 обычных карт. Старшие Арканы имели традиционный рисунок, а обычные карты - только цифры и символы мастей. Памела Смит отказалась от этого обычая. Она снабдила все карты рисунками соответствующих символических сцен, и в этом ей подражают до сих пор. Рисунки порой значительно облегчают толкование карт и делают гадание доступным не только для специалистов.

О гадании на картах Таро

Есть вопросы, к ответам на которые можно прийти путем умозаключений. Даже о будущем можно судить более или менее точно, когда речь идет о выводах из известных предпосылок, когда нужно лишь найти следствие известных причин. Но, кроме обычной причинно-следственной связи, между явлениями может существовать иная, пусть скрытая, но от того не менее тесная связь, объединяющая вещи, которые на первый взгляд разделяет неизмеримая пропасть. Эту связь или, точнее, это отношение в разные времена называли по-разному - подобием, сродством, симпатией, аналогией, считая ее выражением единого мирового закона: "То, что внизу, подобно тому, что наверху". Это понял еще Гермес Трисмегист, маг и ученый, живший в Египте пять тысяч лет назад. Ближайшие потомки сочли его богом (Тотом), а более отдаленные - полумифической личностью, никогда не писавшей своих дошедших до нас трудов. Сам он не считал себя богом. С помощью метода аналогий он пытался познать эту скрытую связь, существующую между движением карт, планет и движениями человеческой души, веря, что в ней проявляется воля Бога - или богов, как тогда представлялось людям.

Однако представители различных религий часто спрашивали себя: не грех ли это - пытаться узнать Божью волю? Может быть, Бог (или боги) намеренно скрывает ее от людей? Недаром же название, данное герметическим наукам в честь их основоположника Гермеса Трисмегиста ("трижды величайшего"), истолковывается и как "учение о сокрытом", тайном?

Да, герметические науки помогают приоткрыть завесу будущего и узнать то, чего никаким иным образом узнать нельзя. Но владение герметическими науками можно уподобить владению грамотой: человек может прочесть книгу, но он не волен изменить ее содержания. Нет греха, если человек узнает, что уготовлено ему Провидением.

Одной из важнейших отраслей герметических наук следует считать гадание. Способов гадания существует великое множество. Традиция утверждает, что человек может с помощью гадания узнать все, что ему нужно для того, чтобы изменить неблагоприятное течение своей жизни, или, наоборот, сохранить и укрепить ее благоприятные стороны, обретя внутреннюю свободу, ибо ответ на его вопросы уже начертан в его душе, а гадательные символы лишь помогают прочесть этот ответ.

Самое главное - человек действительно должен нуждаться в ответе в тот момент, когда он решает обратиться к одному из способов гадания, а не использовать это таинство от скуки, ради проверки на достоверность или как развлечение! В последнем случае ни одно гадание никогда не даст правильный ответ и верный совет!

Карты Старших Арканов символизируют жизненный путь человека. Они представляют также двадцать одно основное начало Вселенной. 22-я (или 0) карта причисляется к Старшим Арканам условно, она представляет собой как бы обобщенную сумму остальных. А поскольку число 21 - это, в частности, преобразованная длина волны водорода, самого распространенного элемента в нашей Вселенной, то становится ясно, как велика роль этого числа для всего живого. Каждый из нас построен из этих начал, носит их в себе в разной пропорции (точно так же, как в каждом индивидуальном гороскопе с разной силой выражены все планеты и знаки Зодиака). Раскладывая карты Таро, мы узнаем о распределении этих начал в нашей душе в данный момент.

Наличие большого числа символов (78 карт Старшего и Младшего Аркана) выгодно отличает Таро от многих других методов гадания, где те же значения, представленные здесь элементарно, приходится получать путем комбинации нескольких символов. Преимуществом гадания по Таро, является, также, возможность толкования карт в зависимости от того, как они легли - в прямом или перевернутом положении. Благодаря этому мы имеем даже не 78, а целых 156 гадательных символов. И чаще всего положение каждой карты очень сильно меняет еë значение.

Карты Старших Арканов в некоторых случаях раскладываются отдельно от Младших: с их помощью нередко определяют личность человека и основные моменты его судьбы. Среди мастей Младшего Аркана (Посохи/Жезлы, Кубки, Мечи и Пентакли/Динарии) есть фигурные карты (Король, Королева, Рыцарь и Паж) и простые. Каждая фигурная карта может соответствовать человеку определенного пола и возраста: Паж обычно соответствует ребенку или юноше; Рыцарь - молодому, Король - зрелому человеку; Королева - женщине. Однако следует учитывать, что границы между возрастами условны. Кроме того, карта Королевы иногда может означать и мужчину, как Рыцарь и Паж - женщину. Такое случается, когда в раскладе не выбирается предварительно карта, обозначающая конкретное лицо, на которое гадают, а открывается в ходе гадания.

Карты Младшего Аркана раскладывают отдельно от Старшего Аркана, когда хотят получить ответ на какой-то конкретный вопрос, касающийся будущего, настоящего или прошлого. Вопрос должен быть всегда сформулирован достаточно конкретно. На неоднозначный вопрос и ответ будет уклончивым. Кроме того, сам вопрошающий должен быть уверен, что хочет получить ответ и момент для получения ответа должен быть подходящий.

Человеку, обращающемуся к гаданию необходим большой жизненный опыт: всегда следует помнить, что гадание - это не развлечение, а тяжкий труд, требующий огромного напряжения ума, памяти, интуиции, глубокое проникновение в тайны карт и человеческой души. Гадающий не только узнает будущее, но и получает психологическую помощь в преддверии грядущего.

Каждая карта - это окно в подсознание, она помогает сосредоточиться и вглядеться в то, что за ним находится. А комментарий к нему дает лишь толчок в нужном направлении. Символы, изображенные на картах, могут вызвать у различных людей разные ассоциации. Они и должны быть разными: гадая на картах Таро нужно уметь или учиться побороть застарелую привычку нашего разума сводить все к уже известным вещам. Как сны своей кажущейся "нелогичностью" помогают преодолеть сложившиеся стереотипы мышления, так и карты Таро: если разум не проникает в их смысл, на помощь нужно призывать интуицию. Поэтому, в процессе гадания не рассуждайте, а наблюдайте, не осмысляйте, а созерцайте; оперируйте не только словами интерпретации карт, но и образами. И тогда к вам придет понимание, какой ответ на ваш вопрос дают вам карты, через присущий им символизм.

Следует учесть, что большинству карт Таро присуща многозначность и потому каждая из выпавших в раскладе карт может восприниматься по-разному не только различными людьми, но и одним и тем же человеком в разное время. Интерпретируя карты нужно исходить, прежде всего, из темы гадания и исходного вопроса, используя наиболее близкое к теме значение выпавшей карты. Переносить значение на другого человека и другую ситуацию нельзя.

"Перегадывать" (то есть раскладывать карты на тот же вопрос повторно в тот же день), если что-то не устраивает, настоятельно не рекомендуется, да и бесполезно: карты чаще всего будут не столько отвечать на сам вопрос "по-другому", сколько раскрывать все более глубокие причины его возникновения, а знать их хочется далеко не каждому. "Перегадывать" можно и даже нужно, когда тот же вопрос, не решившись в свое время, не теряет актуальности и возникает снова. В этом случае не стоит вспоминать, как легли карты в прошлый раз, потому что нельзя восстановить ситуацию, уже ушедшую в прошлое: лучше разложить их заново.

К Таро обращаются студенты колледжей и тинэйджеры, домохозяйки, бизнесмены, професссионалы, коллекционеры, - по сути, люди всех категорий. Тинэйджеры вступают в партии Таро. Взрослые посещают ланчи Таро, бенефисы и даже пикники, на которых устраивают лекции по Таро.

В миниатюрах ТАРО есть нечто непреодолимо привлекательное. Как об этом рассказывает Кавендиш, один из выдающихся современных британских исследователей "карты ТАРО открывают ворота в мир, где кажущееся не соответствует действительности, где ничто не поддается исчерпывающему пониманию.

Залитый солнцем средневековый пейзаж, по которому как изумительные игрушки передвигаются крохотные фигурки - Шут в колпаке с бубенцами, Король и Королева с блестящей свитой, Смерть, занятая своей жатвой, Отшельник с посохом и лампадой... "

Происхождение карт Таро остается загадкой. Курт де Гебелин в 1781 году в "Le Monde Primitif" выдвигает теорию о том, что карты Таро - древняя египетская книга, "Книга Тота".

Тот - египетский Меркурий, о котором говорят, что он был одним из ранних правителей и изобретателем системы иероглифов. Согласно этой легенде, египетские жрец использовали карты ТАРО для предсказания будущего и управления страной.

Старшие арканы - для решения государственных, религиозных и мировозренческих проблем, младшие - для ответов на бытовые вопросы. В период упадка Египта жрецы опасаясь, что могущественное знание может попасть в руки варваров, скрыли карты Старших Арканов, а младшие арканы были переданы цыганам, благодаря которым они и попали в Европу. Впрочем, скорее всего это красивая легенда.

Французский оккультист XVIII века Этейлла, долго занимавшийся изучением истории гадательных и игральных карт, провел большую работу по восстановлению и изъяснению смысла семидесяти восьми символов, известных сегодня под названием Таро и традиционно возводимых к изображениям на стене подземной галереи одного из египетских храмов.

Считается, что Таро (один из вариантов происхождения названия: египетское "Та-Рош", "Путь царей") изначально представляло собой иероглифическую "Книгу Тота". Книга эта состояла из 78 золотых пластинок, на которые были нанесены некие таинственные знаки. Этейлла говорит, что это единственная книга, уцелевшая от ярости халифа Омара, истребившего Александрийскую библиотеку. Она перешла к гре-кам и римлянам, а от них распространилась дальше.

Впрочем, вопрос о происхождении карт представляется для нас не самым главным. Важность карт Таро заключается в них самих.

Одними из первых это поняли члены английского Ордена Золотой Зари, серьезно занимавшиеся оккультизмом и вырабатывавшие принципы мировоззрения наступающей эры Водолея. В 1910 году член Ордена Артур-Эдвард Уэйт в сотрудничестве с художницей Памелой К. Смит издали колоду Таро, на которой впервые в истории рисунками были снабжены и Младшие Арканы, то есть все карты от Туза до Десятки, что значительно облегчило их интуитивное понимание.

Теперь вот уже скоро сто лет, как эта колода остается самой популярной во всем мире. Вместе с ее производными - другими колодами, основанными на том же принципе, то есть с рисунками на всех Арканах, - она составляет сегодня так называемое "общее Таро", которым пользуется 90 процентов гадалок во всем мире.

В 1942 году британский маг и философ Алистер Кроули, также бывший член Ордена (закрывшегося в 1937 году), вместе с художницей леди Фридой Гаррис создали новую колоду, получившую имя Кроули. Она представляет собой целую энциклопедию оккультных знаний всех времен и народов, в основе же ее структуры лежит Каббала как учение, из всех западных наиболее приспособленное для передачи принципов наступающей новой эры.

Кроме них, в последнее время появилось также большое число колод, носящих название "Таро", однако содержащих совсем другие карты: Дзен и Ошо-Таро, Таро Стихий Грегори Дж. Букаута, Аура-Сома-Таро М. Бута и др. Количество карт в них бывает самое различное, а сами карты имеют смысл, который не соответствует ни одному традиционному. Гадать на них тоже, конечно, можно, но для этого существуют специальные правила и руководства.

СИМВОЛИКА ТАРО

Таро, это колода карт, до сих пор употребляющаяся для игры и гадания на юге Европы. Она почти не отличается от обычных игральных карт, которые суть не что иное, как урезанная колода Таро.

В ней те же короли, дамы, тузы, десятки и т. д. Карты Таро известны с конца XIV века от испанских цыган. Это были первые карты, появившиеся в Европе. Есть несколько разновидностей Таро, насчитывающих разное количество карт. Точная копия древнейшего Таро так называемое, "Марсельское Таро".

Эта колода Таро насчитывает 78 карт. Из них 52, обычные игральные карты, к которым прибавляют по одной новой картинке в каждой масти, а именно, рыцаря, который вмещается между дамой и валетом; всего, следовательно, 1б карт, разбитых на четыре масти, две черные и две краевые.

Они называются так: жезлы (трефы), чаши (черви), мечи (пики) и пеитакли, или диски (бубны). Кроме того, есть еще двадцать две нумерованных карты с особыми названиями, находящиеся, так сказать, вне мастей:

1. Фокусник.

2. Жрица.

3. Царица.

4. Царь.

5. Первосвященник.

6. Искушение.

7. Колесница.

8. Справедливость.

9 Отшельник.

10. Колесо Фортуны.

11. Сила.

12. Повешенный.

13. Смерть.

14. Умеренность (Время).

15. Дьявол.

16. Башня.

17. Звезда.

18. Луна.

19. Солнце.

20. День Суда.

0. Безумный.

Эта колода карт, согласно легенде, представляет собой чудесным образом дошедшую до нас египетскую иероглифическую книгу, состоящую из 78 таблиц.

Известно, что в Александрийской библиотеке, кроме папирусов и пергаментов, было много книг, состоявших из большого числа глиняных или деревянных таблиц. Предание о Таро гласит, что некогда это были медали с выбитыми на них изображениями и числами, затем металлические пластинки, далее кожаные карты и, наконец, карты бумажные.

Представляя собой внешним образом колоду карт, внутренне Таро, нечто совсем иное. Это книга философского и психологического содержания, читать которую можно самыми разными способами.

Приведу пример философского толкования общей картины или общего содержания книги Таро, так сказать, ее метафизическое заглавие, которое наверняка убедит читателей, что эта книга не могла быть создана неграмотными цыганами XIV столетия.

Карты Таро разделяются на три части.

Первая часть: 21 нумерованная карта.

Вторая часть: одна карта под номером 0.

Третья часть: 56 карт, т. е. четыре масти по 14 карт.

При этом вторая часть является звеном между первой и третьей, в силу того что все 56 карт третьей части равны вместе одной, носящей номер 0.

Французский философ и мистик XVIII века Сен-Мартэн (неизвестный философ) назвал свой главный труд Натуральной таблицей отношений, существующих между Богом, человеком и вселенной. Эта книга содержит 22 главы, которые все вместе являются комментарием к 22 картам Таро.

Представим себе 21 карту первой части, расположенные и виде треугольника по 7 карт в каждой стороне; в середине этого треугольника точку, изображающую нулевую карту (вторая часть), а вокруг треугольника квадрат, состоящий из 56 карт (третья часть) по 14 карт в стороне.

Так мы получаем изображение метафизического отношения между Богом, человеком и вселенной, или между ноуменальным (объективным) миром, психическим миром (или человеком) и феноменальным (субъективным или физическим) миром. Треугольник это Бог, Троица, ноуменальный мир. Квадрат, четыре элемента, есть видимый, физический или феноменальный мир.

Точка есть душа человека; и оба мира отражены в этой душе.

Квадрат равен точке, это значит, что весь видимый мир заключается в сознании человека, так сказать, создается в душе человека и есть его представление. А душа человека, это не имеющая измерения точка в центре треугольника объективного мира.

Очевидно, что такая идея не могла возникнуть у невежественных людей, так что Таро, это нечто большее, чем колода игральных и гадальных карт.

Идею Таро можно передать также формой треугольника, в котором заключен квадрат (материальная вселенная), в котором заключена точка (человек).

Очень интересно попытаться установить цель, задачу и применение книги Таро.

Прежде всего заметим, что Таро, это "философская машина", смысл и возможное применение которой имеет много общего с теми философскими машинами, которые пытались изобрести средневековые философы.

Некоторые приписывают изобретение Таро Раймонду Люллию, философу и алхимику XIII века, автору мистических и оккультных книг, он предложил схему "философской машины" в своей книге "Великое искусство".

С помощью этой машины можно было ставить вопросы и получать на них ответы. Машина состояла из концентрических кругов и расположенных на них в определенном порядке слов, обозначающих идеи разных миров. на некоторые слова устанавливали в определенном положении, чтобы сформулировать вопрос, другие слова давали т на него. Таро имеет много общего с этой "машиной". По своему замыслу это как бы своеобразные "философские счеты".

1 Таро позволяет вкладывать в разные графические изображения (подобно вышеприведенному треугольнику, точке и квадрату) идеи, трудно выразимые (или вовсе не выразимые) в словах.

2 Таро, оружие ума, которое помогает развивать его комбинаторную способность и т. п.

3. Таро, средство для гимнастики ума, для приучения к новым, расширенным понятиям, к мышлению в мире высших измерений и к пониманию символов.

В гораздо более глубоком и разнообразном смысле Таро по отношению к метафизике и мистике представляет собой то же самое, что система счисления (десятичная или иная) по отношению к математике.

Для ознакомления с Таро необходимо знать основные идеи каббалы, алхимии, магии и астрологии. По вполне правдоподобному мнению многих комментаторов, Таро, это конспект герметических наук с различными их подразделениями или, по крайней мере, попытка создать такой конспект.

Все эти науки представляют собой одну систему психологического изучения человека в его разнообразных отношениях к миру ноуменов (Богу и миру духа) и к миру феноменов? видимому, физическому миру.

Буквы еврейского алфавита, различные аллегории в каббале, названия металлов, кислот и солей в алхимии, планет и созвездий в астрологии, добрых и злых духов в магии, все это лишь условный, сокровенный язык для выражения психологических идей.

Открытое изучение психологии, особенно в ее самом широком смысле, было когда-то невозможно: исследователя ждали пытки и костер.

Если заглянуть в глубь веков еще дальше, мы обнаружим еще больший страх перед всеми попытками изучения человека. Как можно было в окружении тьмы, невежества и суеверий того времени говорить и действовать открыто. Открытое изучение психологии даже в наше время, которое считается просвещенным, находится под подозрением.

Вот почему истинную сущность герметических наук. скрывали под символами алхимии, астрологии и каббалы При этом алхимия объявляла своей внешней задачей приготовление золота или отыскание жизненного эликсира; астрология и каббала, гадание; а магия, подчинение духов.

Но когда настоящий алхимик говорил о поиске золота, он имел в виду поиск золота в душе человека, когда говорил о жизненном эликсире, подразумевал поиск вечной жизни и путей к бессмертию. В этом случае золотом он называл то что в Евангелии называется Царством Небесным, а в буддизме, нирваной.

Когда настоящий астролог говорил о созвездиях и планетах, он говорил о созвездиях и планетах в душе человека, т. е. о свойствах человеческой души и о ее отношении к Богу и миру. Когда настоящий каббалист говорил об имени Божества, он искал его Имя в душе человека, а не в мертвых книгах, не в библейском тексте, как делали это каббалисты-схоласты. Когда настоящий маг говорил о подчинении духов, элементалей и т. п. воле человека, он понимал под этим подчинение единой воле разных я человека, разных его желаний и стремлений. Каббала, алхимия, астрология, магия это параллельные системы психологии и метафизики.

Об алхимии очень интересно говорит в одной своей книге Освальд Вирт:

Алхимия фактически изучала мистическую металлургию, т. е. операции, которые природа производит в живых существах, глубочайшая наука о жизни скрывалась здесь под необычными символами.

Но столь грандиозные идеи разорвали бы слишком узкие черепа. Не все алхимики были гениями: жадность привлекала к алхимии искателей золота, чуждых всякому эзотеризму; они понимали все буквально, и их чудачества порой не знали границ.

Из этой фантастической кухни вульгарных шарлатанов возникла современная химия... Но истинные философы, достойные этого имени, любители или друзья мудрости, тщательно отделяли тонкое от грубого, с осторожностью и предусмотрительностью, как этого требовала "Изумрудная Скрижаль" Гермеса Трисмегиста, т. е. отбрасывали смысл, принадлежащий мертвой букве и оставляли для себя только внутренний дух учения.

В наше время мы смешиваем мудрецов с глупцами и отбрасываем все, что не получило официального патента.

Основу каббалы составляет изучение имени Божества в его проявлениях. Иегова по-еврейски пишется четырьмя буквами: йод, хе, вау, хе, IHVH.

Этим четырем буквам придано символическое значение. Первая буква выражает активное начало, инициативу, движение, энергию, "я"; вторая буква пассивное начало, инерцию, покой,не-я; третья равновесие противоположностей, "форму"; четвертая, результат, или скрытую энергию.

Каббалисты утверждали, что всякое явление и всякая вещь состоят из этих четырех начал, т. е. каждая вещь и каждое явление состоят из Бедственного имени. Изучение этого Имени, поv речески "Тетртраграмматона", или четверобуквия, его обнаружение во всем и есть главная задача каббалистической философии.

Четыре начала, по словам каббалистов, составляют все и вся в мире. Открывая эти четыре начала в вещах и явлениях совершенно разного порядка, в которых, казалось бы, нет ничего общего, человек обнаруживает подобие этих вещей и явлений друг другу.

Постепенно он убеждается, что все в мире построено по одним и тем же законам, по одному плану. С определенной точки зрения обогащение и рост интеллекта заключаются в расширении его способности находить подобия.

Поэтому изучение закона четырех букв, или имени Иеговы, представляет собой могучий способ расширения сознания. Идея совершенно ясна. Если Имя Божества пребывает во всем (если Бог присутствует во всем), то все должно быть подобно друг другу, самая мельчайшая часть подобна лому, пылинка вселенной, и все подобно Божеству. Что вверху, то и внизу.

Умозрительная философия приходит к выводу, что мир, несомненно, существует, но что наше представление о мире окно. Это значит, что причины, вызывающие наши ощущения, существуют вне нас, но наше представление об этих причинах ложно.

Или, говоря иначе, что мир в себе, т. е. мир сам по себе, помимо нашего восприятия, существует, но мы не знаем его и никогда не сможем узнать, ибо все, что доступно нашему изучению, т. е. весь мир феноменов или прошений, это лишь наше представление о мире. Мы окружены стеной наших представлений и не можем заглянуть через эту стену на реальный мир.

Каббала ставит своей целью изучение мира, каков он есть, мира в себе. Другие "мистические" науки имеют точно такую же цель.

В алхимии четыре первоначала, из которых состоит реальный мир, названы четырьмя стихиями, или элементами: огонь, вода, воздух и земля, смысл которых перекликается четырьмя каббалистическими буквами. В магии четырем стихиям соответствуют четыре класса духов: эльфы, ундины сильфы и гномы, т. е. духи огня, воды, воздуха и земли.

В астрологии им соответствуют четыре стороны света: восток юг, запад и север, которые, в свою очередь, служат иногда для обозначения разных частей человека. В Апокалипсисе это четыре существа: с головой быка, с головой льва, с головой орла и с головой человека.

Все вместе это сфинкс, изображение слитых воедино четырех первоначал.

Таро представляет собой как бы комбинацию каббалы, алхимии, магии и астрологии.

Четырем первоначалам, или четырем буквам Имени Божества, или четырем алхимическим стихиям, или четырем классам духов, или четырем делениям человека, или четырем апокалиптическим существам в Таро соответствуют четыре масти: жезлы, чаши, мечи и пентакли.

Таким образом, каждая масть, каждая из сторон квадрата, равного точке, изображает собой одну из стихий, управляет одним классом духов.

Жезлы, это огонь, или эльфы; чаши - вода, или ундины; мечи - воздух, или сильфы; пентакли - земля, или гномы.

Кроме того, в каждой отдельной масти король означает первое начало, или огонь, королева (дама) второе начало, или воду, рыцарь третье начало, или воздух, и паж (валет) четвертое начало, или землю.

Дальше, туз вновь означает огонь, двойка - воду, тройка - воздух, четверка - землю. Четвертое начало, совмещая в себе три первых, является началом нового квадрата. Четверка является первым началом, пятерка - вторым, шестерка -третьим, семерка - четвертым. Далее, семерка опять является первым началом, восьмерка - вторым, девятка - третьим и десятка - четвертым, завершая последний квадрат.

Черные масти (жезлы и мечи) выражают активность и энергию, волю и инициативу, а красные (чаши и пентакли) - пассивность, инерцию и объективную сторону. Далее, две первые масти, жезлы и чаши, означают добро, т. е. благоприятные условия или дружественные отношения, а две вторые, мечи и пентакли, - зло, т. е. неблагоприятные условия и враждебные отношения.

Таким образом, каждая из 56 карт означает нечто активное или пассивное, доброе или злое, проистекающее от воли человека или приходящее к нему со стороны. Значения карт комбинируются всевозможными способами из символического значения их мастей и достоинств.

В общем, 56 карт представляют собой как бы полную картину всех возможностей человеческой жизни, на чем и основано применение его для гадания.

Но философский смысл Таро далеко не полон без 22 нумерованных карт, или "главных арканов". Эти 22 карты имеют, во-первых, числовое значение, а во-вторых, очень сложноe символическое. Взятые в числовом значении, они образуют равносторонние треугольники, квадраты и иные фигуры, смысл которых определяется по составляющим их картам.

Литература, посвященная Таро, занимается главным образом истолкованием символических рисунков 22 карт. Многие писатели мистических книг организуют свои сочинения по плану Таро, но их читатели зачастую об этом и не подозревают, так как Таро не всегда здесь упоминается.

Я уже указывал на книгу неизвестного философа Сен-Мартэна. Естественная таблица отношений между Богом, человеком и вселенной, вышедшую в XVIII веке. Именно в Таро, как говорит современный последователь Сен-Мартэна доктор Папюс, неизвестный философ обнаружил таинственные звенья, связывающие Бога, человека и вселенную.

Книга Элифаса Леви "Догма и ритуал высокой магии" (1853) также написана по плану Таро. Каждой из 22 карт Леви посвящает две главы, одну в первой части и одну во вгорой. Элифас Леви ссылается на Таро и в других своих книгах: "Великая тайна" и др. Комментаторы Таро обычно упоминают "Историю магии" Христиана (на фр. языке, 1854), в второй приводится астрологическое толкование 56 карт.

Очень известны книги С. Гвайта с необычными аллегорическими названиями, "На пороге тайны", "Храм Сатаны, и Ключ к черной магии", к сожалению, не доведенные до конца. Первая из них, это введение, вторая посвящена первым семи картам, от 1 до 7, третья- вторым семи картам, от 8 до 15, а четвертая, которая завершала эти подробные комментарии, вообще не вышла.

Интересный материал для изучения Таро есть в трудах Освальда Вирта, восстановившего рисунки Таро и, кроме того, выпустившего несколько интересных книг по герметическому и масонскому символизму. Упомяну еще работы А.Уэйта, который сопроводил краткими комментариями реставрированную в Англии колоду Таро и составил небольшой библиографический указатель сочинений по Таро. Из современных исследователей Таро определенный интерес представляют Буржа, Декресп, Пикар и английский переводчик, Каббалы Макгрегор Мэтерс. У французского оккультиста "доктора Папюса" есть две книги, специально посвященные Таро ("Цыганское Таро" и "Таро для гадания"); в других его книгах имеются многочисленные ссылки и указания на Таро, хотя они затемнены обилием дешевой фантазии и псевдомистики.

Приведенным перечнем, конечно, не исчерпывается вся относящаяся к Таро литература; это те книги, которыми я пользовался при составлении настоящего очерка. Следует заметить, что никакая библиография Таро не может быть исчерпывающей, так как самые ценные сведения и ключи к пониманию Таро можно отыскать в сочинениях по алхимии. астрологии и мистике, авторы которых, возможно, вовсе и не думали о Таро. Для понимания образа человека, который рисует Таро, очень много дает книга Гихтеля "Практическая теософия" (XVII в.), особенно рисунки к ней, а для понимания четырех символов Таро " книга Пуассона "Теории н символы алхимиков".

О Таро упоминается в книгах Е. П. Блаватской, и в "Тайной Доктрине", и в?Разоблаченной Исиде". Есть все основания предполагать, что Е. П. Блаватская придавала Таро особое значение. В издававшемся при жизни Блаватской теософском журнале имеются две неподписанные статьи о Таро, в одной из которых подчеркивается фаллический элемент, заключающийся в Таро.

Но если говорить вообще, то изучение литературы по Таро приносит большое разочарование, как и знакомство с оккультной и специальной теософской литературой: ибо обещает она гораздо больше, чем дает.

Каждая из упомянутых книг содержит о Таро нечто интересное. Но наряду с ценным и интересным материалом имеется очень много мусора, и это характерно для всей "оккультной" литературы вообще. А именно: во-первых, для них характерен чисто схоластический подход, когда смысл ищут в букве; во-вторых, делают слишком поспешные выводы, прикрывают словами то, что не понял сам автор, перескакивают через трудные проблемы, не доводят умозаключения до конца; в-третьих, налицо излишняя сложность и несимметричность построений. Особенно этим изобилуют книги?доктора Папюса¦, который в свое время был самым популярным комментатором Таро.

Между тем тот же Папюс говорит, что всякая сложность указывает на несовершенство системы. ?Природа очень синтетична в своих проявлениях, и простота лежит в основе ее самых по внешности запутанных феноменов, - пишет он. Это, конечно, верно; но именно этой простоты и не достает объяснениям системы Таро.

О этой причине даже самое обстоятельное изучение подобных сочинений мало способствует пониманию системы и символов Таро и почти не помогает практическому применю Таро как ключа к метафизике и психологии. Все авторы, писавшие о Таро, превозносят его до небес, называют универсальным ключом, но не указывают, как этим ключом пользоваться.

Я приведу несколько отрывков из работ тех авторов, которые пытались объяснить и истолковать Таро и его идеи. Элифас Леви говорит в книге "Догма и ритуал высокой магии":

Универсальный ключ магии есть ключ всех древних религий, ключ каббалы и Библии, ключ Соломона. Этот ключ, который много столетий считался потерян, теперь найден, и мы имеем возможность открыть гробницы древнего мира и заставить древних мертвецов говорить, увидеть памятники прошлого во всем их блеске, понять загадку сфинкса, проникнуть во все святилища. У древних пользование этим ключом разрешалось только главным жрецам, и секрет его сообщался только высшим посвященным.

Ключ, о котором идет речь, представлял собой иероглифический и числовой алфавит, выражающий буквами и числами ряд всеобщих и абсолютных идей. Символическая тетрада, т. е. четверичность в мистериях Мемфиса и Фив, изображалась четырьмя формами сфинкса: человек, орел, лев, бык - совпадающими с четырьмя элементами или стихиями древних: вода, воздух, огонь, земля. Эти четыре знака (и все аналогичные им четверичные сочетания) объясняют одно Слово, хранившееся в святилищах, которое всегда произносилось в виде четырех букв или слов: Йод Хе Bay Xe.

Таро, это поистине философская машина, которая удерживает ум от блужданий по сторонам, предоставляя ему в то же время полную инициативу и свободу; это математика в приложении к абсолютному, союз позитивного с идеальным, лотерея мысли, точная, как числа; простейшее и величайшее изобретение человеческого ума.

Человек, заключенный в тюрьму и не имеющий других книг, кроме Таро, если ему известно, как с ним обращаться, способен в несколько лет приобрести универсальные познания и будет в состоянии говорить на любую тему с недосягаемой эрудицией и неистощимым красноречием".

П. Христиан в своей "Истории магии" описывает, ссылаясь на Ямвлиха, ритуал посвящения в египетские мистерии, в котором особую роль играли изображения, похожие на 22 аркана Таро.

Посвященный оказывался в длинной галерее, поддерживаемой кариатидами в виде двадцати четырех сфинксов v по двенадцать с каждой стороны. На стене, в промежутках между сфинксами, находились фрески, изображающие мистические фигуры и символы. Эти двадцать две картины располагались попарно, друг против друга...

Проходя мимо двадцати двух картин галереи, посвященный получал наставление от жреца...

Каждый аркан, ставший, благодаря картине, видимым и ощутимым, представляет собой формулу закона человеческой деятельности по отношению к духовным и материальным силам, сочетание которых производит все явления жизни.

В этой связи я хочу указать, что в египетском символизме, доступном ныне для изучения, нет никаких следов двадцати двух карт Таро. Поэтому нам придется принять утверждения Христиана на веру, предположив, что его описания, как он сам говорит, относятся к?тайным убежищам храма Осириса, от которых не сохранилось ныне следов; символы Таро не имеют ничего общего с теми египетскими памятниками, которые сохранились до нашего времени.

То же самое можно сказать об Индии: ни в живописи, ни в скульптуре Индии нет ни малейших следов двадцати двух карт Таро, т. е. главных арканов.

Рассматривая двадцать два аркана Таро в разных сочетаниях и пытаясь установить устойчивые взаимоотношения между ними, попробуем разложить карты попарно: первую с последней, вторую с предпоследней и т. д. Мы обнаруживаем, что при таком расположении карты обретают весьма интересный смысл.

Возможность такого расположения карт Таро подсказывает порядок, в котором располагались картины Таро в галерее мифического храма посвящений", о которой упоминает Христиан.

Однако же, если обратиться к фундаментальному своду достопочтеннного Де Живри "Антология Оккультизма" (1931), можно узнать о том, что первые документальные свидетельства о существовании Таро имеют германское (!) происхождение и датируются 1329 годом. Таким образом, мы, вслед за Де Живри, полагаем установленным и доказанным, что учение Таро появилось в Европе в XIV веке, т. е. за столетие до прихода в Европу цыган! Что же касается первой официально "зарегистрированной" полной колоды карт Таро, то здесь пальма первенства, судя по всему, принадлежит Италии. Правда, еще в 1392 году французский король Карл VI, дабы избегнуть меланхолии и несколько развеяться, повелел художнику Жакмену Грингонье изготовить колоду карт Таро. Художник успешно справился с возложенной на него задачей, явив взорам своего монарха колоду из 22 карт Больших Арканов (от лат. arcanum - тайна), выполненных на телячьем пергаменте, с золотым обрезом и, вдобавок, имевших рубашки, инкрустированные серебром.

А первая полная, из 78 карт Больших и Малых Арканов, так называемая колода Висконти-Сфорца была создана придворным художником Бонифацио Бембо в 1428 году. Следует особо заметить, что существуют источники, согласно которым эта колода карт все-таки была создана позднее - в 1441 году, когда малоимущий покуда, но весьма амбициозный миланский кондотьер Франческо Сфорца сочетался браком с Бьянкой Марией Висконти, внебрачной дочерью третьего миланского герцога Филиппо Висконти. Однако куда более вероятна третья дата - 1450 год, поскольку она знаменует обретение Франческо Сфорца титула четвертого герцога Милана, вследствие того, что у отца его супруги иных наследников не имелось. И хотя годом спустя состоялось торжественное празднество, посвященное десятилетию брака Франческо и Бьянки, - тоже весомый повод для возникновения колоды, - все же 1450 год, как год создания колоды Висконти-Сфорца, представляется нам более достоверным. Как ни странно, но затем, вплоть до XVIII столетия, картам Таро так и не удалось снискать общенародного признания!

Положение коренным образом изменилось к 1773 - 1784 годам, когда граф Антуан Кур де Жебелен, ранее изучавший богословие в университете Лозанны, а потом, будучи уже странствующим проповедником Реформированной церкви, увлекся мифологией и сакральными таинствами и начал по частям публиковать свой беспрецедентный синкретический труд Le Monde primitive, analyse et compare avec le monde moderne ("Примитивный мир, его анализ и сравнение с миром современным"). Очередной том (1781) его поразительного исследования содержал эссе "Об игре в Таро", кроме того в качестве приложения фигурировало принадлежащее его перу "Исследование Таро, включая возможность прорицания посредством карт".

Именно там Жебелен первым возвещает гипотезу, касающуюся египетских корней Таро, и возводит учение Таро к легендарной Книге Тота. Это явилось началом. А двумя годами позднее ученик де Жебелена, парижский мастер парикмахерских дел Альеттэ (1738-1791), выпускает в свет под именем Эттейла (имя он изменил в 1781 году, вступив в масонскую Ложу, членом которой его учитель, де Жебелен, стал еще в 1776 году) "Способ поразвлечься посредством колоды карт, именуемых Таро", а через 5 лет он начинает торговать в Париже собственной колодой из 78 карт, обильно насыщенных масонской символикой, причем, именно ему принадлежит первенство привнесения в обиход коммерческого гадания. Эттейла вдохновенно гадал парижанам на картах Таро (а стоило оно весьма недешево по тем временам) и очень скоро заработал на этом целое состояние. Данное обстоятельство - помимо некоторых вольностей, допущенных в символике и порядке следования карт, - способствовало его невыгодной репутации во мнении последователей.

В 1788 году Симон Блокель издает колоду, явившуюся вариантом колоды Эттейлы. Позднее он выпускает в свет монографию Джулии Орсини, посвященную описанию и исследованию данной колоды. Кстати, полвека спустя с интервалом в 20 лет были опубликованы еще два варианта колоды Эттейлы.

А в 1855 году французский же оккультист Альфонс-Луи Констан (1810 - 1875), которого мы ныне знаем под именем Элифас Леви, публикует свою книгу Dogme et Rituel de la Haute Magie ("Учение и ритуал высшей магии"), ставшую краеугольным камнем в становлении оккультизма. Весьма интригующей представлялась структура его книги: две части по двадцать две главы, каждая из которых соответствует определенному Аркану Таро. Элифаса Леви мало занимала гадательная сфера использования карт Таро. Куда в большей степени он тяготел к раскрытию священных таинств еврейской Каббалы: в его понимании карты воплощали в себе тайный и закрытый от понимания непосвященных алфавит, причем каждому из Больших Арканов соответствовало определенное место на каббалистическом Древе Жизни.

У.Б. Йийтс

Любопытно, что работы Элифаса Леви, повлиявшие на деятельность ряда оккультистов, в числе которых, кстати, уместно назвать и Артура Эдварда Уэйта, вдохновили маститого британского прозаика Эдварда Булвер-Литтона (1803 - 1873) на создание впечатляющих романов: "Преследуемые и преследователи", "Занони", "Грядущая раса", "Удивительная история", исполненных мистики и упоминаний о Таро. Эти романы оказали неизгладимое воздействие на таких мистиков и оккультистов, как С.Л.М. Матерс, У.Б. Йийтс, обучавший А.Э. Уэйта герменевтике, и А. Кроули, чья деятельность была тесно связана с основанным в 1886 году доктором Уином Уэсткоттом Герметическим Орденом Золотого Рассвета, определившим развитие оккультизма в Англии в конце XIX - начале XX столетия.

С.Л.М. Матерс
Мойна Бергсон

Сэмюэл Лидделл Макгрегор Матерс (1854 - 1918), видный розенкрейцер, разработал основные ритуалы Ордена Золотого Рассвета и был в 90-х годах XIX века, когда Орден считался особенно влиятельным, его руководителем. Матерс явился автором небольшого трактата по толкованию карт Таро - The Tarot: Its Occult Signification, use in fortune telling, and method of play ("Таро: Оккультное значение, использование для гадания, игровая методика", 1888), а его супруга Мойна Бергсон, имевшая способности к рисованию и приходившаяся родной сестрой поразительному французскому философу-интуитивисту Анри Бергсону (1859-1941), удостоенному, кстати, Нобелевской премии по литературе в 1927 году, нарисовала особую колоду Таро, новаторский состав или, точнее, порядок карт которой был определен самим Матерсом: помимо изменения иконографии целого ряда карт, он назначил Силе VIII номер, а Справедливости - XI, но главное - Безумному он отвел I позицию! Так было создано "Таро Золотого Рассвета", явившее миру английскую версию Таро и легшее в основу системы А.Э. Уэйта.

Перед тем, как перейти собственно к Уэйту, целесообразно упомянуть еще о ряде исследователей, без которых историю Таро представить практически невозможно. Прежде всего, это последователь Элифаса Леви, Жерар Анкосс (1865-1916), прославившийся под именем Папюс. Он явился автором таких монографий, как "Цыганское Таро" (1889) и "Предсказательное Таро" (1909). Знаменательная деталь: в качестве приложения к последней книге фигурировал альбомчик из 78 карт. Поскольку бумага была дрянная, карты во избежание их скорой гибели предлагалось сначала вырезать, а потом наклеивать на картон.

страница 1

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: