Creativenn - Портал рукоделия

МОДУЛЬ 1 «ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ КУРСА «ЭКОНОМИКА МАШИНОСТРОЕНИЯ»

Народное хозяйство страны и его структура. Роль экономики в развитии страны и основные технико-экономические показатели. Понятие отрасли, структура отрасли. Место машиностроения в народном хозяйстве. Экономические законы и формы их проявления. Проблемы экономики на современном этапе. Перспективы технического, экономического и социального развития машиностроения. Пути определения кризиса в экономике РФ. Источники и причины рыночной власти. Экономика как наука. Связь с другими дисциплинами. Предмет и задача курса «Экономика машиностроения».

МОДУЛЬ 2 «СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТОРЫ
РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА»

Рыночная экономика, рыночные отношения в системе экономического механизма. Экономические законы и формы их проявления в различных отраслях экономики. Экономические границы машиностроения и факторы их определяющие. Экономические субъекты рыночной экономики. Структура рынка и разнообразие продукта. Экономические регуляторы рыночного механизма. Продуктовая дифференциация в машиностроении. Концентрация производства, олигополия. Интеграция и диверсификация в машиностроении. Монополия, неценовая конкуренция, слияние и поглощение. Олигополистическое ценообразование, ценовая дискриминация.

Отрасль машиностроения и эффективность ее развития. Проблемы экономического и технического развития машиностроительной отрасли.

МОДУЛЬ 3 «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В МАШИНОСТРОЕНИИ»

Ценообразование и рынок, отрасль и рынок. Виды цен. Цена как функция спроса и предложения. Ценовая конкуренция, себестоимость продукции в промышленности, содержание сметы затрат на производство, основные пути снижения себестоимости. Прибыль, порядок формирования и распределения. Рентабельность, пути повышения рентабельности. Нормативная база ценообразования в машиностроении.

МОДУЛЬ 4 «ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ В МАШИНОСТРОЕНИИ,
ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»

Концентрация производства в машиностроении. Понятие о фондах, их классификация, структура и экономическая сущность. Износ и амортизация основных фондов. Оценка и переоценка основных фондов. Сущность оборотных средств, источники формирования и определения потребности. Оборачиваемости оборотных средств, показатели, пути ускорения. Экономическое значение ускорения оборачиваемости оборотных средств. Торговля средствами производства - основная форма материально-технического обеспечения в машиностроении.

МОДУЛЬ 5 «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ, ОПЛАТА И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ МАШИНОСТРОЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА»

Производительность общественного и живого труда. Показатели и измерители производительности труда. Факторы роста и резервы повышения производительности труда. Кадры: состав, структура и тенденции их измерения. Категории промышленно-производственного персонала. Трудовые ресурсы и механизм трудовых соглашений. Стимулирование труда. Формы и системы оплаты труда. Занятость населения и уровень жизни.

МОДУЛЬ 6 «НТП И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ»

Экономический эффект и экономическая эффективность. Общая и сравнительная эффективность: методика определения, показатели. Приведенные затраты. Учет фактора времени (разновременных затрат). Влияние НТП на эффективность производства Учет специфики машиностроения при определении эффективности. Экономика создания и освоения новой техники на рынок. Эффективность НИР.

МОДУЛЬ 7 «НОРМЫ И НОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА
В МАШИНОСТРОЕНИИ»

Виды норм, роль нормирования в современных условиях. Классификация затрат рабочего времени и пути снижения непроизводительных потерь. Нормирование расхода материально – технических ресурсов. Основные методы нормативных наблюдений. Обработка результатов наблюдений и расчет норм труда. Государственная политика в вопросах нормирования затрат и установления тарифов.

МОДУЛЬ 8 «ИНВЕСТИЦИОННАЯ И СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА»

Экономика размещения предприятий. Причины размещения, размер предприятия и факторы его определяющие. Интеграция (горизонтальная и вертикальная). Технологическая и отраслевая структура капитальных вложений. Источники финансирования предприятий в условиях рыночной экономики. Основы технико-экономического обоснования инвестиционных проектов.

Инвестиционная политика в РФ. Диверсификация слияния и поглощения (горизонтальные и вертикальные).

МОДУЛЬ 9 «ФИНАНСОВО- КРЕДИТНЫЙ МЕХАНИЗМ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Основные источники финансирования машиностроения и ведущих отраслей народного хозяйства. Банковская система РФ. Участие банков в инвестиционном процессе. Кредиты, их виды. Плата за кредит, рынок капиталов, рынок ценных бумаг. Привлечение иностранных инвестиций, финансовые биржи. Налоговая политика, виды налогов, налогообложение предприятий.

Тематика самостоятельной работы определяется вузом и должна иметь профессионально-ориентированный характер и непосредственную связь рассматриваемых вопросов и будущей профессиональной деятельности выпускника, т.е. иметь системно-деятельностную направленность. Тематическая направленность должна требовать активной творческой работы. Тематика контрольной работы выбирается студентом самостоятельно, при этом кафедра обеспечивает консультирование студента по ней и остальным видам самостоятельной работы. Возможная тематическая направленность контрольной работы для каждого учебно-образовательного модуля и области профессиональных знаний представлена в таблице 4


«Экономика машиностроительного производства» является базовой дисциплиной при подготовке инженеров машиностроительных специальностей. Машиностроительное производство - это процесс изготовления, создания, выпуска продукции, товаров и услуг машиностроительным предприятием путем преобразования исходных ресурсов; сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, информации при одновременном использовании труда в готовом продукте производства.
Экономические особенности машиностроительного производства характерны для машиностроительных предприятий любой организационно- правовой формы: государственных, использующих государственную форму собственности; частных, основанных на индивидуальной частной собственности; муниципальных, находящихся в собственности муниципальных органов власти; смешанных, где собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства - коллективной, на землю - государственной; коллективных (народных), где собственность на основные средства производства коллективная и доля имущественной собственности отдельного члена коллектива не устанавливается; коллективно -частных (акционерных), где имущество принадлежит всем акционерам, а доля каждого акционера определяется пакетом акций, принадлежащих ему, как частному владельцу, и пр.
Машиностроительное производство выпускает орудия труда, т. е. активную часть основных производственных фондов для всех отраслей народного хозяйства, предметы личного потребления, продукцию оборонного назначения. Машиностроительное производство занимает ведущее место в развитии научно-технического прогресса, повышении производительности труда, эффективности функционирования всех отраслей народного хозяйства, т. к. производит все основные средства труда для промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, энергетики, добывающих отраслей и т. д., а также обеспечивает инфраструктуру, т. е. науку, образование, здравоохранение, культуру, правоохранительные органы, оборону и пр. Эти средства труда позволяют повысить уровень механизации и автоматизации, электрификации и химизации, компьютеризации, роботизации, информатизации производства, что в конечном итоге приводят к экономии живого труда, повышению производительности труда и эффективности производства.
Для машиностроительного производства характерны следующие основные особенности:
Продукция машиностроения является основой воспроизводства основных производственных фондов (ОПФ) во всех отраслях народнохозяйственного комплекса, т. к. эта продукция, в силу своей специфики, превращается у потребителя в основные производственные фонды, производящие продукцию других отраслей. Продукция отличается чрезвычайным разнообразием (десятки тысяч наименований и сотни тысяч типоразмеров), точностью изготовления, многодетальностью.
Производственные процессы в машиностроении характеризуются многостадийностью, сложностью и разнообразием применяемых методов обработки: пластическая деформация, резание, химическая, термическая, лазерная обработка и пр. Производственные процессы изготовления машин относятся к прерывным и расчленяются на несколько стадий: заготовительную, обрабатывающую, сборочную; а также разделяются на трудовые процессы, выполняемые с участием человека, и естественные - выполняемые без участия человека (остывание, сушка); основные, направленные на непосредственное изготовление продукции в соответствии с планом производства; вспомогательные, направленные на обеспечение нормального хода основных процессов; и обслуживающие, обеспечивающие бесперебойное выполнение основных и вспомогательных процессов (контроль качества, транспортирование, складирование),
Технологические процессы характеризуются высокой сложностью, многооперационностью, разнообразием способов и методов реализации производственных процессов различной физической природы, что требует различного оборудования, оснастки и инструментов, средств механизации и автоматизации. Технологические процессы отличаются достаточно высокой трудоемкостью и длительностью производственного цикла изготовления деталей, узлов и машин. Длительность производственного цикла зависит от организации материальных потоков во времени, т. е. от порядка движения предметов труда в ходе их обработки, который может быть представлен последовательным, параллельным и параллельно-последовательным видом движения, каждый из которых имеет свои достоинства, недостатки и область рационального применения.
Машиностроительное производство относится к материалоемким и энергоемким производствам, где используются все известные материалы и энергоносители. Наибольший удельный вес в потреблении материалов занимает металл: черный, цветной, сплавы в виде отливок, поковок,
листового, сортового проката и т. д. Среди энергоносителей наибольший удельный вес занимает электрический ток, хотя применяется и натуральное топливо - уголь, газ, мазут и другие энергоносители.
5. Кадры машиностроительного производства отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки - от рабочего до управляющего, что обусловлено применением сложной техники, проектированием и разработкой наукоемкой продукции, в которой материализуются технические, технологические, информационные, организационные, экономические инновации, позволяющие обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. Сложная техника и технология требуют высокого уровня подготовки обслуживающего персонала (слесарей, наладчиков), инженерно-технических работников (мастеров, технологов, конструкторов, менеджеров), которые призваны обеспечить эффективное функционирование производства на основе знаний экономических закономерностей его развития.
Успешное развитие машиностроительного производства во многом зависит от экономического образования инженерно-технического персонала, навыков проведения качественного и количественного анализа принимаемых решений, оценки их эффективности в рыночных условиях хозяйствования, выбора источников финансирования производственно- хозяйственной деятельности в условиях инфляции, высокого уровня неопределенности и непредсказуемости рыночной среды и связанных с этим рисков возникновения потерь материальных, финансовых, трудовых, времени и пр.
Цель данного учебного пособия - оказать помощь студентам в овладении знаниями по конкретной экономике машиностроительного производства, методами определения капитальных и текущих затрат на всех стадиях создания машин и оборудования, методами оценки экономической эффективности применения новых технологических процессов, оборудования, оснастки, выбора экономически целесообразных способов получения заготовок, обработки деталей, изготовления узлов и сборки
изделий.
Усвоение студентами указанных вопросов и приобретение навыков их самостоятельного решения требуют проработки практических задач и хозяйственных ситуаций, максимально приближенных к реальным условиям деятельности машиностроительных производств. Практические занятия нуждаются в конкретизации заданий для самостоятельного выполнения, использования действующих нормативов и методических
рекомендаций, что позволяет приблизить решение задач и ситуаций к реальным условиям производства различной специализации.
В учебном пособии рассматриваются задания для студентов, обучающихся по специальностям 15100165 «Технология
машиностроения», 15020165 «Обработки металлов давлением», 19020165 «Автомобиле- и тракторостроение». Темы практических занятий подобраны в соответствии с сеткой часов, предусмотренных рабочей программой курса «Экономика машиностроительного производства». Нормативно-справочные материалы соответствуют специализации обучающихся, хотя со временем они могут изменяться и подлежат корректировке.
Основные темы самостоятельных практических работ:
Система показателей эффективности производства.
Основные производственные фонды и их амортизация.
Оборотные средства и показатели их использования.
Производственная мощность и показатели ее использования.
Себестоимость продукции, ценообразование и определение порога рентабельности производства.
Экономическая эффективность мероприятий НТП.
В учебном пособии представлены 12 вариантов заданий для самостоятельного решения практических задач и ситуаций. Задачи носят сквозной характер, т. е. результаты расчетов предшествующих задач используются как исходная информация в последующих задачах, поэтому студенты выполняют задания по всем темам по одному номеру варианта, выданному на первом занятии. Задания выполняются индивидуально и группой (2-3 чел.) студентов, но отчет о каждой работе студенты оформляют индивидуально, отчитываются о проделанной работе и получают зачет.
По каждой теме представлены исходные данные, методические указания, расчетные формулы, порядок выполнения задания. Нормативно- справочные материалы приведены в приложениях, на которые даются ссылки. Все расчеты выполняются с использованием калькулятора или ЭВМ в дисплейных классах. Для проверки результатов могут применяться типовые программы расчета показателей на ЭВМ. По окончании работы студенты должны сформулировать и записать соответствующие выводы.

Еще по теме ВВЕДЕНИЕ:

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

Основной целью курса лекций «Экономика машиностроительного предприятия» является усвоение слушателями основополагающего объёма сведений в области управления экономической деятельностью предприятия. В процессе обучения осуществляется их подготовка к самостоятельному принятию решений, затрагивающих различные стороны деятельности машиностроительного предприятия, на основе овладения всем набором факторов экономической информации.

Отраслевая и региональная структуры российской экономики.
Современная экономика представляет собой совокупность множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой.
Отрасль - часть экономики, область производственно-экономической деятельности, в которую входят объекты, характеризующиеся единством назначения производимой продукции, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным составом кадров. Необходимо отметить, что такое деление достаточно условно, поэтому состав объектов и видов деятельности, включаемых в определенную отрасль, может изменяться.

Общественное разделение труда осуществляется в различных формах. С общей формой разделения труда связано формирование крупных отраслей народного хозяйства - промышленности, транспорта, строительства и др. С частной формой связано выделение самостоятельных отраслей производства внутри каждой сферы народного хозяйства. Например, в промышленности выделились металлургическая, машиностроительная, легкая промышленность и другие отрасли. Под воздействием частного разделения в машиностроении постоянно создаются новые отрасли.

Оглавление
Введение
Раздел 1. Основы экономики машиностроительного предприятия
Глава 1.1. Машиностроительные предприятия - основное звено национальной экономики
1.1.1. Отраслевая и региональная структуры российской экономики
1.1.2. Машиностроительное предприятие - структурная единица экономики
1.1.3. Собственность в Российской Федерации
1.1.4. Организационно - правовые формы предприятий
1.1 4 1. Индивидуальное частное предприятие
1.1.4.2. Хозяйственное товарищество и общество
1.1.4.3. Производственный кооператив
1.1.4.4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
1.1.4.5. Дочерние и зависимые общества
1.1.4.6. Объединения крупного капитала
1.1.5. Внешняя среда машиностроительного предприятия
1.1.6. Создание и ликвидация предприятия
Глава 1.2. Ресурсы машиностроительного предприятия
1.2.1. Спрос и предложение экономических ресурсов
1.2.2. Основные фонды (средства) предприятий
1.2.2.1. Экономическая сущность, состав и структура основных фондов
1.2.2.2. Методы оценки основных производственных фондов
1.2.2.3. Износ основных производственных фондов
1.2.2.4. Амортизация основных производственных фондов
1.2.2.5. Ремонт основных производственных фондов
1.2.2.6. Показатели уровня использования основных производственных фондов
1.2.2.7. Направления улучшения использования основных производственных фондов
1.2.3. Оборотные средства машиностроительных предприятий
1.2.3.1. Основные понятия об оборотных фондах и оборотных средствах
1.2.3.2. Нормирование оборотных средств
1.2.3.3. Управление дебиторской задолженностью и денежными средствами
1.2.3.4. Источники формирования оборотных средств
1.2.3.5. Показатели уровня использования оборотных средств
1.2.4. Кадры и оплата труда
1.2.4.1. Состав и структура кадров
1.2.4.2. Производительность труда и значение её повышения
1.2.4.3. Факторы и резервы роста производительности труда
1.2.4.4. Средства на оплату труда
1.2.4.5. Формирование и использование средств, направляемых на потребление
Глава 1.3. Издержки производства. Себестоимость продукции
1.3.1. Классификация издержек производства
1.3.2. Выбор оптимального объёма производства
1.3.3. Себестоимость продукции. Классификация и состав затрат на производство и реализацию продукции
1.3.4. Содержание и расчёт калькуляционных статей расходов
1.3.5. Пути снижения себестоимости продукции
1.3.6. Особенности учёта затрат в условиях рынка
Глава 1.4. Ценообразование и цены на продукцию предприятия
1.4.1. Ценообразование - процесс комплексный
1.4.2. Методы установления цен
1.4.3. Виды цен, и элементы цены
1.4.4. Ценовая стратегия и тактика:
1.4.5. «Директ - костинг» и политика цен
Глава 1.5. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия
1.5.1. Финансовые ресурсы предприятия
1.5.2. Финансовая среда предприятия
1.5.3. Предприятия и банковская система
1.5.4. Предприятия и коммерческие банки. Кредит
1.5.5. Операции на фондовых рынках
1.5.6. Ценные бумаги:
1.5.7. Формирование и распределение прибыли
1.5.8. Анализ динамики прибыли
Глава 1.6. Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.6.1. Основные финансовые документы предприятия
1.6.2. Основные показатели финансово-экономической деятельности предприятия
1.6.3. Предприятия и налоги:
Раздел 2. Экономика создания и освоения новой техники
Глава 2.1. Инвестиционная и инновационная деятельность машиностроительного предприятия
2.1.1. Сущность и содержание инвестиционной деятельности
2.1.2. Классификация инвестиций
2.1.3. Планирование инвестиций
2.1.4. Инновации и их роль в развитии предприятия
Глава 2.2. Методы определения экономической эффективности новой техники и технологии
2.2.1. Предпринимательская идея и жизненный цикл разрабатываемой техники
2.2.2. Выбор базы для сравнения и приведения вариантов в сопоставимый вид
2.2.3. Статические методы расчёта экономической эффективности инвестиций
2.2.3.1. Расчёт и сравнение затрат
2.2.3.2. Расчёт и сравнение прибыли
2.2.3.3. Расчёт и сравнение рентабельности
2.2.3.4. Расчёт и сравнение срока окупаемости
2.2.4. Динамические методы расчёта экономической эффективности инвестиций
Глава 2.3. Методы определения экономической эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
2.3.1. Эффект фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ (НИР)
2.3.2. Методы определения экономической эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
2.3.3. Показатели эффективности работы научно-исследовательских и проектных групп
2.3.4. Особенности расчёта эффекта от изобретений и рационализаторских предложений
Глава 2.4. Технико-экономический анализ (ТЭА) проектных решений
2.4.1. Конкурентоспособность продукции
2.4.2. Цели и содержание технико-экономического анализа
2.4.3. Виды технико-экономического анализа
2.4.4. Прогнозирование экономических показателей на ранних стадиях проектирования
2.4.4.1. Прогнозирование себестоимости изделия
2.4.4.2. Прогнозирование единовременных вложений
2.4.4.3. Прогнозирование эксплуатационных затрат
2.4.5. Технико-экономический анализ технологических решений
2.4.6. Определение сметной стоимости НИОКР
Литература.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Экономика предприятия -- система знаний, связанных с процессом разработки и принятия хозяйственных решений в ходе деятельности предприятия. экономический стоимость оплата труд

Предприятие является самостоятельным хозяйственным субъектом, целью деятельности которого выступает удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Предприятие является основным звеном рыночной экономики. Именно предприятие является основным производителем товаров и услуг, основным субъектом рынка, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами. Поэтому экономика предприятия, как система знаний и методов управления хозяйственной деятельностью предприятия, занимает важное место в организации производства и распределения благ в условиях любойэкономической системы .

Машиностроение -- главная отрасль промышленного производства, влияющая на развитие других сфер хозяйственной деятельности и отражающая уровень научно-технического состояния и обороноспособности страны

Производственный процесс -- совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных, обслуживающих и естественных процессов, направленных на изготовление определенной продукции.

Операция -- часть процесса производства, выполняемая на одном рабочем месте и состоящая из ряда действий над одним объектом производства (деталью, узлом, изделием) одним или несколькими рабочими.

Основными являются такие производственные процессы, в ходе которых сырье и материалы превращаются в готовую продукцию.

Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости от следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основного капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов. Выбор данной темы объясняется той ролью, которую играют показатели дохода и прибыли организаций (предприятий) в рыночных условиях, прямой зависимостью величины получаемой работником заработной платы от показателей дохода, прибыли и рентабельности деятельности организации (предприятия), с одной стороны, и существенным влиянием совершенства создаваемой техники, технологии, в том числе и информационных технологий, на доходы, прибыль и рентабельность организации (предприятия). Поэтому будущие специалисты в области техники должны хорошо разбираться в механизме формирования дохода, прибыли и рентабельности организации (предприятия) и уметь их анализировать.

Доходом называются средства, получаемые в результате всех видов деятельности организации (предприятия), использования авансированного капитала и рабочей силы.

Прибыль - основной показатель результата финансовой деятельности организации (предприятия), определяемый как разница между полученным доходом и затратами, необходимыми для получения этого дохода. Роль прибыли чрезвычайно велика. Во-первых, прибыль является основной целью коммерческой деятельности; во-вторых, прибыль является одним из главных источников формирования государственного бюджета; в-третьих, за счет прибыли создаются в организации (на предприятии) резервные фонды; в-четвертых, прибыль является источником устойчивого роста организации (предприятия).

Для характеристики экономической эффективности производства используются показатели рентабельности. В отличие от показателей прибыли они учитывают не только получаемый организацией (предприятием) абсолютный доход, но и затраты (величину использованных ресурсов), необходимых для получения прибыли. Сравнение различных производств по показателям рентабельности дает более объективные оценки, чем их сравнение по прибыли. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассчитываются показатели дохода, прибыли и рентабельности организации (предприятия). Во второй главе проводится анализ показателей дохода, прибыли и рентабельности организации (предприятия). Далее делается заключение по обеим главам.

1. Анализ действующего и проектируемого технологического процессов

Таблица 1- Базовый вариант технологического процесса

Таблица 2- Проектируемый вариант технологического процесса

Вывод: Замена станков 1К62 на 16К20 и замена 6Р12 на 6М13СН2 позволила сократить время обработки детали на 0,3 час.

2. Расчет объема работ

Определение размера партии деталей и периодичности его запуска

В серийном производстве деталей в обработку запускают партиями. Производственная партия- группа заготовок одного наименования и типа размера, допускаемых в обработку одновременно и непрерывно в течении определенного интервала времени.

Нормативный размер партии можно определить по следующей формуле:

n=N*ti/Др(шт) где

N -годовая программа выпуска деталей, шт.

Др-число рабочих дней в году(247дн.)

ti-число дней, на которые необходимо иметь деталей для бесперебойной работы цеха:

для крупных деталей:t-2.3 дн.

Для мелких деталей: t-8-10 дн.

Для средних деталей:t-5-7 дн.

N=8000*5/247=160 шт.

Расчетная величина партии корректируется так, чтобы она стала равной или кратной месячной программе. При этом “n” стала равной или кратной месячной программе,при этом она не должна быть меньше полусменной или сменной нормы выработки.

Nмес.=N/12 (шт.);Nмес.= 8000:12=666=600 (шт.)

N сут.= N/Дм (шт) 8000 /247) =30 (шт) где

N - годовая программа выпуска деталей,шт.

Nсм.-выработка за смену,шт.,Nсм=15шт

Периодичность запуска -выпуска партии определяется по формуле:

Rз=n./|N(см.)=160:15=9 дн.

Для технико-экономических расчетов участка необходимо годовой объем работ по видам обработки. На участках серийного типа производства обрабатывается как правило несколько десятков однотипных деталей, поэтому необходимо определить трудоемкость обработки не только заданной детали, но и других однотипных деталей, обрабатываемых на участке.

Трудоемкость обработки других деталей определяется через коэффициент дополнительной трудоемкости

Кдт=(Т -N?t шт.) : N?t(шт.) где

Tr-мощнось участка

T шт- суммированное время на обработку детали

Кдт=128000-(8000*2)/8000*2=112000/16000=7

Расчет годовой трудоемкости работ участка по отдельным видам обработки, выполненным на разных станках выполняется в таблице;

Таблица 3 - Расчет объема работ участка

Наименование

Операции

Вид и марка оборудования

Норма времени на 1ед.(час)

трудоемкость заданной детали(н.ч.)

Дополнительная трудоемкость

Однотипных деталей(н.ч.)

Трудоемкость зад.детали н-ч.

Токарная

Токарная

Сверлильная

Фрезерная с ЧПУ

Распределение годовой трудоемкости по видам и маркам оборудования

Таблица 4- Распределение трудоемкости помаркам оборудования

Таблица 5- Распределение трудоемкости по разрядам

Определение среднего разряда работ

Рср=?(Рi*Ti)/Тг. Где

Рi-разряд

Рср.-средний разряд

Ni-трудоемкость соответствующего разряда

Рср.-=(3*25600+4*19200+5*83200)/128000=4,45

3. Расчет потребного количества оборудования и коэффициент его загрузки

Для выполнения заданной программы необходимо определить количество оборудования для участка.

При серийном типе производства расчет потребного количества оборудования по каждому типоразмеру станков определяется на основе годовой трудоемкости работ действительного фонда времени работы единицы оборудования с учетом коэффициента выполнения норм времени на участке.

Нрi =T\Фд*Квн

где Фд- действительный фонд времени работы 1 ед.оборудования Действительный фонд времени определяется исходя из календарного фонда времени за вычетом выходных и праздничных дней и потерь времени на плановый ремонт оборудования.

Фд=((Фк-Дн)*tсм.*m(1-а/100) ч.

Фд= (365-119)*8-2(1-5/100)=3740 час.

Ф ном.-номинальный фонд времени работы оборудования(час)

tсм -количество смен

а- время потерь на ремонт оборудования

8 - продолжительность смены (час)

Расчетное количество станков «n« как правило получается дробным числом, затем оно округляется до целого числа в большую сторону и получается принятое количество станков « n пр». Отношением расчетного количества станков на принятое количество определяют коэффициент загрузки.

Кзаг.=nр. \nпр.?1

Н=Ti |Фд*Кв.н.

1.n р.токарная =38400/(3740*1,12)=9,167 ед. принимаем nпр.= 10 ед.

2. n р. сверлильная=6400/(3740*1,12)=1,53 ед. принимаем nпр.= 2 ед.

3.n.p. Фрез.с ЧПУ=83200/(3740*1,12) =19,862ед. Принимаем nпp=20 ед

4. Расчет количества работающих на участке по категориям профессиям и разрядам

Правильное определение численного состава участка влияет на организацию и производительность труда. Планирование численности работников производиться по каждой категории, профессии и (разряд).

Расчёт численности основных производственных рабочих

Потребность в рабочих, непосредственно занятых изготовлением основной продукции определяется на основе трудоемкости производственного задания и эффективного фонда рабочего времени 1 рабочего в год.В серийном производстве численность основных производственных рабочих определяется по формуле:

Чосн.=Тгод/ (Фэф*Кв.н.)

Эффективный годовой фонд рабочего времени рабочего рассчитывается исходя из календарного времени за минусом потерь рабочего времени- невыходов на работу по уважительным причинам (отпуска,по болезни и пр.)

Фэф - эффективный фонд времени работы рабочего за год, в часах

Фэф=Фном * (1-К/100)

Фэф=(Фк*tсм*(1-К/100)=246*8*(1-10/100)=1771час.

ФЭФ с учетом Квн=1771*1,12=1983час.

К- % потерь рабочего времени (10-12%)

А.Ч осн.= 128000/Фэф*Квн=128000/1771*1,12=65 чел.

1.Ч.ток.=38400/1771*1,12=19 чел.

2.Ч.сверлил.=6400/1771*1,12=4 чел.

3.Ч.фрез. С ЧПУ=83200/1771*1,12=42чел.

В)Численность основных рабочих по разрядам

Ч=Т/Фэф*Кв.н.

Ч3= 25600/1983=13 чел.

Ч4=19200/1983=10 чел.

Ч5=83200/1983=42 чел.

Всего - 65 чел.

Расчёт численности вспомогательных рабочих

В состав вспомогательных рабочих входят: наладчики, ремонтники,

контролёры, распределители работ, раздатчики инструмента, транспортные рабочие, работники ИРК и др.

В серийном производстве численность вспомогательных рабочих можно определить по укрупненным нормативам в % от численности основных рабочих, она составляет в среднем 10-20% от основных рабочих.

Чвсп.=Чосн.* 20% =65*0,2=13чел.

Расчет численности служащих(ИТР)

В состав этой категории работников входят мастера,старшие мастера,инженеры,экономисты, плановики и.др. В серийном производстве численность служащих (ИТР) составляет в среднем 10-12% от численности основных рабочих.

Читр.=Ч осн.* 10 %= 65*10 =6,5 чел.

СТ.мастер - 1 чел.

Мастер- 3 чел.

Инженер-технолог- 3 чел.

5. Расчёт производственной площади и стоимости условного здания участка

Расчет производственных площадей участка ведется по средней удельной площади (Sуд.) , то есть площади приходящейся в среднем на единицу оборудования. Она принимается в среднем на единицу оборудования 12-20 кв.м. на один средний станок и 4-6 кв.м на 1 верстак.

Sn =610 кв. м.

С учётом дополнительной площади (5%) общепроизводственная площадь составляет:

Sп.п.= Sn * 1,05 = 610 *1.05= 640 кв.м.

По нормативам за 2013 год цена 1 кв.м. производственной площади составляла 7503.5 рубль. В этом случае стоимость условного здания определяется по формуле:

Цпп=Ц 1 кв.м.*Sпп= 7503.5* 640 = 4802240 руб.

Расчет стоимости и структуры основных производственных фондов участка

6. Расчет фондов оплаты труда различных категорий работников

Фонд оплаты труда по целевому назначению подразделяется на два фонда:фонд основной зарплаты и фонд дополнительной зарплаты.

Фонд основной з/платы включает:

Тарифный фонд (прямой), то есть зарплата рабочих за фактически выполненную работу и отработанное время

Премии за производственные результаты, за выполнение особо ответственных работ и т.д.

Доплата компенсирующего характера за работу в ночное время, сверхурочную работу, совмещение профессий, расширения зон обслуживания, работу в тяжелых, трудных и особо опасных условиях и т.д.

Тарифный фонд рабочих-станочников рассчитывается на основе тарифных ставок и годовой трудоемкости станочных операций.

Фтар = ? Сiі * Ті

Cі - тарифная ставка соответствующего разряда

Ті - трудоёмкость выполнения работ по данному разряду

Фтар=121,95*25600+136,11*19200+145,26*83200=17820864 руб.

Фонд основной зарплаты кроме тарифного фонда, включает выплаты и доплаты стимулирующего и компенсирующего характера. Они составляют 30-40% к тарифному фонду.

Фосн = Фтар * Кд

Кд - коэффициент доплат и премий; Кд=1,3-1,5

Фосн= 17820864*1,5=26731296 руб.

Фонд дополнительной зарплаты включает выплаты за неотработанного времени:оплата очередных отпусков, оплата учебных отпусков,оплата времени выполнения гособязанностей и др.Дополнительная заработная плата составляет 10-15% от основной.

Фдоп.осн=(Фосн*Кдоп) / 100%

Кдоп - коэффициент дополнительной зарплаты; Кдоп=10-15%

Фдоп.осн=26731296*0,15=4009694 руб.

Фонд основной и дополнительной зарплаты образуетполный фондэ

ФОТпол.=Фосн+Фдоп.

ФОТ пол.= 26731296+4009694=30740990руб.

В процентах от полного фонда зарплаты определяется СВВФ (Страховые взносы во внебюджетные фонды).Ставка налога устанавливается в законодательном порядке и пересматривается. В настоящее время она составляет 30%.

СВВФ=ФОТ пол.*30/100

СВВФ= 30740990 *0.30=9222297 руб.

При расчете средней зарплаты рабочих учитывается выплата из фонда материального поощрения(ФМП), они составляют в среднем 5% от полного Фонда заработной платы

ЗП ср.мес.осн.ср=(ФОТпол.*1,05) / (Чосн*12) =

30740990 *1.05/ 65*12= 41382 руб.- среднемесячная заработная плата основных рабочих

Фонд оплаты труда вспомогательных рабочих

Вспомогательные рабочие, как правило, находятся на повременной оплате труда. Тарифный фонд оплаты рабочих-повременщиков рассчитываетсяч исходя из квалификации рабочих, средней часовой тарифной ставки, рабочего времени и численности и, эффективного фонда времени работы рабочего,

ФОТтар.всп=Сч.ср.*Фэф*Чвсп =

Сч.ср - среднечасовая тарифная ставка; Сч.ср=68,95

Фэф - эффективный фонд времени работы рабочего за год

ФОТ осн.=ФОТ тар.*К д.=

Фонд дополнительной зарплаты:

ФОТ доп.=ФОТ осн.*Кдоп.

Страховые взносы во внебюджетные фонды(СВВФ)-30% от полного фонда

СВВФ=0.30*ФОТ пол.

Средняя зарплата вспомогательных рабочих:

ЗП ср.=ФОТ пол.*1.05/Чвсп.*12

ФОТтар. = 68,95*1771*13=1587435руб

ФОТосн. = 1587435*1,3=2063665руб.

ФОТдоп= 2036665*0,13=268276руб.

ФОТпол=2063665+268276=2331941 руб.

СВВФ= 2331941 *0.30=699583 руб.

ЗП ср.мес.всп.раб. = 2331941 *1,05/13/12 =15695 руб.- среднемесячная заработная плата вспомогательных рабочих

Фонд оплаты труда служащих(ИТР)

Фонд прямой зарплаты служащих (ИТР) определяется на основе должностных окладов и численности этой категории работников.Численность определяется в процентах от основных производственных рабочих.Она составляет 10-12%Рассчитывается на основе должностных окладов и численности служащих.

ФОТгод. = ?Чсп * О * 12

О -оклад специалиста

Премии выплачиваются из ФМП, выплаты составляют 60-100%

В этом случае полный годовой фонд определится суммой:

ФОТ пол.=ФОТ год.*Кмп

СВВФ=ФОТ пол.*0.3

ФОТ год.=(25000*1+22000*3+20000*3)*12=1812000 руб.

ФОТ пол.= 1812000*1,6=2899200 руб.

СВВФ= 2899200 *0.30= 869760(руб.)

ЗП ср.=2899200 /7 /12=34514 руб.- средняя заработная служащих (ИТР)

7. Расчет полной себестоимости детали

Себестоимость-это выраженные в денежной форме затраты, связанные с производством и реализацией детали.

С пол.=М+ЗП+ЗП доп.+СВВФ +РСЭО+ОЦР+ОХР +ВПР

А Основные расходы

Расчет затрат на основные материалы на одну деталь

М=Qзаг.*Ц-Qотх.*Цотх. Где

М- затраты на материал

Заг.- вес заготовки в кг.

Ц- цена 1 кг материала-300 руб.за 1кг.

Qотх.-вес отходов в кг.

Цотх.-цена 1 кг.отходов

М=0,8*145-0,5*14,5=116-7,25=108 руб.

Основная зарплата основных рабочих на одну деталь

ЗП осн.=Сч.ср.*tш.к.*Кд

Счср.=121,95*13+136,11*10+145,26*42/65=140руб.

ЗП осн.=140*1,5*2=420 руб.

Дополнителная зарплата основных рабочих составляет 10-15 % от основной

ЗП доп.=ЗП осн.*0.15

ЗП доп.= 420*0,15=63руб.

СВВФ= 0,30*(420+63)=144 руб.

Б. Накладные расходы

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования принимаются укрупнено в % к ЗП осн. основных рабочих и составляют 200-350%

Принимаем 100%

РСЭО = 100% от ЗП осн.

РСЭО= 420*100%=420 руб.

Общецеховые расходы распределяются также в % к ЗП осн. и составляют 100-300%

Принимаем 100 %

ОЦР= 100 %от ЗП осн.

ОЦР= 420*100%=420 руб.

Итого цеховая себестоимость детали

С цех.=М+ЗП осн.+ЗП доп.+СВВФ+РСЭО+ОЦР

Сцех.= 108+420+63+144+420+420=1575руб

Общехозяйственные расходы принимаются на уровне 100-180 % к ЗП осн.

Принимаем 150%.

ОХР= 150% от ЗП осн.

ОХР= 420*1,5=630 руб.

Итого производственная себестоимость:

Спр.=Сцех.+ОХР=1575+630=2200 руб.

ВПР=Спр*Нвпр/100%= 2200*5/100%=110 руб.

С пол.= 110+2200=2310руб.

8. Технико-экономические показатели базисного и проектируемого вариантов

Для определения экономической эффективности разработанного технологического процесса необходимо рассчитать технологическую себестоимость двух вариантов выполнения одной операции:

Первый вариант операции на действующем предприятии и второй вариант, разработанный студентом.

Технологическая себестоимость - неполная себестоимость выполнения одной-двух операций обработки; она включает лишь те затраты, которые связаны с выполнением технологических операций и отличается в сравниваемых вариантах.

В технологическую себестоимость включаются:

1.Затраты на заработную плату рабочего-станочника;

2.Расходы на силовую энергию;

3.Расходы на амортизацию оборудования;

4.Расходы на эксплуатацию режущего инструмента

5.Расходы на эксплуатацию режущего инструмента

6.Затраты на текущий ремонт оборудования и др.

Расчет технологической себестоимости:

Заработная плата станочника ЗПст, руб., определяется по формуле:

ЗПст = Сч * Тш.к. * Кд *Кдоп. (руб.)

где Сч - тарифная ставка, руб.;

Тш.к. - штучно-калькуляционное время;

Кд - коэффициент доплат, учитывающий доплаты за рабочее время.

Базовый и проетируемый вариант

ЗПст =121,95*0,17*1,5*1,15=35,7 (руб.)

Заработная плата наладчика рассчитывается по формуле:

ЗП нал.=t нал.*Тш.к.*Кд*Кдоп./n

Отчисления на социальные нужды Ос/с руб., рассчитываются по формуле:

СВВФ= 0,3 * (ЗПст + ЗПнал) (руб.)

СВВФ=0,3 * 35,7 =10,7 (руб.)

Расходы на силовую электроэнергию определяются по формуле:

Зсэл = (Wуст*Тмаш * Км * /(Ксети *КПДдв)*Ц эн., (руб.)

где Муст - установленная мощность электродвигателей на станки, кВт.ч.

Тмаш - время основное (машинное) на операцию в часах.

Км - коэффициент использования мощности электродвигателя,

Км = 0,7 до 0,8.

Ксет - коэффициент учитывающий потери в сети,

Ксет = 0,8 до 0,9

КПДдв - коэффициент полезного действия двигателя,

КПДдв = 0,9 до 0.95.

Цэл - стоимость 1квт. Час.

Базовый вариант

Зсэ =(11*0,11*0,8/0,8*0,9)*2.88=3,8 (руб.)

Проектируемый вариант

Зсэ = (11*0,1*0,8/0,8*0,9)*2.88 = 3,5 (руб.)

Расходы на амортизацию оборудования определяется по формуле:

Зам = Цс * Нам * Тшк / 100 Фд *КЗ (руб.)

где Цс - первоначальная стоимость оборудования, руб,

Нам - нормы амортизационных отчислений %.

Кз -коэффициент загрузки оборудования (0.8-0.9)

Базовый и проектируемый вариант

Зам = 180000*11,7*0,17/100*3740*0,9=1,06 (руб.)

Расходы на эксплуатацию приспособления определяются:

Зприс=0,6 * Цпр / Nгод (руб.)

где Цпр - первоначальная стоимость приспособления, в рублях.

Базовый вариант

З прис.= 0,6*610/8000=0,04 руб.

Проектируемый вариан

Зприс. = 0,6*1050/8000=0,07 (руб.)

Расходы на эксплуатацию режущих инструментов каждого вида определяют:

Зин=Ц1мин *Тмаш * 60 (руб.)

где Ц1мин - стоимость одной минуты режущего инструмента, в рублях. Базовый вариант

Зин = 0,14* 0,11 *60=0,9 (руб.)

Проетируемый вариант

Зин=0,14*0,1*60=0,8

Расходы на текущий ремонт оборудования:

Зтех.рем.=Цс * Тшк * В / Фд * 100 (руб.)

Базовый и проектируемый вариант

Зт.р. =180000*0,17*4/3740*100=0,32(руб.)

Так как Стех1 больше Стех2 на 0,4 руб., то выбирается более эффективный второй (проектируемый)вариант.

Определение экономической эффективности разработанного технологического процесса

Дополнительные капитальные вложения

К доп.=К2-К1

К1=180000 руб.

К2=207000 руб.

К доп.=207000-180000 (руб.)

К1 и К2-стоимость оборудования в базовом и проектируемом технологическом процессе с учетом транспортных расходов

Условно-годовая экономия

Эу.г.=(Стех1-Стех2)*N год. (руб.)

Э у.г.=(52,05-51,65)*8000=3200(руб.)

С1и С2- себестоимость технологическая базового и проектируемого технологических вариантов

Срок окупаемости дополнительных кап.вложений (ТОК)

ТОК=Эу.г../Кдоп..

ТОК=3200/27000=0,1

Удельные кап.вложения:К1*Тш.к./Фд*КЗ

Базовый вариант-Куд1 = К1*Тш.к./Фд*КЗ 1

Куд1= 180000*0,17/3740*0,9=9,1

Проектируемый вариант-Куд2== К2*Тш.к./Фд*КЗ2

Куд2=207000*0,17/3740*0,9=10,4

Годовой экономический эффект

Э год.=(С1+Ен*Куд1)-(С2+Ен*Куд2)

Где Ен -нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности;

Эгод= (52,05+0,15*9,1)-(51,65+0,15*10,4)*8000=1640 (руб.)

Ен- коэффициент экономической эффективности

Снижение себестоимости в %

По операции=(С1-С2)*100/С1 = 52,05-51,65*100/52,05=0,7 %

В результате проведенных расчетов видно, что проектируемый вариант обработки детали « Переходник » эффективнее базового. За счет замены оборудования удалось сократить трудоемкость обработки детали на час.

В результате проведения мероприятий себестоимость детали снижена на 0.7%, условно-годовая экономия получена в сумме 3200 рублей, окупаемость капитальных вложений 0,1 года, производительность труда повысилась на 7,5 %, коэффициент загрузки оборудования 0, 95 .

Списочный состав работающих:

1. Основных рабочих 65 - человека.

2. Вспомогательных 13 - человек.

3. Инженерно-технических работников - 7человека.

Среднемесячная заработная плата:

Основных рабочих:

1. Основных рабочих - 41382 руб.

2. Вспомогательных рабочих - 15695 руб.

3. Инженерно-технических работников - 34514 руб.

Используемая литература

1. Липсиц И.В. «Что такое бизнес-план и как его составить?» М. Россия молодая. 1992г.

2. Добрыднев И.С. «Курсовое проектирование по предмету Технология машиностроения». М., Машиностроение, 1985г.

3. Горфиенкель В.Я. Купряков Е.М. «Экономика предприятия», М. «Банки и биржи», издательское объединение «Юнити», 1996г.

4. Горфиенкель В.Я. Швандара В.Я. «Экономика предприятия», М. «Банки и биржи», издательское объединение «Юнити», 1998г.

5. Сергеев И.В. «Экономика предприятия», «Финансы и статистика», 1997г.

6. Гост 2.105 - 95 Общие требования к текстовым документам.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Расчет программы участка слесарно-механического цеха и ритма выпуска деталей. Определение количества деталей в партии, оборудования и его загрузки. Расчет фондов заработной платы основных рабочих. Затраты на возмещение износа специального инструмента.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2012

    Расчет необходимого количества оборудования, определение коэффициента его загрузки, численности всех категорий работающих. Расчет стоимости основного материала на деталь, фонда заработной платы, стоимости основных производственных фордов и отчислений.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2010

    Определение необходимого количества оборудования для исполнения заданных технологических операций на предприятии. Расчет коэффициента загрузки оборудования и потребной дозагрузки. Вычисление себестоимости изготовления изделия и его оптовой цены на рынке.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2009

    Изучение организации производства на машиностроительном предприятии. Расчет нужного количества оборудования и коэффициента его загрузки. Выбор межоперационного транспорта. Определение партии запуска деталей. Калькуляция себестоимости единицы продукции.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2011

    Расчет количества технологического оборудования и производственных площадей. Определение стоимости оборудования, численности работников участка, годового фонда заработной платы и уровня производительности труда. Расчет себестоимости текущего ремонта.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2012

    Стоимость основных средств. Расчет необходимого количества оборудования, затрат на его содержание и эксплуатацию. Стоимость оборотных фондов. Потребность в трудовых ресурсах, расчет фонда оплаты труда. Определение финансовых результатов предприятия.

    контрольная работа , добавлен 14.03.2011

    Формы организации производственного процесса. Расчет необходимого количества оборудования и коэффициента его загрузки. Расчет полной себестоимости детали и формирование её отпускной цены. Основные технико-экономические показатели работы предприятия.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2009

    Задачи, цели и функции ценообразования. Расчет выручки и прибыли от реализации продукции предприятия. Определение необходимого количества оборудования. Расчет численности работающих и фондов оплаты труда. Расчет себестоимости и цены программного продукта.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2012

    Расчёты по производственному плану, по каждой операции технологического процесса. Расчёт необходимого количества оборудования и его загрузки. Расчет общей суммы затрат на материалы на весь выпуск продукции. Ведомость оборудования по его загрузке.

    контрольная работа , добавлен 21.04.2011

    Расчет количества оборудования и его загрузки, стоимости основных фондов участка механической обработки, амортизации основных фондов, стоимости основных материалов на изготовление деталей. Составление сметы затрат на изготовление детали "Корпус".

Контрольная работа по экономике машиностроения

Тема: «Определение отрасли»

Введение

Машиностроение как отрасль существует более двухсот лет. По числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции оно занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.

Машинотехническая продукция является третьей статьей российского экспорта (после топливно-энергетических товаров и металлов).

В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности национальной экономики становятся уже не отдельные достижения науки и техники, а высокий научный и технологический уровень всего производства. Это уровень определяется в первую очередь состоянием машиностроения как отрасли, обеспечивающей потребности в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно.

Машиностроение - это базовая отрасль экономики, определяющая развитие таких комплексов, как топливно-энергетический, транспортный, строительный, химический и нефтехимический и ряд других. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость) и, как следствие, конкурентоспособность выпускаемой продукции. Современный уровень машиностроения в России, его научно-техническая и производственная базы не отвечают на сегодняшний день возрастающим требованиям экономического и социального развития страны.

Развитие машиностроения напрямую зависит от качества экономического образования менеджеров и инженерно-технических работников предприятий отрасли.

1. Понятие отрасли. Отрасль машиностроения

Народное хозяйство страны включает в себя различные сферы, каждая из которых вносит свой вклад в развитие страны. Основным признаком деления народного хозяйства на различные сферы является участие в создании совокупного общественного продукта. На основе данного критерия сферы народного хозяйства можно объединить в две группы: материальное производство и непроизводственная сфера. В свою очередь эти сферы делятся на отрасли.

Отраслевая дифференциация промышленности - возникновение все новых и новых ее отраслей - это постоянный процесс, обусловленный развитием общественного разделения труда.

Различают три формы общественного разделения труда:

1. Общее разделение труда выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и пр.);

2. Частное разделение труда проявляется в образовании различных самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства;

3. Единичное разделение труда находит свое выражение в разделении труда непосредственно на предприятии.

Все формы общественного разделения труда взаимосвязаны.

Промышленность состоит из множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой. Основными признаками, отличающими одну отрасль промышленности от другой, являются: экономическое назначение производимой продукции, характер потребляемых материалов, техническая база производства и технологический процесс, профессиональный состав кадров. По этим же признакам различаются и отдельные производства.

Отрасль - это группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.

Материальное производство включает:

· Промышленность;

· Сельское и лесное хозяйство;

· Грузовой транспорт;

· Связь (обслуживающая материальное производство);

· Строительство;

· Торговля;

· Общественное питание;

· Информационно-вычислительное обслуживание и др.

В непроизводственную сферу входят:

· Жилищно-коммунальное хозяйство;

· Пассажирский транспорт;

· Связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население);

· Здравоохранение;

· Физическая культура и социальное обеспечение;

· Народное образование;

· Культура и искусство;

· Наука и научное обслуживание;

· Кредитование и страхование;

· Деятельность аппарата органов управления.

Отрасль машиностроения является частью машиностроительного комплекса. Машиностроительный комплекс включает в себя 12 крупных отраслей и примерно 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств. Машиностроительный комплекс связан со всеми отраслями, так как продукция данного комплекса используется в них как средства производства.

2. Классификация отраслей машин остроения, деление их на группы

В состав комплексных отраслей входят:

· Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение;

· Химическое и нефтяное машиностроение;

· Станкостроительная и инструментальная промышленность;

· Приборостроение;

· Автомобильная промышленность;

· Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;

· Строительно-дорожное и коммунальное машиностроение;

· Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов;

· Авиационная промышленность;

· Судостроительная промышленность;

· Промышленность средств связи.

В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями машиностроительного комплекса, их можно объединить в следующие группы:

1. Группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью топливно-энергетического комплекса, строительного и транспортного комплексов;

2. Группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;

3. Электротехника, приборостроение. Станкостроение - группа наукоемких отраслей, так называемых комплектующих, развивающихся вслед за потребностями всех других отраслей промышленности;

4. Автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов).

Отрасли машиностроения могут группироваться также по признаку территориальной принадлежности рынков сбыта:

1. Отрасли импортозамещения. В данную группу включаются такие группы, как автомобильная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, транспортное машиностроение, строительно-дорожное машиностроение. Развитие отраслей данной группы определяется инфраструктурным фактором экономики и спросом на их продукцию на внутреннем рынке;

2. Отрасли экспортной ориентации. В данную группу включаются энергетическое машиностроение, электротехническая промышленность, приборостроение по производству различных элементов автоматизированных систем управления (включая многофункциональные производственные комплексы на базе микропроцессорного управления), станкоинструментальная промышленность по производству тяжелых металлорежущих станков и прессов, а также авиа- и судостроение. Они обладают научно-техническим потенциалом, позволяющим им либо выпускать конкурентоспособные изделия, либо создавать их в относительно короткие сроки.

Условные группировки отраслей машиностроения по различным признакам используются для выработки направлений совершенствования отраслевой структуры машиностроения в соответствии с поставленными целями и на основе анализа по заранее сгруппированным отраслям.

3 . Факторы, определяющие изменен ие отраслевой структуры отрасли

Можно выделить следующие группы факторов, определяющих изменение отраслевой структуры отрасли:

1. Научно-технический прогресс - развитие науки и техники способствует развитию новых отраслей, выделению из уже существующих отраслей новых подотраслей, либо ликвидации предприятий или отраслей, не соответствующих требованиям времени;

2. Темпы развития отраслей народного хозяйства, потребляющих продукцию машиностроения - влияние данного фактора сопоставимо с эффектом мультипликатора, ускорение или замедление развития отраслей, потребляющих продукцию предприятий машиностроения, определяет развитие соответствующих отраслей машиностроения;

3. Рост материального благосостояния и культурного уровня населения - изменения в составе потребностей населения напрямую определяют развитие отраслей, производящих продукцию, способную удовлетворить данные потребности.

Постоянное изменение отраслевой структуры машиностроения делает необходимым ее систематический контроль с целью выявления соответствия сложившейся структуры отраслей потребностям народного хозяйства.

4. Показатели для анализа отраслевой структуры п ромышленности

Для анализа отраслевой структуры промышленности обычно используют следующие показатели:

1. Доля отдельной отрасли в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;

2. Доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;

3. Коэффициент опережения - выражает отношение темпа роста отрасли или отдельного комплекса к темпу роста всей промышленности:

Коп = Тотр / Тпром,

где, Коп - коэффициент опережения,

Тотр - темп развития отрасли или комплекса,

Тпром - темп развития промышленности.

4. Соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями. Опережающее развитие перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими обычно характеризует положительные тенденции в развитии экономики страны;

5. Доля военно-промышленного комплекса в общем объеме промышленного производства;

6. Соотношение между группами А (производство средств производства) и Б (производство предметов потребления).

В общем плане отраслевая структура промышленности характеризует:

1. Уровень технического развития страны;

2. Степень экономической самостоятельности страны;

3. Уровень производительности общественного труда.

В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства периодические повторяются, изменение текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных ситуаций. Для нашей страны характерно опережающее снижение производства наиболее прогрессивной техники. В результате можно полностью утратить накопленный за предшествующие годы технологический потенциал, хотя и недостаточно качественный, но все же, имеющий принципиальное значение для дальнейшего функционирования экономики.

Структура конечной продукции отечественного машиностроения отличалась «утяжеленностью» и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники оставалась достаточно высокой при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине 1980-х гг. рост производства продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад, перешедший 1990-х гг. в обвальное падение.

Современное состояние машиностроения показывает необходимость продуманной политики государства в отношении оптимизации отраслевой структуры. Совершенствование отраслевой структуры отрасли должно основываться на анализе макроэкономических пропорций экономики. Установление научно обоснованных пропорций в развитии отраслей машиностроения позволяет повысить темпы развития народного хозяйства на базе научно-технического прогресса и достичь максимально возможной экономии общественного труда.

5 . Факторы, способствующие совершенствованию отраслевой структуры машиностроения

Эффект от совершенствования отраслевой структуры машиностроения может проявляться в следующем:

1. Рост взаимопроникновения и перераспределения ресурсов осваиваемых производств, с повышением уровня качества продукции от применения наукоемких технологий;

2. Постепенное снижение себестоимости производства за счет эффективного использования ресурсов;

3. Постепенное замещение импортного производства продукцией отечественного машиностроения;

4. Развитие инфраструктуры отраслей машиностроения.

В результате совершенствования отраслевой структуры машиностроения должно сформироваться ядро - совокупность хозяйствующих субъектов, эффективно реагирующих на изменения конъюнктуры рынка и выпускающих конкурентоспособную продукцию.

6. Сырьевые и топливно-энергетические материальные ресурсы , их рациональное использование

Все материальные ресурсы, используемые в промышленности в качестве предметов труда, условно подразделяются на сырьевые и топливно-энергетические.

Сырьевые ресурсы представляют собой совокупность имеющихся в стране предметов труда, которые используются непосредственно для производства различной промышленной продукции.

Под сырьем (сырым материалом) понимают всякий предмет труда, на добычу или переработку которого затрачен труд и который под его воздействием претерпел определенные изменения. К сырью обычно относят продукцию добывающей промышленности (руда, нефть, уголь, песок, щебень) и сельскохозяйственную (зерно, картофель, свекла), а к материалам - продукцию обрабатывающей промышленности (черные и цветные металлы, цемент, мука, пряжа).

Различают:

1. Основные материалы - это материалы, которые в натуральной форме входят в состав готового продукта, составляя его материальную основу;

2. Вспомогательные материалы - это материалы, не входящие в состав готовой продукции, а только способствуют ее формированию.

Топливо и энергия по своей экономической природе относятся к вспомогательным материалам, но в силу особой значимости они выделяются в самостоятельную группу ресурсов. Различают потенциальные и реальные топливно-энергетические ресурсы:

1. Потенциальные топливно-энергетические ресурсы - это объем запасов всех видов топлива и энергии, которым располагает тот или иной экономический район, страна в целом;

2. Реальные топливно-энергетические ресурсы в широком смысле слова - это совокупность всех видов энергии, используемых в экономике страны.

К основным направлениям рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов можно отнести:

1. Улучшение структуры топливного и топливно-энергетического баланса;

2. Более тщательную и качественную подготовку сырья к его непосредственному использованию на промышленных предприятиях;

3. Правильную организацию транспортировки и хранения сырья и топлива - недопущение потерь т снижения качества;

4. Комплексное использование сырья;

5. Химизацию производства;

6. Использование отходов производства;

7. Вторичное использование сырья и др.

7. Краткий анализ отраслей машиностроения. Отраслевые тенденции В машиностроительном комплексе в ноябре 2009 года отмечено существенное улучшение динамики производства. По сравнению с ноябрем 2008 года спад производства в целом по трем машиностроительным отраслям составил - 17.2% - это лучший показатель за все предыдущие месяцы 2009 года. Однако в наибольшей степени такое улучшение обусловлено фактором низкой базы.

Машиностроение стало одной из немногих отраслей обрабатывающего сектора промышленности, в которой объем производства в ноябре 2009 года был ниже, чем в ноябре 2008 года. Если же сравнивать результат с ноябрем 2007 года, то спад производства за этот период составил более 25%.

Лучшая динамика в ноябре 2009 года наблюдалась в производстве крупного энергетического оборудования, а также в производстве бытовой техники и электроники.

Выпуск гидравлических турбин увеличился по сравнению с ноябрем 2008 года в 2 раза, производство стиральных машин и телевизоров - почти на 20%. Причем объем производства телевизоров в ноябре 2009 года был одним самых больших за последние два года. Он был всего на 0.7% ниже, чем в сентябре 2008 года, когда объем производства телевизоров в России достиг трехлетнего максимума. Рост производства бытовой техники и электроники происходит не столько за счет увеличения спроса на эту продукцию, сколько за счет оптимистических ожиданий производителей и торговых организаций, которые стали заполнять склады в надежде на скорое увеличение потребительского спроса.

Финансовое положение в транспортном машиностроении остается самым тяжелым среди всех отраслей промышленности.

Сальдированный финансовый убыток к началу ноября 2009 года превышал 60 млрд. руб. Это связано с низким внутренним спросом на продукцию российского автомобилестроения, отсутствием доступа к заемному капиталу, большой просроченной задолженностью.

По объему просроченной кредиторской задолженности, как и по объему просроченной дебиторской задолженности, транспортное машиностроение является лидером среди всех отраслей обрабатывающего комплекса российской промышленности. При этом существенная доля просроченной задолженности приходится на задолженность по банковским кредитам, которая за год выросла почти в 10 раз.

Список литературы

1. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 336 с.: ил.

2. Миронов М.Г., Загородников С.В. Экономика отрасли (машиностроение): Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. - 320 с.

3. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 304 с.: ил.

4. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и др. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 576 с. ил.

5. Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 272 с.: ил.

6. http://www.akm.ru/rus/analyt/analyt/mashin.htm,

ЗАО «Анализ, Консультации и Маркетинг», аналитический бюллетень «Отрасли российской экономики: производство финансы, ценные бумаги», 18 января 2010 г.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: