Creativenn - Портал рукоделия

Прихожан Анна Михайловна, 06.09.1946 - 20.05.2015

Доктор психологических наук, профессор.

Профессор кафедры проектирующей психологии, заведующая лабораторией психологии эмоций Центра практической психологии Института психологии им. Л.С.Выготского Российского государственного гуманитарного университета.

Заместитель председателя диссертационного совета РГГУ по психологическим наукам.

Член Экспертного совета РГНФ, эксперт РФФИ.

Член редколлегии журналов «Психологические исследования», «Вестник РГГУ. Сер. «Психологические исследования».

Область научных интересов и сфера научной деятельности: с пециалист в области психологии личности, психологии эмоций, эмоционально-личностных нарушений, практической психологии. Область научных интересов- эмоционально-личностные особенности в детском возрасте. Основное направление исследований связано с психологией развития Я-концепции, возрастными особенностями эмоционально-личностных нарушений в рамках психологической нормы.

А.М. Прихожан разработана оригинальная концепция негативных эмоционально-личностных образований как барьеров личностного развития, в том числе концепция возникновения и закрепления тревожности как личностного образования. Серьезный вклад ею внесен в проведение международного исследования, связанного с изучением оценки риска загрязнения окружающей среды свинцом для здоровья детей в городах. Совместно с Н.Н. Толстых ею проведен цикл исследований по изучению особенностей психического развития детей в детских домах и школах- интернатах, психологической диагностики и отбора кандидатов в замещающие родители. Создан ряд оригинальных психодиагностических и психокоррекционных методик в области психологии развития.

  • Психология тревожности. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб. Питер, 2007,- 20,16 + CD ROM
  • Психология неудачника. СПб.: Питер 2009- 16 п.л.
  • Младший школьный возраст в социально-психологическом контексте// Антология социальной психологии возраста/под ред. М.Ю.Кондратьева. М., 2010. - 8,1 п.л.
  • Социальная психология развития в младшем школьном возрасте// Социальная психология развития: учебник для бакалавриата и магистратуры/ под ред. Н.Н.Толстых. М.: Изд-во Юрайт. 2014. Гл. 11. С.304-353. – 2,5 п.л.
  • Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.. – 25 п.л.(в соавторстве с Толстых Н.Н.)
  • Прихожан А.М. Психологическая служба в современном образовании. СПб.: Питер, 2009 (под ред. И.В.Дубровиной) (в соавтор с И.В.Дубровиной, А.Д.Андреевой, Н.Н.Толстых и др.). – 25 п.л.
  • Прихожан А.М. .Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители [Текст] А.В.Махнач, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. – 218 с. Библиогр. 205-218.

Награды: Лауреат Премии Президента РФ в области образования (1996), Правительства РФ в области образования (2006) в составе научного коллектива.

Психология сиротства : Научный контекст, история, экспериментальное исследование проблемы

Посвящается нашему учителю, Лидии Ильиничне Божович

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Часть первая. МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

I . Пс ихическая депривация

1. Депривация: слово, термин, понятие

2. Виды депривации

2.1. Сенсорная депривация

2.2. Двигательная депривация

2.3.Социальная депривация

II . Детско-родительские отношения: смена парадигмы

1. Идеология матернализма

2. Материнство как исторический миф

3. Психоистория стилей воспитания

4. Материнство как социокультурный феномен

5. Этнопсихология материнства

6. Пост-, ко- и префигуративные культуры

7. Материнство и национальные традиции

8. Материнство и смена поколений

9. Роль отца в развитии ребенка

III . Психология привязанности

1. Понятие привязанности

2. Типы привязанности

3. Материнский инстинкт

4.Импринтинг

5. Существует ли импринтинг у человека?

6. Базисное доверие к миру

7. Роль привязанности в психическом развитии

IV . Жизнь и развитие детей, лишенных материнской заботы

1. Материнская депривация «естественные эксперименты»

2. Фактор времени

3. Фактор заботы. Моно- и политропность

4. Материнская депривация в историко-культурном контексте

Часть вторая . ДЕТИ ИЗ ДЕТСКОГО ДОМА

I . Из дошкольного детского дома - в школу

1. Игры детей младшего школьного возраста

2. Изучение готовности к школьному обучению

2.1. Тест Керна-Йирасека

2.2. О чем рассказал нарисованный человечек

2.3. Феномены Пиаже

2.4. Просто взрослый или учитель?

2.5. Трудные и легкие задачи

2.6. Легко ли выполнять правила?

II . Развитие в период школьного обучения

1. Специфика интеллектуального развития

1.1. Коэффициент интеллекта (IQ)

1.2. Вербальный и невербальный интеллект

1.3. Трудные и легкие субтесты

1.4. Хорошо ли учится умный?

1.5. Влияние пребывания в детском доме на развитие интеллекта

2. Развитие мотивационно-потребностной сферы

2.1. Три желания

2.2. Временная перспектива и профессиональное самоопределения

3. Становление Я- концепции

3.1. Определение понятий

3.2. Ранние этапы формирования Я-концепции

3.3. Развитие Я-концепции в подростковом возрасте

3.3.1. Метод попарного сравнения

3.3.2. Образ Я в прямом автопортрете

3.3.2.1. «Я среди людей»

3.3.2.2. «Мое поведение»

3.3.2.3. «Взрослый ли я?»

3.3.2.4. «Мои умения и интересы»

3.3.2.5. «Моя самооценка»

3.3.3. Образ Я в зеркальном автопортрете

3.3.4. Возрастная специфика образа Я

4. О любви к себе

5. Идентичность: тождественность и целостность

6. Гендерная идентичность

7. Этапы становления идентичности

III . Общение со взрослыми и сверстниками

1. Проблемы в общении со взрослыми как ведущие факторы и показатели дезадаптации

1.1. Методика программированного наблюдения: Карта Стотта

1.2. Синдромы дезадаптации у воспитанников детского дома

2. Реакция на фрустрацию

2.1. Фрустрация и ее изучение

2.2. Реакция на фрустрацию у воспитанников детского дома

2.3. Поведение в конфликтах со взрослыми и сверстниками

3. Поиск оптимальных форм общения детей-сирот со взрослыми

IV . Личность в условиях психической депривации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

Учебник продолжает лучшие традиции анализа подросткового периода развития, имеющиеся в отечественной и зарубежной психологии и отраженные в целом ряде посвященных этому книг и учебников, но в то же время являет собой совершенно оригинальную и по форме, и по содержанию разработку этой проблематики. Достоинством учебника является сочетание глубокого анализа теоретических проблем с предельно конкретными практическими рекомендациями, а также с такой подачей диагностического инструментария, которая позволяет грамотно его использовать в деятельности будущего психолога-консультанта, школьного психолога, социального психолога равно в сфере образования и в ряде областей социальной сферы. Учебник предоставляет необходимый материал как для теоретического анализа и обсуждения проблематики отрочества, так и для практической работы с подростками. Авторы учебника - А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых являются авторитетными исследователями в области детской, возрастной и практической психологии.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Разработана по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» В. Кондаша. Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них чело­век оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, зависимы от особенностей развития у учащихся интроспекции.

    Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указывает­ся фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.

    Инструкция . На следующих страницах перечислены ситуации, с ко­торыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, страх.

    Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите одну из цифр справа 0, 1, 2, 3, 4. Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите цифру 0. Если она немного волнует и беспокоит вас, обведите цифру 1. Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2. Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3. Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее, и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обве­дите цифру 4. Ваша задача представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степени эта си­туация может вызвать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.

    Текст методики

    Отвечать у доски

    Пойти в дом к незнакомым людям

    Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

    Разговаривать с директором школы

    Думать о своем будущем

    Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить

    Тебя критикуют, в чем-то упрекают

    На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

    Пишешь контрольную работу

    После контрольной учитель называет отметки

    На тебя не обращают внимания

    У тебя что-то не получается

    Ждешь родителей с родительского собрания

    Тебе грозит неудача, провал

    Слышишь за своей спиной смех

    Сдаешь экзамены в школе

    На тебя сердятся (непонятно почему)

    Выступать перед большой аудиторией

    Предстоит важное, решающее дело

    Не понимаешь объяснений учителя

    С тобой не согласны, противоречат тебе

    Сравниваешь себя с другими

    Проверяются твои способности

    На тебя смотрят, как на маленького

    На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

    Замолчали, когда ты подошел (подошла)

    Оценивается твоя работа

    Думаешь о своих делах

    Тебе надо принять для себя решение

    Не можешь справиться с домашним заданием

    Методика включает ситуации трех типов:

    1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

    2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

    3) ситуации общения.

    Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Дан­ные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице 1.

    Таблица 1.

    Вид тревожности

    Номер пункта шкалы

    Школьная

    Самооценочная

    Межличностная

    Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, по­казатель по всей шкале - общего уровня тревожности.

    Таблицы стандартных данных, позволяющих охарактеризовать показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах.

    Таблица 1

    тревожности

    Школьная

    тревожность

    Общая тревожность

    1 - нормальный

    2 – несколько

    3 - высокий

    4 – очень высокий

    5 «чрезмерное» спокойствие

    меньше 30

    меньше 17

    меньше 17

    меньше 10

    меньше 35

    меньше 23

    Таблица 2

    тревожности

    Межличностная

    тревожность

    Самооценочная тревожность

    1 - нормальный

    2 – несколько

    3 - высокий

    4 – очень высокий

    5- «чрезмерное» спокойствие

    меньше 11

    меньше 12

    Методика 8. «Шкала самоуважения»

    Описание методики : методика состоит из 10 утверждений, предусматривающих 4 варианта ответов («полностью согласен», «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен»). Методика позволяет выявить наличие двух факторов в «Я-концепции» - самоунижения и самоуважения – и их соотношение. Они могут быть параллельно представлены в «Я- личности». Опросник даёт возможность фиксировать преобладающие настроения, состояния, позиции подростка, тревожность, активность, общительность, лидерство, чувство межличностной безопасности, отношение взрослых к учащемуся.

    Материал : стандартный бланк обследования.

    Бланк ответов

    Ф.И._________________________________________

    Дата __________________________________________

    Возраст ________________________________________

    Класс __________________________________________

    Методика проведения : студент предлагает ученику текст опросника, бланк ответов и следующую инструкцию: « Вам необходимо оценить по 4-х бальной шкале 10 утверждений: «полностью согласен», «согласен», «не согласен», «абсолютно не согласен» и занести свои ответы в бланк».

    Текст опросника.

      Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере не менее, чем другие.

      Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

      Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.

      Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.

      Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

      Я к себе хорошо отношусь.

      В целом я удовлетворён собою.

      Мне бы хотелось больше уважать себя.

      Иногда я ясно чувствую свою беспомощность.

      Иногда я думаю, что во всём нехорош.

    Обработка результатов . Подсчитывается количество баллов по шкалам. Так утверждения «полностью согласен», « согласен» по утверждениям 1, 3, 4., 6, 7 и «не согласен», «абсолютно не согласен» по утверждениям 2, 5, 8, 9, 10 характеризуют высокий уровень самоуважения и низкий уровень самоунижения.

    Аналогично утверждения «полностью согласен» или «согласен», по пунктам 2, 5, 8, 9, 10 и «не согласен», «абсолютно не согласен» по пунктам 1, 3, 4., 6, 7 характеризуют высокий уровень самоунижения и низкий уровень самоуважения.

    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: