Creativenn - Портал рукоделия

Церковь Иоанна Воина расположена в Москве, на улице Большая Якиманка. Она была построена в XVIII веке. Храм никогда не закрывался и принимал христиан даже в годы гонений на церковь. Именно поэтому ему удалось сохранить атмосферу старой Москвы и преемственность поколений.

У этой церкви есть и еще одна особенность. Дело в том, что здесь хранится множество святынь из других московских храмов, которые в свое время были закрыты или разрушены. В частности, здесь можно увидеть храмовые иконы из церквей Иоакима и Анны и великомученицы Варвары.

История и строительство храма

Самое первое упоминание о церкви датировано 1625 годом. В то время в этом районе Москвы проживали стрельцы вместе со своими семьями. Своим покровителем они считали Иоанна Воина, а потому на свои средства построили в честь него храм.

Но после стрелецкого восстания и его подавления, оставшиеся в живых стрельцы, бежали из этих мест, прихватив с собой жен и детей. Поселение опустело, и вместе с ним опустела и церковь. А в 1708 году в этих краях произошло сильное наводнение, из-за чего храм фактически оказался затоплен.

В 1708 году мимо церкви проезжал Петр I. Он обратил внимание на людей, которые добирались до храма на лодках. Удивившись, царь приказал построить на возвышении новую церковь и выделил на ее строительство 300 рублей (огромную по тем временам сумму). Проект нового храма Петр I поручил разработать любимому архитектору Ивану Зарудному.

Строительство продолжалось 9 лет. В 1717 году церковь освятили и провели в ней первое богослужение. В честь этого знаменательного события царь прислал новому храму несколько подарков. Среди них были золотые сосуды для литургии, тяжелая гиря на массивной цепи и картина с надписью «Аптека, врачующая грехи». Гирю повесили прямо над входом, чтобы она постоянно служила напоминанием о порядках во время службы.

В 1812 году в Москву вошли войска Наполеона. Французы, которые непрерывно занимались мародерством, почему-то решили, что в церкви спрятан клад. Они разграбили храм, выломали в нем все двери и разбили полы, но никаких сокровищ, естественно, не нашли. Уходя из столицы, оккупанты устроили пожар, в котором погибло множество старинных зданий. Однако до церкви огонь, к счастью, не дошел.

После изгнания Наполеона храм начали потихоньку приводить в порядок. В нем заново освятили все престолы, отремонтировали поломанные двери и полы. К 1840 году, благодаря старанию прихожан, удалось полностью восстановить все внутреннее убранство.

В советское время церковь не закрывалась. Однако в 1922 году у нее конфисковали все имущество, включая иконостас и колокола. Настоятель храма, протоиерей Христофор Надеждин, был арестован по надуманному обвинению и вскоре расстрелян.

Позже церковь Иоанна Воина стала хранительницей святынь из закрытых и разрушенных храмов столицы. А также здесь находятся иконы из часовен московского Кремля.

Архитектура церкви

Имя зодчего точно неизвестно, но считается, что им был Иван Зарудный - любимый архитектор Петра Великого. В пользу этой версии свидетельствую характерные для Зарудного элементы декора и сходство храма с Меньшиковой башней также построенной этим архитектором.

Храм выполнен в стиле русского и украинского барокко. Однако в некоторых элементах можно усмотреть и европейское влияние, характерное для всей эпохи Петра.

В целом же церковь вполне соответствует канонам московской архитектуры того времени. Она построена в форме «корабля» и состоит из трех частей: самого храма, трапезной и колокольни, которые вытянуты с востока на запад. При этом храмовая часть выполнена в виде «восьмерика на четверике», что тоже характерно для русской храмовой архитектуры. Однако Зарудный спроектировал и декорировал храм так, что издалека он напоминает ротонду - круглую беседку.

Церковь отличается декором, тщательно продуманным для каждого яруса. Окна храма обрамлены белокаменными ветвями и орнаментом в виде цветов, поэтому храм выглядит очень нарядным.

К храму примыкает невысокая двухъярусная колокольня. В ее конструкции использовался все тот же «восьмерик на четверике», но вместо привычного для той эпохи шатра, она увенчана необычной главкой на восьмигранном барабане. Декор у колокольни довольно скромный, и единственное ее украшение - это роспись «в шахмат» на куполе и одном из четвериков.

Церковь окружена небольшим живописным двориком. Он огорожен старинной кованной оградой, которую украшает причудливый орнамент из вьющихся ветвей с листьями. Ограда относится к елизаветинскому барокко и считается настоящим шедевром художественной ковки.

Святыни храма

Сегодня в церкви хранится множество старинных икон, часть которых попала сюда из других храмов, закрытых в советское время. В частности, здесь находятся:

Святыни храма




А также в храме хранится образ св. Николая из часовни Никольской башни, частицы Гроба Господня и частицы более 150 угодников Божьих в иконах и ковчегах.

Социальная и миссионерская деятельность

При храме работает воскресная школа, в которую принимают детей от шести лет. В ней дети знакомятся со Священным Писанием, с православной символикой и культурой, участвуют в экскурсиях и в различных праздничных мероприятиях.

Для прихожан постарше в церкви организован молодежный клуб. Его участники совершают паломнические поездки в другие города, слушают лекции и устраивают литературно-музыкальные вечера.

Приход активно занимается благотворительностью. В частности, он взял шефство над коррекционной школой-интернатом в городе Кашине (Тверская область), где учатся полторы сотни детей. Прихожане оказывают школе материальную и финансовую поддержку, собирают для детей продукты, одежду, игрушки и книги.

Работа храма Иоанна Воина

Адрес церкви: город Москва, улица Большая Якиманка, дом 46, строение 1.

Проще всего добраться до церкви от станции метро «Октябрьская». Выйдя из метро, нужно перейти на другую сторону улицы и пройти мимо «Школоданицы», банка «Открытие», кафе Панчо Вилья и кафе Ichiban Boshi. Сразу за этими кафе будет виден храм Иоанна Воина на Якиманке.

Расписание богослужений.

Расписание служб может меняться в зависимости от времени года.

Престольные праздники (даты указаны по новому стилю):

  • Иоанна Воина - 12 августа.
  • Гурия, Самона и Авива - 28 ноября.
  • Дмитрия Ростовского - 10 ноября, 4 октября и 1 августа.

Обязанности настоятеля храма временно исполняет протоиерей Геннадий Героев.

Построен в 1709-17 годах, согласно преданию, по распоряжению и на вклад Петра I, с использованием его чертежа, в честь победы под Полтавой над шведскими войсками. Главный престол мученика Иоанна Воина, небесного покровителя живших здесь, в слободе, стрельцов. В трапезной правый придел в юго-восточном углу освящён во имя мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Первое письменное упоминание о его предшественнике, одноимённом храме относится к 1625 году (находился ближе к Москва-реке, разрушен наводнением, перенесен на новое место).

Coopужена часовня (снесена в 1920-х годах). Из-за сходства ряда архитектурных деталей храма и Меншиковой башни некоторые исследователи приписывают его архитектору И.П. Зарудному. В 1759 году (по другим источникам в 1772 году) в северо-восточном углу трапезной coopужён левый придел Димитрия Ростовского. Позднее построен приставной придел великомученицы Варвары. В западной части coopужены хоры, богато декорированные лепниной с позолотой и живописью (художник Г. Доможиров, 1779-85 годы).

По проекту В.И. Баженова в 1785-91 годы coopужена надпрестольная сень на 6 колоннах и четырехъярусный иконостас, который был разобран в 1860 году и заменён новым. В 1928 году вместо него был установлен деревянный резной иконостас - современник храма (1708 год; по другим источникам 1705 год), перенесенный из разрушенного храма Трёх Святителей у Красных ворот. Считается одним из лучших образцов русской декоративной резьбы по дереву XVII-XVIII веков. Кирпичная ограда с узорной металлической кованой решеткой в стиле барокко с растительным орнаментом построена в 1754-58 годах.

Храм выстроен в стиле раннего московского барокко. Ярусный. Первый, больший, восьмифанный, стоящий на четырехугольном здании, имеет полукупольную форму, которой внутри соответствует восьмигранный сомкнутый свод. Переход к нему осуществлен при помощи треугольных нитеобразных сводов - тромпов. Диагональные фани восьмифанника заметно шире остальных, которые имеют выступы. Это создает впечатление крестообразности средней части храма. В каждом выступе - окно с полукруглым завершением, обрамленное своеобразным портиком с фронтоном. Второй восьмигранник, больше похожий на фонарь, завершается полукуполом. Полукруглые фронтонные завершения посередине карнизов, оконные проемы, балконные балюстрады, обходящие два нижних яруса, пилястры на ребрах восьмиугольника, спиралевидные завитки с «глазком» в центре (волюты) «размывают» границы ярусов. В центрах стен полукруглые фронтоны («полуглавия»). Оба придела трапезной снаружи имеют главки. Над каждым приделом самостоятельный сомкнутый свод с 4 распалубками. Колокольня восьмифанная (колокола сохранились).

В 1848 году в доме священника жил художник А.К. Саврасов. Храм обновлялся в 1895 г.

В советские годы храм не закрывался. В 1922 году власти изъяли свыше 10 пудов золотых и серебряных церковных украшений и утвари. Позднее в храм были переданы иконы, утварь и ковчеги с частицами св. мощей из закрытых окрестных храмов. Сохранились здание богадельни (1805 года) и дом причта. В 1985 году в связи с расширением улицы часть ограды была разобрана и перенесена ближе к храму.

Святыни: иконы - Владимирская Божией Матери с клеймами, мучеников Гурия, Самона и Авива, Иоанна Воина с житием, праведных Иоакима и Анны с клеймами - из одноименного разрушенного храма (в отдельном киоте у южной стены Димитриевского придела); икона и часть перста с перстнем великомученицы Варвары, икона св. Василия Блаженного, образы Спаса Смоленского и свт. Николая Чудотворца из разрушенных часовен при Спасских воротах Кремля; преп. Анны Кашинской с частицей мощей; преп. Серафима Саровского, частицы мощей 150 свв. угодников Божиих в ковчегах и иконах, аналойная икона расстрелянного священномученика Христофора (Надеждина), быв. настоятеля храма (в 1906-22 годах), прославленного в лике святых на Архиерейском соборе 2000 года.

При храме действует детская воскресная школа с театральным коллективом, библиотека.

Объект культурного наследия федерального значения.

Церковь Ивана (Иоанна) Воина в Москве на Якиманке - православный храм в честь мученика Иоанна воина.

Якиманка названа в честь праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы, то есть дедушки и бабушки Иисуса Христа. До революции на Якиманке было четыре храма, но уцелел только один - храм Ивана Воина . Его спасли редчайшие для Москвы стилевые особенности и красота постройки. Церковь принадлежит к числу лучших произведений раннепетровского барокко, которые можно пересчитать в Москве по пальцам одной руки. Кроме того, здание украшено разнообразным западноевропейским декором, не получившим в дальнейшем развития на русской почве, что делает Иоанновскую церковь уникальным памятником российской архитектуры первой четверти XVIII века.


Здание храма возведено в 1704-1713 годы, в царствование Петра Великого. Предполагаемый автор проекта - архитектор Иван Зарудный.


Низменности между современной улицей Большая Якиманка и Москвой-рекой, регулярно затопляло весной, там размещались Слобода поселений, проживали стрельцы, поляки и обычные крестьяне.

В 1709 году Петр I, изучив ущерб, нанесенный в результате наводнения, заметил разрушения церкви Св. Иоанна, находившейся тогда ближе к реке, и повелел соорудить новый храм в более безопасном месте - в память о Полтавской битве; согласно преданию, новый храм возвели по чертежу самого царя.


В 1711 году была завершена строительством трапезная с южным приделом; освящение всего храма совершено 12 июня 1717 года Экзархом митрополитом Рязанским Стефаном Яворским. В 1759 году сооружён южный придел.

Кованая узорная ограда на кирпичном фундаменте была возведена в 1754-1758 годы (восточная её сторона в 1984 году была значительно придвинута ближе к храму вследствие расширения улицы; ограда с южной стороны возникла ещё позже, после сноса стоявшего там дома).


В 1779-1791 годах церковь Ивана Воина была украшена Гавриилом Доможировым (фрески) и Василием Баженовым (иконостас); эти произведения были утеряны в 1860-е гг. В 1928 году церковь была оборудована иконостасом из разрушенной церкви Трёх Святителей на Красные ворота.


С 1906 до своей гибели в мае 1922 года настоятелем храма был протоиерей Христофор Надеждин, расстрелянный в числе некоторых иных лиц московского духовенства по приговору Московского революционного трибунала за «противодействие изъятию церковных ценностей».

Храм никогда не закрывался для богослужения и не был в обновленчестве.


В 1930-е годы некоторые святыни из закрытых или уничтоженных соседних церквей были помещены здесь; одним из них был закрытый хам Марона Пустынника, настоятель которого Александр Воскресенский в 1930 году стал настоятелем храма Иоанна Воина.

Архитектура здания объединяет элементы стилей московского барокко с украинским барокко, и европейское влияние, распространённое в русской архитектуре во времена Петра. Архитектор остался неизвестным; сходство с Меншиковой башней предполагает работу Ивана Зарудного. Главное здание представляет собой традиционный московский восьмиугольник в квадрате (восьмерик на четверике), однако, в этом случае представлены два коаксиальных восьмиугольника, каждый венчает половину купола.

В церкви Иоанна Воина хранятся святыни: икона Владимирской Божией Матери, иконы мучеников Гурия, Самона и Авива, Иоанна Воина, Иоакима и Анны (из несохранившейся церкви Иоакима и Анны на Якиманке), великомученицы Варвары (из церкви Варвары на Варварке), Святого Василия Блаженного (из Храма Василия Блаженного на Красной площади), образ Спаса Смоленского (по преданию, находился на Спасской башне Кремля), преподобной Анны Кашинской, преподобного Серафима Саровского, а также частицы мощей свыше 150 святых, хранящиеся в ковчегах и иконах, переданных из закрытых и разобранных церквей Москвы.

Под горою возле Москвы-реки расположилась церковь Иоанна Воина, разливы реки ее постоянно подтапливали. Вся местность долго топилась, пока в 1786 году не построили водоотвод. Впервые церковь была упомянута в 1625 году. По приказу царя Ивана Грозного в то время, там проживали воины - стрельцы, покровителем которых был Иоанн Воин, в честь которого был назван храм.
Строительство каменного храма было плодом усилий воинов. Церковь была отстроена в 1671 году. Вскоре произошло стрелецкое восстание. Выжившие воины, забирая свои семьи, вынуждены были покинуть Москву и храм остался пустовать. Ко всему прочему в 1708 году наводнение полностью его затопило. По словам очевидцев того времени, то потом был очень масштабный, затопило и церковь и мосты.

Существует легенда, что в1731 г. как то мимо затопленного храма по Якиманке проезжал царь Петр I. Увидев, как народ плывет на лодках к церкви, он поинтересовался в честь кого этот храм. Ему ответили, что в честь Иоанна Воина. Услышав это, царь повелел священнику отстроить храм на возвышении. Он выделил материал и средства для постройки. До наших времен сохранилась книга о вкладах, в которой есть строка, что великий царь передал батюшке Алексию Федорову 300 рублей во имя и в честь Божия дела.

У церкви так же появилось свое кладбище в 1712 г. Церковное кладбище включало в себя территории пустыря и брошенных воинами дворов. Московский губернатор Михаил Ромодановский снял все налог с этих земель, церковь платила только за ремонт дорог близ находящихся территорий. Спустя время новый губернатор все-таки наложил налоги на землю. Так со временем у храма появились долги перед государством.
Петр Великий на освящение церкви прислал много даров, среди которых были золотые сосуды, гирю на массивной цепи и картину. Гирю повесили над входом, чтобы люди помнили о соблюдении порядков во время служб. Картина была размером почти 1,5 метра, на картине было написано: "Аптека, врачующая грехи". Можно смело предположить, что "Аптека" это - храм.
Приказ, деньги и материал царя Петра Великого подтолкнули всех на строительство. Ведь для застройки церкви, земля была куплена очень давно, еще в 1702 году.

Главным и любимым архитектором царя был Иван Петрович Зарудный. Он и выступил с главным проектом, по которому и сделали постройку. Вскоре в 1711 году, церковь была освящена и стала проводить службы.
Священник Алексей Федорович выкупил за 5 рублей у одной из местных женщин Агафьи Потаповны Чертихиной ее землю, для постройки на ней богадельни. Ее дом был расположен рядом с церковью. Это подтверждает документ, найденный в канцелярии 1721 года. Поэтому можно считать, что у храма два основателя.

В 1752 году по прошениям людей, Митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), который и освящал церковь, вновь прибыл для того чтобы освятить новый престол в честь одного святого. Этот год для Руси был очень памятным и важным. Были обретены и канонизированы нетленные мощи святителя Дмитрия Ростовского. После этого события храм уже был трехпрестольным.

Во время войны с Наполеоном в 1812 году французы, польстившись на золото и драгоценности, разграбили храм. Они выламывали двери и окна, разбивали полы в надежде наживы. Бесцеремонно вводили коней в церковь. Но клад они так и не нашли. Храм был под защитой Бога, во время пожара, огонь дошел только до забора и остановился.
Но мир восстанавливался. Заново были освящены все престолы. Храм всего несколько дней из всей своей истории не служил службы, во время разграбления.

К 1840 году церковь благодаря пожертвованиям людей изнутри опять сияла богатым убранством и была полностью оборудована.
Во времена коммунизма храму было очень тяжело. За верность и преданности христианству был убит настоятель церкви и Благочинный Замоскворечья отец Христофор. Его приняли к лику святых за его непоколебимую веру в 90 - х годах, и по сей день люди молятся ему о верности и преданности Богу.

По всем христианским традициям и обычаям в храме всегда проводились службы и литургии.
В 1922 году по приказу властей из него было конфисковано все имущество и ценности. Но из-за закрытия большинства московских церквей этот храм выступил складом и хранителем всех святынь.

В церкви были такие образы как Всемилостивого Спаса Смоленского и Николая Чудотворца. Икона праведных Анны и Иокима и образ Василия Блаженного. В церковь даже перевезли мощи святой великомученицы Варвары из ее храма. После того как разрушили и снесли храм Трех Святителей, в церковь Иоанна Воина был передан резной иконостас. Этот прекрасный, позолоченный иконостас по сей день находится там.
В остальные годы изменений в храме не было. Только в 1746 - 1758 гг. церковный забор был подвинут из-за изменения расширения улицы.

Святыни храма: чудотворная икона мч. Иоанна Воина с житием , икона Божией Матери Владимирская с клеймами, икона мчч. Гурия, Самона и Авива, икона правв. Иоакима и Анны, икона и часть перста с перстнем вмц. Варвары, икона св. Василия Блаженного, образ Спаса Смоленского, образ свт. Николая, икона прп. Анны Кашинской с частицей мощей, икона прп. Серафима Саровского с частицей мощей, частицы свыше 150 угодников Божих в ковчегах и в иконах, аналойная икона сщмч. Христофора (Надеждина), бывшего настоятеля храма Иоанна Воина на Якиманке.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: