Creativenn - Портал рукоделия

Когда отменили ЕСН ? В связи с чем? И почему это становится интересным именно сейчас? Попробуем разобраться в нашей статье.

В каком году отменен ЕСН и с чем это связывали?

Единый социальный налог отменен с 2010 года. В России он был введен в 2001 году и действовал, таким образом, 9 лет.

Суть этого налога сводилась к тому, что он заменял собой страховые взносы во все внебюджетные фонды: ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев), ФОМС.

Почему отменили ЕСН ? Причин тому оказалось несколько:

  • Не сработал ожидавшийся эффект роста зарплат, связывавшийся с введением регрессивной шкалы ставок для взносов.
  • Взносы утратили сущность страховых платежей, которые следует привязывать к каждому конкретному работнику. Такая привязка позволяет индивидуально определять размер социальных выплат.
  • Фонды утратили контроль над поступлением средств в них и возможность влиять на этот процесс.

Что изменила отмена ЕСН в страховых платежах?

С отменой ЕСН прекратила свое действие гл. 24 НК РФ, посвященная этому налогу (п. 2 ст. 24 закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 24.07.2009 № 213-ФЗ). В силу вступил закон РФ «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, установивший иные правила для исчисления этих платежей:

  • Расширился перечень выплат, облагаемых взносами. Если раньше из-под них выводились платежи, осуществленные за счет чистой прибыли, то теперь зависимость от этого обстоятельства исчезла. Соответственно, перечень выплат, не подлежащих налогообложению, оказался строго определенным (ст. 9 закона РФ от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
  • Исчезла общая регрессивная шкала ставок налога. Взамен был введен предел доходов, облагаемых взносами. Этот предел стал индексируемым и систематически повышается в соответствии с ростом средней зарплаты по РФ (п. 5 ст. 8 закона РФ от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Выше этого предела обложение доходов по пониженной ставке присутствует только для платежей в ПФР.
  • Общая ставка по взносам для основной массы налогоплательщиков (применяющих ОСНО) с 2011 года должна была повыситься на 8% за счет роста ставок в ПФР и ФОМС. Для льготных категорий плательщиков (спецрежимников, резидентов особых зон, организаций, имеющих инвалидов) на 2011-2014 годы предусматривался переходный период, в течение которого для них вводились в действие ранее отсутствовавшие ставки и увеличивалась величина ставок, являвшихся льготными. Общая максимальная ставка, действующая сегодня, составляет 30% от всех облагаемых взносами выплат, осуществленных в пользу физлица. Ее величина на 4% выше той, которая действовала при ЕСН. Круг лиц, имеющих право на пониженную ставку, заметно сократился.

Приведенные изменения свидетельствуют о том, что замена ЕСН на страховые взносы привела к существенному увеличению налогового бремени для всех плательщиков этих взносов.

Стоит ли ожидать возврата ЕСН?

Вопрос о передаче страховых взносов под контроль налоговых органов в последнее время активно обсуждался как одна из мер пополнения бюджета. Именно поэтому вспомнили про ЕСН.

Однако возврата к этому налогу не будет. Уже подписан вступающий в силу с 2017 года закон РФ «О внесении изменений в части 1-ю и 2-ю Налогового кодекса…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ. Этот закон не только дополняет часть 2 НК РФ отдельным новым разделом, посвященным страховым взносам, но и добавляет страховые взносы во все положения части 1 НК РФ, устанавливая тем самым необходимые права налоговых органов в части администрирования этих взносов.

ИФНС, как и при ЕСН, будет контролировать взносы в ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев) и ФОМС. Основные правила расчета взносов (наличие предела облагаемой базы, ставки, перечень необлагаемых выплат) сохранены.

Итоги

ЕСН отменен в 2010 году как налог, не решивший тех задач, ради которых его вводили. С переходом к уплате страховых взносов были существенно увеличены все параметры, определяющие размер платежей в фонды: налоговая база, ставки, круг плательщиков. С 2017 года страховые взносы передаются под контроль налоговых органов.

Предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь, взимаемый в соответствии с главой 24 НК (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2001 г. № 198 ФЗ). Налогоплательщиками налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам (работодатели):

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты. Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию (ст. 235 НК). Объектом налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско- правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Объектом налогообложения для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско- правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско- правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества или имущественных прав (п. 1 ст. 236 НК). Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей и адвокатов признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (п. 2 ст. 236 НК). Выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

а) у налогоплательщиков организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

б) у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде (п. 3 ст. 236 НК). Налоговая база организаций и индивидуальных предпринимателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, не подлежащих налогообложению ЕСН, и сумм налоговых льгот по ЕСН), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей). Налоговая база физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, определяется как сумма выплат и вознаграждений за налоговый период в пользу физических лиц (п. 1 ст. 237 НК).

Налогоплательщики работодатели определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом (п. 2 ст. 237 НК). Налоговая база индивидуальных предпринимателей, адвокатов определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской деятельности либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль организаций. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1 (п. 2 ст. 237 НК). При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов (п. 4 ст. 237 НК).

Сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части, касающейся авторского договора, определяется в соответствии с нормами НК по определению налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (ст. 210 и п. 3 части первой ст. 221 НК). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 240 НК). Для налогоплательщиков работодателей за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов В случае, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу налогоплательщиками работодателями накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно , деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 рублей, налог уплачивается по максимальной ставке, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое . Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет указанному критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы. При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом РФ по статистике. При определении указанных условий принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет (п. 2 ст. 241 НК). Дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как:

День начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками работодателями;

День выплаты вознаграждения физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты, - для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями;

День фактического получения соответствующего дохода - для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных с этой деятельностью иных доходов (ст. 242 НК). В НК установлены:

а) порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками работодателями (ст. 243 НК);

б) порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, не являющимися работодателями (ст. 244 НК);

в) особенности исчисления и уплаты налога отдельными категориями налогоплательщиков (ст. 245 НК);

г) перечень федеральных ведомств, учреждений и организаций РФ, освобождаемых от уплаты налога (п. 2-4 ст. 245 НК). Индивидуальные предприниматели, адвокаты не исчисляют и не уплачивают налог в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ" в других словарях:

    Единый социальный налог - Налог федеральный. Регулируется главой 24 НК РФ. Льготы предусмотрены ст. 238 НК РФ. Региональные и местные органы власти льготы не устанавливают. Налоговая база исчисляется исходя из суммы выплачиваемых работникам доходов. Словарь бизнес… … Словарь бизнес-терминов

    единый социальный налог - Налог, объединяющий отчисления в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования. Введен 1 января 2001 г. [ОАО РАО "ЕЭС России" СТО 17330282.27.010.001 2008] Тематики экономика EN social tax … Справочник технического переводчика

    Единый социальный налог - (англ single social tax) в РФ налог (взнос), зачисляемый в гос ные внебюджетные фонды Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды … Энциклопедия права

    Единый социальный налог - Страховые взносы на обязательное страхование 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2009 2010 ИП ООО … Бухгалтерская энциклопедия

    Единый социальный налог - Эта статья о налоге, отменённом с 1 января 2010 года. О системе социального страхования см. статью Обязательное социальное страхование в России. Единый социальный налог (ЕСН) предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на… … Википедия

    ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ - (ВЗНОС) объединяет с 1 янв. 2001 отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения (см. Налоги социальные). Установлен (гл. 24 НК РФ) единый подход к определению плательщиков, налоговой базы и сроков уплаты. С введением Е.с.н … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Единый социальный налог - (англ single social tax) в РФ налог (взнос), зачисляемый в гос ные внебюджетные фонды Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ и предназначенный для мобилизации средств для реализации… … Большой юридический словарь

    Единый социальный налог - 1. Налог федеральный. Регулируется главой 24 НК РФ. Льготы предусмотрены ст. 238 НК РФ. Региональные и местные органы власти льготы не устанавливают. Налоговая база исчисляется исходя из суммы выплачиваемых работникам доходов. 2.… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    Единый социальный налог - целевой федеральный налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, зачисляемый в федеральный бюджет и два государственных внебюджетных фонда (Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ) и… … Большой юридический словарь

Интерес к этому налогу, "не работающему" в Российской налоговой системе с 2010 года (отмененному Законом 212-Ф3 от 24 июля 2009 г) недавно был подогрет сообщением агентства "Интерфакс" со ссылкой на источник в правительстве о его возможном ремейке в 2015 году. Мы попытались представить вашему вниманию сущность единого социального налога, его методику расчета, существующие схемы оптимизации и уклонения.

Плательщики единого социального налога РФ

По своей экономической природе данный налог экономически предпочтительней, чем раздельные социальные платежи, его составляющие. Напомним его основные экономические характеристики, исходя из положений неработающей с 2010 г части II главы 24 Налогового кодекса РФ. Ведь, по всей видимости, она, с некоторыми внесенными в этом году изменениями, вскоре вновь обретет актуальность.

Единый социальный налог (ЕСН) в части своевременности и полноты уплаты контролируется налоговыми органами. В него не входят платежи социального страхования при несчастных случаях.

Плательщиками его выступают:

  • предприниматели, организации и предприятия, производящие оплату труда физическим лицам, работающим по договорам трудового и гражданско-правового характера;
  • граждане, самостоятельно осуществляющие трудовую деятельность (кроме "упрощенцев").

Не платят данный налог индивидуальные предприниматели, предприятия, организации, работающие в рамках специальных налоговых режимов. Освобождены от него традиционные отрасли хозяйствования малочисленных народов Севера, индивидуальные фермерские и крестьянские хозяйства.

Состав налога, периодичность уплаты и отчетности

Составляющие единого социального налога - три взноса социального страхования граждан:

  • в Пенсионный фонд РФ;
  • в Фонд социального страхования РФ;
  • в федеральный и территориальные фонды обязательного медстрахования.

Периодичность уплаты - месяц. Налоговым периодом считается год. Отчетные периоды - кварталы.

Фактическая выплата производится до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Отчет, где фигурирует сумма начисленного единого социального налога страховых взносов, плательщик предоставляет в налоговый орган до 20 числа, следующего за отчетным месяцем.

Средства перечисляются плательщиками ЕСН на лицевые счета ПФ, ФСС и ФОМСов, отрытые в федеральном казначействе.

Поквартально, в следующий за истекшим кварталом месяц, работодатели-плательщики ЕСН представляют отчет в ФСС по установленной форме, где учитывается:

  • сумма единого социального налога;
  • общая сумма начисления в ФСС;
  • использованные средства по больничным, беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет; на возмещение стоимости услуг на погребение, прочее.

Базовая ставка колеблется в пределах от 26% до 36%.

Таким образом, объектом налогообложения для ЕСН выступает оплата по трудовым договорам, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера.

Существует перечень выплат персоналу, выведенных за пределы налоговой базы для начисления ЕСН:

  • необлагаемые налогом на доходы физлиц пособия и компенсации;
  • выплачиваемая при увольнении компенсация неиспользованного отпуска;
  • взносы за сотрудников по медицинскому страхованию, выплачиваемые работодателем (актуально для договоров страхования сроком до года);
  • выплаты личного страхования при увечье или смерти.

Практика показала позитивный потенциал налога в экономическом регулировании и в наполнении бюджета.

Подробней о ремейке ЕСН

Какие изменения в уплате налога прогнозно ожидают юрлиц и ИП, которые будут платить единый социальный налог в 2015 году? Перечислим их:

  • внутри общей ставки консолидированного налога (30%) ожидается сохранение действующих уровней платежей в ПФ, ФСС, ФОМСы;
  • тарифы по травматизму останутся в прежней шкале;
  • предельная сумма платежей в ПФ будет составлять 711 тыс. руб., в ФСС - 670 тыс. руб. (лимит на платежи в ФОМСы установлен не будет);
  • плательщиками-работодателями (единый социальный налог) взнос рассчитывается в копейках, т. е. без округления;
  • ожидается изменение правил по зачету взносов, по разным видам страхования, находящихся в компетенции одного органа;
  • увеличится до 5965 руб. (согласно МРОТ) фиксированный платеж.

Прогнозно даже в 2015 году ожидается изменение ставки ЕСН. Главным фактором такой динамики может послужить ежегодная индексация пенсий. Также изменение ставки ЕСН наверняка будет инициировано уже начавшейся реформой системы здравоохранения.

Экономическая природа налога

Возвращение к ЕСН означает не выбор России между американской и европейскими финансовыми системами. Скорее, это - шаг к реформированию системы социального страхования российского общества.

Дело даже не в банальной логистике: объединении трех социальных платежей в один. Ведь ожидаемый размер единого социального налога не изменит отчисления в социальные фонды.

Правительство РФ не однажды обсуждало проблему баланса пенсионного обеспечения. Актуальность ЕСН возрастает в случае отказа существующей пенсионной системы от использования механизма частичного обязательного накопления пенсии.

Экономический потенциал налога полагает использование его ставки в интересах одновременного балансирования пенсионной системы и стимулирования развития предприятий.

О расчете ЕСН

Публикации аудиторов свидетельствуют, что функцию экономического регулирования выполняет единый социальный налог. Процент (ставка налога) регрессивен.

Для работодателей становится выгодной выплата зарплаты сотрудникам с годовым фондом более 280 тыс. руб. В этом случае ставка ЕСН уменьшается более чем в два раза! Регрессия ставки налога сохраняется, если работник уволился с работы и был принят назад в течении одного месяца.

Для удобства восприятия читателями компактно представим формулы, по которым производится расчет единого социального налога для основных категорий работодателей, предусмотренных II главой 24 Налогового кодекса РФ (где ЗС -зарплата сотрудников, ЕСН - искомая сумма единого социального налога).

Зарплата сотрудников (ЗС) - базовая ставка 26%
Не выше 280 тыс. руб. 26% ЕСН = ЗС * 26%
Выше 280 тыс. руб. Регрессивная (см. формулу) ЕСН = 280000 * 26% + (ЗС - 280 000) * 10%
Сельхозпроизводители и предприятия северных народных промыслов - ставка 20%
Не выше 280 тыс. руб. 20% ЕСН = ЗС * 20%
Выше 280 тыс. руб. Регрессивная (см. формулу) ЕСН = 280 000 * 20% + (ЗС -280 000) * 10%
Предприятия в свободных эконом. зонах - ставка 14%
Не выше 280 тыс. руб. 14% ЕСН = ЗС * 14%
Выше 280 тыс. руб. Регрессивная (см. формулу) ЕСН = 280 000 * 14% + (ЗС - 280000) * 5,6%
Выше 600 тыс. руб. Регрессивная (см. формулу) ЕСН = 57 120 + (ЗС - 600 000) * 2%
Индивидуальные предприниматели - ставка 10%
Не выше 280 тыс. руб. 10 ЕСН = ЗС * 10%
Выше 280 тыс. руб. Регрессивная (см. формулу) ЕСН = 280 000 * 10% + (ЗС - 280 000) * 3,6%
Выше 600 тыс. руб. Регрессивная (см. формулу) ЕСН = 280 000 * 10% + (ЗС -600 000) * 2%
Адвокаты и нотариусы - ставка 8%
Не выше 280 тыс. руб. ЕСН = ЗС * 8%
Выше 280 тыс. руб. Регрессивная (см. формулу) ЕСН = 22 400 + (ЗС - 280 000) * 3,6%
Выше 600 тыс. руб. Регрессивная (см. формулу) ЕСН = 33 920 + (ЗС -600 000) * 2%
Предприятия сегмента ИТ - ставка 26%
Не выше 75 тыс. руб. ЕСН = ЗС * 26%
Выше 75 тыс. руб. Регрессивная (см. формулу) ЕСН = 19 500 + (ЗС - 75 000) * 10%
Выше 600 тыс. руб. Регрессивная (см. формулу) ЕСН = 72 000 + (ЗС - 600 000) * 2%

Впрочем, механизм регрессии единого социального налога требует дальнейшего совершенствования, хотя он разрабатывался достаточно тщательно. Например, нижеследующая ситуация предусмотрена им.

Как известно, для динамичного развития бизнеса характерен перевод работника иэ из одного подразделения компании в другое. Позитивно, что при этом регрессивная ставка налога остается в силе, даже если перевод осуществлен в подразделение, имеющее обособленный балланс.

Для примера укажем узкое место в налогообложении. К сожалению, сохранение регрессивной ставки при реорганизации предприятия (слияние, выделение, разделение) по существующей судебной практике является спорным.

Причина в том, что реорганизованное юрлицо, согласно п. 2, ст. 51 ГК РФ, формирует свою налоговую базу (в том числе и единый социальный налог) начиная с момента своей госрегистрации.

В дальнейшем изложении мы рассмотрим единый социальный налог РФ как с точки зрения имеющейся позитивной и негативной практики налогообложения, так и рассмотрим пути ее совершенствования.

Квалификация схем оптимизации ЕСН со стороны ФСН

Почему все-таки в РФ этот налог в 2010 году отменили? Ведь понятно, что чисто технически работодателю удобней платить единый социальный налог, чем отдельно производить платежи страхового характера в фонды пенсионный, социального страхования, ФОМСЫ федерального и муниципального уровня.

Специалисты утверждают, что причин отмены есть две. Во-первых, несовершенство механизма налогообложения (по предварительной информации "Интерфакса" возвращенный единый социальный налог РФ будет взыматься новым единым специализированным фискальным органом, созданным в рамках ФНС). Очевидно, что этот шаг будет предпринят для предупреждения разного рода уклонений от уплаты ЕСН.

Проверка соблюдения работодателем-плательщиком порядка уплаты налога и отсутствия "конвертных схем", оптимизирующих налогообложение ЕСН, будет производиться налоговыми органами. При этом принципиальное внимание будет уделяться присутствию деловой цели в действиях плательщика, а также наличию искусственных, т. е. фиктивных сделок. Квалификация деятельности предприятия, согласно ст. 45 НК РФ, является отправной точкой для аудиторской налоговой проверки любого работодателя.

Противозаконные схемы оптимизации ЕСН

Возможна ли оптимизация ЕСН? В принципе, да. Однако чрезмерная агрессивная творческая активность чревата нулевой толерантностью налоговых органов. Речь идет о схемах уклонения от уплаты ЕСН, связанных с:

  • страхованием;
  • переводом сотрудников в категорию инвалидов;
  • использованием компании - нерезидента;
  • компенсацией за задержку зарплаты;
  • ученическим договором;
  • бонусная схема.

Кратко охарактеризуем вышеупомянутые схемы, вскрыть которые и наказать за них - обязанность ФНС.

  • Схема страхования. Организация страхует сотрудников по чрезвычайно редкому страховому случаю. Работники получают кредит в банке и вносят как страховые взносы. В тот же день кредит сразу же погашается страховой компанией, чтоб предупредить возникновение материальной выгоды. Работники же получают доход от страховой компании.
  • Схема с работниками-инвалидами. Сотрудники увольняются с предприятия и одновременно трудоустраиваются в контролируемый директором филиал ООИ (организации общественной инвалидов). ООИ и предприятие подписывают договор подряда. За этот договор предприятие выплачивает сумму, эквивалентную труду сотрудников, которые уволены (использован пп. 2 ст. 238 НК РФ).
  • Схема, связанная с компанией-нерезидентом. Последняя зарегистрирована в офшорной зоне. Персонал предприятия-резидента переводится в нее, при этом фактически работая на прежнем месте. Поскольку иностранная компания не является плательщиком данного налога, единый социальный налог в бюджет не платится.
  • Схема, связанная с неправомерным заключением ученического договора. На период действия договора, согласно ст. 198 ТК РФ, ЕСН не платится.
  • Схема, использующая бонусы. Учредитель предприятия - компания с пакетом акций более 50% - перечисляет средства предприятию на основную деятельность. Полученные средства выплачиваются предприятием своим сотрудникам как помощь безвозмездного характера. Данная схема, кроме ЕСН, также способствует уклонению от налога на прибыль и НДС.

Схемы оптимизации, оспариваемые ФСН

Вторая группа схем проходит по методике аудита ФНС как уклонение от уплаты ЕСН, однако федеральное законодательство не содержит их прямого запрета. Назовем три схемы такого рода:

  • аутосорсинговая;
  • дивидендная;
  • связанная с вредными трудовыми условиями.

Суть аутосорсинговой схемы заключается в увольнении сотрудников и устройстве их в компанию-агентство, работающую по упрощенной схеме. Между двумя компаниями заключается аутосорсинговый договор. Агентство командирует сотрудников в компанию и оплачивает их труд.

  • Схема дивидендная. Менеджеры основной фирмы учреждают акционерное общество. Прибыль выводится в это АО и распределяется.
  • Схема, связанная со вредными трудовыми условиями. В приложении к коллективному договору - соглашении об охране труда - перечисляются компенсации сотрудникам за вредные условия работы. Профсоюз оформляет экспертизу рабочих мест актом. После аттестации рабочих мест персоналу, работающему на них, выплачивается необлагаемая ЕСН компенсация (ст. 219 ТК, п.2, ст. 238 и п.3, ст. 217 НК).

Вышеупомянутые схемы требуют корректного механизма их использования. Они заведомо попадут под контроль налогового аудита. Впрочем, если их применение действительно уместно, то в акте проверки они не станут источником налоговых доначислений по ЕСН.

Схемы, соответствующие методике налогового аудита

Третью группу составляют модели правомерной оптимизации ЕСН, назовем три из них:

  • работа компании с индивидуальными предпринимателями как с сотрудниками;
  • выплата заработной платы в виде арендных платежей;
  • продажа сотрудникам товаров.

Первая модель предполагает регистрацию сотрудника частным предпринимателем- "упрощенцем". С ним заключается договор гражданско-правового характера. ИП платят вдвое меньший единый налог вместо ЕСН.

Вторая модель позиционируется с договором аренды предприятием имущества сотрудника (обычно автомобиля либо компьютера). Согласно п. 1, ст. 236 НК, уплата единого социального налога в этом случае не производится.

Третья модель характеризуется покупкой предприятия товара у сотрудника. Например, картины. Согласно п. 1, ст. 236, такие выплаты также не входят в базу налогообложения ЕСН.

Заключение

Для развивающейся и выходящей из состояния кризиса экономики стратегическим вопросом становится уменьшение налогового бремени.

Устойчивый прогресс и благосостояние нации возможны при существенном снижении фискальной нагрузки на малый и средний бизнес. В частности, снижение ставки ЕСН в налоговой системе РФ до 20% стало бы существенным фактором, способствующим детенизации и развитию малого и среднего бизнеса. Единый социальный взнос более чувствителен именно для некрупных предприятий и предпринимателей. Для них он создает большие издержки (до 40% от фонда оплаты труда), в то же время его нагрузка на крупный бизнес существенно ниже: 15-18%.

Кроме того, в рассматриваемом нами налоге с развитием внутреннего рынка России следует видеть бюджетообразующую перспективу.

В сбалансированных экономиках единый социальный налог составляет значительную долю общих налоговых поступлений. К примеру, его доля для Японии составляет 38%, для Германии - 37%, для Великобритании - 18%, для Франции - 41%.

Единый социальный налог (ЕСН) – это понятие, связанное с системой налогообложения, которое определяет размер социальных выплат и государственной пенсии. Именно благодаря ему сотрудник может рассчитывать на бесплатную помощь в медицинских организациях, которые определяет руководство компании.

Единый социальный налог был отменен в 2010 году – всего он работал в течение 9 лет. Суть его сводилась к тому, что он полностью заменил страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС. Причинами отмены ЕСН послужило следующее:

  • не сработали ожидания по росту заработных плат – работники не стали получать больше выплат, средства оставались в организации;
  • взносы потеряли сущность страховых выплат;
  • внебюджетные фонды потеряли контроль над поступлением средств и влиянием на процесс.
  • Кто должен делать отчисления по ЕСН

    Налогоплательщиками являются все работодатели, которые выплачивают зарплату. Лиц, которые выплачивают единый социальный налог, можно разделить на две группы:

    • индивидуальные предприниматели и работники, занимающиеся частной практикой;
    • лица, которые выплачивают денежные средства физическим лицам и не являются ИП.

    Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

    Объектом налогообложения ЕСН для первой группы являются все виды доходов за вычетом расходов, для второй – все выплаты, которые производились физ. лицам по разным договорам: трудовым, гражданско-правовым и другим:

    Размеры ставок единого социального налога в 2017 году не изменились:

    Отличия ЕСН от страховых взносов

    Размер страховых взносов обычно составляет 30% и уплачивается в этом размере вне зависимости от того, какая система налогообложения применяется в организации. Все отличия этих понятий можно разделить на благоприятные и неблагоприятные для налогоплательщиков. К первой группе относятся:

    • определение базы страховых взносов;
    • скорректирован перечень не облагаемых налогом выплат;
    • уменьшение размера штрафных санкций;
    • отмена блокировки счетов.

    Несмотря на все положительные стороны такого изменения, можно выделить и неблагоприятные для налогоплательщиков факторы:

    • плательщики, которые выплачивают пенсии инвалидам или перечисляют деньги в ряд организаций не освобождаются от страховых взносов – для них предусмотрены пониженные тарифы;
    • если материальная помощь работнику превышает 4000 руб., то она облагается страховым взносом;
    • единовременная материальная помощь не включается в базу для начислений страховых взносов лишь в том случае, если она была сделана в первый год после рождения ребенка;
    • срок непредставления расчетов считается в календарных, а не рабочих днях;
    • страховой взнос приравнивается к неоплаченным, если в поручении стоит неверный код БК;
    • документы, которые подтверждают уплату взносов, нужно хранить в течение 6 лет;
    • тарифы для адвокатов, нотариусов, ИП увеличились;
    • для ФСС, ПФР, ТФОМС, ФФОМС нужно делать отдельные платежные поручения;
    • если сроки на взыскание недоимки по штрафам, пени или взносам проходят, это не является основанием для приравнивания ее безнадежной к взысканию;
    • проверки проводятся специалистами ФСС и ПФР.

    ЕСН при УСН и ОСН

    Если организация находится на упрощенной системе налогообложения — на нее не распространяется лишь уплата страховых взносов по травматизму. При применении организацией ОСН единый социальный налог рассчитывается по общим правилам.

    Единый социальный налог принято определять как экономический термин, который применяется в области налогообложения. Сбор данного налога производится для того, чтобы было реализовано право работников на получение бесплатной медицинской помощи в соответствующих учреждениях. Кроме этого, за счет единого социального налога реализовывается право граждан на государственное пенсионное обеспечение и и обеспечение социального характера. Зачисление налога происходит при активном участии бюджетных и внебюджетных фондов.

    Составляющие единого социального налога

    Единый социальный налог имеет в своем составе несколько очень важных элементов:

    1. Непосредственно налогоплательщики.
    2. Объект, который поддается налогообложению.

    Также сюда можно отнести базу по налогам, налоговые льготы, периоды – налоговый и отчетный, ставку, которая действует в отношении налога; порядок, согласно которому начисляется оплата и сроки, в которые это надлежит делать.

    Расчет единого социального налога

    Сумма, которая характеризует единый социальный налог, рассчитывается каждый месяц. Пункт 2 статьи 243 Налогового Кодекса РФ говорит о том, что необходимо уплачивать ежемесячные платежи авансового характера. Их размер определяется на основании тех сумм, что были начислены за конкретный месяц. Однако есть важный факт, от которого нужно отталкиваться. Поскольку суммы, которые были заработаны налогоплательщиком, могут быть различными, то периодически требуется проводить коррекцию ставки налога.

    Таким образом, при определении налога происходит его корректировка с учетом значений тех сумм, что были получены ранее. Это лишь один из моментов при расчете единого социального налога. Другой определяющий показатель – это возможность снижения налога при увеличении выплат сотруднику. Отсюда следует вывод, что налог нужно считать для каждого лица по отдельности.

    Кто платит единый социальный налог?

    К налогоплательщикам принято относить:

    • Лица, занимающиеся выплатами в отношении физических лиц;
    • Организации различного типа;
    • Индивидуальных предпринимателей;
    • Физических лиц, которых нельзя считать индивидуальными предпринимателями;
    • Индивидуальные предприниматели, адвокаты, врачи, у которых есть своя практика.

    Единый социальный налог в 2016 году

    Ставка единого социального налога

    В 2015 году Правительство РФ не изменяло ставки единого социального налога в отношении страховых выплат. Величина отчислений в Пенсионный фонд – 22%, в Фонд социального страхования – 2,9%, в Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%.

    Закон о бюджете страны на 2015 год позволяет говорить о нескольких качественных изменениях. Увеличивается количество организаций, которым разрешено подавать страховую отчетность в электронном виде. Далее, запрещено округлять суммы страховых выплат – в основном это касается округления в меньшую сторону. Начиная с 2015 года работает новый механизм по определению размера единого социального налога. Он основан на средней заработной платы в течение 12 месяцев, а также на повышающем коэффициенте, который устанавливает Правительство РФ.

    Пример декларации по единому социальному налогу

    Налоговая база для ЕСН за 2015 год у гражданина Абрамова составила 50 000 руб. Ему необходимо применять те ставки, которые соответствуют налоговой базе до 280 000 руб.

    Строка 500 необходимо заполнить таким образом:

    в графе 3 – 10 950 руб. (150 000 руб. 5 7,3%),

    в графе 4 – 1200 руб. (150 000 руб. 5 0,8%),

    в графе 5 нужно указать 2850 руб. (150 000 руб. 5 1,9%).

    В строку 600 должны быть указаны значения:

    в графе 3 – 7300 руб. (100 000 руб. 5 7,3%),

    в графе 4 – 800 руб. (100 000 руб. 5 0,8%),

    в графе 5 нужно указать 1900 руб. (100 000 руб. 5 1,9%).

    Сведения в строке 700 нужно вычислить как разницу между строками 500 и 600 для данных граф. Значения определяет сумму ЕСН для 2015 года. Если льготы не имеется, то значения в строке 700 будут соответствовать показателям строки 500.

    Построке 800 следует определить сумму авансовых платежей, которые были начислены за 2015 год. Авансовыми расчетами должна заниматься специально назначенная комиссия. Строка 810 должна заполняться адвокатами. ИП ее заполнять не следует, можно просто поставить прочерк.

    Положительную разницу между начисленной за год суммой налога (строка 700) и уплаченными в течение года платежами (строка 800) нужно заплатить не позднее 15 июля 2015 года. Требуемую сумму нужно вписать в строку 900 .Строка 1000 предназначена для глав крестьянского (фермерского) хозяйства. ИП ее не заполняют.

    Пример расчета единого социального налога

    Заработная плата служащего составляет 100 000 рублей в месяц. За период с января по июль он заработал 700 000рублей. Единый Социальный налог 30% то есть 210 000рублей. В августе зарплата достигла 800 000рублей. 11 00 рублей рассчитываем по 30 % и налог составляет 3 300 рублей. Всего за 711 000 рублей уплачен налог 213 300рублей. Далее за 89 000 мы рассчитываем по 10 % итого получаем 8900 рублей. Всего за август уплачено в Единый Социальный налог 222 200рублей. С сентября по декабрь заработная плата составила 400 000рублей и Единый Социальный налог составляет 40 000 рублей. И всего за год переведен в виде ЕСН составляет 262 200 рублей.

    Если бы не было расчета по регрессивной шкале, то налог в ПФР за 12 месяцев составил бы 360 000 рублей. Разница составляет 97 800 рублей. Выгода очевидна.

    Именно Единый Социальный налог отличается от других налогов тем, что имеет регрессивную шкалу расчета. Что не может радовать как работодателей так и налогоплательщиков.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ: