Creativenn - Портал рукоделия

Предисловие 4

1. Психология как научная дисциплина 6

1.1. Предмет психологии 6

1.2. Место психологии в системе наук 8

1.3. Отрасли современной психологии 8

1.4. Научные организации и исследовательские программы 12

1.5. Психологические ассоциации 15

1.6. Подготовка психологов и учебные программы 16

2. Психофизиология 19

2.1. Общая психофизиология 19

2.2. Введение в системную психофизиологию 35

2.3. Функциональная асимметрия полушарий мозга 75

3. Познание и общение 106

3.1. Психология сенсорных процессов. Психофизика 106

3.2. Восприятие 150

3.3. Внимание 168

3.4. Психология памяти и ментальные репрезентации 182

Приложение 211

3.5. Научение 212

Заключение 234

3.6. Психосемантика и процессы семантической обработки 239

3.7. Мышление и интеллект 260

3.8. Психология речи и языка. Психолингвистика 317

3.9. Психология дискурса 354

3.10. Невербальная коммуникацияв системе речевого общения: психофизиологические и психоакустические основы 371

4. Психическая регуляция поведения 395

4.1. Психология субъекта и его деятельности 395

4.2. Мотивация и эмоции 412

4.3. Принятие решения 428

4.4. Контроль и планирование поведения 438

5. Психология личности и психология развития 459

5.1. Психогенетика 459

5.2. Когнитивное развитие 472

5.3. Социализация развития 509

5.4. Темперамент 523

5.5. Структура личности 536

6. Социальная психология 549

6.1. История и методы социальной психологии 549

6.2. Социальная психология личности 569

6.3. Психология межличностного взаимодействия 582

6.4. Психология малых групп 611

6.5. Психология межгрупповых отношений 630

6.6. Психология больших социальных групп и массовые психические явления 638

6.7. Некоторые отрасли социальной психологии 650

6.7.2. Экономическая психология 656

6.7.3. Этническая психология 664

7. Основные отрасли психологии 674

7.1. История психологии: теоретические и методологические проблемы исследований 674

7.2. Математическая психология 686

7.3. Медицинская психология. 700

7.4. Психодиагностика 713

7.5. Психология профессиональной деятельности 723

7.6. Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования 763

7.6.4. Критерии интеллектуальной воспитанности 771

Предисловие

Предлагаемая вашему вниманию книга не совсем традиционна по содержанию, название же «Справочное руководство» лишь примерно характеризует ее жанр.

За последние годы появилось множе­ство учебников, монографий, словарей, классических трудов, дающих представле­ние как о психологической науке в целом, так и об отдельных ее отраслях. Среди психологических изданий лидирует лите­ратура по психотерапевтической и психо­аналитической проблематике, далее сле­дуют публикации, посвященные вопросам психологии образования и тому, что назы­вается «психология для всех». Нет недо­статка и в учебниках, предназначенных для желающих получить начальную пси­хологическую подготовку.

Любой учебник или словарь содер­жит материал «устоявшийся», традици­онный, составляющий «научный багаж» профессиональных психологов и неиз­менно сопутствующий им. Однако ре­зультаты фундаментальных исследова­ний опережают приведенные в учебни­ках данные по крайней мере на 15 - 20 лет. Для психологии - отрасли научно­го знания, особенно бурно развиваю­щейся в XX в., такое положение имеет негативные последствия. Влияние отста­вания содержащегося в учебниках мате­риала от результатов, полученных в ла­бораторных и полевых исследованиях, а также от созданных в последнее время теорий и моделей, в первую очередь ска­зывается на уровне квалификации оте­чественных психологов, долгое время находившихся в относительной изоля­ции от достижений мировой науки. По­этому авторы этой книги решили вос­полнить информационный пробел и рассказать о последних успехах мировой фундаментальной психологии.

Мы сознательно исходили из того, что квалифицированный читатель зна­ком с основными понятиями психологи­ческой науки и практики. Книга пред­назначена для тех, кто стремится углу­бить свои познания в области научной психологии.

Современная психология, так скупо представленная в различных образова­тельных структурах, - это огромная и сильно дифференцированная научная об­ласть, опирающаяся на не менее обшир­ную сферу психологической практики. Разумеется, ни одно учебное пособие не в состоянии охватить все многообразие те­орий, фактов, методов и других аспектов психологической науки. Вместе с тем ав­торы старались представить результаты исследований и научных поисков макси­мально полно и доступно для читателя.

Монография состоит из глав, каждая из которых посвящена определенному разделу психологической науки. Основ­ное внимание уделено обшей психоло­гии, психологии личности и социальной психологии.

Несоответствие объема материала его значимости объясняется достаточно про­сто: как и в любой другой области науки, в психологии имеются более или менее разработанные проблемы, «точки роста»,

А также отрасли, где за последние 10-15 лет не наблюдается существенного про­гресса (нет новых фактов, гипотез, мето­дических находок и пр.). Кроме того, не­который «перекос» в изложении матери­ала может быть объяснен и тем, что оте­чественные психологи не занимаются в равной мере всеми направлениями фун­даментальной и прикладной психологии. Сегодня когнитивная психология являет­ся доминирующим направлением миро­вой науки. Вследствие этого изучение проблем эмоций, воли, чувств находится на «обочине» основного пути, по которо­му идут современные исследователи. На­деемся, что такое положение дел будет исправлено общими усилиями в ближай­шем будущем.

Что книга содержит, можно узнать, прочитав ее. Чего в книге нет? К сожа­лению, авторам справочного руковод­ства не удалось в полной мере предста­вить объем знаний отраслей прикладной психологии. Объем издания ограничен, а массив информации чрезвычайно ве­лик. Прикладная психология заслужива­ет не одного, а, возможно, нескольких отдельных справочных изданий. Мало представлены результаты исследований и прикладных разработок в области пси­хологии образования. Но этот пробел легко восполняется: существует обшир­ная и многообразная отечественная ли­тература по данному вопросу. Самый большой «отряд» отечественных педаго­гических психологов работает в системе Российской академии образования, и мы отсылаем читателей к их трудам.

Авторский коллектив этой книги состоит преимущественно из сотрудников Института психологии Российской акаде­мии наук. В той мере, в какой это возмож­но, результаты их исследований представ­лены в соответствующих разделах.

Каждый раздел монографии включает в себя сжатое изложение современного со­стояния конкретной отрасли психологии. Основное внимание уделено результатам (фактам, закономерностям, моделям, тео­риям и др.), полученным в последние 15- 20 лет. Дается представление о предмете, методе, основных проблемах и базовых понятиях, специфичных для отрасли. Приводится краткая история исследова­ний в нашей стране и за рубежом, харак­теризуются основные направления, цен­тры и научные школы данной отрасли психологической науки. Основное содер­жание посвящено изложению фактов, за­кономерностей, законов и их объясне­ний. В конце каждого раздела авторы обсуждают нерешенные проблемы и оценивают перспективы дальнейших исследований, а также возможности и сферы применения полученных результа­тов. Раздел заканчивается списком реко­мендуемой литературы. Иностранные ис­точники приводятся лишь в том случае, если нет их русских изданий или анало­гичных по содержанию российских работ.

Книга занимает «промежуточное ме­сто» между учебником и научной моно­графией, это - «продвинутый» учебник, который может быть интересен и поле­зен всем, кто интересуется научной пси­хологией.

В. Н. Дружинин

Предисловие

Предлагаемая вашему вниманию книга не совсем традиционна по содержанию, название же «Справочное руководство» лишь примерно характеризует ее жанр.
За последние годы появилось множество учебников, монографий, словарей, классических трудов, дающих представление как о психологической науке в целом, так и об отдельных ее отраслях. Среди психологических изданий лидирует литература по психотерапевтической и психоаналитической проблематике, далее следуют публикации, посвященные вопросам психологии образования и тому, что называется «психология для всех». Нет недостатка и в учебниках, предназначенных для желающих получить начальную психологическую подготовку.
Любой учебник или словарь содержит материал «устоявшийся», традиционный, составляющий «научный багаж» профессиональных психологов и неизменно сопутствующий им. Однако результаты фундаментальных исследований опережают приведенные в учебниках данные по крайней мере на 15-20 лет. Для психологии - отрасли научного знания, особенно бурно развивающейся в XX в., такое положение имеет негативные последствия. Влияние отставания содержащегося в учебниках материала от результатов, полученных в лабораторных и полевых исследованиях, а также от созданных в последнее время теорий и моделей, в первую очередь сказывается на уровне квалификации отечественных психологов, долгое время находившихся в относительной изоляции от достижений мировой науки. Поэтому авторы этой книги решили восполнить информационный пробел и рассказать о последних успехах мировой фундаментальной психологии.
Мы сознательно исходили из того, что квалифицированный читатель знаком с основными понятиями психологической

науки и практики. Книга предназначена для тех, кто стремится углубить свои познания в области научной психологии.
Современная психология, так скупо представленная в различных образовательных структурах, - это огромная и сильно дифференцированная научная область, опирающаяся на не менее обширную сферу психологической практики. Разумеется, ни одно учебное пособие не в состоянии охватить все многообразие теорий, фактов, методов и других аспектов психологической науки. Вместе с тем авторы старались представить результаты исследований и научных поисков максимально полно и доступно для читателя.
Монография состоит из глав, каждая из которых посвящена определенному разделу психологической науки. Основное внимание уделено общей психологии, психологии личности и социальной психологии.
Несоответствие объема материала его значимости объясняется достаточно просто: как и в любой другой области науки, в психологии имеются более или менее разработанные проблемы, «точки роста», а также отрасли, где за последние 10-15 лет не наблюдается существенного прогресса (нет новых фактов, гипотез, методических находок и пр.). Кроме того, некоторый «перекос» в изложении материала может быть объяснен и тем, что отечественные психологи не занимаются в равной мере всеми направлениями фундаментальной и прикладной психологии. Сегодня когнитивная психология является доминирующим направлением мировой науки. Вследствие этого изучение проблем эмоций, воли, чувств находится на «обочине» основного пути, по которому идут современные исследователи. Надеемся, что такое положение дел будет исправлено общими усилиями в ближайшем будущем.
Что книга содержит, можно узнать, прочитав ее. Чего в книге нет? К сожале-

ПРЕДИСЛОВИЕ

нию, авторам справочного руководства не удалось в полной мере представить объем знаний отраслей прикладной психологии. Объем издания ограничен, а массив информации чрезвычайно велик. Прикладная психология заслуживает не одного, а, возможно, нескольких отдельных справочных изданий. Мало представлены результаты исследований и прикладных разработок в области психологии образования. Но этот пробел легко восполняется: существует обширная и многообразная отечественная литература по данному вопросу. Самый большой «отряд» отечественных педагогических психологов работает в системе Российской академии образования, и мы отсылаем читателей к их трудам.
Авторский коллектив этой книги состоит преимущественно из сотрудников Института психологии Российской академии наук. В той мере, в какой это возможно, результаты их исследований представлены в соответствующих разделах.
Каждый раздел монографий включает в себя сжатое изложение современного состояния конкретной отрасли психологии. Основное внимание уделено резуль-

татам (фактам, закономерностям, моделям, теориям и др.), полученным в последние 15-20 лет. Дается представление о предмете, методе, основных проблемах и базовых понятиях, специфичных для отрасли. Приводится краткая история исследований в нашей стране и за рубежом, характеризуются основные направления, центры и научные школы данной* отрасли психологической науки. Основное содержание посвящено изложению фактов, закономерностей, законов и их объяснений/В конце каждого раздела авторы обсуждают нерешенные проблемы и оценивают перспективы дальнейших исследований, а также возможности и сферы применения полученных результатов. Раздел заканчивается списком рекомендуемой литературы. Иностранные источники приводятся лишь в том случае, если нет их русских изданий или аналогичных по содержанию российских работ.
Книга занимает «промежуточное место» между учебником и научной монографией, это- «продвинутый» учебник, который может быть интересен и полезен всем, кто интересуется научной психологией.

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1.1. Предмет психологии
С тех пор как немецкий философ Христиан Вольф (1679-1754) ввел в научный обиход термин «психология», прошло более двухсот лет, сопровождавшихся ее становлением, кризисами, научными революциями; в системе знаний и методов «науки о душе».
Психологию трактовали как науку о субъективном опыте, сознании, поведении и т. д. При этом считалось, что доподлинно известно, что такое «непосредственный субъективный опыт», «"сознание», «поведение». Наиболее распространенным и ненаучным является тавтологичное определение: «психология - наука о психике». Это - «определение, которого стыдятся». Следует утешиться лишь тем, что до настоящего времени не предложено ничего лучшего. По крайней мере в этом определении фиксируется, что существует некая особая реальность, отличная от прочих видов реальности, которая может быть изучена-с помощью научных методов.
Во-первых, мало кто из взрослых людей сомневается в наличии у себя субъективной-реальности: переживаний, чувств, мыслей, снов; Она периодически демонстрирует свое отличие от реальности объек-* тивной: в неадекватности отражения, в снах, иллюзиях, галлюцинациях и т. д.
Во-вторых, наблюдая за поведением других людей, своим, живых существ, а также движениями неодушевленных предметов, человек бессознательно выделяет то общее, что «сближает» его с окружающим миром, а именно - одушевленность.
В-третьих, не может не вызывать удивн ления разнообразие в особенностях и"мотивах поведения людей, их характеров, привычек, способностей. Наличие психики как реальности, детерминирующей поведение индивида, особенно проявляется при психических расстройствах, травмах центральной нервной системы и сомати-

). Кандидат психологических наук («Изменение мотивации в процессе профессиональной подготовки», ), доктор психологических наук («Теоретические основы психологической диагностики познавательных способностей», ). Профессор филиала кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ при Институте психологии РАН (). Зам. директора Института психологии РАН ().

Сочинения

  • «Психологическая диагностика способностей: теоретические основы» (ч.1-2, 1990),
  • «Развитие и диагностика способностей» (соавт., 1990),
  • «Структура и логика психологического исследования» (1993),
  • «Методы психологической диагностики» (соавт., 1993),
  • «Психология общих способностей» (1995),
  • «Психодиагностика общих способностей» (1996)
  • «Психология семьи.» (2000)
  • «Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии.» (2001)

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дружинин Владимир Николаевич" в других словарях:

    Дружинин, Владимир Николаевич: Дружинин Владимир Николаевич (1907 1976) участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Дружинин Владимир Николаевич (1908 1995) советский писатель, автор исторической, военной и… … Википедия

    Дружинин, Владимир Николаевич - (1955 2001) Российский психолог, доктор психологических наук (1991), профессор (1993). В работах Д. разрабатываются проблемы дифференциальной психометрии. Им предложена и обоснована обобщенная вероятностная модель теста и ее модификации,… … Кто есть кто в российской психологии

    Владимир Николаевич Дружинин Дата рождения: 1908 год(1908) Место рождения: Ярославль Дата смерти: 1995 год(1995) Гражданство … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дружинин. Владимир Николаевич Дружинин Дата рождения 25 декабря 1907(1907 12 25) Место рождения … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дружинин. Владимир Николаевич Дружинин (12 августа 1955(19550812), пос. Дунилово Большесельского района Ярославской области 22 июня 2001, Сочи) российский психолог и… … Википедия

    - (12 августа 1955, пос. Дунилово Большесельского района Ярославской области 22 июня 2001, Сочи) российский психолог и организатор науки. Окончил факультет психологии и биологии Ярославского государственного университета (1978). Кандидат… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Максаков. Владимир Николаевич Максаков … Википедия

    Фамилия. Известные носители: Дружинин, Александр Васильевич (1824 1864) русский писатель, литературный критик, переводчик. Дружинин, Борис Иванович (род. 1938) советский и литовский шашист, национальный гроссмейстер Литвы, заслуженный тренер СССР … Википедия

    Владимир Николаевич Дружинин (12 августа 1955, пос. Дунилово Большесельского района Ярославской области 22 июня 2001, Сочи) российский психолог и организатор науки. Окончил факультет психологии и биологии Ярославского государственного… … Википедия

Книги

  • Психология одаренности и творчества. Монография , Дружинин Владимир Николаевич, Богоявленская Диана Борисовна, Бабаева Юлия Давыдовна. Монография посвящена актуальной проблеме психологии одаренности и творчества. В ней рассматриваются теоретико-методологические подходы к изучению одаренности итворчества на разных этапах…

Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов

Предисловие научного редактора 3

Предисловие научного редактора

Уважаемый читатель!
Ты держишь в руках необычный учебник. Издательство «Питер» реализует программу выпуска учебников и учебных пособий, предназначенных для студентов и преподавателей непсихологических специальностей, для всех, кто изучает или преподает психологию в рамках обязательной программы высшего образования. Психология с 1994 года входит в число учебных дисциплин Государственного стандарта. Этот учебник предназначен для студентов, обучающихся на гуманитарных факультетах университетов, т. е. для будущих юристов и историков, социологов и филологов, социальных работников и журналистов. Психология по своей уникальной природе объединяет и синтезирует в себе черты естественнонаучной и гуманитарной дисциплины. Для гуманитарного знания психологические факты и законы выполняют функцию объяснительных принципов: психология раскрывает закономерности индивидуального и группового поведения, особенности внутренней духовной жизни людей, природу их способностей, потребностей и т. д. В нашем учебнике излагаются начала фундаментальной психологии, а также отражены основы юридической, исторической, этнической психологии и других отраслей психологической науки, знание которых необходимо современным студентам. Отечественная психология развивалась под влиянием трудов выдающихся российских философов и ученых-гуманитариев: Н. О. Лосского, С. Л. Франка, Г. Г. Шпета, Н. А. Бердяева и многих других. Не случайно получившая мировое признание культурно-историческая концепция развития высших психических функций была разработана российским психологом Л. С. Выготским.
Большинство выдающихся отечественных психологов успешно использовали в своих исследованиях как метод понимания, присущий гуманитарным наукам, так и естественнонаучные методы: наблюдение, измерение, эксперимент. Достаточно назвать фамилии основоположников крупнейших научных школ С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова. В меру своих сил мы - авторы учебника - старались продолжить эти традиции. Работая над учебником, мы стремились доступно и максимально строго изложить основы современной психологической науки. Главный принцип, которым мы руководствовались, - уважение к студенту. Авторы считают, что интеллектуальный уровень читателя, по крайней мере, не ниже, чем их собственный, и современный студент способен усвоить базовые психологические знания в их «естественной» форме, а не в виде популярных очерков, психологических анекдотов и рассуждений в пределах «здравого смысла». Некоторые трудности, которые неизбежно возникают при знакомстве с новой областью знаний, будут компенсированы радостью понимания, на которое мы рассчитываем.
Учебник содержит основы современных психологических знаний, изложенные в соответствии с принятыми во всем мире стандартами написания учебной и учебно-методической литературы. Каждая часть учебника посвящена какой-либо из основных областей психологического знания. Части состоят из глав, а главы - из параграфов. В конце каждой главы помещены вопросы и список рекомендуемой литературы (только на русском языке). Полный список источников помещен в конце книги.
Разумеется, объем материала, который содержится в этом томе, значительно превышает необходимый для успешной сдачи экзамена или зачета по курсу психологии, читаемом в вузе, но стоит вспомнить великого русского поэта А. Т. Твардовского, который сказал одному молодому драматургу: «Если будете ориентироваться на Шекспира, из вас получится хотя бы Корнейчук, а если ориентироваться на Корнейчука, то и его из вас не выйдет». Чем выше планка, тем выше результат. Мы полагаем, что наша задача - сделать хороший, доступный и современный учебник, а решили мы эту задачу или нет - судить читателям и времени. Конечно, нельзя считать, что вся современная психология содержится в этой книге. Современная научная психология - огромная дифференцированная область человеческой деятельности, которой занимаются сотни тысяч специалистов во всех странах мира. Только в нашей стране ежегодный выпуск психологов превышает несколько тысяч. В России ежегодно выходят сотни научных и околонаучных психологических книг, издается свыше двадцати психологических журналов и газет. Психология стала популярной и все больше и больше входит в повседневную жизнь людей.
Одна из главных целей, которую ставили перед собой авторы, - создать у читателя адекватное представление о психологической науке и практике, чтобы он мог, прочитав этот учебник, отличить научные психологические знания от ненаучных и в случае жизненной необходимости обратиться за помощью к практическому психологу-специалисту, а не к шарлатану. Мы также хотели, чтобы студент захотел обратиться к другим книгам, посвященным конкретным областям психологии, в частности к тем, которые выпускаются издательством «Питер» в серии «Мастера психологии». Для тех же, кто решит углубить свои знания в фундаментальной психологии, мы рекомендуем справочник «Современная психология», подготовленный коллективом сотрудников Института психологии Российской академии наук.
Авторы благодарят издательство «Питер» за предложения сотрудничества, а также Н. Б. Горюнову за помощь в подготовке рукописи к печати, В. А. Кольцову - за помощь в подборе фотопортретов и Л. В. Брушлинского - за постоянную поддержку.

В. Н. Дружинин
Учебник подготовлен коллективом авторов:
Аверкин Р. Г., аспирант ИП РАН (гл. 6); Александров И. О., к.п.н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 1,2);Алмаев Н.А.,к.п.н.,науч.сотр.ИП РАН (гл. 14); Бирюков С. Д., к.п.н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 4, 17); Блинникова И. В., к. п. п., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 10); Бодров В. А.; д. м. н., профессор, засл. деятель науки и техники РФ, главн. науч. сотр. ИП РАН (гл. 23,25,26); Васильев В. Л., д. п. н., профессор СПб университета МВД РФ (гл. 33); Воронин А. Н., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 2, 26); Греченко Т. Н., д. п. н., ведущий науч. сотр. ИП РАН (гл. 3); Дружинин В. Н., д. п. н., профессор, зав. лабораторией ИП РАН (гл. 5,35); Журавлев А. Л., д. п. н., и. о. зам. директора ИП РАН (гл. 18,19,22); Ильин Е. П., д. п. н., профессор РГПУ им. А. И. Герцена (гл. 8); Кольцова В. А., к. п. н., зав. лабораторией истории психологии и исторической психологии ИП РАН (гл. 30); Лебедева Н. М., д. п. н., ведущий науч. сотр. Института антропологии и этнографии РАН (гл.31,32); Максимова Н.Е., к.п н„ ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 1,2); Орел В.Е., к. п. н., доцент, декан факультета психологии Ярославского государственного университета (гл. 24); Парамей Г. М., к. п. н; ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 5); Позняков В. П., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 19, 21); Ребеко Т. А.. к. п. н., cm, науч. сотр. ИП РАН (гл. 12); Резников Е. Н., д. п., профессор, ведущий науч. сотр. ИП РАН (гл. 20); Русалов В. М., д. п. н., профессор, зав. лабораторией ИП РАН (гл. 15); Сергиенко Е. А., д. п. н., зав. лабораторией ИП РАН (гл. 5, 16); Соснин В. А., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 18,19,20,21); Субботин В. Е., к. п. н., науч. сотр. ИП РАН (гл. 9,11,34); Тарабрина Н. В., к. п. н., зав. лабораторией ИП РАН (часть V); Ушаков Д. В., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл.13); Ушакова Т. Н., член-корр. РАО, д. п. н., профессор, зав. лабораторией ИП РАН (гл. 14);Харламенкова Н. Е., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 7,16); Хащенко В. А., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 18); Хромова В. Л., аспирантка ИП РАН (гл. 19); Шорохова Е. В., д. филос. н., профессор, заслуж. деятель науки РФ, главн. науч. сотр. ИП РАН (гл. 22).

УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА

Психология

Под редакцией

В. Н. ДРУЖИНИНА

Санкт-Петербург

Москва Харьков Минск

психология

Учебник для гуманитарных вузов

Под общей редакцией доктора психологических наук, профессора В. Н. Дружинина

Серия «Учебник нового века»

Главный редактор В. Усманов

Заведующий психологической редакцией А.Зайцев

Зам. заведующего психологической редакцией Н. Мигаловская

Ведущий редактор А.Борин

Редакторы С. Комаров, Д. Ахапкин

Художник обложки В.Королева

Иллюстрации В. Кучукбаев, Н. Резников

Корректор Н. Баталова

Верстка Е. Кузьменок

УДК 159.9(075)

П86 Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.:

Питер, 2001. - 656 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

ISBN 5-272-00260-1

Учебник подготовлен группой ведущих российских ученых и преподавателей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для бакалавров. В общей части учеб­ника излагаются основы психологии как научной дисциплины, базовые сведения о ее структуре, истории, методах и достижениях. Специальная часть посвящена конкретным областям психологиче­ской науки, ориентированным на специалистов-гуманитариев.

Предназначен для студентов 1-2 курсов гуманитарных специальностей, для преподавателей кафедр психологии гуманитарных вузов и всех читателей, интересующихся теоретическими и при­кладными аспектами психологической науки.

© Дружинин В. Н., 2000

© Серия, оформление. Издательский дом «Питер», 2001

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-272-00260-1

ЗАО «Питер Бук». 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, 67. Лицензия ИД № 01940 от 05.06.00.

Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 953000 - книги и брошюры. Подписано в печать 15.11.00. Формат 70х100 1/16 д. Усл. п. л. 52,89. Тираж 7000 экз. Заказ № 2256. Отпечатано с диапозитивов в ГПП «Печатный двор»

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

Уважаемый читатель!

Ты держишь в руках необычный учебник. Издательство «Питер» реализует программу выпуска учебников и учебных пособий, предназначенных для студентов и преподавателей непсихологических специальностей, для всех, кто изучает или преподает психологию в рамках обязательной программы высшего образования. Психология с 1994 года входит в число учебных дисциплин Государственного стандарта. Этот учебник предназначен для студентов, обучающихся на гуманитарных факультетах университетов, т. е. для будущих юристов и историков, социологов и филологов, социальных работников и журналистов. Психология по своей уникальной природе объединяет и синтезирует в себе черты естественнонаучной и гуманитарной дисциплины. Для гума­нитарного знания психологические факты и законы выполняют функцию объясни­тельных принципов: психология раскрывает закономерности индивидуального и груп­пового поведения, особенности внутренней духовной жизни людей, природу их способностей, потребностей и т. д. В нашем учебнике излагаются начала фундамен­тальной психологии, а также отражены основы юридической, исторической, этнической психологии и других отраслей психологической науки, знание которых необходи­мо современным студентам. Отечественная психология развивалась под влиянием трудов выдающихся российских философов и ученых-гуманитариев: Н. О. Лосского, С. Л. Франка, Г. Г. Шпета, Н. А. Бердяева и многих других. Не случайно получившая мировое признание культурно-историческая концепция развития высших психических функций была разработана российским психологом Л. С. Выготским.

Большинство выдающихся отечественных психологов успешно использовали в сво­их исследованиях как метод понимания, присущий гуманитарным наукам, так и естественнонаучные методы: наблюдение, измерение, эксперимент. Достаточно назвать фамилии основоположников крупнейших научных школ С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова. В меру своих сил мы - авторы учебника - старались продолжить эти традиции. Работая над учебником, мы стремились доступно и максимально строго изложить основы современной психологической науки. Глав­ный принцип, которым мы руководствовались, - уважение к студенту. Авторы счита­ют, что интеллектуальный уровень читателя, по крайней мере, не ниже, чем их собственный, и современный студент способен усвоить базовые психологические знания в их «естественной» форме, а не в виде популярных очерков, психологических анекдо­тов и рассуждений в пределах «здравого смысла». Некоторые трудности, которые неизбежно возникают при знакомстве с новой областью знаний, будут компенсированы радостью понимания, на которое мы рассчитываем.

Учебник содержит основы современных психологических знаний, изложенные в соответствии с принятыми во всем мире стандартами написания учебной и учебно-методической литературы. Каждая часть учебника посвящена какой-либо из основ­ных областей психологического знания. Части состоят из глав, а главы - из парагра­фов. В конце каждой главы помещены вопросы и список рекомендуемой литературы (только на русском языке). Полный список источников помещен в конце книги.

Разумеется, объем материала, который содержится в этом томе, значительно превышает необходимый для успешной сдачи экзамена или зачета по курсу психологии, читаемом в вузе, но стоит вспомнить великого русского поэта А. Т. Твардовского, который сказал одному молодому драматургу: «Если будете ориентироваться на Шекспира, из вас получится хотя бы Корнейчук, а если ориентироваться на Корнейчука, то и его из вас не выйдет». Чем выше планка, тем выше результат. Мы полагаем, что наша задача - сделать хороший, доступный и современный учебник, а решили мы эту зада­чу или нет - судить читателям и времени. Конечно, нельзя считать, что вся современ­ная психология содержится в этой книге. Современная научная психология - огром­ная дифференцированная область человеческой деятельности, которой занимаются сотни тысяч специалистов во всех странах мира. Только в нашей стране ежегодный выпуск психологов превышает несколько тысяч. В России ежегодно выходят сотни научных и околонаучных психологических книг, издается свыше двадцати психологи­ческих журналов и газет. Психология стала популярной и все больше и больше входит в повседневную жизнь людей.

Одна из главных целей, которую ставили перед собой авторы, - создать у читателя адекватное представление о психологической науке и практике, чтобы он мог, прочи­тав этот учебник, отличить научные психологические знания от ненаучных и в случае жизненной необходимости обратиться за помощью к практическому психологу-спе­циалисту, а не к шарлатану. Мы также хотели, чтобы студент захотел обратиться к другим книгам, посвященным конкретным областям психологии, в частности к тем, которые выпускаются издательством «Питер» в серии «Мастера психологии». Для тех же, кто решит углубить свои знания в фундаментальной психологии, мы рекомен­дуем справочник «Современная психология», подготовленный коллективом сотруд­ников Института психологии Российской академии наук.

Авторы благодарят издательство «Питер» за предложения сотрудничества, а также Н. Б. Горюнову за помощь в подготовке рукописи к печати, В. А. Кольцову - за помощь в подборе фотопортретов и Л. В. Брушлинского - за постоянную поддержку.

В. Н. Дружинин

Аверкин Р. Г., аспирант ИП РАН (гл. 6); Александров И. О., к.п.н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 1,2);Алмаев Н.А.,к.п.н.,науч.сотр.ИП РАН (гл. 14); Бирюков С. Д., к.п.н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 4, 17); Блинникова И. В., к. п. п., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 10); Бодров В. А.; д. м. н., профессор, засл. деятель науки и техники РФ, главн. науч. сотр. ИП РАН (гл. 23,25,26); Васильев В. Л., д. п. н., профессор СПб университета МВД РФ (гл. 33); Воронин А. Н., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 2, 26); Греченко Т. Н., д. п. н., ведущий науч. сотр. ИП РАН (гл. 3); Дружинин В. Н., д. п. н., профессор, зав. лабораторией ИП РАН (гл. 5,35); Журавлев А. Л., д. п. н., и. о. зам. директора ИП РАН (гл. 18,19,22); Ильин Е. П., д. п. н., профессор РГПУ им. А. И. Герцена (гл. 8); Кольцова В. А., к. п. н., зав. лабораторией истории психологии и исторической психологии ИП РАН (гл. 30); Лебедева Н. М., д. п. н., ведущий науч. сотр. Института антропологии и этнографии РАН (гл.31,32); Максимова Н.Е., к.п н„ ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 1,2); Орел В.Е., к. п. н., доцент, декан факультета психологии Ярославского государственного университета (гл. 24); Парамей Г. М., к. п. н; ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 5); Позняков В. П., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 19, 21); Ребеко Т. А.. к. п. н., cm, науч. сотр. ИП РАН (гл. 12); Резников Е. Н., д. п., профессор, ведущий науч. сотр. ИП РАН (гл. 20); Русалов В. М., д. п. н., профессор, зав. лабораторией ИП РАН (гл. 15); Сергиенко Е. А., д. п. н., зав. лабораторией ИП РАН (гл. 5, 16); Соснин В. А., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 18,19,20,21); Субботин В. Е., к. п. н., науч. сотр. ИП РАН (гл. 9,11,34); Тарабрина Н. В., к. п. н., зав. лабораторией ИП РАН (часть V); Ушаков Д. В., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл.13); Ушакова Т. Н., член-корр. РАО, д. п. н., профессор, зав. лабораторией ИП РАН (гл. 14);Харламенкова Н. Е., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 7,16); Хащенко В. А., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 18); Хромова В. Л., аспирантка ИП РАН (гл. 19); Шорохова Е. В., д. филос. н., профессор, заслуж. деятель науки РФ, главн. науч. сотр. ИП РАН (гл. 22).

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: