Creativenn - Портал рукоделия

Святитель Марк, митрополит Ефесский, родился около 1391-1392 года в Константинополе. Родители его происходили из знатного и состоятельного рода. Отец был диаконом и имел высокий церковный чин «сакеллария» храма Святой Софии, Премудрости Божией. Мать была дочерью врача. В крещении будущий святитель получил имя Мануил (Еммануил, что означает «с нами Бог»), в чем можно видеть пророческое предзнаменование его будущего значения для Церкви.

Первым наставником в науках и благочестии для Мануила стал его отец. Мальчик настолько преуспевал в учении, что еще в отрочестве изучил вместе с отцом риторику и математику. Лишившись отца на 13-м году жизни, Мануил не допустил лености и продолжил учение у знаменитых тогда профессоров в Константинополе - Иоанна Хортасмена и Георгия Гемиста Плифона. Благодаря крайней старательности, недюжинному уму и безупречной нравственности, будущий исповедник Церкви вскоре сам стал наставником, к которому стекался цвет молодежи. Из числа его учеников вошли в историю Георгий Схоларий и Феодор Агалист. К тому времени Мануил уже имел звание «Ритора», то есть толкователя Священного Писания в патриаршей церкви. Высокие качества его души не могли остаться незамеченными. Мануил становится любимым духовным сыном Константинопольского Патриарха Евфимия (1410-1416), о духовной близости и любви к которому свидетельствуют составленные будущим святителем канон и стихиры после смерти архипастыря. В возрасте 24 лет молодой ритор получил, по благословению святителя Евфимия, высокое звание «Вотария Риторов». Император Мануил II приближает его к себе в качестве доверенного лица и советника. Следующий император Иоанн VIII также глубоко почитал св. Марка, о чем можно судить по целому ряду сочинений, написанных святым по просьбе Царя, просившего дать ответы на трудные богословские вопросы, и исключительно высокому положению св. Марка среди греческой делегации на Соборе в Италии.

Итак, перед Мануилом открывалось поле для обогащения и сыскания всевозможных льгот благодаря его близости к императорам. Блестящая карьера простиралась перед ним. Но не этого искала душа человека, исполненного истинного любомудрия. Нравственный облик своего наставника передает нам Георгий Схоларий: «Живя в столице, он был чужд ее жизни, ибо ничто его не связывало с нею. Глубокочтимый всеми, он не только не искал почестей, но и не желал их». О духовном расположении молодого Мануила свидетельствует письмо, написанное им впоследствии одному бывшему ученику: «Доколе, о несчастный, благородство и честь твоей души ты будешь погружать в вещи, лишенные всякой ценности! Не возобладали ли тобою тщеславие и ложное богатство и изящные и разукрашенные тоги и прочее, на чем зиждется благополучие этого мира? - Увы, философ - с таким чуждым философу мировоззрением!» Св. Марк был истинным философом, любомудрие которого звало к высшему подвигу, к полному отвержению мира и к пристани молчания.

В 1418 году в возрасте 26 лет Мануил оставил столицу и отправился на один из островов, который был еще во владении Византии - Антигон, находящийся при входе в Никомидийский залив. Духовным отцом, который и постриг святого, получившего в монашестве имя Марка, был игумен Симеон. Этот великий духовный руководитель, о котором, к сожалению, более подробных сведений не имеется, повел святого Марка узким спасительным путем. В службе святителю Марку читаем следующие слова: «Егда непостоянство мирских радостей, тленность же и суету благоразумно познал еси, тогда, возненавидев мир и вся радостныя и веселящая его, прибегл еси к божественной схиме, вменив болезни в услаждение, бдение в радование и упокоение, на земли лежание и всенощное стояние, воистинну, в радостное наслаждение, пост - в сладость, воздержание - в веселие».

Жизнь на острове Антигон проходила в постоянном напряжении и тревоге, в ожидании турецких набегов. В этих условиях подвижникам было нелегко сохранять спокойствие, сосредоточенность и молчание. Поэтому вместе с духовным отцом Марк возвратился в Константинополь, избрав местом жительства знаменитую Манганскую обитель. Здесь скончался духовный старец, а впоследствии и доблестно окончивший течение своей жизни святитель Марк. В Манганской обители святой предался наивысшему подвижничеству: «... крайнему трудоделанию, и посту, и спанию на земле, и стоянию всенощному...». Когда же остался один, часто прибавляя: «ничем из всего так не угождается Бог, как претерпением зол», выдержал борение против духовных супостатов, стяжал победу, возвысил себя к созерцанию и к священным просвещениям и божественным осияниям. О священническом служении св. Марка Иоанн Евгеник передает нам, что когда он совершал Божественную литургию, то исполнялся весь божественного вдохновения: «Он казался весь вне себя, весь исполнен света, весь посвящен Богу, вне земли, как бы некий Ангел во плоти».

После смерти престарелого митрополита Ефесского Иоасафа в 1437 году по воле императора св. Марк поставляется в митрополита Ефесского. Приняв Ефесскую митрополию, святитель недолго был со своей паствой. 24 ноября 1437 года в составе многочисленной делегации он отправился в Италию на Ферраро-Флорентийский собор. Святой сам свидетельствует, что архиерейское достоинство принял только «по повелению и нужде Христовой Церкви» и «последовал за Вселенским Патриархом и богоданным Царем на Собор в Италию». Георгий Схоларий так говорит о возведении св. Марка на архиерейскую кафедру: «Он принял высокий духовный сан единственно для защиты Церкви своим словом - ей нужна была вся сила его слова, чтобы удержать ее от совращения, в которое уже влекли ее нововводители. Не по мирским соображениям принял он этот сан; это доказали последствия». Св. Марк жаждал подвижнической жизни в отшельничестве и молчании, как этого некогда желал и св. Григорий Богослов, но вместо этого Промысл Божий готовил ему, как некогда и св. Григорию Богослову, мучительную борьбу в самом центре церковных и политических интриг. Из пристани молчания св. Марку было суждено пламенными речами, тончайшими и долгими богословскими силлогизмами отстаивать истину православных догматов и обличать заблуждения. Из гавани подвижнического отшельничества святителю было суждено быть брошенным в самую бурю, самый водоворот страстей, интриг, угроз, преследования, совершающегося вокруг него отступничества от Православия и предательства Истины. Имя этой бури и водоворота - Флорентийская уния! Одного желал св. Марк, другое требовала от него Церковь и уготовлял Божественный Промысл. Св. Марку было суждено быть украшенным не только славой учености, любомудрия и подвижничества, но и венцом славного исповедничества. По словам Георгия Схолария, «он проявил себя как другой Максим Исповедник, явил себя устами другого Григория (Богослова)».

Греки в основной своей массе отправлялись в Италию с душевным подъемом. Перед отъездом Патриарх Иосиф говорил, что они едут на Собор для заключения Унии, но ничего не уступят из тех традиций Святой Церкви, которые приняли, и готовы, если надо, умереть за них, ибо что может быть славнее мученического венца?! Увы, все сбылось совершенно иначе. Как известно, Патриарх вообще не вернулся в Константинополь, а умер во Флоренции, а Православие было предано и продано, и греки со скорбью и стыдом вернулись на Родину, а не победителями с духовными трофеями.

Собор по вопросу соединения Восточной и Западной Церквей был торжественно открыт в кафедральном храме Феррары 9 апреля 1438 года. Глава греческой делегации император Иоанн VIII Палеолог смотрел на Унию как на акт политический, позволявший Византии рассчитывать на помощь Запада в борьбе с турками. Император, итальянское влияние при дворе которого по причине брака с Софьей Монферратской было сильным, считал, что договориться с Западом не только возможно, но и необходимо. Поэтому он, призвавший в свои ряды такого выдающегося ревнителя Православия как святитель Марк, требовал избегать на Соборе острой полемики с латинянами по богословским вопросам. Он надеялся, что за туманными формулировками можно будет найти приемлемый для всех компромисс. Римский папа Евгений IV преследовал другие цели. Во-первых, он хотел с помощью Унии поднять свой престиж, пошатнувшийся в католическом мире в условиях противостояния с Базельским собором, а во-вторых, желал подчинить себе Православную Церковь. Поэтому он настаивал на скорейшем образовании комиссии, составленной из представителей обеих Церквей, которой было бы поручено выяснить пункты расхождения, исследовать их и наметить пути к заключению Унии. В комиссии, избранной после известного отлагательства, со стороны греков только святитель Марк Ефесский и митрополит Виссарион Никейский были официально уполномочены выступать в дискуссиях с латинянами. Причем из этих двух представителей, славящихся своей ученостью, св. Марк занимал первенствующее положение. Кроме того, святитель имел полномочия представлять Александрийский и Антиохийский Патриархаты.

Свою позицию перед началом работы комиссии св. Марк изложил в Слове римскому папе Евгению IV, написанном по просьбе кардинала Юлиана Цезарини от лица греческой делегации. Святитель жаждал единства Церкви, верил в возможность Унии, искал единения с латинянами, но единения истинного, основанного на единстве веры и древней богослужебной практики. Святитель Марк подчеркивал, что чистота Православия должна быть сохранена и что переговоры могут окончиться неуспехом, если Рим не пойдет на известные уступки, отказавшись от неизвестных Древней Церкви новшеств, которые были введены в догматику и богослужебную практику Западной Церкви и явились причиной раскола. Слова этого обращения были немедленно доставлены кардиналом не только папе, но и императору Иоанну. Император, наивно полагавший обойти при заключении Унии острые богословские вопросы, был крайне недоволен и хотел даже отдать святителя на суд Синода. Но по ходатайству Виссариона Никейского и ряда других лиц оставил этот поступок без последствий. Между тем папа все настойчивее требовал греков объясниться, и, наконец, на третьем заседании комиссии католики сами предложили вопросы для обсуждения: 1) учение об Исхождении Святого Духа; 2) вопрос о неквасном хлебе для Евхаристии в католической церкви; 3) учение о чистилище; 4) примат папы римского.

Греки полагали, что вопрос о чистилище самый простой и сближение по нему скорей позволит сблизиться по другим позициям. Однако последующие прения по этому вопросу, во время которых неоднократно выступал святитель Марк Ефесский, ни к чему не привели и закончились 17 июля 1438 года. Греческая делегация не согласилась принять догмат об очистительном огне, позволяющем грешникам, как учили латиняне, через временное наказание и очищение избегнуть вечной муки. Такой взгляд поставил бы под сомнение учение Церкви о посмертном воздаянии, соблазнив легковерные души «широким путем» спасения.

После того, как между православными и латинянами не было достигнуто соглашения по первому обсуждаемому вопросу - вопросу о чистилище, и первая попытка найти возможность сближения догматических позиций православных и католиков потерпела крах, прошло несколько месяцев в бездействии. Только 8 октября 1838 года произошло открытие новых переговоров по самому важному пункту расхождения между двумя Церквами - вопросу «Filioque» («Filioque» - «и от Сына»; католическое учение об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына). Латиняне настаивали на рассмотрении содержания самого учения о «Filioque», однако большинство греков во главе со св. Марком Ефесским требовали обсуждения самой законности какого-либо изменения Символа веры. В ходе обсуждения святитель Марк ссылался на Постановления Третьего Вселенского Собора, прямо запрещавшие подобные изменения и призывал латинян признать свои заблуждения. Однако католические ораторы, ощущавшие уязвимость своей позиции, применяли различные уловки, чтобы оправдаться. Они даже предоставили подложную рукопись Деяний Седьмого Вселенского Собора, в которой Символ веры имел «Filioque». Однако основным доказательством законности своего прибавления они объявляли догматическую состоятельность этого новшества. На этот счет митрополит Виссарион Никейский подчеркнул, что даже если бы прибавленное к тексту было догматически верно, оно все равно было бы незаконно. После множества заседаний, на которых выступил не один оратор, многие из греков пришли к выводу, что переговоры с латинянами ни к чему не приведут и лучше возвращаться в Константинополь. О бесплодности диспутов св. Марк писал: «Говорить это, казалось, петь глухим ушам, или кипятить камень, или сеять на камне, или писать на воде, или другое подобное, что говорится в пословицах в отношении невозможного».

В начале января 1439 года состоялось последнее заседание Собора в Ферраре, на котором была прочитана папская булла о перенесении Собора во Флоренцию. Флоренция стала местом, где, по выражению св. Марка, латиняне сбросили свои маски в отношении и даже в обращении с православными представителями. Православные греки оказались в тяжелом положении: измученные, страдающие от лишений, подвергающиеся различным притеснениям, не имеющие средств для возвращения на родину, сознающие, в каком ужасном положении находится Византия. Им предлагалось фактически «продать» Православную Церковь за щедрую помощь и государству, и самим греческим делегатам на Соборе, вплоть до обещания направить крестовый поход против турок. Под влиянием всех этих обстоятельств единство греческих представителей, делавшее их сильными в Ферраре, распалось. Если в Ферраре святитель Марк Ефесский пользовался поддержкой митрополита Виссариона Никейского, а затем и Исидора Киевского, да и сам император был на стороне ревнителей Православия, то во Флоренции картина изменилась. Первоначальная тенденция греческих иерархов сохранить Православие во всей его чистоте и склонить латинян к Унии, убедив их, что они неправильно понимают догматы, в которых расходятся с православными, сменилась поисками компромиссных, половинчатых решений и зыбких догматических определений. «Найти нечто среднее» - стало основой богословский исканий греческих представителей. Святитель Марк Ефесский остался по существу в одиночестве. Католики, в свою очередь, добивались уже не соглашения о единстве, а безусловной догматической и административной капитуляции Восточной Церкви. В итоге, приняв латинское учение о «Filioque», православные представители на Флорентийском соборе вынуждены были пойти на компромиссы и по другим вопросам. 5 июля 1439 года они подписали Флорентийскую унию. Святой Марк был единственным участником Собора, не поставившим своей подписи под актом Унии и фактически отстоявшим Православие. Последнее доказывается тем фактом, что римский папа, узнав о категорическом отказе святого Марка Ефесского подписать акты Собора, признал это полным провалом Унии.

Вместе с императором и иными представителями Православной Церкви на Соборе в Италии святитель Марк вернулся в Константинополь 1 февраля 1440 года. Будучи активным противником Унии святой 15 мая в тайне от императора покинул столицу и отправился в Ефес, находившийся под властью турок. Здесь святитель Марк всецело отдался трудам по устройству своей разоренной епархии, обращая заблудших, рукополагая священников, предстательствуя перед властями за обездоленных. Однако главным на данный момент он считал борьбу с Унией, поэтому продолжил в своих посланиях обличать греко-католиков и постановления Флорентийского собора. Особое значение имело написанное в июле 1440 года Окружное послание, обращенное ко всем православным христианам Востока. Это вызвало крайнее недовольство униатов и гнев императора, за что святой был арестован во время своего путешествия на Афон на острове Лимносе и пробыл в заключении 2 года, страдая от болезни, жестокого климата и многочисленных лишений. Турецкий флот пытался захватить остров, но неудачно. Свое неожиданное избавление от осаждавших остров турок жители Лимноса объясняли молитвенным предстательством святителя Марка, ибо их спасение началось от того места (крепости Мундрос), где святитель пребывал в заточении.

В 1442 году, в день памяти святых седми Ефесских отроков (4 августа или 22 октября), святитель Марк был освобожден по распоряжению императора. В стихотворении по этому случаю архипастырь благодарит святых Ефесских отроков за предстательство и помощь. Вернувшись в Константинополь, святитель Марк прожил здесь до своей блаженной кончины в 1457 году (по другим сведениям, святитель Марк преставился в 1444 году). Божий Промысл судил ему быть борцом за Православие до последнего часа.

В надгробном слове святителю Марку Георгий Схоларий сказал: «Я могу свидетельствовать о праведности усопшего отца нашего, что, будучи еще юношей, и прежде чем он умертвил свою плоть о Христе, он был уже праведнее пустынножительствующих отшельников, и что, отбросив от себя все мирское для Христа и приняв иго послушания Богу, он никогда не уклонился от него, никогда не увлекся суетою мира сего, не прельщался временною славою его и до самой смерти сохранил пламенную любовь ко Христу».

Краткое житие святителя Марка Евгеника

Свя-той Марк Ев-ге-ник, ар-хи-епи-скоп Ефес-ский, был зна-ме-ни-тым за-щит-ни-ком пра-во-сла-вия на Фло-рен-тий-ском Со-бо-ре. Ни-что не мог-ло скло-нить его к унии. Тай-но уда-лив-шись из Фло-рен-ции, свя-той Марк рев-ност-но убеж-дал жи-те-лей Кон-стан-ти-но-по-ля от-верг-нуть нече-сти-вое со-гла-ше-ние. Скон-чал-ся в 1457 го-ду.

Полное житие святителя Марка Евгеника

19 ян-ва-ря (1 фев-ра-ля) ис-пол-ня-ет-ся 550 лет со дня пре-став-ле-ния ве-ли-ко-го ис-по-вед-ни-ка пра-во-сла-вия свя-ти-те-ля Мар-ка, мит-ро-по-ли-та Ефес-ско-го. Свя-той Марк ро-дил-ся око-ло 1391-1392 го-да в Кон-стан-ти-но-по-ле. Ро-ди-те-ли его про-ис-хо-ди-ли из знат-но-го и со-сто-я-тель-но-го ро-да. Отец был диа-ко-ном и имел вы-со-кий цер-ков-ный чин са-кел-ла-рия хра-ма Свя-той Со-фии, Пре-муд-ро-сти Бо-жи-ей. Мать бы-ла до-че-рью вра-ча. В Кре-ще-нии бу-ду-щий свя-ти-тель по-лу-чил имя Ма-ну-ил (Ем-ма-ну-ил, что озна-ча-ет «с на-ми Бог»), в чем мож-но ви-деть про-ро-че-ское пред-зна-ме-но-ва-ние его бу-ду-ще-го зна-че-ния для Церк-ви.

Пер-вым на-став-ни-ком в на-у-ках и бла-го-че-стии для Ма-ну-и-ла стал его отец. Маль-чик на-столь-ко пре-успе-вал в уче-нии, что еще в от-ро-че-стве изу-чил вме-сте с от-цом ри-то-ри-ку и ма-те-ма-ти-ку. Ли-шив-шись от-ца на 13-м го-ду жиз-ни, Ма-ну-ил не до-пу-стил ле-но-сти и про-дол-жил уче-ние у зна-ме-ни-тых то-гда про-фес-со-ров в Кон-стан-ти-но-по-ле - Иоан-на Хор-тасме-на и Ге-ор-гия Ге-ми-ста Пли-фо-на. Бла-го-да-ря край-ней ста-ра-тель-но-сти, недю-жин-но-му уму и без-упреч-ной нрав-ствен-но-сти бу-ду-щий ис-по-вед-ник Церк-ви вско-ре сам стал на-став-ни-ком, к ко-то-ро-му сте-кал-ся цвет мо-ло-де-жи. Из чис-ла его уче-ни-ков во-шли в ис-то-рию Ге-ор-гий Схо-ла-рий и Фе-о-дор Ага-лист. К то-му вре-ме-ни Ма-ну-ил уже имел зва-ние ри-то-ра, то есть тол-ко-ва-те-ля Свя-щен-но-го Пи-са-ния в пат-ри-ар-шей церк-ви. Вы-со-кие ка-че-ства его ду-ши не мог-ли остать-ся неза-ме-чен-ны-ми. Ма-ну-ил ста-но-вит-ся лю-би-мым ду-хов-ным сы-ном Кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха Ев-фи-мия (1410-1416), о ду-хов-ной бли-зо-сти и люб-ви к ко-то-ро-му сви-де-тель-ству-ют со-став-лен-ные бу-ду-щим свя-ти-те-лем ка-нон и сти-хи-ры по-сле смер-ти ар-хи-пас-ты-ря. В воз-расте 24 лет мо-ло-дой ри-тор по-лу-чил по бла-го-сло-ве-нию свя-ти-те-ля Ев-фи-мия вы-со-кое зва-ние во-та-рия ри-то-ров. Им-пе-ра-тор Ма-ну-ил II при-бли-жа-ет его к се-бе в ка-че-стве до-ве-рен-но-го ли-ца и со-вет-ни-ка. Сле-ду-ю-щий им-пе-ра-тор, Иоанн VIII, так-же глу-бо-ко по-чи-тал св. Мар-ка, о чем мож-но су-дить по це-ло-му ря-ду со-чи-не-ний, на-пи-сан-ных свя-тым по прось-бе ца-ря, про-сив-ше-го дать от-ве-ты на труд-ные бо-го-слов-ские во-про-сы, и ис-клю-чи-тель-но вы-со-ко-му по-ло-же-нию св. Мар-ка сре-ди гре-че-ской де-ле-га-ции на Со-бо-ре в Ита-лии.

Итак, пе-ред Ма-ну-и-лом от-кры-ва-лось по-ле для обо-га-ще-ния и сыс-ка-ния все-воз-мож-ных льгот бла-го-да-ря его бли-зо-сти к им-пе-ра-то-рам. Бле-стя-щая ка-рье-ра про-сти-ра-лась пе-ред ним. Но не это-го ис-ка-ла ду-ша че-ло-ве-ка, ис-пол-нен-но-го ис-тин-но-го лю-бо-муд-рия. Нрав-ствен-ный об-лик сво-е-го на-став-ни-ка пе-ре-да-ет нам Ге-ор-гий Схо-ла-рий: «Жи-вя в сто-ли-це, он был чужд ее жиз-ни, ибо ни-что его не свя-зы-ва-ло с нею. Глу-бо-ко-чти-мый все-ми, он не толь-ко не ис-кал по-че-стей, но и не же-лал их». О ду-хов-ном рас-по-ло-же-нии мо-ло-до-го Ма-ну-и-ла сви-де-тель-ству-ет пись-мо, на-пи-сан-ное им впо-след-ствии од-но-му быв-ше-му уче-ни-ку: «До-ко-ле, о несчаст-ный, бла-го-род-ство и честь тво-ей ду-ши ты бу-дешь по-гру-жать в ве-щи, ли-шен-ные вся-кой цен-но-сти! Не воз-об-ла-да-ли ли то-бою тще-сла-вие и лож-ное бо-гат-ство и изящ-ные и разу-кра-шен-ные то-ги и про-чее, на чем зи-ждет-ся бла-го-по-лу-чие это-го ми-ра? - Увы, фило-соф - с та-ким чуж-дым фило-со-фу ми-ро-воз-зре-ни-ем!» Св. Марк был ис-тин-ным фило-со-фом, лю-бо-муд-рие ко-то-ро-го зва-ло к выс-ше-му по-дви-гу, к пол-но-му от-вер-же-нию ми-ра и к при-ста-ни мол-ча-ния.

В 1418 го-ду в воз-расте 26 лет Ма-ну-ил оста-вил сто-ли-цу и от-пра-вил-ся на один из ост-ро-вов, ко-то-рый был еще во вла-де-нии Ви-зан-тии - Ан-ти-гон, на-хо-дя-щий-ся при вхо-де в Ни-ко-ми-дий-ский за-лив. Ду-хов-ным от-цом, ко-то-рый и по-стриг свя-то-го, по-лу-чив-ше-го в мо-на-ше-стве имя Мар-ка, был игу-мен Си-ме-он. Этот ве-ли-кий ду-хов-ный ру-ко-во-ди-тель, о ко-то-ром, к со-жа-ле-нию, бо-лее по-дроб-ных све-де-ний не име-ет-ся, по-вел свя-то-го Мар-ка уз-ким спа-си-тель-ным пу-тем. В служ-бе свя-ти-те-лю Мар-ку чи-та-ем сле-ду-ю-щие сло-ва: «Егда непо-сто-ян-ство мир-ских ра-до-стей, тлен-ность же и су-е-ту бла-го-ра-зум-но по-знал еси, то-гда, воз-не-на-ви-дев мир и вся ра-дост-ныя и ве-се-ля-щая его, при-бегл еси к бо-же-ствен-ной схи-ме, вме-нив бо-лез-ни в услаж-де-ние, бде-ние в ра-до-ва-ние и упо-ко-е-ние, на зем-ли ле-жа-ние и все-нощ-ное сто-я-ние, во-ис-тин-у, в ра-дост-ное на-сла-жде-ние, пост - в сла-дость, воз-дер-жа-ние - в ве-се-лие».

Жизнь на ост-ро-ве Ан-ти-гон про-хо-ди-ла в по-сто-ян-ном на-пря-же-нии и тре-во-ге в ожи-да-нии ту-рец-ких на-бе-гов. В этих усло-ви-ях по-движ-ни-кам бы-ло нелег-ко со-хра-нять спо-кой-ствие, со-сре-до-то-чен-ность и мол-ча-ние. По-это-му вме-сте с ду-хов-ным от-цом Марк воз-вра-тил-ся в Кон-стан-ти-но-поль, из-брав ме-стом жи-тель-ства зна-ме-ни-тую Ман-ган-скую оби-тель. Здесь скон-чал-ся ду-хов-ный ста-рец, а впо-след-ствии и доб-лест-но окон-чив-ший те-че-ние сво-ей жиз-ни свя-ти-тель В Ман-ган-ской оби-те-ли свя-той пре-дал-ся наи-выс-ше-му по-движ-ни-че-ству: «… край-не-му тру-до-де-ла-нию, и по-сту, и спа-нию на зем-ле, и сто-я-нию все-нощ-но-му…». Ко-гда же остал-ся один, ча-сто при-бав-ляя: «ни-чем из все-го так не уго-жда-ет-ся Бог, как пре-тер-пе-ни-ем зол», вы-дер-жал бо-ре-ние про-тив ду-хов-ных су-по-ста-тов, стя-жал по-бе-ду, воз-вы-сил се-бя к со-зер-ца-нию и к свя-щен-ным про-све-ще-ни-ям и бо-же-ствен-ным оси-я-ни-ям. О свя-щен-ни-че-ском слу-же-нии св. Мар-ка Иоанн Ев-ге-ник пе-ре-да-ет нам, что ко-гда он со-вер-шал Бо-же-ствен-ную ли-тур-гию, то ис-пол-нял-ся весь бо-же-ствен-но-го вдох-но-ве-ния: «Он ка-зал-ся весь - вне се-бя, весь ис-пол-нен све-та, весь по-свя-щен Бо-гу, вне зем-ли, как бы некий Ан-гел во пло-ти».

По-сле смер-ти пре-ста-ре-ло-го мит-ро-по-ли-та Ефес-ско-го Иоаса-фа в 1437 го-ду по во-ле им-пе-ра-то-ра св. Марк по-став-ля-ет-ся в мит-ро-по-ли-та Ефес-ско-го. При-няв Ефес-скую мит-ро-по-лию, свя-ти-тель недол-го был со сво-ей паст-вой. 24 но-яб-ря 1437 го-да в со-ста-ве мно-го-чис-лен-ной де-ле-га-ции он от-пра-вил-ся в Ита-лию на Фер-ра-ро-Фло-рен-тий-ский Со-бор. Свя-той сам сви-де-тель-ству-ет, что ар-хи-ерей-ское до-сто-ин-ство при-нял толь-ко «по по-ве-ле-нию и нуж-де Хри-сто-вой Церк-ви» и «по-сле-до-вал за Все-лен-ским пат-ри-ар-хом и бо-го-дан-ным ца-рем на Со-бор в Ита-лию». Ге-ор-гий Схо-ла-рий так го-во-рит о воз-ве-де-нии св. Мар-ка на ар-хи-ерей-скую ка-фед-ру: «Он при-нял вы-со-кий ду-хов-ный сан един-ствен-но для за-щи-ты Церк-ви сво-им сло-вом - ей нуж-на бы-ла вся си-ла его сло-ва, чтобы удер-жать ее от со-вра-ще-ния, в ко-то-рое уже влек-ли ее но-во-вво-ди-те-ли. Не по мир-ским со-об-ра-же-ни-ям при-нял он этот сан; это до-ка-за-ли по-след-ствия». Св. Марк жаж-дал по-движ-ни-че-ской жиз-ни в от-шель-ни-че-стве и мол-ча-нии, как это-го неко-гда же-лал и св. , но вме-сто это-го Про-мысл Бо-жий го-то-вил ему, как неко-гда и св. Гри-го-рию Бо-го-сло-ву, му-чи-тель-ную борь-бу в са-мом цен-тре цер-ков-ных и по-ли-ти-че-ских ин-триг. Из при-ста-ни мол-ча-ния св. Мар-ку бы-ло суж-де-но пла-мен-ны-ми ре-ча-ми, тон-чай-ши-ми и дол-ги-ми бо-го-слов-ски-ми сил-ло-гиз-ма-ми от-ста-и-вать ис-ти-ну пра-во-слав-ных дог-ма-тов и об-ли-чать за-блуж-де-ния. Из га-ва-ни по-движ-ни-че-ско-го от-шель-ни-че-ства свя-ти-те-лю бы-ло суж-де-но быть бро-шен-ным в са-мую бу-рю, са-мый во-до-во-рот стра-стей, ин-триг, угроз, пре-сле-до-ва-ния, со-вер-ша-ю-ще-го-ся во-круг него от-ступ-ни-че-ства от пра-во-сла-вия и пре-да-тель-ства Ис-ти-ны. Имя этой бу-ри и во-до-во-ро-та - Фло-рен-тий-ская уния! Од-но-го же-лал св. Марк, дру-гое тре-бо-ва-ла от него Цер-ковь и уго-тов-лял Бо-же-ствен-ный Про-мысл. Св. Мар-ку бы-ло суж-де-но быть укра-шен-ным не толь-ко сла-вой уче-но-сти, лю-бо-муд-рия и по-движ-ни-че-ства, но и вен-цом слав-но-го ис-по-вед-ни-че-ства. По сло-вам Ге-ор-гия Схо-ла-рия, «он про-явил се-бя как дру-гой , явил се-бя уста-ми дру-го-го Гри-го-рия (Бо-го-сло-ва)».

Гре-ки в ос-нов-ной сво-ей мас-се от-прав-ля-лись в Ита-лию с ду-шев-ным подъ-емом. Пе-ред отъ-ез-дом пат-ри-арх Иосиф го-во-рил, что они едут на со-бор для за-клю-че-ния Унии, но ни-че-го не усту-пят из тех тра-ди-ций Свя-той Церк-ви, ко-то-рые при-ня-ли, и го-то-вы, ес-ли на-до, уме-реть за них, ибо что мо-жет быть слав-нее му-че-ни-че-ско-го вен-ца?! Увы, все сбы-лось со-вер-шен-но ина-че. Как из-вест-но, пат-ри-арх во-об-ще не вер-нул-ся в Кон-стан-ти-но-поль, а умер во Фло-рен-ции, а пра-во-сла-вие бы-ло пре-да-но и про-да-но, и гре-ки со скор-бью и сты-дом вер-ну-лись на Ро-ди-ну, а не по-бе-ди-те-ля-ми с ду-хов-ны-ми тро-фе-я-ми.

Со-бор по во-про-су со-еди-не-ния Во-сточ-ной и За-пад-ной Церк-вей был тор-же-ствен-но от-крыт в ка-фед-раль-ном хра-ме Фер-ра-ры 9 ап-ре-ля 1438 го-да. Гла-ва гре-че-ской де-ле-га-ции им-пе-ра-тор Иоанн VIII Па-лео-лог смот-рел на Унию как на акт по-ли-ти-че-ский, поз-во-ляв-ший Ви-зан-тии рас-счи-ты-вать на по-мощь За-па-да в борь-бе с тур-ка-ми. Им-пе-ра-тор, ита-льян-ское вли-я-ние при дво-ре ко-то-ро-го по при-чине бра-ка с Со-фьей Мон-фер-рат-ской бы-ло силь-ным, счи-тал, что до-го-во-рить-ся с За-па-дом не толь-ко воз-мож-но, но и необ-хо-ди-мо. По-это-му он, при-звав-ший в свои ря-ды та-ко-го вы-да-ю-ще-го-ся рев-ни-те-ля пра-во-сла-вия, как свя-ти-тель Марк, тре-бо-вал из-бе-гать на со-бо-ре острой по-ле-ми-ки с ла-ти-ня-на-ми по бо-го-слов-ским во-про-сам. Он на-де-ял-ся, что за ту-ман-ны-ми фор-му-ли-ров-ка-ми мож-но бу-дет най-ти при-ем-ле-мый для всех ком-про-мисс. Рим-ский па-па Ев-ге-ний IV пре-сле-до-вал дру-гие це-ли. Во-пер-вых, он хо-тел с по-мо-щью Унии под-нять свой пре-стиж, по-шат-нув-ший-ся в ка-то-ли-че-ском ми-ре в усло-ви-ях про-ти-во-сто-я-ния с Ба-зель-ским со-бо-ром, а во-вто-рых, же-лал под-чи-нить се-бе Пра-во-слав-ную Цер-ковь. По-это-му он на-ста-и-вал на ско-рей-шем об-ра-зо-ва-нии ко-мис-сии, со-став-лен-ной из пред-ста-ви-те-лей обе-их Церк-вей, ко-то-рой бы-ло бы по-ру-че-но вы-яс-нить пунк-ты рас-хож-де-ния, ис-сле-до-вать их и на-ме-тить пу-ти к за-клю-че-нию Унии. В ко-мис-сии, из-бран-ной по-сле из-вест-но-го от-ла-га-тель-ства, со сто-ро-ны гре-ков толь-ко свя-ти-тель Марк Ефес-ский и мит-ро-по-лит Вис-са-ри-он Ни-кей-ский бы-ли офи-ци-аль-но упол-но-мо-че-ны вы-сту-пать в дис-кус-си-ях с ла-ти-ня-на-ми. При-чем из этих двух пред-ста-ви-те-лей, сла-вя-щих-ся сво-ей уче-но-стью, св. Марк за-ни-мал пер-вен-ству-ю-щее по-ло-же-ние. Кро-ме то-го, свя-ти-тель имел пол-но-мо-чия пред-став-лять Алек-сан-дрий-ский и Ан-тио-хий-ский пат-ри-ар-ха-ты.

Свою по-зи-цию пе-ред на-ча-лом ра-бо-ты ко-мис-сии св. Марк из-ло-жил в Сло-ве рим-ско-му па-пе Ев-ге-нию IV, на-пи-сан-ном по прось-бе кар-ди-на-ла Юли-а-на Це-за-ри-ни от ли-ца гре-че-ской де-ле-га-ции. Свя-ти-тель жаж-дал един-ства Церк-ви, ве-рил в воз-мож-ность Унии, ис-кал еди-не-ния с ла-ти-ня-на-ми, но еди-не-ния ис-тин-но-го, ос-но-ван-но-го на един-стве ве-ры и древ-ней бо-го-слу-жеб-ной прак-ти-ки. Свя-ти-тель Марк под-чер-ки-вал, что чи-сто-та пра-во-сла-вия долж-на быть со-хра-не-на и что пе-ре-го-во-ры мо-гут окон-чить-ся неуспе-хом, ес-ли Рим не пой-дет на из-вест-ные уступ-ки, от-ка-зав-шись от неиз-вест-ных Древ-ней Церк-ви нов-шеств, ко-то-рые бы-ли вве-де-ны в дог-ма-ти-ку и бо-го-слу-жеб-ную прак-ти-ку За-пад-ной Церк-ви и яви-лись при-чи-ной рас-ко-ла. Сло-ва это-го об-ра-ще-ния бы-ли немед-лен-но до-став-ле-ны кар-ди-на-лом не толь-ко па-пе, но и им-пе-ра-то-ру Иоан-ну. Им-пе-ра-тор, на-ив-но по-ла-гав-ший обой-ти при за-клю-че-нии Унии ост-рые бо-го-слов-ские во-про-сы, был крайне недо-во-лен и хо-тел да-же от-дать свя-ти-те-ля на суд Си-но-да. Но по хо-да-тай-ству Вис-са-ри-о-на Ни-кей-ско-го и ря-да дру-гих лиц оста-вил этот по-сту-пок без по-след-ствий. Меж-ду тем па-па все на-стой-чи-вее тре-бо-вал гре-ков объ-яс-нить-ся, и, на-ко-нец, на тре-тьем за-се-да-нии ко-мис-сии ка-то-ли-ки са-ми пред-ло-жи-ли во-про-сы для об-суж-де-ния: 1) уче-ние об Ис-хож-де-нии Свя-то-го Ду-ха; 2) во-прос о неквас-ном хле-бе для Ев-ха-ри-стии в ка-то-ли-че-ской церк-ви; 3) уче-ние о чи-сти-ли-ще; 4) при-мат па-пы рим-ско-го.

Гре-ки по-ла-га-ли, что во-прос о чи-сти-ли-ще са-мый про-стой и сбли-же-ние по нему ско-рей поз-во-лит сбли-зить-ся по дру-гим по-зи-ци-ям. Од-на-ко по-сле-ду-ю-щие пре-ния по это-му во-про-су, во вре-мя ко-то-рых неод-но-крат-но вы-сту-пал свя-ти-тель Марк Ефес-ский, ни к че-му не при-ве-ли и за-кон-чи-лись 17 июля 1438 го-да. Гре-че-ская де-ле-га-ция не со-гла-си-лась при-нять дог-мат об очи-сти-тель-ном огне, поз-во-ля-ю-щем греш-ни-кам, как учи-ли ла-ти-няне, через вре-мен-ное на-ка-за-ние и очи-ще-ние из-бег-нуть веч-ной му-ки. Та-кой взгляд по-ста-вил бы под со-мне-ние уче-ние Церк-ви о по-смерт-ном воз-да-я-нии, со-блаз-нив лег-ко-вер-ные ду-ши «ши-ро-ким пу-тем» спа-се-ния.

По-сле то-го, как меж-ду пра-во-слав-ны-ми и ла-ти-ня-на-ми не бы-ло до-стиг-ну-то со-гла-ше-ния по пер-во-му об-суж-да-е-мо-му во-про-су - во-про-су о чи-сти-ли-ще, и пер-вая по-пыт-ка най-ти воз-мож-ность сбли-же-ния дог-ма-ти-че-ских по-зи-ций пра-во-слав-ных и ка-то-ли-ков по-тер-пе-ла крах, про-шло несколь-ко ме-ся-цев в без-дей-ствии. Толь-ко 8 ок-тяб-ря 1438 го-да про-изо-шло от-кры-тие но-вых пе-ре-го-во-ров по са-мо-му важ-но-му пунк-ту рас-хож-де-ния меж-ду дву-мя Церк-ва-ми - во-про-су «Filioque» («Filioque» - «и от Сы-на»; ка-то-ли-че-ское уче-ние об ис-хож-де-нии Свя-то-го Ду-ха не толь-ко от Бо-га-От-ца, но и от Бо-га-Сы-на). Ла-ти-няне на-ста-и-ва-ли на рас-смот-ре-нии со-дер-жа-ния са-мо-го уче-ния о «Filioque», од-на-ко боль-шин-ство гре-ков во гла-ве со св. Мар-ком Ефес-ским тре-бо-ва-ли об-суж-де-ния са-мой за-кон-но-сти ка-ко-го-ли-бо из-ме-не-ния Сим-во-ла ве-ры. В хо-де об-суж-де-ния свя-ти-тель Марк ссы-лал-ся на по-ста-нов-ле-ния Тре-тье-го Все-лен-ско-го Со-бо-ра, пря-мо за-пре-щав-шие по-доб-ные из-ме-не-ния, и при-зы-вал ла-ти-нян при-знать свои за-блуж-де-ния. Од-на-ко ка-то-ли-че-ские ора-то-ры, ощу-щав-шие уяз-ви-мость сво-ей по-зи-ции, при-ме-ня-ли раз-лич-ные улов-ки, чтобы оправ-дать-ся. Они да-же предо-ста-ви-ли под-лож-ную ру-ко-пись Де-я-ний Седь-мо-го Все-лен-ско-го Со-бо-ра, в ко-то-рой Сим-вол ве-ры имел «Filioque». Од-на-ко ос-нов-ным до-ка-за-тель-ством за-кон-но-сти сво-е-го при-бав-ле-ния они объ-яв-ля-ли дог-ма-ти-че-скую со-сто-я-тель-ность это-го нов-ше-ства. На этот счет мит-ро-по-лит Вис-са-ри-он Ни-кей-ский под-черк-нул, что да-же ес-ли бы при-бав-лен-ное к тек-сту бы-ло дог-ма-ти-че-ски вер-но, оно все рав-но бы-ло бы неза-кон-но. По-сле мно-же-ства за-се-да-ний, на ко-то-рых вы-сту-пил не один ора-тор, мно-гие из гре-ков при-шли к вы-во-ду, что пе-ре-го-во-ры с ла-ти-ня-на-ми ни к че-му не при-ве-дут и луч-ше воз-вра-щать-ся в Кон-стан-ти-но-поль. О бес-плод-но-сти дис-пу-тов св. Марк пи-сал: «Го-во-рить это, ка-за-лось, петь глу-хим ушам, или ки-пя-тить ка-мень, или се-ять на камне, или пи-сать на во-де, или дру-гое по-доб-ное, что го-во-рит-ся в по-сло-ви-цах в от-но-ше-нии невоз-мож-но-го».

В на-ча-ле ян-ва-ря 1439 го-да со-сто-я-лось по-след-нее за-се-да-ние со-бо-ра в Фер-ра-ре, на ко-то-ром бы-ла про-чи-та-на пап-ская бул-ла о пе-ре-не-се-нии со-бо-ра во Фло-рен-цию. Фло-рен-ция ста-ла ме-стом, где, по вы-ра-же-нию св. Мар-ка, ла-ти-няне сбро-си-ли свои мас-ки в от-но-ше-нии и да-же в об-ра-ще-нии с пра-во-слав-ны-ми пред-ста-ви-те-ля-ми. Пра-во-слав-ные гре-ки ока-за-лись в тя-же-лом по-ло-же-нии: из-му-чен-ные, стра-да-ю-щие от ли-ше-ний, под-вер-га-ю-щи-е-ся раз-лич-ным при-тес-не-ни-ям, не име-ю-щие средств для воз-вра-ще-ния на ро-ди-ну, со-зна-ю-щие, в ка-ком ужас-ном по-ло-же-нии на-хо-дит-ся Ви-зан-тия. Им пред-ла-га-лось фак-ти-че-ски «про-дать» пра-во-слав-ную Цер-ковь за ще-д-рую по-мощь и го-су-дар-ству, и са-мим гре-че-ским де-ле-га-там на со-бо-ре, вплоть до обе-ща-ния на-пра-вить кре-сто-вый по-ход про-тив ту-рок. Под вли-я-ни-ем всех этих об-сто-я-тельств един-ство гре-че-ских пред-ста-ви-те-лей, де-лав-шее их силь-ны-ми в Фер-ра-ре, рас-па-лось. Ес-ли в Фер-ра-ре свя-ти-тель Марк Ефес-ский поль-зо-вал-ся под-держ-кой мит-ро-по-ли-та Вис-са-ри-о-на Ни-кей-ско-го, а за-тем и Ис-и-до-ра Ки-ев-ско-го, да и сам им-пе-ра-тор был на сто-роне рев-ни-те-лей пра-во-сла-вия, то во Фло-рен-ции кар-ти-на из-ме-ни-лась. Пер-во-на-чаль-ная тен-ден-ция гре-че-ских иерар-хов со-хра-нить пра-во-сла-вие во всей его чи-сто-те и скло-нить ла-ти-нян к Унии, убе-див их, что они непра-виль-но по-ни-ма-ют дог-ма-ты, в ко-то-рых рас-хо-дят-ся с пра-во-слав-ны-ми, сме-ни-лась по-ис-ка-ми ком-про-мисс-ных, по-ло-вин-ча-тых ре-ше-ний и зыб-ких дог-ма-ти-че-ских опре-де-ле-ний. «Най-ти нечто сред-нее» - ста-ло ос-но-вой бо-го-слов-ских ис-ка-ний гре-че-ских пред-ста-ви-те-лей. Свя-ти-тель Марк Ефес-ский остал-ся, по су-ще-ству, в оди-но-че-стве. Ка-то-ли-ки, в свою оче-редь, до-би-ва-лись уже не со-гла-ше-ния о един-стве, а без-услов-ной дог-ма-ти-че-ской и адми-ни-стра-тив-ной ка-пи-ту-ля-ции Во-сточ-ной Церк-ви. В ито-ге, при-няв ла-тин-ское уче-ние о «Filioque», пра-во-слав-ные пред-ста-ви-те-ли на Фло-рен-тий-ском со-бо-ре вы-нуж-де-ны бы-ли пой-ти на ком-про-мис-сы и по дру-гим во-про-сам. 5 июля 1439 го-да они под-пи-са-ли Фло-рен-тий-скую унию. Свя-той Марк был един-ствен-ным участ-ни-ком со-бо-ра, не по-ста-вив-шим сво-ей под-пи-си под ак-том Унии и фак-ти-че-ски от-сто-яв-шим пра-во-сла-вие. По-след-нее до-ка-зы-ва-ет-ся тем фак-том, что рим-ский па-па, узнав о ка-те-го-ри-че-ском от-ка-зе свя-то-го Мар-ка Ефес-ско-го под-пи-сать ак-ты со-бо-ра, при-знал это пол-ным про-ва-лом Унии.

Вме-сте с им-пе-ра-то-ром и ины-ми пред-ста-ви-те-ля-ми Пра-во-слав-ной Церк-ви на со-бо-ре в Ита-лии свя-ти-тель Марк вер-нул-ся в Кон-стан-ти-но-поль 1 фев-ра-ля 1440 го-да. Бу-дучи ак-тив-ным про-тив-ни-ком Унии, свя-той 15 мая втайне от им-пе-ра-то-ра по-ки-нул сто-ли-цу и от-пра-вил-ся в Ефес, на-хо-див-ший-ся под вла-стью ту-рок. Здесь свя-ти-тель Марк все-це-ло от-дал-ся тру-дам по устрой-ству сво-ей ра-зо-рен-ной епар-хии, об-ра-щая за-блуд-ших, ру-ко-по-ла-гая свя-щен-ни-ков, пред-ста-тель-ствуя пе-ред вла-стя-ми за обез-до-лен-ных. Од-на-ко глав-ным на дан-ный мо-мент он счи-тал борь-бу с Уни-ей, по-это-му про-дол-жил в сво-их по-сла-ни-ях об-ли-чать гре-ко-ка-то-ли-ков и по-ста-нов-ле-ния Фло-рен-тий-ско-го со-бо-ра. Осо-бое зна-че-ние име-ло на-пи-сан-ное в июле 1440 го-да Окруж-ное по-сла-ние, об-ра-щен-ное ко всем пра-во-слав-ным хри-сти-а-нам Во-сто-ка. Это вы-зва-ло край-нее недо-воль-ство уни-а-тов и гнев им-пе-ра-то-ра, за что свя-той был аре-сто-ван во вре-мя сво-е-го пу-те-ше-ствия на Афон на ост-ро-ве Лим-но-се и про-был в за-клю-че-нии 2 го-да, стра-дая от бо-лез-ни, же-сто-ко-го кли-ма-та и мно-го-чис-лен-ных ли-ше-ний. Ту-рец-кий флот пы-тал-ся за-хва-тить ост-ров, но неудач-но. Свое неожи-дан-ное из-бав-ле-ние от оса-ждав-ших ост-ров ту-рок жи-те-ли Лим-но-са объ-яс-ня-ли мо-лит-вен-ным пред-ста-тель-ством свя-ти-те-ля Мар-ка, ибо их спа-се-ние на-ча-лось от то-го ме-ста (кре-по-сти Мунд-рос), где свя-ти-тель пре-бы-вал в за-то-че-нии.

В 1442 го-ду, в день па-мя-ти свя-тых сед-ми Ефес-ских от-ро-ков (4 ав-гу-ста или 22 ок-тяб-ря), свя-ти-тель Марк был осво-бож-ден по рас-по-ря-же-нию им-пе-ра-то-ра. В сти-хо-тво-ре-нии по это-му слу-чаю ар-хи-пас-тырь бла-го-да-рит свя-тых Ефес-ских от-ро-ков за пред-ста-тель-ство и по-мощь. Вер-нув-шись в Кон-стан-ти-но-поль, свя-ти-тель Марк про-жил здесь до сво-ей бла-жен-ной кон-чи-ны в 1457 го-ду . Бо-жий Про-мысл су-дил ему быть бор-цом за пра-во-сла-вие до по-след-не-го ча-са.

В над-гроб-ном сло-ве свя-ти-те-лю Мар-ку Ге-ор-гий Схо-ла-рий ска-зал: «Я мо-гу сви-де-тель-ство-вать о пра-вед-но-сти усоп-ше-го от-ца на-ше-го, что, бу-дучи еще юно-шей, и преж-де чем он умерт-вил свою плоть о Хри-сте, он был уже пра-вед-нее пу-стын-но-жи-тель-ству-ю-щих от-шель-ни-ков, и что, от-бро-сив от се-бя все мир-ское для Хри-ста и при-няв иго по-слу-ша-ния Бо-гу, он ни-ко-гда не укло-нил-ся от него, ни-ко-гда не увлек-ся су-е-тою ми-ра се-го, не пре-льщал-ся вре-мен-ною сла-вою его и до са-мой смер-ти со-хра-нил пла-мен-ную лю-бовь ко Хри-сту».

При-ме-ча-ния

По дру-гим све-де-ни-ям, свя-ти-тель Марк пре-ста-вил-ся в 1444 го-ду.

Текст при-во-дит-ся по из-да-нию: Пра-во-слав-ный цер-ков-ный ка-лен-дарь. 2007. М.: Из-да-тель-ский Со-вет Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви, 2006. С. 10-12.

Молитвы

Тропарь святителю Марку Евгенику, Ефесскому

Правосла́вия наста́вниче, но́вшеств противобо́рниче,/ степе́нь ве́ры, Це́ркве свети́льниче,/ учи́телей Богодухнове́нная печа́те, Ма́рко всему́дре,/ писа́нии твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Православия наставник, новшеств (еретических) противоборник, высота веры, Церкви светильник, учителей пример, Марк всемудрый, писаниями твоими всех просветил ты, лира духовная, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Перевод: Богословов Богомудрые писания, как истинный проповедник Божий, постигнув сердцем, исхождение Духа Святого (от Отца) возвестил ты, как до́лжно, всегда прославляемый, и всесвятой запечатлел ты , потому воспеваем: «Радуйся, Марк Богопроповедник».

Пятнадцатый век от Рождества Христова. Переломное время мировой истории. Уже тысяча лет прошла с момента падения первого Рима на Западе. К этому моменту на обломках древней империи сложилась уже совершенно иная цивилизация и культура. На востоке же, у самой границы Европы с Малой Азией, все еще стоял Константинополь, последний осколок античности. Но и его со всех сторон окружали враги. Власть императора, когда-то контролировавшего огромные территории и обладавшего несметными богатствами, простиралась лишь на город и его предместья. А в исконно-греческих землях, которыми был и прославленный город Эфес, уже хозяйничали турки-османы.

Империя уже не могла противостоять натиску захватчиков своими силами. Многие вельможи, да и сам император, видели последнюю надежду в Римской Церкви, которая была способна в короткое время собрать войско крестоносцев и отбить османов с византийских земель. Но вот уже более трехсот лет Церковь Первого и Второго Рима была разделена страшным расколом.

В эти годы упадка Византии и суждено было родиться Мануилу Евгенику, будущему Марку, епископу Эфесскому. Семья Марка была знатной. Его отец занимал должность великого сакеллария Константинопольской Церкви, заведовал всеми ее финансовыми делами. Для своего сына он не жалел ни средств, ни времени. Будущий эфесский епископ получил прекрасное для своего времени образование, лучшие учителя Константинополя преподавали ему риторику и математику. Философии же его обучил знаменитый философ-неоплатоник Плифон.

Перед Марком лежала перспектива блестящей придворной карьеры. Сам император Византии Мануил Палеоло г приметил его и предложил ему должность советника. Но уже тогда Марк понимал, что ни роскошь двора, ни решение государственных дел не интересуют его. Свободное время он предпочитал проводить в храме или за чтением святоотеческих книг. Вскоре он покидает Константинополь и принимает монашеский постриг в одном из монастырей на Принцевых островах.

Но однажды ему пришлось выйти из затвора, чтобы помочь своим единоверцам и наставить их на путь православной веры.

Впрочем, в те годы Эфес уже не принадлежал Империи. И возведение Марка в архиерейское достоинство имело перед собой очень важную цель. Ученый монах, знающий все тонкости византийской политики, получивший образование у лучших риторов и философов, должен был войти в состав делегации Восточной Римской Империи на соборе, который должен был состояться в Италии, в городе Феррара. Император Мануил надеялся, что глубокие знания и ораторские способности Марка позволят примирить Церковь Рима и Константинополя в этот решающий момент.

Марк отправился в Италию с полной уверенностью, что раскол будет преодолен. Будучи талантливым оратором, с первых дней собора защищал православную веру, и доказывал своим оппонентам их неправоту. Его речи были столь вдохновенными, что невольно напоминали речи древних святителей, направленные против ариан, несториан, монофизитов в годы Вселенских Соборов.

Император сам призвал Марка на собор, но он и не предполагал принципиальности Святителя в вопросах веры. После пламенных речей на Соборе и послания Папе Римскому, Марку угрожал трибунал, но в итоге он был освобожден.

Собор продолжался два года, и по его итогам Ферраро-Флорентийская уния, согласно которой греки принимали догматику Римской Церкви, была подписана.

Под итоговым документом собора не было подписи лишь одного греческого делегата – Марка Евгеника, Митрополита Эфесского.

Когда Марк вернулся в Константинополь, вокруг него собрались те священники и архиереи, которые не поддержали унию.

Вскоре святитель удалился на свою кафедру, в захваченный турками Эфес. Там он обращал заблудших, помогал обездоленным, защищал православное население от турецких властей.

Там же он написал и свое окружное послание против Унии, обращенное ко всем верным чадам Церкви, за что впал в немилость императора и даже был арестован.

«Я ухожу из жизни, и ничего не уношу, кроме своего Православия», - говорил перед смертью святитель Марк. В конце жизни он остался один, но остался непобежденным, подобно святителю Иоанну Златоусту. Прошло еще несколько десятилетий, и Константинополь пал под натиском султана Мехмета Завоевателя. Уния не смогла спасти умирающую империю.

А ученики святителя Марка Эфесского в тяжелые годы пленения греческого народа твердо хранили православную веру. Подражая примеру своего учителя, они сохранили верность Христу, и пронесли ее до наших дней.

Флорентийская Уния и неприятие ее – важнейшее событие в отношениях православного Востока и латинского Запада. Единственным участником Флорентийского собора (1439), до конца отстаивавшим истину Православия, был святой .

Книга архимандрита Амвросия (Погодина) знакомит читателя с историей Ферраро-Флорентийского собора и современными ему событиями, также с уникальными богословскими дискуссиями об очистительном огне, об исхождении Святого Духа и о Символе веры.

Книга рассчитана на всех интересующихся жизнью Церкви, учениями Православия и Латинства, историков и философов. Первое издание вышло малым тиражом в США в 1963 году

Предисловие

Первоначально нашей мыслью было ограничить наш труд простым переводом сочинений св. Марка, митрополита Ефесскаго, относящихся к его борьбе за Православие против Флорентийской Унии. До совсем недавняго времени и такая задача была едва исполнима, поскольку рукописи, содержащия труды св. Марка Ефесскаго, хранятся в закрытых или же частью мало доступных государственных библиотеках разных стран, а частично и в государствах, находящихся за «Железным Занавесом». Но трудами покойного монсиньера Луи Пти (Mgr. Louis Petit), римо-католического архиепископа Афинскаго, которого справедливо Josephus Gill именует «eruditissimus” эти драгоценные для нас рукописи, содержащия сочинения св. Марка Ефесскаго, были собраны и изданы в греческом оригинале, в сопровождении сделанного им же самим, в большинстве случаев, латинского перевода, в 15-м и 17-м томах известной “Patrologia Orientalis”, издаваемой (Nau) et Mgr. Graffin. С этого-то издания мы в большинстве случаев и делали наш перевод на русский язык сочинений св. Марка Ефесского и иных документов.

В нынешний период человеческой истории, который справедливо можно назвать веком моральных компромиссов, нам особенно необходимо осознать ценность нашего православного учения и догматов, из которых мы ничего не можем отдать, ничем пожертвовать, или допустить какой бы то ни было компромисс, без того, чтобы не отступить тем самым и от Истины и от Вечной Жизни. Мы постоянно слышим, что между православными богословами и представителями Православной Церкви – с одной стороны, и римо-католическими богословами и представителями Римо-Католической Церкви – с другой, должны будут состояться встречи и обсуждения по вопросу о соединении Церквей. Римо-католическая пресса часто говорит об этом, а среди кругов римо-католического духовенства ведется работа для ознакомления с жизнью Православных и для возможного сближения с ними. Вопрос соединения Церквей, ликвидация древняго раскола – кого не взволнует такой вопрос, чье сердце не заноет в надежде?! В то же самое время мы слышим из уст представителей Православной Церкви, часто занимающих весьма высокое положение, о готовности пожертвовать для этого принципами православной догматики. Постоянно мы слышим о компромиссных высказываниях, читаем статьи, предлагающия компромиссное разрешение вопросов догматического характера и полуофициальные заявления.

Мы должны, прежде всего, уяснить себе, что нас отделяет от латинян. Одни подчеркивают одно, другие – другое. Так, одни говорят, что нас разделяет только вопрос непогрешимости папы, с прочими привилегиями, которые усвояет себе Римский Престол, т. е. что нас разделяет друг от друга различие екклисиологии, в то время как догматическое учение, в общем, у нас – тождественно. Другие подчеркивают, что нас разделяет друг от друга различие в понимании христианской жизни, христианской этики. Наконец, некоторые говорят и пишут, что нас разделяют в сущности давно изжитые чисто-историческия причины, главная из которых – соперничество между Римскими папами и Константинопольскими патриархами, имеющее своим корнем соперничество между еллинской и римской культурами.

Хотя все эти высказывания, частично и справедливы, однако мы должны признать, что самое главное, что разделяет нас – это различие в догматических вопросах: именно, отступление Римской Церкви от той догматики, которая была общей раньше и для Западной и для Восточной Церкви, что и привело к расколу между Церквами и явилось камнем преткновения для заключения истинной Унии между Православной и Римо-Католической Церквами.

Соединение возможно только на основании одной, единой догматики у обеих Церквей, ибо догматика – это основа, скелет, на котором держится все Тело Церкви. Отнимите эту крепкую, цельную догматику, и Церковь перестанет быть . Наличие же двух различных догматических принципов в одной и той же Церкви, или же какой-то компромисс из двух противоположных догматических принципов – это безсмыслица, которая будет стоить Церкви разрушением ея.

Нет, как нам ни дорого соединение с Римской , мы не можем и не смеем ничего отдать из нашей догматики, из тех священных догматов, которые приняли от святых Апостолов, и которые получили свое определение, полное и нерушимое, на Вселенских Соборах, которыми руководил Святый Дух!

Но кто же нас научит непреложной истине в отношении тех догматических вопросов, которые нас разделяют с римо-католическим миром, покажет нам невозможность компромисса, а также укажет, на основании чего латинское учение там, где оно расходится с православным учением, является для нас неприемлемым?

К кому обратиться? – К дореволюционным семинарским учебникам полемического богословия? – Но они и устарели и схоластичны и не всегда убедительны, так как не разделяют существенного от несущественнаго. Обратиться ли к современным богословам? – Но они – люди науки, могущие дать ценные справки или ценные мнения, но также могущие ошибаться и даже заблуждаться, как и все люди.

Живой урок можно получить только лишь от святых Отцев, авторитет которых зиждется не только на их личной учености, но больше на их святости, озаренности Святым Духом, руководившим ими в том, что они писали и говорили.

Но знаменитые свв. Отцы принадлежат, главным образом, к 4-му веку или же, во всяком случае, ко времени до Великого Раскола, а если и к более позднему периоду, как напр. св. Григорий Палама , то у них мы не найдем ответа на столь важные для нас в настоящее время вышепомянутые вопросы. У отдельных авторов (как напр. у блаж. патриарха Фотия) хотя и затронуты частично некоторые из вопросов, разделяющих Православную Церковь от Римо-Католической, однако это – и не современно и не довлеюще.

Единственно, кто сможет нас наставить в настоящее время, это – святой Марк Ефесский .

Он – святоотеческий ум, «Храм священнейший Святого Духа, который сиянием добродетелей просветил весь ум» ; он наставит нас и научит Истине Православия, а также покажет, почему римо-католическое учение не может быть нами принято, в то время как другия сочинения явят нам, с какой ревностью нам необходимо держаться нашей Православной Веры, «ни в чем не имеющей недостатка» , по выражению св. Марка, и которую каждому православному надо хранить как зеницу ока, так, чтобы уходя отсюда, если будем бедны во всех иных добродетелях, нам «вынести из этого мира, если ничего иного, так – Православие» , по выражению того же святого Отца.

Большинство вопросов, которые нас ныне разделяют с Римской Церковью, бывшие и во времена св. Марка, были освещены святоотеческим умом св. Марка Ефесскаго. Поэтому-то так важно нам быть знакомым с сочинениями св. Марка и опубликовать их в русском переводе для ведения наших соотечественников.

Пора, пора, как никогда еще ранее, чтобы творения св. Марка Ефесского перестали быть достоянием пыли на рукописях, хранящихся в Москве, Париже, Вене, Оксфорде, Афоне, Милане и других местах. Пора, чтобы они перестали быть достоянием немногих интересующихся лиц, могущих ознакомиться с ними лишь в оригинале (или же иногда в латинском переводе) в объемистых и не всегда доступных томах Миня (Migne. Греч. сер. Патр. т.т. 159, 160, 161) и “Patrologia Orientalis”, t t. 15 и 17). Пора, чтобы наши православные люди узнали о них, еще больше осознали совершенство Православия, недопустимость какого-либо компромисса в отношении наших совершенных догматов, а также узнали о величии дивного святителя Марка Ефесскаго, этого непобедимого Героя Веры, явившагося тем Избранным Сосудом Божиим, который отстоял Православие в одно из самых опасных для Православной Церкви времен.

Итак, как мы выше сказали, представить перевод на русский язык сочинений св. Марка, относящихся к его борьбе за Православие, а также некоторые иные документы, относящиеся к этой же эпохе, сопровождая их комментариями, и было нашей основной целью.

Однако, сразу же стало очевидным, что ограничить нашу работу простым переводом сочинений св. Марка, было бы недостаточном. Необходимо также представить и ту картину, как создавались, как возникали эти творения св. Марка, и чем они были вызваны. Именно, было необходимо начертать и всю картину исторических событий, предшествовавших созыву Собора для заключения Унии, историю Соборов в Ферарре и Флоренции, а также событий, последовавших непосредственно за сим. Это само по себе и интересно и назидательно; ведь, история – не простое изложение прошлаго, но это – урок для будущаго, как некогда и отметил Цицерон, называя историю «светильником истины, наставницей жизни».

Изложение истории Флорентийской Унии, являясь лишь иллюстрацией к сочинениям св. Марка Ефесскаго, было ограничено нами представлением самых существенных фактов и документов, и не являлось самодовлеющей целью.

Святитель Марк, митрополит
Ефесский, великий исповедник
Православия (в миру Еммануил),
родился около 1391-1392 года в
Константинополе. Родители его про-
исходили из знатного и состоятельно-
го рода. Отец был диаконом и имел
высокий церковный чин «сакелла-
рия» храма Святой Софии, Премуд-
рости Божией. Мать была дочерью
врача. В крещении будущий святи-
тель получил имя Мануил (Емману-
ил, что означает «с нами Бог»).
Первым наставником в науках и
благочестии для Мануила стал его
отец. Мальчик настолько преуспевал
в учении, что еще в отрочестве
изучил вместе с отцом риторику и
математику. На 13-м году Мануил
лишился отца. Он продолжил учение
у знаменитых тогда профессоров в
Константинополе - Иоанна Хортас-
мена и Георгия Плифона. Благодаря
крайней старательности и недюжин-
ному уму, будущий исповедник
Церкви вскоре сам стал наставником,
к которому стекался цвет молодежи.
Из числа его учеников вошли в
историю Георгий Схоларий и Феодор
Агалист. Юный Мануил заслужил
звание «Ритора», то есть толкователя
Священного Писания в патриаршей
церкви. В возрасте 24 лет он получил,
по благословению святителя Евфи-
мия, Патриарха Константинополь-
ского (1410 - 1416), высокое звание
«Вотария Риторов». Еще находясь в
миру, Мануил вел строгую подвижни-
ческую жизнь, ежедневно молился за
Божественной Литургией. Мануил
был любимым духовным сыном Пат-
риарха Евфимия, после кончины ко-
торого составил ему канон и стихиры.
Император Мануил II приблизил Ма-
нуила ко двору, назначив его совет-
ником и редактором своих писаний.
Преемник императора Мануила
Иоанн VIII также глубоко почитал
святого; об этом можно судить
на основании того, что ряд со-
чинений Мануил написал по его
просьбе.
Стремясь к подвигу иночества,
Мануил в 1418 году оставил столицу
и отправился на остров Антигон (при
входе в Никомидийский залив). Ду-
ховным отцом и наставником Ману-
ила стал игумен Симеон, совершив-
ший его иноческий постриг с именем
Марк. Это был великий духовный
руководитель, о котором, к сожалению,
более подробных сведений не имеется,
как только то, что в синаксаре св. Марку
Иоанн Евгеник называет его -
"чудный тот Симеон"; а Георгий
Схоларий о всем этом периоде жизни
св. Марка говорит следущее:
"Уподобляясь Учителям Церкви, он
отрекся от всех прелестей жизни,
с которымн он даже небыль знаком;
предался Богу и, для Бога, отдался в
послушание к величайшему тогда из
наших наставников добродетели".
Жизнь на острове Антигон прохо-
дила в постоянном напряжении и
тревоге, в ожидании турецких набе-
гов. В этих условиях подвижникам
было нелегко сохранять спокойствие,
сосредоточенность и молчание. По-
этому вместе с духовным отцом свя-
той Марк возвратился в Константи-
нополь. Здесь, в знаменитой Манган-
ской обители, он всецело предался
подвижничеству.
Рассказывая о иерейском служе-
нии святого Марка, его биограф и
родной брат Иоанн Евгеник свиде-
тельствует: когда тот приносил Бес-
кровную Жертву Богу, то казался весь
исполнен света, весь посвящен Богу,
как бы восхищен от земли, подобно
ангелу.
После смерти престарелого митро-
полита Ефесского Иоасафа в 1437 го-
ду, святой Марк был по указу импе-
ратора Иоанна VIII возведен на
Ефесскую кафедру. «Он принял высо-
кий духовный сан единственно для
защиты Церкви своим словом, -
говорит Георгий Схоларий, - Церкви
нужна была вся сила его слова, чтобы
удержаться от совращения, в которое
влекли ее нововводители».
Приняв Ефесскую митрополию,
святитель Марк недолго был со своей
паствой: 24 ноября 1437 года, в соста-
ве многочисленной делегации, он
отправился в Италию на Ферраро-
Флорентийский Собор.
Святитель Марк жаждал подвиж-
нической жизни в отшельничестве и
молчании, как этого некогда желал
святитель Григорий Богослов. Но
Промысл Божий готовил ему, как и
святому Григорию Богослову, долгий
и трудный путь борьбы за чистоту
Православия; ему было суждено и
пламенными речами, и тончайшими
богословскими силлогизмами обли-
чать заблуждения и отстаивать исти-
ну православных догматов.
Собор по вопросу соединения Вос-
точной и Западной Церквей был
торжественно открыт в кафедраль-
ном храме Феррары 9 апреля 1438 го-
да. Патриарх Константинопольский
по болезни не присутствовал на от-
крытии.
Слово святителя Марка Папе
Римскому Евгению IV на открытии
Собора свидетельствует, что святи-
тель Марк жаждал единства Церкви,
верил в возможность Унии, искал
единения с латинянами, но единения
истинного, основанного на единстве
веры и древней богослужебной прак-
тики. Святитель Марк подчеркивал,
что чистота Православия должна
быть сохранена и что переговоры
могут окончиться неуспехом, если
Рим не пойдет на известные уступки,
отказавшись от тех новшеств, неизве-
стных Древней Церкви, которые бы-
ли введены в догматику и богослу-
жебную практику Западной Церкви и
явились причиной раскола между
двумя Церквами.
Последующие прения по вопросу
чистилища между православными и
латинскими богословами, во время
которых неоднократно выступал свя-
титель Марк Ефесский, ни к чему не
привели и закончились 17 июля
1438 года, когда православные пред-
ставители, после своих внутренних
совещаний, после тщательного и
долгого обсуждения вопроса, вынесли
следующее заявление о православном
веровании в участь душ после смер-
ти: «Души праведных наслаждаются
немедленно после смерти (следова-
тельно, до воскресения тел) всем тем
блаженством, которое души способны
воспринять без тела, но после воскре-
сения еще нечто прибавится к этому
блаженству, именно?прославление
тела, которое возсияет, как солнце».
(Между тем как латиняне учили,
что души праведных сразу же вос-
принимают полное блаженство после
своей смерти, независимо от воскре-
сения тела).
Святитель Марк опроверг доводы
латинян и привел ряд аргументов,
говорящих против существования
очистительного огня.
«Мы утверждаем, - сказал святи-
тель Марк, - что ни праведные еще
не восприняли полностью свой удел и
оное блаженное состояние, к которому
они себя здесь уготовали чрез дела,
ни грешные, после смерти, не были
отведены в вечное наказание, в кото-
ром будут вечно мучиться; но и то и
другое необходимо должно быть после
последнего того дня Суда и воскресе-
ния всех; ныне же - и те, и другие
находятся в свойственных им местах;
первые - в совершенном покое и сво-
бодными находятся на Небе с Ангела-
ми и пред Самим Богом, и уже как бы
в раю, и часто нас посещают в тех
храмах, где их почитают, и слушают
призывающих их и молятся за них
Богу, прияв от Него этот изрядный
дар, и чрез свои мощи творят чуде-
са... вторые же, в свою очередь,
заключенные в аду, пребывают «в
темных и сени смертней, в рове
преисподнем», как говорит Давид и
затем Иов».
После того, как между православ-
ными и латинянами не было достиг-
нуто соглашения по первому обсуж-
даемому вопросу - вопросу о чисти-
лище, и после того, как прошло
несколько месяцев в бездействии,
было решено перейти к важнейшему
пункту расхождения между двумя
Церквами, именно - к вопросу «Филиокве» («Филиокве» - «и от Сына»; уче-
ние Римско-Католической Церкви об
исхождении Святого Духа не только
от Бога Отца, но и от Бога Сына).
На 5-м заседании, 16 октября,
святитель Марк Ефесский привел
данные в подкрепление своего утвер-
ждения, что вносить латинянам в
Символ Веры прибавление «Филиокве»
было непозволительно. Он привел то
определение о запрещении изменять
Символ Веры, которое было вынесено
Отцами Третьего Вселенского Собора.
В начале января 1439 года состо-
ялось последнее заседание Собора в
Ферраре, на котором была прочитана
папская булла о перенесении Собора
во Флоренцию.
Если в Ферраре святитель Марк
Ефесский пользовался поддержкой
ученого Виссариона, митрополита
Никейского, а затем и Исидора, мит-
рополита Киевского, и сам император
был на стороне ревнителей Правосла-
вия, - то во Флоренции картина из-
менилась. Первоначальная тенден-
ция греческих иерархов сохранить
Православие во всей его чистоте и
склонить латинян к Унии, убедив их,
что они неправильно понимают дог-
маты, в которых расходятся с право-
славными, сменилась поисками ком-
промиссных, половинчатых решений
и зыбких догматических определе-
ний. «Найти нечто среднее» - стало
основой богословских исканий грече-
ских представителей. Святитель
Марк Ефесский остался по существу
в одиночестве.
Приняв латинское учение о «Филиокве», православные представители
на Флорентийском Соборе вынужде-
ны были (отчасти под давлением
политических обстоятельств, ввиду
угрозы турок Константинополю) пой-
ти на компромиссы и по другим
вопросам.
5 июля 1439 года они подписали
Флорентийскую унию. Святой Марк
был единственным участником Собо-
ра, не поставившим своей подписи
под актом Унии.
1 февраля 1440 года святитель
Марк возвратился в Константино-
поль. Недолго пробыв в столице, 15
мая он отправился в Ефес, находив-
шийся под властью турок. Здесь свя-
той Марк всецело отдался трудам по
устройству своей разоренной епар-
хии, обращая заблудших, рукопола-
гая священников, предстательствуя
перед властями за обездоленных. Все
эти труды, в условиях турецкого
владычества, были весьма тяжки для
святителя. Между тем болезнь его
значительно усугубилась. Святитель
Марк решил добраться до Святой
Горы Афонской, чтобы там в уеди-
ненной келлии провести остаток
своей жизни. Когда корабль, везший
святителя, пристал к острову Лимно-
су, одному из немногих островов, еще
находившихся во владении Визан-
тии, святитель Марк был опознан
властями и, согласно имевшемуся
распоряжению императора, заключен
в крепость. Святитель Марк пробыл
2 года в заключении, страдая от
болезни, жестокого климата и много-
численных лишений. Турецкий флот
пытался захватить остров, но неудач-
но. Свое неожиданное избавление от
осаждавших остров турок жители
Лимноса объясняли молитвенным
предстательством святителя Марка,
ибо их спасение началось от того
места (крепости Мундрос), где святи-
тель пребывал в заточении.
В послании к игумену Ватопед-
ского монастыря на Афоне, напиеан-
ном в конце 1440 года или в начале
1441 хода, святитель Марк сообщает
об утешении, которое он обрел в сво-
их тяготах: находившиеся проездом
несколько афонских иноков стара-
лись духовно укрепить его.
В августе (или октябре) 1442 года,
в день памяти святых седми
Ефесских отроков, святитель Марк был освобожден по распоряжению
императора. Святой Марк в стихотво-
рении по этому случаю благодарит
святых Ефесских отроков, память
которых совершается 4 августа и
22 октября.
Вернувшись в Константинополь,
святитель Марк прожил здесь послед-
ние два года жизни. Божий Промысл
судил ему быть борцом за Правосла-
вие до последнего его часа. В 1444 го-
ду, в возрасте 52 лет, святитель Марк
Ефесский преставился ко Господу.
В надгробном слове святителю
Марку Георгий Схоларий сказал: «Я
могу свидетельствовать о праведно-
сти усопшего отца нашего, что,буду-
чи еще юношей, и прежде чем он
умертвил свою плоть о Христе, он был
уже праведнее пустынножительству-
ющих отшельников, и что, отбросив
от себя все мирское для Христа и
приняв иго послушания Богу, он
никогда не уклонился от него, никог-
да не увлекся суетою мира сего, не
прельщался временною славою его и
до самой смерти сохранил пламенную
любовь ко Христу».

Тропарь свт. Марку, глас 8

Православия наставниче, новшеств противоборниче,
степень веры, Церкве светильниче,
учителей Богодухновенная печате, Марко всемудре,
писании твоими вся просветил еси, цевнице духовная,
моли Христа Бога спастися душам нашим.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: