Creativenn - Портал рукоделия

Управляемая централизованно, государственными органами, на основе директивных планов и программ, прямого подчинения нижестоящих органов вышестоящим, при государственной собственности на .

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ЭКОНОМИКА" в других словарях:

    Экономика, управляемая централизованным образом государственными органами на основе директивных планов и программ, прямого подчинения нижестоящих органов вышестоящим, государственной собственности на средства производства. Райзберг Б.А.,… … Экономический словарь

    централизованная экономика - экономика, управляемая централизованным образом государственными органами на основе директивных планов и программ, прямого подчинения нижестоящих органов вышестоящим, государственной собственности на средства производства … Словарь экономических терминов

    - (free market economy) Экономика, в которой подавляющая часть хозяйственной деятельности организована на основе свободных рыночных отношений, означающих, что стороны самостоятельно, без каких либо указаний из центра, выбирают, сколько им покупать… … Экономический словарь

    Форма экономической организации, при которой материальные ресурсы находятся в государственной собственности и распределяются правительством. Правительство обязывает отдельных лиц и предприятия действовать в соответствии с централизованным… … Финансовый словарь

    Экономическая история. До появления европейцев экономика Австралии основывалась на охоте и собирательстве. Этим занимались аборигены, численность которых оценивается по разному от 300 тыс. до 1,2 млн. человек. Первые английские каторжные… … Энциклопедия Кольера

    рыночная экономика - — рыночная экономика Рыночная капиталистическая экономика — прямая противоположность социалистической системе централизованного планирования и управления экономикой.… … Справочник технического переводчика

    Потенциально Ангола одна из самых богатых стран Африки с обширными территориями, занятыми плодородными землями, богатейшими гидроэнергоресурсами, запасами нефти, алмазов и других полезных ископаемых. Однако в результате гражданской войны… … Энциклопедия Кольера

    Рыночная экономика - (market economy) – Рыночная капиталистическая экономика — прямая противоположность социалистической системе централизованного планирования и управления экономикой. Оговоримся, что это только в теории. На самом деле, как централизованная… … Экономико-математический словарь

    - (англ. Economic system) совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет… … Википедия

    - (Marx) Карл, полное имя Карл Генрих (1818 1883) нем. философ, социолог и экономист, один из наиболее глубоких критиков капитализма и основателей современного социализма. Творчество М. оказало серьезное воздействие на социальную мысль и социальные … Философская энциклопедия

Плановая экономика – это система государственного устройства, при которой происходит централизованное распределение всех материальных ресурсов, находящихся в государственной собственности. Государство выступает регулятором цен, инвестиций, экономического развития. Природные и производственные ресурсы не могут находиться в частой собственности.

Плановая экономика имеет иерархическую структуру. Органы власти выступают центральным звеном управления и контроля.

Плановое экономическое развитие по размеру участия в нем государства делится на два вида:

  1. Командное.
  2. Демократическое.

Командная модель развития экономики подразумевает жесткий государственный контроль над всеми экономическими ресурсами . Запрещение частной собственности на объекты производства. Подразумевается обязательное выполнение централизованных планов. Непосредственные руководители производств не имеют права принятия стратегических решений развития предприятий. У потребителей нет возможности выбора продукта. Это способствует постоянному дефициту в определенных продуктах либо услугах. Такое государственное устройство было в СССР по 1991год.

При демократической плановой экономике основой выступает государственная собственность, но возможно наличие частной собственности на материальные блага. Централизованное планирование касается только государственных организаций. Примерами данного вида экономического развития выступают Германия, Франция.

Плановая и рыночная экономика – это два звена одной цепи развития макроэкономического процесса. Их не следует рассматривать по отдельности, они должны дополнять и поддерживать друг друга для эффективного экономического развития государства.

Минусы плановой экономики

  • Отсутствие конкуренции . Это обуславливает застой в производстве и замедление темпов экономического роста.
  • Отсутствие управления на местном уровне. Наличие жесткой централизованной системы. Это не позволяет оперативно решать проблемы на местах.
  • Низкая мобильность системы , не позволяющая быстро реагировать на перемену потребностей в том или ином товаре. Невозможность участия руководителя предприятия в планировании, развитии, ассортименте выпускаемой продукции. В связи с этим на рынке отсутствуют востребованные товары, при излишнем предложении других товаров.
  • В связи с невысоким рыночным ассортиментом, у населения на руках накапливаются значительные денежные средства. Возможность тратить только половину своего дохода, тогда как при рыночной экономике этот показатель достигает 90%.
  • Концентрация власти в руках нескольких человек, что приводит к авторитаризму и тоталитаризму.
  • Несовершенство трудовых отношений . В связи с уровниловкой в оплате труда отсутствует мотивация к высоким темпам производства. Отсутствие свободы творчества и предпринимательской активности. Нет стимула внедрения новых технологий.
  • Планирование ориентируется на искусственный рост экономики, а не на повышение ее эффективности. Жесткая система цен. В связи с тем этим растет бесхозяйственность, нерациональное использование ресурсов.

Отрицательные стороны командно-административной системы приводят к снижению темпа экономического развития, стагнацию производства, политический кризис. Общественное производство становится неэффективным, не успевающим реагировать на изменение внешних потребностей. Хотя, экономика на основе плана с учетом отраслевых и территориальных особенностей, с сочетанием централизованного управления и хозяйственной самостоятельности обеспечивает экономическое единство, рациональное размещение производств, эффективное использование материальных и трудовых ресурсов.

Суть данной системы - в государственном монополизме, то есть в том, что всесильное государство (через свой мощный бюрократический аппарат) абсолютно господствует в экономике. Госчиновники из центра командуют всеми хозяйственными ресурсами и единовластно решают, что, как, для кого и сколько производить, а главное - как распределить произведенное. Поэтому такую основанную на принуждении систему часто называют командной, приказной, распределительной экономикой. Характеризуя ее выделим следующие главные черты.

Табл. 1. Характеристика централизованной экономики

Основные черты

Господство государственной собственности

Диктатура государственного плана в экономике

Административные методы управления экономикой

Финансовая диктатура государства

Основные плюсы

Более стабильная экономика

Больше уверенности людей в будущем

Меньше неравенства в обществе

Гарантия минимального жизнеобеспечения всем

Нет проблемы трудоустройства

Удобный для многих государственный патернализм

Основные минусы

Неудовлетворительная работа госсобственности

Нет стимулов к усердному труду

Безынициативность и безответственность работников

Неэффективность экономики и всеобщие дефициты

Диктат производителей над потребителями

Низкий уровень жизни людей

Во-первых, в экономике безраздельно царит государственная собственность на средства производства. Земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и прочие предприятия - всё принадлежит государству. Собственность отдельных граждан обычно ограничена личным имуществом и небольшим подсобным хозяйством.

Во-вторых, все производство, обмен и распределение продукции осуществляются по государственным планам, которые определяют тысячи сложнейших взаимосвязей в народном хозяйстве. Неизбежные в столь всеохватывающем планировании ошибки порождают многочисленные неувязки, сбои и дефициты в экономике. А на составление и обеспечение выполнения таких подробных планов работает огромный чиновничий аппарат.

При этом, в-третьих, вместо стимулирующих производство экономических рычагов (привлекательные налоги, заказы, кредиты) используются чисто административные методы управления (диктат бюрократии, приказы, контроль, наказание, поощрение). А главной целью деятельности предприятий становится не работа на потребителя, а выполнение плана (каким бы необоснованным он ни был).

В-четвертых, на жесткую централизацию экономики работает и финансовая диктатура государства. Львиная доля всех денежных средств хозяйствующих субъектов централизованно перераспределяется через государственный бюджет. Высокие налоги и отчисления стекаются в единый центр огромными финансовыми потоками, на которых затем чиновники произвольно выделяют бюджетные ассигнования тем, кому, с их точки зрения, нужно.

Цены, зарплаты, инвестиции, прибыли и убытки - все заранее «расписано» и гарантируется государством на плановом уровне. Поэтому материальное положение производителей практически не зависит от их инициативы, творчества, результатов труда и реакции потребителей. Более того, инициатива даже наказуема: «самодеятельность» и «неучтенное» новаторство (пусть даже весьма эффективные) могут выбить предприятие из плановой колеи, ухудшить его финансовое положение и привести к замене директора.

Минусы тотальной централизации можно проследить на примере бывшего СССР. Главный - неудовлетворительная работа госсобственности. Она плохо использовалась, растаскивалась; техника десятилетиями не обновлялась, ресурсоотдача была низкой, затраты высокими. В госсекторе царили бесхозяйственность, безответственность и пассивность работников, равнодушие к любым инновациям.

В то же время государственно-монополистические системы имеют свои плюсы. Они при условии умелого, несвоекорыстного и неантинародного руководства могут быть более устойчивыми и дают людям большую уверенность в завтрашнем дне; обеспечивают более равномерное распределение в обществе жизненный благ и необходимый их минимум каждому. Плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать открытой безработицы в обществе (хотя, как правило, это достигается за счет искусственного сдерживания роста производительности труда: там, где мог бы работать один, работают два человека и более).

Свойственный этим системам государственный патернализм (всеохватывающая опека народа со стороны государства) особенно удобен для несамостоятельной и пассивной части общества. Они предпочитают хотя и скромное, и несвободное, но спокойное существование без особых забот, полагая, что именно государство должно «накормить народ».

Вот почему подобные системы живучи: у них много поклонников. И все же одной «распорядительностью» никого накормить нельзя. Вначале надо произвести то, чем можно распорядиться. Поэтому все заряженные на эффективное производство современные экономики работают не на административно-командных, а на рыночных принципах.


Вернуться назад на

Суть данной системы – в государственном монополизме, то есть в том, что всесильное государство (через свой мощный бюрократический аппарат) абсолютно господствует в экономике. Госчиновники из центра командуют всеми хозяйственными ресурсами и единовластно решают, что, как, для кого и сколько производить, а главное – как распределить произведенное. Поэтому такую основанную на принуждении систему часто называют командной, приказной, распределительной экономикой.

Характеризуя ее выделим следующие главные черты:

Во-первых, в экономике безраздельно царит государственная собственность на средства производства. Земля, заводы, фабрики, транспорт, торговые и прочие предприятия – всё принадлежит государству. Собственность отдельных граждан обычно ограничена личным имуществом и небольшим подсобным хозяйством.

Во-вторых, все производство, обмен и распределение продукции осуществляются по государственным планам, которые определяют тысячи сложнейших взаимосвязей в народном хозяйстве. Неизбежные в столь всеохватывающем планировании ошибки порождают многочисленные неувязки, сбои и дефициты в экономике. А на составление и обеспечение выполнения таких подробных планов работает огромный чиновничий аппарат.

При этом, в-третьих, вместо стимулирующих производство экономических рычагов (привлекательные налоги, заказы, кредиты) используются чисто административные методы управления (диктат бюрократии, приказы, контроль, наказание, поощрение), а главной целью деятельности предприятий становится не работа на потребителя, а выполнение плана (каким бы необоснованным он ни был).

В-четвертых, на жесткую централизацию экономики работает и финансовая диктатура государства. Львиная доля всех денежных средств хозяйствующих субъектов централизованно перераспределяется через государственный бюджет. Высокие налоги и отчисления стекаются в единый центр огромными финансовыми потоками, на которых затем чиновники произвольно выделяют бюджетные ассигнования тем, кому, с их точки зрения, нужно.

Цены, зарплаты, инвестиции, прибыли и убытки – все заранее «расписано» и гарантируется государством на плановом уровне. Поэтому материальное положение производителей практически не зависит от их инициативы, творчества, результатов труда и реакции потребителей. Более того, инициатива даже наказуема: «самодеятельность» и «неучтенное» новаторство (пусть даже весьма эффективные) могут выбить предприятие из плановой колеи, ухудшить его финансовое положение и привести к замене директора.

Минусы тотальной централизации можно проследить на примере бывшего СССР. Главный – неудовлетворительная работа госсобственности. Она плохо использовалась, растаскивалась; техника десятилетиями не обновлялась, ресурсоотдача была низкой, затраты высокими. В госсекторе царили бесхозяйственность, безответственность и пассивность работников, равнодушие к любым инновациям.

В то же время государственно-монополистические системы имеют свои плюсы. Они при условии умелого, несвоекорыстного и неантинародного руководства могут быть более устойчивыми и дают людям большую уверенность в завтрашнем дне; обеспечивают более равномерное распределение в обществе жизненный благ и необходимый их минимум каждому. Плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать открытой безработицы в обществе (хотя, как правило, это достигается за счет искусственного сдерживания роста производительности труда: там, где мог бы работать один, работают два человека и более).

Свойственный этим системам государственный патернализм (всеохватывающая опека народа со стороны государства) особенно удобен для несамостоятельной и пассивной части общества. Они предпочитают хотя и скромное, и несвободное, но спокойное существование без особых забот, полагая, что именно государство должно «накормить народ».

Вот почему подобные системы живучи: у них много поклонников. И все же одной «распорядительностью» никого накормить нельзя. Вначале надо произвести то, чем можно распорядиться. Поэтому все заряженные на эффективное производство современные экономики работают не на административно-командных, а на рыночных принципах.

Централизованная экономика характеризуется следующими чертами:

1.Это «приказная» экономика, так как все действия подчиняются приказам с цифровыми выкладками. Они адресованы экономическим агентам государством, которое является единственным центром принятия решений.

Государственный план является обязательным для всех экономических агентов. Вмешательство государства – прямое и детальное. Роль государства в управлении экономикой состоит в следующем: 1) оно определяет задачи экономики; 2) оно определяет средства выполнения этих задач; 3) оно определяет сроки выполнения этих задач.

2.Централизованно управляемая экономика – это экономика технических производственных единиц. Предприятие не принимает решений о направлениях и способах удовлетворения потребностей с расчётом получения максимальной прибыли. Прибыль «планируется» государством, так как в ценах устанавливается плановый уровень рентабельности. Государство устанавливает для каждой единицы объём производства и предоставляет ей определённое количество факторов, необходимых для получения этого объёма через государственную систему материальнотехнического снабжения.

Между производственными единицами устанавливается структурная связь: все они являются частями огромной машины, работа которой регулируется государством. Главной фигурой, осуществляющей планирование является технический специалист..

3.Центрально управляемая экономика – это экономика технических и объективных расчётов. Это проявляется в том, что вместо рыночных цен и расчётов в деньгах делаются чисто условные административные оценки; планы и приказы центральных властей основываются на расчёте физических качеств, которые выражаются в общих учётных ценностях. Понятие экономических издержек постепенно утрачивает своё значение.

Из всего перечисленного образуется количественное и статистическое равновесие между пропорциями экономической деятельности и количествами предложения и спроса. В этих условиях искусство планирования заключается в быстром распознавании во времени узкого места.

Особую трудность при централизованном планировании вызывает определение потребностей потенциальных потребителей той или иной продукции. Глобальные расчёты, опирающиеся на нормативные коэффициенты затрат тех или иных факторов производства, часто приводят к возникновению диспропорций между ними. Это экономика дефицита.

Практика государственного планирования в экономике СССР свидетельствует о возникновении постоянных диспропорций, ликвидация которых становится основной функцией плановых органов, как в масштабе отдельных отраслей, так и всей страны.

Вместе с тем, централизированная экономика является эффективной в периоды экстремальных ситуаций. Практика СССР показала, что в период Великой Отечественной войны концентрация усилий государства на достижение глобальной цели – обеспечение материальнотехнической базы военных действий – оказалась весьма плодотворной.

Для централизированно управляемой экономики характерным является то, что планы отдельных предприятий и домашних хозяйств не разрабатываются самостоятельно и не взаимоувязываются между собой с помощью цен. Планы центральных органов определяют что, где, сколько и как должно быть произведено и как будет осуществляться распределение социального продукта.

Существует два типа центрально управляемой экономики:

с частичной собственностью и –с коллективной собственностью на средства производства.

Первый тип – Германия, второй тип – Россия.

В том и другом случае централизованное планирование осуществляется в четыре этапа:

1.Сбор плановостатистических данных и разработка натуральных балансов.

2.Планирование потребностей, ресурсов и балансирование потребностей и ресурсов.

3.Издание производственных директив, направляемых каждому предприятию.

4.Контроль за выполнением плана.

Этот процесс включает многочисленные взаимоувязки, согласования на различных уровнях управленческой иерархии. Каковы основные особенности централизованного управления экономикой?

Центральное управление предполагает существование нормирования, унификации и стандартизации, поскольку учитывать многообразные потребности индивидуального характера в едином планирующем центре практически невозможно.

Вовторых, центральное планирование приводит к значительной концентрации производства и увеличению размеров предприятий.

В третьих, в условиях централизованного планирования в самих управляющих системах (министерствах, ведомствах) возникает тенденция к «групповой анархии», то есть тенденция борьбы отраслевых отделов за обладание ресурсами.

В четвёртых, в руководящем слое на всех уровнях управления приоритет получают инженеры. Это приводит к вытеснению экономистов из сферы управления.

В пятых, централизованное управление экономикой не смогло обеспечить равновесия, пропорциональности спроса и предложения, что влекло наличие «дефицита» практически всех видов товаров народного потребления и большей части производственного назначения.

В шестых, наличие постоянных диспропорций вынуждало предприятия постоянно завышать заявки на необходимые ресурсы, что приводило к созданию излишних запасов сырья и материалов, омертвлению капитала, способствовало снижению эффективности производства.

В седьмых, в централизованной экономике потребители практически исключены из процесса регулирования производства.

В восьмых, в централизованной экономике сильно выражена склонность к осуществлению капитальных вложений при одновременно небрежном отношении к обеспечению потребителей товарами.

В девятых, склонность к осуществлению капитальных вложений является абсолютно надёжным средством обеспечения полной занятости людей.

Еще по теме 10.1. Централизованная экономика и государство.:

  1. Основные условия и этапы объединения русских земельв централизованное государство

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: