Creativenn - Портал рукоделия

Анализ демографической ситуации позволяет выявить ключевые факторы воспроизводственного поведения населения:

Степень урбанизации и образ жизни в городах. У городского населения существует тенденция к снижению рождаемости по сравнению с сельским.

Кроме этого, чем выше уровень образованности и обеспеченности, тем меньше коэффициент рождаемости;

Изменившееся положение женщины в обществе и семье. Возможность женщины получить работу или образование снижает коэффициент рождаемости;

Требования, предъявляемые к подрастающему поколению. Высокая стоимость воспитания детей влияет на коэффициент рождаемости. Дело в том, что коэффициент снижается, если детский труд запрещен законодательно и существует обязательное образование, которое требует больших затрат, т.к. человек должен долгое время ждать, прежде чем получить работу. Кроме этого, рождаемость снижается, когда средний возраст вступления в брак (или рождения первого ребенка) более 25 лет;

Ощущение родителями ответственности за будущее детей,

Растущая автономия молодежи и пожилых от семейного ядра. Доступность систем частного и государственного пенсионного обеспечения приводит к снижению коэффициента рождаемости, т.к. при наличии пенсионного обеспечения родителям не нужно иметь много детей, чтобы обеспечить себе старость;

Культурные традиции.

Основным направлением улучшения демографической ситуации в области воспроизводства можно назвать создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми за счет создания предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного (1-2 ребенка) к среднедетному (3-4 ребенка) типу репродуктивного поведения семей, всестороннее укрепление института семьи, создание условий для самореализации молодежи, социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства.

Для реализации данного направления предусмотрены следующие меры стимулирования рождаемости:

Пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет в размере 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия), но не менее 2060,41 руб. по уходу за первым ребенком и 4120,82 руб. за вторым и последующими детьми. Максимальный размер пособия составляет 13833,33 руб.;

Пособие по беременности и родам. Сумма пособия рассчитывается как пособие по временной нетрудоспособности по месту работы, службы, учебы на основании больничного листа. Женщинам, работающим по трудовому договору – 100 процентов заработка. Максимальный размер пособия – 34583 руб. в месяц;

Единовременное пособие при усыновлении ребенка – 34583 руб.;

Единовременное пособие на рождение ребенка – 10988,85 руб. Получает один из родителей;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель) – 412,08 руб.;

Ежемесячное пособие на ребенка до достижения им трех лет - 57,5 руб.;

Компенсации на дошкольные учреждения – 20 % - на первого ребенка, 50% - на второго ребенка, 70% - на третьего и последующих детей.,

Ежемесячное пособие на ребенка до исполнения ему 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им 18 лет) – 172,50 руб.

Единовременное пособие при рождении второго, третьего и следующего ребенка – 2000 руб.;

Единовременное пособие на детей, идущих в первый класс – 3000 руб.

Родовой сертификат,

Материнский (семейный) капитал (средства перечисляются в ПФ РФ с правом расходования, начиная с 2010 года) – 343278 руб. из которых 12000 руб. можно потратить на любые нужды;

Налоговые льготы семьям с детьми (например, стандартные налоговые вычеты по НДФЛ).

Ежемесячное бесплатное обеспечение беременных женщин и кормящих матерей до исполнения ребенку одного года полноценным питанием и необходимыми лекарствами по заключению врачей – до 600 руб.;

Обеспечение малоимущих или нуждающихся семей средствами ухода за новорожденным ребенком – от 1000 до 1500 руб.;

Обеспечение питанием детей, находящихся на искусственном вскармливании (дети первого года жизни);

Обеспечение питанием кормящих матерей;

Ежемесячное пособие многодетным матерям, родившим 10 и более детей и воспитавших их до трехлетнего возраста – 500 руб.

Предлагаемые меры:

Ежемесячное пособие на детей дошкольного возраста, не посещающих детские дошкольные образовательные учреждения,

Ежегодное пособие на детей школьного возраста, посещающих образовательные учреждения.

Второе направление улучшения демографической ситуации в области воспроизводства можно назвать снижение смертности, увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь, в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста.

К 2015 году в качестве главной цели Национальной программы демографического развития устанавливается постепенная стабилизация численности населения России на уровне не ниже 140-142 млн. человек и формирование предпосылок последующего демографического роста. Ожидается сокращение естественной убыли населения до 270-275 тыс. человек, повышение суммарного показателя рождаемости до уровня 1,65-1,70, снижение младенческой смертности до 7-8 на 1000 родившихся живыми, снижение числа разводов и ежегодно производимых абортов (соотношение между абортами и родами составляет 139 на 100 при критическом уровне 70 на 100 (для сравнения: в Западной Европе - 15 на 100)), увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 70 лет. В 2009 году продолжительность жизни увеличилась до 69 лет. В феврале 2010 года заместитель председателя правительства России Александр Жуков заявил, что увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных проектов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.

Необходимость прогнозирования демографических процессов. 2.

Дать определение демографического прогноза. 3.

Исходные данные для разработки демографических прогнозов 4.

Основные отличия экстенсивного типа воспроизводства. 5.

Основные характеристики интенсивного типа воспроизводства 6.

В чем заключаются особенности суженного типа воспроизводства? Почему данный тип воспроизводства представляет собой негативную демографическую ситуацию? 7.

Какие показатели относятся к показателям воспроизводства населения? 8.

Что относится к показателям демографии? 9.

Охарактеризуйте коэффициент рождаемости как интегральный показатель воспроизводства населения. 10.

В чем сущность метода ретроспективной экстраполяции при разработке демографических прогнозов? 11.

Охарактеризуйте метод передвижки возрастов при разработке демографических прогнозов. 12.

Назовите ключевые факторы воспроизводственного поведения населения. 13.

Перечислите основные направления улучшения миграционной ситуации в Российской Федерации. 14.

Где используются расчетные оценки демографических прогнозов? 15.

Что находится в основе разработки прогнозов воспроизводства населения? 16.

Что находится в основе разработки прогнозов миграционного поведения людей?

Улучшение в России демографической ситуации, пристальное постоянное внимание к демографической политике в стране – одна из самых главных, самых важных заслуг В.В. Путина в должности Президента РФ.

В президентских посланиях 2003, 2004, 2005 годов В.В. Путин подчёркивал важность положительного демографического развития России. Для повышения качества жизни российского населения президент подчеркнул необходимость устранить демографический спад, увеличить продолжительность жизни людей, уменьшить масштабы алкоголизма, наркомании и беспризорности детей, улучшать здоровье населения.

В послании президента в 2006 году В.В. Путиным был предложен целый комплекс действенных мер для улучшения жилищных условий и материального положения семей. В частности, поступило предложение о введении родового сертификата и повышении денежных пособий по уходу за ребёнком. В этом же послании впервые было озвучено понятие «материнского капитала», предлагаемого в качестве стимула для рождения второго ребёнка.

Материнский капитал

С 1 января 2007 года в действие вступил Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 г. Согласно его положениям, семьи, в которых появился второй и последующие дети обеспечиваются государственным сертификатом размером 250 тысяч рублей, размер которого ежегодно индексируется (в 2014 году — 429 408,5 руб.). Воспользоваться сертификатом можно спустя 3 года после рождения ребёнка (из данного правила есть исключения), потратив сумму сертификата на улучшение жилищных условий, образование ребёнка или пенсионные накопления матери. Никаких налогов с материнского капитала не взимается. Программа по выплате материнского капитала действует до 31 декабря 2016 года. Существует высокая вероятность, что срок действия данной программы будет продлён.

Согласно статистике, материнским капиталом в России уже воспользовалось более 4,5 миллионов семей.

В 2007 году Путиным был подписан важный документ в сфере демографической политики – Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года. В рамках этой программы из бюджета выделялись и продолжают выделяться значительные денежные средства на увеличение роста рождаемости.

07.05.2012 года Путиным подписан Указ «О мерах по реализации демографической политики в РФ». В документе даны поручения правительству о необходимости принять меры к повышению коэффициента рождаемости в стране, увеличению продолжительности жизни населения, обеспечить финансовую поддержку регионам с неблагоприятной демографической ситуацией, и к решению ряда других важных задач в сфере демографической политики.

С 1 января 2013 года в 50 российских регионах (тех, где коэффициент рождаемости ниже среднего по стране) действует программа по выплате пособий семьям при рождении третьего и последующих детей. Поручение по подготовке данной программы президент России В. В. Путин дал Минздравсоцразвитию РФ весной 2012 года. По мнению Путина, в нашей стране должна стать нормой семья с тремя детьми.

Цифры и статистика

Начиная с 2000 года, население РФ сокращалось примерно на 1 млн. человек в год. С 2007 года (началом запуска демографических программ) численность российского населения стала стабилизироваться, а уже с 2010 года – увеличиваться. В 2012 году впервые за 20-летнюю историю России убыль населения понизилась до нуля. В 2013 году численность населения РФ увеличилась впервые с советских времён.

Несмотря на многочисленные меры, принимаемые Президентом РФ В.В. Путиным и Правительством РФ в области демографической политики, проблем в данной сфере остаётся немало. Россия пока не преодолела демографический кризис, и говорить о стабилизации численности российского населения тоже рано. Чтобы преодолеть демографический кризис, от государства потребуются огромные усилия и инвестиции. Но серьёзная работа, которая ведётся В.В. Путиным в данном направлении, даёт основания надеяться, что демографические проблемы в стране будут успешно решаться.

Страница 1

О демографической ситуации на территории Марёвского муниципального района за 2012 год и задачах по улучшению демографической ситуации на территории района на 2013 год.
За 2012 год на территории района родилось 32 ребёнка (предполагалось планом 40). Умерли 100 человек. Как и в предыдущие годы среди населения района происходит тенденция «старения». Средний возраст населения района составляет 44,9 лет, в то время как по области он 41,2. и даже средний по сельским населённым пунктам по области 43,3, причём разница среднего возраста мужчин и женщин также присутствует: 41,5 и 47,8 лет. В районе проживает от 0 до 17 лет несовершеннолетних граждан 695 человек; трудоспособного возраста 2574 человека; старше трудоспособного возраста и пожилых 1463 человека. Граждан в возрасте от 20 до34 лет, как принято, составляющих молодые семьи, на которые возлагается основная надежда на повышение уровня рождаемости, по статистическим данным зарегистрировано в районе 761 человек (389 мужчин и 372 женщины), однако фактически постоянно проживают в районе только половина из них по причине обучения в профессиональных учебных заведениях и работы в городах из-за недостаточного количества свободных рабочих мест в районе и невостребованности по полученному ими профессиональному образованию. В 2012 году в районе зарегистрировано 22 брака и 17 разводов супругов (планировалось соответственно 38 и 18). Преобладание показателя смертности над рождаемостью, в первую очередь, объясняется преобладанием численности пожилого населения над молодым, тем не менее анализ смертности за 2012 год показал, что основной причиной явились последствия сердечно-сосудистых заболеваний, причём далеко не в пожилом возрасте, только 30 из 100 умерших в 2012 году – находились в очень пожилом возрасте с «почтенным» диагнозом «генерализованный атеросклероз»; 45 «сердечно-сосудистых»- либо не лечившиеся, либо «просмотренные» медициной, либо те, кто вёл не совсем здоровый образ жизни. Кроме того среди причин смертей имеются и несчастные случаи-11, прямые последствия алкогольных интоксикаций-9, а также онкологические заболевания-7. Следует отметить, что в 2012 году заметно «стабилизированы» и снижены такие показатели как количество абортов (их число составило 11, что в два раза меньше прошлогоднего и в три - 2010 года) и расторжений браков.

Все вышеуказанные статистические показатели по состоянию демографии в районе за 2012 год являются основой анализа проводимой работы по улучшению демографической ситуации на территории района, а также планирования дальнейшего проведения мероприятий по остановке демографического спада.

С целью улучшения демографической ситуации в районе в 2012 году продолжалась работа в соответствии с муниципальной целевой Программой по улучшению демографической ситуации на территории района на 2010-2015 годы, Комплексным планом по повышению рождаемости на 2011-2012 годы, организующим центром этой работы являлся Совет по реализации демографической политики, действующий в районе с 2010 года.

Что сделано за прошедший год:

В целях укрепления института семьи проводились торжественные церемонии (с участием в поздравлениях членов Совета) бракосочетания для 12 супружеских пар, впервые вступающих в брак; торжественные церемонии 8 юбилейных свадеб с участием в поздравлениях Главы муниципального района; приглашение на чествование молодых супругов на районные торжественные мероприятия, проводимые в Доме культуры. День семьи, День матери, День защиты детей, День семьи, любви и верности (памяти святых Петра и Февронии) – проводились не только как отдельные районные торжественные мероприятия, а целым комплексом мероприятий, организаторами которых выступали работники учреждений культуры, образования, спорта, специалисты социальной защиты, молодёжной политики, ЗАГСа, с проведением различных акций, конкурсов творческих работ, выставок и изготовления буклетов. Особое внимание уделялось молодым семьям, совместными усилиями заведующей отделом ЗАГС Горкиной М.Р и специалиста по молодёжной политике Голубевой Н.В. удалось привлечь к участию в различных мероприятиях 19 молодых пар; закрепилась практика чествования молодых семей, торжественно отмечались «юные юбилеи» свадеб: ситцевые, розовые и другие. В районном отделе ЗАГС совместно с настоятелем прихода Церкви Успения Божьей Матери о. Константином ежемесячно проводились консультационные дни для граждан с «горячей телефонной линией» по вопросам семьи и брака. Участвовал священнослужитель и в ряде других мероприятий, как торжественных, так и встречах, уроках, беседах по вопросам демографии со школьниками и семейными парами. Для старшеклассников проводились Уроки семьи, в том числе заведующей отделом ЗАГС Горкиной М.Р. Проводилась также и индивидуальная работа с 5 парами, проживающими совместно, но ещё не зарегистрировавшими брак. По линии молодёжной политики проводилась работа клуба молодой семьи и консультационного пункта для молодых семей.

Проводились торжественные церемонии имянаречения новорожденных в ЗАГСе с вручением памятной медали, кроме того, торжественное чествование новорожденных проводилось на 5 общерайонных праздниках.

Следует отметить, что финансирование на приобретение подарков для церемоний чествования супружеских пар, новорожденных, юбиляров осуществлялось Администрацией района. В целях поддержки семей в районе действовала система 15% скидок на приобретение свадебных колец в универмаге Марёвского РайПО, 10% скидок на различный ассортимент товаров для новорожденных в магазинах Марёвского РайПО и «Детство».

В 2012 году через отдел социальной защиты населения 12 молодым матерям выплачена адресная материальная помощь во время беременности на компенсацию проезда на консультации в Великий Новгород, приобретения витаминов, усиление и улучшение качества питания и другие нужды, а также в соответствии с утверждённым в районе Комплексным планом по повышению рождаемости на 2011-2012 год 22 молодым матерям выплачено по 5,5 тыс.руб. при регистрации ребёнка. Проводилась глубокая индивидуальная работа с женщинами, планировавшими аборты, в результате которой 4 женщины изменили своё решение. В 2012 году через отдел Пенсионного Фонда вручено 15 сертификатов на «Материнский капитал», отделом социальной защиты принято 1 заявление на «Семейный капитал», которые позволят улучшить жилищные условия семей с детьми. Учреждениями образования района полностью удовлетворена потребность в детских садах, приём в которые ведётся в районе с очень раннего ясельного возраста; за прошедший год приостановлена работа детского сада д. Новая Русса по причине отсутствия детей с сохранением помещения, выделено новое помещение под детский сад в д. Седловщина также по причине снижения контингента детей.

В 2012 году Советом по улучшению демографической ситуации через работу районной антинаркотической комиссии были предприняты шаги по изменению ситуации с употреблением алкоголя населением района посредством реализации мероприятий целевой программы «Комплексные меры противодействия наркомании, токсикомании, алкоголизму и табакокурению в Марёвском муниципальном районе на 2010-2013 годы», а также подпрограммы по ресоциализации граждан, злоупотребляющих или злоупотреблявших алкоголем, однако в связи с отсутствием штатного врача-нарколога, а также отсутствием рабочих мест для трудоустройства данной категории граждан, реализовать запланированные мероприятия не удалось.

В 2012 году заметно активизировалась роль районного совета ветеранов в проведении мероприятий «активного долголетия»: клуб «Воскресные встречи», участие в конкурсах и смотрах, удалось в этом году впервые провести даже спартакиаду среди пожилого населения, проведение торжественных поздравлений юбиляров, а также меры социальной поддержки: качественное пенсионное обеспечение, контроль за направлением в госпиталь ветеранов войны и труда, организация надомного социального обслуживания, активное привлечение волонтёров для оказания помощи пожилым людям – всё это направлено на повышение качества жизни пожилых людей, которые и составляют большую часть населения района.

Отделом социальной защиты муниципального района в 2012 году оказана адресная социальная поддержка 662 гражданам на сумму 562,6 тысяч рублей, в том числе 130 родителям с детьми; привлечено дополнительно «спонсорских» средств на оказание адресной социальной поддержки 243 гражданам на сумму 279 тысяч рублей.

В 2012 году Администрацией района предпринимались шаги через Программу добровольного переселения соотечественников из-за рубежа привлечь в район молодые семьи: из 5 поданных по программе запросов положительно решение получили 4, однако минимальный список вакансий рабочих мест не позволил проводить эту работу шире.

«Слабые места» реализации демографической политики в районе:

1.Слабое экономическое развитие района, а именно: отсутствие выбора рабочих мест или в ряде отдалённых деревень их полное отсутствие, создают ситуацию оттока из района молодёжи и молодых семей, которые являются фундаментом повышения уровня рождаемости.

2.Значительная часть профилактической работы по культивированию здорового образа жизни, антинаркотической-антиалкогольной пропаганды направлена на детей и подростков, а не на взрослое население, которое продолжает «убывать» по этим причинам, а также разрушается большое количество семей.

3. Недостаточная воспитательная работа со школьниками и молодёжью по привитию культуры семейных отношений, воспитанию культа семьи и рождения детей способствует снижению количества официально вступающих в брак, ограничению рождения детей.

4. Расторжение браков в семьях, имеющих несовершеннолетних детей, проходит через судебные инстанции, которые «не заинтересованы» в сохранении семьи и не входят в систему профилактики Совета по улучшению демографической ситуации, что затрудняет оказание своевременной помощи для предотвращения развода супругов.

5.Низкий уровень материальной обеспеченности населения, недоступность получения своевременных качественных медицинских услуг врачей «узких специальностей» для жителей района, минимальный охват населения профилактическими медицинскими осмотрами, отсутствие культа здорового образа жизни приводит к высокому уровню смертности трудоспособного населения.


Предложения для работы по улучшению демографической ситуации в районе на 2013 год:

1.Ходатайствовать перед Главой района и Главами сельских поселений о создании дополнительных рабочих мест для молодёжи, стимулировании развития индивидуального предпринимательства, сельскохозяйственного производства, ходатайствовать перед ГОКУ «Центр занятости» о включении молодёжи в программы профессиональной переподготовки, обеспечении квотирования рабочих мест для молодёжи; рассмотреть возможность создания на базе пустующих помещений в д.Седловщина и д. Старь сельскохозяйственных предприятий социальной реабилитации при лечении алкогольной зависимости.

2.Обязать ГОБУЗ «Марёвская ЦРБ» обеспечить качественное медицинское обслуживание населения врачом-наркологом, направление в областной наркологический центр «Катарсис», для социальной поддержки в реабилитационное лечебное учреждение п. Торбино с целью снижения уровня алкоголизации населения. Организовать работу по заинтересованности руководителей предприятий и организаций, Глав сельских поселений в «кодировании» злоупотребляющих алкоголем работников и жителей.

3.Подключить к профилактической и организационной работе Совета по улучшению демографической ситуации в районе Администрации сельских поселений для получения достоверной и своевременной информации о микроклимате семей, особенно молодых.

4.Пригласить к сотрудничеству по своевременной профилактике расторжений браков судью.

5. Всем профилактическим службам района шире пропагандировать здоровый образ жизни, в том числе добиться массовости и заинтересованности в проведении спартакиады взрослого населения. В ходе проведения районных мероприятий различной направленности особое внимание уделять участию в них молодых семей.

6. Обязать учреждения образования, культуры, спорта пересмотреть систему воспитательной работы со школьниками и молодёжью по привитию культуры семейных отношений, воспитанию культа семьи и рождения детей, изучить современный имеющийся опыт в других регионах.

7.Рассмотреть на заседаниях Совета интересные примеры опыта других регионов по культивированию семейных ценностей, организации жизни «сельской общины» и другие, с целью закрепления молодёжи на селе, укрепления семей; рекомендовать провести такую же работу Главам сельских поселений.

8.Шире привлекать молодые семьи в район через Программу добровольного переселения соотечественников из-за рубежа.

9. Активизировать участие в различных целевых программах, конкурсах для молодых семей на селе.

10.Повысить информационное обеспечение мероприятий по улучшению демографической ситуации в районе.

11.Практику проведения мероприятий, имевших положительный опыт в 2012 году, продолжать.


Ильина О.И., заместитель Главы муниципального района, из материалов доклада на заседании Совета по улучшению демографической ситуации в районе.
страница 1

Владимир Путин назвал обострение демографической ситуации в РФ предсказуемой тенденцией. «Имею в виду спад во время Великой Отечественной войны, и примерно такой же спад в середине 90-х годов в связи с огромными проблемами, которые возникли в экономике, и, по сути, развалом в социальной сфере», — пояснил президент.

В ходе Координационного совета по реализации национальной стратегии действий в интересах детей российский лидер призвал «принять комплекс мер, которые позволят стабилизировать, не допустить снижения численности населения России в предстоящее десятилетие» — фактически перезагрузить демографическую политику.

На первый план, по словам президента, выходит поддержка многодетных семей, а также семей со скромными доходами, создание дополнительных стимулов для рождения второго и третьего ребенка. Особое внимание Путин призвал уделять молодым семьям.

Так, президент предлагает ввести с 2018 года ежемесячные выплаты молодым семьям при рождении первого ребенка до достижении им полутора лет. Сумма будет исчисляться из размера прожиточного минимума ребенка, установленного в регионе.

Владимир Путин , президент РФ: «В среднем она составит в 2018 году 10 523 рублей, в 19-м году — 10 836 рублей, в 20-м году — 11 143 рублей. При этом выплата будет адресной. Думаю, справедливо в первую очередь поддержать тех, кто действительно нуждается».

Кроме того, в России могут продлить программу материнского капитала до 31 декабря 2021 года, а также расширить сферу его применения. Маткапитал можно будет использовать и на оплату услуг дошкольного образования — на уход и присмотр за ребенком с двухмесячного возраста. Особо нуждающиеся семьи могут начать получать ежемесячные выплаты со счета маткапитала, подчеркнул Путин.

Путин сообщил о подготовке специальной программы по ипотеке для семей со вторым или третьим ребенком — они смогут рассчитывать на субсидирование государством процентной ставки сверх 6% годовых. Возможностями такой программы смогут воспользоваться семьи, в которых с 1 января 2018 года рождается второй или третий ребенок.

Также российский лидер потребовал ликвидировать очереди в ясли для детей от 2 месяцев до 3 лет по аналогии с мерами, принятыми в отношении детских садов. «Сейчас заявления поступили от родителей более 326 тысяч детей. Такое же количество ясельных мест запланировано создать в предстоящие два года», — сказал президент РФ.

Отдельно президент отметил проблему с качеством детской медицинской помощи. Он отметил, что в последние годы был совершен «хороший рывок» в создании в регионах перинатальных центров, однако состояние большинства детских поликлиник оставляет желать лучшего. И потребовал проработать этот вопрос. Федеральный бюджет в ближайшие три года будет ежегодно выделять по 10 млрд рублей регионам РФ на реконструкцию и оснащение детских поликлиник, сказал российский лидер.

По мнению главы государства, реализация предложенных им мер по улучшении рождаемости в стране даст результат.

Владимир Путин : «Речь идет о будущем страны, о том, чтобы в России рождалось как можно больше детей, и чтобы условия их жизни улучшались, улучшалось медицинское обслуживание».

Что сделано

2. Совет Безопасности рассмотрел вопросы улучшения демографической ситуации

Ниже приведены фрагменты Стенографического отчета о совещании Совета Безопасности 20 июня 2006 г ода, посвященном мерам по реализации Послания Федеральному Собранию . Президент подчеркнул в своем выступлении, что у нас крайне мало глубоких исследований по демографической проблематике. Предложил преобразовать Совет по реализации приоритетных проектов в Совет по национальным проектам и демографической политике . С докладом о мерах по улучшению демографической ситуации выступил Первый заместитель Председателя Правительства РФ и Первый заместитель председателя Совета Д.А.Медведев. В его выступлении конкретизированы некоторые положения Послания-2006 и представлены оценки планируемых расходов на реализацию мер по стимулированию рождаемости - 81,7 миллиарда рублей (без учета затрат на материнский капитал). Это примерно в 1,5 раза больше, чем все расходы на материнские и детские пособия в 2005 году.

В.ПУТИН : …

Наша встреча посвящена сегодня мерам по реализации Послания Федеральному Собранию, и сегодня мы подробно остановимся на трех основных направлениях – это технологическая модернизация экономики, улучшение демографической ситуации и укрепление национальной безопасности России.

Сразу скажу, что все эти задачи тесно связаны друг с другом. Так, уровень военной безопасности напрямую зависит от темпов роста экономики и технологического развития. В свою очередь демографическая ситуация более благополучно будет складываться в стране, которая не только достигнет высоких социальных стандартов, но в которой люди смогут на длительное время, чувствуя себя в безопасности, планировать свою жизнь. Поэтому, действуя по каждому из этих направлений, мы обязаны видеть их взаимозависимость и решать проблемы комплексно.

Сегодня по всем обсуждавшимся вопросам и по всем вопросам, которые мы будем обсуждать, нужно наметить конкретные, реалистичные, кардинально меняющие ситуацию меры. Одного лишь анализа положения дел здесь недостаточно.

Уважаемые коллеги, важнейший блок вопросов, детально представленный в Послании, – это меры по улучшению демографической ситуации. Здесь наша задача – добиться снижения смертности и повышения рождаемости, а также повысить эффективность миграционной политики. Это позволит стабилизировать численность населения России уже в ближайшие годы.

Критическое сокращение народонаселения страны впервые было отмечено в 1993 году и приобрело с тех пор устойчивый характер. Фактически мы стоим сегодня у кризисной черты. За 13 последних лет число умерших граждан страны превысило число родившихся на 11,2 миллиона человек. Если ничего не делать, то к концу ХХI века население России уменьшится вдвое. Очевидно, что пока нас в какой-то мере спасают активные миграционные потоки или, во всяком случае, выравнивали положение. Эту тенденцию нужно грамотно развивать, определив выгодные для России и ее граждан правила приема иммигрантов. Причем воздействовать на миграцию проще, чем на рождаемость и смертность.

О мерах по стимулированию рождаемости уже начиная с 2007 года подробно было сказано в Послании. Напомню, что там были сформулированы конкретные меры поддержки семей, решивших родить второго ребенка. Предложено кардинально увеличить пособия по уходу за ребенком, компенсацию затрат за детское дошкольное воспитание, выплачивать так называемый материнский капитал. Эти и другие предложения, прозвучавшие в Послании, должны иметь и четкую законодательную основу, и действенные механизмы реализации.

Полагаю, что сегодня будут сформулированы ключевые направления долгосрочной демографической политики . Она должна учитывать все аспекты, в том числе преодоление высокой смертности. Надо самым внимательным образом проанализировать ее причины. Сейчас ее уровень остается самым большим в Европе. Свыше 700 тысяч человек ежегодно умирают в России в трудоспособном возрасте. При этом подчеркну, что глубоких исследований по демографической проблематике у нас крайне мало. Необходимо сделать эту работу системной, целенаправленной. Нам нужна такая информация и такой анализ.

Предлагаю преобразовать также Совет по реализации приоритетных проектов в Совет по национальным проектам и демографической политике . Это поможет более эффективно координировать работу в данной сфере.

Итогом нашего обсуждения должны стать конкретные решения по организации дальнейшей работы.

И перед тем как перейти к докладам, хотел бы в заключение своего вступительного слова сказать: начиная с начала 90-х, в середине 90-х и практически вплоть до сегодняшнего дня мы в основном занимались латанием дыр и выживанием. У нас сейчас есть все возможности заглянуть в завтрашний день и сформулировать долгосрочную стратегию развития страны по всем критическим направлениям.

Дмитрий Анатольевич, пожалуйста.

Д.МЕДВЕДЕВ:

Улучшение демографической ситуации безусловно является ключевым фактором устойчивого развития нашей страны. Сокращение населения ограничивает социально-экономический потенциал России, создает реальную угрозу ее безопасности будущему нашего государства и российской нации.

Уже сегодня в центральных районах происходит старение и вымирание населения, а многие территории Сибири и Дальнего Востока из-за миграционного оттока становятся практически безлюдными. Не буду нагнетать, но картина действительно безрадостная: в 2005 году в России умерло 2,3 миллиона человек, а количество новых рождений – 1,5 миллиона. На 100 женщин репродуктивного возраста сейчас приходится 134 родившихся, что значительно ниже уровня, необходимого для воспроизводства населения, простого воспроизводства населения.

Для оздоровления демографической ситуации федеральными и региональными органами государственной власти и раньше принимались определенные меры, в частности, в результате работы по улучшению качества медицинской помощи за последние пять лет в учреждениях родовспоможения удалось на четверть снизить материнскую и младенческую смертность. Однако существенного улучшения демографической ситуации не произошло, и главными причинами этого являлось отсутствие системного подхода и недостаточное финансирование демографических программ.

В Послании Президента Российской Федерации в текущем году названы основные проблемы и предложены меры кардинального характера. Таких мер три, они названы Владимиром Владимировичем сейчас: это снижение смертности, эффективная миграционная политика и повышение рождаемости.

Безусловно, что названные меры должны быть сопряжены с реализацией основных приоритетов государства. Один из основных демографических факторов – высокая смертность, главными причинами которой являются сердечно-сосудистые заболевания, алкоголизм, наркомания и дорожно-транспортные происшествия. Причем среди умерших почти треть – это люди трудоспособного возраста. Из них 80 процентов – это мужчины. Только в дорожно-транспортных происшествиях у нас ежегодно гибнет порядка 40 тысяч человек – это население небольшого среднеевропейского города.

Как известно, показатели здоровья отрицательно сказываются и на продолжительности жизни. В России сегодня в среднем этот показатель составляет 65,5 года, в том числе у мужчин – 59 лет, у женщин – 72 года.

Необходимо отметить, что в целом ряде посланий Президента исправление ситуации в здравоохранении и, как следствие, укрепление здоровья нации были определены как приоритетная задача. Очевидно, что сегодня наши граждане мало заботятся о своем здоровье, и положительную динамику можно ожидать только при активном воспитании нормального, здорового образа жизни и развитии культа здоровья. Ключевыми здесь являются меры, предусмотренные национальным проектом «Здоровье». В его рамках уже реализуется профилактика сердечно-сосудистых недугов, инфекционных и других заболеваний. Будут также подготовлены отдельные программы снижения предотвратимой смертности и травматизма, в том числе на производстве. Предусматривается и дальнейшее развитие учреждений родовспоможения.

Будут разработаны и меры своевременной и качественной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. В этих целях необходимо сформировать комплекс мер, направленных на специальную подготовку медицинского персонала и служб, обеспечивающих дорожно-транспортную безопасность, а также оснащение больниц скорой медицинской помощи современным оборудованием, в том числе машин скорой медицинской помощи – устойчивой оперативной связью.

Важный аспект демографического развития, требующий отдельного обсуждения, это миграция. Отмечу только, что в настоящее время специально созданной межведомственной рабочей группой разрабатывается государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников из-за рубежа . Этот предмет требует, безусловно, отдельного доклада. В целом наша миграционная политика должна быть, конечно, ориентирована на привлечение квалифицированных специалистов, законопослушных людей, уважающих традиции и культуру России. Миграция – это как раз та сфера, где требуется четкая линия государства, ее тесная увязка с потребностью рынка и законами развитияотдельных территорий.

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета Безопасности, коллеги!

В Послании Президента определен важнейший блок конкретных шагов по повышению рождаемости . 7 июня текущего года распоряжением Правительства был утвержден сводный план мероприятий по реализации основных положений Послания Президента. В его разделе «Решение демографических проблем» предусматривается подготовить в кратчайшие сроки проекты федеральных законов и постановлений Правительства о повышении государственных пособий гражданам, имеющим детей, а также о компенсации затрат на дошкольное воспитание и содержание ребенка в опекунских и приемных семьях, включая заработную плату приемных родителей. Кроме того, будет разработан необходимый пакет документов по углубленной диспансеризации детей-сирот. И, наконец, законодательство о самом принципиальном шаге – предоставлении первичного материнского капитала женщине при рождении второго ребенка .

На проведение этих мероприятий без учета расходов на предоставление базового материнского капитала предполагается предусмотреть в проектах федерального бюджета и бюджетов государственных фондов на следующий год 81,7 миллиарда рублей. Это общий размер расходов. В общем объеме расходов с учетом тех расходов, которые запланированы на материнский базовый капитал, мы ожидаем, что обязательства федерального бюджета по демографическому проекту составят около 195 миллиардов рублей в год , и это без учета индексации. Это серьезные средства, и, конечно, необходимо разрабатывать очень серьезный механизм, позволяющий контролировать их расходование.

Первые выплаты сумм базового материнского капитала , который должен быть предоставлен этим матерям на родившихся после 1 января 2007 года детей, предполагается осуществить с 2010 года, после достижения ребенком трехлетнего возраста . Эти средства могут быть использованы либо на приобретение жилья с использованием ипотеки или других форм кредитования, или на образование детей, или на пенсионное накопление женщин . Мы также должны предварительно организовать учет матерей, родивших второго ребенка в указанные сроки , в целях неукоснительного исполнения заявленных государством обязательств.

Около 53 миллиардов рублей будет направлено на увеличение размеров пособий женщин по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет . Предполагается, что для работающих женщин размер пособия будет составлять 40 процентов от заработка. При этом максимальный размер заработка, который учитывается при исчислении пособия, предлагается установить в сумме, не превышающей 15 тысяч рублей . Эта сумма является максимальной и при расчете пособия по временной нетрудоспособности. Впервые пособие в размере 1,5 тысячи рублей на первого ребенка и трех тысяч рублей на второго и последующих детей начнут получать и неработающие женщины. Проект соответствующего федерального закона уже подготовлен и согласовывается с федеральными ведомствами.

На компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание в размерах, указанных в Послании Президента, предусмотрено 8 миллиардов рублей . Однако возвращение женщины к полноценной трудовой деятельности во многом будет зависеть от скоординированных действий властей всех ветвей власти и всех уровней власти, от того, удастся ли приостановить необоснованный рост цен на услуги детских садов и предоставить в них место каждой семье, желающей отдать туда ребенка. Не секрет, что уже сегодня очередь в эти учреждения составляет около 900 тыс. человек. И с учетом предполагаемого роста рождаемости в 2007 и 2008 годах она может еще более возрасти.

Субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям будет необходимо направить усилия на создание достаточной сети дошкольных учреждений , предусмотреть меры по обеспечению их квалифицированными педагогическими кадрами, современными программами оздоровления и воспитания детей. Родители должны быть уверены, что в детском саду созданы надлежащие условия для полноценного, качественного развития их ребенка.

Компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание предполагается осуществлять на условиях софинансирования с участием субъектов Российской Федерации . Безусловно, что доля такого софинансирования должна устанавливаться с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов. При этом важно, чтобы регионы не снижали свои затраты на дошкольные учреждения, а сохраняли и повышали тот уровень, который достигнут сегодня, а также координировали свою работу в муниципальных образованиях.

Одна из базовых задач демографической политики также состоит в сокращении числа детей-сирот и детей, находящихся в детских домах и интернатах . Правительство готовит программу материального стимулирования: устройство в семьи сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она включает единовременное пособие при всех формах такого устройства, она также включает увеличение выплат на содержание ребенка в семье опекуна и в приемной семье, а также увеличение заработной платы приемным родителям в размерах, которые определены Посланием Президента. На эти цели предусматривается выделить почти семь миллиардов рублей.

В качестве ключевой задачи мы определили устройство под опеку и в приемные семьи около 80 тысяч детей-сирот . Подчеркну, что эта задача в первую очередь региональных и муниципальных органов. И им следует весьма ответственно отнестись к подбору семей, которым доверяются дети. Параллельно должна вестись реструктуризация интернатных учреждений. В них необходимо максимально создать условия, которые приближаются к условиям в нормальной полноценной семье. Важно сформировать и базу данных о детях, которые остались без попечения родителей, а также организовать мониторинг и патронаж этих детей в государственных учреждениях и приемных семьях. У нас пока такая база в нормальном виде отсутствует.

В 2007 году намечена диспансеризация более 200 тысяч детей-сирот , находящихся в интернатных учреждениях. Одновременно предполагается провести оценку качества оказания медицинской помощи этим детям. По итогам будет разработан комплекс мер для проведения оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Они должны позволить обеспечить дальнейшую социальную адаптацию детей и передачу их на воспитание в семью.

Уважаемые члены Совета Безопасности! Коллеги!

Очевидно, что для решения такой комплексной проблемы, как демография, необходимо внимание ко всем ее составляющим. Правительство предполагает использовать программный подход, который найдет отражение в плане первоочередных мер по улучшению демографической ситуации. Особенное внимание предполагается уделить проблемам семьи, и прежде всего, молодой. В развитие национального проекта «Доступное и комфортное жилье» формируется предложение по повышению доступности ипотечных кредитов для молодых семей с детьми . Предлагаем стимулировать внедрение так называемого перекредитования, предусматривающего снижение налоговой долговой нагрузки на заемщика в случае рождения детей, а также возможность снижения ставки кредитования в случае общего снижения ставок на российском ипотечном рынке.

Вместе с тем подчеркну, что нельзя сводить проблемы семьи только к пособиям и к жилью . В целом задача государства – поднять престиж семьи, имеющей детей , наладить новые формы работы и, соответственно, заниматься пропагандой семейных ценностей. И одно из усилий федерального уровня должно быть в том, чтобы привлечь регионы к этой работе .

Специальные меры предусмотрены для кардинального изменения демографической ситуации на селе и, прежде всего, в вопросах охраны здоровья сельчан, повышения доступности медицинской помощи с использованием современных информационных технологий, таких как телемедицина, например. Не следует забывать, что на селе, несмотря на все трудности, действительно сохраняются пока еще традиции большой и многодетной семьи. И мы должны помочь людям, которые живут в сельской местности, укрепить эти традиции и поддержать их.

Многие из перечисленных мер тесно связаны с задачами, решаемыми в рамках приоритетных проектов. В этой связи будем работать по той схеме, которая предложена Президентом, имея в виду преобразование Совета по реализации национальных проектов в общий Совет по национальным проектам и демографической политике . Этот механизм работы уже сложился. И в целом есть резон продолжить работу таким образом.

Очевидно также, что масштабная демографическая программа должна опираться на совершенную систему статистического учета, которая дает более полные данные о состоянии демографических процессов и дает обоснованные прогнозы, а также сопровождается серьезным информационным обеспечением. Понятно, что исправить демографическую ситуацию за три-пять лет невозможно . И наряду с первоочередными необходимы долгосрочные меры . Главная из них – это изменение отношения граждан к деторождению, повышение их ответственности за собственное здоровье, соответственно создание условий для комфортной жизни семей, в которых воспитываются дети .

В заключение я хотел бы подчеркнуть, чтобы в следующем году мы смогли приступить к решению поставленных задач, уже в ближайшее время необходимо завершить работу над основными нормативными актами как по линии Правительства, так и актами высшей юридической силы, то есть нацзаконами, отладить основные финансовые и социальные механизмы, сделать их четкими и понятными для людей . Решения, которые будут приняты сегодня Советом Безопасности, станут для нас непосредственным руководством к действию.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: